Купить билеты на спектакль "блажь". Одесский академический русский драматический театр - спектакль "блажь"

Художественный руководитель постановки –
народный артист России,
лауреат Государственных премий России
ЛЕОНИД ХЕЙФЕЦ

Режиссёр-постановщик –
АЛЕКСЕЙ ЛИТВИН

Художник-постановщик –
заслуженный деятель искусств Украины ГРИГОРИЙ ФАЕР

Музыкальное оформление – ЕВГЕНИЯ ЕРМАКОВА

Помощник режиссёра – АЛЬБЕРТ СОЛДАТОВ

Любовь, всепоглощающая, как море, любовь, чарующая, как сказка, любовь, туманящая, как морок, любовь, безжалостная, как палач, любовь, пришедшая слишком поздно, любовь, уходящая навсегда... Судьба послала главной героине этой истории – русской помещице-вдове Серафиме Сарытовой именно такую любовь. И ради неё она готова совершить самые невероятные безрассудства, переступить через все препятствия, нарушить самые священные запреты... Однако у её родственников и домочадцев совсем другой взгляд на сложившуюся ситуацию. Ведь объект её любви – брутальный молодой красавец Степан Баркалов – кладезь пороков: игрок, мот, гуляка: его главная цель – деньги Серафимы, и он не намерен отступать. А на попечении влюблённой героини – две юные девушки, её сёстры и крестные дочери, на которых у циничного Баркалова есть свои особые виды
Эта пьеса, написанная Александром Николаевичем Островским в 1880 году в соавторстве с П. М. Невежиным, была настолько смела, пикантна и откровенна для своего времени, что с трудом прошла цензуру. Да и сегодня её сюжет ничуть не утратил своей остроты и актуальности.
Интрига, закрученная как тугая пружина, естественные жизненные ситуации, яркие характеры персонажей, мудрый тонкий юмор - и звучащий как музыка язык классической русской пьесы – всё это ждёт Вас в спектакле «Блажь».

  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title

Действующие лица и исполнители:

Серафима Давыдовна Сарытова, вдова-помещица, попечительница и крестная мать своих сестер заслуженная артистка Украины Юлия Скарга
Ольга сестры и крестницы Сарытовой Елена Ященко
Настя Юлия Макаренко
Ольга Салтыкова
Семен Гаврилыч Бондырев, богатый помещик заслуженный артист Украины Михаил Дроботов
народный артист Украины Олег Школьник
Прасковья Антоновна, жена его, сестра отца Сарытовой заслуженная артистка Украины Наталья Дубровская
заслуженная артистка Украины Лариса Коршунова
Степан Григорьевич Баркалов, управляющий имением Сарытовой, молодой человек Евгений Богнибов
Михаил Игнатов
Гурьевна, уездная сваха и комиссионер, переносчица вестей и попрошайка Валентина Прокофьева

Марья, горничная Сарытовой

заслуженная артистка Украины Светлана Горчинская
Нелли Чуран

Лизгунов, очень богатый молодой человек, сосед Сарытовой Сергей Юрков
Митрофан, воспитанник Гурьевны Владимир Лилицкий

