Зентангл для начинающих: рисуем и медитируем. Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия. Бекка Крахула. Преимущества дудлинга и зентангла

Как научиться рисовать зентангл и дудлинг?

Если вы еще не пробовали рисовать в популярных сегодня техниках зентангл или дудлинг, то самое время разучить их.

Пусть вы не станете создавать из рисунков настоящие картины, но у вас точно появиться занятие, к которому вы будете обращаться при необходимости выбросить накопившийся негатив, подумать о чем-то хорошем и прекрасном.

В этой статье собрана информация о техниках рисования зентангл и дудлинг. Вы не только узнаете, когда и у кого впервые возникла идея заполнения белого листа простыми, но эффектными узорами, и чем отличаются техники рисования, но и сможете развить свои скрытые способности.

Что такое зентангл и дудлинг?

Технику зентангл уже давно взяли на вооружение люди творческих профессий для создания удивительных и завораживающих рисунков, заполнения страниц блокнотов, скетчбуков.







Интересные узоры используют даже арт-терапевты во время своих тренингов. Нарисованные на карточках гелевой ручкой узоры можно увидеть в интернете, а можно создавать чудные рисунки самому.

Плюсы от рисования в техниках зентангл и дудлинг:

  • рисование рассматривают как способ помедитировать
  • можно на некоторое время отвлечься от насущных проблем
  • можно увидеть привычные вещи свежим взглядом
  • возможность перенастроиться и вдохновиться на новые проекты
  • является прекрасным средством от бессонницы
  • способ повысить самооценку
  • рисование незамысловатых узоров успокаивает, снимает стресс
  • способ развить твердость руки, глазомер, улучшить почерк
  • повышается внимание и разрабатывается мелкая моторика

На фото ниже представлены эффектные черно-белые и цветные узоры, нарисованные в технике зентангл.









Итак, что же представляют из себя красивые произведения искусства в миниатюре?

Zentangle (зентангле) — это те рисунки, которые создаются неосознанно во время ожидания, или просто для того, чтобы расслабиться, успокоиться.



Изучив некоторые особенности рисования узоров, можно не просто водить ручкой по листу, а переносить на белые бумажные квадраты неповторимые абстракции.

Для рисунков в технике зентангл свойственны повторяющиеся мотивы. Техника зентангл получила свое название в 2006 году в США от двух слов:

  • «зен» — это одна из буддистских сект
  • «тангл» — означает путаницу, переплетение


Дудлинг — это те самые каракули, которые так хорошо получаются у людей разного возраста: от мала до велика. Рисунок в технике дудлинг состоит из простых форм и изогнутых линий.

В этой технике можно начинать рисовать без каких-либо знаний, умений. Ведь главное, что помогает создавать интересный узор, — это возможность действовать интуитивно.




Рисунок в технике зентангл отличается тем, что на его выполнение необходима значительная концентрация внимания. Рисуют узоры на квадратных карточках , размер которых 9х9 см.





Карточки можно вырезать из плотной бумаги, а можно купить готовые в магазине для художников

Зентангл можно рисовать в тетради, расчертив лист на квадраты со сторонами 9Х9 см


Можно расчертить обычный лист бумаги на квадраты. Каждый квадрат заключает в себе отдельную композицию. Есть и другой вариант выполнения рисунков: в большом квадрате чертится несколько маленьких.

Изогнутыми линиями внутри квадратов определяют границы будущих узоров и фигур, объединяя их в одну композицию.

В каждом узоре необходимо выделить и показать затененную область. Тени и блики на рисунках подчеркнут впадины, создадут иллюзию объемных узоров, помогут придать незнакомому миру привлекательность. Тональные контрасты сделают мир узнаваемым.

Примеры узоров:





Зентангл рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия

Рисунки в технике зентангл — это то, что мы выводим на бумаге, сидя на совещании, на лекции, во время затянувшегося телефонного разговора. Каракули и черточки помогают не терять концентрацию, побороть сонливость.

При эмоциональном истощении, усталости маркер, фломастер или обычная ручка отвлекут от насущных проблем: вы начнете творить, ни о чем не думая. мыслительная энергия в такие моменты не расходуется понапрасну, а потому получаемая информация продолжает обрабатываться и усваиваться.






Несколько квадратов с узорами превращаются в интересное законченное произведение и при этом не требуется каких-либо особых умений в области рисования.

Сегодня элементы зентангла или дудлинга можно увидеть на различных элементах декора. Странные и замысловатые фигуры соединяются в причудливые сюрреалистичные сюжеты.

В чем же заключается смысл медитации во время рисования в технике зентангл?

  • Чтобы рисунок получился красивым, нужно уметь сосредотачиваться на моменте «здесь и сейчас». А это возможно только при условии полного погружения в процесс рисования.
  • Машинальные движения рукой по бумаге со временем становятся осознанными.
  • Спонтанность постепенно вытесняется продуманностью композиции.

Техника рисования в стиле зентангл и дудлинг

Существуют определенные правила для рисунков зентангл:

  • узор выполняется в черно-белой цветовой гамме
  • узор ограничивается квадратной рамкой внутри карточки заданного размера (9Х9 см)
  • внутри рамки рисуются произвольно линии, которые делят квадрат на сектора
  • образовавшиеся после проведения линий сектора заполняются причудливыми произвольными узорами
  • сюжет каждой композиции — абстрактный

Рисунки в технике дудлинг выполняются интуитивно, при их выполнении отсутствуют правила. Зентангл, в отличие от дудлинга, создается таким образом, что узор является полноценным и законченным с любой стороны и с любого угла.

Для рисования в технике зентангл понадобятся следующие материалы:

  • плотная акварельная бумага
  • линер (капиллярная ручка), маркер или обычная
  • шариковая ручка
  • простой карандаш

Разнообразные и неповторимые узоры создаются по одной схеме:

  • Вырезаем из бумаги плитки классического размера в Зентангл (9х9 см).
  • Рисуем строки: ставим четыре точки карандашом по углам плитки, немного отступив от края. На карандаш стараемся не нажимать, чтобы позже можно было легко избавиться от линий.


  • Строки соединяем одной сплошной линией. Не стоит использовать для этого линейку или стараться рисовать линию ровно: некоторая небрежность придаст особое очарование плитке с нарисованным узором. Таким образом мы задаем границы для дальнейшей работы.
  • Следующий шаг — это создание «зон» внутри квадрата под будущие узоры. Они не будут разбросанными в хаотичном порядке, а создадут целостною картинку.


  • Когда узоры зентангл начнут получаться, то можно будет этот шаг пропускать и начинать рисовать без предварительной «разметки».
  • Как разметить квадрат на «зоны»? Проводя линии без отрыва руки от бумаги. На фото можно посмотреть, как выглядят такие линии.


  • Теперь нужно заполнить узорами пустое пространство между линиями. Зарисовываем сегмент за сегментом. Вот как это выглядит:


  • Нет определенной последовательности, которую необходимо соблюдать: сегменты заполняйте узором так, как вам подсказывает ваше воображение. Оставляйте некоторые участки незарисованными, от этого общая картинка не пострадает.








  • Когда посчитаете, что рисунок не требует корректировок и дополнений, сотрите нарисованные раннее карандашные линии.
  • Обязательно добавьте тени, определив для себя место расположения источника света. Без затенений взгляд не будет скользить по картинке и привлекать внимание.
  • Решив, откуда будет падать свет на элементы узора, добавим твердый карандаш и хорошо растушуем закрашенные границы.
  • Стороны заполненных сегментов затеним, придавая трехмерность изображению.

Особенно эффектно выглядят затененные узоры «Камешки», «Листья», «Горошины», «Мячи». Если у вас тени не получаться или будут слишком темными, вы сможете их стереть ластиком или осветлить.

Узоры для зентангл приведены в этом разделе. Вы можете вносить изменения в них или придумывать собственные. Однако, если вы только учитесь рисовать зентангл, то лучше использовать классические шаблоны узоров.


Плитку зентангл во время рисования переворачиваем вокруг своей оси, чтобы было удобнее прорисовывать линии. Указать, где у картинки низ, вы сможете, поставив подпись на одной из сторон.

Рисунки в стиле дудлинг карандашом поэтапно для начинающих

  • Рисунки в технике дудлинг не требуют соблюдения каких-либо правил да и плитки вырезать нет необходимости. Вы можете просто распечатать контуры животного, геометрической фигуры, растения и заполнить узорами пустое пространство.
  • Можно нарисовать квадрат или овал в центре листа, а потом призвать на помощь свою фантазию и нарисовать все, что придет в голову. Где-то нарисуете косички, где-то добавите колосок или позволите причудливо переплетаться ленточкам, выходящим из устья раковины.
  • Вы просто добавляете в свое творение косые линии, объединяете произвольные элементы в окружность, прорисовываете контуры и получаете уникальную картинку.





