Жизнь виктора астафьева. Краткая биография астафьева виктора петровича самое главное. Когда и где родился В. П. Астафьев

Ронсар Пьер де (1524-1585гг.)

Поэт французского Возрождения. Отказавшись от средневековой традиции и избрав образцом для подражания классическую литературу Греции и Рима, он оказал решающее влияние на развитие французской поэзии двух последующих столетий.

Родился в замке Ла-Поссоньер, в долине реки Луары (провинция Вандомуа). Пройдя курс обучения в Наваррском колледже, стал пажом сыновей, а затем сестры короля Франциска I. В качестве секретаря Лазара де Баифа, одного из крупнейших гуманистов своего времени, видного дипломата и отца Антуана де Баифа, Ронсар посетил Шотландию, Англию и эльзасский город Гагенау. Во время последнего путешествия он познакомился со многими знаменитыми учеными, но одновременно перенес тяжелую болезнь, следствием которой стала глухота. Поскольку дипломатическая и военная карьера отныне были для него закрыты, он целиком посвятил себя изучению классиков и поэзии.

Вместе с другими молодыми дворянами, столь же влюбленными в науку, Ронсар поступил в парижский колледж Кокре, где его наставником стал Дора. Все поэты Плеяды отличались необыкновенным рвением и страстью к учебе. В 1550 г Ронсар был возведен в ранг придворного поэта. После смерти Карла IX он жил в аббатствах Круаваль в Вандомуа и Сен-Ком в Турени. Умер Ронсар в Сен-Ком-сюр-Луар 27 декабря 1585 г

Творчество Ронсара неравноценно. «Оды» были явным подражанием Пиндару и Горацию. Так и не завершенная эпическая поэма «Франсида» оказалась неудачной. Настоящую славу принесла Ронсару лирика - сборники «Любовные стихотворения», «Продолжение любовных стихотворений» и «Сонеты к Елене». В любовной поэзии Ронсара доминируют темы стремительно бегущего времени, увядания цветов и прощания с юностью, получает дальнейшее развитие горациевский мотив «лови мгновение».

Ронсар является также великим певцом природы -рек, лесов, водопадов. В «Рассуждениях о бедствиях нашего времени» Ронсар проявил себя мастером политической сатиры и поэтом патриотического склада. Ему принадлежит также множество стихов «по случаю». Известность его достигла Германии, Голландии, Италии, Швеции и Польши. Возродив восьмисложный и десятисложный стих, Ронсар вдохнул новую жизнь в почти не известный Средним векам александрийский, или двенадцатисложный, стих, развил его и придал ему большую звучность.

Благодаря Ронсару французская поэзия обрела музыкальность, гармонию, разнообразие, глубину и масштаб. Он ввел в нее темы природы, чувственной и одновременно платонической любви, полностью обновил ее содержание, форму, пафос и словарный запас, поэтому его с полным правом можно считать основателем лирической поэзии во Франции.

Поэт Пьер Ронсар, по сути, является преемником на французский лад. Тематика, средства художественной выразительности и даже стилистика Ронсара испытали сильное . Но нельзя сказать, что француз «зарерайтил» «Книгу песен» и стал знаменит лишь за отсутствием альтернативы. Возвышенная поэзия Пьера Ронсара – это живительная сила реформы французского литературного языка. Такой же огромный лингвистический вклад сделал для русского языка Александр Пушкин.

У Ронсара, в отличие от Петрарки, отношение к искусству становится серьезнее, слог — чище, образы — яснее. Времена меняются, и то, что начал певец Ренессанса, продолжили его последователи и довели до совершенства формы. Ориентиром и мощным источником для Ронсара (в этом заключается сходство с итальянским классиком) была античная литература, отсюда и цикл стихотворений к Елене Троянской, прекраснейшей героине поэмы «Илиада».

Ронсар был не только поэтом, но и общественным деятелем: он создал литературное объединение Плеяда и выступил лидером новой поэтической школы. В рамках этой деятельности он помогал многим поэтам, ведь был богат и обеспечен. Новаторство Ронсара состоит в том, что он реанимировал многие поэтические жанры (например, ). Главное дело жизни Пьера Ронсара – это повышение престижа поэтического призвания : к поэту, наконец, стали относиться, как к голосу Нации, а не как к изгою. Для такой цели необходимо было, чтобы знатный человек объявил во всеуслышание, что он – поэт. И Ронсар это сделал.

