Ведет пьер в бородинском сражении. Бородинское сражение – кульминация романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Бородинская битва глазами Андрея Болконского

/ / / Бородинская битва на страницах романа Льва Толстого «Война и мир»

Роман Льва Толстого «Война и мир» показывает читателю жизнь российского государства в пятнадцатилетний отрезок исторического времени с 1805 по 1820 годы. Это был очень сложный период в истории нашей страны, ознаменованный войной 1812 года.

Кульминационным и решающим моментом всего романа является битва при Бородино между наполеоновской и русской армией под командованием Кутузова, которая случилась в августе 1812 года.

Л. Толстой очень точно знакомит нас со всеми деталями бородинской битвы. Он показывает нам, то лагерь наших солдат, то французский, потом мы оказываемся на батареи Раевского, а затем - в полку . Такое описание, позволяет наиболее точно увидеть и осознать многие мелочи Бородинского сражения.

Бородинскую битву мы видим глазами . Безухов был гражданским человеком, в военном деле мало что понимал. Все происходящее Пьер воспринимает чувствами и эмоциями. Бородинское поле, которое было покрыто десятками тысяч воинов, клубящийся дым от выстрелов пушек, запах пороха вызывают у чего чувство восторга и восхищения.

Толстой показываем нам Безухова в центре бородинского сражения, возле батареи Раевского. Именно туда пришелся основной удар наполеоновских войск, именно там погибли тысячи солдат. Пьеру тяжело понять все происходящие события. Даже тогда, когда он столкнулся с французским офицером, он не понимал, кто кого взял в плен.

Бородинская битва все продолжалась. Уже несколько часов гремели залпы орудий, солдаты шли в рукопашную. Л. Толстой показывает нам, как войска Наполеона уже не слушали приказов своих генералов, на поле боя царил беспорядок и хаос. В тоже время, войска Кутузова были едины, как никогда. Все действовали слажено, хотя и несли огромные потери. Тут же писатель показывает нам полк Андрея Болконского. Даже находясь в резерве, он нес большие потери от залетающих пушечных ядер. Но никто из солдат даже не думал бежать. Они боролись за родную землю.

В конце повествования о бородинской битве, Толстой показывает наполеоновское войско в образе дикого зверя, который погибает от раны, полученной на бородинском поле.

Результат бородинского сражения стал разгром наполеоновский войск, их жалкое бегство из России и потеря осознания непобедимости.

Пьер Безухов переосмыслил значение этой войны. Теперь он воспринимал ее, как что-то священное и очень необходимое нашему народу в борьбе за свои родные края.

И вот нашли большое поле...

М. Ю. Лермонтов

Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дает широкую картину жизни России с 1805 по 1820 год. Этот исторический период, как, впрочем, и другие, был очень насыщен драматическими событиями, но самый судьбоносный, решающий и оказавший влияние на всю последующую жизнь страны - 1812 год с нашествием французов, Бородинским сражением, пожаром Москвы и последующим разгромом наполеоновской армии.

В романе эпизоду Бородинского сражения уделено достаточно много места, оно описано автором со скрупулезностью историка, но в передаче великого мастера слова. Читая страницы, описывающие это событие, ощущаешь драматизм и напряженность происходящего, как будто это было на твоей памяти: все так зримо, правдиво. Толстой переносит читателей то в лагерь русских, то в ставку Наполеона, то на батарею Раевского, где находился Пьер, то в полк князя Андрея. Это нужно автору, чтобы полно и правдиво отобразить все те события, которые происходили на этом поле славы. Тогда для каждого сражающегося русского патриота это был рубеж между жизнью и смертью, славой и позором, честью и бесчестием.

Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова. Он мало что понимает в стратегии и тактике, но сердцем и душой патриота воспринимает все происходящее. Не одно только любопытство гонит Пьера на Бородино, он хочет быть среди народа, там, где решается судьба России. И Пьер - не просто праздный созерцатель происходящего, он пытается быть полезным, мечется, попадает не туда, куда бы хотелось, но куда «уготовано судьбой»: «генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат... - Чего ездит посеред батальона! - крикнул на него один... Он (Пьер -Авт.) никак не думал, что тут и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него... - Что ездит этот перед линией? - опять крикнул на него кто-то...»

Толстой глубоко уверен, что эффективно руководить таким огромным количеством человек невозможно. Каждый в сражении занимал свою нишу, выполнял честно или не очень свой долг. Кутузов это прекрасно понимает, почти не вмешивается в ход сражения, доверяя русским людям, для которых это сражение - не тщеславная игра, а решающая веха в их жизни и смерти. Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского», здесь происходили решающие события, как потом напишут историки, но Безухову и без них «казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения. Подслеповатым глазам штатского не видно всего масштаба событий, а только локально, что происходит вокруг. И здесь как в капле воды отразился весь драматизм битвы, ее неимоверный накал, ритм, напряжение от происходящего. Батарея несколько раз переходила из рук в руки сражающихся. Пьеру не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения. Безухову страшно от происходящего, он наивно думает, что «...теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил». Главные события происходили в середине поля, когда после канонады «сшиблись пехотинцы». Несколько часов подряд то пешие, то конные сражались друг с другом, «стреляя, сталкиваясь, не зная, что делать». Адъютанты доносили противоречивые сведения, так как ситуация менялась постоянно. Наполеон отдавал распоряжения, но они большей частью не исполнялись, а из-за неразберихи и хаоса все делалось наоборот. Наполеон был в отчаянии, он чувствовал, что «войска те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, короткая и энергичная, он сам... был даже гораздо опытнее и искуснее теперь... чем прежде, даже враг был тот же, как под Аустерлицем и Фридландом; но страшный взмах руки падал волшебно бессильно...».

Наполеон не учел патриотизма русских, они стояли «плотными рядами позади Семеновского и кургана, и их орудия не переставая гудели и дымили по линии...». Наполеон не решился «за три тысячи верст от Франции дать разгромить свою гвардию» и не ввел ее в сражение. Кутузов, напротив, не суетится, доверяя людям проявлять инициативу, где это нужно. Он понимает бессмысленность своих распоряжений: все будет так, как будет, он не мешает людям мелочной опекой, а верит в высокий дух русской армии. Стоя в резерве, полк князя Андрея нес тяжелые потери, людей выбивали залетающие сюда ядра, но солдаты стояли, не отступая, не стараясь спастись. Не побежал и князь Андрей, когда ему под ноги шлепнулась граната. Он успел подумать: «Неужели это смерть?..- Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь...» -он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят. Князь был смертельно ранен; истекал кровью, стояли и русские войска на занятых рубежах. Наполеон был в ужасе, он еще не видел подобного: «двести орудий направлены на русских, но... русские все так же стоят...» Он смел писать, что поле битвы было «великолепно», но его устилали тела тысяч, сотен тысяч убитых и раненых, но это уже не интересовало Наполеона. Главное, что не удовлетворено его тщеславие: он не одержал сокрушительной и яркой победы. В конце дня пошел дождь - это как бы «слезы неба», будто сам Бог просит: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь, что вы делаете?»

Великий гуманист Л. Н. Толстой правдиво, документально точно отразил события 26 августа 1812 года, но он же дал свою трактовку происходящему. Автор отрицает решающую роль личности Q истории. Не Наполеон и Кутузов руководили сражением, а оно шло, как должно было идти, как смогли «повернуть» его тысячи участвующих в нем с обеих сторон людей. И читая этот эпизод, задаешь себе вопрос: «Для чего люди пришли убивать друг друга? Какая цель была у простых солдат?» Они, обманутые Наполеоном, вскоре жестоко пожалеют, что пришли на русскую землю.

Толстой - прекрасный баталист, он сумел показать трагедию войны для всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских, но они убивали «людей», гибли сами... ради тщеславия одного «маленького человечка». Этим эпизодом Толстой как бы «предостерегает» всех нас от войн, но мы, к сожалению, остаемся глухи, не хотим прислушаться к словам мудрого человека.

«Война и мир»

что должно было решить его судьбу и судьбу России. Но в его решении была еще одна причина: он должен был увидеть князя Андрея, который мог объяснить ему происходящее. Только ему мог поверить Пьер, только от него ждал в этот переломный момент своей жизни каких-то важных, решающих слов. И вот они встречаются. Князь Андрей холоден, почти враждебен - Пьер невольно, одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, о Наташе, а князь Андрей не хочет сейчас помнить об этом. Все, что он говорит, звучит злобно, как звучали в последнее время почти все слова его отца. Но, разговорившись, князь Андрей невольно совершает то, чего ждал от него Пьер, - объясняет положение дел в армии. Как и все солдаты, как большинство офицеров, он считает величайшим благом отстранение Барклая и назначение Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Через двадцать три года Пушкин напишет о Барклае де Толли стихотворение «Полководец»; читая его, мы поймем трагедию полководца, непонятого и нелюбимого армией, отстраненного от командования:

Народ, таинственно спасаемый тобою,

так увидит Барклая Пушкин после победы над Наполеоном.

Толстой показывает, что думали и чувствовали люди в разгар войны, когда войска Наполеона неотвратимо приближались к Москве. Князь Андрей понимает, что Барклай не изменник, он честный военный человек, и не его вина, если армия и народ верят Кутузову, а не ему. После Аустерлица князь Андрей уже не может верить распоряжениям штабов, он говорит Пьеру: «Поверь мне... ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, я вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них...»

Кутузов для князя Андрея - человек, который понимает, что успех войкы зависит «от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».

После этого разговора «тот вопрос, который с Можайской горы и во весь! этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным... Он понял ту скрытую... теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Но и для Андрея разговор с Пьером был важен. Как это часто бывает, высказывая свои мысли другу, он сам яснее понял то, о чем в одиночестве думал сбивчиво - и, может быть, ему стало жаль своей жизни, своей дружбы с этим громадным нелепым Пьером, чья судьба тоже должна решится завтра, как судьбы всех. Но князь Андрей - сын своего отца, и ни в чем не проявятся эти его чувства; только взвизгнет несколько раз его голос, и опять «тонким, пискливым голосом», как у старого князя, он признается Пьеру: «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла... Ну, да не надолго! - прибавил он». Он почти насильно выставил Пьера от себя, но, прощаясь, «быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал.

«Простились... ступай!» И как старый князь тогда, оставшись один, вспомнил, может быть, своего сына ребенком, так сейчас князь Андрей вспомнил Наташу и все светлое, что было в его любви к ней, - и, «как будто кто-нибудь обжег его», он вспомнил Анатоля, который до сих пор «жив и весел».

Вот о чем спрашивал себя Пьер, проезжая мимо ополченцев и солдат: как они могут думать о чем-нибудь, кроме смерти? А они думают о жизни, пока живы, и князь Андрей думает о жизни - этим и сильны они все.

Бородино! Бородино!
На битве исполинов новой
Ты славою озарено,
Как древле поле Куликово.
Здесь - на полях Бородина -
Россией билася Европа,
И честь России спасена
В волнах кровавого потопа.
Сергей Раич

Цели урока:

  • доказать, что Бородинское сражение - поворотный момент в войне с Наполеоном, после которого французское наступление захлебнулось;
  • показать, что Бородинское сражение - это точка пересечения судеб главных героев романа;
  • выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе;
  • показать, как реализуется в этих главах любимая мысль Толстого - "мысль народная".

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • портреты Л. Н. Толстого и главных героев романа;
  • презентации учащихся после посещения Бородинского музея, фотографии, сделанные ими;
  • фотографии Бородинской панорамы;
  • портреты героев Отечественной войны 1812 года: Багратиона, Барклая-де-Толли, Раевского, Платова, Тучкова и др.;
  • портреты Кутузова и Наполеона;
  • план расположения войск русской и наполеоновской армий перед Бородинским сражением 26 августа 1812 года.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Чтобы разобраться в сложнейшем романе "Война и мир", мы много готовились: посетили Бородинскую панораму, Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, побывали в Храме Христа Спасителя, у Триумфальной арки, что на Кутузовском проспекте.

Бородинское сражение - это кульминация романа, так как здесь наиболее ярко проявляется главная мысль - "мысль народная", здесь выражены взгляды Толстого на историю, на личность, на его отношение к войне. Бородинское сражение - это точка пересечений судеб главных героев романа.

Л. Н. Толстой не мог не написать о Бородинском сражении: его отец в 17 лет поступил на службу и участвовал в боях с Наполеоном, был адъютантом генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Горчакова, который командовал отрядом, защищавшим Шевардинский редут. Лев Николаевич побывал на Бородинском поле, так как понял, что для создания живой картины сражения необходимо увидеть место исторической битвы. В окончательном тексте романа Бородинская битва, по замыслу Толстого, должна быть кульминационной.

Из письма жене: "Только бы дал Бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого ещё не было!"

В романе "Война и мир" Бородинское сражение описывается в 20 главах. В них вошло то, что писатель узнал и увидел, передумал, прочувствовал. Время подтвердило правомерность главного вывода, сделанного великим писателем: "Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по Старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника"

Работа с текстом произведения

Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера, тогда как он мало что понимает в военном деле?

Учащийся:

Исходя из взглядов Толстого на историю, можно сделать вывод, что писатель намеренно показывает сражение глазами Пьера, чтобы подчеркнуть, что исход боя зависит не от расположения войска, а от того, каков дух войска. Пьер, человек невоенный, воспринимает всё происходящее с психологической точки зрения, он лучше чувствует настроение солдат и офицеров.

Толстой внимательно изучил окрестные села, деревни, реки, монастырь. "Горки - самый высокий пункт", - именно с этого места автор будет описывать Бородинскую позицию, увиденную Пьером. "Горки и Семёновская. Старая Можайская дорога. Утица", - вот те места, которые потом увидел Пьер, объезжая русскую позицию с генералом Беннигсеном перед сражением (слова учителя сопровождаются фотографиями).

Какое значение для Пьера имели слова солдата: "Всем миром навалиться хотят:" /глава 20/

Учащийся:

Пьер понимает, что воюют солдаты не за награды, а за Отечество, они чувствуют единство всех - от простых солдат до офицеров и главнокомандующего. Потрясают своей нравственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. При общении с русскими солдатами Пьер находит смысл и цель жизни, осознав ложность своих прежних установок. Он вдруг ясно понимает, что народ - носитель лучших человеческих качеств. Пьер задумывается: "Как скинуть с себя всё это лишнее, дьявольское, всё бремя этого внешнего человека?" А ведь было время, когда Пьера привлекал образ Наполеона. С началом Отечественной войны это увлечение проходит, он понимает, что поклоняться деспоту и злодею нельзя.

Что чувствует князь Андрей накануне сражения, уверен ли он в победе?

Учащийся:

Война 1812 года возвращает Болконского к жизни. Он отдаёт себя служению Отчизне, командует полком. Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: "Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение"

Почему князь Андрей так уверен в победе?

Учащийся:

Он понимает, что речь идет не о какой-то абстрактной земле, а о той земле, где лежат предки, о той земле, на которой живут близкие родные люди: "Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить"

Справедливы ли слова Андрея о том, что французов надо казнить?

Учащийся:

Здесь опять-таки следует исходить из взглядов Толстого на историю, так как главные любимые герои несут в себе авторскую идею. Князь Андрей, когда-то осуждавший ужасы войны, призывает к жестокой расправе над врагом: "Война так война, а не игрушка". Толстой признает войну освободительную, справедливую, во имя отцов и детей, жен и матерей. Когда хотят разорить твою землю, когда хотят убить тебя, нельзя великодушничать.

Почему, по вашему мнению, перед сражением состоялось церковное шествие и поле боя обнесли иконой Смоленской Божьей Матери? Каково поведение солдат перед боем?

Учащийся:

Это укрепляет боевой дух войска. Солдаты надели чистые рубахи, отказались от водки, говоря, что не тот сейчас момент, они осознают всю силу ответственности за судьбу России. Не зря Кутузов, узнав об этом, восклицает: "Чудесный народ, бесподобный народ!". Русские воины защищали не только своё Отечество, но и Православие. Можно утверждать, что они удостоились мученических венцов, как все те, кто пролил кровь за Христа. Была положена традиция ежегодного поминовения в день Бородинского сражения православных российских воинов, " за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших". На Бородинском поле поминовение это совершается 8 сентября, в День воинской славы России.

На экране - икона Смоленской Божьей Матери.

Специально подготовленный ученик рассказывает историю иконы.

Сравните поведение Кутузова и Наполеона в битве /главы 33-35/

Учащийся:

Наполеон отдает массу приказов, казалось бы, очень разумных, но таких, которые не могли быть исполнены, так как ситуация очень быстро меняется, и приказ уже не имеет смысла. Войска приходят с поля боя расстроенными толпами. Кутузов же больше следит за духом войска, он отдает только те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость солдат

Просмотр эпизода кинофильма С. Бондарчука "Война и мир" в романе - глава 35

Эпизод, когда в штаб Кутузова является немецкий генерал Вальцоген, служащий в русской армии, и докладывает, что ситуация безвыходная: "отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности их остановить". Кутузов в бешенстве: "Как вы: как вы смеете?!... Неприятель отбит на левом, поражен на правом фланге:..Неприятель побеждён, и завтра погоним его из священной земли русской".

Как в данном эпизоде реализуется любимая мысль Толстого - "мысль народная", его взгляд на историю и на роль личности в истории?

Учащийся:

Нельзя предугадать, что будет делать неприятель, поэтому искусства полководца, по мнению автора, не существует. Кутузов только соглашался или не соглашался с тем, что ему предлагали, не делал никаких распоряжений. Он понимает, что сражение - это не шахматная игра, где можно просчитать ходы, его заботит другое: ": выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что-то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти". Об этом же перед сражением говорит князь Андрей: "Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиций, ни от вооружения, ни даже от числа:::, а от того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате: Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть". Творец истории - народ, и нельзя вмешиваться в ход истории.

Учитель подводит итог:

Наполеон изображён Толстым как актер, позёр (сцена перед сражением, когда ему преподносят картину, изображающую сына): "он сделал взгляд задумчивой нежности". И как игрок, когда, вернувшись после поездки по линии, говорит: "Шахматы расставлены, игра начнется завтра". Наполеон, которым так восхищались многие, лишён величия. Это самовлюбленный, лицемерный, фальшивый человек, равнодушный к судьбам окружающих. Война для него - игра, а люди - пешки. "Ничтожнейшим орудием истории", "человеком с помраченной совестью" называет его Толстой.

Кутузов же, напротив, естественен (сцена, когда он своей старческой походкой идет поклониться иконе Смоленской Божьей Матери, грузно опускается на колени), прост, а, по мнению Толстого, "нет величия там, где нет простоты, добра и правды". Мы видим проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа войска. Кутузов жалеет каждого солдата.

Каков толстовский принцип изображения войны?

Учащийся:

Автор показал войну в крови, в слезах, в муках, т. е. без прикрас. В главе 39: "Несколько тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах: На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью". Толстой отрицает войну завоевательную, но оправдывает войну освободительную.

Главы 36-37 - ранение князя Андрея

Просмотр эпизода кинофильма С. Бондарчука "Война и мир"

На карте показываем, где приблизительно находился полк князя Андрея (это деревня Князьково, она сгорела во время ВОВ)

Комментарий учащихся:

Именно в момент ранения Андрей понял, как он любит жизнь и как она дорога ему. Он долго метался в поисках смысла жизни, а ответ на мучающий его всю жизнь вопрос получил здесь. В перевязочном пункте, в палатке, видя на третьем столе Анатоля Курагина, оскорбившего его, Андрей испытывает не ненависть, а жалость и любовь к этому человеку: " Страдание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще осталось мне, ежели бы я был жив".

Какова роль пейзажей в описании сражения (т.3, ч.3, гл. 30,28)? Мы отмечали, что для автора это важно. Любимые герои Толстого чувствуют и понимают природу, так как в ней гармония и успокоение. Благодаря ей они обретают смысл жизни: Андрей и небо, Андрей и дуб, Наташа и красота ночи в Отрадном.

Учащийся:

Накануне сражения утреннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающегося тумана, дальние леса, "точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зелёного камня" (учащийся зачитывает описание природы, глава 30). В середине сражения - солнце, застланное дымом. В конце - "над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блёстками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости". Тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных людей, "как будто говорил: "Довольно, люди. Перестаньте: Опомнитесь. Что вы делаете?". Природа знаменует этапы боя.

На экране фотографии, сделанные учащимися: Шевардинский редут, Семёновские флеши, Батарея Раевского

Из записей Толстого: " Даль видна на 25 верст. Черные тени от лесов и строений на восходе и от курганов. Солнце встаёт влево, назади. Франц. в глаза солнце", - эти строки, появившиеся после объезда поля на заре, позволили Толстому создать не только исторически достоверную, но и величественную, живописную картину начала боя. Писатель очень хотел разыскать стариков, ещё живших в эпоху Отечественной войны, но поиски не дали результатов. Это очень огорчило Льва Николаевича.

Если вы вспомните рассказ экскурсовода при посещении музея и сравните описание поля битвы после сражения Толстым, наверное, никто из вас не останется равнодушным к нашей истории. Наши предки полегли здесь, и количество их велико: трупы лежали в 7-8 слоёв. Земля у перевязочных пунктов на несколько сантиметров была пропитана кровью. Так что когда о Бородинском поле говорят: "Земля, политая кровью", - это не поэтический образ и не преувеличение. Не только земля, но и ручейки, и реки были красного цвета. Людская кровь делает землю исторической - она не дает забыть того, что здесь пережито.

Бородино - это не только место великого сражения, это огромна братская могила, где лежат тысячи людей.

Поныне на Бородинском поле, если вслушаться в тишину, можно услышать далекие звуки августовского дня, звуки страшного боя: визг картечи, крики солдат, звонкие голоса командиров, стоны умирающих, храп обезумевших от запаха крови лошадей. Но дышится здесь как-то по-особенному, и всегда тихо. Может быть, в этой тишине различим полёт Божьих ангелов над землёй? Может быть, души тех, кто погиб здесь за Родину, смотрят на тебя с небес?

Бородино! Тверда твоя земля!
Одно твоё торжественное имя
Выводит павших из небытия
И чудодейно властвует живыми.
Сергей Васильев

Мы размышляли о судьбе Росси, о связи времен, мы прониклись гордостью за наших предков, мы увидели ужасы войны. Подводя итог урока, хочу задать вопрос. Победа, одержанная русской армией в Бородинском сражении, особенная. Что это за победа и как определяет её Толстой?

Учащийся:

Была одержана нравственная победа. " Нравственная сила французской армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве врага и своём бессилии, была одержана русскими под Бородином".

Как увековечена память о Бородинском сражении?

Учащийся:

В честь победы над Наполеоном на народные деньги возведён храм Христа Спасителя; открыт Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник; Бородинская панорама, Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. Народ хранит память об этом событии.

Учитель подводит итоги урока:

Итак, мы убедились, что Бородинское сражение - это кульминация романа "Война и мир", вы сумели доказать это.

Завершаем урок чтением стихотворения, написанного ученицей 11 класса д. Горки Оксаной Панфил (специально подготовленный ученик):

Иду по тихой я березовой аллее,
Смотрю на памятники - выстроились в ряд,
И кажется: с опавшею листвою
Они мне о солдатах говорят.
О тех героях, что тогда сражались,
Отстаивая честь родной земли.
О тех солдатах, что своею жизнью
Отчизну от врагов уберегли.
Когда я подхожу к могильным обелискам,
Всегда молчу, ни с кем не говорю.
Я понимаю - здесь лежат солдаты,
Они все заслужили тишину!

Домашнее задание.

  • написать эссе на одну из предложенных тем: "Вспомним, братцы, россов славу", "Бессмертен тот, Отечество кто спас"
  • ученик готовит сообщение о Маргарите Михайловне Тучковой и церкви Спаса Нерукотворного на Бородинском поле
  • несколько учащихся готовят сообщения о героях Бородинского сражения: о Багратионе, о Барклае-де-Толли, о Тучкове, о Платове.

Что формируется в семье, по мнению Л.Н.Толстого. Жизненные принципы семьи Болконских. Что нужно для счастья. Семь - я. Жизненные принципы семьи Ростовых. Тема урока. Ростовы. Индуктор. Разрыв. Война и мир. Болконские. Семья Ростовых. Болконские. Д. Шмаринов. Курагины. Жизненные принципы семьи Курагиных. Социоконструкция. Дементий Шмаринов. Курагины. Что такое семья. Мысль семейная. Семья. « Война и мир» глазами художников.

«История создания «Войны и мира»» - Хронология романа. Принцип семейственности. Принцип сопоставления и противопоставления. Произведение. Исторический факт. Эпопея. Вселенная. Своеобразие художественных приемов. Художественные особенности романа. Три поры. Работа над романом. Современность глазами декабриста. Картины истории. Диалектика души. Повесть. История создания романа «Война и мир». Отсутствие войны. Сцены семейные и исторические.

«Шенграбенское сражение» - Важная в стратегическом отношении победа. Русские победили при Шенграбене. Сложное, мучительное чувство раздвоенности. Создан ли Ростов для сражений. Война. Итог анализа эпизода. Первая картина войны. Участники. О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью. Шенграбенское сражение. Что думают о войне 1805 герои романа. Итоги смотра. Жерков. Причины победы при Шенграбене. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин.

«Семья Болконских» - Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. Николай Андреевич. В армии князя Андрея настигает разочарование. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Андрей Болконский. Болконские - истинные патриоты. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный.

««Война и мир» книга» - «Москва… была пуста, как пуст бывает домирающий улей». Андрей Болконский. Русский человек. Сражение за Смоленск. Сила и величие Кутузова проявляются в умении жалеть и спасать людей. Партизанская война. Патриотизм Ростовых. «Мысль народная» в романе. Как же руководил Кутузов «духом войска». Какую цель преследуют Кутузов и Наполеон, вступая в войну. Болконский накануне сражения. Единство. Оставление Москвы.

«Книга Толстого «Война и мир»» - Направление журнала «Ясная поляна». Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских. 26 августа. Великое историческое событие. Пьер. Войско одержало победу. Какая сила управляет всем. Нравственная сила. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Тягостные впечатления. Историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Школа для крестьянских детей. Сон на постоялом дворе. Штурм батареи Раевского.