Из каких элементов состоит сюжет произведения. Сюжетные и внесюжетные элементы композиции. Наличие сюжета в художественных произведениях

Сюжет литературных произведений состоит главным образом из четырех элементов: экспозиции, завязки, кульминации и развязки. Это в большей мере определено причинно-следственными связями, временной последовательностью изложения событий автором. Главным в сюжете является основное действие и являющиеся участниками этого действия герои произведения. Какие же элементы сюжета включают в себя это основное действие?

Элементы сюжета

Экспозиция представляет читателю обстоятельства и обстановку, в которых находится персонаж до начала самого действия. Она может быть краткой или же, наоборот, распространенной. Экспозиция вводит вас в действие, объясняет некоторые моменты, которые могут быть для вас далее непонятными. Причем экспозиция, вопреки своей сути, может быть изложена после других элементов сюжета. В качестве примера такой смены последовательности элементов, при которой экспозиция отложена, можно привести произведение Тургенева «Стук… стук… стук…». Однако в экспозиции редко бывает прямое указание на основное действие.

Завязка заключается в самом начальном моменте развитии событий, которые изображены в литературном произведении. Она может быть подготовленной экспозицией, либо же, ввиду отсутствия специальной подготовки, может придавать действию особую неповторимую остроту и стремительность. С завязки и начинается само действие.

Кульминация – это высшая степень напряжения в произведении. К примеру, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» кульминацией является сцена, когда Чацкого объявляют сумасшедшим. Особая острота кульминационного напряжения наблюдается в драматических произведениях. В кульминации заключается центр основного действия, участниками которого являются главные персонажи художественного произведения.

Заключительным моментом в развитии действия является развязка. Она снимает кульминационное напряжение и дорисовывает характер персонажей. Развязка художественного произведения зависит от идеи и замысла автора.

Главным в сюжете, несомненно, являются завязка, кульминация и развязка, так как именно в этих элементах заключено основное действие.

Наличие сюжета в художественных произведениях

Иногда в эпических, лиро-эпических, драматических произведениях отсутствует сюжет. В таких произведениях большая роль отведена описательным элементам, авторским отступлениям.

Кроме того, многие художественные произведения отличаются многосюжетностью. Это в основном романы, драматические произведения, где параллельно ведется несколько сюжетных линий. Ярким примером может служить «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака, которая включает в себя более ста философских и фантастических сюжетов. И здесь довольно сложно найти центральную сюжетную линию, основной конфликт и соответственно главное в этом сюжете. Поэтому, при определении в таких произведениях центральной сюжетной линии, нужно учитывать исторический контекст. Выявив основной сюжет, можно найти ее завязку, кульминацию и развязку.

Предлагает несколько определений понятия «сюжет». Согласно Ожегову, сюжет в литературе - это порядок и связь событий. Словарь Ушакова предлагает считать им совокупность действий, последовательность и мотивировку развертывания происходящего в произведении.

Взаимосвязь с фабулой

В современной русской критике фабула имеет совсем другое определение. Сюжет в литературе понимают как ход событий, на фоне которого раскрывается противостояние. Фабула же - основной художественный конфликт.

Однако в прошлом существовали и продолжают существовать другие точки зрения на этот вопрос. Русские критики середины XIX века, поддержанные Веселовским и Горьким, считали фабулой композиционную сторону, то есть то, как именно автор сообщает содержание своего произведения. А сюжет в литературе - это, по их мнению, действия и взаимоотношений персонажей.

Данное толкование прямо противоположно таковому в словаре Ушакова, у которого фабула - это содержание событий в их последовательной связи.

Наконец, есть и третья точка зрения. Те, кто придерживается ее, считают, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и при анализе вполне достаточно пользоваться терминами «сюжет», «композиция» и «схема сюжета».

Типы и варианты схем произведения

Современные аналитики выделяют два основных типа сюжета: хроникальный и концентрический. Друг от друга они отличаются характером связей между событиями. Главный фактор, если можно так выразиться, - время. Хроникальный тип воспроизводит естественное его течение. Концентрический - ориентируется больше не на физическое, а на психическое.

Концентрический сюжет в литературе - это детективы, триллеры, социальные и психологические романы, драмы. Хроникальный чаще встречается в мемуарах, сагах, приключенческих произведениях.