Пьер де Ронсар: анализ стихотворений. Обзор творчества Пьера Ронсара. Основные мотивы, идеи, символы в лирике Ронсара

Елена Троянская — первая роковая женщина в истории европейской культуры. Из-за нее греки (ахейцы) напали на троянцев (жителей прекрасного Илиона) и осаждали Илион 10 лет. Кровопролитные битвы унесли жизни отважных героев (Гектора, Ахилла, Патрокла и т.д.). Все они отдали жизнь за освобождение (и удержание в плену) Прекрасной «волоокой» Елены, которую богиня красоты и любви Афродита пообещала Парису за то, что тот присудит ей яблоко раздора, предназначенное «Прекраснейшей».

Зачем Ронсар посвящает цикл Елене, если любит Касандру? Дело в том, что образ Елены означает для него символ жертвы, которую он готов принести на алтарь любви к Касандре (женщине вполне реальной). Ради Елены сотни ахейских мужей пошли на смерть, а Ронсар готов повторить их подвиг, ведь величие любви видит в самоотречении во имя нее.

Одной богине верен был Ронсар,
Свои стихи принес он музам в дар,
А сердце на алтарь любви возложит!

Эта цитата из стихотворения «Обет» может считаться эпиграфом к творчеству этого художника слова. Мотивы самопожертвования и верности идеалу пронизывают цикл стихотворений, посвященных возлюбленной поэта, Касандре. В этих мотивах, кстати, выражено различие с Петраркой, ибо последний делал акцент на себе и своей экзистенции.

И он поймет, зачем пою тому хвалу,
Кто в грудь мою вонзил волшебную стрелу
И опалил меня любви смертельным ядом.

Несмотря на то, что любовь для поэта сопряжена с мученичеством, он не перестает благодарить судьбу за такой удел. В то же время бросается в глаза рефрен обреченности, повторяющийся между строк. Любовь для автора равносильна смертельному яду, то есть чувство – это бесповоротный и однозначный шаг в бездну. Женщина, как муза, проводит его аккурат до смертного одра. Средства художественной выразительности (тропы) Ронсара – это чаще всего эпитеты, которые указывают на возвышенный, чувственный слог позднего Возрождения.

Любя, кляну, дерзаю, но не смею,
Из пламени преображаюсь в лед,
Бегу назад, едва пройдя вперед,
И наслаждаюсь мукою своею.
Одно лишь горе бережно лелею,
Спешу во тьму, как только свет блеснет,
Насилья враг, терплю безмерный гнет,
Гоню любовь - и сам иду за нею.
Стремлюсь туда, где больше есть преград.
Любя свободу, больше плену рад,
Окончив путь, спешу начать сначала.
Как Прометей, в страданьях жизнь влачу,
И все же невозможного хочу,-
Такой мне Парка жребий начертала.

Уникальная черта Пьера Ронсара — игра на противопоставлении, на контрастах любовного чувства. Антитезы рождают оксюморон, который выражает метания лирического героя в огне страстей. Интересно, что читателю не представлена сама героиня, о ее образе нет решительно никакого упоминания. Это особенность , характерной для того периода.

Простишься ты с воздушными дворцами,
Во гроб сойдешь, ославленный глупцами,
Не тронув суд небесный и земной».
Так предсказала нимфа мне мой жребий,
И молния, свидетельствуя в небе,
Пророчеством блеснул.

О сущности поэзии и о месте поэта в ней Ронсар писал с известной долей самоотречения во имя идеи. К своему незавидному жребию он относится с философским стоицизмом, а идея божьего предопределения и роли мученика искусства указывает на объективный идеализм воззрений автора.

Я бы хотел, быком огромным млея,
Красавицу коварно умыкнуть,
Когда ее на пышный луг свернуть
Говорят фиалки и лилеи.
Я бы хотел Нарциссом хоть на миг
В Кассандру, превращенную в родник,
Пылая от блаженства, погрузиться.

