Гостеприимная хозяйка: пиар самой себе. Спишите, употребляя нужные синонимы: гостеприимный, радушный или хлебосольный. Вставьте пропущенные буквы

Всем привет! Давайте поговорим о том, с чем каждому из вас придётся столкнуться по приезду в Россию. Совершенно верно! Вас пригласят русские знакомые или друзья к себе в гости. И вот тут обычаи разных стран в чём-то сходятся, а в чём-то кардинально отличаются друг от друга. Я предлагаю вам заглянуть вместе со мной в дом современного русского, а заодно и пополнить ваш словарный запас новыми выражениями о гостеприимстве.

Так что, добро пожаловать (в старину говорили «Милости просим, гости дорогие! Чем богаты, тем и рады!») к нам в гости!

Чем славится любой дом в первую очередь? Конечно, своим гостеприимством. Русские здесь не отстают от других народов. Есть даже такое выражение, которое до сих пор иногда можно услышать в наши дни – хлебосольный дом или хлебосольные хозяева . Раньше повсеместно хозяйка дома встречала гостей с хлебом и солью у входа в дом. Низко кланялась всем и предлагала съесть отломленный кусочек хлеба с солью (как символ дома, т.е. приобщения к нему). Таким образом подчёркивалась открытость души, чистота мыслей и доброжелательность всех присутствующих по отношению друг к другу. Сейчас этот обычай сохранился при встрече больших иностранных делегаций в аэропортах, на свадьбах, а также в провинциальных российских городах и деревнях. Зато смысл, который несёт это выражение остался. И будьте уверены, что если вы приглашены в гости к русским, то вас встретят самым лучшим образом, устроят праздник, и соберётся вся семья.

Запомните одно правило – не приходите в гости с пустыми руками! Важна не цена презента, а ваше внимание, а значит и уважение к дому тех, кто вас пригласил. Маленький сувенир, сладости, игрушка ребёнку – всё на ваше усмотрение.

Одна из форм русского речевого этикета – это пожелать перед принятием пищи всем присутствующим « приятного аппетита ». Эта наша традиция всегда желать друг другу приятного принятия пищи. А вы этой фразой дадите понять хозяйке дома, что готовы ей помочь осуществить её основную задачу – накормить и напоить вас досытаJ Раньше основную массу населения составляли деревенские жители – крестьяне. Расстояние между деревнями было большое и селяне были рады каждому заезжему туристу. Для него доставалась лучшая еда и питьё. Такой гость всегда уезжал с полным желудком, а заодно и рассказывал всем, с кем встречался по пути, у каких гостеприимных людей побывал.

А когда соберётесь покидать дом, обязательно поблагодарите хозяйку и хозяина дома за приём. Скорее всего вы услышите в ответ - « На здоровье! ». Общий смысл это слова созвучен со словом « пожалуйста », только шире и объёмнее. Вам действительно пожелают здоровья, богатства и процветания.

Ну, а если захотите, чтобы о вас думали, как о скромном и мудром человеке, который умеет ценить время людей, скажите напоследок – « В гостях хорошо, а дома лучше! ». Гарантирую, что вы навсегда останетесь желанным гостем в этом домеJ

Теперь вы готовы к посещению русской семьи. Осталось только достать красивую одежду, в которой вы бы пошли на важную встречу… Вот и всё. И, пожалуйста, не опаздывайте. Приходите вовремя. Вас будут с нетерпением ждать.

До новых встреч.

Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…

Н.М.Карамзин

Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте, а память о славных народных застольях, царских, дворянских и купеческих гастрономических пиршествах жива и поныне.

Что представляет собой понятие гостеприимство?

Оказывать гостеприимство - значит нести ответственность за благополучие гостя в течение всего времени, пока он находиться под вашим кровом.

А. Брийя-Саварэн

На мой взгляд, самое развернутое определение «гостеприимства» дается в библейском словаре. Согласно ему,

Гостеприимство - это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли.

Это щедрость души человека.

Это сочетание благородства, щедрости и уважения к людям.

Гостеприимный дом не бывает пуст, а его хозяин - одинок.

В других словарях даются менее развернутые, но похожие по смыслу определения. Например, в словаре В.И. Даля дается такая трактовка:

Гостеприимство - это радушие в приеме и угощении посетителей; безвозмездный прием и угощение странников.

Исследование традиций гостеприимства русского народа.

Великий князь Владимир Мономах в своих знаменитых "Поучениях" говорил, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу, так как он много путешествовал и много видел. А если он будет хорошо принят в гостях, то хорошая репутация о хозяине дома, а по нему и всей страны, распространится далеко за ее пределы.