Продолжительность – 2 часа 20 минут

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЬЕСЫ
В конце 70-х годов XIX столетия начинающий драматург Петр Михайлович Невежин, вдохновлённый творчеством знаменитого Островского, написал несколько пьес, которые, однако, были не пропущены государственной цензурой.
Из воспоминаний Невежина: "Сбитый окончательно с толку, я отправился к Островскому и рассказал свои злоключения. Сюжет моей последней пьесы ему очень понравился, и он одобрил сценарий, но прибавил: "Едва ли вам удастся поладить с цензурой". Тогда я, набравшись смелости, чистосердечно обратился к нему: "Помогите мне. Без ваших указаний я решительно пропаду. Может быть, вы мне окажете большую честь и, переработав пьесу, удостоите меня чести быть вашим сотрудником". Так появилась комедия "Блажь", которая впоследствии была напечатана в "Отечественных записках" Салтыкова-Щедрина; Александр Николаевич внес в мою работу живые сцены, прельстившие Михаила Евграфовича".
К работе над "Блажью" Островский приступил в конце 1879 года, а 26 декабря 1880 года состоялось первое представление пьесы в московском Малом театре. В спектакле были заняты лучшие представители труппы: в частности, роль Ольги исполнила впоследствии легендарная Мария Ермолова.
В конце XIX – начале ХХ столетия "Блажь" обошла все провинциальные сцены и удержалась в репертуаре многих театров до революции 1917 года. Впоследствии эта пьеса ставилась редко.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПОСТАНОВКИ - ЛЕОНИД ЕФИМОВИЧ ХЕЙФЕЦ
Народный артист России. Родился в 1934 году в Минске.
Первое образование - Белорусский политехнический институт.
Театральное образование - режиссёрский факультет ГИТИС (курс А. Д. Попова и М. О. Кнебель).
С 1963 по 1970 год работал режиссёром в Центральном Академическом театре Советской Армии, в 1988-1994 годах - главный режиссёр этого театра.
В 1971-1986 годах работал режиссёром в Малом театре.
В 1986-88 – во МХАТе имени А. П. Чехова.
С 1998 года - режиссер Московского Академического Драматического театра имени В. В. Маяковского.
Профессор Российской академии театрального искусства. Профессор Театрального института имени Б. В. Щукина.
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1991) - за постановку спектакля «Павел I» в ЦАТСА и Международной премии им. К. С. Станиславского (2008) в номинации "за вклад в развитие театральной педагогики".
Кавалер Ордена Почёта (2010).
Педагог и наставник членов режиссёрской коллегии Одесского академического русского драматического театра Алексея Литвина и Михаила Чумаченко.

Вы А.Н. Островского читаете?

Не в смысле в школе, а сейчас, время от времени. Если хочется научиться строить диалоги, в переписке или вживую, надо читать Островского. Вот уж мастер диалогов, непревзойденный.

И желательно еще регулярно смотреть его пьесы в театрах, только в хороших.

Я все хочу про спектакли в московском театре им. Маяковского по Островскому написать. Про каждый отдельно. Но москвичам стоит туда самим сходить, посмотреть хотя бы на С. Немоляеву, которая несмотря на преклонный возраст, демонстрирует на сцене такое мощное женское обаяние, которому молодым девушкам надо учиться (внучке ее до бабушки очень далеко). Именно на сцене, на экране она не такая.

В спектакле "Бешеные деньги" есть монолог Телятева в исполнении прекрасного (идеального Телятева) Виталия Гребенникова, где изложена вся суть внутренних и внешних ресурсов. Телятев говорит Лидии, что он, она и другие московские кутилы, привыкли к бешеным деньгам, они прилетают и улетают, бесполезно пытаться их удерживать, они все улетят, потому что эти деньги чужие, это кредиты, на которые можно пить, есть, играть, но потом приходят кредиторы, описывают имущество, сажают в долговую яму, но кормить их дорого и поэтому вскоре их выпускают и они опять могут пытаться ловить бешеные деньги, которые все чаще и чаще летят мимо, поскольку сменились времена и бешеных денег осталось мало. А вот муж Лидии, которого она бросила за занудство, человек деловой и деньги зарабатывает сам, поэтому деньги его любят, растут и никуда от него не улетают, все приносят ему пользу.

Вот прекрасный Гребенников:

В том же спектакле "Бешеные деньги" появляется Глумов, этакий мелкий хищник, который специально искал и нашел себе вдову, соблазнил и стал у нее управляющим, не скрывая от друзей, что собирается ее разорить за год. Телятев восхищается, что Глумов нашел место, где еще остались бешеные деньги.

А вот в спектакле "Блажь" - целиком история про такого хищника, который стал управляющим имением и разорил его. Эту пьесу Островский писал в соавторстве, расскажу сюжет тем, кто не в курсе. Главная героиня Сарытова, женщина, опекающая двух своих несовершеннолетний сестер. В спектакле ее сделали их матерью, вероятно, чтобы не объяснять подробности опеки и родства. У сестер неплохое состояние, но Сарытова влюбляется в мелкого хищника, Баркалова, обаятельного и дерзкого недоучку-гимназиста, делает его управляющим, и он постепенно ее разоряет. Лес вырубается, скот распродается, лошадей почти не осталось, Сарытова вся в долгах, поскольку Баркалов любит гулять на широкую ногу и очень много проигрывает в карты. Весь быт посвящен только ему, он издевается над барышнями (реальными хозяйками) и творит все, что душе угодно, как настоящий самодур. Сарытова же боится только одного, что Баркалов ее бросит и ее "женское счастье" закончится. Она говорит только о поразившей ее любви. Встревоженные родственники приезжают и пытаются Сарытову спасти, ну и спасают в конце кое-как.

