Житие протопопа аввакума анализ кратко. Житие протопопа аввакума

Одним из интереснейших памятников в древнерусской литературе является знаменитое «Житие протопопа Аввакума». Краткое содержание его - это автобиографическая повесть о судьбе и деяниях старца, о его верном служении Богу. Написанное в совершенно новом для этого времени жанре произведение демонстрирует неповторимый стиль и своеобразный язык.

Произведение, дошедшее к нам из глубины веков, состоит из трех привычных частей. В первой из них (вступление) автор излагает церковные догматы истинной веры, которые свято исповедует. В основной части святой повествует о своей жизни: о рождении и детстве, о гонениях и ссылке, о своих размышлениях и наблюдениях. В заключении Аввакум подает отдельные новеллы об исцелении бесноватых, а также обращается к старцу Епифанию - своему единомышленнику, сподвижнику и духовному отцу. Краткое содержание «Жития протопопа Аввакума» рассказывает, что именно Епифаний подтолкнул его к написанию данной работы для того, чтобы слово Божье и постигнутые истины не ушли в забытье. В свою очередь, протопоп советует и ему написать похожее произведение о себе, чтобы люди знали о его нелегкой жизни.

«Житие протопопа Аввакума»: анализ и характеристика

Первое автобиографическое произведение древнерусской литературы не только рассказывает о многострадальной жизни святого старца. Это была гениальная работа, которая не только включает в себя «скучные» факты из жизни, но и содержит некое послание бунтаря, который не мирился с пороками ни своей паствы, ни других священников. За резкую критику патриарха, да и самого царя-батюшки, за неприятие церковной реформы (Аввакум был и оставался старообрядцем) его не только отправили в ссылку, отменили его духовные саны, но и казнили ужасной смертью. После пыток его сожгли в срубе вместе с его сподвижниками в Пустозерске.

Вот таково краткое содержание «Жития протопопа Аввакума». Манера его написания наполнена поэтикой и эмоциями. Старец понимает, что каноны разрушены, но он не хочет мириться с этим, он и дальше распространяет свет божьей истины. Даже в ссылке опальный протопоп проповедует и пишет письма, борется с «беззаконием» и учит правдивой вере. Великий учитель церкви Аввакум не согласился даже на просьбы царицы отказаться от своих убеждений.

Краткое содержание «Жития протопопа Аввакума» содержит еще и элемент чуда как доказательства правдивости идей, которые проповедует старец. Именем Иисуса Христа святой изгонял бесов и исцелял немощных. Авторские отступления свидетельствуют об опыте писателя, заботящегося о цельности и единстве всего повествования. Позже такие приемы станут обязательными в художественной литературе.

Значение «Жития»

Появление автобиографического произведения ознаменовало новый этап развития литературы на Руси. Ведь последователи Аввакума, да и просто другие авторы, которые не разделяли его взглядов, приблизились к миру: наблюдается отход от канонов, литературный вымысел, язык становится более живым, «мужицким». Древнерусская литература перестала быть сугубо церковной, она более соответствовала новому обществу - более образованному, склонному к самостоятельному размышлению о жизни, религии, государственному устрою и его идеалам.

Очень часто в старину люди писали такие произведения, как житие. Одно из таких произведений написал Протопоп Аввакум, но только после того как был благословен на это своим духовным отцом, инока Епифанием.

Так повелось, что такое природное явление как Солнечное затмение считалось у людей ничем иным, как знаком Божьего гнева и отверженности.

В нашей стране это природное явление было в тысяча шестьсот пятьдесят четвертом году, и люди считали, что случилось оно из-за того, что великий русский патриарх искажал веру в Бога.

Вообще солнечное затмение - это довольно редкое явление и следующее произошло лишь спустя четырнадцать лет. Как раз в это время Аввакума и всех кто его поддерживал, был так сказать его сторонником побрили и посадили в темницу.

Что касается автора данного произведения Аввакума, то он был рожден в Нижегородской земле. Его отец был священником, как и многие тогда. Его звали Петром, а маму - Марией, или как раньше чаще было принято говорить Марфой.

Отец несмотря на то, что был священником любил выпить и изрядно, а мать была человеком, который искренне и предано верил в бога, она соблюдала все посты и молилась за всех.

В двадцать один год, уже довольно солидный возраст по старым меркам Аввакум был отдан в дьяконы, примерно через два года службы он стал попом, а ещё через восемь лет с умел стать протопопом.

Так как он был человеком духовного мира, у него как и у всех его соратников были духовные дети. В общей сложности именно у него насчитывалось около пятиста-шестиста духовных детей, так как где бы он не оказался он старался преподавать слово Божье и веру в Небесные силы.

К нему приходили многие люди, чтобы исповедаться и покаяться во всех совершенных делах. Каждого человека он выслушивал и помогал найти путь истинный.

Порой ему было очень трудно и тяжело, так человеческие грехи он очень часто воспринимал так будто это его собственные, ему очень тяжело давалась вся эта работа. Однако он очень любил то, чем занимался и считал это своим призванием.

Решившись написать житие он прежде всего хотел как бы показать людям, что они во многом не правы, предостеречь их от совершения ошибок в будущем и постараться помочь каждому, кто нуждался в его помощи.