Концентрический сюжет и его особенности

В случае с таким типом течения событий прослеживается четкая причинно-следственная связь эпизодов. Развитие сюжета в литературе данного типа идет последовательно и логично. Здесь легко выделить завязку и развязку. Предыдущие действия являются причинами последующих, все события как бы стягиваются в один узел. Писатель исследует один конфликт.

Причем произведение может быть как линейным, так и многолинейным - причинно-следственная связь сохраняется так же четко, более того, любые новые сюжетные линии появляются в результате уже случившихся событий. Все части детектива, триллера или рассказа строятся на ясно выраженном конфликте.

Хроникальный сюжет

Его можно противопоставить концентрическому, хотя на самом деле здесь не противоположность, а совершенно другой принцип построения. Эти виды сюжетов в литературе могут взаимопроникать друг в друга, но чаще всего определяющим является или один, или другой.

Смена событий в произведении, построенном по хроникальному принципу, привязана ко времени. Может отсутствовать ярко выраженная завязка, нет строгой логической причинно-следственной связи (или, по крайней мере, эта связь неочевидна).

Речь в таком произведении может идти о множестве эпизодов, общее у которых только то, что они случаются в хронологической последовательности. Хроникальный сюжет в литературе - это многоконфликтное и многокомпонентное полотно, где противоречия возникают и гаснут, на смену одним приходят другие.

Завязка, кульминация, развязка

В произведениях, сюжет которых основан на конфликте, он является по своей сути схемой, формулой. В ней можно выделить составляющие части. Элементы сюжета в литературе включают экспозицию, завязку, конфликт, нарастающее действие, кризис, кульминацию, нисходящее действие и развязку.

Разумеется, все названные элементы присутствуют далеко не в каждом произведении. Чаще можно встретить несколько из них, например, завязку, конфликт, развитие действия, кризис, кульминацию и развязку. С другой стороны, имеет значение то, как именно анализировать произведение.

Экспозиция в этом плане - наиболее статичная часть. Ее задача - представить некоторых персонажей и обстановку действия.

Завязка описывает одно или несколько событий, которые дают толчок основному действию. Развитие сюжета в литературе идет через конфликт, нарастающее действие, кризис к кульминации. Она же - пик произведения, играющий существенную роль в раскрытии характеров героев и в развертывании конфликта. Развязка добавляет заключительные штрихи к рассказанной истории и к характерам действующих лиц.

В литературе сложилась определенная схема построения сюжета, психологически оправданная с точки зрения влияния на читателя. Каждый описанный элемент имеет свое место и значение.

Если рассказ не вписывается в схему, он кажется вялым, непонятным, нелогичным. Чтобы произведение было интересным, чтобы читатели сопереживали героям и вникали в происходящее с ними, все в нем должно иметь свое место и развиваться согласно этим психологическим законам.

Сюжеты древнерусской литературы

Древняя русская литература, по мнению Д. С. Лихачева, это «литература одной темы и одного сюжета». Мировая история и смысл человеческой жизни - вот основные, глубинные мотивы и темы писателей тех времен.

Сюжеты древнерусской литературы открываются нам в житиях, посланиях, хождениях (описаниях путешествий), летописях. Имена авторов большинства из них неизвестны. По временному интервалу к древнерусской группе относят произведения, написанные в XI-XVII вв.

Многообразие современной литературы

Попытки классифицировать и описать используемые сюжеты предпринимались не раз. В своей книге «Четыре цикла» Хорхе Луис Борхес предположил, что в мировой литературе существует всего четыре их типа:

  • о поиске;
  • о самоубийстве бога;
  • о долгом возвращении;
  • о штурме и обороне укрепленного города.

Кристофер Буккер выделял семь: «из грязи в князи» (или наоборот), приключение, «туда и обратно» (здесь на ум приходит «Хоббит» Толкиена), комедия, трагедия, воскресение и победа над чудовищем. Жорж Польти свел весь опыт мировой литературы к 36 сюжетным коллизиям, а Киплинг выделил 69 их вариантов.

Даже специалистов другого профиля не оставил равнодушными этот вопрос. По мнению Юнга, известного швейцарского психиатра и основоположника аналитической психологии, основные сюжеты литературы архетипичны, и их всего шесть - это тень, анима, анимус, мать, старик и ребенок.

