Ветер шумит в тополях содержание. Ветер шумит в тополях. Театр им. Вахтангова. Пресса о спектакле. Театр Вахтангова показал пьесу из жизни ветеранов

В начале писательской деятельности работал над составлением диалогов и сценариев для фильмов. В соавторстве с Жаном Делом написал ряд пьес, одна из них «Маленькая игра без последствий» принесла авторам невероятный успех, в 2003 г. удостоена театральной премии Мольера в пяти номинациях, в том числе «Лучшая французская пьеса года».

Самостоятельная работа Ж. Сиблейраса – «Ветер шумит в тополях» получила в 2006 г. премию Лоуренса Оливье в номинации «Лучшая комедия». Жеральд Сиблейрас почти не известен в России, что не справедливо, ибо обладает безусловными достоинствами. Он – мастер остроумного диалога, его чувство юмора – безусловно, он философ и провокатор. Его герои – амбициозные чудаки, их самоирония беспощадна, а мечтательность наивна.

Они ежедневно собираются на террасе дома. У каждого свое прошлое, но их неотвратимо тянет друг к другу, обсуждают новости, балагурят, шумят, строят фантастические планы. Они уже немолоды, хотя и не похожи на уходящую натуру. Жизнь будоражит их, мешает унынью. А прихватившие болячки лишь повод для самоиронии.

Соотечественник Ж.Сиблейраса – Шарль де Голль сказал: «Достоинство нации определяется чувством юмора по отношению к себе». Этим качеством всецело обладают герои пьесы, в бесконечных перепалках друг с другом протекают мгновения их жизни, они мечтают о том, что не может случиться и каждое утро приходят на террасу, как герои Беккета к засохшему дереву, понимая, что впереди у них, как и у каждого их нас – вечность.

Историю трех чудаков поведают замечательные актеры – В. Вдовиченков, М.Суханов, В.Симонов в постановке Р.Туминаса, чья режиссура – то живопись, то графика, которую он творит вместе с актерами, а когда работа закончена – уходит и картина – спектакль начинает самостоятельную жизнь. Так и в этой работе, они ищут ответы на вопросы о вечности, гордости, любви, сострадании и в этой многокрасочности заключена мощная энергетика, которая, надеемся, перехлестнет через рампу и захватит зрителей.

Вахтангова им. театр о спектакле "Ветер шумит в тополях"

Ветер шумит в тополях

Автор пьесы «Ветер шумит в тополях» Жеральд Сиблейрас - современный французский драматург, родился в 1961 году. В начале писательской деятельности работал над составлением диалогов и сценариев для фильмов. В соавторстве с Жаном Делом написал ряд пьес, одна из них «Маленькая игра без последствий» принесла авторам невероятный успех, в 2003 г. удостоена театральной премии Мольера в пяти номинациях, в том числе «Лучшая французская пьеса года».

Самостоятельная работа Ж. Сиблейраса - «Ветер шумит в тополях» получила в 2006 г. премию Лоуренса Оливье в номинации «Лучшая комедия». Жеральд Сиблейрас почти не известен в России, что не справедливо, ибо обладает безусловными достоинствами. Он - мастер остроумного диалога, его чувство юмора - безусловно, он философ и провокатор. Его герои - амбициозные чудаки, их самоирония беспощадна, а мечтательность наивна.

Они ежедневно собираются на террасе дома. У каждого свое прошлое, но их неотвратимо тянет друг к другу, обсуждают новости, балагурят, шумят, строят фантастические планы. Они уже немолоды, хотя и не похожи на уходящую натуру. Жизнь будоражит их, мешает унынью. А прихватившие болячки лишь повод для самоиронии.

Соотечественник Ж. Сиблейраса - Шарль де Голль сказал: «Достоинство нации определяется чувством юмора по отношению к себе». Этим качеством всецело обладают герои пьесы, в бесконечных перепалках друг с другом протекают мгновения их жизни, они мечтают о том, что не может случиться и каждое утро приходят на террасу, как герои Беккета к засохшему дереву, понимая что впереди у них, как и у каждого их нас - вечность.

