Уорхол работы. Энди Уорхол. Фотографии разных лет

Считался одним из самых известных художников Америки. Но простых людей привлекало не столько его творчество, сколько стиль жизни. Скандалы, смелые высказывания в прессе. Все это работало на имидж короля поп-арта. Казалось, что он родился и вырос в этой среде, где царила вечная атмосфера праздника, и каждый день загорались новые звезды.

Детские и юношеские годы будущей знаменитости

Лишь немногие знали, что еще около двадцати лет назад Энди Уорхол, картины которого стали безумно популярны, был совершенно другим человеком. Он родился в промышленном Питсбурге в тысяча девятьсот двадцать восьмом в простой семье эмигрантов из Словакии. И он часто задавался вопросом о том, почему к нему так несправедлива жизнь. Кто-то купается в роскоши, а ему приходится донашивать одежду за старшими братьями. Ведь он ничем не хуже детей богачей. Тем более, природа наградила его талантом. Он замечательно умел рисовать.

В тысяча девятьсот сорок седьмом году будущий художник Энди Уорхол поступил в технический университет на факультет дизайнерского искусства. На его обучение родители отдали все свои сбережения. Энди был просто счастлив. Он, наконец, попал в творческую атмосферу.

Более того, многие сокурсники и педагоги восхищались талантом, которым обладал Энди Уорхол. Работы его были полны энергии, они буквально дышали жизнью. И никто не догадывался, что у этого способного парня далеко идущие планы. Он хотел не просто рисовать, а зарабатывать на этом огромные деньги.

Начало творческой деятельности

Сразу после окончания университета в тысяча девятьсот сорок девятом Энди переезжает в Нью-Йорк. Это был город, в котором, как он считал, каждый мог стать звездой. И первое, что он сделал - это купил белый элегантный костюм и принялся за поиски работы. Все полученные заказы Энди Уорхол выполнял талантливо и в срок. И все его руководители были им очень довольны.

Неожиданно у скромного юноши обнаружилось еще одно уникальное качество. Он лучше многих художников улавливал коньюктуру рынка. И интуитивно чувствовал, как подать рекламный образ талантливо и красиво.

Его первой профессиональной работой было создание иллюстраций к статье "Успех". Это была работа для журнала "Гламур". Через год он сделал плакат против наркотиков для малоизвестной молодежной прередачи о проблемах молодежи сразу повысился, а сам плакат был признан лучшей рекламой года.

Полная смена образа

Гонорары Энди резко поползли вверх. Но ему хотелось славы, признания общественности и светской жизни. Тогда Энди Уорхол, картины которого на сегодняшний по праву считаются лучшими в искусстве поп-арта, решает полностью изменить свой имидж и стилистику работы.

Теперь он не пропускал ни одной модной вечеринки. Вскоре он становится своим среди богемной публики. Его считали забавным парнем, подающим большие надежды художником. Но Уорхола это не устраивало. Таких, как он, было много, а ему хотелось быть единственным.

Возникновение нового направления в искусстве

В это время в Америке начал зарождаться поп-арт. Направление, где объектом для живописи могло стать все что угодно. Газетные вырезки, кричащие рекламы или герои мультфильмов. Энди никогда не боялся экспериментов. И начал трудиться в этом направлении.

В тысяча девятьсот пятьдесят втором в Нью-Йорке прошла его первая персональная выставка. Но она не имела успеха. Энди не отчаивался. Он продолжал искать новые образы и приемы, пробовал новые сочетания цветов и продолжал посещать многочисленные вечеринки.

В тысяча девятьсот шестьдесят втором в Лос-Анджелесе открылась очередная выставка работ, которые создал Энди Уорхол. Картины, находящиеся на ней, озадачили многих пришедших зрителей. Экспозиции напоминали полки супермаркетов. На стенах висели рисунки с изображениями кока-колы, долларов, банок супов. Причем повторяющихся неоднократно.

Но шок мгновенно сменился восторгом. Это было именно то, чего все ждали. Глянцевые этикетки товаров, красота по-американски. Как ни странно, но до Энди Уорхола никому в голову не приходило изобразить то, перед чем преклонялись миллионы американцев: мир денег и вещей.

Рождение нового короля

Так всего за несколько часов из мало кому известного художника рекламы, пусть и зарабатывавшего около ста пятидесяти тысяч в год, Энди Уорхол, картины которого произвели настоящий фурор, превратился в короля поп-арта.

Прямо на выставке ему задали вопрос о том, что он намерен теперь рисовать. И Энди не задумываясь, ответил, что возможно даже и Но нарисовал Мерлин Монро. Краски для печати он выбрал кислотные.

Знаменитые картины Энди Уорхола. Фото изображений

Изображение актрисы получилось странным. Лимонные волосы, и ярко накрашенные губы. Никто и никогда не рисовал главный секс-символ Голливуда именно так. Ведь все привыкли считать ее красивой пустой куклой. А на самом деле она была глубоко несчастной женщиной. Художник вновь тонко уловил настроение миллионов.