Позвольте руке двигаться хаотично или определять направление и прорисовывать простые повторяющиеся узоры, идущие изнутри.

Как рисовать в технике дудлинг, вы узнаете, посмотрев видео.

Видео: Дудлинг перо

Зентаглы пошаговые уроки: учим танглы

Чтобы заполнять плитки узорами, необходимо выполнить предварительно рисунки танглов — узоров. Вы можете потренироваться в рисовании танглов и только потом приступать к созданию рисунков зентангл.

Ниже представлены несложные танглы для начинающих.





Несколько красивых вариаций узора «Cadent» для вашего вдохновения



Видео: рисуем танглы

Видео: 24 Узора Для Дудлинга, Узоры Зентангла

Зентангл — маникюр

Красивые узоры стали популярными не только среди художников: дудлинг используют для создания необычного модного маникюра.

Целое произведение искусства на ноготках в новой технике дополнит образ и поможет сделать его гармоничным. К тому же нанести витиеватый рисунок в технике дудлинг сможет даже та девушка, которая давно махнула рукой на самостоятельный дизайн ногтей. Ведь многие считают, что им не под силу нарисовать что-либо.




Что понадобится для простого, но эффектного рисунка на ногтях?

  • поискать в интернете подходящий шаблон, который вы способны повторить
  • разобрать узор на составляющие и поэтапно потренироваться выполнять его на бумаге
  • начать срисовывать узор, аккуратно перенося линии, кружочки, лепестки
  • Не стоит беспокоиться, если у вас некоторые линии получились неровными: дудлинг способен скрыть многие ошибки!
  • Если вы присмотритесь к дизайну ногтей в стиле дудлинг, то убедитесь, что ничего сложного в этих рисунках нет.



Процесс создания маникюра включает несколько этапов:

  • покрытие ногтя лаком основного цвета
  • нанесение узора лаком более жидкой консистенции
  • вместо лака для рисования узоров можно использовать акриловую краску
  • закрепление верхним покрытием, придающим дополнительный блеск

Какие понадобятся инструменты?

  • специальная тонкая кисточка
  • в случае отсутствия кисточки можно воспользоваться зубочисткой или ручкой

На фото представлены подручные материалы, которые могут заменить специальные инструменты. Вы можете увидеть, какой толщины штрихи получаются при их использовании.




  • Начинайте с окружности у основания ногтевой пластины, постепенно продвигаясь дальше: над первым кружочком рисуйте второй, потом лепестки, которые расходятся по сторонам и заполните пустое пространство точечками или штрихами.
  • Видео: Зентангл для начинающих

Выполнили воспитатели:

  • Портнова Ольга Ивановна,
  • Жарова Жанна Юрьевна,
  • Кузнецова Елена Евгеньевна.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза Новикова А. В. города Новокуйбышевск городского округа Новокуйбышевск. Структурное подразделение "Детский сад "Бабочка" город Новокуйбышевск Самарская область

Рисовать, нужно не переставая. Рисуй глазами, жестами, чувствами, когда не можешь карандашом.

Жан Огюст Доминик Энгр

Наименование проекта: "Релаксирующее рисование - зентангл и дудлинг"

Вид проекта: Информационно-творческий, оздоровительный.

Используемые технологии:

Упражнения на расслабление (релаксирующие) , психогимнастика, арт-терапия, пальчиковые игры, физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Участники проекта: дети подготовительной группы "Колокольчик", родители воспитанников, педагоги группы, руководитель изодеятельности.

Оборудование: Альбомные листы А-4, плиточки бумаги размером 9Х9, простые карандаши, цветные гелиевые ручки, линеры-кисточки, образцы, распечатанные картинки с контурным изображением зентангла и дудлинга.

Цель: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья дошкольников с помощью занятий по релаксирующему рисованию - зентангл и дудлинг.

Задачи:

  1. Создать атмосферу доверия и психологического комфорта, снять у детей внутреннее мышечное напряжение, привести нервную систему и психику дошкольников в нормальное состояние покоя.
  2. Совершенствовать художественно-творческие умения и навыки, чувство формы, цвета, композиции и цветовосприятия, развивать мелкую моторику рук.
  3. Формировать объемно-пространственное и ассоциативное мышление, воображение, фантазию и творчество, развивать коммуникативные навыки, эмоциональную сферу.

Любое внутреннее напряжение тормозит самовыражение и развитие. Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию раскрыть потенциалы человека. Искусство призвано не только удовлетворять наши эстетические запросы, но и исцелять. Занятие рисованием – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются, чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником – достаточно взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге. Кроме расслабления методы и приемы такого рисования развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие. Это очень важно, ведь каждому нужен успех! Степень успешности во многом определяет самочувствие, отношение к миру, желание творить.