Указатель фольклорной сказки

Больше всего, пожалуй, «выделила» писателям возможностей система Аарне-Томпсона-Утера - она признает существование примерно 2500 вариантов.

Речь, правда, здесь идет о фольклоре. Эта система - каталог, указатель сказочных сюжетов, известных науке на момент составления данного монументального труда.

Для хода событий здесь есть только одно определение. Сюжет в литературе такого плана выглядит следующим образом: «Гонимую падчерицу увозят в лес и бросают там. Баба-яга, или Морозко, или Леший, или 12 месяцев, или Зима испытывают ее и награждают. Родная дочь мачехи также хочет получить подарок, однако не проходит испытания и погибает».

Фактически сам Аарне установил не более тысячи вариантов развития событий в сказке, однако он допускал возможность появления новых и оставил для них место в своей оригинальной классификации. Это был первый вошедший в научный обиход и признанный большинством указатель. Впоследствии ученые многих стран внесли в него свои дополнения.

В 2004 году появилась редакция справочника, в которой описания сказочных типов были обновлены и сделаны более точными. Эта версия указателя содержала 250 новых типов.

Сюжет литературного произведения – это логическая последовательность действий героев.

Элементы сюжета:

экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Экспозиция - вступительная, исходная часть сюжета, предшествующая завязке. В отличие от завязки, не влияет на ход последующих событий в произведении, а намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.

Завязка - событие, с которого начинается развитие действия в произведении. Чаще всего в завязке намечается конфликт.

Кульминация - момент наивысшего напряжения сюжетного действия, в котором конфликт достигает критической точки своего развития. Кульминацией может быть решающее столкновение героев, переломное событие в их судьбе или же ситуация, которая максимально полно раскрывает их характеры и особенно ярко выявляет конфликтную ситуацию.

Развязка – заключительная сцена; положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий.

Сюжет

Ни одна конфликтная ситуация не сводится к конфликту!

Анализ сюжета. Анализ композиции. Композиционную систему. Анализ речи.

Выявление жанрового аспекта. Развитие характера Драматургом.

ФАБУЛА – это то, что можно выбрать из пьесы (отрывок, событийный ряд).

СЮЖЕТ – пересказать невозможно. В любом пересказе исчезает МИР

ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

ФАБУЛА – это то, что легко исчленить из произведения и возможно пересказать.

«Связи, противоречия, симпатии и антипатии, и вообще взаимоотношения людей

история роста и организация того или иного типа – есть сюжет» по определению М.Горького.

«Мы называем сюжетом действие произведения в его полноте, реальную цепь изображенных движений» В.Кожаков.

Сюжет – это целостное произведение.

Сюжет – это то, что можно объяснить через все.

Сюжет – это малейшие детали, малейшее движение.

Фабула – это костяк, событийный ряд и все остальное.

Сюжет – это эстетическое понятие, это изображение художественного мира.

В реальной жизни какое-то событие может произойти в какое-то мгновенье, а в произведениях такие мгновенья могут описываться на нескольких страницах.

Фабула является очень важной в драматургии.

(Полнота этического произведения в «Войне и мир» Л.Н.Толстого нельзя воспринимать как происходящее в современной жизни)

Фабула помогает соотнести художественный мир с реальной жизнью, т.к. многие произведения можно легко сравнить с нашей жизнью и нашим временем.

Фабула – точка отсчета для сравнения мира художественного с миром реальным.

Фабула – помогает соотнесению пространства художественного с пространством реального мира; мир художественный преломленный в реальный.

Фабула – это костяк, который имеет начало и конец, имеет огромный смысл, она помогает режиссеру понять пьесу.

Напряженность всегда зависит от быстрой смены событий. Нужно знать - ЧЕМ взять зрителя. Различия между событиями помогают вживлению героя пьесы.

1- Экспозиция – где противоборствующие силы находятся в состоянии покоя, здесь не может быть конфликта

Все элементы рассматриваются относительно конфликта. Экспозиция рассказывает о предыстории, о тех силах которые вступают в конфликт. Они все обязательно относятся к экспозиции.