И действительно, гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть.

Русская трапеза. Крестьяне за столом. XIX век

В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки на столе стояли ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от его крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны.

Традиционное русское чаепитие. XIX в. Б. Кустодиев - Московский трактир, 1916г

Так, в XVII в. встреча гостей и сама трапеза представляли собой целую церемонию:

К собравшимся гостям выходила в праздничном наряде хозяйка и приветствовала их, кланяясь в пояс. Гости отвечали ей земным поклоном. За тем следовала церемония целования: хозяин дома предлагал гостям почтить хозяйку поцелуем.

Гости по очереди подходили к хозяйке и целовали её. После снова кланялись ей, принимая из её рук чарку водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, это служило сигналом рассаживаться и приступать к трапезе. Церемониальный стол стоял в "красном углу", возле неподвижно приделанных к стене лавок, сидеть на которых тогда считалось более почётным, чем на приставных, т.к. считалось, что гость находится под покровительством святых.

Кроме подношения во время трапезы гостям хлеба с солью, хозяин церемонии, в знак особого уважения или приязни к кому-нибудь из своих гостей, мог сам положить какого-нибудь кушанье с опричной тарелки. Она специально ставившейся с ним рядом. При помощи своего слуги, хозяин посылал почётному гостю особое блюдо. Передавая это своеобразное послание, слуга, как правило, говорил: «Чтоб тебе, милостивый государь, кушать на здоровье».

Не только особым блюдом или местом, занятым за столом, можно было показать значимость гостя для хозяина дома. Например, считалось большой честью, если во время пира царь снимет со своего плеча шубу и подарит кому-либо из присутствующих.

Царский пир. XVI в.


С появлением в XVII в. трактиров, а позже, и ресторанов, традиции гостеприимства перекочевали и в них. Согласно Волковой В.И., к гостю относились с почтением и благоговением. Встречали с поклоном. Заботились о нем. Старались угодить малейшей прихоти гостя. Обслуживающий персонал знал не только имя гостя, но и его вкусы, предпочтения. На протяжении всего пребывания в ресторане, гость чувствовал себя необходимым, важным.

Как происходила встреча гостя, его облуживание и прощание с ним, я покажу на примере отрывка из книги Иванова Е.П. «Деревенские ярмарки, базары и кабаки»:

Здесь тяжелую дубовую дверь открывал швейцар, который с почтением раскланивался. На его лице было написано, что именно вас он и ожидал увидеть. Он передавал вас другим услужающим, которые вели вас в гардероб. Там занимались вашим разоблачением так ловко и бережно, что вы не замечали, как оказались без пальто - его принял один человек, без шляпы - ее взял другой, третий занялся тростью и галошами (если время было осеннее). Далее вас встречал на пороге зала величественный метрдотель. С видом серьезнейшим он сопровождал вас по залу.

Где вам будет удобно? Поближе к сцене, или вам будет мешать шум? Наконец место выбрали. Сели.

Словно из-под земли выросли два официанта. Они не смеют вступать в разговоры, а только ожидают распоряжений метрдотеля, а тот воркующим голосом, употребляя французские названия вин и закусок, выясняет, что вы будете есть или пить. Наконец, неслышно для вас он дает распоряжения официантам, которые мгновенно вновь появляются с дополнительной сервировкой и закуской. Метрдотель оставляет вас, чтобы через минуту вернуться и проверить, все ли в порядке. Два официанта стоят поодаль, неотступно следят за каждым вашим движением. Вы потянулись за солью, официант уже здесь с солонкой. Вы вынули портсигар, он около с зажженной спичкой. По знаку метрдотеля одни блюда сменяются другими. Нас всегда поражала ловкость официантов и память метрдотеля, который не смел забыть или перепутать, что вы заказали. При уходе все с вами почтительно раскланивались, так же бережно одевали, провожали до дверей.

Отражение традиций гостеприимства русского народа в современной деятельности предприятий индустрии гостеприимства.

Шло время. Гостиницы и рестораны развивались, а традиции гостеприимства стали неотрывной частью их деятельности. Стандарты сервиса вобрали в себя различные черты этих традиций.

Сегодня мы можем повсюду встретить отражение тех или иных традиций в приеме гостей. Так, например:

Встречу гостей на пороге дома, можно сравнить со встречей важных гостей в ресторанах или гостиницах, когда сам директор заведения приветствует прибывших.

Встреча гостей: Палас Отель Селигер.