Историю трех чудаков поведают замечательные актеры - В. Вдовиченков, М. Суханов, В. Симонов в постановке Р. Туминаса, чья режиссура - то живопись, то графика, которую он творит вместе с актерами, а когда работа закончена - уходит и картина - спектакль начинает самостоятельную жизнь. Так и в этой работе, они ищут ответы на вопросы о вечности, гордости, любви, сострадании и в этой многокрасочности заключена мощная энергетика, которая, надеемся, перехлестнет через рампу и захватит зрителей.

Совместный проект Театра имени Евгения Вахтангова
и Международного театрального агентства «Арт-Партнер ХХI»
www.artpartner.ru

Продолжительность спектакля - 2 часа 40 минут с одним антрактом.

Постановка - Римас Туминас
Сценография и костюмы - Адомас Яцовскис
Музыка - Фаустас Латенас
Художник по свету - Майя Шавдатуашвили

Действующие лица и исполнители:
Густав - Владимир Вдовиченков
Фернан - Максим Суханов
Рене - Владимир Симонов

Римас Туминас поставил трагикомедию о трех ветеранах Первой мировой войны. Поставил неожиданно — с претензией на бенефис, эстрадными репризами и явным уклоном в мелодраму.

Новому спектаклю Театра им. Вахтангова гарантирован зрительский успех, критика же его, скорее всего, не примет. И то, и другое вполне оправданно. Римас Туминас как худрук театра сделал ставку на имена трех премьеров (Симонов, Суханов, Вдовиченков) — их «дураковаляние» на сцене публику приводит в закономерный восторг и заставляет раскошеливаться на билет. А вот Туминасу-режиссеру здесь явно тесно. Он попытался совместить комедийное, антрепризное начало с философией времени и смерти. Вышло из этого — пусть и эффектное, но ничто.

Комментировать

Спектакль с большими претензиями, по сути ничего не добавивший в тему стариков-ветеранов.
На протяжении всего спектакля периодически боролась сама с собой. Вроде бы смешно как старый дед-ветеран обиделся на собственную ногу, впоследствии её же, бессовестную, поколотивший. Но...
Лично я не смогла расслабиться и хохотать от души. Хотя, вроде как, именно для этого, чтобы зритель не чувствовал угрызений совести, мне кажется и была "выбрана" не Великая Отечественная, а Первая мировая война. Многие зрители с этим легко справились и веселились над тремя нелепыми старичками на протяжении всего спектакля. Тем более, что играли их актёры в полном расцвете сил, коих не гримировали, дав зрителю вволю пофантазировать.
По большому счёту и от Туминаса, и от талантливых актёров я ждала большего, чем смену реприз.
Антреприза и есть, хотя от неё создатели спектакля открещивались со всей силой.

Комментировать Постоянная ссылка

Вчера побывал на премьере спектакля "Ветер шумит в тополях" в театре им. Вахтангова.

Автор пьесы Жеральд Сиблейрас - современный французский драматург. Определенный отпечаток это, надо сказать, накладывает. Действие происходит в далеком 1959 году. На сцене всего три актера - трое дряхлых ветеранов Первой мировой, трое обитателей богадельни.
Актерский подбор необычен: если по ремаркам автора героям за 75 лет, то играют их 39-летний Владимир Вдовиченков, 53-летний Владимир Симонов и 47-летний Максим Суханов.

Для начала о немного плохом: во-первых, начали актеры довольно вяло. Это, в общем-то, простительно: за день перед премьерой был прогон, на котором побывало много прессы; на следующий день - опять выступление. Сил никаких не хватит.
Дальше идут претензии скорее к автору пьесы: мне непонятно зачем оставлено столько вопросов без ответа. Например: каким образом Густав (герой Вдовиченкова) поучаствовал во Второй мировой; или почему Рене (его играет Владимир Симонов) так боится тополей. Впрочем, ко второму вопросу подсказки как раз-таки имеются: судя по всему, он их просто не видит. Близорукость знаете ли. По Фрейду близорукость - боязнь посмотреть в будущее. Рене 25 лет провел в этом приюте, он уже свыкся с ним и, когда Густав предлагает бежать, Рене единственный боится совершить столь ответственный шаг.

