В индии живут индийцы или индусы. Индийцы и индусы - различие - хранилище информации

Индусы, индуисты, приверженцы религии индуизма, распространённой в Индии, а также в некоторых других районах земного шара, куда эмигрировали индийцы (на некоторых островах Индийского океана, в странах Южной и Юго-Восточной Азии, в Африке, на Фиджи, в Гайане). При больших различиях сект индусов их объединяет ряд общих религиозных догм, особенностей культуры, быта, соблюдение кастовых ограничений (см. Касты). И. называют иногда всё население Индии (индийцев), однако такое применение этого слова неправильно.

Индийцы, термин, обозначающий всё население Индии (см. Индия, раздел Население) независимо от национальной, религиозной, расовой или кастовой принадлежности (в том числе и выходцев из Индии, живущих в других странах). В России до конца 18 - начала 19 вв. по отношению к жителям Индии было распространено название "индейцы", или "индеи". После того как термин "индейцы", стал применяться в отношении коренного населения Америки, жителей Индии начали именовать заимствованным из английского языка словом "индусы". Но, поскольку индусами правильнее называть только последователей индуизма, отнесение этого названия ко всему населению Индии неправомерно, так как часть его исповедует другие религии - ислам, буддизм и др. БСЭ

Пожалуйста не путайте эти понятия! ибо, во-первых, это свидетельствует о безграмотности, во-вторых, отсутствии регилиозной культуры, в третьих, вводит в заблуждения относительно реальных персонажей вашей истории,

Свами Вивекананда
"Значение веданты для жизни индийцев"

Когда говорят о нашей нации и религии, очень часто употребляют термин "хинду". Термин этот нуждается в некотором разъяснении как раз в связи с тем, что я подразумеваю под ведантизмом. "Хинду" - изначально - название, данное древними персами реке Синдху. В персидском языке санскритский "s" всегда переходит в "h"; таким образом Синдху стала Хинду. Как вам известно, греки затруднялись произносить звук "h" - они его выпустили совсем. Благодаря этому нас стали называть индусами, индийцами. От древнего значения слова "хинду" сегодня ничего не осталось: в прошлом оно употреблялось для обозначения народов, живущих по ту сторону реки Инд, но сегодня эти народы больше уже не принадлежат к одной религии. Среди них, помимо собственно индусов, есть магометане, парсы, христиане, буддисты и джайны. С одной стороны, всех их логично было бы называть индусами (в буквальном смысле этого слова), но разная их религиозная принадлежность не позволяет именовать их совокупно.
http://www.vedanta.ru/library/vivekananda/vedanta1.php

По собственным сведениям помимо индуизма в индии распространены:
ислам-мусульманство (особенно Бомбей, анклавы есть в Кашмире, Махараштре, Карнатаке, Керале)
буддизм (Химачал Прадеш, Керала)
сикхим - посвеместно, где есть деньги, оружие и слава
джайнизм (замечен в Бомбее, Махараштре и Карнатаке)
христиане (больше всего в Керале, рыбаки и многие южане Тамила тоже христиане)
есть еще зороастрийцы, иудеи, местные культы шаманские и совсем странные

Народы Индии: хиндустанцы, телугу, бенгальцы, маратхи, тамилы, пенджабцы, гуджаратцы, каннара. Население Индии, численность.

  • Горящие туры в Индию
  • Туры на майские по всему миру

Хотя Индия пока еще отстает по численности населения от своего восточного соседа Китая, она уверенно держит второе место со своими 1,2 миллиардом граждан (каждый шестой житель планеты - из Индии).

Предки современных жителей попадали в Индию через горные перевалы Гималаев, пресекая океанские просторы по пути из Средиземноморья, Ближнего Востока и Австралии. Поэтому неудивительно, что народы Индии представляют собой всю палитру рас, исторических корней, культурных и религиозных традиций, которые сохраняют в своих генах, языке, образе жизни и обрядах несколько сотен народностей: хиндустанцы, телугу, бенгальцы, маратхи, тамилы, пенджабцы, гуджаратцы, каннара. Кастовая система, которой на протяжении веков придерживается большинство индийцев, позволила сохранить в неприкосновенности все оттенки этнического разнообразия Индии.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Подавляющее большинство(около 75 %) индусов - индо-арийцы, близкие к европейской расе чертами лица и цветом кожи. Ученые считают, что предки современных индусов этой ветви (хиндустанцев) пришли в Индию с севера: с ближнего Востока, а, возможно, и из Европы. Они проживают на севере и западе страны. Юг Индии населен представителями дравидских народов а предгорные районы Гималаев - потомки монголоидной расы. В горах, полупустынях и на островах проживают небольшие народности и племена. Граждане Индии иногда разительно отличаются по своему облику. Индийцем по праву называют себя и высокорослые, светлокожие, преимущественно бородатые пенджабцы, и жители андаманнских островов - чей средний рост 140 сантиметров, а кожа практически черная.

ИНДИЙЦЫ (бхаратия), этнополитическая общность, население Индии. Индийцы рассматриваются в Конституции страны как единая (унитарная) нация, а этнокультурная множественность государства трактуется как «единство в многообразии». В русском языке до 19 века термин существовал в формах «индеи», «индейцы». Слово «индусы» обозначает последователей индуизма и не является синонимом индийцев. Численность в Индии 1,13 миллиарда человек (2007, оценка), Великобритании 1 миллион человек (2,2 миллиона человек вместе с другими выходцами из Южной Азии - оценка по переписи 2001), Канаде 1 миллион человек (оценка по переписи 2005), США 1,25 миллиона человек (оценка по переписи 2001), Южной Африке 1 миллион человек (2007, оценка), на Маврикии 700 тысяч человек, Фиджи 400 тысяч человек и др.

Среди индийцев выделяются 2 группы народов, имеющих особый статус, закреплённый в Конституции Индии: 1) крупные консолидированные народы, имеющие право на самоопределение в виде «лингвистических» административных штатов; языки их входят в число национальных: маратхи, бенгальцы, гуджаратцы, телугу, каннара, малаяли, тамилы, пенджабцы, ория, раджастханцы, ассамцы, кашмирцы, манипури; 2) 636 «зарегистрированных племён» адиваси, в отношении которых проводится политика государственной поддержки. Вследствие привлекательности племенного статуса на него стали претендовать различные этнические группы. Особое положение среди индийцев занимают хиндустанцы - население междуречья Ганга и Джамны и соседних областей, говорящее на родственных индоарийских диалектах (на основе диалекта кхари боли развились языки хинди и урду). Близкие им по языку жители Бихара (штаты Бихар и Джаркханд) нередко выделяются в общность бихарцев. Жители штата Гоа и части прибрежных округов Махараштры и Карнатаки образуют общность конкани (в Махараштре их включают в состав маратхов).

Субстратный расовый тип среди индийцев представлен образующей мозаичные вкрапления веддоидной расой и южноиндийской расой, преобладающей в Южной и Центральной Индии. На севере, западе и востоке преобладает индо-афганский тип индо-средиземноморской расы. На севере и северо-востоке расселены группы представителей южноазиатской расы. Прямой корреляции между расовым типом и кастой или этнической принадлежностью не наблюдается.

По языковой принадлежности индийцы относятся к индоарийским народам (в основном в северной части субконтинента: хиндустанцы, маратхи, гуджаратцы, пенджабцы, ория, бихарцы, раджастханцы, ассамцы, конкани и др.), дравидам (в основном на юге: тамилы, телугу, каннара, малаяли, тода, гонды, кхонды, ораоны и др.), носителям австроазиатских языков (народы мунда, главным образом представители адиваси на востоке Центральной Индии - санталы, мунда, хо, бирхоры и др., а также жители Никобарских островов и кхаси Ассама, говорящие на мон-кхмерских языках) и тибето-бирманским народам (в основном на северо-востоке: манипури, мизо, нага, бодо, гаро, трипури, бхотия, тибетцы, дафла, апатани и др.); кашмирцы говорят на одном из дардских языков. По терминологии родства и другой базовой лексике современных индийских языков можно предположить, что многие этнические группы, прежде всего, индоарийские, в прошлом говорили на других языках. Большое развитие получило двуязычие (хинди и раджастхани, телугу и урду и т.д.; вторым языком образованных классов часто служит английский).

Среди индийцев свыше 80% составляют индуисты, свыше 13% - мусульмане-сунниты, 2,3% - христиане, 1,9% - сикхи, 0,8% - буддисты [представители различных школ тибетского буддизма, в том числе самой крупной школы гелугпа, компактно проживают в Ладакхе (штат Джамму и Кашмир) и Сиккиме; часть тибетцев - беженцев из Китая расселена в штате Химачал-Прадеш и на юге (штат Карнатака); необуддисты компактно проживают в городах и посёлках Махараштры (каста махар), в городах Матхура и Агра в штате Уттар-Прадеш (каста джатава)], 0,4% - джайны, остальные - приверженцы племенных религий, зороастризма (парсы), а также иудеи (бене-израэль и др.). Последователи христианства и буддизма в основном представители «зарегистрированных каст» (бывшие «неприкасаемые») и «племён».

Для индийцев характерна лингвистическая и этническая непрерывность (с размытыми этническими и языковыми различиями у соседних и выраженной дифференциацией у территориально отдалённых групп), при которой проявляются чрезвычайная дробность и неоднозначность идентификаций. На сложение этносоциальной ситуации в Индии повлияла кастовая организация (смотри в статье Каста); её основу составляют родственные коллективы, отношения между которыми (прежде всего брачные контакты) строго регламентированы религиозными установлениями индуизма. Общины мусульман, сикхов, джайнов, христиан, иудеев, парсов, даже принципиально антикастовых необуддистов также приобретают характерные особенности кастовой замкнутости и стратификации и добавляются как периферические компоненты к кастовой организации. Антропологическая служба Индии регистрирует от 2795 до 4635 «общин» локального, межрегионального и общеиндийского уровней - кастовых групп в составе крупных и малых народов, «племён», лингвистических, территориальных, религиозных, сектантских и т.п. групп.

Основы индийской цивилизации. Хараппская цивилизация (индская цивилизация) не имела прямого наследника в Южной Азии, но её элементы оказали влияние на большей части Индостана. Характерное для хараппской эпохи сосуществование в рамках единого культурного пространства различных по уровню развития культур составило в дальнейшем отличительную черту индийской цивилизации. В хараппском искусстве прослеживается влияние культов, получивших развитие в более поздних религиозных системах (образ Мирового древа, культы богини-матери, быка, буйвола, тигра и т.д.) и др.

О древнейшем населении Южной Азии свидетельствуют архаические изоляты (буриши). Судя по лексическим заимствованиям в санскрите, ко времени появления ариев (2-е тысячелетие до нашей эры) Индостан был заселён в основном протодравидами и протомунда (предгорья Гималаев, долина Ганга и Джамны, Центральная Индия вплоть до Катхиявара); на северо-востоке около 3-го тысячелетия до нашей эры расселились тибето-бирманцы. Индоарии проникали на эту территорию постепенно, вероятно, в течение нескольких веков. Уже в этот период в религиозном сознании индоариев, отражённом в Ригведе, ведущую роль играло представление о вселенском законе, регулирующем движение планет, поступки богов и жизнь людей (рита), сохранившееся в дальнейшем во всех индийских религиях. Образы богов ведийского пантеона (Индры, Варуны, Сурьи, Агни, Ашвинов и др.) сохранились в индийской религии и эпосе. В эпоху арийских миграций оформляется деление на 4 сословия - варны, на основе которого формировалась кастовая организация индийского общества. Современная этносоциальная ситуация в Индии складывалась в ходе санскритизации (буквально - обработка, окультуривание) - экспансии индуизма и духовной власти брахманов, распространявших свой идеал общественного устройства и «культурного» образа жизни индоариев на иноплеменное население. Более поздние завоеватели и переселенцы - персы и греки, шаки (саки), эфталиты, шаны и многие др. - оказались включёнными в индийцев в виде каст этнического происхождения или этнокастовых общностей. Процесс санскритизации «племён» продолжается и ныне, и они входят в сообщество индуистов на правах низших, «зарегистрированных», каст. Индуизм, выросший на почве ведийской религии, вобравший элементы автохтонных верований и культовой практики, тантризма, традиции Пуран и эпоса, стал мировоззренческой основой индийской культурной общности, окончательно сложившейся к 10 веку. Культурному единству индийцев способствовало также их политическое объединение в составе общеиндийских империй 1-го тысячелетия до нашей эры - 1-го тысячелетия нашей эры (Маурья, Гупты, Гурджара-Пратихары и др.). В дальнейшем ни вовлечение Индии в сферу влияния ислама (начиная с вторжения арабов в Синд в 7 веке и особенно в 13-19 веках - эпоху Делийского султаната и Великих Моголов), ни её последующая интеграция в европейскую колониальную систему не уничтожили самобытности индийской культуры.

Этнографический очерк. В культурно-этнографическом отношении Индия разделяется на историко-этнографические провинции: Центральная Индия (штаты Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Чхаттисгарх, Уттаранчал), Южная Индия (штаты Андхра-Прадеш, Карнатака, Тамилнад, Керала), Восточная Индия (штаты Западная Бенгалия, Бихар, Джаркханд, Орисса), Северо-Восточная Индия (штаты Аруначал-Прадеш, Ассам, Нагаленд, Манипур, Мизорам, Трипура, Мегхалая, Сикким), Западная и Северо-Западная Индия (штаты Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш, Пенджаб, Харьяна, Раджастхан, Гуджарат).

Основное занятие - пашенное земледелие, зависящее от муссонов и искусственного орошения, технологии которого восходят к хараппской эпохе. На юге и востоке выращивают рис (заливной и суходольный), на северо-западе и севере - рис и пшеницу, повсеместно - просо (баджра), сорго (джовар), кукурузу, ячмень, горчицу; бобовые: нут, фасоль, горох, арахис; распространено огородничество (овощи, бахчевые), плодоводство (манго, гуава, слоновое яблоко, в Кашмире - яблони и виноград), выращивание пальм (кокосовая, пальмировая), пряностей (перец, корица, кардамон, куркума, имбирь и многие др.), технических культур (хлопок, джут, индиго, табак). Некоторые «племена» занимаются полукочевым скотоводством (гуджары, бхотия и др.), охотой (гонды, бхилы, нага) и собирательством (мёд, пряности, лекарственные травы, цветы махуа и др.). Повсеместно разводят крупный рогатый скот (быки, зебу, буйволы - как рабочий и молочный скот), в предгорьях - овец и пуховых коз, на западе - лошадей, на северо-востоке - свиней. В большинстве регионов пастбища доступны не круглый год и необходимо стойловое содержание животных. Навоз используется как один из основных видов топлива. Развито речное и морское рыболовство, сохраняется ныряние за жемчугом и раковинами.

Большинство индийцев живут в деревнях. Деревни насчитывают от 500 человек и обычно включают представителей разных каст, живущих в кастовых кварталах («неприкасаемые» живут за пределами деревни); однокастовые деревни - большая редкость. Жители деревни составляют кастовую общину, основанную на началах строгого разделения профессиональных обязанностей и обмена услугами между семьями разных каст. До эпохи модернизации общинное самоуправление (панчаят радж) осуществлялось через межкастовые советы. Традиционная общинная модель социального взаимодействия воспроизводится поныне, даже в городских условиях. Традиционное жилище и усадьба рассчитаны на трёхпоколенную семью; дом, амбары, хлев и другие хозяйственные постройки образуют закрытый двор, где женщины проводят большую часть дня. Тип и вид жилища зависят от ландшафтно-климатических условий и доступного строительного материала. На севере распространены прямоугольные саманные постройки с плоскими крышами (на которых спят в жаркую погоду) и верандами; в полупустынных районах Гуджарата и Раджастхана они побелены и расписаны по штукатурке (орнаменты, жанровые сцены); в предгорьях Гималаев и в лесах Карнатаки распространены каркасные или срубные, украшенные резьбой, двухэтажные на высоких сваях или с нижним каменным этажом постройки; в Ориссе - круглые плетёные хижины с крышами из пальмовых листьев.

Быт индийцев в мельчайших деталях регламентирован религиозными предписаниями, среди которых главное место принадлежит учению о ритуальной чистоте. Омовения играют важнейшую роль в жизни индийцев. В индуизме создано учение о питании, энергетических свойствах разной пищи и её воздействии на человеческий организм. Различается пища, согревающая и охлаждающая, нарушение энергетического баланса приводит к болезням. Существуют правила питания для разных социальных групп - профессиональных, возрастных, для мужчин и женщин; они зависят от дней лунного месяца и времён года. Пища готовится на открытом очаге. Кухня - самое священное место в доме, куда не допускают посторонних.

Основу питания составляют рис, хлебные лепёшки, сливочное топлёное и разные виды растительного масла, тушёные овощи; белок получают из молока и бобов, так как индуисты в большинстве своём не употребляют в пищу мяса, рыбы и яиц. Широко используются пряности (в том числе карри на основе куркумы) и соусы из маринованных и свежих фруктов. Пряности считаются полезными, так как препятствуют распространению микробов в жарком климате. Сласти служат ритуальной едой, подношением богам, их готовят по случаю праздников и для проведения обрядов. Жевание бетеля (пан) признаётся полезным для зубов и пищеварения.

Правила индуизма предписывают цельнотканую несшитую одежду из двух кусков материи с тканой каймой (дхоти и наплечное покрывало у мужчин и сари и нагрудная повязка у женщин); ткачи изготавливают также лунги, шали, пояса, длинномерные ткани нормированной ширины для тюрбанов. Одежда должна быть свежей, идеально выстиранной и выглаженной, её меняют по несколько раз в день. Вид, цвет и декор одежды свидетельствует о социальном и ритуальном статусе человека. Максимальная ритуальная чистота для одежды - из шёлка белого или иного натурального цвета с отделкой золотом, только что снятая со станка. Сшитая одежда (штаны, рубашки, куртки, мужские шапочки-«пилотки» топи) появилась с приходом мусульман - выходцев из Ирана и Средней Азии. Сшитые юбки, кофты, головные покрывала восходят к местной племенной традиции. В противоположность классической индийской традиции, на северо-востоке одежду ткут не профессионалы, а каждая хозяйка в семье; носят шапочки, блузки, жакеты, тёплые накидки (женщины - с короткими юбками и фартуками, мужчины - со штанами). Замужние женщины носят кольца, браслеты на запястьях, предплечьях, лодыжках (с колокольчиками), ожерелья (в том числе женский символ замужества - тали), носовые украшения, пояса. При изготовлении украшений широко используются золотая и серебряная канитель и прочные текстильные нити. Во время ритуалов или в качестве оберега на лоб наносят пятнышки киновари (тики). Замужние женщины расчёсывают волосы на прямой пробор, который красят киноварью. У многих каст и «племён» распространена татуировка или нанесение узоров пастой из хны.

Ремёслами занимаются представители различных каст - ткачи, красильщики, кузнецы, гончары, плотники, резчики по камню и т.п. Лучшие шёлковые ткани производят в священных городах Варанаси и Канчипурам. Распространены шёлковые ткани, окрашенные в технике икат или с тканым узором с использованием металлизированных нитей (парча). Эффект «грудки павлина» получается при использовании разноцветных нитей утка и основы. Хлопковые ткани украшаются набойкой (особенно в Раджастхане), узелковой техникой, росписью по трафарету, в технике каламкари и батика. Изготовляются храмовые картины на ткани с вытканными или напечатанными молитвами. В вышивке используются металлические нити, кусочки зеркал, слюды, бисера, металлической бляшки, крылышки жуков. Цвет ткани имеет символическое значение; белый цвет - широко используется как ритуально чистый, в том числе во время траура; шафраново-жёлтый - символ религиозного служения и отречения от мирской суеты; синяя краска индиго не применяется для одежды высоких каст и т.д.

Индийцы. Женщина, одетая в сари, с детьми. Джайпур.

В плетении ритуально чистыми считаются волокна тростников и злаков. Утварь, мебель и циновки плетутся также из пальмовых листьев, кокосового волокна, лиан. Джутовые волокна считаются пригодными только для технических целей - для канатов, товарных кулей и рогож.

Индуисты имеют предубеждение против гончарной, «сделанной из земли», посуды, опасаясь ритуального осквернения пищи. По той же причине в Индии не получили распространения ни фарфор, ни стекло. При необходимости ритуального очищения дома глиняная посуда разбивается и выбрасывается.

Резьба по дереву (тиковое дерево, гималайский кедр деодар, красное, палисандровое, эбеновое дерево, орех, акация, древесина плодовых деревьев, лиан и пальм, тростник шолапитх; особенно ценится сандал, имеющий характерный аромат и очень плотную текстуру, что позволяет выполнять тончайшую резьбу, по художественным достоинствам сравнимую с резьбой по слоновой кости; сандал используется для изготовления предметов культа и оформления интерьеров храмов) и камню относится к разряду строительного искусства и с древности имеет свою философию и скрупулёзные технологические правила. Резной орнамент играет роль оберега, поэтому на изделиях и архитектурных сооружениях нельзя оставлять даже самого малого участка гладкой поверхности. Резное дерево полируется с помощью растительных масел и натирается ароматическими составами.

Устное творчество. Разнообразие устных традиций индийцев отражает их этническую, социальную (кастовую), религиозную, языковую многосоставность. Основу индийской классической музыки составляют 2 традиции, принадлежащие разным этноязыковым и религиозным общностям индийцев: северная - хиндустани и южная - карнатака (смотри разделы о музыке в статьях Индия, Индуизм).

Свой свод культовых и паралитургических звуковых форм имеет каждая конфессиональная группа индийцев (например, значительным своеобразием отличается жанр кауали у северо-индийских мусульман). Специфичны также бытовые музыкальные, музыкально-танцевальные и музыкально-театральные жанры и формы у разных индийских народов. Многочисленные виды, формы, стили, жанры музыки и танца, связанные с многовековой культурой Индии, значительно отличаются от новых, вестернизированных направлений городской бытовой музыки (киномузыка; популярная музыка, адаптировавшая фольклорные жанры - пенджабский бхангра, гуджаратский дандия и др.). В музыкальной культуре северо-запада Индии выделяется вокально-инструментальное, инструментальное и танцевально-театральное искусство штата Раджастхан, представленное потомственными мастерами (в том числе группы ланга и манганьяр). Популярностью пользуются женские танцы гхумар и тератали. Пение и танцы сопровождают инструменты: струнные смычковые - саранги, суринда, камайча, раванахатта (со смычком особой изогнутой формы и бубенцами на древке); парные флейты - алгоза, сатара, пунги (или мурла - инструмент заклинателей змей); флейта нар, варган морчанг, кастаньеты картал. На инструментарий штатов Пенджаб и Гуджарат оказали влияние традиции соседнего арабо-иранского региона (двухсторонний барабан дхол, или дхолак, литавры нагара, гобой шенаи). Танцевальные представления севера Индии связаны с традиционными празднествами Холи, Дивали и др. Музыка индийцев северных штатов имеет общие черты с традициями народов Непала и Тибета, опирающимися на культовые формы буддизма. Древнейшие музыкальные и танцевальные традиции индийцев южных штатов (Андхра-Прадеш, Тамилнад, Керала, Карнатака) связаны с храмовыми формами. Широкую известность, в том числе за пределами Южной Азии, получил высокоразвитый музыкально-танцевальный жанр катхакали, костюмированные представления которого основаны на сюжетах эпических сказаний «Махабхарата» и «Рамаяна», а музыкальный стиль восходит к южноиндийским храмовым традициям. Сохраняют своеобразие музыкальные и музыкально-танцевальные традиции «племён» адиваси в штатах Орисса, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Западная Бенгалия, Бихар, Ассам, Мегхалая, Мизорам и др.; Андаманские и Никобарские острова. Часть из них восходит к древней австроазиатской культуре.

При своей традиционности индийцы - развивающаяся нация. В новых профессиях и современных сферах занятости (в том числе в области высоких технологий - фармацевтике, электротехнике и электронике, разработке компьютерных программ) заметно участие представителей бывших «неприкасаемых» каст и неиндуистских религий.

Лит.: Народы Южной Азии. М., 1963; Кудрявцев М. К. Община и каста в Хиндустане. М., 1971; Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977; Снесарев А. Е. Этнографическая Индия. М., 1981; Гусева Н. Р. Художественные ремесла Индии. М., 1982; Неру Дж. Открытие Индии. М., 1989. Кн. 1-2; Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). 2-е изд. М., 1990; Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991 ; Бонгард Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. 3-е изд. М., 2000; People of India. New Delhi; N. Y., 2002. Vol. 1; Томас Э. Будда. История и легенды. М., 2003.

Е. Н. Успенская, И. Ю. Котин; Е. М. Гороховик (устное творчество).

Несмотря на то, что Индия отстает от Китая по численности населения, она упорно держит свои позиции числом жителей более 1,2 миллиардов человек. Потомки современных индийцев, как правило, переправлялись сюда через Гималаи, или приплывали из океана. Это были жители Востока, Средиземноморья и даже Австралии. Именно поэтому не стоит удивляться такому разнообразию народностей, традиций, исторических корней, которые сохранились в Индии и по сей день радуют путешественников безумной национальной палитрой. Среди многочисленных народностей можно встретить хиндустанцев, телугу, бенгальцев, маратхи, пенджабцев, каннара и так далее. На сегодняшний день в Индии сохранилась древняя кастовая система, только благодаря которой население смогло сохранить свой богатый состав.

Больше 75% населения составляют индо-арийцы, наиболее похожие на европейцев. Ученые выдвинули предположение, что современные индусы пришли на эту землю с севера, а именно с Ближнего Востока и даже Европы. Эти народы обитают в северной части Индии. Юг страны населяют потомки дравидского народа и монголов. В горах и предгорьях можно встретить большое число маленьких народностей, которых осталось по несколько сот человек.

Индия - удивительная страна, ведь только здесь индусы могут сильно отличаться друг от друга. В одной части страны это могут быть низкорослые и практически черные индусы, а вот на другом краю они уже будут высокого роста и со светлой кожей. У каждой народности есть свой язык, традиции и богатая история. Так познакомимся с некоторыми индийскими народностями.

Народ Телугу

Это народность индийского штата Андхра Прадеш. Располагается она в долине рек Кришна, Годавари и Тунгабхадра. Численность населения составляет более 70 миллионов человек. Потомками народности были дравидийцы, андхра и калинга. В 3 веке до н. э. на территории нынешних телугов появился буддизм. В 7 веке здесь стала править династия Чалукьев, которая очень сильно повлияла на развитие архитектуры. Очень многие сооружения, которые мы можем видеть сегодня, датированы временем правления династии.

На сегодняшний день телугу занимаются сельским хозяйством, выращивают разные сорта перца, рис, джовар, баджру, сахарный тростник, хлопок, кунжут и табак. Есть некоторое ответвление народа, которое занимается овцеводством. Среди населения распространены ремесла: гончарное, ткацкое, ювелирное и лаковое.

Спустя столько лет существования, народ сохранил кастовое деление. Касты разделяются по родовым группам, где сохраняются многие семейные обычаи, например брак между ближайшими родственниками. Также у телугу запрещены разводы, а вдовы не имеют права выходить повторно замуж. У телугу, исповедующих ислам, тоже существует деление по кастам.

Поселения народности имеет ряд особенностей. Все деревни разделяются на кварталы, каждый из которых населяет определенная кастовая группа. Семьи из высших каст имеют большие каменные дома с внутренними дворами. В южной части дома всегда располагается спальня, а в противоположной - святыня. Вся остальная территория занята гостевой комнатой и кладовыми. Представители средних каст живут в домах из глины с одной комнатой. Иногда пристраивается веранда, но это редкость. Низшей касте вообще не повезло, хижины у людей построены из бамбука, реже глины. Основной пищей телугу является рис и блюда из фасоли и других бобовых. Из приправ выделяют скисшие молочные продукты, маринованный манго, лайм и некоторые классические специи. У мусульман принята североиндийская кухня.

Народность телугу имеет богатую историю и необычайный колорит, поэтому здесь развито народное творчество, живопись и исполнительное искусство. В 20 веке на базе местной пантомимы на религиозную тему, был создан танец кучипуди.

Тамилы

Это население штата Тамил Наду. Его численность составляет примерно 65 миллионов человек. Некоторое число тамилов обитает также на Шри-Ланке. Проживают они там с начала 19 века. В целом народность проживает повсеместно во всех районах Индии, однако среди остального скопления людей, увидеть их будет довольно трудно.

Большая часть тамилов - индуисты, но немало среди них мусульман, шиваитов, вишнуитов и христиан. Происходит народность от дравидийцев в 3 веке до н.э. Связано появление тамилов с переселением дравидийского народа с северо-запада к югу и образованием целой цивилизации Инди. Но, к сожалению, данных о дальнейшей судьбе народа совсем мало, поэтому судить наверняка об их истории никто не решается.

На сегодняшний день тамилы процветают, занимаются пашенным земледелием, выращивают рис, просо, масличные культуры, а также следят за огромными плантациями чая и хлопка. Городское население занимается всеми видами ткацкого ремесла, ювелирным искусством, а также созданием корзинок, ковриков и так далее. Тамилов можно назвать современным народом. В городах и деревнях развита промышленность, сфера обслуживания, наука, культура. Населенные пункты также делятся по кастовому признаку. Дома сильно отличаются друг от друга. Как правило, они состоят из глины или кирпича с несколькими крышами. Также, практически в каждом доме есть веранда, которая используется хозяевами во время проведения досуга. Жилые дома оснащены просторным внутренним двором. В жилищах богатых тамилов обязательно установлены качели. Спят и сидят жители всегда на циновках.

В пищу народ употребляет всевозможные вариации с крупами и бобовыми. Это и каши, и тушеные овощи, и различные бульоны. Любимым блюдом считаются рисовые лепешки с разными начинками и рисовые колобки, приготовленные на пару. В приготовлении блюд часто используется растительное масло, специи и экзотические фрукты. Всю еду подают на банановых листьях.

Тамилы славятся своими театральными труппами каттейкутту и театром кукол. На сцене очень часто ставятся драматические постановки и нередки масочные спектакли. На базе древнейшего искусства девадаси в прошлом веке был создан национальный танец бхарата-натьям.

Синдхи

Этот народ проживает в Индии, в частности в штате Раджастхан. Численность населения составляет более 2 миллионов человек. Язык синдхов очень интересен, в нем очень много заимствований из персидского и арабского диалектов. Большую часть синдхов составляют индуисты, но можно встретить также мусульман.

Главным занятием сндхов считается земледелие и выращивание круп. В основном во время возделывания применяется искусственное орошение. Жители деревень скот, в основном буйволов и лошадей. В дельте рек развито рыболовство. Ремесла не так развиты, но от предков осталось ткачество, выделка ножей и производство ковровых покрытий. С каждым годом появляется все больше синдхов, занимающихся умственным трудом.

Жилища в деревнях глинобитные с особой обмазкой, а вот у зажиточных семей дома построены полностью из кирпича и отгорожены высоким забором. Крыши плоские и крыты пальмовыми листьями.

В пищу синдхи употребляют лепешки из проса и разнообразные похлебки из гороха. По руслу рек основным компонентом пищи является рыба. Также к похлебкам всегда подается мясо: говядина, птица. Среди напитков популярен чай.

Сингалы

Эта народность заселяет Шри-Ланку, в основном предгорные районы острова, и хорошо развита экономически. Помимо Индии их можно встретить в Сингапуре, Австралии. Численность населения составляет 13 тысяч человек. По этническим группам сингалов можно разделить на горных и прибрежных. И те и те разговаривают на сингальском языке, но есть явные различия. Практически все сингалы - мусульмане. Про все остальные религии писать нет смысла, так как их количество исчисляется единицами. В современном исламе можно проследить влияние древнего индуизма и традиций народа. Основу народа составили индоарийцы, которые по легенде относились к львиному роду. В развитии сингалов огромное влияние оказали веды.

Зачатки государственного строя появились на острове в первые века нашей эры. Именно тогда на всей его площади распространился буддизм. В 15 веке местное государство Канди отбила свою независимость сначала у португальцев, а потом у голландцев. Многие годы длилась борьба за территорию острова. Закончилась она лишь в 1948 году.

Сегодня большая часть народа сингалов проживает в деревнях и занимается пашенным земледелием. Основными сельскохозяйственными культурами считаются пшеница и рис. Жители побережий занимаются рыболовством. Большую роль в жизни сингалов играет разведение кокосов, садоводство и огородничество. В последние годы население острова стало активно заниматься промышленностью.

Жилища не имеют каркасной основы, а строятся на земле из тростника, а покрываются пальмовыми листьями. Пол всегда застелен циновками. В пищу люди употребляют рис в сочетании с тушеными овощами в соусе карри.

Не обошлось в поселениях без кастового деления. Только у сингалов отношения имеют лишь сельско-общинную направленность. Народность занимается художественным ремеслом, а именно чеканкой по дереву, резьбой, скульптурой и живописью. Сингалы занимаются фольклором, ставят спектакли с использованием масок и танцуют.

Малаяли

Это основное население штата Керала, составляющее 35 миллионов человек. В мизерных количествах эту народность можно встретить и в других странах Азии.

В 1 веке до нашей эры малаяли образовали свое государство Чера, на современный манер Керала. В период средневековья его территория многократно распадалась на маленькие провинции. Такая вот раздробленность сохранялась вплоть до 1056 года - года образования современного штата Керала. Основная часть малаяли исповедуют индуизм. Среди них немало христиан и мусульман.

Главным занятием народа считается земледелие. Выращивают рис, маниок, кофе, овощи и фрукты. Также малаяли заняты разведением кокосов и каучукового дерева. Помимо растениеводства, индийцы занимаются животноводством. В основном выращивают крупный рогатый скот и птицу. В зависимости от региона, меняется и основной вид животного. Из ремесел малаяли занимаются созданием лодок, рыболовных орудий. Из растительного сырья малаяли создают циновки и корзинки.

Все дома в деревнях имеют непрерывную застройку, то есть одно жилище плавно переходит в другое. Для высших каст дома строятся из дерева в несколько этажей с черепичной крышей. Около дома всегда есть хозяйственный двор с дополнительными постройками. В каждом жилище всегда есть молельня, колодец и нередко люди создают убежища для змей.

Дома крестьян намного проще. Он состоит из нескольких комнат, крытых пальмовыми листьями. На окнах в обязательном порядке установлены деревянные решетки. Хижины самых бедных малаяли полностью построены из тростника на основе из бамбука.

В пищу народ употребляет чаще всего блюда из круп, рисовые лепешки, молочные продукты, морепродукты и разнообразные специи.

У малаяли есть культ матерей, в честь которых построены многочисленные храмы. Также они не забывают о предках и священных животных - змеях. Не обходится и без ритуалов с жертвоприношениями. Самым главным праздником считается онам, отмечающийся в конце лета сразу же после сбора урожая.

Ораоны

Эта народность в основном населяет штат Бихар, хотя ее также можно встретить в Бангладеше, но в мизерном количестве. Численность населения составляет более 200 тысяч человек. Большая часть ораонов придерживаются индуизма, а четверть - христиане. По некоторым данным пришли они из Южной Индии.

Главным занятием считается пашенное земледелие. В горных районах оно подсечно-огневого характера. Выращивают только рис. Из животных разводят мелкий рогатый скот, кур и уток. В долинах рек сохранилось рыболовство и собирательство. Сегодня очень многие ораоны работают на полях или участвуют в строительстве дорог. Среди населения немало и представителей интеллигенции. Живут ораоны в деревнях в традиционных домах со стенами, промазанными глиной. Крыша покрыта либо черепицей, либо тростников, все зависит от достатка семьи. Управление поселением осуществляется советом во главе с махато. В деревне можно встретить так называемые дома холостяков. Их можно сравнить с современными общежитиями, где живут только девушки, либо только мужчины. Народность уникальна тем, что спустя многие годы сохранила деление на тотемические роды. В каждой деревне существует хижина с тотемами, изображающими предков. Регулярно жители приносят им в жертву молодых цыплят и всячески оберегают их.

Шина

Обитает народность в долине реки Гилгит и ближайших горных районах. Численность населения составляет 120 тысяч человек. Большинство шина исповедуют ислам и буддизм. До 14 века территория была поделена на княжества, которые постоянно воевали друг с другом. Нередки были случаи рабства и продажи людей на невольничьих рынках. Практически все деревни из-за частых нападений установили защитные сооружения, сохранившиеся до сих пор.

Основное занятие в деревнях - ручное земледелие. Выращивают рис и прочее зерно, а также овощи, фрукты. В дельте Гилгита растят виноград. Так как плодородных земель мало, шина проживают впритык друг к другу, и предпочитает не ссориться. Связано это с тем, что между соседними поселениями часто возникают торговые отношения, например, меняют зерно на овощи, если существует такая нехватка. Жители гор занимаются разведением мелкого рогатого скота, а также добывают золото. Культуры совсем нет, так как народ живет обособленно и фактически бедствует. На сегодняшний день сохранилась сельская община, а брачные отношения контролируются нормами шариата.

Лепча

Это малочисленная народность, не превышающая 65 тысяч человек. Проживает она в штате Сикким и Бенгалии, а также можно встретить представителей в Непале. По историческим данным, лепча - автохтонное население Гималаев, которое в некоторых документах упоминается как киранти. На сегодняшний день лепча занимаются террасным земледелием и выращивают рис, кукурузу, гречиху и просо. Из животных распространены козы, куры, свиньи и крупный рогатый скот. Охотой народ занимался вплоть до 19 века. А вот с ремеслами совсем туго, их просто нет.

Проживают местные жители большими семьями в деревянных добротных домах. Несколько поселений составляют общину, которую возглавляет староста. У народа сохранился культ гор, они до сих пор верят в злых духов и богов.

Пожалуй, в каждом человеке живет страсть к путешествиям. С развитием отношений между странами туризм стал одной из статей доходов для бюджета любого государства. Европа, Азия, Восток, Америка, Китай - в настоящее время туристические агентства предлагают путевки по любым направлениям.

Те, кто желает отправиться в невероятную Индию впервые, часами собирают информацию в Интернете о еде, условиях проживания и т.д. И рано или поздно возникает вопрос: "Как правильно говорить - индус или индиец?"

Для ответа достаточно обратиться немного к истории, изучению национального состава, краткого знакомства с вопросом вероисповедания этой незабываемой страны и непосредственно к самим жителям этого государства.

Как правильно: индийцы или индусы

Индия - страна, где проживает более 1,3 миллиарда людей, являющихся представителями огромного количества наций: хиндустанцы, бенгальцы, телугу, маратхи, пенджабцы и т.д. Сами жители Индии называют свою страну Хиндустан или Бхарат. Официальными языками являются хинди и английский.

Поэтому логично любого жителя называть индийцем. Удивительно, но для самих жителей или любителей этой страны не возникает вопроса "индийцы или индусы, как правильно?". Пообщавшись немного с местным населением, каждый турист найдет этому подтверждение. Любого другого человека, родившегося и проживающего на территории Индии, назовут именно Indian man.

В каком случае - индус

Если же рассматривать население этого государства с точки зрения религии, то на территории проживают представители индуизма, ислама, христиане, сикхи, буддисты, джайны и т.д. Каждого представителя этих религий можно назвать индийцем, ведь они в большинстве своем рождены, проживают в Индии.

Однако, задав вопрос местному жителю о вероисповедании, можно услышать в ответ: "Он мусульманин, сикх, хинду".

Вот в этот момент и стоит обратиться к тысячелетней истории Индии. Изначально "хинд" имело персидское происхождение и обозначало долину реки Инд. После вторжения мусульман на земли Индостана появилось слово "индусы" или "хинду", которое использовали для обозначения "неверных". Пожалуй, уже в те времена начинался спор: "А как же правильно: индиец или индус?" Значение этого слова окончательно закрепилось англичанами. Именно так называли жителей Индостана, делая исключения для мусульман, сикхов, христиан и джайнов, тем самым объединяя всех остальных представителей религиозных и философских направлений.

Таким образом, можно сделать вывод, что индус - последователь индуизма, независимо от его места проживания (индуизм впоследствии получил широкое распространение и на других континентах).

Кто такие индуисты

Однако даже "индус" - не вполне точное, разговорное и устаревшее название. Дело в том, что в 1816 году социальный реформатор и философ Рам Мохан Рой впервые использовал термин "индуизм" при своих выступлениях. Впоследствии индийцы стали применять понятие "индуизм" в борьбе за независимость. И за равенство с иными религиями. Поэтому появилось слово "индуист", которое более точно и правильно обозначает последователей религии индуизма. Такова его история.

Поэтому, если попытаться разобраться в вопросе "как правильно называть - индийцы или индусы?", говоря о жителях страны и не делая акцента на вероисповедание, стоит использовать слово "индиец". Если же разговор идет о религиях, рекомендуется четко определять принадлежность к вере и называть индусом, а лучше - индуистом, только представителей индуизма, но ни в коем случае не мусульман, сикхов или представителей других направлений веры. Местные жители очень приветливы и миролюбивы, но отличаются большой эмоциональностью и иногда обидчивостью. Телесных повреждений не нанесут, но осадок от общения останется.

Надеемся, у тех, кто прочитал эту статью, не возникнет больше вопроса о том, индийцы или индусы - как правильно их называть.