А вот в чистом виде традицию подавать гостю хлеб-соль и стопку водки в современных условиях можно наблюдать разве что во время культурных фестивалей и стилизованных элементов официальных мероприятий, при встрече иностранных делегаций в аэропорту, обычай почтительного отношения к гостю в доме сохранился у русских буквально на уровне исторической памяти.

Угощение гостей чаркой водки или особым опричным блюдом можно сравнить с «комплиментом» в ресторане, т.е. бесплатным напитком или блюдом за счет заведения, которое предлагается всем гостям.

Как уже упоминалось выше, считалось большой честью, если во время пира царь снимет со своего плеча шубу и подарит кому-либо из присутствующих. Так вот, на сегодняшний день, если гость в свой день рождения приедет в гостиницу, или новобрачные поселятся в отеле, то в номере их будет ждать бутылка шампанского. Или же в ресторане могут подарить бутылку дорогого коллекционного вина.

Раньше считалось почетным сидеть на приставных лавках, или же ближе к хозяину и хозяйке дома. Сегодня почетные гости ресторанов или клубов могут сидеть в отдельных кабинках.

Предугадывание желаний гостя, как пример с солью и спичками, упомянутый выше, на сегодняшний день, считается первоклассным сервисом, который можно наблюдать в ресторанах первого класса. А в отелях это выражается тем, что сотрудники гостиницы стараются угодить малейшей прихоти гостя, и во время следующего его визита, все пожелания будут учтены.

В России существует множество традиций гостеприимства. Одни традиции сегодня успешно применяются в индустрии гостеприимства, другие же, как обычай у жителей Чукотки отдавать гостю на ночь свою жену, сохранились только в летописях и народном творчестве.

Таким образом, применение народных традиций гостеприимства очень важно для успешного развития отрасли ресторанного и гостиничного бизнеса не только в нашей, но и в любой другой стране. Заботой о госте и созданием правильной атмосферы вокруг него, можно мотивировать посетителя покидать ресторан (гостиницу) в хорошем настроении и возвращаться в него снова и снова.

Есть дома, в которые идешь в гости с удовольствием. Там непринужденная атмосфера, радушные хозяева, какая-то светлая и добрая аура. И даже если на столе будет чай с пустом (то есть без тортов, конфет и бутербродов), легкая беседа или наоборот интересная и захватывающая дискуссия о судьбах мира не даст обратить на это внимание. А есть дома, где и стол ломиться от явств и чистота идеальная, но хозяйка не улыбчивая, суетливая, постоянно одергивает детей, рычит на мужа и всё время смотрит на часы…

Как же прослыть гостеприимной хозяйкой? Как сделать так, чтобы в ваш дом хотелось приходить в гости?

1. Осознать или решить для себя, любите ли вы гостей. Честно признайтесь себе, нравиться ли вам, когда в доме много людей, шум, смех, разговоры, споры итд. Готовы ли вы провести вечер после работы не в кругу семьи, занимаясь вышиванием, а быть Хозяйкой, принимающей гостей, накрывать на стол, вести беседы, а потом конечно наводить порядок? Речь сейчас не идет о днях рождениях или праздниках, а о посиделках на кухне, может быть и в рабочий день. Если все перечисленное вызывает у вас восторг, интерес и вы уже думаете, чтобы такого приготовить, замечательно! Вам следующий совет не понадобиться. А вот если вы с ужасом рисуете в голове картину разрушенного семейного вечера, то просто предупредите своих знакомых и родственников, что в гости к вам можно попасть только заранее предупредив об этом. Не нужно стесняться, это ваш дом, ваша семья и вам решать хотите вы принимать гостей или нет. Настойчиво и доброжелательно повторяйте, что к вам в гости только «по звонку». Хорошие друзья и приятели обязательно поймут вас и не обидятся! Гораздо лучше честно сказать людям, что вы не можете их принять сейчас, чем со скучающим видом посматривать на часы.

2. Чистота-залог … успеха! Уверена, в дом, где опрятно, чисто и уютно вы пойдете с большим удовольствием, чем в тот, где нужно искать место, где присесть, разгребая банки, пластмассовые бутылки и грязные вещи. Я всегда говорю, что идеальная чистота не равно уют! Поэтому делать генеральную уборку перед каждым приходом гостей не стоит. Просто учитесь поддерживать порядок. Чистая раковина, унитаз, наличие чистых полотенец в ванной одни из важных составляющих домашнего порядка. Одна из участниц Флайвзлета написала, что главный плюс системы Флайледи состоит в том, что она теперь не боится прихода нежданных гостей. А ведь правда, если вы будете постоянно работать в зонах, гасить Хотспоты, избавляться от хлама итд., никакие гости не застанут вас в врасплох!