Точным образом Островским показана женщина в глубокой любовной аддикции. Татьяна Аугшкап Серафиму Сарытову очень хорошо играет. Серафима вроде и понимает, что несет ответственность за младших сестер (в спектакле в Маяковского - дочек) и спускает на ветер их имущество, но не может остановиться. Нет у нее сил и нет воли, это она даже рефлексирует кое-как, но не может ни в чем отказать любовнику из-за страха его потери. Баркалов чуть что пикует, а когда она сливается, подкрепляет положительно, и держит ее на крепкой привязи, при том что отталкивает чуть что.

Актер, играющий Баркалова, (я с Всеволодом Макаровым видела) на хищника не похож, прямо скажу. Вроде и понятно, что режиссер подобрал самого симпатичного парнишку, вроде и сексапил максимальный попытался задать, и лоск вроде есть, и энергия даже, но до хищного шарма актеру очень не хватает спонтанности, в некоторых сценах он напоминает стриптизера из Красной шапочки, демонстрирующего дамам обнаженную мускулатуру. Мужики, не нужна ваша мускулатура, не демонстрируйте ее. Нет, пусть будет, конечно, но не демонстрируйте. Пусть дамы сами ее высматривают. Надо быть очень непринужденными, свободными и даже расслабленными, если хотите иметь шарм. Ноль зажимов = 100% спонтанность. В недавней истории про Иру, девушек и дискотеку это все вроде бы поняли.

Вот Макаров:

А в целом спектакль очень хороший. Даже Баркалов в некоторых сценах хорош. Просто задача у актера сложная и он кое-где переигрывает от старания. Сложно обычному человеку сыграть демона. В театре этом есть куда более талантливые актеры (там вообще отличный актерский состав), но режиссеру (Ю. Иоффе) видимо хотелось еще и красавчика, что в общем правильно. Но получилось что Телятев в "Бешеных деньгах" (Гребенников) намного более обаятельный, хотя и не такой красивый, и вообще не хищник там, а раздолбай.

В том же спектакле "Блажь" в театре Маяковского есть великолепная женская роль и великолепный образ. Помещица Бондарева (в исполнении Елены Мольченко).

Вот на это женщины, особенно женщины в возрасте, тоже должны посмотреть, как выглядит строгая, взрослая, очень деловая, в полном смысле слова величественная дама, насколько это может быть красиво в динамике, и пластике, и в речи, и привлекательно, для всех представителей мужского пола, без исключения. Она там то с плеткой ходит (на лошадях приехала), то с трубкой курительной, то есть режиссер хорошо понимает, что это за образ (Госпожа), но это то самое некрасовское "посмотрит - рублем одарит" в полной мере, царственная осанка, грация, принципиальная несуетливость и женственность безо всяких сомнений, несмотря ни на мощь, ни на возраст, ни на доминантный нрав.

Помещица Бондарева в конце пьесы предлагает наглому мерзавцу Баркалову место управляющего в своем богатом доме (чтобы спасти от него Сарытову), сразу предупреждая, что будет с ним жестко и строго обходиться и учить его хозяйству, но он охотно соглашается, поскольку надеется обаять ее и соблазнить. Но зрителям понятно, что скорее она сделает из этого щенка человека, чем он сможет хоть как-то повлиять на такую женщину-скалу. То есть у маленького хищника появляется реальный шанс образумиться "в хороших руках".

Понимаете, чем такие дамы от штурманих отличаются? Почему им действительно иногда удается перевоспитать кого-то?

И может кто-то смотрел эту пьесу в этом театре или в других?

А вообще Островского смотрите? Читаете? Любите его?