В рисовании для релаксации главное – не стараться, а помнить, что важен – не результат, а расслабление в процессе.

Этапы реализации проекта:

I этап - Подготовительный:

  • подбор и изучение методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме
  • разработка содержания проекта, составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
  • планирование предстоящей деятельности
  • подбор наглядно - демонстрационного материала для занятий, бесед, игр с детьми.
  • оформление папок–передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы, беседы с родителями о необходимом участии их в проекте

II этап – Практический - Обеспечение условий для реализации проекта:

  • разработка игр-занятий для воспитанников
  • совершенствование и расширение уголка "Художественное творчество"
  • просвещение родителей по вопросам использования техники релаксирующего рисования и упражнений для расслабления.
  • разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по теме "Зентангл и Дудлинг"

III этап - Заключительный (аналитический) :

  • оформление выставки рисунков
  • экскурсия в выставочный зал (совместно с родителями)
  • организация совместного чаепития с родителями " Спокойствие, только спокойствие!"

Формы работы, методы и приемы.

Работа с родителями:

  • беседы с родителями
  • консультации для родителей
  • оформление уголка для родителей по данной теме
  • выставка (коллективные работы детей)
  • совместная творческая деятельность.
  • пополнение уголка по изобразительной деятельности раскрасками в стиле зентангл и дудлинг.

Работа с детьми:

  • совместная деятельность взрослого и ребенка
  • рассматривание иллюстраций
  • чтение художественной литературы
  • продуктивная деятельность под музыку
  • игры и упражнения под тексты стихотворений
  • наблюдение за природой
  • рассматривание игрушек
  • оформление выставки.

Планируемый результат: Укрепление у детей старшего дошкольного возраста психического и эмоционального здоровья дошкольников. Формирование знаний о способах рисования зентангл и дудлинг, посредством пространственного и ассоциативного мышления.

Развитие у детей навыков и умений использования разнообразных средств изображения, таких, как цвет, форма и композиция.

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах психофизического состояния их детей и рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах и мероприятиях. Знакомство родителей с методиками релаксирующих упражнений для снятия нервного напряжения и медитирующим рисованием зентангл и дудлинг.

Список литературы и ресурсов:

  1. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Акад, 2002. – 208 с.
  2. "Дзен-дудлинг. Искусство подсознательного рисунка"

Переводчик: Самсонов П. А.

Редактор: Дженни Тони, Джонс Эми; Изд-во: Попурри, 2015 г.

3. "Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия. –СПб.: Питер, 2014.

4. Зентангл и дудлинг: узоры Искусство и развлечения Искусство Ав. Fabiana Walles 2015.

5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования» , КАРО, 2010.

6. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» , М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , 2007.

7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]

Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.

Методы релаксации помогают снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Важным в выполнении упражнений на релаксацию является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. выполнение релаксационных упражнений способствует успокоению, ребёнок становиться уравновешенным, а также позволяет ребенку отдохнуть после мышечной и умственной деятельности.

В моменты неудач и неприятностей необходимо научить детей настраиваться на положительные иллюзии, красивые фантазии. Они уравновесят тяжесть детских невзгод, научат справляться с маленькими и большими ребячьими неприятностями. Для этого несколько раз в день надо на некоторое время задержаться на размышлении о приятном. Пусть в воображении детей предстанут самые добрые, самые приятные сцены, будь то действительность или фантазии. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.

Расслабляться лучше с закрытыми глазами.

В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы: поза отдыха, поза алмаза и др.

Во время выполнения упражнений на релаксацию учить детей распознавать ощущение напряженности и расслабленности.

Не спешить заканчивать релаксацию.

Дети могут полежать, если им хочется.

Выходить из этого состояния нужно медленно, спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.

При использовании упражнений на расслабление отдельных частей тела учитывается предыдущий вид деятельности детей.

Памятка для родителей

Правила для родителей по созданию положительного настроения:

  • Правило 1. Научите детей встречать грядущий день только с улыбкой и хорошими мыслями, ведь утренняя улыбка заряжает бодростью и хорошим настроением весь день. Улыбка может уберечь ребенка от многих неприятностей, протянуть руку помощи, и чем доброжелательней научатся дети относиться друг к другу, к миру, тем увереннее они будут чувствовать себя в жизни. Несколько раз в день предложите детям улыбнуться друг другу, произнести: «Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ, Я ЛЮБЛЮ ДРУЗЕЙ, Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ, Я ЛЮБЛЮ МИР!» Особенно это полезно, когда у детей в группе назревает или уже произошел конфликт.
  • Правило 2. Старайтесь поддерживать в течение дня атмосферу добра, любви и радости.
  • Правило 3. Плохие поступки детей надо обсудить с ними, помочь осмыслить их и сделать вывод, а затем забыть о них. Дети всегда должны чувствовать себя любимыми, хорошими, талантливыми, хотя их поступки иногда могут быть и неудовлетворительными. Воспитатели и родители должны позволить детям иногда ошибаться и при этом не делать из этого трагедии.
  • Правило 4. Вспоминая с детьми прошедший день или более длительный период времени, уделите особое внимание удачам и успехам.
  • Правило 5. Помните, что для поддержания положительного настроя у детей их фантазии, мечты и грезы имеют ничуть не меньшее значение, чем позитивные факторы их жизни.

Сказочные мини-упражнения на расслабление.

Независимо от наличия или отсутствия специальных условий, руководствуясь только собственным желанием, перемещаясь в тот или иной сказочный мини - сюжет, задействовав только слуховые анализаторы можно отдохнуть и восстановить свои физические и психические силы. Музыкальное сопровождение помогает созданию сложных образов воображаемой действительности. Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза. Перед проведением релаксации педагог поясняет, для чего нужно расслабляться, какую позу или исходное положение нужно принять, а в ходе релаксационных упражнений контролирует степень расслабления детей.

Мы раскинем руки, мы как будто птицы. Мы глаза закроем, - сказка нам приснится…

Шар приснится голубой. … И Мишутка маленький…

Светлый месяц за горой. … И цветочек аленький…

Лепестки ласкает ветер, чуть цветок качается…

Это сказка детям снится, дети расслабляются…

Вот глаза открылись, мышцы напрягаются! Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!

Стайка рыбок закружилась – море синее приснилось.

Вода прозрачно – голубая нас баюкает, качает…

На поверхность из глубин подплывает к нам дельфин…

Вот совсем не зная страха, проплывает черепаха…

А за ней, раскинув ножки, вглубь несутся осьминожки…

Ах, прозрачная водица! видим рыбок вереницу…

Можно рыбок нам догнать… Только вот пора вставать.

Все, как рыбки, встрепенулись, из морских глубин вернулись.

(лёжа на спине, под спокойное речевое сопровождение и приятную, тихую музыку полное расслабление) .

Психогимнастика (упражнения на релаксацию)

«Погреем руки»

Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и катать палку. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.

«Золотая рыбка»

Ход: Первый вариант - ребенок лежит на животе, второй вариант - на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения ногами и руками - как-будто плывет.

«Звездочка»

Цели: мышечное расслабление; развитие общей моторики, пространственной ориентировки.

Дополнительный материал для занятия: звезды, вырезанные из бумаги.

«Посмотри на небо. На небе очень много звезд. Представь, что ты тоже звездочка и тебе надо подружиться с другими звездами, чтобы с ними играть. (Фигуры звезд взрослый располагает на расстоянии таким образом, чтобы ребенок смог до них дотянуться левой/правой рукой/ногой, сделав определенное усилие.) Дотянись до звезды правой/левой рукой/ногой, не меняя положения тела» .

«Путешествие»

Цели: улучшение эмоционального состояния; развитие произвольного внимания и воображения; развитие словаря и устной речи, умения прислушиваться к своим ощущениям; закрепление умения передавать свои чувства и ощущения в связной речи.

Условия для занятия: ребенок сидит на детской подушечке с гранулами

Обращение взрослого к ребенку: «Перед тобой небо со звездами. Одна из звездочек приглашает тебя в гости к себе на небо. Представь, что ты сидишь на этой звездочке. Почувствуй, как ты удобно на ней расположился. Звездочка медленно поднимается в небо, ветер обдувает твое лицо, волосы. Дыши легко и глубоко. Тебе нравится лететь и смотреть на звезды: большие и маленькие, яркие и мерцающие, белые и желтые, синие и оранжевые. Но скоро наступит утро, и звездочка везет тебя домой. Скажи «спасибо» звездочке за путешествие, помаши ей рукой. Теперь потянись и выпрямись. Расскажи, что ты представил во время своего путешествия на звездочке. Какие чувства и ощущения ты испытал? Что волшебное или чудесное с тобой произошло?»