3. Хозяйка – лицо дома! Уж сколько раз твердили миру… выбросьте старые халаты с дырками и растянутые бесформенные свитера! Домашняя одежда должна быть такой, в которой вы без стеснения можете принять гостей. Любая женщина чувствует себя уверенней, когда она хорошо выглядит.

4. Чем богаты, тем и рады! Выражение замечательное, но вот когда хозяйка начинает рассказывать гостям, что на стол у неё поставить нечего, и ремонт ещё не доделан, поэтому везде грязно, и клеёнку новую на стол купить денег нет… Я думаю, все хотя бы раз сталкивались с подобным приёмом. Мне в такой дом второй раз идти не хочется. Поэтому даже если вы совсем не готовы к приему гостей, ваше улыбка, участие, приятная беседа смогут затмить небогатый стол!

5. Печенье для гостей. У нас на верхней полке в кухне стоит красивая жестяная банка с печеньем. И называется это «печенье для гостей» и трогать его строжайше запрещено. Если дома вечером в воскресенье совсем не оказалось сладкого, муж с глазами как у кота из Шрека просит у меня разрешение взять пару «гостевых» печенюшек к чаю и клятвенно заверяет купить в понедельник новое. Хорошая хозяйка всегда имеет дома коробку конфет или печенье. Они не занимают много места, но очень выручают, когда «в дверь внезапно позвонили». Если вы ведете кулинарную книгу, сделайте специальный раздел с быстрыми и легкими рецептами. У меня, например, всегда лежит в морозилке несколько пачек слоеного теста. Сделать из них слойки с повидлом или просто с сахаром дело 15 минут.

6. «Главней всего погода в доме…» Даже если вы прекрасно одеты, идеально сервировали стол, ваши скатерти накрахмалены, а раковина блестит, но вы решили перед гостями заняться воспитание детей или разборками с мужем, всё это вас не спасет! Нет ничего ужаснее, чем наблюдать ссору хозяев дома, хочется сквозь землю провалиться и уж точно больше не ходить к ним в гости. Пусть домашние неурядицы не станут достоянием общественности. Поверьте, это никому не интересно!

Быть гостеприимной хозяйкой просто! Будьте искренни перед собой и своими гостями!

Вам будет также интересно:

Хотите получать новости проекта "Домашние дела на лету" на свой электронный ящик? Оформите подписку, заполнив форму ниже и получите в подарок аудиокурс "5 секретов счастливой домохозяйки"

См. гостеприимство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. гостеприимность сущ., кол во синонимов: 5 … Словарь синонимов

Ж. отвлеч. сущ. по прил. гостеприимный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Гостеприимность, гостеприимности, гостеприимности, гостеприимностей, гостеприимности, гостеприимностям, гостеприимность, гостеприимности, гостеприимностью, гостеприимностями, гостеприимности, гостеприимностях (Источник: «Полная акцентуированная… … Формы слов

гостеприимность - Syn: см. гостеприимство … Тезаурус русской деловой лексики

гостеприимность - см. гостеприимный; и; ж … Словарь многих выражений

Гостеприимность, радушие, хлебосольство; радушный прием, хлеб соль Словарь русских синонимов. гостеприимство гостеприимность, радушие, радушный приём, хлебосольство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

Приветливость, хлебосольство, гостеприимность, сердечность, радушный прием, гостеприимство, ласковость Словарь русских синонимов. радушие см. гостеприимство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Р … Словарь синонимов

Гостеприимность, радушие, радушный прием, гостеприимство Словарь русских синонимов. хлебосольство см. гостеприимство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

ГОСТЕПРИИМНЫЙ, ая, ое; мен, мна. Радушный к гостям. Гостеприимные люди. Гостеприимно (нареч.) встретить. | сущ. гостеприимность, и, жен. и гостеприимство, а, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия

Книги

  • , Грачева Светлана, Базоева Виктория. Хороша страна Болгария! Золотые берега черноморских курортов и высококлассные горнолыжные трассы, античная архитектура и вросшие в землю церквушки с красочными фресками, целебные минеральные…
  • Болгария. Соборы Софии, Розовая долина, Солнечный берег, Ракия и Кашкавал , Светлана Грачева, Виктория Базоева. Хороша страна Болгария! Золотые берега черноморских курортов и высококлассные горнолыжные трассы, античная архитектура и вросшие в землю церквушки с красочными фресками, целебные минеральные…