Война и мир семья трубецких. Cочинение «Друбецкой Борис "Война и мир"

Меню статьи:

Роман Льва Николаевича Толстого содержит в себе много интересных и необычных персонажей. Поведение некоторых из них читатель может понять и простить, ибо их поступки продиктованы особенностями отношений в обществе или определенными событиями. Поступки других героев крайне негативно выделяются на общем фоне из-за невозможности объяснить их поведение законами логики или морали. Образ Бориса Друбецкого очень специфический – с одной стороны, читатель может отметить множество положительных качеств его характера, но в то же время отрицательные черты существенно портят его образ.

Семья и происхождение

Борис Друбецкой был представителем знатного дворянского рода. На момент повествования его семья переживает не лучшие времена – их финансовое положение желает быть лучше. Такое материальное положение способствовало тому, что Борис не воспитывался дома, а был взят Ростовыми (дальними родственниками) на воспитание. У Бориса нет родных сестер или братьев. Вопрос о двоюродных сестрах и братьях открыт, ибо не установлена его точная родственная связь с Ростовыми.

Если мать Бориса Друбецкого, княгиня Анна Михайловна, приходилась сестрой княгине Наталье или ее мужу, графу Ростову (в девичестве она была графиней Ростовой или же Шиншиной), то это дает повод говорить о близком родстве с Ростовыми и, в частности их четырьмя детьми. Если же родство было связано с более дальними родственниками, то, соответственно вопрос о наличии сестер и братьев в глазах Ростовых заметно трансформируется. По одной из версий, в родстве с Ростовыми могла состоять бабушка Бориса. Об отце Бориса не известно ничего, в романе он не действует. Предположительно, его уже нет в живых. Однако, о причинах и времени его смерти ничего в романе не говорится.


О других родственниках Друбецких Толстой в романе не упоминает. Некую родственную связь можно отметить по отношению к старому князю Безухову – в прямом родстве Друбецкие с Безуховыми не состояли – Кирилл Безухов был крестным отцом Бориса. Так как крестным родителям уделялась большая роль в жизни ребенка и в частности семьи, то эту связь стоит отметить. Однако же, по отношению к Борису Друбецкому она не оправдала надежд. Анна Михайловна, да и, пожалуй, сам Борис надеялись, что после смерти князя Безухова что-то перепадет и им, но надежды их были напрасны – все богатство князя досталось внебрачному сыну графа Кирилла – Пьеру.

Внешность Бориса Друбецкого

Герои романа Толстого всегда имеют какое-то полярное значение в характеристиках внешности: они либо очень красивы внешне, либо очень дурны. В произведении Льва Николаевича нет людей обычной внешности, воссоединивших в себе и прекрасные черты наружности, и непривлекательные. Такая позиция позволяет выгодно контрастировать внешнему виду героев с их внутренним миром – красивые внешне герои часто обладают очень дурным характером, крайне непривлекательные внешне – обладают богатым внутренним миром и являются очень хорошими людьми.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с романа Льва Толстого “Война и мир” – по главам.

Толстой наделил Бориса Друбецкого красивой внешностью – он был высоким юношей (на момент начала романа ему 20 лет) у Друбецкого светлые волосы, в основном гладко причесанные, лицо его было красивым, с правильными, тонкими чертами лица. Лицо Бориса было всегда спокойным. Руки его были красивыми, аккуратными с тонкими пальцами. Стройная фигура удачно дополняла его образ.

Борис щепетильно относится к своему внешнему виду. Он осознает, что первое впечатление окружающие воспринимают о нем исходя их состояния и модности его костюма – так как он хочет создать у социума идеальное впечатление о своей личности, то усиленное внимание к гардеробу для него необходимость.

Характеристика личности

По логике Толстого, Борис Друбецкой, который так выгодно отличался своей привлекательной внешностью, должен был обладать крайне непривлекательным внутренним миром.

Нельзя сказать, что Борис абсолютно негативный персонаж, среди его характеристик можно найти и положительные черты.

В первую очередь, стоит отметить, что Борис обладает незаурядным умом. Он способен нестандартно мыслить и проявлять находчивость, особенно активно эта его черта проявляется во время разговоров – он находит интересные темы для беседы, умеет заинтересовать собеседника необычной историей.

Из этой его черты вытекает следующая – он умеет создать о себе хорошее впечатление и понравиться окружающим, делает он это непринужденно. Борис обладает спокойным нравом, он сдержанный и уравновешенный человек. Также он очень аккуратный, особенно в плане одежды. Еще одной положительной чертой характера Друбецкого является его дипломатичность и целеустремленность – он всегда старается решить вопрос компромиссным путем и делает все, чтобы добиться желаемого результата.


Однако негативные качества, хоть они в своем количестве и остаются в меньшинстве, существенно вредят Борису и облекают его образ в темные тона.

Так как семья Друбецких находилась в тяжелом финансовом положении, с того момента, как он попал в дом Ростовых существенных положительных изменений его матери не удалось добиться, Борис осознает, что после того, как он станет самостоятельным и его обеспечение уже не будет зависит от Ростовых, ситуация его значительно ухудшится. Поэтому ему нужно добиться финансовой стабильности в короткие сроки и закрепить в обществе мнение о себе как о финансово обеспеченном и стабильном человеке, подающем надежды. Борис активно заводит себе нужные связи, применяя при этом свое умение создавать хорошее впечатление и нравиться людям. Он завистливый человек – ему хочется быть таким же обеспеченным, как и Ростовы. Друбецкого мало интересует его внутренний мир, для него важна наружная сторона его жизни. Он тратит все деньги на внешние атрибуты, на создание призрачной видимости его состоятельности и богатства. Он никогда не обнаруживает своего истинного отношения к происходящему, а подстраивается, поддерживая мнение большинства или очень влиятельного человека.

Борис Друбецкой и масонская ложа

Желание обзавестись нужными связями приводит его в масонскую ложу. Именно здесь собрались самые влиятельные люди общества. Такие связи обеспечили бы ему скорое продвижение по службе, а значит обогащение, состояние и имя в обществе. Именно исходя из этой позиции, Борис и присоединяется к масонской ложе, вступив в общество каменщиков. К тому времени он уже приступил к воинской службе и успел понять, что карьера делается не подвигами или доблестью и даже не деньгами, а удачными связями.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

Общение с членами ложи обеспечило его быстрыми, но надежными связями, тайность этой организации вдвойне способствовала особому отношению между ее членами и обеспечивала взаимопомощью, особенно со стороны таких людей, как Пьер Безухов – ищущих свое предначертание и возможность принести пользу окружающим.