На традиционный тип характера пьесы может быть представлена и отнесена к ее любой части. Это может быть как отдельной частью, либо рассредоточено по пьесе. Чаще всего пьеса начинается с экспозиции.

Исходное событие режиссер может выдумать сам, но цель его точное попадание в кульминацию. Силы еще не приведены в действие.

2- Завязка – это начало конфликта в пьесе. Фокус, который сводит воедино все силы, которые обнаруживают свои цели.



Начало и Конец завязки.

Поскольку в основе сюжета - возникновение и развития конфликта, то при анализе нужно изучать этапы его развития. Стадии развития сюжета называют элементами, компонентами или факторами. Сюжет включает пять элементов: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Экспозиция (лат. Expositio - объяснение) информирует читателя о месте действия, знакомит с персонажами, ситуацией, в которой возникает конфликт. В комедии "Ревизор" Н. Гоголь знакомит читателя с провинциальным городком, в котором живут Тяпкипы-Ляпкин, Сквозник-Дмухановский, Бобчинсьики и Добчинский. В рассказе "Кони не виноваты" М. Коцюбинский представляет читателям Аркаде я Петровича Малину и его семью.

Есть экспозиция прямая - в начале произведения, задержана - после начала действия, обратная - в конце действия, распылена - подается частями в течение действия. Задержанная экспозиция в романе Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, когда ясли полны?" Обратная в "Мертвых душах" Гоголя, в новелле "Новость" В. Стефаника.

Развитие действия начинается с завязки. Завязка ставит героев в такие взаимоотношения, в которых они вынуждены действовать и бороться за решение конфликта. В комедии "Ревизор" завязкой является подготовка к ревизии казнокрадов, карьеристов и взяточников. После завязки разворачиваются события, в которых принимают участие персонажи вступили в конфликт, они борются за решение конфликта. Развитие действия занимает место между завязкой и кульминацией, она происходит из-за перипетий (греч. Peripeteia - внезапный поворот, изменение). Этот срок Аристотель использовал, анализируя трагедию. Во перипетией он понимал "слом, перемену действия в свою противоположность". Например, в "Эдипе" "вестник, который пришел, чтобы порадовать Эдипа и освободить его от страха перед матерью, достиг противоположного, раскрыв Эдип, кто он был" 1. Перипетии есть и в эпических произведениях, в частности, в новеллах, рыцарских, авантюрных, приключенческих романах и повестях. Способ организации событий с помощью сложных перипетий, острой борьбы называют интригой (франц. Intrique, лат. Intrico - запутываю).

Развитие действия происходит из-за конфликтов, коллизии и ситуации. Ситуация (франц. Situation от situs - размещение) - это соотношение сил, взаимоотношений в определенный момент развития действия. Ситуация базируется на противоречиях, борьбе между действующими лицами, в результате которого один ситуация сменяется другой. Есть ситуации статические и сюжетные. Статическими (греч. Stitike - равновесие) называют уравновешенные ситуации. Статические ситуации характерны для экспозиции и развязки. Такие ситуации есть в начале и в конце произведения. Сюжетные возникают вследствие борьбы противоположных сил. Они присущи завязке, перипетиям, кульминации.

Момент наивысшего напряжения в развитии сюжета называют кульминацией (лат. Kulmen - вершина). В кульминации наиболее полно проявляются характеры. В "Лесной песни" Леси Украинский "кульминацией является гибель Нимфы. В" Ревизоре "кульминацией является сватовства Хлестакова. С кульминации начинается новелла В. Стефаника" Новость ". Сначала она дается в форме сообщения, а затем - в форме события. В произведениях с хроникальным сюжетом кульминации может не быть. Она отсутствует в повести И.С. Нечуй-Левицкого "Кайдашева семья". Во многих произведениях кульминация завершает развитие действия.

Решает конфликт развязка. Разгрузка "вязкая - результат столкновения, последняя стадия развития конфликта. В "Лесной песни" Леси Украинский развязка - смерть и духовная победа Лукаша. В развязке "Ревизора" узнаем, кто такой Хлестаков. В город приходит известие о настоящей ревизию. Развязка в произведениях эпического и драматического характера. С развязки может начинаться произведение (этюд "Неизвестный" М. Коцюбинского). Встречаются произведения без развязки, она отсутствует в рассказе А. Чехова "Дама с собачкой".

Финальный элемент лирического произведения называют концовкой. Стихотворение может заканчиваться афористическим строкой, рефреном. Стихотворение Л. Костенко "Умирают мастера", например, заканчивается строками:

При мастерах-то легче. Они - как Атланты.

Держать небо на плечах. Поэтому и есть высота.

Афористической концовкой завершается поэзия Л. Костенко "Кобзарю, знаешь, нелегкая эпоха":

Потому помните,

что на этой планете,

сколы сотворил его Господь Бог,

еще не было эпохи для поэтов,

но были поэты для эпох.

Рефрен у таких старожанрових формах, как триолет, рондель, рондо.

Сюжет состоит из эпизодов. В больших произведениях каждый элемент сюжета может включать несколько эпизодов (греч, epeisodion - то, что случилось). Эпизод - это событие, которое является законченной частью целого и имеет относительно самостоятельное значение.

В эпических и драматических произведениях события могут замедляться или задерживаться благодаря введению вставных эпизодов, авторских отступлений, исторических экскурсов, интерьера, авторских характеристик, пейзажа.

В романе Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, когда ясли полны?" рассказывается о введении крепостничества, разрушения Запорожской Сечи. В трагедии Софокла "Эдип-царь" вестник из Коринфа сообщает о смерти царя Пол и ба, коринфяне приглашают Эдипа стать его наследником. Эдип счастлив, верит, что не является убийцей отца, но вестник открывает Эдип тайну, что он не сын Полиба и его жены. В Эдипа возникает вопрос, чей он сын. Мать и жена Эдипа Иокаста с болью покидают сцену.

В некоторых произведениях могут быть пролог и эпилог. Пролог (греч. Prologos от pro - перед и logos - речь, слово) - вступительная часть произведения. Пролог - это композиционный элемент произведения. Он не входит в сюжет. Пролог знакомит с событиями, которые предшествовали тем, которые изображены в произведении, с возникновением замысла. Л. Толстой рассказывает о фактах, которые стали толчком к написанию произведения "Хаджи Мурат", Франко сообщает о замысле и цели написания поэмы "Моисей". Начинается пролог словами:

Народ мой, замученный, разбитый,

Как паралитик, то на роздорожжу,

Человеческим презрением, будто струпьями, покрытый!

Твоим будущим душу я тревожу,

От стыда, который потомков поздних

Курить, уснуть я не могу.

В античной трагедии прилагаемые называли действие до начала основной ситуации. Это могла быть сцена, предшествовала народа (выхода хора), монолог актера, в обращении к зрителю оценивал события, поведение героев.

Прилагаемые может быть сцена или эпизод, раздел (М. Коцюбинский - "Дорогой ценой", М. Стельмах - "Правда и кривда»). Прилагаемые может быть уведомлен от автора (Т. Шевченко - «Еретик»), размышление о судьбе произведения (Т. Шевченко - "Гайдамаки"). И. Драч использует пролог для раскрытия важных философских и морально-соприкасающихся проблем.

Эпилог (греч. Epilogos от эре - после и logos - слово) - заключительная часть произведения, рассказывает о персонажах, когда противоречия между ними решились. Эпилог делает характеристику персонажей полной. В античной драме (в эксод) объяснялся замысел автора, значение событий, которые происходили. В драматических произведениях эпохи Возрождения эпилог был заключительным монологом, который раскрывал идею произведения. В эпилогах может быть оценка изображенного (Т. Шевченко - "Гайдамаки", Г. Сенкевич - "Огнем и мечом"). Эпилог может иметь форму авторского сообщение (Марко Вовчок - - "Кармелюк"). Есть развернутые эпилоги, раскрывающих человеческие судьбы через некоторое время после завершения основного действия (У.Самчук - "Горы говорят"). Иногда в эпилогах нарушаются философские и морально-этические проблемы (Л. Толстой - "Война и мир").

Все элементы сюжета используются в больших эпических произведениях. В малых эпических произведениях некоторые элементы могут отсутствовать. Элементы сюжета не обязательно идут в хронологической последовательности. Произведение может начинаться и с кульминации или даже развязки (новелла В. Стефаника "Новость", роман Чернышевского "Что делать?").