Урок литературного чтения "Сова" В. Бианки

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Оборудование:

  • выставка книг В.Бианки;
  • презентация (Приложение);
  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
  • карточки с деформированным планом;
  • аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл).

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2. Речевая разминка.

Работа со скороговоркой.

Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
Читаем громче целыми словами.
Читаем быстрее .
Читаем быстро .

Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали -
И проснулись на заре.

О ком говорится в скороговорке?

3. Проверка домашнего задания.

С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».

4. Актуализация знаний.

Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки.

11. Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

12. Работа над усвоением смысла прочитанного.

На доске:

  1. Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
  2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
  3. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

Объясните её значение.

Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

13. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах. Проверка по слайду. (Слайд №7)

14. Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)

Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.

15.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по плану. Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

  • Рассердилась сова.
  • Молока у Коровы мало.
  • Шмели на чужих лугах гуляют.
  • Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
  • Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
  • Пошел Старик Сове кланяться.

Взаимопроверка. (Слайд №8)

16. Подведение итогов.

Над каким произведением работали?

Какого жанра? Какова главная мысль сказки?

А как вы, дети, можете помочь природе?

17. Оценка за работу на уроке.

18. Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание:

  1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.
  2. Чтение по ролям.
  3. Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

19. Рефлексия.

Закончите предложения:

  • «Сегодня я узнал ….»
  • «Было интересно ….»
  • «Урок дал мне для жизни…

Используемые источники:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010.
  2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.

Интернет-ресурсы:

  1. Биография В.В.Бианки: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/ 00873501225988269902/
  2. http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki

Главные герои сказки Бианки «Сова» — Старик и Сова. Старик сидел и пил чай с молоком. Когда мимо него пролетала Сова, она поздоровалась и назвала Старика другом. Старик сердито ответил, что Сова ему не друг.

Тогда Сова обиделась и сказала, что больше не будет прилетать на луг Старика, где растет клевер, и не будет там ловить мышей. Старик Сову слушать не стал и прогнал ее прочь.

Сова перестала летать на его луг, и мыши осмелели. Они стали разорять гнезда шмелей, и шмели улетели с этого луга. Некому стало опылять клевер, и он не уродился.

Без клевера корова Старика стала давать мало молока. А вскоре молоко у коровы и вовсе пропало. Не с чем стало Старику чай пить и пришлось ему идти к Сове мириться. Сова простила Старика и стала вновь летать на луг, охотиться на мышей.

Шмели вернулись, стали опылять клевер как раньше, а от клевера и у коровы молоко появилось. Старик снова стал с молоком чай пить и Сову теперь в гости приглашает.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Бианки «Сова» заключается в том, что не следует пренебрежительно относиться к тем, кто нас окружает. Возможно, от кого-то из них зависит и наше благополучие. Старик прогнал Сову и остался, в итоге, без молока.

Сказка Бианки «Сова» учит быть дружелюбным и приветливым.

Какие пословицы подходят к сказке «Сова»?

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

    Тип урока: Изучение нового материала

    Оборудование:

    Связь предметов: литературное чтение - познание мира

    I .Организационный момент.

    Прозвенел звонок веселый.
    Мы начать урок готовы.
    Будем слушать, рассуждать,
    И друг другу помогать.

    2. Речеdая разминка

    Повсюду: в лесу, на полянке,

    В реке, на болоте, в полях-

    Ты встретишь героев Бианки,

    У них побываешь в гостях.

    Про птиц, насекомых, лягушек

    Рассказы и сказки прочтёшь.

    И лучше знакомых зверушек

    Узнаешь, дружок, и поймёшь.

    Прочитайте медленно.

    Прочитайте, ускоряя темп.

    Прочитайте, замедляя темп.

    II .Сообщение темы урока

    IV

    V .Новая тема:

    «Солнца яркого боится.

    Ночью- хмурится как птица

    Ловко мышь найдет в траве.

    Говорим мы о…..(СОВЕ)

    «Сова»

    Чтение стихотворения о сове:

    Днём в ветвях

    Сосны косматой,

    Возле самого ствола,

    Точно столбик сучковатый,

    Дремлет чуткая сова.

