Заведующий отделом народов Кавказа в , профессор МГУ . Автор более 490 научных публикаций, в том числе 15 монографий. Один из авторов «Атеистического словаря ».
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
Окончив школу, в 1950 году Сергей Арутюнов поступил на японское отделение в . Окончив его с отличием в 1954 году, поступил в аспирантуру , научным сотрудником которого учёный является уже более полувека. С 1956 года молодой ученый занимался разработкой алгоритма русско-японского перевода в .
В 1957 году, после того как в Москве прошёл VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов , Арутюнов примкнул к чукотской экспедиции М. Г. Левина , где работал до 1987 года. В ходе работ в составе экспедиции исследователь разработал типологическую схему гарпунных наконечников, более тысячи которых было найдено в двух могильниках. Арутюнов распределил их по группам, выявив их встречаемость и сочетаемость и придя к заключениям, что они собой представляли, как были увязаны с хронологией, экологией, родовой структурой населения. Позднее на основе данных, полученных в экспедиции, были написаны труды «Уэленский могильник» (1969) и «Эквенский могильник» (1975).
В 1962 году защитил кандидатскую диссертацию «Древний восточноазиатский и айнский компоненты в этногенезе японцев », под научным руководством М. Г. Левина.
1968 год ознаменовался выходом книги Арутюнова «Современный быт японцев», в которой на основании обширного этнографического материала выявлены закономерности взаимодействий традиционной и так называемой интернациональной культур. В 1969 году в соавторстве с Г. Е. Светловым вышла книга «Старые и новые боги Японии», а в 1970 году Арутюнов защитил докторскую диссертацию «Процессы изменения и развития в современной бытовой японской культуре». В этот период жизни он совершил ряд экспедиций: на Печору , на Обь и Енисей , в Японию, в Армению и Индию. Несмотря на то что Арутюнов крайне редко возвращался к кабинетному образу жизни, именно в это время возникла самая известная из выдвинутых им концепций - информационная теория этноса . Впервые она была сформулирована в написанной совместно с Н. Н. Чебоксаровым статье «Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества», вышедшей в свет в 1972 году в «Расах и народах» .
К середине 1960-х годов у молодого востоковеда завязались тесные профессиональные отношения с армянскими коллегами. В течение всех последующих лет эти отношения углублялись и развивались. По этому поводу Арутюнов говорил следующее: Я убеждён, что грузинские и армянские интеллигенты были одновременно и русскими интеллигентами, именно русскими, а не российскими. Наша культурная трагедия заключается в разведении этих понятий . Из-под его пера вышли десятки работ, посвящённые проблемам Кавказа в целом и культуры армянского этноса в частности .
В 1980-е годы продолжают появляться публикации результатов длительных экспедиционных выездов. На основе армянских исследований в 1983 году в соавторстве с Э. Маркаряном, Ю. Мкртумяном и другими участниками комплексного исследования выходит монография «Культура жизнеобеспечения и этнос». Сергей Александрович выступает редактором и соавтором сборников материалов по этногенезу и этнической истории народов Южной Азии, куда вошли уникальные данные индийско-советских экспедиций - «Истоки формирования современного населения Южной Азии» и «Этногенез и этническая история народов Южной Азии». В марте 1984 года Арутюнов выступил на конференции в Осаке с докладом о параллелях в процессах урбанизации Японии и Армении, опубликованном на японском языке в книге «Тосики-но-буммэйгаку» («Культурология урбанизации», Токио , 1985). Четыре года спустя публикуется монография «Народы и культуры», где подробно описана ещё одна важнейшая общая культурная закономерность - ареальная стабильность, подкреплённая материалами лингвистических, археологических и этнографических исследований культурных ареалов Японии. В 2000 году книга «Народы и культуры» в переработанном и дополненном виде была издана в США под названием «Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие» («The Edwin Mellen Press», Lewiston - Queenston - Lampeter) .
Отойдя от японской тематики и обратившись к Кавказу , Арутюнов с 1985 года по настоящее время является заведующим отделом Кавказа в Институте этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. 15 декабря 1990 года был избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению истории (специальность «всеобщая история»). В 1991-1997 годах - заместитель академика-секретаря Отделения истории РАН . Первый президент Ассоциации этнологов и антропологов России (1990-1994).
В ноябре 2003 года Сергей Александрович в сотрудничестве с Международным научно-исследовательским институтом народов Кавказа организовал и провёл Конгресс кавказоведов в Нахабино. На этом Конгрессе удалось собрать более ста этнографов, социологов, религиоведов изо всех регионов Кавказа, как Северного, так и Южного, и более 30 гостей из дальнего зарубежья. В работе его также приняли участие десятки московских и петербургских учёных
- Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).
- Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).
- Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. М., 1981. Отв. ред.
- Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, 1983. (в соавт. с Э. С. Маркаряном).
- У берегов Ледовитого океана. М., 1984.
- Святые реликвии: миф и действительность. М., 1987. (в соавт. с Н. Л. Жуковской).
- В краю гор, садов и виноградников. М., 1987. (в соавт. с В. П. Кобычевым).
- Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
- Япония: народ и культура. М., 1991. (в соавт. с Р. Ш. Джарылгасиновой).
- Древнейший народ Японии: Судьбы племени айнов. М., 1992. (в соавт. с В. Г. Щебеньковым).
- Народы Кавказа. Антропология, лингвистика, хозяйство (в соавт. с М. Г. Абдушелишвили, Б. А. Калоевым.) М., 1994.
- Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие. Люистон, 2002. Изд-во Эдвин Меллен Пресс.
- Культурная антропология. М.: Весь мир , 2004. (в соавт. с С. И. Рыжаковой).
- Силуэты этничности на цивилизационном фоне. М.: ИНФРА-М, 2012.
- . М., 1968. 230 с.
- Старые и новые боги Японии. М., 1968. 200 с. (в соавт. с Г. Е. Светловым). Пер. на польский яз.:Starzy i nowi bogowie Japonii. Warszawa, 1973. 206 p.
- Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969. 206 с. (в соавт. с Д. А. Сергеевым). Перевод на английский язык: Ancient Cultures of Asiatic Eskimos. Translated by R.L. Bland. Oregon, 2007. 240 p.
- Проблемы этнической истории Берингоморья. М., .1975. 240 с. (в соавт. с Д. А. Сергеевым). Перевод на английский язык: Problems of Ethnic History in the Bering Sea. Translated by R.L. Bland. Oregon 2007. 260 p.
- Палеометалл северо-западной части Тихого океана. Владивосток, 1982. 104 с. (в соавт. с А. В. Александровым, Д. Л. Бродянским).
- Китовая аллея (древности островов пролива Сенявина). М., 1982. 176 с. (в соавт. с И. И. Крупником, М. А. Членовым).
- У берегов Ледовитого океана. М., 1984. 190 с.
- М., 1987. 110 с. (в соавт. с Н. Л. Жуковской).
- В краю гор, садов и виноградников. М., 1987. 264 с. (в соавт. с В. П. Кобычевым).
- Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. 250 с.
- Япония: народ и культура. М., 1991. 64 с. (в соавт. с Р. Ш. Джарылгасиновой).
- Perspectives on Ethnicity. Hague, Paris, 1978. 458 р. Член ред.; авторство: «Введение». С. 10-13 (в соавт. с Ю. В. Бромлеем).
- Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, 1983. 320 с. Член ред.; авторство: «Культура жизнеобеспечения в этнических системах». С. 53-60; «Система питания». С. 189-206; «Общие выводы». С. 254-270; «Заключение». С. 271-287 (в соавт. с Э. С. Маркаряном).
- Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. М., 1981. 256 с. Отв. ред.; авторство: «Введение». С. 3-17; «Япония». С. 157-170; «Заключение». С. 232-250.
- Свод этнографических понятий и терминов. Материальная культура. М., 1989. 220 с. Член ред.; авторство: «Введение». С. 5-14; «Абак». С. 15; «Напитки». С. 84-86; «Пища». С. 134-138; «Яды». С. 216.