Военная служба Бориса Друбецкого

Самым быстрым способом обрести финансовую стабильность и заслужить авторитет в обществе всегда была военная служба, Друбецкой не пренебрегает этой возможностью. В 1805 году он начинает свою военную карьеру в звании поручика в Семеновском полку. Год спустя он занимает место в штабе, став адъютантом одного значимого лица.

Еще год спустя он попадает в свиту Александра, где окончательно закрепляет свое положение.

К делу продвижения по службе была вскоре подключена и мать, которая охотно ходатайствовала за сына, чем способствовала его карьерному росту.

Однако стремительный взлет его по карьерной лестнице произошел после того, как Борис сумел расположить к себе молодую графиню Безухову – жену Пьера, в девичестве носившую фамилию Курагина. Именно благодаря любовной связи с ней Друбецкой активно начал получать новые награды и повышения.

С военными событиями 1812 года и военными действиями против Наполеоновских войск начался новый период в карьере Друбецкого.

Он сумел удержаться при штабе армии даже после смещения некоторых командующих лиц Кутузовым и прочно закрепился в должности помощника графа Бенигсена.

Отношения Бориса Друбецкого с представительницами женского пола

Молодой и красивый Борис всегда привлекал внимание и молоденьких девушек и уже состоявшихся женщин. Так как военная служба не могла обеспечить полностью жаждущего денег Бориса, то вариант с выгодным замужеством был всегда приемлем для молодого человека.

У Друбецкого были все данные для того, чтобы стать альфонсом, но он преднамеренно отказывается от этой роли – в качестве своих любовниц он хочет видеть представительниц очень богатых и влиятельных семей, однако такое поведение, при обличении его любовной связи, стало бы причиной для ссоры и лишения Друбецкого возможного покровительства.

Борис не тот человек, который будет рисковать ради любовных утех своей карьерой и будущим. Среди всех представительниц аристократических семей он находит единственный вариант, позволяющий ему не рисковать своей жизнью и репутацией, но при этом заручиться значительной поддержкой со стороны своей любовницы. Таким человеком становиться Елена Курагина – жена Пьера Безухова.

Ее муж был крайне доверчивый, к тому же распутство его жены уже само собой наталкивало на мысль о безнаказанности. Любовная связь стала очень выгодной для Бориса во всех смыслах этого слова – кроме того, что он проводил время с необыкновенной красавицей, молодой человек таким образом получил в свои руки рычаг давления на других влиятельных людей, благодаря распутному образу жизни Елены и ее многочисленных любовников.

Вскоре Борису выпадает уникальный шанс получить бесчисленные богатства, чему способствует замужество с Жюли Карагиной. Несмотря на обеспеченность семьи, Жюли уверенно оставалась в претендентках на звание старой девы. Причиной тому стала крайне непривлекательная внешность девушки. За недостатками ее облика, никто не хотел увидеть доброту и богатый внутренний мир – молодые люди предпочитали отказаться от богатств Карагиных, лишь бы не жениться на некрасивой Жюли.

Однако жаждущий богатства Борис решил воспользоваться ситуацией. Очаровать девушку обаятельному и красивому Друбецкому не составляло труда. Жюли была от него в восхищении и с нетерпением ждала пылких признаний в любви и преданности до гробовой доски. Борис удачно подыгрывает девушке и в результате делает ей предложение в лучших традициях женских романов. Счастливая Жюли соглашается стать его женой. Сам же Борис такой радости не испытывает – его тяготит внешнее уродство жены и он искренне надеется, что будет редко ее видеть.

Отношения Бориса с другими персонажами романа

Борис никогда не вступает в дискуссии или споры с людьми – он всегда старается держаться нейтралитета, потому, что боится, что может неосторожным словом испортить впечатление о себе в глазах значимых людей. Он старается быть для всех хорошим и милым. Однако не всегда так получается. Такая тенденция, например, не сработала с Николаем Ростовым.

Борис и Николай были ровесниками. С самого детства они были дружны и поддерживали друг друга.

Однако, с началом взросления их пути начали расходиться – Борис все больше осознавал свою никчемность в аристократических кругах и всячески старался улучшить свое положение. Николай, которому эгоцентризм был чужд и непонятен, вскоре стал замечать такие неприятные метаморфозы в его друге и постепенно начал от него отдалятся. Общение двух друзей детства стало испытанием для обоих – Николая раздражала корыстолюбие и показуха Бориса, а Друбецкой, в свою очередь, чувствовал себя неловко в компании Николая, которому все в жизни доставалось (по мнению Друбецкого) легко.

Подведем итог: образ Бориса Друбецкого нельзя отнести к негативным или положительным образам романа – молодой человек обладает множеством достоинств, но его желание стать очень богатым человеком, пользоваться исключительным авторитетом в обществе сыграли с ним злую шутку. Их подающего надежды юноши он превратился в развратника и карьериста.

Образ и характеристика Бориса Друбецкого в романе “Война и мир”: описание внешности и характера