«Лучики солнца»

Цели: создание психологического комфорта, положительного эмоционального состояния; снижение уровня тревожности.

Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.

Обращение взрослого к ребенку: «Представь, что ты лежишь на мягком теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногам. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись» .

Релаксация «Апельсин (или лимон) »

Ход: Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатили апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.) . «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) , ручка теплая... мягкая…отдыхает…). Затем апельсин подкатили к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты) .

Релаксация «Цветочек»

Ход: Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку» . Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла» , расслабить предплечья, согнув руки в локтях - «стебелек сломался» , и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени - «цветочек завял» .

Релаксация «Сосулька»

Ход: Из положения «сидя на корточках» медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет» , поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, - сосулька «выросла» . После команды логопеда: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, - «сосулька растаяла и превратилась в лужу» . Обратить внимание на приятное

ощущение расслабления.

«Гимнастика для глаз» в стихах

"Весёлая неделька"

Всю неделю по - порядку, глазки делают зарядку.

  • В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся

Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.)

  • Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.)

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем. Так игру мы продолжаем.

  • По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль

Что вблизи и что вдали, глазки рассмотреть должны.

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.)

В пятницу мы не зевали, глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять. В другую сторону бежать.

(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.)

Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.)

  • В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять

Чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.)

Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо. (Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше! (Встают и глаза поднимают вверх.)

Мы устали все чуть - чуть. Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши. Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем, и они пусть отдыхают.

В тишине представить море, свежий ветер на просторе.

За волной плывет волна, а в округе тишина.

Наши глазки так устали, мы писали, рисовали,

Встанем дружно по порядку, сделаем для глаз зарядку.

Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять. Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем, снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять. Открываем их опять.

А теперь всем вместе нужно. Поморгать глазами дружно.

Вправо - влево посмотрите, вниз и вверх все поглядите.

Отдохнули? Хорошо. Повторяем все еще.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Стоят с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О» , получается легко (Глазами рисуют букву «О» )

Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)

(Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки - это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.)

К журавлю жук подлетел,

Зажужжал и запел «Ж-ж-ж.»

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж.»

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

(Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.)

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно-

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.

«Ж-ж-ж.»

"Теремок"

Терем- терем - теремок! (Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит, ку-ка-реку кричит. (Моргают глазами.)

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть налево-направо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-направо и вверх-налево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Картотека пальчиковых игр.

Фруктовая ладошка.

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)

Фрукт для вас и для нас.

(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

Соберу грибы.

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.

Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»

(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)

Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь -

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца)

А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!

(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему) .

Прыгает по веточкам невеличка-белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

(Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.)

Помощник

Посуду моет наш Антошка.

(Потирают ладошки друг о друга) «моют посуду» .

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран.

(Выполняют имитирующее движение.)

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

Только заиньке не спится - убегает от лисицы.

(Показывают большой палец, вращая им.)

Мелькает он среди кустов, запетлял – и был таков!

(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.)

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Новогодние игрушки,

Праздник приближается, елка наряжается.

(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и разводят в стороны.)

Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

(Крутят ладошками в воздухе – «фонарики» .)

Наши мамы.

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек» .)

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

В гостях у сказки.

Раз, два, три, четыре, пять -

Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать еще надо -

Героев из сказок вспомнить мы рады!

(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)

Будем сказки называть:

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)

Эта сказка – «Теремок» .

Эта сказка – «Колобок» .

Эта сказка – «Репка» :

Про внучку, бабку, дедку.

(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

(Показывают большой палец.)

Перелетные птицы.

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют» ) .

Подводный мир.

Посмотри скорей вокруг!

(Делают ладошку у лба «козырьком» .)

Что ты видишь, милый друг?

(Приставляют пальцы колечками у глаз.)

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

Насекомые

Дружно пальчики считаем -

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Прячут руки за спину.)

Памятка для Родителей.

ПОЛЕЗНОЕ РИСОВАНИЕ - ДУДЛИНГ И ЗЕНТАНГЛ.

(зендудлинг) – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эти техники прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.

ДУДЛИНГ – это рисование с помощью простых элементов . В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг» , что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках.

О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования.

Дудлинг перекликается с другой техникой рисования – зентанглом. Но в этих техниках есть небольшая разница. Если дудлингом можно заниматься в купе с каким-нибудь другим делом, то зентангл требует большей концентрации. Этот рисунок является более осознанным.

ЗЕНТАНГЛ является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии) .

Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность.

Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно) , нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Что такое ЗЕНТАНГЛ и ДУДЛИНГ. Как рисовать.

Зентангл и дудлинг, а также их сочетание (зендудлинг) – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эти техники прекрасно подходят для взрослых, для самых маленьких детей, а также детей с особыми потребностями.

Дудлинг (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это те самые каракули, рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.) и изогнутых линий. В этом и состоит лёгкость. В этой технике можно начинать рисовать без каких-либо знаний и умений, ведь главное, что помогает создавать интересный узор, - это возможность действовать интуитивно. Однако из этих простых форм могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг» , что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами.

Дудлинг перекликается с другой техникой рисования – зентанглом.

Зентангл (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования, придуман американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом.

Эта техника рисования запатентована и подразумевает под собой соблюдение некоторых правил:

  • зентангл выполняется в черно-белых цветах;
  • узор ограничивается квадратной рамкой внутри карточки заданного размера (9Х9 см) ;
  • у зентангла нет одного направления, его можно рассматривать с любой стороны;
  • образовавшиеся после проведения линий сектора заполняются причудливыми произвольными узорами;

каждый узор зентангла должен состоять не более чем из шести штрихов;

  • при рисовании зентангла не допускается использование линейки или трафарета;
  • нельзя использовать ластик.

Смесь этих двух техник – зендудлинг (Zendoodling) – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром предмета, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Преимущества дудлинга и зентангла:

  1. Простота. Не нужно уметь красиво рисовать – нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им пространство листа. Это может быть волнистая линия или круги произвольного размера. Нарисовать их достаточно просто даже ребенку. Также можно использовать готовые шаблоны, чтобы расширить свой арсенал элементов.
  2. Доступность. Для этих техник требуется самый минимум материалов – достаточно черной или цветной ручки и листа бумаги.
  3. Гибкость. Рисованием можно заниматься безграничное количество времени. Можно порисовать всего несколько минут и даже за это короткое время насладиться творческим процессом.
  4. Расслабляет и отвлекает. Тонкая творческая работа помогает отвлечься от назойливых мыслей и успокоить ум. Кроме того, рисование – это еще и прекрасный способ выразить эмоции на бумаге и обрести душевное равновесие.
  5. Повышает концентрацию внимания. Рисование мелких однотипных элементов помогает сконцентрироваться на деталях и удерживать внимание на важных мыслях.
  6. Эффективно при поиске различных решений. Процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации - в этот момент мозг пытается найти нестандартные варианты решения проблемных ситуаций.

Перед рисованием нужно принять удобную позу, расслабиться. При рисовании, каждый штрих, каждое движение должно быть осознанным. Это можно сравнить с написанием китайских иероглифов, мысли должны быть сосредоточены на процессе создания рисунка, и только на нем.

Можно расчертить обычный лист бумаги на квадраты. Каждый квадрат заключает в себе отдельную композицию. Есть и другой вариант выполнения рисунков: в большом квадрате чертится несколько маленьких.

Разнообразные и неповторимые узоры создаются по одной схеме:

Из бумаги вырезать плитки классического размера в Зентангл (9х9 см) .

Нужно нарисовать строки: поставить четыре точки карандашом по углам плитки, немного отступив от края.

Строки соединяются одной сплошной линией. Таким образом, задаются границы для дальнейшей работы. Когда узоры начнут получаться, то можно будет этот шаг пропустить и начинать рисовать без предварительной «разметки» .

Следующий шаг - это создание «зон» внутри квадрата под будущие узоры. Они не будут разбросанными в хаотичном порядке, а создадут целостною картинку.

Нет определенной последовательности, которую необходимо соблюдать: сегменты заполняются узором так, как подсказывает воображение. Некоторые участки можно оставить незарисованными, от этого общая картинка не пострадает.

Когда работа выполнена и не требует корректировок и дополнений, необходимо стереть нарисованные ранее карандашные линии. Стороны заполненных сегментов затемняются, придавая трехмерность изображению. Рисунок готов.

Дудлинг и зентангл – умное творчество - они элементарны в освоении, не требуют много времени или особых инструментов и прекрасно подойдут всем детям.

Раскраски в стиле зентангл и дудлинг

Из всех книг про обдуманные каракули, складывающиеся в узоры, конкретно эта мне понравилась структурированностью и некоторой общей идеей поэтапного развития техники.

Издана в мягкой обложке


Сразу немного поворчу про рекомендуемые материалы для работы. Автор откровенно пропагандирует марки своих знакомых и настаивает на одной конкретной марке бумаги. Что, неужели другая плотная фактурная не подойдет? А ручки? Звучит откровенно смешно, потому что Micron Sakura, безусловно, хорошая марка ручек, только найти её у нас ощутимо сложнее, чем такие же качественные от, например, Faber Castell.



Всё начинается с 11 шагов, следуя которым можно рисовать зентанглы. Дальше каждая глава разбита на узоры, которые можно повторять, а ещё в них постепенно даются весьма полезные советы по развитию техник и использованию цвета.










Перевод возможно местами, мягко говоря, странный, ну так мне самое главное иллюстрации. В результате тренируемся.

Зентангл придумали Рик Робертс и Мария Томас. Рик в своей жизни кем только не был – таксистом и финансовым аналитиком, дизайнером флейт и монахом, писателем и агентом по продажам. Мария же – художник-шрифотовик и создатель открыток. Рик часто наблюдал за тем, как рисует Мария. Она была полностью поглощена процессом. Позже они выяснили, что ощущения Марии во время работы очень схожи с теми, что испытывает Рик, когда медитирует. Так родился зентангл – форма медитативного искусства, сочетающая в себе рисование и медитацию.

Зентангл в своем изначальном и классическом виде представляет собой квадрат бумаги размером 9х9 см, покрытый разнообразными повторяющимися узорами. Такие квадраты называются плитками. Существуют уже готовые узоры – танглы, которые можно изменять и дополнять бесконечно. Зентангл схож с другой техникой – дудлингом, но есть и отличия. В зентангле больше сосредоточенности и осознанности, он требует большей концентрации внимания.

Бекка Крахула открыла для себя зентангл, когда оказалась в больнице. Длительное лечение и ограниченность движения ее угнетали. Она вспомнила о зентангле, близкие принесли ей бумагу и ручки. В своей книге Бекка говорит, что рисование помогло ей «пережить самые трудные времена» - оно занимало, отвлекало, успокаивало.

В зентангле я нашла для себя целый ряд преимуществ и плюсов.
1. Не обязательно уметь рисовать. Я вот не умею, но иногда очень хочется. Большим подспорьем будет любовь к мелким деталям, раскраскам для взрослых и умение срисовывать, но это не так важно. Нужно только начать. Постепенно узоры будут получаться все лучше, появится куча идей по их трансформации и развитию, добавлению цвета и новых форм.

2. Не нужно никаких специальных приспособлений и оборудования. Квадрат плотной бумаги, черная гелевая ручка и простой карандаш – вот необходимый минимум. Потом, конечно, вы обзаведетесь лайнерами Pigma Micron, заморочитесь на тему достаточно плотной, но не слишком гладкой бумаги, станете выбирать карандаши определенной мягкости… Но начать можно прямо сейчас, для этого не нужно ничего покупать. А если не понравится, то всегда можно благополучно забыть о зентангле, не терзаясь угрызениями совести по поводу зря потраченных денег.

3. Рисовать можно где угодно. Очень удобно, что пару плиток и ручку можно взять с собой. Ожидание в очереди у стоматолога, дурдом на работе, скучная лекция – вы просто устраиваетесь в уголке со своей бумагой и отключаетесь. Дома даже стол не нужен. Мне, например, нравится рисовать в любимом кресле.

4. Перенос на другие виды творчества. Постепенно обретаешь все большую смелость и изобретательность. Элементы танглов можно использовать во многих других техниках. Этому даже не нужно учиться, зентангл сам органично впишется в то, что вы любите.

Не могу не отметить, как прекрасно издана эта книга. В таких пособиях очень важны последовательность, ясность изложения, четкая структура и простые пошаговые инструкции. Книга Бекки Крахулы отвечает всем пунктам: схемы танглов идеальны для изучения и срисовывания, уроки разбиты на дни, а техника усложняется постепенно. Читать, рисовать и просто листать эту книгу – одно удовольствие.

Мои личные впечатления свидетельствуют о том, что зентангл действительно очень расслабляет и успокаивает. Я люблю на работе сделать 15-20-минутный перерыв для рисунка – очень освежает. Коллеги поощряют, ведь рисунки достаются им. Еще это отличное средство, когда нужно переключиться, перейти от одной задачи к другой, найти решение или просто очистить мысли. Я далека от медитации, но это правда работает. Тему медитации, впрочем, можно вообще отставить в сторону, ведь зентангл – это еще и бесконечные варианты по части открыток, книжных закладок и тех же раскрасок.
И помните:

"Только воображение имеет предел, возможности безграничны".