Слишком резким и неожиданным мне показался финал постановки. При то, что для точки он слишком неоднозначен, на многоточие такой финал тем более не тянет. Скорее уж точка с запятой. Но опять же, могло ли все закончится иначе - нет! Спектакль об одиночестве: утки (или все-таки гуси) улетели. Наши герои остались. Надежды не сбылись. Смерть уже явственно звенит своей косой о камни террасы. Точка.

В общем-то, я мог бы придираться и еще. Но как-то не хочется. Спектакль настолько же добр, насколько жесток и грустен до слез. Нерв натянут до предела. Актеры играют великолепно не отпуская зрителей до самого конца. Собака - четвертый герой пьесы - потрясающа!

Что еще можно было бы похвалить? Для начала стоит отметить не сколько самих актеров, сколько тех кто остается за сценой. Кстати, на счет сцены: режиссер спектакля тот же,что и у "Дяди Вани" - Римас Туминас, художественный руководитель Вахтанговского театра. Как любит именитый литовец, сцена обставлена предельно аскетично. Огромные обломки обелиска (своего рода метафора: сами наши герои теперь лишь осколки прежних себя). Гигантская собака - главный друг Густава (жуть берет, когда он так любовно поит ее или собирает в дорогу). Кучка кирпичей; стулья; маленький цветок - его не раз еще польет Рене. И, в общем-то, все!

Музыкальное сопровождение подобрано просто великолепно: использованы Ф. Шопен, Дж. Джакомелли, Марш французских легионеров, да и личный композитор Туминаса - Фаустас Латенас - постарался на славу.
Работа со светом также проведена очень неплохая.

Теперь об актерах. Их, как я уже сказал всего три человека.

Вдовиченков, наименее именитый из всего состава, старался больше всех. Какая харизма, какие яркие незабываемые чувства! Как передана таинственность, нездешность героя - вылитый булгаковский Мастер! С Мастером Густава объединяет легкое (такое ли легкое?) помешательство - он боится выйти на улицу, боится людей, разговоров с ними. Единственными его собеседниками стали обитатели террасы - Рене, Фернан и собака.

Фернана играет Максим Суханов. Его герой - человек, полжизни проживший с осколком в голове. Он каждые пять минут падает в обморок - и эти обмороки, как стрелка метронома, отсчитывающего его последние минуты жизни. Если Густав и Рене умеют настоять на своей позиции (они упрямы как быки), то Фернан очень мягкий, пытающийся найти компромисс между своими друзьями. Суханов передает все это самым профессиональным образом.

Я, конечно, не прав, но игра Владимира Симонова на фоне Суханова и Вдовиченкова понравилась мне гораздо меньше. Я уже сказал, что его герой провел в приюте целых двадцать пять лет (тогда как Густав - всего 6 месяцев). Кроме того, он хромой (возможно мне и показалось, но Симонов, кажется, забывал хромать). Рене единственный, кто пытается сделать вид, что ничего не происходит, что он абсолютно доволен своей жизнь. Наверно, я зря наговариваю на Симонова. Если Вдовиченков играл своего героя почти также, как играл Астрова в "Дяде Ване", то Симонов абсолютно перевоплотился в этой роли.

По ходу действия в каждом герое обнаруживается какой-нибудь талант: Густав великолепный стихотворец; Рене - рамщик; Фернан окончил консерваторию, подавал надежды. Тут, мне кажется, выразились пацифистский настрой автора произведения: выходит так, что именно из-за войны они потеряли, зарыли в землю свои таланты.

Главная тема "Ветер шумит в тополях" - тема побега. Герои готовятся пойти к тем самым тополям, но после криков споров - так и остаются в своем приюте.

При этом, это далеко не печальная история - она наполнена шутками, светом (пусть даже светом Смерти). Для героев это борьба за жизнь - с ее обстоятельствами, проблемами, комплексами.

В общем, спектакль очень и очень приличный. Такое стоит увидеть!

Нет человека, который был бы как Остров,
сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши;

и если Волной снесет в море береговой Утес,
меньше станет Европа,
и также если смоет край Мыса и разрушит
Замок твой и Друга твоего...

Джон Донн

Только неделю назад посмотрела спектакль по этой же пьесе Жеральда Сиблейраса в театре «Сатирикон», и, видимо, невозможно будет удержаться от того, чтобы не сравнивать невольно две версии одной пьесы, хотя общего в этих спектаклях не найти, как ни старайся. Они абсолютно разные по настроению, по стилистике, по актерскому решению ролей.
В «Сатириконе» Райкин действительно поставил комедию с элементами фарса, порой с грубоватыми солдатскими шуточками, а в Вахтанговском, как это свойственно Туминасу, комедия перешла в драму.

То, что кардинально отличает два спектакля, так это разновекторность движения героев. В «Сатириконе» взору зрителей сразу предстает слаженная команда. Густав, Рене и Фернан, живущие в приюте, несмотря на все свои мелкие размолвки и разногласия, держатся вместе, и, переругиваясь, посмеиваясь друг над другом, они с самого начала спектакля уже составляют «отряд». Этот отряд, готовый оборонять свою заветную террасу, борется против одного общего врага - старости. Путешествие к тополям - цель, помогающая позабыть о неумолимом беге времени, надежда вновь почувствовать себя молодыми. Векторы движения всех трех героев направлены одинаково.
Совсем не так в спектакле Туминаса: вместо идиллической террасы, освещенной лучами заходящего солнца, темное пустынное пространство, заполненное обломками и валунами то ли оставшимися от прежней стройки в приюте, то ли свидетельствующими о разрухе; вместо нежной пастельной акварели - черно-белая графика. И сами герои-«подранки» - тоже обломки 1-ой мировой войны, искалечившей их тела и изранившей души, пытаются укрыться среди руин от холода окружающего их пустынного мира, скрыть свою боль. Вахтанговским ветеранам еще только предстоит стать командой, совместить свои векторы, пройти путь по направлению друг к другу, открыть для себя другого, узнать и понять его, а заодно освободиться на этом пути от всего лживого, наносного, неискреннего, от масок и личин, усвоенных поз. Для них планируемая экспедиция к тополям - это надежда не на победу над возрастом, но на спасение от одиночества и тоски. Весь спектакль будут герои преодолевать разобщенность, чтобы в финале сойтись вместе, в единый архипелаг в центре сцены, оставив на авансцене сложенную Густавом кирпичную кладку с каской легионера на ней, как памятник прошлому, войне, старым воспоминаниям, от которых они уходят.


Если в сатириконовском спектакле акцент сделан на уходе к (новому - тополям, Индокитаю), то в вахтанговском, наоборот, на уходе от (приютской холодной упорядоченной жизни). Неслучайны и разные названия спектаклей: «Тополя и ветер» в «Сатириконе» и «Ветер шумит в тополях» в Вахтанговском. Акцент у Туминаса смещен с тополей на ветер. В «Сатириконе» важна цель, в Вахтанговском - путь.
Именно по этой причине возраст героев в спектакле Туминаса отнюдь не играет такой важной роли, как в спектакле Райкина. Даже возрастной грим достаточно схематичен: под седыми париками смотрят на нас незагримированные молодые лица. Туминас традиционно для себя ориентируется на вечные экзистенциальные сущности, актуальные для любого возраста и поколения.

Первая сцена в вахтанговском спектакле: герои вместе появляются в медленном торжественном марше из глубины сцены только для того, чтобы затем разойтись по углам, бережно охраняя свою самость, особость.
Рене (Владимир Симонов) - изысканный, манерный, словно сошедший со страниц учебника по этикету (интересно, мне одной показалось, что внешний облик этого Рене «срисован» с Сергея Бархина). Его движения точны, выверенны, механистичны, словно затверженны наизусть. Он являет собой образец поведения классического аристократа, и лишь позже, в очередной перепалке мы узнаем, что на самом деле происхождения Рене отнюдь не аристократического, а плебейского, и его заветной мечтой было стать «рамщиком», делать рамы для картин. Аристократом же оказывается резкий и бесцеремонный Густав (Владимир Вдовиченков), нервный, раздражительный, вспыхивающий, как порох при каждом намеке, который кажется ему направленным на оскорбление его достоинства.
Наивный, непосредственный Фернан (Максим Суханов), чье поведение напоминает порой то ребенка, то юродивого. Фернан Суханова не озлоблен и ожесточен, как Фернан Кузнецова (в «Сатириконе»), он трогательно-беззащитен. И припадки его не натуралистичные проявления болезни, но скорее моменты мистического откровения, внезапного озарения (того, что Джойс называл «эпифанией»), отрешения от сиюминутного и суетного, проникновения в истину.

Фернан - центр вахтанговского спектакля, магнит, подтягивающий к себе разные полюсы. Он та точка, откуда берет начало объединение героев, где рождается человечность. Если в начале спектакля Рене с легкой брезгливостью во время приступа Фернана отходит вглубь сцены и начинает неторопливо прибирать свой «уголок», поливать цветы, то позже он не лжет, когда говорит, что именно ради Фернана готов отправиться в поход к тополям. Брезгливость, боязнь малейшего физического контакта, вторжения в пространство другого человека уступает место нежности, ласке, и вот уже Густав будет неуклюже гладить по голове Фернана, пытаясь облегчить боль от незаживающей осколочной раны, как мать, которая, успокаивая ребенка, гладит больное место.

Открывая для себя Другого, герои и сами открываются ему навстречу. Они отказываются от придуманных для себя и заученных назубок ролей, от заранее предначертанных партий и прописанной партитуры. Символично, что разгневанный Рене сметает с пюпитров разложенные ноты, не желая играть предназначенную ему партию. Потом он захочет вновь вернуть листки на прежние места, но в финале уже ветер развеет эту его надежду на обретение прежнего сытого довольного покоя.
Ветер дает то движение, которое приносит свободу: расковывает эмоции «человека в футляре» Рене, выдергивает из затворничества Густава. Музыку пытается уловить в шуме ветра на протяжении всего спектакля музыкант Фернан, прислушиваясь, желая наиграть ее другим. Именно эта музыка манит героев подняться и отправиться в путь. Музыка ветра, многократно отражаясь, подчеркивает пустоту мира, в котором можно согреться, только ухватившись за другого человека.
И даже каменная собака (тоже «подранок», безглазая, в многочисленных выщербинах), стоящая на террасе, в финале вахтанговского спектакля не просто оживает и поворачивает голову, но поднимает ее и обращает свой вой к небесам, в глубины бесконечности в надежде на отклик.

Фото с сайта Театра имени Вахтангова.

Спектакль с большими претензиями, по сути ничего не добавивший в тему стариков-ветеранов.
На протяжении всего спектакля периодически боролась сама с собой. Вроде бы смешно как старый дед-ветеран обиделся на собственную ногу, впоследствии её же, бессовестную, поколотивший. Но...
Лично я не смогла расслабиться и хохотать от души. Хотя, вроде как, именно для этого, чтобы зритель не чувствовал угрызений совести, мне кажется и была "выбрана" не Великая Отечественная, а Первая мировая война. Многие зрители с этим легко справились и веселились над тремя нелепыми старичками на протяжении всего спектакля. Тем более, что играли их актёры в полном расцвете сил, коих не гримировали, дав зрителю вволю пофантазировать.
По большому счёту и от Туминаса, и от талантливых актёров я ждала большего, чем смену реприз.
Антреприза и есть, хотя от неё создатели спектакля открещивались со всей силой.

Полезно {{count}}

Вчера побывал на премьере спектакля "Ветер шумит в тополях" в театре им. Вахтангова.

Автор пьесы Жеральд Сиблейрас - современный французский драматург. Определенный отпечаток это, надо сказать, накладывает. Действие происходит в далеком 1959 году. На сцене всего три актера - трое дряхлых ветеранов Первой мировой, трое обитателей богадельни.
Актерский подбор необычен: если по ремаркам автора героям за 75 лет, то играют их 39-летний Владимир Вдовиченков, 53-летний Владимир Симонов и 47-летний Максим Суханов.

Для начала о немного плохом: во-первых, начали актеры довольно вяло. Это, в общем-то, простительно: за день перед премьерой был прогон, на котором побывало много прессы; на следующий день - опять выступление. Сил никаких не хватит.
Дальше идут претензии скорее к автору пьесы: мне непонятно зачем оставлено столько вопросов без ответа. Например: каким образом Густав (герой Вдовиченкова) поучаствовал во Второй мировой; или почему Рене (его играет Владимир Симонов) так боится тополей. Впрочем, ко второму вопросу подсказки как раз-таки имеются: судя по всему, он их просто не видит. Близорукость знаете ли. По Фрейду близорукость - боязнь посмотреть в будущее. Рене 25 лет провел в этом приюте, он уже свыкся с ним и, когда Густав предлагает бежать, Рене единственный боится совершить столь ответственный шаг.

Слишком резким и неожиданным мне показался финал постановки. При то, что для точки он слишком неоднозначен, на многоточие такой финал тем более не тянет. Скорее уж точка с запятой. Но опять же, могло ли все закончится иначе - нет! Спектакль об одиночестве: утки (или все-таки гуси) улетели. Наши герои остались. Надежды не сбылись. Смерть уже явственно звенит своей косой о камни террасы. Точка.

В общем-то, я мог бы придираться и еще. Но как-то не хочется. Спектакль настолько же добр, насколько жесток и грустен до слез. Нерв натянут до предела. Актеры играют великолепно не отпуская зрителей до самого конца. Собака - четвертый герой пьесы - потрясающа!

Что еще можно было бы похвалить? Для начала стоит отметить не сколько самих актеров, сколько тех кто остается за сценой. Кстати, на счет сцены: режиссер спектакля тот же,что и у "Дяди Вани" - Римас Туминас, художественный руководитель Вахтанговского театра. Как любит именитый литовец, сцена обставлена предельно аскетично. Огромные обломки обелиска (своего рода метафора: сами наши герои теперь лишь осколки прежних себя). Гигантская собака - главный друг Густава (жуть берет, когда он так любовно поит ее или собирает в дорогу). Кучка кирпичей; стулья; маленький цветок - его не раз еще польет Рене. И, в общем-то, все!

Музыкальное сопровождение подобрано просто великолепно: использованы Ф. Шопен, Дж. Джакомелли, Марш французских легионеров, да и личный композитор Туминаса - Фаустас Латенас - постарался на славу.
Работа со светом также проведена очень неплохая.

Теперь об актерах. Их, как я уже сказал всего три человека.

Вдовиченков, наименее именитый из всего состава, старался больше всех. Какая харизма, какие яркие незабываемые чувства! Как передана таинственность, нездешность героя - вылитый булгаковский Мастер! С Мастером Густава объединяет легкое (такое ли легкое?) помешательство - он боится выйти на улицу, боится людей, разговоров с ними. Единственными его собеседниками стали обитатели террасы - Рене, Фернан и собака.

Фернана играет Максим Суханов. Его герой - человек, полжизни проживший с осколком в голове. Он каждые пять минут падает в обморок - и эти обмороки, как стрелка метронома, отсчитывающего его последние минуты жизни. Если Густав и Рене умеют настоять на своей позиции (они упрямы как быки), то Фернан очень мягкий, пытающийся найти компромисс между своими друзьями. Суханов передает все это самым профессиональным образом.

Я, конечно, не прав, но игра Владимира Симонова на фоне Суханова и Вдовиченкова понравилась мне гораздо меньше. Я уже сказал, что его герой провел в приюте целых двадцать пять лет (тогда как Густав - всего 6 месяцев). Кроме того, он хромой (возможно мне и показалось, но Симонов, кажется, забывал хромать). Рене единственный, кто пытается сделать вид, что ничего не происходит, что он абсолютно доволен своей жизнь. Наверно, я зря наговариваю на Симонова. Если Вдовиченков играл своего героя почти также, как играл Астрова в "Дяде Ване", то Симонов абсолютно перевоплотился в этой роли.

По ходу действия в каждом герое обнаруживается какой-нибудь талант: Густав великолепный стихотворец; Рене - рамщик; Фернан окончил консерваторию, подавал надежды. Тут, мне кажется, выразились пацифистский настрой автора произведения: выходит так, что именно из-за войны они потеряли, зарыли в землю свои таланты.

Главная тема "Ветер шумит в тополях" - тема побега. Герои готовятся пойти к тем самым тополям, но после криков споров - так и остаются в своем приюте.

При этом, это далеко не печальная история - она наполнена шутками, светом (пусть даже светом Смерти). Для героев это борьба за жизнь - с ее обстоятельствами, проблемами, комплексами.

В общем, спектакль очень и очень приличный. Такое стоит увидеть!