5 (100%) 2 votes

С самого начала повествования все помыслы Анны Михайловны и ее сына устремлены к одной цели – устроению своего материального благополучия. Анна Михайловна ради этого не гнушается ни унизительным попрошайничеством, ни применением грубой силы (сцена с мозаиковым портфелем), ни интригами и проч. Поначалу Борис пытается сопротивляться воле матери, но со временем понимает, что законы общества, в котором они живут, подчиняются только одному правилу – прав тот, у кого власть и деньги. Борис принимается “делать карьеру”. Его не увлекает служба Отечеству, он предпочитает службу в тех местах, где можно с минимальной отдачей быстро продвинуться по служебной лестнице. Для него не существует ни искренних чувств (отказ от Наташи), ни искренней дружбы (холодность к Ростовым, которые много для него сделали). Даже женитьбу он подчиняет этой цели (описание его “меланхолической службы” у Жюли Карагиной, признание ей в любви сквозь отвращение и т. д.). В войне 12-го года Борис видит только придворные и штабные интриги и озабочен лишь тем, как обратить это себе на пользу. Жюли и Борис вполне устраивают друг друга: Жюли льстит наличие красивого, сделавшего блестящую карьеру мужа; Борису же нужны ее деньги.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Борис Друбецкой Характеристика литературного героя Сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником. Борис и Наташа были влюблены друг в друга. Внешне это “высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного Read More ......
  2. Друбецкой Борис – сын княгини Анны Михайловны Друбецкой; с детства воспитывался и подолгу жил в семье Ростовых, которым через мать приходится родственником, был влюблен в Наташу. “Высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица!” Друбецкой с юности Read More ......
  3. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой со всей строгостью вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России. Ценность человека, по мнению Л. Н. Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда. Нравственность, как считает писатель, Read More ......
  4. Высший свет… Само значение этих слов подразумевает что-то лучшее, элитное, избранное. Высшее положение, происхождение подразумевает и высшее образование и воспитание, высшую степень развития. Что же представляет собой верхушка русского общества первой четверти ХIХ столетия, какой ее видел Л. Н. Толстой, Read More ......
  5. Жизнь русского дворянства начала XIX в. – один из важнейших тематических пластов романа. Толстой рассматривал дворянство как среду, в которой формировались характеры будущих декабристов. По его мнению, истоки декабризма нужно было искать в Отечественной войне 1812 года, когда многие представители Read More ......
  6. Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” широкая историческая эпопея с большим количеством героев и самыми разнообразными событиями. И для того чтобы разобраться в этом многообразии, я внимательно и вдумчиво читала роман. Страницы, которые посвящены философским размышлениям, я не пролистывала, Read More ......
  7. Роман “Война и мир” – крупнейшее произведение мировой литературы. В нем одном сочетается прекрасное изображение исторических событий, великолепно изображена “Диалектика души”, с большой точностью показаны исторические личности, и, наконец, отлично описаны несколько совершенно разных семей. Вообще весь роман протекает по Read More ......
  8. Мысли Герцена и Толстого о “неразумности” истории внешне как будто похожи на то, что в наше время пишут на Западе про абсурдность истории философы и писатели экзистенциализма, но по содержанию противоположны этому. Толстой своим тезисом о стихийности исторического бытия отрицал Read More ......
Друбецкие в романе “Война и мир”
ТОМ ПЕРВЫЙ

ЧАСТЬ 1-я

Глава 1
Петербург. Великосветский вечер у фрей­лины Анны Павловны Шерер. Хозяйка и чинов­ный князь Василий Курагин. Разговор о Наполеоне. Проект Анны Павловны женить сына князя Васи­лия - Анатоля на богатой княжне Марье Болкон­ской.

Глава II
Гости Шерер. Дочь князя Василия красавица Элен, его сын Ипполит. Маленькая княгиня Лиза Болконская. Эмигрант - француз виконт Морте­мар, аббат Морио. Обряд приветствования тё­тушки хозяйки. Появление на вечере Пьера Безухова.

Глава III
Разговор о казни Наполеоном герцога Энгиенского. Рассказ виконта о встрече герцога с Бона­парте у актрисы Жорж. Беседа Пьера Безухова с аббатом о политическом равновесии. Появле­ние в гостиной князя Андрея Болконского. Его встреча с Пьером. Отъезд князя Василия с дочерью Элен на вечер, английского посланника.

Глава IV
Княгиня Анна Михайловна Друбецкая просит князя Василия похлопотать перед царём о перево­де её сына Бориса в гвардию. В гостиной разговор и спор о Наполеоне. Защита Пьером революции и Наполеона и нападки на него за это гостей Анны Павловны. Поддержка Пьера князем Андреем. Князь Ипполит рассказывает «по-русски» анекдот о скупой московской барыне.

Глава V
Характеристика Пьера Безухова. Разъезд гостей Анны Павловны. Проводы Ипполитом Курагиным княгини Болконской. Приезд Пьера в дом Болконских. Разговор между Пьером и князем Андреем о выборе Пьером карьеры.

Глава VI
Пьер у Болконских. Семейная сцена между маленькой княгиней и князем Андреем по поводу его отъезда на войну. Ужин Пьера Безухова с князем Андреем. Рассуждения Андрея Болконского о себе, о женитьбе и женщинах. Пьер Безухов едет на ночной кутёж к Анатолию Курагину. Боло и его пари с англичанином Стивенсом.

Глава VII
Москва. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая в доме у Ростовых. Граф и графиня Ростовы. Приём поздравительных визитов по случаю именин у Ро­стовых двух Наталий - матери и дочери. Визит матери и дочери Карасиных. Разговор о главной городской новости - болезни старого графа Безухова, о его незаконном сыне Пьере, высланном из Петербурга за буйство, и о судьбе огромного на­следства, которое останется после смерти старика Безухова.

Глава VIII
Молодёжь дома Ростовых: Наташа, Николай, Петя, Соня и Борис Друбецкой в гостиной. История куклы Мими.

Глава IX
В гостиной. Племянница графа Соня. Разго­вор графа с гостьей о поступлении Николая на воен­ную службу и графини о воспитании. Николай и Со­ня. Вера Ростова.

Глава X
Наташа Ростова прячется в цветочной. Сцена ревности и поцелуй Николая и Сони. Наташа вы­зывает Бориса в цветочную. Её предложение Бо­рису поцеловать куклу. Наташа целует Бориса. Разговор между ними о любви.

Глава XI

Влюблённые пары в диванной: Соня с Никола­ем и Наташа с Борисом. Их ссора с Верой. Разго­вор двух подруг детства: графиня Ростова жалуется на расстройство состояния, княгиня Анна Михайлов­на Друбецкая рассказывает об устройстве своего сы­на в гвардию и жалуется на свои дурные денежные обстоятельства - ей не на что обмундировать Бориса. Ее надежды на наследство графа Безухова.

Глава XII
Анна Михайловна Трубецкая с сыном Бори­сом едут навестить больного графа Безухова. Их встреча там с князем Василием Курагиным. Анна Михайловна решает ходить за больным.

Глава XIII
Пьер Безухов в Москве, в доме у своего отца. Его приезд и встреча с княжнами после высылки из Петербурга. Приход к Пьеру в комнату Бо­риса Друбецкого, разговор и объяснение между ними. Возвращение матери и сына Друбецких к Ростовым. Их разговор о завещании графа Безу­хова.