- Истоки формирования современного населения Южной Азии. М., 1990, 410 с. Отв. ред.; авторство: «Введение». С. 3-8; «Этногенетическая интерпретация расогенетического анализа». С. 365-404; «Заключение». С. 405-408.
- Отец – Арутюнов Александр Сергеевич, инженер ;
- мать – Салломон Ольга Петровна, микробиолог;
- жена – Наталья Львовна Жуковская , этнограф .
- Добавить иллюстрации.
- исследование ряда древнеэскимосских археологических и культурных памятников на Чукотке, разработка типологии орудий труда и охоты
- анализ специфики искусства народов Арктики
- изучение динамики материальной культуры народов Азии и Кавказа
- разработка классификации пищевых моделей и систем, их знакового осмысления
- изучение межэтнических взаимодействий и конфликтов, особенно, на Кавказе
- разработка теории ротационных процессов эволюции материальной культуры и информационной концепции этноса
- Современный быт японцев. М., 1968. 230 с.
- Старые и новые боги Японии. М., 1968. 200 с. (в соавт. с Г. Е. Светловым). Пер. на польский яз.:Starzy i nowi bogowie Japonii. Warszawa, 1973. 206 p.
- Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969. 206 с. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).
- Проблемы этнической истории Берингоморья. М., .1975. 240 с. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).
- Палеометалл северо-западной части Тихого океана. Владивосток, 1982. 104 с. (в соавт. с А. В. Александровым, Д. Л. Бродянским).
- Китовая аллея (древности островов пролива Сенявина). М., 1982. 176 с. (в соавт. с И. И. Крупником, М. А. Членовым).
- У берегов Ледовитого океана. М., 1984. 190 с.
- Святые реликвии: миф и действительность. М., 1987. 110 с. (в соавт. с Н. Л. Жуковской).
- В краю гор, садов и виноградников. М., 1987. 264 с. (в соавт. с В. П. Кобычевым).
- Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. 250 с.
- Япония: народ и культура. М., 1991. 64 с. (в соавт. с Р. Ш. Джарылгасиновой).
- Perspectives on Ethnicity. Hague, Paris, 1978. 458 р. Член ред.; авторство: «Введение». С. 10-13 (в соавт. с Ю. В. Бромлеем).
- Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, 1983. 320 с. Член ред.; авторство: «Культура жизнеобеспечения в этнических системах». С. 53-60; «Система питания». С. 189-206; «Общие выводы». С. 254-270; «Заключение». С. 271-287 (в соавт. с Э. С. Маркаряном).
- Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. М., 1981. 256 с. Отв. ред.; авторство: «Введение». С. 3-17; «Япония». С. 157-170; «Заключение». С. 232-250.
- Свод этнографических понятий и терминов. Материальная культура. М., 1989. 220 с. Член ред.; авторство: «Введение». С. 5-14; «Абак». С. 15; «Напитки». С. 84-86; «Пища». С. 134-138; «Яды». С. 216.
- Истоки формирования современного населения Южной Азии. М., 1990, 410 с. Отв. ред.; авторство: «Введение». С. 3-8; «Этногенетическая интерпретация расогенетического анализа». С. 365-404; «Заключение». С. 405-408.
- Древнейший народ Японии: судьбы племени айнов. М., Наука, 1993. 210 с. (в соавт. с В.Г. Щебеньковым).
- Народы Кавказа. Антропология, лингвистика, хозяйство (в соавт. с М.Г Абдушелишвили., Б.А. Калоевым.) М., 1994.
- Народы Кавказа (книга 4). Материальная культура. Пища и жилище. М., 1995. (В соавт. с Г.А.Сергеевой, В.П. Кобычевым).
- Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие. Люистон, 2002. Изд-во Эдвин Меллен Пресс. 386 с.(на русс. яз.)
- Культурная антропология. М.: Весь мир, 2004. 216 с. (в соавт. с С.И. Рыжаковой).
- Список работ С.А. Арутюнова см.: Этнографическое обозрение. 1992. № 3; 2002. № 2
- доктор исторических наук (1970)
- член-корреспондент Академии наук АрмССР. (1990)
- член-корреспондент РАН (1991)
- профессор
- Иностранный член НАН РА
- Внес заметный вклад в развитие теории этнографии, исследуя взаимодействие традиционных и урбанистических компонентов в культуре неевропейских народов.
- Выдвинул концептуальные идеи ротационного механизма вживания инноваций в традиционную этническую культуру, выявил роль информационных связей как основного механизма формирования этнических общностей.
- Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.239, ISBN 978-9939-0-1120-2
- Саркисян С. Т. Энциклопедия Арцах-Карабаха. Спб., 2005. - 312 с.: ил. ISBN 5-9676-0034-5
- Ноев Ковчег. Информационно-аналитическая газета армянской диаспоры стран СНГ. N 03 (97) Март 2006 года
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН , иностранный член НАН Армении
Заведующий отделом Кавказа ИЭА РАН
Научные интересы:
историческая этнография народов Азии, современная этническая и языковая ситуация на Кавказе, миграции, этнические процессы и их влияние на культурную и социальную идентичность
Биография:
Родился в Тбилиси в 1932 г. Окончив Московский Институт Востоковедения в 1954 г., тогда же поступил в аспирантуру Института этнографии (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) и, окончив ее, стал научным сотрудником этого института (с 1957 г.), где и продолжает работать ныне, с 1985 года в должности заведующего отделом народов Кавказа. Кандидатская диссертация «Древний восточноазиатский и айнский компоненты в этногенезе японцев» защищена в 1962 г., докторская «Процессы изменения и развития в современной бытовой японской культуре» в 1970 г. Избран чл.-корр. РАН в 1990 г.
С.А. Арутюнов вел этнографическую полевую работу в Японии, Вьетнаме, Индии, в разных районах Крайнего Севера и Сибири (но более всего на Чукотке), на Кавказе (более всего в Армении), проводя в поле с 1958 по 1988 год практически ежегодно по крайней мере один, а нередко и два полевых сезона (летний и зимний). Собранный им огромный полевой этнографический и археологический материал лег в основу ряда монографий, посвященных современной культуре народа айнов, археологии и этнической истории чукчей и эскимосов, сельской бытовой культуре армян и другим темам.
Итоги своих теоретических размышлений о закономерностях развития народной культуры. С.А. Арутюнов опубликовал в книге «Народы и культуры: развитие и взаимодействие» (М., 1989). Переработанная и дополненная версия этой книги, изданная в издательстве Edwin Mellen Press под названием "Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие" в 2002 году, в 2011 году удостоена премии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Обобщающий взгляд С.А. Арутюнова на предмет и задачи этнологии и культурной антропологии изложен им в , написанной совместно с С.И. Рыжаковой. В этой книге он свел воедино материалы многочисленных спецкурсов, читавшихся им в 1970-е – 2000-е годы в МГУ и многих университетах Европы, Америки и Японии (Кэмбридж, Берн, Питтсбург, Джорджтаун, Аляска-Фербенкс, Аризона-Темпе, Стэнфорд, Беркли, Саппоро и др.).
Всего С.А. Арутюновым опубликовано более 500 статей, докладов и рецензий, 20 книг (единолично и в соавторстве). Четыре из них в дополненном и расширенном виде переизданы за рубежом – в Польше, США, Японии. В настоящее время С.А. Арутюнов продолжает работу над созданием учебных пособий, изучает проблемы формационного и цивилизационного подхода к истории, проблемы глобализации и парохиализации культуры.
Автор более 600 публикаций, в том числе:
Биография
Научная деятельность
В начале 80-х продолжая длительные экспедиционные выезды появляются публикации их результатов. На основе армянских исследований в 1983 году в соавторстве с Э. Маркаряном, Ю.Мкртумяном и другими участниками комплексного исследования выходит совместная монография «Культура жизнеобеспечения и этнос». Сергей Александрович выступает редактором и соавтором сборников материалов по этногенезу и этнической истории народов Южной Азии, куда вошли уникальные данные индийско-советских экспедиций - «Истоки формирования современного населения Южной Азии» и «Этногенез и этническая история народов Южной Азии». В марте 1984 года Сергей Арутюнов выступил на конференции в Осаке с докладом о параллелях в процессах урбанизации Японии и Армении, опубликованном на японском языке в книге «Тосики-но-буммэйгаку» («Культурология урбанизации», Токио , ). Четыре года спустя,в 1989 году публикуется монография «Народы и культуры», где подробно описана еще одно важнейшая общая культурная закономерность - ареальная стабильность, которая была подкреплена материалами лингвистических, археологических и этнографических исследований культурных ареалов Японии . В 2000 году книга «Народы и культуры» в переработанном, дополненном виде была издана в США под названием «Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие» (“The Edwin Mellen Press”, Lewiston – Queenston – Lampeter).
Отойдя от японской тематики и бросив свой взор на Кавказа, Арутюнов с 1985 года по настоящее время является заведующим отделом Кавказа ИЭА РАН
В 1990 года был избран членом-корреспондентом Отделения историко-филологических наук Российской академии наук (РАН) . В - годах – заместитель академика-секретаря Отделения истории. С – по настоящее время – член бюро Отделения. Первый президент Всероссийской Ассоциации этнологов и антропологов России ( - ).
Семья
Научные публикации
Имеет более 490 публикаций, в том числе 15 монографий (как индивидуальных, так и в соавторстве). Основные научные труды:
1. Современный быт японцев. М., 1968.
2. Старые и новые боги Японии. М., 1968. (в соавт. с Г. Е. Светловым). Пер. на польский яз.: Starzy i nowi bogowie Japonii. Warszawa, 1973.
3. Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).
4. Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).
5. У берегов Ледовитого океана. М., 1984.
6. Святые реликвии: миф и действительность. М., 1987. (в соавт. с Н. Л. Жуковской).
7. В краю гор, садов и виноградников. М., 1987. (в соавт. с В. П. Кобычевым).
8. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
9. Япония: народ и культура. М., 1991. (в соавт. с Р. Ш. Джарылгасиновой).
10. Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, 1983. (в соавт. с Э. С. Маркаряном).
11. Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. М., 1981. Отв. ред.
12. Народы Кавказа. Антропология, лингвистика, хозяйство (в соавт. с М. Г. Абдушелишвили, Б.А.Калоевым.) М., 1994.
13. Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие. Люистон, 2002. Изд-во Эдвин Меллен Пресс.
14. Культурная антропология. М.:
Дополните информацию о персоне
Арутюнов Сергей Александрович | |
Sergei A. Harutiunov | |
Другие имена: | Арутюнян Сергей Александрович |
На английском: | Sergei A. Harutiunov |
На армянском: | Սերգեյ Ալեքսանդրի Հարությունով |
Дата рождения: | 01.07.1932 |
Место рождения: | Тифлис, Грузия |
Краткая информация:
Этнограф, председатель Всероссийского союза антропологов и генеалогов |
Биография
Родился 01.07.1932г. в Тифлисе.
Окончил японское отделение Института востоковедения (1954).
С 1957 работает в Институте генеалогии и антропологии АН СССР.
С 1958 периодически выезжал на полевые археологические и этнографические работы в Россию, Японию, Вьетнам, Индию.
В 1976, 1978, 1982, 1984, 1988 в составе экспедиционной группы этнографов Ереванского госуниверситета проводил исследования в Армении.
С 1972 читает лекции по спецкурсу по различным этнографическим проблемам в университетах Еревана, Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Омска, Кембриджа, Берна, Питсбурга и др. С 1990 председатель Всероссийского союза антропологов и генеалогов.
Заведующий отделом народов Кавказа Института этнологии РАН.
Первый президент Ассоциации этнографов и антропологов России.
Основные научные результаты
Сочинения
Труды по этнографии народов Восточной Азии и Закавказья, теоретическим проблемам этнографии и культурологии. Имеет более 400 публикаций. Диссертация докт.: “Процессы бытового развития в современной японской культуре”.