Здание французского посольства на якиманке история. Терем на Якиманке (Экскурсия в резиденцию посла Франции)

Кварталы Замоскворечья, буквально говоря "за Москвой рекой ", строились к югу от Кремлевского холма, на пойменных землях, ранее занятых огородами царского двора. С XIV века тут проходила дорога в Татарское ханство, память о чем хранит название улицы Большая Ордынка (от "Золотая Орда").

К XIX веку тихое Замоскворечье превратилось в излюбленное место обитания патриархального московского купечества. Их особый образ жизни был с юмором описан писателем Александром Островским (1823-1886), который и сам был родом из Замоскворечья.

До постройки особняка на этом месте стоял небольшой деревянный дом, возведенный после большого московского пожара 1812 года купцом второй гильдии николаем Лукьяновым. В 1888 году новый владелец, Николай Васильевич Игумнов, подал прошение о строительстве нового каменного дома.

Игумнову был необходим дом отвечающий его солидному положению в обществе: он был одним из директоров и владельцев основанной ещё в начале XVIII века Ярославской Большой мануфактуры и нуждался в представительном доме в Москве, промышленном и торговом сердце России.

Для разработки проекта и строительства особняка Игумнов пригласил молодого и талантливого ярославского архитектора Николая Поздеева, занимавшего в то время должность городского архитектора Ярославля. Особняк на Большой Якиманке в Москве стал последней работой талантливого архитектора.

Для постройки был выбран псевдорусский стиль, очень модный в те времена (Исторический музей, здание магазина ГУМ и т.д.). Этот стиль архитектуры черпал вдохновение из образа русских деревянных теремов, самый знаменитый из которых - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском - сгорел в XVIII веке.

Другие элементы декора были взяты из церковной архитектуры (Собор Василия Блаженного) или церквей Ярославля, в которых прекрасно сочетались кирпич, камень и многоцветные изразцы. Купец Игумнов хотел, чтобы дом отражал его богатство, и не жалел денег на строительство.

В 1893 году особняк был закончен. На высокой кровле особняка давленый металл под черепицу, керамические вставки. Над "красным крыльцом" (парадным входом) изящная двойная арка под старину. Стены из привозного голландского кирпича. Окантовка окон из белого подмосковного камня. Живописные колоколенки, луковичные маковки шатров, дутые колонны. Элементы декора архитектуры собора Василия Блаженного (храма Покрова-на-Рву), старинных церквей Ярославля. Многоцветная мозаика редчайших изразцов, специально расписанных по рисункам русского живописца С. Масленникова и изготовленных на знаменитом заводе Кузнецова.

Талант Поздеева сумел соединить в единое целое различные объемы, увенчанные живописными шатрами, и многочисленные декоративные детали разных жанров (колоколенки, сводчатые арки, дутые колонны и т.д.). Результат получился гармоничным, хотя и немного массивным.

Интерьер также изобилует украшениями. Холл и парадная лестница - это шедевр многоцветья, прекрасно сочетающийся с внешним убранством здания. Тем не менее сразу же за массивными дверями, ведущими в гостиную, архитектор полностью меняет стиль и мы погружаемся в классическое убранство.

Мебель в стиле Людовика XV и великолепные гобелены XVII века подчеркивают французский дух этого помещения. Примыкающий к гостиной малый салон меблирован в стиле Людовика XVI, а малая столовая декорирована мебелью и тканями эпохи Ампир. Парадная столовая, очень строгая и скупо меблированная, несет на себе печать средневековья, благодаря своему низкому сводчатому потолку.

Однако московская архитектурная среда не приняла чужака. Едва возведенный особняк подвергся уничтожающей критике. Как язвительно писал архитектор В. Стасов: "Угодно, вот вам пять аршин "греческого классицизма", а нет - три с четвертью итальянского Ренессанса. Или хороший ломтик романского, шесть золотников готики и целый пуд русского". - ”Но ведь все равно красота, - не унимались москвичи. - Где еще такую отыщешь”. - “ Нет, - парировали знатоки. - Не наша эта манера строительства. Чужая московскому духу и глазу”. Игумнов, поддавшийся этим настроениям, быстро разочаровался в своем ярославском зодчем и отказался оплатить превышающие смету расходы. Разочарованный и разоренный архитектор покончил жизнь самоубийством. После революции 1917 года дом использовался под различные цели - он был медицинским центром, затем рабочим клубом. В 1938 здание было передано в распоряжение французского правительства для французского посольства. После завершения строительства примыкающей к зданию канцелярии в 1979 году, он стал официальной резиденцией Послов Франции.

В дни исторического и культурного наследия Москвы у москвичей есть уникальная возможность посетить исторические "закрытые" объекты, в которые в обычный день не попадешь. Сегодня мы отправимся на экскурсию в один из таких объектов, исторический особняк в Москве, - Дом купца Игумнова (резиденция французского посла в Москве).

Резиденция французского посла находится около метро Октябрьская (ул. Большая Якиманка, 43)

Здание особняка является объектом культурного наследия федерального значения

Николай Васильевич Игумнов, директор и владелец Ярославской Большой мануфактуры, в 1888 году подал прошение о строительстве нового каменного дома. Дом был построен в конце Якиманки, бывшей в то время бедным окраинным районом Москвы - так как Игумнов не хотел забывать, откуда он родом.

Проект был заказан молодому архитектору Николаю Поздееву, бывшему в то время городским архитектором Ярославля. Особняк в псевдорусском стиле был возведён в 1895 году на месте небольшого деревянного дома купца Николая Лукьянова. Кирпич для строительства выписывался из Голландии, а многоцветные изразцы для оформления фасада были изготовлены на заводе Кузнецова. Интерьеры дома были оформлены архитектором Петром Бойцовым и братом автора проекта, Иваном Поздеевым. Иван Поздеев также руководил завершением строительства дома после смерти Николая в 1893 году.

Давайте отправимся внутрь здания и посмотрим, как живет посол Франции в Москве

Сразу на входе расположена массивная лестница на второй этаж

Деревянный лестничный поручень установлен на ажурных перилах

Парадная лестница

Отделкой интерьеров дома занимался Петр Бойцов – один из самых популярных архитекторов того времени

Всё выглядит как в сказочном домике

Высокие сводчатые потолки комнаты расписаны витиеватыми растительными орнаментами

Сводчатые потолки на втором этаже особняка

Витражи на окнах

Колонна на балконе здания

Поднявшись на второй этаж видим скульптуру мальчика с щенком на руках

Пол украшен узорной плиткой

На комоде стоят антикварные часы и модель Boeing A380 Air France. Airbus одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире, образованная в конце 1960-х годов путём слияния нескольких европейских авиапроизводителей. Хотя компания считается «европейским» авиапроизводителем, с правовой точки зрения она является французским юридическим лицом со штаб-квартирой в Бланьяке

Интерьеры дома отделаны и в русском стиле, и с элементами классицизма. Такое разнообразие было модным в конце XIX в. Отделка была окончена в 1895 г., через два года после кончины архитектора Николая Поздеева. Завершал дом и руководил работами по отделке его брат, тоже архитектор, Иван Поздеев.

Коридор на втором этаже

Переходим в следующий зал - большую столовую

На комодах красуются фигурные подсвечники

На стенах висят картины

Декоративные часы на стене

В 1938 году здание было передано в распоряжение французского правительства для французского посольства. В 1979 году после переезда посольства в новое здание по соседству (дом № 45) он стал официальной резиденцией послов Франции.

В настоящее время здесь проживают посол и некоторые сотрудники посольства, а также проводятся официальные мероприятия.

Переходим в малую столовую или курильную комнату

Малая столовая оформлена в стиле ампир

Электрический светильник на комоде выполнен ввиде подсвечника

На комоде установлены часы и вазы, на стене висит картина с французскими полями

Переходим в гостиную

Места для отдыха

Из окна видна церковь Иоанна Воина на Якиманке

Уточки и барометр на стене

Люстра на потолке

Потолок очень красивый. На один потолок можно смотреть часами

Вот такая красота

Переходим в самый большой зал - зал для приемов

В углу стоит рояль

На стене красуется ковровое полотно

Светильники на стене

Массивные двери в зал

В зале для делегаций, на стене, висит портрет Петра I

Обратим наш взор на потолок

Это целое произведение искусства

С домом связано несколько легенд. Одна из них гласит, что Игумнов построил дом, чтоб жить здесь вместе с любовницей, танцовщицей, а жену оставил в Ярославле, и якобы любовница, уличенная в измене, замурована в стенах дома. Согласно второй легенде, Игумнов устроил в доме бал, а для большего шика приказал усыпать пол золотыми империалами. По ним и ходили гости. Доброжелатели доложили о поступке Игумнова, власти расценили такой бал как оскорбление государя, ведь это его портрет помещен на монетах. За это хозяин и был выслан в Абхазию.

В 2010 году были начаты реставрационные работы по восстановлению прежнего облика здания.

После революции 1917 года в особняке работал клуб фабрики Гознака. Поговаривали, что как-то раз женщины увидели призрак в белых одеждах, это и была та самая возлюбленная Игумнова.

В 1925 году дом заняла лаборатория по изучению мозга. Первый мозг, который там исследовали, принадлежал умершему В.И. Ленину. Лабораторию возглавил немецкий нейробиолог Оскар Фогг. Через три года лаборатория превратилась в Институт мозга, который специализировался выявлении отличий в строении мозга обычного человека от мозга людей, считавшихся гениями.

Вот в такой красоте проживают посол и некоторые сотрудники посольства Франции

Уверен, что многие видели сказочный терем на Большой Якиманской улице, просто не все знали, что находится в особняке

Был такой известный купец Николай Васильевич Игумнов, он владел Ярославской Большой мануфактуры, а в Сибири золотыми приисками. В 1888 г. он году подал прошение о строительстве нового каменного дома в конце улицы Якиманки, недалеко от Большого каменного моста. Проект был заказан молодому архитектору Николаю Поздееву, бывшему в то время городским архитектором Ярославля. Особняк в модном тогда псевдорусском стиле (Историческкий музей, ГУМ) был возведён в 1895 году на месте небольшого деревянного дома купца Николая Лукьянова. Кирпич для строительства выписывался из Голландии, а многоцветные изразцы для оформления фасада были изготовлены на заводе Кузнецова. Интерьеры дома были оформлены архитектором Петром Бойцовым и братом автора проекта, Иваном Поздеевым, который руководил завершением строительства дома после смерти Николая Поздеева в 1893 году.

Игумнов очень гордился своим домом и часто устраивал приемы. Однажды он выложил для приема пол одного из залов золотыми червонцами. А на червонцах, как известно, с одной стороны изображен император. Как гласит легенда, за это купец и был сослан в Абхазию в 1901 году. А может и за что другое, а может и сам уехал. Во всяком случае, и в Абхазии Игумнов развил кипучую деятельность и умер там в 1924 году.

После революции 1917 года дом поменял нескольких хозяев (лаборатория по переливанию крови, Московский институт мозга) пока в 1938 году не был передан в распоряжение французского правительства для размещения посольства, что благотворно сказалось на его сохранности. В 1979 году после переезда посольства в новое здание по соседству дом Игумнова стал официальной резиденцией Посла Франции. В настоящее время здесь проживают посол и некоторые сотрудники посольства, а также проводятся официальные мероприятия. Первое на что обращают внимание посетители - ажурная чугунная ограда.

Сложный силуэт, образованный крышами разных объемов дома, вызывает образы древнерусских палат. Фасады сочетают качественную кирпичную кладку, отделку натуральным светлым камнем и цветные изразцы фабрики Кузнецова. Рельефные изразцы были особенностью ярославской архитектуры XVII в. Рисунки изразцов сделаны художником-керамистом С.И. Масленниковым.

Часть интерьеров дома (входная часть) была выполнена также в русском стиле.

В жилых комнатах все было устроено в силе классицизма. Такое разнообразие было модным в конце XIX в. Современные интерьеры резиденции посла Франции конечно отличаются от 100-летней давности, но думаю не на много.

Дважды в год 18 апреля и 18 мая проходят дни исторического и культурного наследия. В эти дни открываются двери, закрытых для экскурсионного посещения в остальные дни, зданий посольств, расположенных в исторических особняках.

В 1893 году на Большой Якиманке появился дом, прославивший его владельца - ярославского фабриканта Николая Васильевича Игумнова. Хоромы красного фигурного кирпича, увенчанные разнообразными кровлями, украшали яркие изразцы. Кокошники над окнами и царское крыльцо создавали иллюзию государева терема

Экскурсии в другие посольства:

02 Живописный особняк, ограждённый уникальной кованой решёткой, в 1938 году был передан в распоряжение французского правительства, а спустя сорок один год стал официальной резиденцией посла Франции.

03 Архитектурный шедевр, соединивший "русский стиль" и французский вкус, и по сей день является центром взаимодействия культур двух стран

04 1880-е годы Большая Якиманка считалась улицей непрезентабельной. Телеги и экипажи громыхали по мостовой, вдоль которой тянулись глухие заборы Замоскворечья, скрывающие сады, амбары и неказистые особняки.

05 Когда глава Товарищества Ярославской Большой мануфактуры Николай Васильевич Игумнов подал в городскую управу прошение о строительстве в этой части города нового дома, все недоумевали.

06 В ответ невозмутимый богач пояснял, что сей постройкой он хотел бы увековечить место, где родился и вырос.

07 Строительство доверено было ярославскому городскому архитектору Николаю Ивановичу Поздееву, который к тому времени уже возвёл ряд храмов и купеческих домов, поклоняясь при этом "русскому стилю".

08 В 1893 году напротив церкви Иоанна Воина появился дивный двухэтажный терем из красного кирпича. Арочные окна с "гирьками", украшенные колонками-"бочками", вместе с разнообразными выложенными на фасаде узорами, изразцами с диковинными растениями и птицами - всё напоминало дворцовые покои Московской Руси.

09 С парадного крыльца гости попадали в переднюю. Низкие своды передней расписаны растительным орнаментом.

10 ...а затем поднимались по резной дубовой лестнице в жилые помещения. Из аванзала окованные медью двери вели в парадные залы или на детскую половину. Анфилада связывала гостиные, столовые, кабинет, будуар и спальни.

15 Великолепная дубовая дверь с крупной резьбой

16 Каждая ступень лестницы возносила человека из полумрака к миру света

24 Геометрический узор плитки образует на полу аванзала второго этажа подобие живописного ковра.

27 Открывается дверь и из русской сказки попадаешь в Версаль времен Людовика XV...

28 В доме было более сорока комнат, предназначенных для жизни семьи, деловых встреч, отдыха, досуга, образования и уединения. С 1938 года в доме Игумнова располагалось посольство Франции, а с 1979-го это резиденция посла. В парадных интерьерах, находящихся сегодня в распоряжении главы французского посольства, проходят дипломатические приёмы, коктейли, ужины, концерты и даже дефиле русской и французской моды.

34 В столовой сводчатые потолки в стиле древнерусских палат. Потолки белые, отсюда слухи о незавершенности отделки столовой.

37 Малая столовая представляет собой смесь дизайнерских подходов. Античный карниз и пилястры ионического ордера соседствуют с зеркалами во всю высоту стен, добавленными в интерьер современным французским архитектором

41 Потолок в стиле "Рококо" (раковина)

46 Большая гостиная. Роскошный карниз потолка служит основанием для скульптурных форм.

Дом купца Игумнова на Якиманке бросается в глаза причудливостью и вычурностью своих украшений. Построенный в 19-м веке, он практически в неизменном виде дошел до наших дней. Сегодня там постоянно обитает французский посол, потому просто так в гости к высокопоставленному чиновнику не пробраться.

Но дом Игумнова на Якиманке все же доступен для посещений, и открыть для себя все его пышное убранство и великолепие может каждый. Внешние прелести можно оценить, если прогуляться по району. Историю создания расскажет каждый кирпичик здания.

История особняка

Здание, внешне напоминающее старинный русский терем, построенный по поручению Николая Игумнова. Задумывался дом как московская резиденция владельца Ярославской мануфактуры. Хоть Игумнов и располагал большими средствами, но выбор района для новостройки пал на непрестижный, бедный. Свое предпочтение богач оправдывал тем, что он вырос в этих краях. Даже предостережения, что соседние убогие домишки подпортят впечатление от роскошного дворца, не убедили предпринимателя отказаться от задумки.


Для строительства был приглашен ярославский архитектор Николай Поздеев, земляк Игумнова. Желая подчеркнуть могущество хозяина, его состояние, был выбран самый популярный и яркий стиль в архитектуре того времени - псевдорусский. К слову, в таком же духе был построен и Теремной дворец. назывался из-за подражания старым деревянным теремам.

Не жалея денег на строительство, Игумнов заказал голландский кирпич, изразцы заказывались на фарфоровом заводе самого Кузнецова.

В здании, как на цыганском коне, было собрано все красивое, что существовало в русской архитектуре. От этого чрезмерного великолепия Поздеева заклеймили провинциальным, абсолютно лишенным вкуса архитектором. Над самим заказчиком потешались не меньше. Поддавшись критике и наслушавшись глумливых выпадов в сторону владельца, архитектор не выдержал и покончил жизнь самоубийством. Но не только критика добила художника. Дом купца Игумнова влетел в копеечку и превзошел изначальную смету. Сам заказчик отказался переплачивать за то, что не входило в первичный проект. Это и разорило Поздеева. Единственным выходом стала смерть.

Легенды дома Игумнова

Дом Игумнова овеян множеством тайн и легенд. Самой загадочной и по сей день является легенда о танцовщице. Согласно ей, богатый купец возвел дом для своей любовницы - изумительной красоты девушки, в которую был безумно влюблен. Но не ему одному радовала прелестница глаз и будоражила сознание. Падкая к роскошной жизни, она умудрялась принимать у себя любовников. Проведав об измене, разъяренный Игумнов не убил красавицу, а замуровал ее тело в стены здания. С тех пор поговаривают, что ночами странствует призрак белой беспокойной девушки. Но нынешний житель, посол Франции, не жаловался и дом Игумнова на Большой Якиманке покидать не намерен.


Еще одна небылица утверждает, что дом Игумнова едва не стоил ему жизни. Он приказал выложить пол одной из комнат золотыми монетами, изображением императорского профиля кверху. За такое необдуманное неуважение Николая едва не сослали, и ему пришлось бежать. Вероятно, купца нашли бы, но жизнь ему спасла революция.

Предназначение дома в разные годы

Всем известно, что сейчас дом Игумнова занимает посол Франции. Но так было не всегда, а только с 1938 года. Изначально предназначение дома овеяно тайнами: то ли это «дача», то ли квартира для любовницы. Но то, что строился он для личных нужд купца, точно.

Революция реквизировала особняк и предоставила его в распоряжение клуба фабрики Гознак. Через год после в 1925-м году, здание преобразилось благодаря новым жителям. Ими стали ведущие медики, основавшие Институт по изучению мозга. Исследователи пытались проникнуть в тайну гениальности Владимира Ильича. Затем перечень «выдающихся мозгов» пополнили и образцы серого вещества многих других великих людей.

Стиль дома Игумнова

Дом Игумнова соединил в себе элементы множества стилей. Декоративные элементы: колокольни, колонны, шатры - несоединимые до этого времени, сплелись в архитектурном ансамбле под мастерской рукой Поздеева. Хотя строение и получилось немного грузным, но иначе псевдорусский стиль и не представлялся.

Вопреки тому, что в таком стиле уже построен был Теремной дворец в Московском Кремле, общество не восприняло нового жителя - дом Игумнова. Художественные критики того времени характеризовали строение как винегрет из греческого классицизма, рококо, Ренессанса и готики.

Сейчас же дом Игумнова в Москве - архитектурный памятник и пример высокого искусства.

Экстерьер здания

В экстерьере здания использовано большое количество декоративных элементов, ранее не сочетаемых при постройке. Такой мнимый диссонанс достигался введением в украшение фасада резьбы по дереву, фигурной кладки из кирпича, металлической ковки и даже литья.

Тем не менее русский стиль - сквозной мотив во всех элементах, хотя здание, за исключением парадной лестницы и зала, к которому она ведет, принято считать выполненным в европейском стиле.

Дом Игумнова сохранил отделку фасадов, хотя начиная с 1938-го года и претерпел некое «офранцуживание». Архитекторы первыми признали великолепие здания и стремились привнести каплю французского шарма в русскую грузность.

Интерьер

Основным стилевым направлением в интерьере помещения является ампир, а каждый элемент отображает значение слова. Дом Игумнова вместил в себе широту русской души и умело соединил ее с классицизмом. Отделкой дома занимался Иван Поздеев - брат Николая Поздеева.

Каждый предмет мебели был украшен позолоченными элементами. Залы комнат освещены большими окнами, которые вставлены в Стены окрашены в цвет слоновой кости, вдоль них расположились пилястры.


Барельефы образуют рамы, внутри которых натягивался элитный шелк или вешались картины.

Мозг дома Игумнова

Немецкий нейробиолог Оскар Фогт стал руководителем лаборатории по поиску зон гениальности в мозге покойного Владимира Ленина. Помимо Фогта, в дом были поселены еще несколько специалистов, которые трудились над этим сложным заданием. Спустя некоторое время лаборатория переросла в Институт мозга.

Как известно, истина в сравнении познается, потому кроме выдающегося заспиртованного ума Ленина, в Институт начали свозить и другие, среди которых Луначарский, Цеткин, Белый, Маяковский и много других.

Продуцировать сверхлюдей планировалось в здании под бывшим названием «Дом Игумнова», Москва. На Якиманке готов был совершиться мировой переворот в области медицины. Но результативность была равна нулю, потому Институт превратился в музей, а затем и вовсе был ликвидирован.

Забавное совпадение

Рядом с современным Французским посольством в 1979-м году было построено здание посольской канцелярии. Великолепное современное строение. Угловатое, острое, похожее на пирамиду, окрашенное в темно-красный цвет. Ультрановое, оно тем не менее очень напоминает другое… Мавзолей, в котором покоится тело Ленина.


Некоторые историки связывают это загадочное совпадение с одной полулегендой. Поговаривают, что в конце 19 века некий юноша был настолько поражен величием дома Игумнова, что решил стать Этим молодым человеком якобы был Алексей Щусев - автор знаменитого Мавзолея на Красной площади в Москве.