Значение сказок в жизни человека. Сочинение на тему «Роль сказки в жизни человека

«Значение сказок в жизни человека»

В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений. Известный американский психолог Эрик Берн еще в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребенка.

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку. И чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенной в нее информации. А в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям.

Как пример - предлагаю разобрать сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическими признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента - скорее, сангвиник.

На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым - даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность - и его, с помощью обмана, съедает Лиса.

Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.

Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка, рассказывая ее:

1) Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, - так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.

2) Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.

3) Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души - люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии - человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться.

Как итог:

Не спешите отказывать. Когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, - все равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка...

Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок - не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес!

Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря, по желанию мамы помочь: «Я сам!»

Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.

Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.

Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.

Социальный педагог: Серебрякова Ю.А


Первыми книгами в жизни многих людей являются сказки. Мир этих произведений красочен, понятен каждому. Он особенно радует любящих фантазировать детей, удивляя разными магическими существами, мирами и историями, в которых главный герой всегда побеждает зло. Именно на таких произведениях, в том числе и на русских народных, выросло далеко не одно поколение добрых, отзывчивых и чутких личностей.

Роль сказки в жизни человека. Это одна из проблем, поднятых автором в тексте.

В наше время часто людей перестают радовать вещи и события, обычно вызывавшие у них восторг, всё надоедает и становится привычным. Лишь сказки остаются многогранными, в них всегда есть то, что можно не заметить с первого, второго и последующих прочтений.

По мере взросления, читая их раз за разом, мы находим новые морали, которые можно вывести из историй. Поэтому их важно читать не только в детстве, но и во взрослые годы.

Сказки - проводники в волшебные, «вожделенные» и прекрасные края, дарящие нам ответы на вопросы, задаваемые людьми из поколения в поколение. Человек всё своё существование спрашивает «о том, что всем важно и необходимо» и будет продолжать это делать. А сказочные произведения тем поистине и уникальны, что они дают ответы и на вопросы о судьбе, и в чем состоит счастье, и о многом другом.

Сказка является сборником мудрости, проверенной нашими предками, кладезем древних знаний.

И лишь живущий со нею в душе человек сможет внять тем ответам, которые даны ему произведением, причем оно ответит «не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет» .

Автор считает, что сказка играет важную роль в жизни человека, развивает его, воспитывает в нём доброту, отзывчивость, любовь к окружающему миру. «И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье. . . вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии»

Я согласна с автором и считаю, что сказки - важная часть как детства человека, так и его взрослой жизни. Они воспитывают в нас любовь к ближним, благодаря им мы погружаемся в волшебные миры, воспоминания о которых сопровождают нас всё существование, поддерживая в трудные минуты.

К этой проблеме обращались как русские, так и зарубежные авторы произведений. В романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти» друзья, пытаясь найти слабые стороны Того-Кого-Нельзя-Называть находят символ, смысл которого им никто не может объяснить. Разгадка этой тайны находится в сказках барда Бидля, и именно благодаря информации, содержащейся в этой книге, они смогли победить Волан-де-Морта и закончить войну, приведшую к страданиям многих магов.

Вспомним и роман Льва Гроссмана «Волшебники» . Квентин, казалось бы, выросший из возраста, когда все любят сказки, не перестаёт перечитывать своё любимое произведение - «Филлори и дальше» . Он вырос на этих историях, именно они помогли сформировать его характер. Застенчивый и скромный парень никогда не был в центре внимания, но когда узнал, что является волшебником, а Филлори действительно существует, то его знания об этой стране стали незаменимыми, лишь с его помощью друзья смогли попасть туда, чтобы уничтожить врага, губящего всю магию.

Таким образом, сказки - это одни из самых важных произведений в жизни людей, играющее большую роль для них на протяжении всей жизни.

Обновлено: 2018-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Значение сказок в жизни человека

У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смысл?
В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений. Известный американский психолог Эрик Берн еще в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребенка.
Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку. И чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенной в нее информации. А в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям.
Как пример - предлагаю разобрать сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическими признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента - скорее, сангвиник.
На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым - даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность - и его, с помощью обмана, съедает Лиса.
Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.
Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка, рассказывая ее:
1) Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, - так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.
2) Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.
3) Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души - люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии - человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться.
Как итог:
- Не спешите отказывать. Когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, - все равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка...
- Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок - не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес!
- Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря: «Я сам!»
Рекомендации родителям
- Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.
- Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.
- Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите с ребенком, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.


В тексте, предложенном нам для анализа, известный русский психолог и педагог Илья Константинович Барабаш поднимает проблему важности сказки в жизни современного человека.

Данная проблема сегодня актуальна как никогда, ведь погружаясь в бешеный ритм жизни современного общества, мы начинаем забывать о началах, о том, что помогало нам в детстве. Мы не задумываемся о том, что-то, что служило нам опорой в жизни раньше, может служить ориентиром и сейчас. Именно сказки закладывали в нас морально-эстетические и нравственные ориентиры, которыми мы руководствуемся и по сей день.

Для того, чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, писатель, во-первых, рассказывает о том, как близко мы воспринимали проблемы героев: «Мы действительно радовались за Ивана-царевича, жалели Маленького Мука». Это помогало сравнивать их поведение с нашим, делать выводы и поступать так, как поступил бы герой сказки. Во-вторых, автор рассказывает нам то, как хитрость побеждает силу, а смелость- подлость. Барабаш фактически перечисляет некоторые из тех уроков, которые мы извлекли, читая сказки: «Понятие силы относительно.