Глава XIV
Графиня Ростова просит у мужа 500 рублей и по возвращении Анны Михайловны отдаёт их ей на обмундировку Бориса. Слёзы обеих.

Глава XV
У Ростовых перед именинным обедом. Ожидание крёстной Наташи, Марьи Дмитриевны Ахросимо­вой. Разговор Шиншина с Бергом в кабинете графа. Пьер Безухов в гостиной у Ростовых. Приезд Ахросимовой. Гости идут к столу. Обед.

Глава XVI

Разговор за обедом о манифесте и о войне с Бо­напартом. Гусарский полковник. Реплика Николая Ростова. Шалость Наташи.

Глава XVII
Пение молодежи. Слезы Сони по поводу ее любви к Николаю и его стихов, написанных ей. Её объяснение с Наташей. Наташа, Борис, Соня и Николай поют «Ключ». Танцы. Граф Илья Анд­реевич Ростов с Марьей Дмитриевной Ахросимо­вой танцуют «Данилу Купора» .

Глава XVIII
В доме графа Безухова. Приготовление к собо­рованию. Разговоры присутствующих. Доктор Лор­рен. Тайные сговоры князя Василия с княжной Катишь о сокрытии завещания графа.

Глава XIX
Возвращение Пьера Безухова домой вместе с Ан­ной Михайловной Друбецкой. Пьер в приёмной ком­нате умирающего отца, пожелавшего его видеть. Обращение с ним присутствующих.

Глава XX
Пьер у больного отца. Граф Безухов. Соборование. Присутствующие: княжны, Друбецкая, князь Василий, духовенство, доктора, прислуга и др. Старшая княжна уносит завещание.

Глава XXI
Князь Василий Курагин и княжна Катишь. Пьер и Анна Михайловна. Спор и борьба из-за портфеля с завещанием. Смерть Безухова.

Глава XXII
Имение Болконских Лысые Горы. Старый князь Николай Андреич Болконский. Его дочь княжна Марья. Урок геометрии. Письмо Жюли Карагиной и ответ княжны Марьи.

Глава XXIII
Приезд в Лысые Горы князя Андрея Болкон­ского с женой. Их встреча с княжной Марьей и её ком­паньонкой француженкой Бурьен. Встреча старого князя с сыном и их разговор о войне и политике.
Глава XXIV
Обед в Лысых Горах. Спор старого князя с сы­ном о Суворове и Бонапарте. Архитектор Михаил Иваныч.

Глава XXV
Сборы князя Андрея к отъезду в армию. Его прощальная беседа с сестрой. Княжна Марья бла­гословляет брата образом. Прощание князя Ан­дрея с отцом, женой и сестрой. Отъезд.

ЧАСТЬ 2-я.

Глава I
Русские войска в октябре 1805 г. в Австрии у Браунау. Один из пехотных полков готовится к смотру главнокомандующего. Распоряжения пол­кового командира о переодевании солдат полка. Генерал распекает капитана Тимохина за синюю шинель на разжалованном Долохове. Генерал при­казывает Долохову переодеться.

Глава II

Смотр Кутузовым полка. Остановка главно­командующего у третьей роты и разговор с Тимохиным. Вызов Кутузовым Долохова. Радость генера­ла после счастливо отбытого смотра. Его разговор с Тимохиным. Солдатские толки после смотра. Пе­сенники. Разговор Жеркова с Долоховым.

Глава III
Разговор Кутузова с австрийским генералом, чле­ном австрийского гофкригсрата. Князь Андрей Бол­конский в штабе Кутузова. Появление в штабе главнокомандующего австрийского генерала Мака. Жерков поздравляет австрийских генералов Штрауха и члена гофкригсрата с приездом Мака.

Глава IV

Николай Ростов, юнкер Павлоградского гусар­ского полка, во время стоянки его эскадрона у Браунау, возвращается с фуражировки. Эпизод с немцем. Возвращение домой проигравшегося в карты Денисова. Приход офицера Телянина. Дени­сов пишет письмо «ей». Приход за деньгами вах­мистра и обнаружение пропажи у Денисова ко­шелька с деньгами. Ростов уличает Телянина в краже кошелька.

Глава V
Оживлённый разговор офицеров эскадрона Дени­сова об истории с Теляниным, вызвавшей ссору Ни­колая Ростова с полковым командиром. Приезд Жеркова с сообщением о поражении Мака и о по­ходе.

Глава VI
Отступление русских войск к Вене. Переход реки Энса. Несвицкий угощает офицеров. Генерал, начальник арьергарда, посылает Несвицкого с повторным приказом гусарам последними перей­ти и зажечь мост.

Глава VII
Переход последними русскими войсками моста через Энс. Давка на мосту. Толки проходящих сол­дат. Немецкий форшпан с женщинами и коровой, возбуждающий всеобщее внимание. Несвицкий встречается на мосту с Денисовым. Переход на противоположную сторону эскадрона Дени­сова.

Глава VIII
Приближение к мосту французских войск. Ар­тиллерийская стрельба французов по гусарам. Де­нисов у своего эскадрона. Переход эскадрона через мост к своим войскам. Жерков, а затем свитский офицер и Несвицкий привозят полковнику Павло­градского полка приказание от начальника арьергарда остановиться и зажечь мост. Приказ полковника эскадрону Денисова вернуться и зажечь мост. Гусары под картечным обстрелом французов зажигают мост. Переживания Николая Ростова во время зажигания моста.

Глава IX
Отступление армии Кутузова вниз по Дунаю. Победа русских в сражении у Кремса. Главнокоман­дующий посылает князя Андрея к австрийскому двору с известием о победе. Князь Андрей в до­роге и в Брюнне. Равнодушный приём его военным министром и перемена в настроении Болконского.

Глава X
Князь Андрей останавливается в Брюнне у сво­его знакомого дипломата Билибина. Характери­стика Билибина. Разговор Болконского с Билибиным о сдаче французам Вены, о кремском сражении, о союзе с Пруссией, измене Австрии и но­вом торжестве Бонапарта.

Глава XI
Князь Андрей у Билибина в кружке молодых русских дипломатов. Билибин «угощает» Болкон­ского Ипполитом Курагиным. Князь Андрей едет во дворец.