Картинка или рисунок Житие протопопа Аввакума

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Дети Арбата Рыбаков

    В арбатской высотке живут молодые люди, разные по происхождению и статусу, но общающиеся между собой.

  • Краткое содержание Легенды о Робин Гуде
  • Краткое содержание Модный адвокат Тэффи

    Журналист Семен Рубашкин ожидает рассмотрения дела в суде. Его обвиняют в написании статьи, распространяющей ложные слухи о прекращении работы Думы. Семен уверен в благополучном исходе судебного заседания и предвкушает вечерний ужин с друзьями

  • Краткое содержание Пришвин Первая охота

    Пришвин в своем рассказе повествует нам о небольшом забавном щенке, который впервые пошел на охоту. Щенку наскучило шугать домашних птиц, живущих с ним в одном дворе. Решил наш герой устроить охоту на птиц и животных

  • Краткое содержание Красный смех Андреева

    В произведении Андреева “Красный смех” повествование ведётся от солдата находящегося на войне. Он описывает бой, который длится уже около трёх дней. Он явно видит галлюцинации и бредит, вспоминая о своей семье, обоях в квартире, и о хохоте.

Сочинения протопопа Аввакума (1621-1682), главы старообрядчества, представляют собой крупнейшее явление в истории русской литературы. Главное произведение Аввакума - "Житие" - написано в период 1672-1673 г.г. в пустозерской тюрьме.

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ

П о благословению отца моего старца Епифания писано моею рукою грешною протопопа Аввакума, и аще что реченно просто, и вы, господа ради, чтущии и слышащии, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных бог слушает, но дел наших хощет. И Павел пишет: "аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любви же не имам, - ничто же есмь". Вот что много рассуждать: не латинским языком, ни греческим, ни еврейским, иным коим ищет от нас говоры господь, но любви с прочими добродетельми хощет; того ради я и не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русскаго, но простите же меня, грешнаго, а вас всех, рабов Христовых, бог простит и благословит. Аминь.

Всесвятая троице, боже и содетелю всего мира! поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делы благими, яже ныне хощу глаголати аз недостойный; разумея же свое невежество, припадая, молю ти ся и еже от тебя помощи прося: управи ум мой и утверди сердце мое приготовитися на творение добрых дел, да, добрыми делы просвещен, на судище ти страны причастник буду со всеми избранными твоими. И ныне, владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком возглаголю Дионисия Ареопагита о божественных именех, что есть богу присносущные имена истинные, еже есть близостные, и что виновные, сиречь похвальные. Сия суть сущие: сый, свет, истина, живот; только четыре свойственных, а виновных много; сия суть: господь, вседержитель, непостижим, неприступен, трисиянен, триипостасен, царь славы, непостоянен, огнь, дух, бог, и прочая по тому разумевай.

Того ж Дионисия о истине: себе бо отвержение истины испадение есть, истина бо сущее есть; аще бо истина сущее есть, истины испадение сущаго отвержение есть; от сущаго же бог испасти не может, и еже не быти - несть.

Мы же речем: потеряли новолюбцы существо божие испадением от истиннаго господа, святаго и животворящаго духа. По Дионисию: коли уж истины испали, тут и сущаго отверглися. Бог же от существа своего испасти не может, и еже не быти, несть того в нем: присносущен истинный бог наш. Лучше бы им в Символе веры не глаголати господа, виновнаго имени, а нежели истиннаго отсекати, в нем же существо божие содержится. Мы же, правовернии, обоя имена исповедаем: и в духа святаго, господа, истиннаго и животворящаго, света нашего, веруем, со отцем и сыном поклоняемаго, за него же стражем и умираем, помощию его владычнею. Тешит нас Дионисий Ареопагит, в книге ево пишет: сей убо есть воистину истинный християнин, истиною разумев Христа и тем благоразумие стяжав, исступив убо себе, не сый в мирском их нраве и , себя же весть трезвящеся и измененна всякаго прелестнаго неверия, не токмо даже до смерти бедствующе истины ради, но и неведением скончевающеся всегда, разумом же живуще, и християне суть свидетельствуемы. Сей Дионисий научен вере Христове от Павла апостола, живый во Афинех, прежде, даже не прийти в веру Христову, хитрость имый исчитати беги небесныя; егда ж верова Христови, вся сия вмених быти яко . К Тимофею пишет в книге своей, сице глаголя: "дитя, али не разумеешь, яко вся сия внешняя ничто же суть, но токмо прелесть и тля и пагуба? аз проидох делом и ничто ж обретох, но токмо тщету". Чтый да разумеет. Исчитати беги небесныя любят погибающии, понеже любви истинныя не прияша, воеже спастися им; и сего ради послет им бог действо льсти, воеже веровата им лжи, да суд приимут не веровавшии истине, но благоволиша о неправде. (Чти Апостол, 275.)

Сей Дионисий, еще не приидох в веру Христову, со учеником своим во время распятия господня быв в солнечном граде и видев: солнце во тьму преложися и луна в кровь, звезды в полудне на небеси явилися черным видом. Он же ко ученику глагола: "или кончина веку прииде, или бог слово плотию стражет"; понеже не по обычаю тварь виде изменену: и сего ради бысть в недоумении. Той же Дионисий пишет о солнечном знамении, когда затмится: есть на небеси пять звезд заблудных, еже именуются луны. Сии луны бог положил не в пределех, яко ж и прочии звезды, но обтекают по всему небу, знамение творя или во гнев или в милость, по обычаю текуще. Егда заблудная звезда, еже есть луна, подтечет под солнце от запада и закроет свет солнечный, то солнечное затмение за гнев божий к людям бывает. Егда ж бывает, от востока луна подтекает, то по обычаю шествие творяще закрывает солнце.