После смерти Монро стала идолом. И все предметы, отображающие образ, стали безумно популярны, в том числе и эта работа - картина Мерлин Монро. Энди Уорхола вдохновил этот замысел, и он, решив, что движется в правильном направлении, создал целую серию портретов кумиров шестидесятых: король рок-н-ролла Элвис Пресли, актриса Элизабет Тейлор, боксер и многие другие звезды. Люди превратились в образы.

Тысячи новых портретов

Он никогда не заставлял свои модели позировать. Зачем проводить долгие часы в мастерской, если есть "полароид"? Энди совсем забросил масляные краски. Какой смысл, когда есть шелкография. Лицо, выполненное при помощи этой техники, выходило идеальным. Ни морщин, ни прыщей, ни Именно так, как нравится обывателям.

К тому при помощи этой техники можно было сделать не один портрет, а сотни и даже тысячи. Портреты Энди Уорхола стали пользоваться неимоверной популярностью. И он не скрывал, что перед ним новая цель. Он хотел поставить современное искусство на конвейер. И в тысяча девятьсот шестьдесят третьем году открыл свою фабрику.

Создание собственной фабрики

Это помещение, выкрашенное в серебристый цвет, было одновременно клубом, апартаментами и мастерской. Сюда приходили художники, музыканты, режиссеры и просто яркие личности. Кто-то танцевал, пел, другие просто обсуждали последние новости, а Энди в это время творил. Правда, львиную долю работы выполняли ассистенты. Вырезали трафареты, заливали в них краску. Уорхол лишь руководил процессом.

Он никого не звал на свою фабрику. Туда приходили сами и были счастливы, если могли быть хоть чем-то полезны Энди Уорхолу. Окружив себя странными людьми, он черпал в этой атмосфере свое вдохновение.

Однажды этому неутомимому искателю новых идей приходит в голову мысль снять на камеру своего спящего друга. После просмотра полученного материала Энди решает снимать кино. С этого дня съемка на фабрике шла постоянно.

Творческое затишье

А семидесятые стали для Уорхола годами затишья. Он делал портреты для богатых заказчиков и изображал новых кумиров: Лайзу Минелли, Дайану Росс, Джона Леннона и других звезд. Он продолжал оставаться самым высокооплачиваемым художником. Его называли человеком-легендой.

Персональные выставки Энди Уорхола проходили в Италии, Франции, Голландии. А в тысяча девятьсот семьдесят пятом он побывал даже в Москве, где было открыто собрание экспозиций современного искусства.

Энди Уорхол – это человек-легенда, художник, перевернувший с ног на голову мир современного искусства. Его работы продаются за миллионы долларов, а художественное наследие высоко оценивается критиками и простыми ценителями искусства всего мира.

В настоящее время имя этого выдающегося мастера стало подлинным символом целого направления, которое обычно принято обозначать термином «поп-арт». Но что же позволило этому выдающемуся американцу добиться столь впечатляющего признания? Понять это можно, только лишь заглянув в прошлое великого художника.

Ранние годы, детство и семья Энди Уорхола

Наш сегодняшний герой появился на свет в городе Питтсбург (Пенсильвания) и стал четвертым ребенком в большой семье иммигрантов из восточной Европы. По наиболее достоверным данным, родиной его семьи являлась Словакия, однако в некоторых источниках можно встретить также упоминания об украинских корнях художника.

Родители будущего художника перебрались в США в начале двадцатого века. Отец Энди трудился на угольной шахте, а мама была домохозяйкой.

Любовь к рисованию и изобразительному искусству пришла к нашему Энди еще в раннем детстве. В третьем классе будущий известный художник заболел хореей Сиденгама и около года оставался прикован к постели. Этот синдром поражает мышцы и приводит к неконтролируемым движениям конечностей. В этот период он начал «убивать время», рисуя всевозможные портреты, пейзажи, а также составляя коллажи из старых газетных вырезок.


Весьма примечательно, что уже в те времена Уорхол начал рисовать самые заурядные предметы окружающего мира – зажженные лампы, пачки из-под сигарет, брелки для ключей и многое другое. Впоследствии художник признается, что именно в этот период началось формирование его фирменного стиля, который остался с ним до конца его дней и принес ему огромный успех и славу.

После окончания средней школы Энди поступил в Технологический институт Карнеги-Меллон, где начал изучать графику и основы коммерческой иллюстрации. По сообщениям некоторых авторитетных источников, в институтские годы Энди был одним из самых талантливых учеников в своей группе. Однако успехи в учебе соседствовали с очевидным неумением находить контакт со сверстниками и педагогами.

Биография Энди Уорхола

После получения диплома (специальность – графический дизайн) наш молодой Энди перебрался в Нью-Йорк, где получил работу оформителя витрин. В этот период он рисовал рекламные плакаты, праздничные открытки, а также занимался общим декорированием стендов. Некоторое время спустя он начал плодотворно сотрудничать с известными глянцевыми изданиями Harper"s Bazaar и Vogue. Здесь он работал в качестве художника-иллюстратора.

Карьера художника Энди Уорхола

Первый успех пришел к молодому художнику уже в 1950-м году, когда он выгодно использовал художественные кляксы при создании рекламы обуви «И. Миллер». После этого он стал часто получать выгодные контракты. Его гонорары неуклонно росли.


В 1952-м году Энди провел свою первую полномасштабную выставку, которая моментально принесла ему огромный успех. В 1956-м году Уорхол был успешно принят в «Клуб художественных редакторов», а уже некоторое время спустя начал создавать свои первые картины, построенные на методе трафаретной печати.

К этому моменту талантливый художник зарабатывал порядка ста тысяч долларов в год, оставаясь по данному показателю одним из самых успешных авторов своего времени.


Во второй половине пятидесятых он начал впервые увлекаться фотографией, однако изобразительное искусство все еще оставалось для него превыше всего.

В 1960-м году Энди Уорхол создал дизайн для банок напитка Кока-кола, который принес ему еще несколько крупных чеков. В этот период наш сегодняшний герой начал создавать серию картин о продуктах массовой культуры, которая очень скоро стала его «визитной карточкой».

Эпизод об Энди Уорхоле из фильма «О чём говорят мужчины»

В период с 1960-го по 1962-й художник представил публике серию произведений с изображенными на них банками супа «Кэмпбелл». После этого последовала серия работ «Зеленые бутылки кока-колы».

Работы начала шестидесятых годов были выставлены в картинной галерее «Stabl» и моментально стали очень популярны. В этот период кто-то называл картины художника отражением культуры массового потребления, а кто-то просто говорил о незаурядном умении художника находить эстетику в обычных вещах.


В 1963-м году Энди Уорхол купил старое заброшенное здание в Нью-Йорке и организовал здесь нечто вроде собственной мастерской. Данное место получило название «Фабрика» и очень скоро стало плацдармом для создания и представления работ известного автора. Наняв команду молодых художников, признанный мэтр поручил им воссоздавать свои собственные работы, делая, таким образом, искусство продуктом массового потребления.

В середине шестидесятых годов Уорхол начал увлекаться альтернативными видами искусства. Он создает свои работы из картона, старых банок, пачек из-под порошка. Кроме того, в этот период талантливый автор начал снимать свои первые фильмы.


Однако отнести данные работы к области кинематографа можно было далеко не всегда. В настоящее время короткие кинематографические этюды художника чаще причисляют к сфере все того же альтернативного искусства, так как многие из фильмов мэтра не имели даже четкого сюжета.

Покушение и последние годы жизни Энди Уорхола

Третьего июня 1968 года феминистка и бывшая модель Уорхола Валери Соланас вошла на «Фабрику» художника и несколько раз выстрелила ему в живот. Художник перенес клиническую смерть и долгую операцию, которая все-таки помогла спасти ему жизнь. Оправившись от травм, он отказался давать показания против своей бывшей модели, а потому Валери получила лишь три года колонии.


После покушения Энди Уорхол сильно переменился. Он часто рисовал произведения, так или иначе связанные со смертью. Очень сильно на него повлияла смерть Мерилин Монро , что вылилось в написание его известнейшей картины, посвященной актрисе. Впоследствии работы данного периода будут выделены ценителями искусства в отдельный этап творчества автора.


Служение искусству в жизни художника продолжалось до конца его дней. В 1987-м году великий и непонятный Энди Уорхол скончался во сне от остановки сердца. В тот период ему было пятьдесят восемь лет.

Личная жизнь Энди Уорхола

Долгое время молва приписывала великому художнику роман с его подругой и музой Эди Седжвик. Они были половинками одного целого – одинаково одевались, красили волосы в один и тот же цвет, всюду появлялись вместе.


Энди и его муза познакомились в 1965 году, когда Эди впервые попала на «Фабрику» художника. Она снялась в нескольких его фильмах и хотя они зачастую не были доступны широкому кругу зрителей, о модели стали чаще писать в прессе.

«Я соблазнила Энди Уорхола» (трейлер фильма)

Однако данные отношения в один прекрасный момент оборвались по невыясненной причине, предположительно из-за чрезмерного употребления Эди наркотиками.

Энди Уорхол всегда хранил свою личную жизнь в тайне. Хотя большинство исследователей сходятся во мнении, что великий художник был геем, но доподлинно это не известно.

6 августа исполнилось бы 88 лет Энди Уорхолу. За 37 лет карьеры сын мигрантов-русинов из Словакии Андрий Варгола превратил искусство в часть системы потребления, показав, что любая вещь может стать арт-объектом.

Картина была создана по горячим следам - после гибели актрисы. Уорхол свел воедино два полотна - пять десятков небрежно раскрашенных портретов, сделанных с фото Монро на съемках фильма «Ниагара», и еще один такой же, только графический, в черно-белой гамме. Выполненная в технике шелкографии, «Мэрилин» стала одним из главных инструментов превращения актрисы в посмертный культ. Девять лет назад картину купили за $80 млн, в начале десятилетия полотно появилось в британской галерее Tate.

В том же году, когда был сделан «Диптих Мэрилин», Уорхол взялся за любимую свою еду - супы «Кэмпбел». Он стал фиксировать банки с супом в больших количествах, поясняя, что работает с тем, что нравится ему лично. Самый известный вариант, большая банка с открывашкой, ушла на аукционе за $24 млн - случилось это после смерти художника. Наверняка Энди сильно удивился бы такой цене, так как сам продавал картины с банками по 100 долларов.

3 июня 1968 года Валери Соланас, работавшая ранее с Уорхолом как актриса, явилась в его «Фабрику» и выпустила три пули ему в живот. Пережив клиническую смерть, Энди, однако, не стал давать показания против Соланас. Очень боявшийся боли, болезней и смерти и в то же время сильно интересовавшийся этими темами, после покушения художник почти полностью сфокусировался на них. «Пистолет», созданный спустя полтора десятка лет после случившегося, демонстрирует копию оружия, из которого стреляла Соланас. Возможно, Уорхол таким образом пытался посмотреть страху в лицо.

Уорхол во второй половине 60-х стал продюсером группы Velvet Underground. Продюсирование заключалось в пиаре - продвижении информации о группе среди нужных людей и СМИ. Главный же вклад в коллектив Лу Рида Уорхол сделал, нарисовав обложку дебютного альбома. Банан, подпись Энди, три слова - Peel slowly and see - смотрелся конверт пластинки отлично. Поначалу, в первом тираже диска, Velvet Underground вовсю концептуальничали, предлагая сорвать наклеенный на конверт тот самый желтый банан, чтобы обнаружить под ним еще один - розовый и очищенный.

Больше всего Энди, по его собственному признанию, любил деньги. Было бы странно, если бы Уорхол не перенес эту любовь на холст. В процессе создания картины Энди использовал для печати свои рисунки банкнот на кальке, под которую он подкладывал одно- и двухдолларовые купюры. 47 лет спустя, в 2009-м, «200 однодолларовых купюр» стали лотом на аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке. Аукционисты планировали, что картина уйдет максимум за $12 млн., но были, мягко говоря, приятно удивлены, когда спрос разогнал цену лота до $43,7 млн. «Искусство – это прибыль, если оно хорошо продается», - утверждал Энди. Он был прав, похоже.

Сделанная за 15 лет до смерти Короля рок-н-ролла картина является самой дорогой работой художника. В 2008 году ее выставил на аукцион итальянский коллекционер Аннибале Берлингьери и получил $100 млн., так лик Элвиса, растиражированный и окрашенный в серебро, стал воплощением мечты Энди, желавшего максимальной цены за свои работы.

УОРХОЛ ЭНДИ

Настоящее имя – Анджей Вархола

(род. в 1928 г. – ум. в 1987 г.)

Знаменитый американский художник, скульптор, дизайнер, режиссер, продюсер, писатель. Один из создателей поп-арта, лицо американской культуры второй половины XX века.

Одна из самых ярких и противоречивых фигур американской поп-культуры второй половины XX века, неординарная личность и создатель направления поп-арт – Энди Уорхол – называл свою деятельность «производством» и «фикцией», а себя – «машиной» и мечтал, чтобы все люди думали одинаково, и в то же время хотел, чтобы каждый на планете стал знаменитым «хотя бы на 15 минут». Он возвел массовую культуру в ранг искусства и сам стал его частью, потому что публика воспринимала его не как личность, а, скорее, как часть его же произведений. Уорхол оказал колоссальное влияние на мировую культуру второй половины XX века. Его жизнь и творчество стали подтверждением его же знаменитой фразы: «Искусство ничего не меняет, оно само меняется, неизбежно двигаясь к концу». Он сделал из искусства бизнес и сказочно разбогател.

Точных сведений относительно даты рождения Анджея Вархолы, к сожалению, нет. Источники называют не только разные даты: 6 августа и 28 сентября, но и разные годы – 1927, 1928 и 1930. Анджей родился в городе Питсбурге, штат Пенсильвания, в семье бедных выходцев из Чехословакии. Его отец умер, когда Анджею было 13 лет. Мальчик рос замкнутым и стеснительным, самым страшным испытанием для него стала школа, где над тощим белобрысым Анджеем все смеялись. Все время, свободное от ненавистного пребывания в школе, мальчик проводил дома, да и мать, опасавшаяся за своего слабого младшего сына, боялась отпускать его далеко от себя. У Анджея довольно рано появилось увлечение – он делал коллажи из цветных картинок старых журналов и комиксов, – вырезал, склеивал, дорисовывал.

После окончания школы Анджей изучал дизайн в Технологическом институте Карнеги, а позже ему каким-то чудом удалось поступить в Калифорнийский технический университет на факультет дизайна. Это было престижное учебное заведение, и наш герой выглядел там довольно жалко на фоне детей из богатых семей. Он почти ни с кем не общался и культивировал свои комплексы, хотя в университете над ним не смеялись, как в школе, здесь его скорее жалели. Вскоре преподавателям стало ясно, что Вархола очень талантлив, и ему начали помогать: сокурсницы делали задания по английскому языку (сам Анджей в то время не мог связать на бумаге и двух слов), профессора боролись за то, чтобы его не выгнали из университета, когда вместо классических моделей он рисовал нищих или детей, ковыряющихся в носу.

После окончания университета Анджей Вархола отправился в Нью-Йорк – центр культурной жизни Америки и модных художественных галерей. Он сменил свое имя на более благозвучное для США – Энди Уорхол, снял дешевую студию и начал обивать пороги рекламных агентств и редакций популярных изданий. Уже первые его работы в рекламе стали пользоваться большим успехом, они были яркими и запоминающимися – Уорхол отлично улавливал веяния времени.

В Нью-Йорке раскрылся еще один талант Уорхола. Ранее всегда замкнутый и нелюдимый, он начал притягивать к себе людей, как магнит. Как бы компенсируя недостаток общения и развлечений в юные годы, он стал активным тусовщиком, не пропускал ни одной презентации, выставки или вечеринки, постоянно пропадал в ночных клубах, что не мешало ему работать в дневное время, так как Энди с детства страдал бессонницей. Позже Уорхол признался в своей патологической тяге к тусовкам: «Если бы в Нью-Йорке устроили торжественное открытие сортира, я пришел бы туда первым». Эта любовь к появлению в публичных местах оказалось ему на руку: лучшей рекламы для художника трудно было представить. К этому времени уже окончательно сформировался его образ – неизменные темные очки, седой парик (Уорхол очень рано облысел) и дорогой костюм, заляпанный красками. В дневное время он редко покидал свою студию – его тонкая светлая кожа моментально обгорала, и если он и выходил на солнце, то только с зонтиком и в темных очках.

Довольно быстро Энди Уорхол стал самым высокооплачиваемым рекламщиком Нью-Йорка. Однако такое положение вещей его не совсем устраивало, ведь Уорхол считал, что, работая в рекламе, где тебя знают только коллеги по цеху, мировой известности не добьешься. В это время в Америке зарождалось новое направление – поп-арт, оно стирало грани между «высоким» и «массовым» искусством, живописным объектом могло стать все что угодно – реклама, газетные вырезки, герои мультфильмов. Все это напоминало Уорхолу его детские эксперименты с коллажами, которыми мальчик когда-то развлекал свою семью и всю улицу. И уже взрослый Энди вновь начал экспериментировать в поисках нового метода, который помог бы ему достичь своей цели – прославиться. В 1956 году Уорхол едет в путешествие: он посещает Индию, Египет, Францию, Италию, Великобританию и многие другие страны, где изучает местную культуру и искусство. Образцом эпатажа считается озвученное им впечатление от этой поездки: «Самое красивое в Риме – “Макдональдс”. Самое красивое в Париже – “Макдональдс”. Самое красивое в Лондоне – “Макдональдс”». С точки зрения массового искусства – это действительно так. Дворцы, храмы и монументы Старого Света – искусство элитарное, представленное в единичных экземплярах, а «Макдональдс» – это единая концепция, вершина массовости и стандартизации.

Во время своего мирового путешествия Уорхол окончательно утверждается в мысли, что современное искусство должно быть массовым и коммерческим, и по возвращении в Америку вновь берется за холст.

После продолжительных попыток и экспериментов с техникой письма удачную, как оказалось впоследствии, идею ему неожиданно подкинула одна знакомая, сказав: «Что ты больше всего любишь? Деньги. Вот и нарисуй доллар. Смысл в том, чтобы взять что-нибудь простое и всем известное – тот же доллар или консервную банку с супом». Монументальные полотна с банкой томатного супа «Кэмпбелл», созданные художником в 1962 году, на долгие годы стали визитной карточкой Энди Уорхола и сделали его по-настоящему известным. Газеты и критики захлебывались от восторга, цены на его работы стремительно подскочили вверх, а сам художник удивлялся, до чего же наивен этот мир, до чего же все оказалось на самом деле просто. Очень точно охарактеризовал успех картин с супом «Кэмпбелл» искусствовед Роберт Хьюз: «Разрисовывать консервную банку само по себе не значит заниматься настоящим искусством. Но подлинным в Уорхоле остается то, что уровень производства супа в консервной банке он поднял до уровня создания картин, придав им характер массового производства, – потребительское искусство имитирует процесс, а также облик потребительской культуры». Еще одним продуктом народного потребления, увековеченным на картинах Уорхола, стала «кока-кола». Художник объяснял свой выбор тем, «что ее пьют все – и президент страны, и Лиз Тэйлор, и нищий, который знает, что его “кока-кола” не хуже, чем у президента». Однажды на выставке, где среди других работ были представлены полотна с супом «Кэмпбелл», один нью-йоркский критик язвительно заявил Энди: «Если можно нарисовать рекламу супа, то почему бы не нарисовать и рекламу пива?» Уорхол совершенно серьезно с ним согласился, и уже на следующий день на экспозиции красовался и «портрет» пивной банки. Кстати, доллар, о котором говорила его знакомая, подсказавшая идею с супом, Уорхол тоже изобразил…

Вокруг Уорхола теперь постоянно крутилось огромное количество людей, и вскоре художник открыл большую студию, окрестив ее «Фабрикой», которая впоследствии стала символом нового искусства. В комнатах «Фабрики» толпились молодые художники, актеры и просто люди, мечтавшие стать знаменитыми. Их притягивала необычная аура Уорхола, ему поклонялись, пели дифирамбы и были готовы исполнить любую его прихоть, а это означало только одно – Энди Уорхол стал живым идолом поп-культуры. Из общения с людьми, посещавшими «Фабрику» или жившими там, Энди черпал свое вдохновение. Из-за этого он нажил себе огромное количество врагов, зачастую используя чужие идеи или включая в свои фильмы записи с откровенными рассказами людей, которым он обещал этого никому не показывать. Именно «Фабрика» и ее посетители во многом помогли сделать искусство массовым, как того и хотел Уорхол, работы появлялись тысячами, в некотором смысле слова это была настоящая фабрика. Художник с гордостью заявлял: «На нашей «Фабрике» в день создается по фильму, по картине, скульптуре, много рисунков, много фотографий».

На протяжении пяти лет, с 1963 по 1968 год, Уорхол активно занимался, по собственному выражению, «кинопроизводством». За этот период он создал несколько сотен фильмов, начиная с массы трехминутных проб и портретов и заканчивая 150 полнометражными фильмами. В существующие кинематографические рамки работы Энди Уорхола не вписывались, они представляли собой гремучую смесь из авангардного, голливудского и андеграундного кино, включали в себя элементы порнографии, театра, минимализма и портрета. Продолжительность этих фильмов колебалась от трех минут до двадцати пяти часов. Лишь считанные единицы из сотен фильмов Уорхола были поняты и приняты зрителями. Зачастую на протяжении нескольких часов на экране находился всего один актер. «Я начал делать мои фильмы с одним актером. В течение нескольких часов он курил, сидел, ел, спал. Я это делал, потому что понял, что зрители ходят в кино главным образом для того, чтобы увидеть своего любимого актера. Вот я и дал им эту возможность», – говорил Уорхол. В фильме «Эмпайр» 1964 года камера вообще на протяжении восьми часов фиксирует изображение знаменитого нью-йоркского небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг. Можно сказать, что фильмы Энди Уорхола – противоположность коммерческого игрового кино, это в некотором смысле «антифильмы», не имеющие аналогов в истории мирового кинематографа.

К 1968 году Уорхол стал признанным мастером поп-арта, его выставки проходили по всему миру. В Америке он был самым популярным художником, его картины продавались по немыслимым ценам. Энди прославился и своими скандальными интервью, в одном из которых ко всеобщему удивлению он заявил: «Меня никогда не трогали собственные работы. Я делаю дешевую писанину…» В Лос-Анджелесе весной того же года на открытии большой ретроспективы его работ Уорхола ждала толпа, которая скандировала: «Мы любим Энди Уорхола!» Успех выставки был грандиозным. И при этом сами выставки художника нельзя было назвать чисто художественными, здесь играл роль и интерьер, и свет, и всевозможные инсталляции. Он мог показывать на выставке груды картонных коробок, хаотично набросанных по углам комнат, – и ничего более, а выставка все равно пользовалась грандиозным успехом.

Все в том же 1968 году Уорхолу принесла сценарий фильма радикальная феминистка, единственный член ею же самой созданного «Общества уничтожения мужчин» Валери Соланас. Художник посчитал сценарий слишком «грязным» и отказался снимать по нему фильм. Когда девушка несколько раз появлялась на «Фабрике» с требованием вернуть рукопись, Энди всякий раз отмахивался от нее и просил зайти попозже. Однажды терпение неуравновешенной Валери лопнуло. Через пару дней после возвращения Уорхола из Лос-Анджелеса она вновь появилась на «Фабрике», подошла к Уорхолу, достала из бумажного пакета револьвер и сделала три выстрела по художнику, еще одним ранила человека из окружения Энди. После чего Соланас спокойно вызвала лифт и уехала. На улице она обратилась к первому встреченному полицейскому со словами: «Я стреляла в Энди Уорхола». Позже этими словами назовут фильм о ней и этой мрачной истории.

В больнице врачи констатировали клиническую смерть художника. Мало кто думал, что физически слабый Уорхол сможет выжить после трех пулевых ранений, но он выжил. На выздоровление ушел целый год, и всю оставшуюся жизнь художник вынужден был носить корсет из-за того, что врачи неудачно сшили ему мышцы живота. Фотография Ричарда Аведона, на которой запечатлен голый торс Энди Уорхола с изуродованным страшными шрамами животом, обошла журналы всего мира.