Глава XII
Князь Андрей на приёме у австрийского императора Франца. Награждение Болконского орденом Марии-Терезии. Общий интерес и внимание к нему придворных. Возвращение князя Андрея к Билибину. Рассказ Билибина о взятии француз­скими маршалами Венского моста. Князь Андрей решает немедленно возвратиться в армию.

Глава XIII
Князь Андрей среди отступающих русских войск. Вид поспешно и беспорядочно отступаю­щей армии. Столкновение Болконского с обозным офицером из-за повозки с лекарской женой. Тре­вога и беспокойство в штабе главнокомандующего. Кутузов посылает Багратиона с отрядом задержать наступление французов.

Глава XIV
Известие, полученное Кутузовым о безвыходности положения русской армии, преследуемой огромными силами французов. Кутузов посылает четырёхтысячный авангард Багратиона к Голабруну задержать неприятельскую армию. Мюрат, принявший отряд Багратиона за всю русскую армию, предлагает русским перемирие. Письмо Наполеона Мюрату о разрыве перемирия.

Глава XV
Князь Андрей в отряде Багратиона. Болкон­ский с дежурным офицером отряда объезжает пози­цию. Сцена в палатке маркитанта и капитан Тушин. Вид русских войск. Сцена телесного наказания сол­дата во взводе гренадер. В передней линии. Спор Долохова с французским гренадером. Разговор солдата Сидорова «по-французски» и хохот русских солдат и французов.

Глава XVI
Князь Андрей с батарей Тушина обозревает и зарисовывает план расположения русских войск и неприятеля. Невольно Болконский подслушивает разговор офицеров в балагане о страхе смерти. Первый выстрел французов. Появление из бала­гана Тушина.

Глава XVII
Начало Шенграбенского сражения. Князь Андрей скачет в Грунт и присоединяется к свите Багратиона. Аудитор и Жерков. Багратион на батарее Тушина. Распоряжения и приказания Багратиона начальникам и его роль в сражении.

Глава XVIII
Багратион на правом фланге своего отряда. Близость сражения. Раненые. Старичок полковой командир докладывает Багратиону об отражении конной атаки французов и потерях; он упрашивает Багратиона не подвергаться опасности. Вид идущей французской колонны и двух русских батальонов. Багратион ведёт русских в атаку. Мнение Тьера и Наполеона об этой атаке.

Глава XIX
Отступление правого фланга русских войск. Жерков едет с приказанием Багратиона к генералу левого фланга об отступлении. Вражда двух началь­ников левого фланга: полкового командира пехот­ного полка, представлявшегося Кутузову у Браунау и командира Павлоградского гусарского полка. Турнир храбрости генерала и полковника. Атака эскадрона Денисова. Николай Ростов во время атаки. Контузия Ростова.

Глава XX
Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу французами. Полковой командир полка, представ­лявшегося Кутузову у Браунау, пытается остановить бегущих солдат. Атака роты Тимохина. Русские на мгновение оттесняют французов. Геройство Долохова. Действия забытой батареи Тушина. Веселое оживление артиллеристов вследствие удачной стрельбы и отражения атак французов. Свой фанта­стический мир в голове Тушина. Приезд на бата­рею штаб-офицера с приказом немедленно отступать и поспешный его отъезд. Приезд с тем же приказа­нием князя Андрея.

Глава XXI
Отступление батареи Тушина и встреча его на­чальством и адъютантами. Тушин сажает на орудие контуженного Николая Ростова. Наступление ночи. Остановка войск.
Тушин и Ростов у костра. Тушина требуют к генералу. Багратион в избе За обедом. Командир пехотного полка рассказывает об атаке своего полка и геройстве разжалованного Долохова. Жерков рассказывает об атаке павлоградцев. Появление Тушина. Его смущение при виде на­чальства. Багратион спрашивает Тушина об остав­лении орудия. Вмешательство князя Андрея и защита им Тушина. Николай Ростов ночью у костра.

ЧАСТЬ 3-я

Глава I
Намерение князя Василия женить Пьера Безухова на своей дочери. Пьер в Петербурге в доме Курагиных. Изменившееся отношение к Пьеру род­ственников, знакомых и общества, после того как он стал богачом и графом Безуховым. Князь Василий в роли руководителя Пьера. Пьер Безухов на вече­ре у Анны Павловны Шерер. Элен и Пьер в уголке с тетушкой хозяйки. Пьер решает, что Элен должна быть его женою.

Глава II
Пьер, решивший уехать и избегать Элен, полтора месяца живёт в доме Курагиных и всё больше и больше в глазах людей связывает себя с нею. Вечер у князя Василия в день именин Элен. Анекдот князя Василия о Сергее Кузьмиче. Пьер и Элен. Их уединение в маленькой гостиной. Нере­шительность Пьера, Князь Василий благословляет жениха и невесту. Женитьба Пьера на Элен.
Глава III
Получение старым князем Николаем Андре­евичем Болконским известия о приезде в Лысые Горы князя Василия с сыном. Особенное недовольство и раздражение старого князя в день приезда Курагиных. Старый князь раздражается на управляю­щего Алпатова за размётанный снег на пришпекте и велит закидать дорогу. Обед. Жизнь маленькой княгини в Лысых Горах под постоянным чувством страха и антипатии к свёкру. Невыход ее к обеду. Посещение её князем на её половине. Приезд гостей.
Разговор князя Василия с сыном перед выходом к хозяевам. Хлопоты маленькой княгини и Бурьен получше одеть и причесать княжну Марью. Настроение княжны Марьи перед выходом гостям.

Глава IV

Выход княжны Марьи к гостям. Анатоль. Общий разговор - «воспоминания о никогда не бывших происшествиях». Интерес Анатоля к Бу­рьен. Одевание старого князя и его думы о нераз­решённом вопросе замужества княжны Марьи. Выход старого князя к гостям. Его выговор дочери за наряд и новую причёску. Разговор старого князя с Анатолем. Князь Василий наедине объяв­ляет старому князю о своём желании и надеждах. Взволнованность всех трёх женщин в связи с по­явлением Анатоля. Мечты княжны Марьи и фран­цуженки Бурьен. В диванной. Княжна Марья за клавикордами. Ухаживанье Анатоля за Бурьен.