    На оранжевых глазищах*

    Веки серые сомкнет,

    «Ушки» длинные встопорщит,

    Терпеливо ночи ждёт.

    Информация «Совы»

    Приметы, связанные с совой.

    Если много сов - урожай будет хороший.

    Филин кричит на оттепель.

    VI

    1. Словарная работа

    Утекает убегает

    хорониться прятаться, таиться

    раздолье много места

    2.Подготовка к чтению

    хо-ро-нишь-ся - хоронишься

    сто-ро-нишь-ся - сторонишься

    рас-сер-ди-лась - рассердилась

    от-ча-ян-ная - отчаянная

    пе-ре-кли-ка-ют-ся - перекликаются

    за-гля-ды-ва-ют - заглядывают

    1 часть- до слов» Ночь пришла

    А что Старик ответил ей?

    Чем они занялись на лугу?

    Что же ответил Стари Сове?

    5. Чтение текста учащимися:

    Что стало с коровой?

    Меняется ли его поведение?

    6. Чтение теста учителем

    Что изменилось в Старике?

    7. Просмотр мультфильма

    5 часть.- до конца сказки.

    VII

    1. Работа над пословицей.

    На доске:

    Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

    Объясните её значение.

    Рассердилась сова. (1)

    Молока у Коровы мало. (4)

    сова —мыши —шмели —клевер —корова —молоко - чай

    Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки - несказки».

    Вывод:

    Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют - несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки - познавательную сказку.

    IX . Подведение итогов урока

    Какая она? (мудрая)

    X . Оценка за работу на уроке.

    XI . Домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки "Сова"" »

Литературное чтение 2 класс

Тема: В. В. Бианки «Сова»

Цель: Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова».

    Дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

    Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.

    Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор

Связь предметов: литературное чтение – познание мира

I .Организационный момент.

1.Психологически настрой на урок.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

2. Речевая разминка

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь.

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймёшь.

Прочитайте медленно.

Прочитайте, ускоряя темп.

Прочитайте, замедляя темп.

II .Постановка цели урока.

Какое слово в тексте написано с заглавной буквы?

Что писал В.В.Бианки?

О ком эти произведения?

Как одним словом сказать?

С какой целью Бианки их писал?

III .Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.В. Бианки.

IV .Актуализация знаний учащихся

Рассказ учащихся о биографии писателя В.В. Бианки:

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь он впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану.

Главная тема его произведений – лес и его обитатели. Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки – от первой сказки «Путешествие красноголового воробья» до последней – «Гоголёнок» – это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком.

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

В его рассказах нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

V .Новая тема:

Как вы думаете, что объединяет все произведения В.В.Бианки?

Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное.

Как называется произведение с содержанием которого мы сегодня познакомимся, вы узнаете, отгадав загадку.

«Солнца яркого боится.

Ночью- хмурится как птица

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о…..(СОВЕ)

Совершенно верно, произведение, с которым сегодня познакомимся так, и называется «Сова»

Чтение стихотворения о сове:

Днём в ветвях

Сосны косматой,

Возле самого ствола,

Точно столбик сучковатый,

Дремлет чуткая сова.

На оранжевых глазищах*

Веки серые сомкнет,

«Ушки» длинные встопорщит,

Терпеливо ночи ждёт.

Информация «Совы»

1.Совы издревле считаются символом учебы и мудрости, который берет своё начало из древнего государства Афин, где эти птицы считались атрибутами и спутниками богини Афины. Именно совы чаще всего встречаются на греческих монетах.
2.Сова – удивительная птица. И это неоспоримый факт. Она таинственна, красива и выразительна. Если вы когда-то повстречали эту птицу, то никогда не сможете спутать её с любой другой. Сова, во-первых, отличается своими большими ушами и глазами, необычным клювом, пушистыми перьями и плоским лицом.

3.Кроме этого, она издает забавные звуки, причем, каждый вид производит свой собственный. Живут эти особи чаще уединенно, но иногда они собираются в стаи, которые называют «парламент».
4.Сова – хищная птица. Питается большим разнообразием добычи: млекопитающими, другими птицами, рептилиями и насекомыми.