После покушения Энди, почти избавившийся было от своих комплексов, вновь стал бояться людей. Он начал постоянно носить бронежилет, ужесточил фэйс-контроль на входе на «Фабрику» и не выходил на улицу после восьми вечера. «После выстрела я как во сне. Ничего не понимаю. Не пойму, жив я или умер», – часто повторял Уорхол. Теперь художник очень неохотно давал интервью, мог на все вопросы отвечать только «да» или «нет»; иногда спрашивал у репортеров, что бы они хотели от него услышать, и давал разрешение опубликовать их ответ в качестве собственного. Уорхол вообще не любил рассказывать о себе, зачастую на подобные вопросы он отвечал: «Если вы хотите все узнать об Энди, смотрите мои фильмы, мои картины. В этом весь я. Больше ничего нет». Уорхол стал избегать появления на публике, нередко он отправлял похожего на него внешне человека читать лекции от своего имени.

Энди Уорхол не скрывал своей нетрадиционной ориентации, но и не кричал о ней на всех перекрестках. У него не было громких и скандальных романов, как у других звезд, он предпочитал быть наблюдателем, а не участником: «Любовные фантазии гораздо лучше любви плотской. Никогда не заниматься этим – очень увлекательное занятие».

Своеобразной была и литературная деятельность Энди Уорхола. В 1968 году вышла его первая книга под названием «А», состоявшая из записей телефонных разговоров на «Фабрике». Следующая книга появилась несколькими годами позже, она называлась «Философия Энди Уорхола. От А до В и наоборот». Главной ее темой были рассуждения о том, что искусство – это процесс зарабатывания денег. С 1969 года под руководством Уорхола издавался знаменитый в Соединенных Штатах журнал «Интервью», в котором звезды брали интервью у других звезд.

С 1970 года начался самый успешный период в творчестве Энди Уорхола – он стал методом шелкографии создавать портреты знаменитостей. Его изображения Мэрилин Монро, Лайзы Миннелли, Джимми Картера, Элвиса Пресли, Элизабет Тэйлор и Мао Цзедуна обошли весь мир. Один критик назвал портрет Мэрилин Монро работы Уорхола Джокондой XX века. Теперь можно было уже говорить не только об американской, но и о мировой известности художника. Излюбленный метод Уорхола – шелкография – тиражная техника, она делала создание картин не долгим кропотливым процессом, как всегда было принято считать, а воистину массовым «производством». Уорхол использовал только яркие, чистые цвета, без всяких полутонов, теней и нюансов, он лишил свои работы реалистичности и жизни, они не дышат, это – просто оттиски, образы, еще более безжизненные, чем на рекламных плакатах, а их создатель удовлетворенно объясняет: «Я люблю все искусственное». Он уничтожил разницу между подлинником и копией, поскольку шелкография предполагала создание практически неограниченного количества оттисков. Художник считал, что именно такое искусство – банальное и растиражированное – нужно современному миру, и, судя по своей сумасшедшей популярности, во многом был прав. К тому же чем дальше, тем больше публику интересовала сама личность Уорхола, а не его произведения, имя Энди стало скорее торговой маркой, нежели именем деятеля искусства.

В 80-е годы XX века Уорхол вновь много работает в рекламе. В 1980 году он разработал и осуществил проект собственного кабельного телевизионного канала и стал его директором. В том же году вышла очередная книга художника «Попизм: Уорхол в 60-е». В этот период он заканчивает работать с образами звезд и принимается за живописные шедевры прошлого – выходят его серии «Мона Лиза» и «Тайная вечеря».

Со второй половины 80-х годов XX века у Энди Уорхола заметно ухудшилось здоровье, это обстоятельство усугублялось тем, что художник панически боялся врачей и отказывался лечиться. Зимой 1987 года у него обострилось воспаление желчного пузыря, и Уорхол был вынужден лечь в больницу для проведения несложной операции. Хирургическое вмешательство прошло успешно, но на следующий день медсестра нашла художника в постели мертвым. Он умер во сне от сердечного приступа. Это случилось 22 февраля 1987 года. Уорхол был похоронен в родном Питсбурге. На состоявшейся 1 апреля поминальной службе в соборе Святого Патрика в Нью-Йорке присутствовало около двух тысяч человек.

Когда после смерти художника его друзья и адвокаты вскрыли квартиру Уорхола, куда тот при жизни не допускал никого, то обнаружили там огромное количество самых разнообразных вещей, находившихся в жутком беспорядке. Среди них было множество не распакованных свертков с покупками, многочисленные флаконы духов и индийских благовоний, драгоценности, шедевры мировой живописи в подлинниках вперемешку с откровенным хламом из лавок старьевщиков. Энди Уорхол тратил на покупки миллионы долларов, но никому не показывал своих приобретений. Деньги он также хранил в своей квартире в коробках из-под печенья, не доверяя банкам. Пестрая коллекция Уорхола была продана на знаменитом аукционе «Сотби» более чем за 25 миллионов долларов. Эти деньги, по завещанию Энди, были переданы в созданный им фонд помощи художественным организациям.

Через несколько лет после смерти знаменитого художника в его родном Питсбурге был открыт музей Энди Уорхола, в котором собрано множество его произведений.

До сих пор непонятно, как мог этот тихий и странный человек, всегда скрывавший свой истинный облик под париком и огромными темными очками, стать лицом своего времени и столь удачно совместить искусство и бизнес. Некролог, опубликованный в «Нью-Йорк Таймс», дал, пожалуй, самое точное и емкое определение феномена Энди Уорхола: «Лучшее произведение Уорхола – это сам Уорхол». Действительно, его работы невозможно оценить по достоинству, ничего не зная об их создателе, образ этого странного и застенчивого человека неотделим от его произведений, и наоборот. Еще одно, очень точное определение творчества Энди Уорхола принадлежит рок-музыканту Мику Джаггеру, лидеру группы “Rolling Stones”, в расцвете своей популярности тоже попавшему на полотно знаменитого художника: «Если хочешь узнать, что было самым популярным в тот или иной период, посмотри, что в это время рисовал Уорхол». И это правда. Энди очень тонко чувствовал веяния времени и моментально отражал предпочтения широких масс в своих работах – будь то томатный суп «Кэмпбелл» или Мэрилин Монро, «кока-кола» или Элизабет Тэйлор.

Из книги Философия Энди Уорхола автора Уорхол Энди

Из книги Тот, кто называл себя О.Генри автора Внуков Николай Андреевич

Из книги Мадонна [В постели с богиней] автора Тараборелли Рэнди

Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол

Выход: Энди Берд Перелом в отношениях Мадонны с Энди Бердом наступил в октябре 1998 года, когда он сделал несколько спорных, хотя и довольно безобидных, замечаний о ней в прессе. «У нас были страстные отношения, над которыми стоило бы поработать, - заявил Энди Берд в

Из книги GAYs. Они изменили мир автора Дегтярева Виктория Анатольевна

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

Энди Уорхол Папа попа Его называли Папой попа, под папой подразумевая, разумеется, понтифика, а под попом – поп-арт: направление в искусстве, которое он, хоть и не основал, но безоговорочно возглавил. Даже если кто-то чудом не слышал его имя – то уж непременно видел его

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

6 августа. Родился Энди Уорхол (1928) Близнецы В августе 2008 года отмечались два славных юбилея: Энди Уорхолу исполнилось бы восемьдесят, картине Ильи Глазунова «Русская красавица» (с которой, по мнению критиков, и начинается зрелый Глазунов) исполнилось 40.Уорхол родился 6

Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей Юрьевич

УОРХОЛ ЭНДИ Настоящее имя – Анджей Вархола(род. в 1928 г. – ум. в 1987 г.) Знаменитый американский художник, скульптор, дизайнер, режиссер, продюсер, писатель. Один из создателей поп-арта, лицо американской культуры второй половины XX века.Одна из самых ярких и противоречивых

Из книги Великие мужчины XX века автора Вульф Виталий Яковлевич

Король телевизионного шоу Энди Самуэль Гриффит (Andy Samuel Griffith) (1 июня 1926, Маунт-Эйри - 3 июля 2012, Мантео) В мае 2007 года судья Окружного суда Джон С. Шабаз рассматривал необычное дело. Иск был подан против некоего Уильяма Фенрика из города Платтевиль, штат Висконсин, который

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Энди Уорхол Приключения Белого КроликаИмя Энди Уорхола гораздо известнее, чем его работы. В то же время его работы гораздо известнее его самого. Этот парадокс вполне в его духе – Уорхол всегда старался казаться тем, чем не являлся, и быть тем, чего быть просто не могло.

Из книги От Диогена до Джобса, Гейтса и Цукерберга [«Ботаники», изменившие мир] автора Циттлау Йорг

УОРХОЛ ЭНДИ Настоящее имя – Анджей Вархола(род. в 1928 г. – ум. в 1987 г.) Известный живописец, представитель поп-арта, мастер механической аппликации. «Художник – это человек, создающий то, в чем у людей нет необходимости, но по какой-то причине, как он считает, это следует

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Энди Уорхол (Андрей Варгола): один на вечеринке Валери Соланас была в ярости. В таком гневе, что три раза выстрелила в Энди Уорхола из своей беретты.Только одна пуля попала в него, но ранение оказалось тяжелым. Она пробила ему левое легкое и прошла дальше через желчный

Из книги The Intel [Как Роберт Нойс, Гордон Мур и Энди Гроув создали самую влиятельную компанию в мире] автора Мэлоун Майкл

Энди Уорхол и Эди Седжвик Америка 1960-х была особым миром, кратко охарактеризовать который можно всего тремя словами: секс, наркотики, рок-н-ролл. Энди Уорхол в этом мире был не просто своим – он был почти полубогом там, где смешивались в единый экзотический коктейль

Из книги автора

Глава 31. Энди в изгнании В сентябре 1949 года вся страна слушала радио, когда министра иностранных дел Венгрии, Ласло Райка, подвергли показательному процессу, такому же, какие проводили в СССР в конце 1930-х годов во время сталинских репрессий. Райк, которого пытали, сознался

Из книги автора

Глава 42. Энди-боец Модель Intel 80386 была официально выпущена в октябре 1985-го, в тот же самый месяц, когда Intel вышел из бизнеса по производству микросхем памяти. Широкомасштабные поставки пришлись на третий квартал 1986 года. Отражая мировой масштаб индустрии персональных