Глава V
Настроение княжны Марьи, Бурьен и ма­ленькой княгини после вечера. Настроение старого князя после сделанного ему предложения выдать княжну Марью замуж за Анатоля. Свидание Анатоля и Бурьен в зимнем саду. Разго­вор старого князя с дочерью о предложении. Княжна Марья, проходя через зимний сад, натал­кивается на Анатоля, обнимающего француженку. Её решительный отказ князю Василью. Радость ста­рого князя. Мечты княжны Марьи о самопожертво­вании: она решает во что бы то ни стало устроить брак Анатоля с Бурьен.

Глава VI
Получение Ростовыми письма от Николая, с известием о ранении и производстве в офицеры. Ра­дость старого графа. Анна Михайловна подготов­ляет к известию графиню. Наташа угадывает но­вость и, узнав содержание письма, сообщает о нем Соне. Суждение Пети о брате и о сёстрах. Разговоры Наташи с Соней о Николеньке. Анна Михайловна передаёт графине письмо сына. Чтение графиней письма Николая и писание ему ответных писем от всего дома.

Глава VII
Ольмюцкий лагерь. Поездка Николая Ростова к Борису Друбецкому в гвардейский лагерь за по­лучением денег и писем, присланных из дому. Встре­ча Николая с Борисом и Бергом. Чтение Ростовым писем домашних. Разговор Бориса и Николая об адъютантской службе. Рассказ гвардейцев о по­ходе гвардии и рассказ Ростова об атаке павлоградцев. Посещение Друбецкого князем Андреем Болкон­ским. Столкновение Ростова с Болконским.

Глава VIII
Смотр русских и австрийских войск двумя им­ператорами Александром I и Францем. Чувство лю­бви и обожания Николая Ростова к государю.

Глава IX
Поездка Бориса Друбецкого в Ольмюц к Бол­конскому для своего устройства в адъютанты к важному лицу. Сцена в приёмной главнокомандую­щего - разговор князя Андрея с старым русским генералом. Решение Бориса впредь служить только по неписанной субординации. Посещение Болконским и Борисом князя Долгорукова. Рас­сказ Долгорукова о заседании военного совета и по­беде партии молодых, сторонников наступления, о письме Наполеона, и анекдота о Наполеоне и графе Маркове. Князь Андрей просит Долгорукова о Бо­рисе. Волнение Друбецкого от близости к высшей власти.

Глава X
Эскадрон Денисова, в котором служит Нико­лай Ростов, в резерве. Победа русских над фран­цузами в сражении у Вишау. Огорчение Ростова по поводу неучастия в деле. Ростов покупает у каза­ков лошадь взятого в плен французского драгуна. Проезд императора Александра. Восторг Ростова. Его новая встреча с царём в Вишау. Празднование Денисовым своего производства в майоры. Мечты Ростова умереть за царя.

Глава XI
Нездоровье императора Александра в Вишау. Приезд французского парламентёра Савари с пред­ложением свидания императора Александра с Напо­леоном. Посылка князя Долгорукова к Наполеону. Движение в высших сферах армии 19ноябряв пользу решения дать Аустерлицкое сражение. Князь Ан­дрей Болконский у князя Долгорукова. Рассказ последнего о своём свидании с Наполеоном и его боязни генерального сражения. Изложение Дол­горуковым плана флангового движения Вейротера. Возражение князя Андрея и изложение им своего плана. Мнение Кутузова о том, что сражение будет проиграно.

Глава XII
Заседание военного совета. Характеристика Вейротера. Кутузов засыпает во время заседания. Чтение Вейротером диспозиции Аустерлицкого сражения. Генералы во время чтения диспозиции. Возражения Ланжерона. Кутузов закрывает заседа­ние. Размышления князя Андрея в ночь перед Аустерлицким сражением. Честолюбивые мечты князя Андрея о своём «Тулоне».

Глава XIII
Николай Ростов во фланкерской цепи. Мечты Ростова. Крики в неприятельской армии. Князь Ба­гратион и князь Долгоруков смотрят на странное явление огней и криков во французской армии. Ба­гратион посылает Ростова посмотреть ушла ли цепь французских фланкеров. Стрельба французов по Ростову. Багратион оставляет Ростова при себе ординарцем. Приказ Наполеона своим вой­скам.

Глава XIV
Движение русских колонн. Сознание совершающегося беспорядка и путаницы. Недовольство австрийцами. Начало дела над речкою Гольдбахом. Наполеон перед началом Аустерлицкого сражения.

Глава XV
Движение четвертой колонны русских войск, предводительствуемой Кутузовым. Настроение и мечты князя Андрея перед началом сражения. Раздражение Кутузова против генерала. Кутузов посылает князя Андрея с приказом оста­новить третью дивизию и выслать вперед стрелковую цепь. Русский и австрийский импера­торы со свитою объезжают войска. Вопрос Алек­сандра I и ответ Кутузова почему он не начинает дела. Приказание Кутузова к наступлению. Милорадович ведет в бой свою колонну.

Глава XVI
Столкновение четвертой колонны с французами. Бегство русских войск. Рана Кутузова. Князь Ан­дрей со знаменем в руках бросается вперед батальо­на на французов. Рана князя Андрея. Его думы о
высоком, бесконечном небе.

Глава XVII
На правом фланге русских войск у Багратиона. Князь Багратион посылает Николая Ростова к глав­нокомандующему или к императору за распоря­жением начать дело. Поездка Ростова по фронту русских войск. Атака кавалергардов. Проезжая мимо гвардейской пехоты, Ростов встречается с Борисом Друбецким и Бергом. Встреча Ростова с бегущими русскими и австрийскими солдатами.

Глава XVIII
Ростов у деревни Праца. Расстроенные толпы русских войск. Слухи о ране государя и главно­командующего. Поле с видом убитых и раненых. Орудийные выстрелы французов по Ростову. За деревней Гостиерадек Ростов видит государя, и не решается к нему обратиться. Капитан фон Толь разговаривает с царём. Сожаление Ростова о своей нерешительности и поиски им Кутузова. Проигрыш русскими Аустерлицкого сражения. Отступ­ление расстроенных русских колонн. Артилле­рийская канонада французов по плотине Аугеста. Долохов на плотине Аугеста.