В Малом драматическом театре произошло нечто удивительное: на большой сцене вышел спектакль без претензии на звание шедевра или на философское осмысление современного бытия или на многочасовое пристальное зрительское внимание. «Блажь» - компактная, качественная безделица с роскошными актерскими работами, с сочными текстами и целой обоймой персонажей, которые впечатываются в сознание, как герои старых советских фильмов по Гоголю и Островскому.

Женщина бальзаковского возраста, до сих пор вполне благообразная, вдруг по уши втрескалась в управляющего и забыла о хозяйстве, дочерях и их будущем. К счастью, вовремя появляется строгая, но справедливая родственница, наводит везде порядок, а жулика-управляющего увозит в свое имение, чтобы человека из него сделать. Придумал всю эту ахинею некий Невежин, тогдашний графоман, а Островский по долгу службы (он в московском Малом театре был ведущим драматургом - то же, что нынче главный режиссер) довел ее до потребного вида. Обычно в подобных случаях Островский не афишировал свое авторство, но здесь, видно, слишком много пришлось доводить.

Создатели нынешнего спектакля всякую дидактику упразднили. Тетка (Татьяна Рассказова) является, но, сражаясь за благонравие родственницы, успевает сама втрескаться в смазливого мальчишку. Так что получается полуторачасовой анекдот о том, как одна тетка у другой любовника увела. И вот этакую пустышку актеры разыгрывают точно как в московском Малом театре: нутром или, как еще говорят, «маслом» - темпераментно, энергично, но не без изящества. Совсем юным стажерам (управляющий и одна из дочерей) эти театральные премудрости даются с трудом, а вот Рассказова, Акимова, Мучеников, Никифорова, Ростовский купаются в кружевах нюансов и полутонов, с наслаждением раздувая слонов из мух.

В этом гротескном переборе столько же остроумия, сколько в идее выстроить на сцене вместо сада (где происходит действие в пьесе) оранжерею в натуральную величину со всем вызывающим тропическим изобилием: пальмами, фикусами и прочая. Так что с первых мгновений становится понятно: речь пойдет о современных людях. И современная, хоть и шуточная, история в спектакле тоже есть: сюжет развивается не сам собой, им заправляет одна из дочерей (Инна Степанова). Ей надо усадить на место управляющего своего жениха. Глядя на мать, она убеждается, что самый верный движитель - похоть, и наряжает тетку в корсет на пару размеров меньше, чтобы управляющий оценил по достоинству ее бюст и по доброй воле переехал к ней. Ну а тетке при таком муже, который засыпает на пятом поцелуе, всякий молодчик подойдет. Собственно, ей для полного счастья только его и не хватает. И все складывается как нельзя лучше.


Вы А.Н. Островского читаете?

Не в смысле в школе, а сейчас, время от времени. Если хочется научиться строить диалоги, в переписке или вживую, надо читать Островского. Вот уж мастер диалогов, непревзойденный.

И желательно еще регулярно смотреть его пьесы в театрах, только в хороших.

Я все хочу про спектакли в московском театре им. Маяковского по Островскому написать. Про каждый отдельно. Но москвичам стоит туда самим сходить, посмотреть хотя бы на С. Немоляеву, которая несмотря на преклонный возраст, демонстрирует на сцене такое мощное женское обаяние, которому молодым девушкам надо учиться (внучке ее до бабушки очень далеко). Именно на сцене, на экране она не такая.


В спектакле "Бешеные деньги" есть монолог Телятева в исполнении прекрасного (идеального Телятева) Виталия Гребенникова, где изложена вся суть внутренних и внешних ресурсов. Телятев говорит Лидии, что он, она и другие московские кутилы, привыкли к бешеным деньгам, они прилетают и улетают, бесполезно пытаться их удерживать, они все улетят, потому что эти деньги чужие, это кредиты, на которые можно пить, есть, играть, но потом приходят кредиторы, описывают имущество, сажают в долговую яму, но кормить их дорого и поэтому вскоре их выпускают и они опять могут пытаться ловить бешеные деньги, которые все чаще и чаще летят мимо, поскольку сменились времена и бешеных денег осталось мало. А вот муж Лидии, которого она бросила за занудство, человек деловой и деньги зарабатывает сам, поэтому деньги его любят, растут и никуда от него не улетают, все приносят ему пользу.

Вот прекрасный Гребенников:

В том же спектакле "Бешеные деньги" появляется Глумов, этакий мелкий хищник, который специально искал и нашел себе вдову, соблазнил и стал у нее управляющим, не скрывая от друзей, что собирается ее разорить за год. Телятев восхищается, что Глумов нашел место, где еще остались бешеные деньги.

А вот в спектакле "Блажь" - целиком история про такого хищника, который стал управляющим имением и разорил его. Эту пьесу Островский писал в соавторстве, расскажу сюжет тем, кто не в курсе. Главная героиня Сарытова, женщина, опекающая двух своих несовершеннолетний сестер. В спектакле ее сделали их матерью, вероятно, чтобы не объяснять подробности опеки и родства. У сестер неплохое состояние, но Сарытова влюбляется в мелкого хищника, Баркалова, обаятельного и дерзкого недоучку-гимназиста, делает его управляющим, и он постепенно ее разоряет. Лес вырубается, скот распродается, лошадей почти не осталось, Сарытова вся в долгах, поскольку Баркалов любит гулять на широкую ногу и очень много проигрывает в карты. Весь быт посвящен только ему, он издевается над барышнями (реальными хозяйками) и творит все, что душе угодно, как настоящий самодур. Сарытова же боится только одного, что Баркалов ее бросит и ее "женское счастье" закончится. Она говорит только о поразившей ее любви. Встревоженные родственники приезжают и пытаются Сарытову спасти, ну и спасают в конце кое-как.

Точным образом Островским показана женщина в глубокой любовной аддикции. Татьяна Аугшкап Серафиму Сарытову очень хорошо играет. Серафима вроде и понимает, что несет ответственность за младших сестер (в спектакле в Маяковского - дочек) и спускает на ветер их имущество, но не может остановиться. Нет у нее сил и нет воли, это она даже рефлексирует кое-как, но не может ни в чем отказать любовнику из-за страха его потери. Баркалов чуть что пикует, а когда она сливается, подкрепляет положительно, и держит ее на крепкой привязи, при том что отталкивает чуть что.

Актер, играющий Баркалова, (я с Всеволодом Макаровым видела) на хищника не похож, прямо скажу. Вроде и понятно, что режиссер подобрал самого симпатичного парнишку, вроде и сексапил максимальный попытался задать, и лоск вроде есть, и энергия даже, но до хищного шарма актеру очень не хватает спонтанности, в некоторых сценах он напоминает стриптизера из Красной шапочки, демонстрирующего дамам обнаженную мускулатуру. Мужики, не нужна ваша мускулатура, не демонстрируйте ее. Нет, пусть будет, конечно, но не демонстрируйте. Пусть дамы сами ее высматривают. Надо быть очень непринужденными, свободными и даже расслабленными, если хотите иметь шарм. Ноль зажимов = 100% спонтанность. В недавней истории про Иру, девушек и дискотеку это все вроде бы поняли.

Вот Макаров:

А в целом спектакль очень хороший. Даже Баркалов в некоторых сценах хорош. Просто задача у актера сложная и он кое-где переигрывает от старания. Сложно обычному человеку сыграть демона. В театре этом есть куда более талантливые актеры (там вообще отличный актерский состав), но режиссеру (Ю. Иоффе) видимо хотелось еще и красавчика, что в общем правильно. Но получилось что Телятев в "Бешеных деньгах" (Гребенников) намного более обаятельный, хотя и не такой красивый, и вообще не хищник там, а раздолбай.

В том же спектакле "Блажь" в театре Маяковского есть великолепная женская роль и великолепный образ. Помещица Бондарева (в исполнении Елены Мольченко).

Вот на это женщины, особенно женщины в возрасте, тоже должны посмотреть, как выглядит строгая, взрослая, очень деловая, в полном смысле слова величественная дама, насколько это может быть красиво в динамике, и пластике, и в речи, и привлекательно, для всех представителей мужского пола, без исключения. Она там то с плеткой ходит (на лошадях приехала), то с трубкой курительной, то есть режиссер хорошо понимает, что это за образ (Госпожа), но это то самое некрасовское "посмотрит - рублем одарит" в полной мере, царственная осанка, грация, принципиальная несуетливость и женственность безо всяких сомнений, несмотря ни на мощь, ни на возраст, ни на доминантный нрав.

Помещица Бондарева в конце пьесы предлагает наглому мерзавцу Баркалову место управляющего в своем богатом доме (чтобы спасти от него Сарытову), сразу предупреждая, что будет с ним жестко и строго обходиться и учить его хозяйству, но он охотно соглашается, поскольку надеется обаять ее и соблазнить. Но зрителям понятно, что скорее она сделает из этого щенка человека, чем он сможет хоть как-то повлиять на такую женщину-скалу. То есть у маленького хищника появляется реальный шанс образумиться "в хороших руках".

Понимаете, чем такие дамы от штурманих отличаются? Почему им действительно иногда удается перевоспитать кого-то?

И может кто-то смотрел эту пьесу в этом театре или в других?

А вообще Островского смотрите? Читаете? Любите его?


На Малой сцене Театра имени Маяковского показали первую премьеру 95-го юбилейного сезона. Малоизвестную пьесу Островского «Блажь», написанную драматургом в соавторстве с Петром Невежиным, поставил Юрий Иоффе.

Невежин был большим поклонником Островского и за перо взялся под его влиянием. Только, в отличие от Александра Николаевича, успехом драматург не пользовался, работы его никак не могли найти путь к зрителю. Тогда не слишком удачливый автор обратился к классику с просьбой стать его соавтором. Так на свет появилась комедия «Блажь», которая, впрочем, не смотря на имя Островского, большой популярности не имела. Поначалу ее поставили в Малом и Александринском театрах, но вскоре подвергли критике за «упадническое изображение дворянства», и пьеса затерялась на провинциальных подмостках.

Фабула по нынешним меркам проста и довольно избита. Вдова-помещица влюбляется в нахального управляющего, а тот, в свою очередь, играя чувствами хозяйки дома, методично ее обворовывает. На защиту героини встает родня и дети: дочки пытаются образумить мать, показав ей все несовершенства нашего мира. Но разве кто-то способен обуздать страсти дамы бальзаковского возраста, когда ее сердце наполнено последней искренней любовью? Вроде бы сама все понимает, но сделать ничего не может. И будто бы даже специально закрывает глаза на проделки ухажера.

Кому-то подобные отношения могут показаться капризом стареющей женщины или просто блажью, не стоящей внимания. Однако у Островского «Блажь» - не только личная драма героини и трагедия ее семьи, но и легкая комедия о влюбленной помещице и происках ее «верного» слуги. Приверженец классической трактовки, умеющий ставить «как написано», Юрий Иоффе выпустил костюмированный спектакль, погрузив публику в атмосферу конца XIX века. Декораций минимум: в центре - небольшая беседка, где стоит стол, под ним режиссер решил создать импровизированное ложе, предусмотрительно накрытое скатертью, чтобы до поры до времени держать зрителей в неведении. Находка достаточно нетривиальная, вызывающая в зале живой интерес. Публика сидит по кругу сцены и может наблюдать за действием с различных ракурсов. Артистам это создает определенные сложности, но они с честью справляются. Особо хочется отметить Михаила Кремера, сыгравшего управляющего Степана Баркалова, и Елену Мольченко, создавшую фактурный образ помещицы - родственницы главной героини. Необычную органику и яркую работу представила Анастасия Дьячук в роли младшей дочери помещицы.

При этом спектаклю необходимо набрать силу. На премьере артисты порой забывали о камерности пространства и играли, как для большого зала. Из-за этого появлялись совсем неуместные крупные штрихи и ненужная объемность. Там, где, казалось, проступали ростки остроумия и тонкого юмора, артисты неожиданно все сминали.

Остается загадкой и то, почему столь маститый режиссер, как Иоффе, решил поставить далеко не самую оригинальную и знаковую пьесу Островского? Возможно, пытался понять, чем привлек русского классика этот незатейливый сюжет, а заодно познакомить зрителя с этим произведением, придать забытой пьесе новое звучание и побороться с непростым материалом. Впрочем, Иоффе давно уже состоявший режиссер и может позволить себе любую прихоть и даже - «Блажь», особенно, если учесть, что публике она нравится.

Фото на анонсе: Екатерина Чеснокова/РИА Новости