А если ты просто бескорыстно поможешь кому-то, то добро обязательно вернётся к тебе».

Автор считает, что мы должны смотреть на жизнь через призму сказки, но при этом не попадая во власть сказочных персонажей. Иными словами, мы должны уметь пользоваться советами, которые нам дала сказка, не забывая, что мы все же живем в реальном мире, а потому не всегда сказочные законы здесь работают.

Недаром данная проблема рассматривается в произведении Владимира Благова «Свободу Змею Горынычу!» Брат и сестра, проживая в современной квартире, вообще не интересуются книжками. Брат целыми днями играет в компьютер, сестра листает журналы - их не интересует выдуманный мир. Однажды, из-за стечения обстоятельств, они волшебным образом попадают в классическую русскую сказку, где они пользуются исключительно своей находчивостью и смелостью спасают сказочных персонажей, и счастливо возвращаются домой.

Научившись во время своих приключений, отваге, доблести и честности, они понимают, что мир сказок- это увлекательнейшая среда, где каждый может найти ответ на любой волнующий его вопрос. С тех пор они стали уделять гораздо больше внимания книжкам.

Другим примером является фильм «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф». Четверо детей, эвакуированных в Лондон из-за войны, случайно находят вход в параллельный мир, который населяют сказочные персонажи. Волею случая, на их плечи возлагается ответственность за весь этот мир, и они спасают его. В процессе, каждый из детей исправляет свой собственный главный недостаток характера, и обратно в Лондон они возвращаются совершенно другими людьми. Встреча со сказкой сильно помогла им изменить свою судьбу и себя самих в лучшую сторону.

Подводя итог, можно сказать, что сказка действительно играет очень сильную роль в жизни людей. Не даром гласит русская пословица: «Сказка - это сокровище народной мудрости».

Обновлено: 2017-05-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Одним из ярких воспоминаний из детства практически каждого взрослого человека является погружение в мир сказок. Между тем само количество таких взрослых сокращается, как это ни печально. Любящие родители еще с младенчества (а иногда и до рождения малыша) начинают ненавязчиво приобщать свое чадо к миру литературы через колыбельные, стихи и, конечно же, сказки.

Существует мнение, что именно этот литературный жанр помогает деткам в соответствии с их уровнем развития познавать окружающий мир, а родителям – показывать маленькому человеку разнообразные схемы человеческих взаимоотношений, оставляя при этом положительные впечатления у ребёнка.

Сказка для младенца

Но мало кто знает, что в разном возрасте дети воспринимают сказки по-разному. Сказанное выше про старших дошкольников. А самые маленькие разве способны что-то понять? Оказывается, для них сказки очень важны.

Пример (из жизни). Одна бабушка рассказала такую историю. Она приехала в гости к сыну, чтобы познакомиться с полугодовалым внуком. Когда малыша посадили ей на руки, тот разревелся. Бабушка в растерянности стала рассказывать плачущему ребёнку первое, что пришло в голову – небезызвестную «Репку». Мальчик стал явно вслушиваться и затих. Оказалось, отец рассказывал ему эту сказку, начиная с 2 двух месяцев.

Что же слышит такая кроха? Ребёнок и постарше понимает лишь отдельные слова. Маленькие детки слышат эмоциональную окраску речи взрослого и осваивают ритмический рисунок родного языка. Это главное. Поэтому и крошкам стоит рассказывать сказки.

Сказочные герои и их жизнь способствуют:

1. Развитию у малыша воображения: современным детям рекомендуют после прочтения книжки рассказать о её содержании близким людям или младшим детям. Как отмечают специалисты, иногда детям, пересказывающим сюжет занимательного рассказа, свойственно дополнять сказку разнообразными сюжетными элементами, не наблюдающимися в оригинале.

2. Закреплению в памяти разнообразных жизненных ситуаций, которые могут проявиться и в

реальной жизни. Порой ребёнок только благодаря сказкам может подобрать ту модель поведения, что приемлема определенной ситуации, в которой он оказался.

3. Обучению ребенка нравственным и моральным принципам, то есть он воспринимает и запоминает на «сказочных» примерах «хорошо» и «плохо».

4. Открытости чувств ребенка: во время прочтения сказки взрослые могут наблюдать у малыша разнообразные эмоциональные проявления, ребёнок учится сопереживать, а это залог того, что в будущем родители станут гордиться отзывчивым и чутким человеком, которого воспитали.

5. Правильному формированию личности. Наравне с нравственностью дети черпают из сказок что-то своё, например, мальчики часто сравнивают себя с добрыми молодцами, пытаясь перенять у них смелость и силу, что подталкивает их к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни, а девочки желают быть похожи на всё умеющую Василису Премудрую, помогая по хозяйству мамам (а ещё больше на Василису Прекрасную). Также множество сказок подталкивает «враждующих» братьев и сестёр к созданию благоприятных отношений, взаимопониманию и поддержке друг друга в трудных ситуациях.

Прежде всего поэтому родителям, которые считают, что ребёнок должен знать всю правду о реальной жизни, и игнорирующих сказки в любом их виде (будь то проза или стихи) стоит пересмотреть свое понимание о воспитании и вспомнить, что дети не любят прямых наставлений. Прямолинейные взрослые нотации мало кому в пользу.

Учить ребёнка жизни будет крайне сложно без использования в процессе воспитания старых добрых сказок, таких богатых жизненными примерами.