Новоявленный эротизм в поэзии является своеобразием авторского стиля поэта и его открытием. Робкие попытки метафоричного приближения к объекту желания преисполнены грации слога и легкости рифмы. Античные мотивы опять-таки очевидны.

Анализ «Книжки шалостей» Пьера Ронсара

«Книжка шалостей» — стихотворный сборник фривольного содержания. Игривые мотивы вплетаются в безупречную поэтическую форму. Он состоит из стихотворений среднего размера, повествующих о пикантных ситуациях из жизни лирического героя. Эротические истории разбиты по номерам.

Примером может послужить пятая шалость: Герой занимается любовью с девушкой под покровом ночи, но пес выдает любовников лаем, сбегаются дети, поднимается суматоха, мать бьет девушку за ее поведение, а любовник сетует на пса, что тот даже сонета недостоин.

Юмор и легкий слог произведения напоминают Пушкинский стиль. Легко читается, хорошо запоминается и, что называется, на злобу дня: такие ситуации знакомы каждому из нас. В отличие от многих пафосных и серьезных поэтических работ, «Книжка шалостей» сочетает в себе и художественность, и простоту, приземленность содержания. Необязательно писать о высоком и вечном, чтобы выразить себя и показать стихотворное мастерство. Как и Александр Пушкин, Пьер де Ронсар может обыграть в поэтическом слоге любое явление из повседневной жизни.

Ронсару удалось раскрепостить литературу, демократизировать ее, если можно так выразиться. Поэзия стала ближе к людям, ведь заговорила честно, открыто и понятно для народа. Пьер Ронсар стал голосом Нации даже не потому, что организовал новую поэтическую школу. Его главная заслуга в том, что он адаптировал элитарное творчество для широких масс, а поэтическое искусство обогатил новыми средствами выражения.

P.S. Если вам доведется вытянуть билет по творчеству Пьера де Ронсара, вспомните хотя бы школьные уроки, посвященные творчеству Пушкина, и перенесите их содержимое на французские реалии и французского автора.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Астафьев Виктор Петрович 1924-2001 русский писатель советских времен.

Виктор Петрович Астафьев родился в селе Овсянка близ Красноярска в крестьянской семье. когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла. Около трёх лет жил у бабушки и дедушки (родители его матери). Затем переехал с отцом и мачехой (новой женой отца) в Игарку. Там будущий писатель вместе с отцом занимался промысловой ловлей рыбы. Позднее когда отец лежал в больнице, убежал из дому (отношения с мачехой не сложились), беспризорничал, был в детском доме, поступил в школу на станции Енисей, работал в пригороде Красноярска, участвовал в боях в Великую Отечественную войну рядовым солдатом, был ранен. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».

Придя с войны в 1945 году, работал разнорабочим, слесарем, кладовщиком и сменил еще ряд професий. Позднее он напишет:

«…Масса встреч, масса впечатлений, множество событий, разных, приятных и неприятных, - всё это откладывалось, где- то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу».

Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области.

С 1951 года он устроился на работу в редакцию газеты «Чусовский рабочий». Тогда же в 1951 году он написал первый рассказ «Гражданский человек». В автобиографии В. П. Астафьев пишет:

«…Я твёрдо знаю одно - заставили писать меня книги и жизнь. Я всегда и всюду много читал, и читал порой в ущерб учебе… Начался я как литератор не в тот вечер, когда сел писать свой первый рассказ, а, видимо, тогда, когда сочинял длинные „лирические» письма с фронта, когда в госпиталях, в пути и на привалах рассказывал о своих фронтовых товарищах, о разных случаях из своей жизни». В 1953 году в Перми был опубликован первый сборник рассказов Астафьева «До будущей весны».

Основной темой творчества писателя была военная и деревенская проза. Астафьев часто публиковался в журнале «Смена». В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны».

В 1958 года Астафьев был принят в Союз писателей СССР. С 1959 года он учился в Москве, затем переехал в Пермь, а после в Вологду. С 1980 года обосновался в Красноярске. Около двух лет был народным депутатом СССР.

За время своей писательской деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».

В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.

Астафьев В. П. умер осенью 2001 года в Красноярске, похоронен в родном селе Овсянка.

…Думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне… Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле.

Астафьев Виктор Петрович - известный писатель, книги которого известны не только в России, но и за рубежом. Его произведения переведены на многие языки мира. Его книги в Советском Союзе, так же как и в настоящее время, выходили огромнейшими тиражами и быстро разбирались читателями. Классиком этого писателя признали еще при жизни. За свою успешную и талантливую литературную деятельность он был награжден премиями.

Детские годы

Родился Виктор Петрович в начале мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Краснодарского края. В семье Петра Павловича Астафьева и его жены Лидии Ильиничны Потылициной будущий писатель был третьим ребенком.

Известно, что детские годы были трагичны. Так, две старшие сестры Виктора умерли еще в грудном возрасте. А когда мальчику едва исполнилось семь лет, его отец попал в тюрьму. Посадили его за «вредительство». Мать будущего писателя старались посещать отца в тюрьме, хотя это и было непросто. Чтобы попасть на свидание, она вынуждена была на лодке переплывать через Енисей.

Однажды при одной из таких переправ случилось несчастье: лодка перевернулась, и мать будущего писателя оказалась в воде. К тому же она зацепилась своей косой за борт лодки и уже не могла спастись. Ее тело нашли только через несколько дней. Мальчик остался один.

Тут же его забрали родители матери, и то время, которое он провел в их доме, он считал самыми счастливыми детскими годами. Илья Евграфович Потылицин и его жена Катерина Петровна любили внука и старались окружить его заботой и любовью. О бабушке и дедушке, о жизни в их доме он потом напишет в одном из своих произведений. Повесть «Последний поклон» является автобиографической.

Но когда отец вышел из тюрьмы, то счастливая пора в жизни мальчика закончилась. Отец забрал его к себе, и вскоре он женился во второй раз. В это время семью Астафьевых раскулачили и выслали в Игарку. Во втором браке рождается мальчик Коля.

В Игарке Виктор помогал отцу, занимаясь рыбачьим промыслом. Но вскоре заболел и отец. Как только Петр Павлович оказался в больнице, мачеха выставила мальчика из дома. Так он оказался на улице, брошенный и никому не нужный.

Астафьев Виктор Петрович: краткая биография и судьба

Некоторое время, оказавшись на улице, Виктор беспризорничал. Он нашел заброшенное здание, где и стал жить, но в школу ходил постоянно. За очередной его проступок мальчика отправили в детский дом.

Окончив в детском доме шесть классов, Астафьев Виктор Петрович начал обучение в фабрично-заводской школе. Параллельно он работал сцепщиком, а затем и дежурным на железнодорожной станции. Но судьба приготовила для подростка новые испытания.

Когда началась война, Виктор Петрович отправился добровольцем на фронт. Сначала он попал на обучение в автомобильное подразделение, которое находилось в Новосибирске, а затем отправился на фронт. На многих фронтах, начиная с 1943 года, воевал Виктор Петрович Астафьев. Кратко об этом он упоминает в своих книгах. На Воронежском, Брянском и Степном фронтах он был и связистом, и шофером, и даже разведчиком в артиллерии.

Известно, что Виктор Петрович Астафьев, биография которого всегда интересна читателям, был не только контужен, но и несколько раз ранен. За мужество и героизм он была награжден орденом Красной Звезды и такими медалями, как «За отвагу», «За освобождение Польши» и «За победу над Германией».

В послевоенное время, чтобы помочь семье, пробовал себя в разных профессиях. Ради жены и детей он работал и мойщиком туш, и слесарем, и вахтером, и грузчиком, и даже простым чернорабочим. И все это время он писал.

Литературный дебют

В школьные годы Астафьев Виктор Петрович, биография которого насыщена событиями, знакомится с преподавателем Игнатием Рождественским, который не только сам писал стихи, но заметил в трудном подростке литературный талант. С его помощью мальчик стал писать, и вскоре его небольшое произведение «Жив» было напечатано в одном из номеров школьного журнала.

Известно, что этот рассказа Виктор Петрович несколько раз редактировал, и современным читателям он известен уже под названием «Васюткино озеро».

Литературная деятельность

В 1951 году Астафьев Виктор Петрович решил записаться в литературный кружок. Побывав на первом собрании этого кружка, он всю ночь упорно работал над своим произведением и написал за одну ночь рассказ «Гражданский человек». Но позже он его еще немного доработал, и из печати этот рассказ появился уже с названием «Сибиряк».

Вскоре молодого писателя заметили и пригласили на работу в местную газету «Чусовской рабочий». К этому времени у Виктора Петровича было написано больше двадцати рассказов и очерков. В 1953 году Астафьев Виктор Петрович смог издать свою первую книгу. Первый опубликованный сборник рассказов назывался «До будущей весны», а уже через пару лет вышел и второй сборник для детей - «Огоньки».

После этого практически каждый год выходили из печати его произведения: 1956 год - «Васюткино озеро», 1957 год - «Дядя Кузя, лис, кот», 1958 год - «Теплый дождь».

Особенности творчества и книги

В 1958 году из печати выходит первый роман Виктора Петровича. Произведение «Тают снега» рассказывает о том, как преобразовывались колхозы. В этом же году в жизни писателя происходят и другие изменения. Так, он отправляется в столицу на обучение на курсах литераторов, которые проходили в Литературном институте. В этом же году Виктор Петрович становится и членом Союза писателей.

К концу 50-х годов произведения Астафьева становятся известны всей стране, писатель получает не только успех, но и популярность. В это же время из печати выходят и другие произведения писателя: «Перевал», «Стародуб», «Звездопад» и другие.

В 1962 году жизнь Виктора Петровича Астафьева резко меняется, так как он вместе со своей семьей переезжает на постоянное место жительство в Пермь. На новом месте он пишет несколько миниатюр и тут же печатает их в различных журналах. В 1972 году он собирает все эти миниатюры в одну книгу и публикует ее. Основные темы его миниатюр - это война, деревенская жизнь, героизм и патриотизм.

В 1967 году Астафьев работает над повестью «Пастух и пастушка». Он долго обдумывал замысел, но когда произведение было готово, то цензура не пропустила его в печать. Виктору Петровичу пришлось многое вычеркнуть из своего произведения, и несмотря на то, что оно все-таки было напечатано, через двадцать лет он вернулся к нему, чтобы вернуть прежний текст.

В 1975 году за свою успешную литературную деятельность писатель Астафьев становится лауреатом Государственной премии и вскоре получает ее. Воодушевленный, он тут же принялся за свое новое произведение, и на следующий год был создан роман «Царь-рыба», который является популярным и сегодня. Но в то время цензура не желала пропускать этот роман в печать. В результате это привело к тому, что известный писатель оказался из-за стресса в больнице.

В 1991 году писатель Астафьев начинает работу над своим новым произведением. Книга «Прокляты и убиты» будет опубликована лишь только через 3 года. Книга о бессмысленности войны понравилась читателям, а у литературных критиков мнение было разное.

Виктор Петрович Астафьев «Конь с розовой гривой»

Рассказ основан на реальных событиях, когда сам писатель, будучи еще ребенком, оставшись без родителей, жил у бабушки и дедушки.

Сюжет рассказа очень прост: Витя попросил у бабушки сладкий и ароматный пряник, но купить она может его, только если продаст землянику, которую мальчик должен собрать в лесу. Витя набрал землянику, но, поспорив, он высыпает ее на землю и деревенские ребята тут же съедают ее. Витя, желая получить пряник, набивает корзинку всякой ерундой и отдает ее бабушке. Утром бабушка уезжает на рынок, а мальчику становится стыдно за поступок.

Когда бабушка вернулась, то сильно ругала Витю. Но дедушка научил его, как правильно просить прощения. Мальчик, раскаявшись, следует совету дедушки и за свой поступок получает пряник в форме коня с розовой гривой. И всю свою оставшуюся жизнь мальчик, став уже взрослым, помнил этот пряник.

Личная жизнь

Со своей женой известный и талантливый писатель познакомился на фронте. Мария Корякина была медсестрой. После войны они поженились. В 1947 году в их молодой семье родилась дочь Лидия, но через шесть месяцев она умерла. В ее смерти писатель винил врачей, а его жена считала, что Виктор Петрович зарабатывал мало и не мог прокормить семью, поэтому-то девочка и умерла.

В 1948 году в семье родилась дочь Ирина, а через два года родился сын Андрей. Но известно, что у писателя были и внебрачные дочери. О детях жена Астафьева не знала, но постоянно его ревновала и к женщинам, и к книгам.

Астафьев несколько раз уходил из семьи, но каждый раз все-таки возвращался. Вместе они прожили более 50 лет. В 1984 году неожиданно и скоропостижно умерла от сердечного приступа дочь Ирина, оставив сиротами двух детей. Виктор Петрович и его жена Мария Семеновна взяли Витю и Полину к себе, воспитывали и растили их.

Смерть писателя

Весной 2001 года Астафьеву стало плохо. В больницу его забирали с инсультом. Проведя около двух недель в реанимации, он возвращается домой. Ему, вроде бы, стало лучше, он смог уже даже читать газеты. Но уже осенью он снова попадает в больницу. В свою последнюю неделю жизни Виктор Петрович совсем ослеп.

Умер великий и талантливый писатель в конце ноября 2001 года. Похоронили его недалеко от села Овсянки, где он родился. А уже через год там еще и открыли музей семьи Астафьева. Через восемь лет писатель Виктор Астафьев был награжден премией Солженицына. Диплом и деньги получила вдова писателя, которая пережила его на десять лет.

Астафьев Виктор Петрович (1924- 2001), писатель.

Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжёлым, сиротским, даже школу не довелось окончить. (Впоследствии он расскажет о ранней поре жизни в цикле «Последний поклон», 1968-1975 гг.)

В 1941 г. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 г. ушёл на войну; там получил два тяжёлых ранения и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной, ставшей его женой.

В 1945 г., вместе демобилизовавшись, супруги поехали на родину жены - в город Чусовой (Пермская область). Здесь Астафьев работал грузчиком, вахтёром, учился в школе рабочей молодёжи, вошёл в литературный кружок при газете «Чусовской рабочий».

В 1951 г. он напечатал в этой газете свой первый рассказ «Гражданский человек». Первые его книги выходили в Перми (тогда Молотов) и Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1962 г. журнал «Новый мир» опубликовал рецензию на повесть областного писателя Астафьева «Звездопад».

В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя - большой сборник рассказов «Синие сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, порой похожих на притчи. Это «повествование в прозе» о том, как губительно вторжение цивилизации в жизнь енисейской глубинки (и для природы, и для человека), взбудоражило не только читателей. Об Астафьеве заговорили ведущие критики, отнеся его к писателям-деревенщикам.

Установилась тесная связь Астафьева с «Нашим современником» - журналом, охотно печатавшим «деревенскую прозу». Астафьев позволял себе говорить то, что считал нужным. Рассказ «Ловля пескарей в Грузии» (1986 г.), наполненный уничижительными характеристиками местных жителей, вызвал настоящий скандал в литературных кругах.

Была для Астафьева тема главная, проходящая через всё его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994 г.) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Повести «Пастух и пастушка» (1971 г.) и «Так хочется жить» (1995 г.) делают понятной ту резкую оценку, которую Астафьев дал победе в одной из статей: «…мы просто завалили их (немцев. - Прим. ред.) своими трупами и утопили в нашей собственной крови». Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях. Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе.

    Читал его роман “Прокляты и убиты”. Мой отец воевал в ту войну, но ни когда не рассказывал про неё. Если рассказывал, то какие то смешные истории. Читал много до этого романа о войне. Прочитав этот, понял, что многие или врали, или не хотели рассказывать правду. Назвали Виктора Астафьева писателем деревенщиком. Смешно! Видимо потому, что не заканчивал литературный институт или соответствующий факультет университета. А те, кто заканчивал, те – писатели городские, надо понимать….Виктор Астафьев закончил главный институт – ВОЙНУ!