Совы, как и другие птицы, не могут жевать, потому как у них нет зубов. Они глотают пищу целиком.

5.Сова – единственная птица в природе, уши которой состоят только из складок кожи. К тому же, уши расположены несимметрично. Это позволяет наиболее точно определить направление на источники звука, а точность определения звука феноменальна – около одного градуса по горизонтали и вертикали.

6. Далеко не все особи, вопреки стереотипам, ведут ночной образ жизни. Некоторые виды охотятся и бодрствуют днем, некоторые, как карликовые совы, активничают утром либо на закате. Живут эти птицы в различных местах, почти во всех регионах земного шара, кроме большей части Гренландии, Антарктиды и нескольких отдаленных островов.

7.Часть сов перелётная, часть – оседлая. Своих гнезд они не строят, селятся часто в нишах скал, дуплах, старых гнёздах хищных птиц. Яйца у них круглые, глянцевые и чисто-белого цвета. Птенцы, как часто это бывает у птиц, появляются на свет беспомощными и слепыми, с белым пухом по всему тельцу, который со временем заменяется на пуховое оперение, а лишь потом на перья.

8.Совы действительно никого не оставляют до сих пор равнодушными. Их необычный окрас, «голос» и поведение всегда будут привлекать внимание людей. Вот такие они – необычные и удивительные существа!

Приметы, связанные с совой.

Если много сов – урожай будет хороший.

Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

Филин кричит на оттепель.

Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.

Сова кричит – на холод.

А какую пользу приносят совы людям? Об этом мы узнаем, прочитав произведение В.В. Бианки «Сова»

VI . Знакомство с произведением «Сова»

    Словарная работа

Как можно заменить слова и выражения?

Утекает убегает

кормовистый клевер, предназначенный для корма скоту

цветень пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки

хорониться прятаться, таиться

раздолье много места

как бы худа не вышло как бы беды не было

чай белить добавлять молоко в чай

пойло питательное питьё для скота

2.Подготовка к чтению

Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами:

хо-ро-нишь-ся – хоронишься

сто-ро-нишь-ся – сторонишься

рас-сер-ди-лась – рассердилась

от-ча-ян-ная – отчаянная

пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются

за-гля-ды-ва-ют – заглядывают

3.Просмотр мультфильма «Сова»

1 часть- до слов» Ночь пришла

Как обратилась Сова к старику?

А что Старик ответил ей?

Почему Старик не считал Сову своим другом?

Как ответил он на её предупреждение? (Прочитайте)

Что значит "утекай пока цела"

4. Работа по электронному учебнику (читает диктор)

2 часть- до слов « Стоит на лугу клевер…»

Почему мыши так расхрабрились?

Чем они занялись на лугу?

Как предупреждает Сова Старика о возможной беде? Прочитайте.

Что же ответил Стари Сове?

Какой был старик? (Легкомысленный, ненаблюдательный)

Взаимосвязаны ли в природе Сова и мыши? Как?

Зависят ли друг от друга мыши и шмели?

5. Чтение текста учащимися:

3 часть- до слов « Старик браниться…»

Почему не родится клевер на лугу?

Что стало с коровой?

Найдите три предупреждения Совы.

О чём она предупреждает Старика?

Меняется ли его поведение?

(Герой стал задумываться о правильности своего поведения).

6. Чтение теста учителем

4 часть- до слов « Простила Сова…»

Что изменилось в Старике?

(Старик не считал Сову своим другом, пренебрежительно. Даже высокомерно относился к ней: « Вишь, чем пугать вздумала! Утекай пока цела». Потом он стал молчать и наконец браниться, так как всё у него разладилось.)

Когда Старик понял свою ошибку?

(Вот и чай белить Старику нечем стало»)

Права ли оказалась Сова? Пришлось ли старику кланяться?

Найдите пословицу. Что она означает?

(Дружно не грузно, а врозь хоть брось).

7. Просмотр мультфильма

5 часть.- до конца сказки.

Как Старик исправил ошибку? Что он понял?

(В природе всё друг с другом связано Если порвётся одно из звеньев, то разорвётся вся цепочка.

Физкультурная минутка «Сова».

Птицы прилетели". Если дети слышат названия птиц, то они машут руками, а если - насекомых, то топают ногами.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Комары, орлы.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Бабочки, стрижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Иволги, кукушки,

Даже совы - сплюшки.

VII . Работа над восприятием прочитанного:

1. Работа над пословицей.

В какой пословице содержится главная мысль сказки?)

На доске:

Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

Объясните её значение.

Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

2. Восстановление деформированного плана.

Рассердилась сова. (1)

Молока у Коровы мало. (4)

Шмели на чужих лугах гуляют. (3)

Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить. (6)

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. (2)

Пошел Старик Сове кланяться.(5)

3.Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд.. Попробуем восстановить эту цепочку.

Давайте нарисуем цепочку взаимосвязи.

сова -мыши -шмели -клевер -корова -молоко – чай

Убедил ли нас писатель том, что человек тесно связан с природой, а в природе все явления и живые существа зависят друг от друга?

Скажите, сказку или рассказ мы читаем? Докажите, что это действительно сказка.

(Произведение « Сова»- сказка: животные наделены человеческими чертами, действуют, думают как люди; использована поговорка:

Мыши не волки, не зарежут тёлки, пословица: Дружно не грузно, а врозь хоть брось; слова автора звучат как стихи- складно».)

К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки».

Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?».

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

VIII. Закрепление прочитанного:

Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).

IX . Подведение итогов урока

С каким рассказом познакомились сегодня на уроке?

Ребята, кто главный герой сказки?

Какая она? (мудрая)

Какого человека мы называем мудрым? (даёт советы, предупреждает об ошибках)

Научила сова чему-нибудь старика?

Какой вывод можно сделать из прочитанного рассказа?

Какова главная мысль сказки?

(Животные помогают человеку, а человек должен помогать животным.)

А как вы, дети, можете помочь природе?

X . Оценка за работу на уроке.

XI . Домашнее задание.

Подготовится к чтению по ролям

Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

XII . Рефлексия.

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

«Урок дал мне для жизни…

Урок по литературному чтению 2 клаcc В. В. Бианки «Сова»

Учитель: Петрюк Елена Владимировна
Тема: В. В. Бианки «Сова»
Цели: 1. Продолжать знакомство с творчеством В. В. Бианки.
Познакомить с произведением «Сова».
2. Развивать навыки выразительного и беглого чтения;
обогащать словарный запас; развивать умения
анализировать поступки героев.
3. Воспитывать толерантность и доброжелательные качества
личности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Метапредметные:
- работа с текстом;
- слушать и понимать речь других;
Предметные:
- выразительное чтение;
- использование интонаций, соответствующих смыслу текста;
- устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения.

Оборудование: выставка книг, ноутбук, монитор,
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и задания,
Игры, шутки всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.

2. Проверка домашнего задания.
Чтение отрывков из произведений В. В. Бианки (по очереди появляются иллюстрации на мониторе)
1) «… - Спору нет, видишь ты лучше меня. А вот слышишь ты тихий плеск вон там, за третьим поворотом речки? Хоттын – Лебедь прислушался и говорит:
- Выдумываешь, никакого плеска нет. Тихо в лесу…

(Глаза и уши)

2) «…Слышишь, какая музыка гремит в лесу?
Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет
певцами и музыкантами…»


(Кто чем поёт?)

3) «Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его
родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает:
«Отдохну немножко - и вниз»…»


(Как Муравьишка домой спешил)

Чем похожи эти произведения?
- Ребята, кто автор этих произведений? (появляется портрет)


Виталий Валентинович Бианки – мастер литературной сказки. Почти все его сказки – научные, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить её.

3. Постановка целей урока.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением, а каким вы отгадайте.
Всё ночь летает.
Мышей в поле собирает?


(Сова)
Сейчас послушаем, что представляет о себе сова, расскажет Борзило Валерия

Сова – ночной охотник. С помощью изумительного острого слуха они улавливают шуршание мышки на земле с верхушки высокого дерева. Уши у совы расположены по бокам головы и обращены вперёд. На снимке вверху хорошо видно, что на лице совы находятся две «антенны - тарелки», образующие их перья направляют звуки прямо в уши.

4. Изучение нового материала.

1) Первичное чтение.

Чтение сказки учителем с сопровождение иллюстраций на экране.





-Что это за произведение?
- Почему сказка называется «Сова»?

2) Словарная работа

Ребята в сказке встретились слова, которые нужно объяснить.
На экране появляются слова
- Прочитайте эти слова про себя, по слогам, полностью.

КОРМОВИСТАЯ – образованно от слова корм
ГЛАЗИЩАМИ – образованно от слова глаза
УТЕКАЙ – убегай
ПОЙЛО – питательное питьё для скота.

3) Вторичное чтение

Выразительное чтение учащимися (7 человек)
4) Проверка усвоения содержания после прочитанного.
- Кто главный герой сказки?
- Что можно сказать о сове?
- Что можно сказать о старике?
- Какие ещё персонажи встретились в сказке?

5. Физкультминутка.
Давайте сказку мы разучим
Давным–давно в лесу дремучем.
Стояла старая избушка.
Жила в ней злющая старушка.
Когда из дома выходила,
То головой всегда крутила.
Ходила со своей клюкой,
Со злости била всё рукой.
Одной рукой, потом другой.
Устала бедная шуршать,
Теперь ей надо подышать,
А также спину разогнуть
И сесть немного отдохнуть.

6.Моделирование.
Откройте свои тетради
- Ребята, что это за произведение? Докажите.

Чем мы обозначаем сказку?
- О ком эта сказка? (сказка о животных)
- Каким цветом обозначаются такие сказки?(коричневым)
- Кто автор? (В. В. Бианки)
- Как называется эта сказка? (Сова)


Схематический план
1.- Почему сова рассердилась на старика? Найдите в тексте.
2. – Что произошло, когда сова перестала летать на лугу? Найдите в тексте.
3. - Что стали делать шмели? Найдите.
- Кому необходим клевер и почему?
4. – Что произошло с коровой?
5. - Что пришлось сделать старику? Найдите в тексте.
6. – Как восстановилось всё в природе?


- Ребята, как человек связан с природой и зависит от неё?

8.Итог урока
- Что нового изучили на уроке?
- Ребята кто считает, что активно участвовал в уроке, подойдите и возьмите на память совёнка.

Урок литературного чтения

во 2-м «Б» классе

по теме « В. Бианки "Сова" »

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

    продолжить знакомство с творчеством В. В. Бианки;

    развивать навыки выразительного, беглого чтения;

    обогащать словарный запас;

    развивать умения анализировать поступки героев.

Планируемые результаты.

    Личностные.

осознават ь рол ь язык а и реч и в жизн и людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

    Метапредметные(УУД,работа с текстом

- слушать и понимать речь других;

пользоваться приёмами слу шания:

    Предметные.

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения.

    Деятельность обучающихся.

Уметь:

выполнять творческую работу (сочинение сказок);

определять его тему и главную мысль

Оборудование:

    выставка книг В.Бианки;

    презентация ( );

    карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);

    карточки с деформированным планом;

    аудиозапись «Крик совы» ( ).

Формы организации урока:

    коллективная;

    фронтальная;

    групповая;

    индивидуальная работа;

    работа в парах.

Связь предметов: литературное чтение – окружающий мир

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

2.Речевая разминка.

- Сегодня наш урок предлагаю начать со скороговорки.

- Прочитайте её. Постарайтесь запомнить.

Медведь лежит в густой тени.

Его за лапу не тяни.

Прочитайте скороговорку вслух спокойно.

    Закройте глаза, повторите её.

    Произнесите скороговорку без звука.

    Игра «Радио» (от тихого к громкому).

    Проговорите скороговорку

быстро в паре друг другу.

5. Игра «Кто догонит учителя».

- Для чего мы сейчас работали со скороговоркой?

3.Актуализация знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.

-С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Найдите в тексте и прочитайте о том, кто в лесу издавал звонкий, ласковый звук..

Прочитайте. Как поступил старик с медведем?

Какова главная мысль этого рассказа?

ВЫВОД: Мы должны любить и охранять природу. Природа и человек одно неразрывно связанное целое.

4.Формирование учащимися темы и цели урока.

Эту взаимосвязь показал в своём произведении В. В. Бианки.

звук (крик совы)

Кого вы услышали? (Дополнительно можно использовать загадку).

Кто днём спит, не летает.

А ночью мышей по полю гоняет.

У. Сформулируйте тему нашего урока.

На доске: Виталий Валентинович Бианки. «Сова».

У. Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

На доске:

Познакомиться с произведением…….

Учиться правильно….

Проанализировать…..

4. Подготовительная работа.

-. Что вы знаете о сове?

. Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.

На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)

- Что помогает им охотиться?

а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.

- Какую пользу приносят совы?

Приметы о сове.

    Если много сов – урожай будет хороший.

    Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

    Филин кричит на оттепель.

    Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.

    Сова кричит – на холод.

«А вы знаете?»

(Слайд №5) Выступление подготовленного ученика.

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

5. Подготовка к восприятию нового материала. . Чтение сказки В.В. Бианки «Сова».

Чтение слов (запись на доске):

    от-ча-ян-ная – отчаянная;

    хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);

    сто-ро-нишь-ся – сторонишься;

    рас-сер-ди-лась – рассердилась;

    пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;

    за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;

    стар – старик – стариковом.

Какие слова вам не понятны?

(Слайд №6) «Словарная работа»

Как можно заменить слова и выражения?

Утекает

убегает.

Кормовистый

клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться

прятаться, таиться.

Раздолье

много места.

Как бы худа не вышло

как бы беды не было.

Чай белить

добавлять молоко в чай.

Пойло

питательное питьё для скота.

6. Первичное знакомство с текстом.

Чтение текста учителем.

Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

Назовите главных героев.

Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

Можно ли ему дать другое название? Какое?

Физминутка для глаз.

У. Назовите героев сказки.

По мере называния героев, их фигурки выставляются на доску.

2. Чтение-обсуждение.

У. Давайте прочтем эту сказку еще раз и пронаблюдаем за происходящими событиями.

У. Как начинается сказка? Чтение отрывка.

У. Что произошло? (Улетела сова). Почему? По ходу действия сказки фигурки героев убираются с доски или добавляются.

Чтение отрывка

Почему?

Чтение отрывка

Почему?

Чтение отрывка

Почему?

Чтение отрывка.

Почему?

У. Как изменилась жизнь старика?

Почему?

У. От чего же зависело благополучие старика? (От общих усилий героев сказки).

У. В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.

. Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

Закрепление нового материала

1.Выразительное чтение

Чтение произведения учениками по частям.

Составление плана. (Работа в паре)

Чай без молока.

Примирение.

Ссора с совой.

Определите порядок следования частей.

2.Чай без молока.

3.Примирение.

1.Ссора с совой.

Какой главный вывод сделали сова и старик? Прочитайте.

Что вы прочитали? К какому жанру относится это высказывание? (Народная мудрость, фольклор, пословица).

Как вы ее понимаете?

2.Работа над усвоением смысла прочитанного

Какая связь между совой и чаем старика? Давайте нарисуем цепочку взаимосвязи.(работа в парах)

СЛАЙД 8

сова мыши шмели клевер корова молоко чай

Рефлексия.

У. Какое «открытие» сделали для себя сегодня?

На доске: Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Нужно иметь мужество исправлять свои ошибки.

Нужно уметь прощать.

У. Как вы думаете, эти «открытия» вам пригодятся в жизни

Домашнее задание.

    Инсценировать любой диалог из сказки.

Используемые источники:

    Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010.

    Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.

    Энциклопедия « Я познаю мир. Животные»

Интернет-ресурсы:

    Биография В.В.Бианки: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/ 00873501225988269902/

    http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki