Услышишь суд глупца и смех толпы. «Услышишь суд глупца…

Стихотворение «Услышишь суд глупца...» переработано болгарским поэтом П. Р. Славейковым (см.: Велчев В. Тургенев в Болгарии. - Годишник на Софийский университет, 1961. Т. IV, 3, с. 133-135).

Но есть удары ~ по самому сердцу. - Всё стихотворение отражает враждебное отношение к Тургеневу читателей разных общественных слоев после выхода в свет романа «Новь» (1877). Тургенев предвидел неблагоприятные отзывы о своем романе; Я. П. Полонскому он, например, писал (11 (23) ноября 1876 г.), что ждет неминуемых ударов от критиков всех направлений: «Никакого нет сомнения, что, если за „Отцов и детей“ меня били палками, за „Новь“ меня будут лупить бревнами - и точно так же с обеих сторон». Особенно больно уязвило Тургенева неприязненное отношение к «Нови» русской молодежи. В черновом автографе строки 11-12 читались так: «И честные, хорошие, молодые души отворачиваются от него». О том же говорят и строки 14-17.

Тургенев датировал свое стихотворение февралем 1878 г. К этому же времени относятся его энергичные заявления об отказе от литературного творчества. Так, редактору журнала «Правда», просившему о сотрудничестве, Тургенев 7 (19) февраля 1878 г. ответил, что прием, который встретили в публике его последние произведения, заставил его прекратить литературную деятельность: «... как бы то ни было, я положил перо и уж больше за него не возьмусь».

А. Луканина в воспоминаниях о Тургеневе приводит выдержку из своего дневника, в котором (под 30 марта 1878 г.) записано, что Тургенев советовал ей не обращать внимания на критику и цитировал стихотворение Пушкина «Поэту» (Луканина А. Мое знакомство с Тургеневым. - Сев Вестн, 1887, № 2, с. 57).

... проклинали путешественника, принесшего им картофель... - Первые известия о картофеле проникли в Европу из Америки в середине XVI века, в 1584 г. он был привезен в Ирландию, через два года - в Англию. В 1716 г. картофель появился в Швеции, в России - во время Семилетней войны; здесь он распространялся довольно медленно и встречал противодействие даже в начале XIX века. Эти сведения сообщаются в статье А. О. Подвысоцкого «Водворение и распространение картофеля в Архангельской губернии в 1765-1865 гг.» (Рус Ст, 1879, № 9, с. 85-100), которая могла быть известна Тургеневу еще до публикации стихотворений в прозе.

«Бей меня! но выслушай!» - говорил афинский вождь спартанскому. - Слова Фемистокла Еврипиаду перед морской победой греков над персами при Саламине. Эту фразу, ставшую крылатой, приводит Плутарх (Изречения царей и полководцев. Фемистокл, 3-5). Ср.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. 3-е изд. М., 1966, с. 45.

Лирика Тургенева очень разнообразна. Он всегда поднимал в своих произведениях проблемы, которые волнуют людей и по сей день. Он писал о любви, предательстве, чувствах, родине и долге перед ней.

Родине он уделял особое внимание, потому что считал ее главной составляющей жизни любого человека. Он не мог себе приставить, что можно жить в дали от своей отчизны и даже не вспоминать о ней, не поддаваться мукам и терзаниям.

Одно из самых необычных и уникальных стихотворений в его большой «литературной полке» можно назвать «Порог». Главной его особенность является то, что стихотворение написано в виде диалога, между мужчиной и молодой девушкой. Такой необычный подход, позволяет читателям взглянуть на мир с ругой стороны, со стороны главного героя, в этом случае ей является молодая девушка.

Своим стихотворением Тургенев хотел заставить читателя думать, размышлять о правильности своей жизни. Ведь мы, как и все остальные люди постоянно находимся перед выбором, который может изменить всю нашу жизнь. Главная героиня стихотворения так же находиться на пороге, один шаг и отделяет ее от правильного пути, но выбирать его она не торопиться.

Мужчина спрашивает ее о том, готова ли она отдать свою жизнь на растерзание, тем самым спасти свой народ. Он предупреждает ее о пытках, которые возможно выпадут на ее волю, о тюрьме, которая будет ждать ее в будущем и смерти, которая придет за ней очень рано.

Стихотворение было написано под революционным воздействием, Тургенев как и другие писатели, обсуждал значение революции в жизни русского народа, ее правильность и необходимость. Девушка в этом случае является революционеркой которая должна пойти на преступления, ради светлого будущего своей страны.

Но автор сомневается, что выход только один и он есть правильны. Ведь девушка может пожалеть о нем, а исправлять что либо будет уже поздно. А вдруг ее взгляды, которыми сейчас руководствуются все ее действия окажутся ошибочными и все полетит крахом.

Это необычное стихотворение было написано, как обращение к народу. Он призывает людей еще раз подумать, ведь после того, как они перейдут эту чету, этот порог, назад пути не будет. Они не должны слепо верить во все, что говорят им другие.

И готовым отдать себя как эта девушка, пусть ею и руководствуются благородные мотивы, ее жертва скорее всего окажется лишней, ничего не значащей.

Анализ стихотворения Тургенева «Довольный человек»

Стихотворение в прозе «Довольный человек» записано на полях рядом со стихотворением «Услышишь суд глупца» и на одном листе со стихотворением «Враг и друг». А. Луканина сообщает, что Тургеневу приходилось быть «мишенью гнуснейших сплетен», и она удивлялась «грязной изобретательности лиц, пускавших их в ход».

В том и заключается гениальность Тургенева — мыслителя, Тургенева — художника, который в нескольких строчках отобразил не просто судьбу отдельно взятого человека, а пороки всего общества.

— Как вы думаете, актуально ли это произведение для нашего времени? IX. Рефлексия.

— Что вы узнали сегодня на уроке?

— Помог он вам что-то понять?

— Интересно ли вам было на уроке?

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе: особенности жанра. Авторские критерии нравственности в произведении "Довольный человек"

  • повторить знания учащихся об особенностях художественной литературы как искусства слова;
  • продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева – мыслителя, художника;
  • дать представление о мировоззрении, гражданской поэзии, взглядах писателя;
  • раскрыть особенности жанра “стихотворение в прозе”, авторские критерии нравственности стихотворений в прозе;
  • развивать умение анализировать текст, делать выводы, обобщения, логически и последовательно излагать свои мысли;
  • учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных и практических задач;
  • воспитывать интерес к литературе как искусству слова;
  • формировать нравственные устои личности.

Тип урока. Комбинированный.

  1. Б.Щербаков. Портрет И.С.Тургенева.
  2. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.
  3. Презентация.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя с элементами беседы.

  1. Учитель читает стихотворение “Страна Литературия”.

Вновь не во сне, а на яву
Без страха и без робости
Мы с вами бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она,
Что есть страна
Л И Т Е Р А Т У Р И Я.

– А чем необычна эта страна?

– Что такое литература? (слайд 1)

1) вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова;

2) совокупность художественных произведений: проза, поэзия, драма.

– Как вы понимаете первое значение слова “литература”?

– Богатство литературы составляют художественные произведения. Чем они отличаются друг от друга?

– Одной из отличительных особенностей художественного произведения является жанровая принадлежность. Какие жанры вы знаете?

– Определите жанр произведения, прозвучавшего в начале урока, и докажите свою точку зрения.

Составление таблицы. (Слайд 2)

  1. Небольшое, чаще всего лирическое, произведение, созданное по законам стихотворной речи:

– речь ритмически упорядоченная;
– присущи рифма, метр (размер)

  1. Задача: передача чувств, переживаний, вызванных теми или иными жизненными впечатлениями.
  1. Небольшое прозаическое произведение лирического
  • Задача: передача чувств, переживаний, вызванных теми или ными жизненными впечатлениями.
  • VIII: Выводы по уроку.
  • Стихотворение в прозе “Довольный человек” записано на полях рядом со стихотворением “Услышишь суд глупца…” и на одном листе со стихотворением “Враг и друг”. А.Луканина сообщает, что Тургеневу приходилось быть “мишенью гнуснейших сплетен”, и она удивлялась “грязной изобретательности лиц, пускавших их в ход”.

    Реальный повод создания данного стихотворения неизвестен, неясным остается также лицо, которое он имел в виду, создавая эту сатирическую характеристику.

    В том и заключается гениальность Тургенева – мыслителя, Тургенева – художника, который в нескольких строчках отобразил не просто судьбу отдельно взятого человека, а пороки всего общества.

  • – Как вы думаете, актуально ли это произведение для нашего времени?
  • IX. Рефлексия.

    – Что вы узнали сегодня на уроке?

    – Помог он вам что-то понять?

    – Интересно ли вам было на уроке?

    Пусть ваш жизненный путь освещает солнышко только с красными лучами, указывая правильную дорогу, и пусть на ней встречаются только добрые люди, готовые прийти вам на помощь, поддержать в трудную минуту, вселить веру.

    И помните:
    Если сердце твоё
    Не горит, а коптит
    Чёрным дымом раздоров
    И мелких обид,
    Если прожил ты жизнь,
    Никого не любя,
    Добрым словом никто
    Не помянет тебя.
    А когда целиною
    Ты первым пройдёшь
    И по следу густая поднимется рожь,
    Когда первую вешку поставишь в пути,
    Чтоб могли за тобою
    Другие пойти,
    Коли в пору распутицы,
    Трудных дорог
    Ты от чистого сердца другому помог,
    Вспоминать о тебе будут тысячу лет.

    X. Домашнее задание.

  • Чтение стихотворений в прозе “Русский язык”, “Близнецы” и др.
  • Подготовить сообщение об особенностях жанра “стихотворение в прозе”.
  • «Стихотворения в прозе», завершившие творческий путь Тургенева

    Тургенев осознал, что бытовая повесть - это форма, малоподходящая для выражения отвлеченных, философских идей. С 1878 г. исходя из жанровых тенденций, уже намеченных в «Поездке в Полесье», в «Довольно», он стал разрабатывать лирический фрагмент в прозе как самостоятельную жанровую форму. Так возникли «Стихотворения в прозе», завершившие творческий путь Тургенева.

    Некоторые из них, около 20, имеют всецело личный характер, но большинство, около 60 фрагментов, йаписанона философские или социально-политические темы. По содержанию они являются дальнейшим развитием того, что было в основном уже высказано Тургеневым в «Призраках» и «Довольно». Писатель снова полон скептицизма по отношению к русской общественности. Он видит дурные стороны в нравственном состоянии образованных слоев общества, но осмысляет их в широком общечеловеческом плане. Он осуждает самодовольство клеветников («Довольный человек»), склонность обвинять идейных противников в собственных грехах («Житейское правило»), стремление к покровительству сильных («Восточная легенда»), легковерие и глупость толпы («Два четверостишия»), невольное предательство друзей («Враг и друг»), малодушие перед глупой наглостью («Дурак») и т. п. Вместе с тем писатель не верит в способность революционеров повести за собой народ («Чернорабочий и белоручка»). В жизни «освобожденной» русской деревни он видит только «довольство» и «покой» («Деревня»), а в характере крестьянства подчеркивает лишь простоту, смирение, доброту («Щи», «Два богача», «Повесить его!»).

    Социальный скептицизм снова заставляет Тургенева придавать важнейшее значение вопросам отношений человека и природы, жизни и смерти. Он видит в природе лишь могучую стихию, неизменно поглощающую все личное («Дрозд»), лишь слепую силу воспроизведения, не знающую различия между человеком и блохой («Природа»), между жизнью человечества и жизнью «козявок» («Разговор»). Он со страхом думает о гибели земли («Конец света») и еще более - о личной гибели («Старуха», «Собака»), о неизбежности смерти («Черепья», «Насекомое»). Единственной ценностью в жизни, могущей преодолеть страх смерти, он считает способность к самоотвержению («Воробей», «Памяти Ю. П. Вревской»), радость благотворительности («Милостыня», «Щи», «Два богача» и др.) и чувство братства всех живых существ, осужденных на смерть («Нищий», «Морское плавание»), а единственной, но мимолетной радостью жизни - красоту и любовь («Как хороши, как свежи были розы. », «Стой!», «Посещение»). И лишь в одном фрагменте («Порог») он отдал дань нравственного при-(знания героической борьбе передовой русской молодежи.

    Но при всей односторонности идейного содержания лирические фрагменты Тургенева отличаются полной искренностью. Они раскрывают внутренний мир человека, обладавшего глубиной мысли, высоким душевным благородством, нравственной честностью и неподкупностью в решении трагических вопросов человеческого существования. Они обладают значительным художественным. совершенством и новаторством формы. Они представляют собой лирические медитации в прозе, естественно, очень небольшие по объему, но отличающиеся большой насыщенностью и гибкостью образности, почти всегда иносказательной, утонченностью интонационно-ритмического построения. Поэтому «Стихотворения в прозе» заняли особенное место среди тех произведений аллего-рическо-символического характера, которыми так богата была русская литература в 1880-1890 гг. («Сказок» Щедрина, рассказов для народа Л. Толстого, аллегорических рассказов Гаршина, легенд и «песен» молодого Горького и т. п.), Но несмотря на преобладание мотивов социального скептицизма и философского пессимизма в произведениях Тургенева 60-70-х годов, все же был в его творчестве этого периода такой момент, когда писатель вновь возвысился до активного и в основном оптимистического интереса к перспективам развития русского общества и вопросам политической борьбы. Это было время, когда русская революционно-демократическая молодежь, вдохновленная народническими теориями и лозунгами П. Лаврова, М. Бакунина, П. Ткачева, смело совершала «хождение в народ» и, претерпевая тяжелые поражения, становилась жертвой жестоких правительственных репрессий. События эти пробудили у Тургенева общественные интересы, способствовали формированию его новых общественных взглядов, которые он выразил в романе «Новь», а отчасти и в некоторых примыкавших к нему произведениях.

    Если домашнее задание на тему: » «Стихотворения в прозе», завершившие творческий путь Тургенева оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

    Свежие новости

    Сочинения по теме

    • Перечень тем сочинений для подготовки к экзамену по русскому языку и литературе 2012 учебном году ЭКЗАМЕН Нормативные документы (продолжение) Смешны или грустны финалы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М. Е.
    • Стихотворения в прозе – художественный анализ. Тургенев Иван Сергеевич Принадлежа к дворянскому классу, Тургенев не сумел стать в ряды революционных борцов за освобождение народа, как это сделали его современники
    • МАСТЕРСТВО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ И. С. ТУРГЕНЕВА Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных
    • Поездка в полесье. повесть. – художественный анализ. Тургенев Иван Сергеевич Поездка в полесье. повесть. Творческая история этой повести Тургенева довольно сложна. Замысел ее, по всей вероятности, относится к 1850 году, ко
    • РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Русский язык») Каждое мгновение на планете Земля происходит настоящее чудо - на свет появляется

    I. Комплексный анализ художественного произведения

    Анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Услышишь суд глупца…» (А. С. Пушкин).

    «Услышишь суд глупца…»

    Пушкин

    Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал её и на этот раз.

    «Суд глупца и смех толпы»... Кто не изведал и того и другого?

    Все это можно – и должно переносить; а кто в силах – пусть презирает!

    Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Человек сделал всё, что мог; работал усиленно, любовно, честно... И честные души гадливо отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.

    – Удались! Ступай вон! – кричат ему честные молодые голоса. – Ни ты нам не нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище – ты нас не знаешь и не понимаешь... Ты наш враг!

    Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться – и даже не ждать более справедливой оценки.

    Некогда землепашцы проклинали путешественника, принёсшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.

    Теперь они питаются им – и даже не ведают имени своего благодетеля.

    Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.

    Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.

    Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь... Но перенести можно и это...

    «Бей меня! но выслушай!» – говорил афинский вождь спартанскому.

    «Бей меня – но будь здоров и сыт!» – должны говорить мы.

    II. Интерпретация поэтического текста (восприятие, оценка, истолкование)

    Ф. И. Тютчев

    Чему бы жизнь нас ни учила,

    Но сердце верит в чудеса:

    Есть нескудеющая сила,

    Есть и нетленная краса.

    И увядание земное

    Цветов не тронет неземных,

    И от полуденного зноя

    Роса не высохнет на них.

    И эта вера не обманет

    Того, кто ею лишь живёт,

    Не всё, что здесь цвело, увянет,

    Не всё, что было здесь, пройдёт!

    Но этой веры для немногих

    Лишь тем доступна благодать,

    Кто в искушеньях жизни строгих,

    Как вы, умел, любя, страдать,

    Чужие врачевать недуги

    Своим страданием умел,

    Кто душу положил за други

    И до конца всё претерпел.

    III. История и теория литературы, культура

    1. По портретной характеристике определите героя (героиню), автора и название произведения.

    А) «Это мужчина среднего роста, с каким-то деревянным лицом, очевидно никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребёнку и как смоль чёрные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамливают узкий и покатый лоб… Перед глазами зрителя восстаёт чистейший тип идиота, принявшего какое-то мрачное решение и давшего себе клятву привести его в исполнение».

    Б) «…немного прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие чёрные глаза и мягкие жидкие волосы; он охотно ленился, и читал охотно, и боялся общества».

    В) «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением...: сдержанная улыбка… хотя и не шла к её отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться».

    Г) «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, ещё с прекрасными тёмно-русыми волосами и действительно раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза её блестели, как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен. И болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшего на лице его».

    Д) «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевлённые красноватые глазки».

    2. Соотнесите имена поэтов с приведёнными ниже строками произведений.

    А) А. С. Пушкин Б) М. Ю. Лермонтов В) Н. А. Некрасов Г) А. А. Фет

    1) В минуту жизни трудную

    Теснится ль в сердце грусть:

    Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть.

    2) В последний раз, в сени уединенья,

    Моим стихам внимает наш пенат.

    Лицейской жизни милый брат,

    Делю с тобой последние мгновенья.

    3) На заре ты её не буди,

    На заре она сладко так спит;

    Утро дышит у ней на груди,

    Ярко пышет на ямках ланит.

    4) Измлада он жизни умел не жалеть,

    Не знал за собой укоризны

    И детям внушал, что честней умереть,

    Чем видеть бесславье отчизны…

    3. О какой стилистической фигуре идет речь?

    Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении компонента (звука, слога, словосочетания, фразы и т. д.) в начале и в конце какого-либо отрезка речи – это

    Или __________________________. Например:

    Я готов рассказать тебе поле,

    Эти волосы взял я у ржи,

    Если хочешь, на палец вяжи –

    Я нисколько не чувствую боли.

    Я готов рассказать тебе поле.

    4. Напишите статью «Дистих» для словаря литературоведческих терминов.

    5. Назовите балеты на сюжеты А. П. Чехова.

    «Услышишь суд глупца…»

    (Пушкин)

    Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал её и на этот раз.

    «Суд глупца и смех толпы»… Кто не изведал и того и другого?

    Всё это можно - и должно переносить; а кто в силах - пусть презирает!

    Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Человек сделал всё что мог; работал усиленно, любовно, честно… И честные души гадливо отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.

    —Удались! Ступай вон! - кричат ему честные молодые голоса. — Ни ты нам не нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище - ты нас не знаешь и не понимаешь… Ты наш враг!

    Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться - и даже не ждать более справедливой оценки.

    Некогда землепашцы проклинали путешественника, принёсшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.

    Теперь они питаются им - и даже не ведают имени своего благодетеля.

    Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.

    Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.

    Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь… Но перенести можно и это…

    «Бей меня! но выслушай!» - говорил афинский вождь спартанскому.

    «Бей меня - но будь здоров и сыт!» - должны говорить мы.

    ——— . ———

    Иван Тургенев
    Февраль, 1878

    _______________________
    1. В названии и тексте - цитата из стихотворения А.С.Пушкина «Поэту»:

    Поэт! не дорожи любовию народной.

    Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

    Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

    2. Картофель был привезён в Европу из Америки путешественниками в середине XVI века (в 1584 г. - в Ирландию, через два года - в Англию, в 1716 г. картофель появился в Швеции). В России картофель появился во время Семилетней войны (1756-1763 гг.); распространялся довольно медленно и встречал противодействие со стороны крестьян вплоть до первой половины XIX века.
    3. «Бей меня! но выслушай!» - слова Фемистокла Еврипиду перед морской победой греков над персами при Саламине - цитата их сочинения Плутарха «Изречения царей и полководцев» (89. Оратор Цицерон).

    Обращение И. С. Тургенева к читателям цикла Senilia :

    К читателю

    Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.

    О названии цикла «Стихотворения в прозе»

    Рукопись, направленная Тургеневым в журнал «Вестник Европы» (в 1882 г.), была озаглавлена «Senilia». На этом же листе в качестве подзаголовка указано: «40 стихотворений в прозе». Вероятно, общий заголовок цикла - «Посмертные» - автор заменил на «Senilia» (от лат . senilis - старческий, стариковский), поскольку планировалась и состоялась прижизненная публикация.

    При подготовке этого цикла произведений для публикации в журнале «Вестник Европы» Тургенев засвидетельствовал в своей переписке и первоначальное заглавие цикла «Posthuma», и его изменение на название «Senilia» , а также определение жанра и подзаголовок - «Стихотворения в прозе» и «Маленькие стихотворения в прозе» (по аналогии с «Petits poèmes en prose» Шарля Бодлера), что в итоге закрепило двойное название цикла «Senilia. Стихотворения в прозе», включающего 83 произведения.

    При этом в различных изданиях, публикациях и переводах одновременно существовали оба названия цикла, например: «Senilia» (Лейпциг), «Gedichte in Prosa» (Бреславль), «Petits poèmes en prose» (Париж; Tourguénief I. Petits poèmes en prose // Revue politique et littéraire de la France et de l"étranger, 1882, № 25, № 26).

    (По мотивам прозы И.С. Тургенева)
    «Услышишь суд глупца...»
    Пушкин.
    Ты всегда говорил правду, великий наш певец,
    Ты оказал её и на этот раз.
    «Суд глупца и смех толпы»...
    Кто не изведал и того, и другого подчас?
    Всё это можно – и должно переносить,
    А кто в силах – пусть презирает!
    Но есть удары, которые больнее бьют, трудно сносить –
    Каждый по самому сердцу попадает.*
    Человек сделал всё, что мог: работал усиленно, любовно, честно.
    И честные души гадливо отворачиваются от него,
    Честные лица загораются негодованием при имени его!
    У честных лиц нет имени своего...
    Удались! Ступай вон! – кричат ему честные молодые голоса. Ты нас не уважаешь!
    Ни ты нам не нужен, ни твой труд!
    Ты наше жилище оскверняешь – ты нас не знаешь и не понимаешь,
    Ты наш враг! Твоё место не тут!
    Что тогда делать этому человеку?
    Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться –
    И даже не ждать более справедливой оценки на своём веку.
    Что гений может от бури ещё дождаться?
    Некогда землепашцы проклинали путешественника, принёсшего им картофель, – **
    замену хлеба, ежедневную пищу бедняка.
    Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар,
    бросали его в грязь, топтали ногами, чтоб уничтожить наверняка.
    Теперь они питаются им – и даже не ведают имени своего благодетеля. Да!
    Пускай! На что им его имя?
    Он и безымянный – спасает их от голода.
    Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами всегда
    Было точно полезною пищей, в любые года.
    Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь.
    Но перенести можно и это. – Она из мира тьмы.
    «Бей меня! но выслушай!» – говорил афинский вождь спартанскому.***
    «Бей меня – но будь здоров и сыт!» – должны говорить мы.
    __________
    *Но есть удары ~ по самому сердцу. – стихотворение отражает враждебное отношение к Тургеневу читателей разных общественных слоев после выхода в свет романа «Новь» (1877). Тургенев предвидел неблагоприятные отзывы о своем романе; Я. П. Полонскому он, например, писал (11 (23) ноября 1876 г.), что ждет неминуемых ударов от критиков всех направлений: «Никакого нет сомнения, что, если за „Отцов и детей“ меня били палками, за „Новь“ меня будут лупить бревнами – и точно так же с обеих сторон». Особенно больно уязвило Тургенева неприязненное отношение к «Нови» русской молодёжи. В черновом автографе строки 11-12 читались так: «И честные, хорошие, молодые души отворачиваются от него». О том же говорят и строки 14-17. Тургенев датировал своё стихотворение февралём 1878 года. К этому же времени относятся его энергичные заявления об отказе от литературного творчества. Так, редактору журнала «Правда», просившему о сотрудничестве, Тургенев 7 (19) февраля 1878 года ответил, что приём, который встретили в публике его последние произведения, заставил его прекратить литературную деятельность: «... как бы то ни было, я положил перо и уж больше за него не возьмусь». А. Луканина в воспоминаниях о Тургеневе приводит выдержку из своего дневника, в котором (под 30 марта 1878 года) записано, что Тургенев советовал ей не обращать внимания на критику и цитировал стихотворение Пушкина «Поэту» (Луканина А. Мое знакомство с Тургеневым. - Сев Вестн, 1887, № 2, с. 57).
    **проклинали путешественника, принесшего им картофель... – Первые известия о картофеле проникли в Европу из Америки в середине XVI века, в 1584 г. он был привезён в Ирландию, через два года – в Англию. В 1716 г. картофель появился в Швеции, в России – во время Семилетней войны; здесь он распространялся довольно медленно и встречал противодействие даже в начале XIX века. Эти сведения сообщаются в статье А. О. Подвысоцкого «Водворение и распространение картофеля в Архангельской губернии в 1765-1865 гг.» (Рус Ст, 1879, № 9, с. 85-100), которая могла быть известна Тургеневу ещё до публикации стихотворений в прозе.
    ***«Бей меня! но выслушай!» – говорил афинский вождь спартанскому. – Слова Фемистокла Еврипиаду перед морской победой греков над персами при Саламине. Эту фразу, ставшую крылатой, приводит Плутарх (Изречения царей и полководцев. Фемистокл, 3-5). Ср.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. 3-е изд. М., 1966, с. 45.