А в нашей России бысть знамение: солнце затмилось в 162 году, пред мором за месяц или меньши. Плыл Волгою рекою архиепископ Симеон перед Петровым днем недели за две; часа с три плачючи у берега стояли; солнце померче, от запада луна подтекала. По Дионисию, являя бог гнев свой к людям: в то время Никон отступник веру казил и законы церковныя, и сего ради бог излиял гнева ярости своея на русскую землю; мор велик был, неколи еще забыть, вси помним. Потом, минув годов с четырнадцеть, солнцу затмение было; в Петров пост, в пяток, в час шестый, тьма бысть; солнце померче, луна подтекала от запада же, гнев божий являя, и протопопа Аввакума, беднова горемыку, в то время с прочими остригли в соборной церкви власти и на Угреше в темницу, проклинав, бросили. Верный разумеет, что делается в земли нашей за нестроение церковное. Говорить о том полно; в день века познано будет всеми; потерпим до тех мест.

Той же Дионисий пишет о знамении солнца, како бысть при Исусе Наввине во Израили. Егда Исус секий иноплеменники, и бысть солнце противо Гаваона, еже есть на полднях, ста Исус крестообразно, сиречь распростре руце свои, и ста солнечное течение, враги погуби. Возвратилося солнце к востоку, сиречь назад отбежало, и потече, и бысть во дни том и в нощи тридесять четыре часа, понеже в десятый час отбежало; так в сутках десять часов прибыло. И при Езекии царе бысть знамение: оттече солнце вспять во вторый на десять час дня, и бысть во дни и в нощи тридесять шесть часов. Чти книгу Дионисиеву, там пространно уразумеешь.

Он же Дионисий пишет о небесных силах, росписует, возвещая, како хвалу приносят богу, разделяяся деветь чинов на три тройцы. Престоли, херувими и серафими освящение от бога приемлют и сице восклицают: благословенна слава от места господня! И чрез их преходит освящение на вторую тройцу, еже есть господства, начала, власти; сия тройца, славословя бога, восклицают: аллилуия, аллилуия, аллилуия! По алфавиту, аль отцу, иль сыну, уия духу святому. Григорий Нисский толкует: аллилуия - хвала богу; а Василий Великий пишет: аллилуия - ангельская речь, человечески рещи - слава тебе, боже! До Василия пояху во церкви ангельския речи: аллилуия, аллилуия, аллилуия! Егда же бысть Василий, и повеле пети две ангельския речи, а третьюю, человеческую, сице: аллилуия, аллилуия, слава тебе, боже! У святых согласно, у Дионисия и у Василия; трижды воспевающе, со ангелы славим бога, а не четыржи, по римской бляди; мерзко богу четверичное воспевание сицевое: аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава тебе, боже! Да будет проклят сице поюще. Паки на первое возвратимся. Третьяя тройца, силы, архангели, ангели, чрез среднюю тройцу освящение приемля, поют: свят, свят, свят господь Саваоф, исполнь небо и земля славы его! Зри: тричисленно и сие воспевание. Пространно пречистая богородица протолковала о аллилуии, явилася ученику Ефросина Псковскаго, именем Василию. Велика во аллилуи хвала богу, а от зломудрствующих досада велика, - по-римски святую тройцу в четверицу глаголют, духу и от сына исхождение являют; зло и проклято се мудрование богом и святыми. Правоверных избави боже сего начинания злаго, о Христе Исусе, господе нашем, ему же слава ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Афанасий великий рече: иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати вера, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдает, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет. Вера ж кафолическая сия есть, да единаго бога в тройце и тройцу во единице почитаем, ниже сливающе составы, ниже разделяюще существо; ин бо есть состав отечь, ин - сыновень, ин - святаго духа; но отчее, и сыновнее, и святаго духа едино божество, равна слава, соприсущно величество; яков отец, таков сын, таков и дух святый; вечен отец, вечен сын, вечен и дух святый; не создан отец, не создан сын, не создан и дух святый; бог отец, бог сын, бог и дух святый не три бози, но един бог; не три несозданнии, но един несозданный, един вечный. Подобне: вседержитель отец, вседержитель сын, вседержитель и дух святый. Равне: непостижим отец, непостижим сын, непостижим и дух святый. не три вседержители, но един вседержитель; не три непостижимии, но един непостижимый, един пресущный. И в сей святей тройце ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три составы и соприсносущны суть себе и равны. Особно бо есть отцу нерождение, сыну же рождение, а духу святому исхождение: обще же им божество и царство. (Нужно бо есть побеседовати и о вочеловечении бога-слова к вашему спасению.) За благость щедрот излия себе от отеческих недр сын-слово божие в деву чисту богоотроковицу, егда время наставало, и воплотився от духа свята и Марии девы вочеловечився, нас ради пострадал, и воскресе в третий день, и на небо вознесеся, и седе величествия на высоких и хощет паки прийти судити и воздати комуждо по делом его, его же царствию несть конца, И сие в бозе бысть прежде, даже не создатися Адаму, прежде, даже не вообразитися. (Совет отечь.) Рече отец сынови: сотворим человека по образу нашему и по подобию. И отвеща другий: сотворим, отче, и преступит бо. И паки рече: о единородный мой! о свете мой! о сыне и слове! о сияние славы моея! аще промышляеши созданием своим, подобает ти облещися в тлимаго человека, подобает ти по земли ходити, плоть восприяти, пострадати и вся совершити. И отвеща другий: буди, отче, воля твоя. И посем создася Адам. Аще хощеши пространно разумети, чти Маргарит: Слово о вочеловечении; тамо обрящеши. Аз кратко помянул, смотрение показуя. Сице всяк веруяй в онь не постыдится, а не веруяй осужден будет и во веки погибнет, по вышереченному Афанасию. Сице аз, протопоп Аввакум, верую, сице исповедаю, с сим живу и умираю.

Рождение же мое в нижегороцких пределех, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати - Мария, инока Марфа. Отец же мой прилежаше пития хмельнова; мати же моя постница и молитвенница бысть, всегда учаше мя страху божию. Аз же некогда видев у соседа скотину умершу, и той нощи, восставше, пред образом плакався довольно о душе своей, поминая смерть, яко и мне умереть; и с тех мест обыкох по вся нощи молитися. Потом мати моя овдовела, а я осиротел молод и от своих соплеменник во изгнании быхом. Изволила мати меня женить. Аз же пресвятей богородице молихся, да даст ми жену помощницу ко спасению. И в том же селе девица, сиротина ж, беспрестанно обыкла ходить во церковь, - имя ей Анастасия. Отец ея был кузнец, именем Марко, богат гораздо; а егда умре, после ево вся истощилось. Она же в скудости живяше и моляшеся богу, сочетается за меня совокуплением брачным; и бысть по воли божии тако. Посем мати моя отыде к богу в подвизе велице. Аз же от изгнания переселихся во ино место. Рукоположен во диаконы двадесяти лет с годом, и по дву летех в попы поставлен; живый в попех осмь лет, и потом совершен в протопопы православными епископы, - тому двадесеть лет минуло; и всего тридесять лет, как имею священство.

А егда в попах был, тогда имел у себя детей духовных много, - по се время сот с пять или с шесть будет. Не почивая, аз, грешный, прилежа во церквах, и в домех, и на распутиях, по градом и селам, еще же и в царствующем граде и во стране сибирской проповедуя и уча слову божию, - годов будет тому с .

Егда еще был в попех, прииде ко мне исповедатися девица, многими грехми обремененна, блудному делу и всякой повинна; нача мне, плакавшеся, подробну возвещати во церкви, пред Евангелием стоя. Аз же, треокаянный врач, сам разболелся, внутрь жгом огнем блудным, и горько мне бысть в той час: зажег три свещи и прилепил к налою, и возложил руку правую на пламя, и держал, дондеже во мне угасло злое разжение, и, отпустя девицу, сложа ризы, помоляся, пошел в дом свой зело скорбен. Время же, яко полнощи, и пришед во свою избу, плакався пред образом господним, яко и очи опухли, и моляся прилежно, да же отлучит мя бог от детей духовных, понеже бремя тяжко, неудобь носимо. И падох на землю на лицы своем, рыдаше горце и забыхся, лежа; не вем, как плачю; а очи сердечнии при реке Волге. Вижу: пловут стройно два корабля златы, и весла на них златы, и шесты златы, и все злато; по единому кормщику на них сидельцов. И я спросил: "чье корабли?" И они отвещали: "Лукин и Лаврентиев". Сии быша ми духовныя дети, меня и дом мой наставили на путь спасения и скончалися богоугодне. А се потом вижу третей корабль, не златом украшен, но разными пестротами, - красно, и бело, и сине, и черно, и , - его же ум человечь не вмести красоты его и доброты; юноша светел, на корме сидя, правит; бежит ко мне из-за Волги, яко пожрати мя хощет. И я вскричал: "чей корабль?" И сидяй на нем отвещал: "твой корабль! на, плавай на нем с женою и детьми, коли докучаешь!" И я вострепетах и седше рассуждаю: что се видимое? и что будет плавание?

А се по мале времени, по писанному, "объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох". У вдовы начальник отнял дочерь, и аз молих его, да же сиротину возвратит к матери, и он, презрев моление наше, и воздвиг на мя бурю, и у церкви, пришед сонмом, до смерти меня задавили. И аз лежа мертв полчаса и больши, и паки оживе божиим мановением. И он, устрашася, отступился мне девицы. Потом научил ево дьявол: пришед во церковь, бил и волочил меня за ноги по земле в ризах, а я молитву говорю в то время.

Аввакум Петров

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца.

Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу.

Родился Аввакум в Нижегородской земле. Его отец был священником, его звали Петром, а мать — Марией, в иночестве — Марфой. Отец любил выпить, а мать была постница и молитвенница. Один раз Аввакум увидел у соседа мёртвую скотину и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. С той поры он привык молиться каждую ночь. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии. Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. Потом мать умерла в иночестве.

В двадцать один год Аввакум был рукоположён в дьяконы, через два года в попы, а ещё через восемь лет стал протопопом. Всего у Аввакума было около пятисот или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему.

Однажды к молодому священнику пришла на исповедь девица и начала каяться в блудных грехах. Слушая ее, Аввакум сам ощутил «огонь блудный», зажёг три свечи и, принимая исповедь, положил руку на пламя. Придя домой, он молился и плакал перед иконой. И тут ему было видение: два золотых корабля, плывущих по Волге. Кормщики сказали, что это корабли Луки и Лаврентия, духовных детей Аввакума. Третий же корабль был разноцветный — это был корабль самого Аввакума.

Некий начальник отнял дочь у вдовы. Аввакум вступился за сироту и был избит. Потом начальник все-таки отдал девицу матери, но после ещё раз избил протопопа в церкви.

И другой начальник рассвирепел на Аввакума. Пытался убить его, но ружье не выстрелило. Тогда этот начальник выгнал протопопа с семьёй из дому.

Аввакум с женой и новорождённым младенцем пошёл в Москву. Младенца крестили по дороге. В Москве протопопу дали грамоту — возвращаться на старое место. Он так и сделал, вернулся в разорённый дом, а вскоре случились новые неурядицы: Аввакум изгнал из того места скоморохов и двух медведей у них отнял. А воевода Василий Петрович Шереметев, который плыл в Казань, взял Аввакума на корабль. Но протопоп не благословил его сына Матфея, который брил бороду. Боярин чуть не бросил протопопа в воду.

Евфимей Стефанович, другой начальник, тоже возненавидел Аввакума и даже пытался взять его дом приступом. А ночью Евфимею стало худо, он звал Аввакума к себе и просил у него прощения. Протопоп простил его, исповедал, маслом священным помазал, и Евфимей выздоровел. Потом он с женой стали духовными детьми Аввакума.

Все же протопопа изгнали с этого места, он пошёл в Москву снова, и государь велел поставить его в Юрьевец-Поволский. А там новые беды. Попы, мужики и бабы напали на Аввакума и били его. Эта толпа пыталась взять дом протопопа приступом, воевода же велел охранять его. Аввакум опять отправился в Москву, но царь уже был недоволен тем, что протопоп оставил своё место. Аввакум жил в Москве при Казанской церкви, у протопопа Ивана Неронова.

Новым патриархом стал Никон. Он повелел креститься тремя перстами и уменьшить число земных поклонов. Узнав об этом, Иван Неронов сказал, что пришло время страдать. Аввакум и костромской протопоп Даниил написали царю письмо о вере, где обличили ересь Никона. После этого Никон приказал схватить Даниила, его расстригли и сослали в Астрахань. Сослали и Ивана Неронова, а протопопа Аввакума посадили в темницу на цепь. Его не кормили три дня, но потом пришёл некто — то ли человек, то ли ангел — и принёс протопопу тарелку щей. Аввакума собирались расстричь, но по просьбе царя все же не сделали этого.

Протопопа с семьёй сослали в Сибирь. В Тобольске архиепископ устроил его служить в церкви. За полтора года на Аввакума было пять доносов. Чинил ему обиды дьяк Иван Струна, занимавшийся делами епархии. В церкви он схватил за бороду дьяка Антона, которого преследовал. Аввакум, затворив церковные двери, постегал Струну ремнём. И за это было ему много бед: родные Ивана Струны хотели убить его. Тот же дьяк Струна за мзду согласился покрыть грех кровосмешения. За это Аввакум в церкви проклял дьяка. Иван Струна в то время был под началом у Петра Бекетова. Когда проклинали Струну, Бекетов бранил Аввакума, а идя из церкви, взбесился и умер.

Пришёл указ везти Аввакума на реку Лену, в острог. По дороге его нагнал новый указ — ехать в Даурию. Протопопа отдали под начало енисейскому воеводе Афанасью Пашкову, который во главе отряда плыл осваивать земли. Пашков был очень жестоким человеком.

На реке Тунгуске корабль протопопа чуть не утонул. Протопопица вытащила детей из воды.

Навстречу плыл корабль, на котором были две пожилые вдовы, собиравшиеся в монастырь. Пашков велел вдовам возвращаться и идти замуж. Аввакум стал противоречить. Тогда воевода хотел высадить протопопа с корабля, чтобы он пешком шёл по горам. Аввакум написал Пашкову обличительное письмо, а воевода избил его кнутом.

Аввакума бросили в Братский острог. Сидел он в холодной тюрьме, потом его перевели в тёплую избу. Жена и дети протопопа жили за двадцать вёрст от него, у злой бабы Ксеньи. На Рождество сын Иван пришёл повидать отца, но Пашков не позволил ему этого.

Весной поехали дальше. Пашков заставил Аввакума идти по берегу и тянуть лямку. Зимой волочили нарты, летом «в водах бродили». На реке Хилке барку Аввакума оторвало водою, и он чуть не утонул. Одежда погнила, добро водой размыло.

Зимою сам протопоп с малыми детьми тянул свою нарту. А потом начался голод. Пашков никого не отпускал промышлять, и многие умирали. Летом ели траву и корни, зимой — сосновую кашу. Ели даже мясо замёрзших волков и лисиц — «всякую скверну». Правда, Аввакуму и его семье помогали жена и сноха Пашкова.

Воевода прислал к Аввакуму двух бесноватых женщин — своих сенных, вдов Марью и Софью. Протопоп молился о вдовах, причастил их, они выздоровели и стали жить у него. Пашков их отнял, и вдовы опять стали беситься. Потом они тайком прибежали к Аввакуму, он опять исцелил их, и они стали по ночам приходить молиться. После того они сделались монахинями.

Отряд возвращался с Нерчи-реки к Русе. Голодные и усталые люди брели за санями, падая на льду. Протопопица изнемогала, но духом была тверда. На нарте ненароком удавили чудесную курочку, которая несла по два яичка в день.

Жена Пашкова каждый день присылала своего маленького сына к Аввакуму на благословение. Но когда ребёнок заболел, она послала за помощью к мужику-шептуну. Младенец разболелся ещё больше. Аввакум разгневался на боярыню. Она просила у него прощения. Когда принесли больного ребёнка, Аввакум помолился, помазал его маслом священным, и младенец выздоровел.

Пашков послал своего сына Еремея с отрядом казаков воевать в Мунгальское царство. Пашков заставил местного шамана колдовать и спрашивал, будет ли поход удачным. Шаман предвещал успех. Но Аввакум молился о неудаче, чтобы не сбылось дьявольское предсказание шамана. Потом он, правда, пожалел Еремея, который был человеком добрым, благочестивым, защищал протопопа от своего отца. Аввакум стал молиться, чтобы Бог пощадил Еремея. Пашков узнал, что Аввакум желал неудачного похода, и хотел пытать протопопа. Но в это время вернулся Еремей. Он рассказал, что войско погибло, а сам он спасся: во сне Еремею явился Аввакум и указал дорогу.

Пашкову пришла грамота, в которой велено было ехать на Русь. Воевода не взял Аввакума с собой. Тогда протопоп поехал отдельно. Он посадил к себе в лодку всех больных и старых, которые были непригодны к суровой жизни. Взял Аввакум с собой, спасая от смерти, и двух негодяев, которых хотели убить казаки. Дорога была трудна. К счастью, туземные племена не тронули Аввакума и его спутников. А ещё им встретились русские люди, ехавшие на рыбный промысел, которые дали протопопу и его товарищам пищи.

Добравшись до русских городов, Аввакум увидел господство никониан и в печали думал: проповедовать слово Божие или скрыться? Но жена ободряла его. И протопоп по дороге в Москву всюду обличал Никона и его последователей.

В Москве и государь, и бояре хорошо приняли Аввакума. Его поставили на монастырском соборе в Кремле и предлагали любое место, если он соединится в вере с Никоном. Но протопоп не согласился. Ведь ещё в Тобольске Аввакуму во сне было предостережение от Бога, а в Даурии через дочь протопопа, Огрофену, Господь возвестил, что если тот не будет держаться правой веры и творить молитвенного правила, то умрёт.

Видя, что Аввакум не хочет соединиться с никонианами, царь попросил протопопа, чтобы тот по крайней мере молчал об этом. Аввакум послушался. Жил он в то время у боярыни Федосьи Морозовой, своей духовной дочери. Многие приходили к нему и приносили подарки. Прожив так полгода, Аввакум снова послал царю письмо, чтобы он защитил Церковь от ереси Никона. И после этого Аввакума с семьёй было приказано сослать на Мезень. Через полтора года его со старшими сыновьями, Иваном и Прокопием, вернули в Москву, а протопопица и младшие дети остались на Мезени.

Аввакума десять недель держали на цепи в Пафнутьевом монастыре. Потом привезли в церковь, расстригли и прокляли. Аввакум же в свою очередь проклял никониан.

Потом его снова отвезли в Пафнутьев монастырь. Келарь Никодим сначала был добр к узнику. Но когда протопоп попросил открыть дверь темницы в день Пасхи, келарь отказал. Никодим вскоре разболелся, и некто в образе Аввакума явился и исцелил его. Тогда келарь покаялся перед Аввакумом.

Протопопа посещали его дети с юродивым Феодором. Феодор же был великий подвижник: о молитве радел, по тысяче поклонов бил, на морозе в одной рубашке ходил. Этот юродивый чудным образом убежал из Рязани, где его держали в узах. Но потом Феодора удавили на Мезени.

После того привезли Аввакума в Москву, в Чудов монастырь, и поставили перед собором вселенских патриархов. Протопоп спорил с ними о вере и обличал их. Патриархи хотели его избить, но Аввакум устыдил их словом Божиим.

Царь отправил к протопопу своих посланников. Он просил его хоть в чем-то согласиться с вселенскими патриархами, но Аввакум отказался.

Протопопа сослали в Пустозерск. Оттуда он писал и царю, и всем православным. На Мезени же казнили двух его духовных детей, Феодора юродивого и Луку Лаврентьевича. Хотели повесить и сыновей протопопа, Прокопия и Ивана, да отроки с испугу покаялись. Тогда их с матерью закопали в земляную тюрьму.

Пришёл приказ и в Пустозерск о том, чтобы посадить Аввакума в земляную тюрьму. Он хотел уморить себя голодом, да собратья не велели.

Потом власти схватили священника Лазаря, отсекли ему язык и правую руку. Отсечённая рука сложила персты для крестного знамения. А язык через два года у Лазаря вырос. Соловецкому иноку Епифанию тоже отсекли язык, и тоже чудесным образом он вырос. Это же произошло и с дьяконом Феодором. А в Москве многих противников Никона сожгли.

В те времена когда Аввакум был ещё не протопопом, а попом, царский духовник Стефан подарил ему книгу Ефрема Сирина. Аввакум обменял ее на лошадь. Родной брат Аввакума, Евфимий, заботился об этой лошади больше, чем о молитве. Бог наказал Аввакума с братом: в Евфимия вселился бес. Аввакум изгнал беса, но Евфимий не исцелился, пока Аввакум не забрал обратно книгу и не отдал за неё деньги.

В темнице протопоп жил вместе с бесноватым Кирилушком, московским стрельцом. Он терпел все выходки бесноватого. Кирилушко умер в темнице, Аввакум исповедал и причастил его перед смертью. А в Москве протопоп изгонял беса из Филиппа, который уж долгое время был к стене прикован, потому что сладу с ним не было. Один раз Аввакум, придя домой, рассердился на жену и домочадицу Фетинью, которые рассорились между собою. Протопоп побил обеих женщин. И после того он не мог совладать с бесом, пока не попросил прощения у жены, Фетиньи и всех домашних.

Бесноватого Феодора Аввакум два месяца держал у себя дома в Тобольске, молился о нем. Феодор исцелился, но потом в церкви снова досадил Аввакуму, и тот велел приковать его к стене. Взбесившись пуще прежнего, Феодор убежал и стал всюду творить разные безобразия.

Протопоп молился о его исцелении, а перед самой ссылкой Аввакума в Даурию на корабль к нему пришёл здоровый Феодор и благодарил его: бесноватому явился некто в образе Аввакума и отогнал бесов. Нападал бес и на домочадицу протопопа Офимью, Аввакум исцелил и ее.

В Тобольске у протопопа Аввакума была духовная дочь Анна. Она хотела, вопреки воле духовного отца, выйти замуж за первого хозяина, Елизара. Анна стала не слушаться Аввакума, и на неё начал нападать бес. Однажды девица заснула на молитве, спала три дня и три ночи. Проснувшись, поведала свой сон: ангелы велели ей во всем слушаться протопопа. Но когда его сослали из Тобольска, Анна все-таки вышла замуж за Елизара. Через восемь лет Аввакум ехал обратно. В это время Анна постриглась в монахини. Она во всем покаялась перед духовным отцом. Аввакум сначала сердился на Анну, но потом простил и благословил. Она потом тоже страдала за веру.

Ещё Аввакум исцелял младенцев, страдавших грыжей. А в первые годы его служения Аввакума часто пугал бес, но священник преодолевал страх и отгонял беса.

Как считалось раньше, солнечное затмение - знак Божьего гнева. В России затмение произошло в 1654 году, а потом через 14 лет повторилось, вот тогда Аввакум принял постриг и был брошен в темницу.

Аввакум родился в Нижегородске. Отец его был священником, и звали его Петром. А мать звали Марией, а в миру Марфой. Мать часто постилась и молилась в уединении. Увидев у соседа мёртвую скотину, проплакала, молясь о своей душе. Когда отец Аввакума умер, мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Анастасии.

Когда Аввакуму исполнилось 21 год, он становится дьяконом, а через 2 года попом и через 8 лет протопопом. Где бы ни появлялся Аввакум, он проповедовал слово Божье и имел пятьсот духовных детей. Однажды явилась на исповедь девица одна покаяться в своих грехах, чтобы отец отпустил ей грехи.

Дома он, плача, страстно молился перед иконой. Попытка к убийству Протопопа послужила тому, что его выгнали с семьёй из дома. Аввакум с женой и младенцем оказывается в Москве. Получив грамоту, Аввакум был приглашён на своё место. Когда Аввакума выгнали, он отправился в Москву. Но там начались новые беды. Попы, мужики и бабы били Аввакума. В Москве он жил при Казанской церкви у Протопопа Ивана Неронова. Новым патриархом стал Никон, крестившийся тремя перстами. Аввакум и Даниил отправили письмо царю о вере, обличая ересь Никона. Протопопа Аввакума за это посадили на цепь. Не кормили его три дня, но потом явился некто в обличии ангела и принёс тарелку щей.

Аввакума отправляют с семьёй в Сибирь по указу царя. С помощью архиепископа Тобольского он был пристроен в церковь. За непродолжительное время на Аввакума было сделано 5 доносов. Потом отправляют его на реку Лену в острог, затем в Даурию и отдают под начало воеводе Пашкову, который слыл очень жестоким человеком.

Весной Аввакум тянул лямку по берегу, зимой волочил нарты вместе с детьми. Начался сильный голод. Питались мясом замёрзших волков и лисиц, да сосновую кашу ели, а летом траву и корни. Снова был указ отправить Аввакума на Русь. Дорога была очень трудная. В Москве многих иноверцев сожгли на костре. Но везде он проповедовал Божье слово, понимая, что отрекшись от своей веры, может умереть. Когда Аввакум был сослан в Пустозёрск, то писал всем православным о ереси иноверцев. Сам протопоп исцелял молитвами людей, молился за их здоровье, благословлял на удачу.

Сочинения

Художественный образ священномученика в “Житие протопопа Аввакума” и особенности его интерпретации в литературе

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — автобиография-исповедь Аввакума Петрова. «Житие...», как и большинство сочинений главы старообрядчества, написано в Пустозерском заточении (местность в устье р. Печоры), где в «земляной яме» (тюрьме) он провел вместе с тремя единомышленниками последние пятнадцать лет жизни, полной борьбы и страданий. Свою автобиографию Аввакум несколько раз перерабатывал (1672—1675 гг.). Она дошла до наших дней в четырех редакциях, три из которых авторские. Полагают, что самый ранний вариант «Жития...» утрачен, но его следы сохраняет Прянишниковский список XIX в., обнаруженный В.И. Малышевым. К настоящему времени насчитывается около 20 списков первой авторской редакции, автографов которой не сохранилось. Вторая редакция, представлена 23 списками (ее автограф был обнаружен В.Г. Дружининым в начале XX в.). Автограф третьей редакции, представленный 7 списками, был найден И.Н. Заволоко. Впервые житие опубликовано Н.С. Тихонравовым в 1861 г. («Летописи русской литературы и древности»).

«Житие протопопа Аввакума» — выдающийся памятник древнерусской литературы, первая автобиография в истории отечественной словесности. Аввакум создал «житие свое от юности до лет пятидесяти пяти годов». Автор опирался на многовековую традицию агиографического жанра, использовал отдельные его топосы и мотивы. Вместе с тем, сочинение Аввакума несет в себе яркие новаторские черты, ведь протопоп рассказывает о своем подвижническом служении. Делает он это по «благословению» и «повелению» духовника и «соузника» старца Епифания. Отсюда исповедальные интонации, раскаяние в грехах («аз есмь грешник»), соединение в одном образе возвышенного и приземленного. Многое в произведении Аввакума необычно: описание душевных состояний героя, изображение мира природы, обилие бытовых деталей. Даже элементы религиозной фантастики приобретают под пером протопопа обытовленный характер.

Жизнь протопопа Аввакума не была легкой и до церковной реформы. Борьба с произволом местных властей, ревностное служение в селах Лопатицы и Юрьевце стали причиной гонений, которые он безропотно сносил. Но главные испытания выпали на долю Аввакума после реформы патриарха Никона (1653 г.), приведшей к церковному расколу. Во многочисленных нововведениях сторонники старой веры увидели не только нарушение древних православных обрядов, но и отказ от прежнего уклада жизни, наступление царства антихриста. Автор жития образно передал состояние ревнителей старой веры: «Сердце озябло, и ноги задрожали». Эмоциональные обличения никониан сделали Аввакума духовным вождем раскола. Его ждала многолетняя сибирская ссылка (Тобольск, Енисейск, Даурия), преследования со стороны воеводы Пашкова, расстрижение на церковном соборе, а затем и Пустозерский острог.

Аввакум не только «бранит от Писания и укоряет Никона», гневно разоблачает «никонианскую ересь». Стиль «Жития...» меняется, когда он повествует о своей семье. С особой нежностью говорит протопоп о своей верной подруге Анастасии Марковне. Жена разделяла его «жизнь в живом аде», ссылки и скитания. Именно у Марковны находит он поддержку в минуты сомнений («дерзай проповедати слово божие по-прежнему, а о нас не тужи»).

В заточении продолжал Аввакум свою борьбу. Его сочинения через сочувствующих стражников-стрельцов попадали на волю. «Сице аз протопоп Аввакум, верую, сице исповедаю, с сим живу и умираю», — в этих словах звучит твердая вера, непреклонность человека, которого не сломили испытания. 14 апреля 1682 г. писатель был сожжен в срубе вместе с Лазарем, Федором и Епифанием. Казнь совершалась по указу царя Федора Алексеевича. Протопопу вменялись в вину «великие на царский дом хулы».

Стиль Аввакума ярок и индивидуален. Рассказ о жизни и борьбе за «древлее благочестие» ведется от первого лица. При этом протопоп сознательно прибегает к просторечию. Он словно иронизирует над самим собой, называя свою манеру письма «вяканьем». По его убеждению, «не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет». Аввакум доверительно беседует с читателем. Каждое его слово звучит искренне и эмоционально. Страстные порывы души, мир чувств человека XVII в. выражены просто и естественно, автор «свой русский природный язык виршами философскими не обык речи красить».

Личность и сочинения «огнепального» Аввакума неизменно влекли к себе литераторов нового времени. Язык, эмоциональность живой речи вызывали восторженные отклики писателей XIX—XX вв. «Житие протопопа Аввакума» служило источником при создании многих исторических романов: «Великий раскол» Д.Л. Мордовцева (1881 г.); «Разоренные гнезда» А. Алтаева (псевдоним М.В. Ямщиковой, 1908 г.); «Тишайший» и «Никон» В.А. Бахревского (1988 г.). Оно вдохновляло создателей поэм об Аввакуме: «Протопоп Аввакум» М.А. Волошина (1919 г.) и др. К бессмертному произведению Аввакума восходят отдельные стихотворения (Д.С. Мережковский) и рассказы («Огненный протопоп» Ю. Нагибина, 1975 г.). Ему обязаны своими сюжетами и писатели русского зарубежья (например, И.С. Лукаш — «Потерянное слово», 1936 г.).

В 1991 г. на родине создателя «Жития...», в селе Григорове Нижегородской области, установлен памятник работы скульптора В. Клыкова.