Глава XIX
Князь Андрей лежит раненый на Праценской горе. Наполеон объезжает поле сражения. Он за­мечает, что князь Андрей жив, и приказывает сне­сти его на перевязочный пункт. Раненых русских офицеров выставляют для показа Наполеону. Разговор Наполеона с князем Репниным и пору­чиком Сухтеленом. Мысли князя Андрея о Напо­леоне, о ничтожности величия и ничтожности жизни и смерти. Эпизод с образком, снятым с князя Андрея французскими солдатами и вновь надетом на него. Князь Андрей в числе других раненых оставляется на попечение жителей.

Введение

Лев Толстой в своей эпопее изобразил более 500 типичных для русского общества персонажей. В «Войне и мире» герои романа – представители высшего сословия Москвы и Петербурга, ключевые государственные и военные деятели, солдаты, выходцы из простого народа, крестьяне. Изображение всех слоев русского общества позволило Толстому воссоздать цельную картину русской жизни в один из переломных этапов истории России – эпоху войн с Наполеоном 1805-1812 годов.

В «Войне и мире» персонажи условно разделены на главных героев – чьи судьбы вплетены автором в сюжетное повествование всех четырех томов и эпилога, и второстепенных – героев, которые появляются в романе эпизодически. Среди главных персонажей романа можно выделить центральных героев – Андрея Болконского, Наташу Ростову и Пьера Безухова, вокруг судеб которых и разворачиваются события романа.

Характеристика главных героев романа

Андрей Болконский – «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами», «небольшого роста». С Болконским автор знакомит читателя еще в начале романа – герой был одним из гостей на вечере Анны Шерер (где также присутствовали многие главные герои романа «Война и мир» Толстого). По сюжету произведения, Андрею надоело высшее общество, он мечтал о славе, не меньшей славы Наполеона, поэтому и едет на войну. Эпизодом, перевернувшим мировоззрение Болконского, становится встреча с Бонапартом – раненый на поле Аустерлица Андрей осознал, как на самом деле незначителен Бонапарт и вся его слава. Вторым переломным моментом в жизни Болконского становится любовь к Наташе Ростовой. Новое чувство помогло герою вернуться к полноценной жизни, поверить, что после смерти жены и всего перенесенного, он может полноценно жить дальше. Однако их счастью с Наташей не суждено было сбыться – Андрей получил смертельное ранение во время Бородинской битвы и вскоре умер.

Наташа Ростова – жизнерадостная, добрая, очень эмоциональная и умеющая любить девушка: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Важной чертой образа центральной героини «Войны и мира» является ее музыкальный талант – прекрасный голос, которым очаровывались даже неискушенные в музыке люди. С Наташей читатель знакомится в день именин девушки, когда ей исполняется 12 лет. Толстой изображает моральное взросление героини: любовные переживания, выход в свет, предательство Наташей князя Андрея и ее переживания из-за этого, поиск себя в религии и переломный момент в жизни героини – смерть Болконского. В эпилоге романа Наташа предстает перед читателем совершенно другой – перед нами скорее тень мужа, Пьера Безухова, а не яркая, активная Ростова, которая еще несколько лет назад плясала русские танцы и «отвоевывала» у матери подводы для раненых.

Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках».

«Пьер был несколько больше других мужчин в комнате», у него был «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной». Пьер – герой, находящийся в постоянном поиске себя через познание окружающего мира. Каждая ситуация в его жизни, каждый жизненный этап становились для героя особым жизненным уроком. Женитьба на Элен, увлечение масонством, любовь к Наташе Ростовой, присутствие на поле Бородинского сражения (которое герой видит именно глазами Пьера), французский плен и знакомство с Каратаевым полностью меняют личность Пьера – из нелепого увальня «вырастает» целеустремленный и уверенный в себе мужчина с собственными взглядами и целями.

Другие важные персонажи

В «Войне и мире» Толстой условно выделяет несколько блоков персонажей – семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, а также действующих лиц, входящих в круг общения одного из этих семейств. Ростовы и Болконские как положительные герои, носители истинно русской ментальности, идей и духовности, противопоставляются отрицательным персонажам Курагиным, которые мало интересовались духовным аспектом жизни, предпочитая блистать в обществе, плести интриги и выбирать знакомых по их статусу и богатству. Лучше понять суть каждого главного персонажа поможет краткая характеристика героев «Войны и мира».

Граф Илья Андреевич Ростов – добрый и щедрый мужчина, для которого самым главным в его жизни была семья. Граф искренне любил свою жену и четырех детей (Наташу, Веру, Николая и Петю), помогал жене в воспитании детей и всеми силами поддерживал теплую атмосферу в доме Ростовых. Илья Андреевич не могу жить без роскоши, ему нравилось устраивать пышные балы, приемы и вечера, но его расточительство и неумение управлять хозяйственными делами в итоге привели к критическому финансовому положению Ростовых.
Графиня Наталья Ростова – женщина 45-ти лет с восточными чертами лица, умеющая производить впечатление в высшем обществе, жена графа Ростова, мать четырех детей. Графиня, так же как и ее муж, очень любила свою семью, стараясь поддерживать детей и воспитывать в них лучшие качества. Из-за чрезмерной любви к детям, после смерти Пети женщина чуть не сходит с ума. В графине доброта к близким соединялась с расчетливостью: желая поправить финансовое положение семьи, женщина всеми силами старается расстроить женитьбу Николая на «не выгодной невесте» Соне.

Николай Ростов – «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Это простодушный, открытый, честный и доброжелательный юноша, брат Наташи, старший сын Ростовых. В начале романа Николай предстает восхищенным юношей, который хочет воинской славы и признания, однако после участия сначала в Шенграбеском сражении, а затем в Аустерлицкой битве и Отечественной войне, иллюзии Николая развеиваются и герой понимает, насколько нелепа и неправильна сама идея войны. Личное счастье Николай находит в браке с Марьей Болконской, в которой почувствовал близкого по духу человека еще при первой их встрече.

Соня Ростова – «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице», племянница графа Ростова. По сюжету романа это тихая, рассудительна, добрая девушка, умеющая любить и склонная к самопожертвованию. Соня отказывает Долохову, так как хочет быть верна только Николаю, которого искренне любит. Когда девушка узнает, что Николай влюблен в Марью, то безропотно отпускает его, не желая препятствовать счастью любимого человека.

Николай Андреевич Болконский – князь, генерал-ашеф в отставке. Это гордый, умный, строгий к себе и другим мужчина невысокого роста «с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». В глубине души Болконский очень любит своих детей, но не смеет показывать этого (только перед смертью смог показать дочери свою любовь). Умер Николай Андреевич от второго удара, находясь в Богучарово.

Марья Болконская – тихая, добрая, кроткая, склонная к самопожертвованию и искренне любящая своих родных девушка. Толстой описывает ее как героиню с «некрасивым слабым телом и худым лицом», но «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Красота глаз Марьи после поразила и Николая Ростова. Девушка была очень набожна, всю себя посвящала заботе за отцом и племянником, потом перенаправив свою любовь на собственную семью и мужа.

Элен Курагина – яркая, блистательно-красивая женщина с «неизменяющейся улыбкой» и полными белыми плечами, которой нравилось мужское общество, первая жена Пьера. Элен не отличалась особым умом, однако благодаря своему очарованию, умению держать себя в обществе и налаживать нужные связи, устроила собственный салон в Петербурге, была лично знакома с Наполеоном. Женщина умерла от сильной ангины (хотя в обществе ходили слухи, что Элен покончила жизнь самоубийством).

Анатоль Курагин – брат Элен, такой же красивый внешне и заметный в высшем обществе, как и его сестра. Анатоль жил так, как ему хотелось, отбрасывая все моральные принципы и устои, устраивал пьянки и дебоши. Курагин хотел украсть Наташу Ростову и повенчаться с ней, хотя уже был женат.

Федор Долохов – «человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами», офицер семеновского полка, один из лидеров партизанского движения. В личности Федора удивительным образом соединились эгоистичность, цинизм и авантюризм с умением любить своих близких и заботиться о них. (Николай Ростов очень удивляется, что дома, с матерью и сестрой Долохов совершенно другой – любящий и нежный сын и брат).

Заключение

Даже краткое описание героев «Войны и мира» Толстого позволяет увидеть тесную и неразрывную взаимосвязь судеб персонажей. Как и все события в романе, встречи и прощания действующих лиц происходят по иррациональному, неуловимому разумом закону исторических взаимовлияний. Именно эти непостижимые взаимовлияния создают судьбы героев и формируют их взгляды на мир.

Тест по произведению

В первом томе романа. Деловой молодой человек, стремится сделать карьеру. Персонажи Льва Толстого часто бывали списаны с реальных людей. Прототипом Бориса Друбецкого стал некто М.Д. Поливанов.

«Война и мир»

Начало романа приходится на 1805 год, и в это время Борису Друбецкому двадцать лет, как и . Друбецкой - красивый молодой человек дворянского происхождения из обедневшей семьи, единственный сын княгини Друбецкой. Борис высокого роста, строен и белокур, у героя тонкие и правильные черты лица и светлая кожа.

Герой - офицер и дослужился до должности адъютанта, носит щегольской мундир и много внимания уделяет внешности, не упуская момента заглянуть в зеркало. Для Бориса много значит мода. Герой стремится, чтобы все детали его облика, включая прическу, шпоры и галстук, были «в тренде» и выглядели безупречно и элегантно.

Борис - карьерист и стремится производить хорошее впечатление в обществе. Демонстрирует утонченные манеры и ведет беседы о развлечениях, которым предается высший свет Петербурга, хорошо знает французский язык. У героя твердый характер и острый ум, Борис умеет казаться милым и дружелюбным.

Герой приятен в общении, нетороплив и спокоен. Борис умеет понравиться окружающим и расположить тех к себе. Очарованные героем люди склонны делать для него исключения. Как, например, князь Николай Андреевич, который не имел обыкновения принимать к себе холостых молодых людей, но для Бориса сделал исключение.


Лев Толстой пишет "Войну и мир"

При этом, когда речь заходит о финансовом положении семьи, герой демонстрирует гордость. Борис считает ниже собственного достоинства принимать помощь и тем более просить.

Несмотря на внешнее дружелюбие и очаровательные манеры, Борис по натуре человек сдержанный и расчетливый. Небогатый герой стремится сделать карьеру и поправить финансовое положение. Для этого Борис использует собственное умение производить на людей благоприятное впечатление. Герой рано осознал, что в продвижении по карьерной лестнице поможет способность нравиться вышестоящим, а не усилия на службе, храбрость и прочие полезные в работе качества.

Борис легко заводит множество новых полезных знакомств в кругу людей более высокого звания и положения. Чтобы выбраться из бедности, герой по расчету и только ради денег женится на Жюли Карагиной, за которой давали богатое приданое, включающее имения и леса.


Борис Друбецкой (кадр из сериала "Война и мир")

Целеустремленность и дипломатические качества позволили герою построить блестящую карьеру с нуля. Герой упорен, привык во что бы то ни стало добиваться поставленных целей, не отступает от задуманного и не тратит усилий даром.

Чтобы производить впечатление на богатых людей дворянского круга, необходимо соответствующим образом выглядеть. Герою приходится тратить последние деньги на то, чтобы одеваться лучше прочих и не казаться необеспеченным человеком.


Борис с готовностью отказывается от сиюминутных удовольствий и вкладывается в первую очередь в то, чтобы достойно выглядеть в чужих глазах. Герой не может себе позволить разъезжать в дурном экипаже или попасться на глаза людям в потрепанном мундире.

Борис стремится в первую очередь к социальному успеху и мало уделяет внимания «духовным» вопросам. У героя есть собственное мнение, однако Борис часто держит то при себе и демонстрирует кротость характера, чтобы избежать конфликта и не потерять симпатии других людей.


Съемки сериала проходили в Латвии, в знаменитом Рундальском дворце, который построил итальянец Бартоломео Растрелли. Это тот же архитектор, что создал Зимний дворец в Петербурге. Для съемки отдельных сцен съемочной группе «ВВС» пришлось приехать в Петербург. Съемки проходили во дворце Юсуповых на Мойке, в Успенском соборе и на Дворцовой площади, а также в Гатчинском парке и Царском Селе.


Телеканал «ВВС» уже транслировал сериал по мотивам «Войны и мира» раньше, в 1972-1973 годах. Съемки шли три года, с 1969 по 1972 год, работа над фильмом велась в Сербии и Великобритании. Всего отсняли двадцать 45-минутных эпизодов. Роль Бориса Друбецкого исполнил актер Нил Стэйси (Neil Stacy).

Цитаты

«Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает».
«Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него».
«Мы здесь, в Москве, больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой».