Учебник для первого года обучения (старый вариант)

I четверть

Элементы музыкальной речи.

Характер музыкальной темы. Развитие темы.

Урок 1 . Элементы музыкальной речи.

Музыка окружает нас повсюду. Можно сказать, что мы живем в музыкальном мире. Сегодня ведущей ролью музыки стало развлечение: под нее мы танцуем, отдыхаем, музыкальный фон стал обычным, часто даже неосознаваемым. Но музыка с древних времен имеет гораздо большее значение в нашей жизни. Она воспитывает человека, облагораживает его внутренний мир. Музыка помогает: укачать ребенка, организовать массовое действие или общую работу. Музыка лечит. Музыка налаживает общение людей разных национальностей.

Музыка (от греч. «муза») – искусство, которое отражает действительность и воздействует на человека при помощи организованных звуков (по высоте, длительности, громкости и тембру).

Музыка в чем-то похожа на речь. Она так же обращена к слушателю с целью воздействовать на него. В музыке, как и в речи, внутреннее состояние человека выражается с помощью интонации, регистра, темпа, тембра, динамики их изменения и взаимосвязи. Мелодию, аккомпанемент, лад, тембр, регистр, динамику, темп, штрихи, ритм, и метр - называют элементами музыкальной речи .

    Мелодия (от греч. «песня, напев») – выраженная одноголосно музыкальная мысль . Мелодия играет самую важную роль в музыкальном искусстве. Мелодия бывает вокальная и инструментальная . Различают два типа мелодии: кантилена (от итал. «пение») – напевная, плавная и речитатив (от лат. «декламировать») – стремление приблизиться к естественной речи. Кроме того, различают мелодии широкого диапазона и узкого диапазона (звуковой объем голоса или инструмента – интервал между самым низким и самым высоким звуком). Большое значение для выразительности мелодии имеет ее направление. Восходящее движение мелодии обычно связано с усилением напряжения, а нисходящее – с расслаблением (влияние закономерностей дыхания и особенностей работы голосовых связок). Но иногда, добиваясь особенного эффекта, композиторы используют, например, нисходящее движение для усиления тревоги, напряжения и наоборот. Чаще мелодия движется волнообразно : широкие ходы вверх заполняет плавное поступенное движение вниз и т.п.

    Аккомпанемент (от франц.) – сопровождение мелодии . Разделение на мелодию и аккомпанемент свойственно гомофонно-гармонической фактуре (от лат. «обработка, строение» - музыкальное изложение), в отличие от одноголосной, аккордовой или полифонической. Аккомпанемент служит гармонической опорой мелодии (гармония от греч. «стройность, соразмерность» – аккорды и их последовательность). Различают два типа изложения аккомпанемента: аккордовый и фигурированный .

    Лад (от греч. «согласие, стройность, порядок») – согласованность музыкальных звуков по высоте. В классической музыке чаще используются два основных лада – мажор и минор .

    Тембр – (от франц. «окраска») – окраска звука. Голоса инструментов, благодаря особому их устройству обладают неповторимым звучанием. По тембру различаются и голоса в хоре (снизу - вверх): бас - тенор - альт - сопрано.

    Регистр (от лат. «список, перечень») – участки диапазона различных музыкальных инструментов. Различают: низкий , средний и высокий регистры.

    Динамика (от греч. «сила») – громкость звучания. Для обозначения динамики используются итальянские термины.

    Темп (от лат. «время») - скорость звучания музыкального произведения. Различают темпы быстрые , умеренные и медленные. Для обозначения темпа используются итальянские термины.

    Штрих (от нем. «черта, линия») – выразительный элемент, способ исполнения. Так же обозначается итальянскими терминами.

    Метр (от греч. «мера») – равномерное чередование сильных и слабых долей. Метр и ритм указывают на очень давнюю связь музыки со стихом и телодвижением.

    Ритм (от греч. «теку») – чередование долгих и коротких звуков. Сочетание разных по длительности музыкальных звуков образует ритмический рисунок. Ритмический рисунок, который используется на протяжении всего произведения или его части, называют ритмоформулой . По ритмоформуле можно узнать некоторые танцы, например, мазурку -

Задания:

    При помощи таблицы в Приложении 1 найдите и выпишите в тетрадь динамические оттенки по порядку: от очень тихого до очень громкого.

    При помощи таблицы в Приложении 2 найдите и выпишите в тетрадь умеренные темпы.

    Прочитайте стихи, выделяя ударения в словах, определите, в каком двухдольный метр, а в каком трехдольный. Как называются эти размеры стихов? Найдите свои примеры.

Б. Заходер

Дедушка Рох

Дедушка Рох

Посеял горох,

Землю пахал –

Тяжко вздыхал,

Когда убирал –

Пот утирал.

Когда молотил -

По пальцу хватил.

Зато, когда ел,

Язык проглотил –

До того было вкусно!

Г. Сапгир

Сколько ног?

Маша кошку рисовала.

Миша ей сказал:

Смотри,

Ног у кошки вышло мало

– Только три.

Дай-ка мне подрисовать.

Раз, два, три

Четыре, пять!

Урок 2

Музыкальный образ. Музыкальная тема.

Роль элементов музыкальной речи в создании образа.

Когда мы слушаем музыку, то не пытаемся выделить отдельно мелодию, ритм, регистр, тембр и т. д., а воспринимаем целое. Перед нами возникает неповторимый музыкальный образ , который хотел донести до нас композитор. Вся сложность заключается в том, что невозможно понимать язык музыки в том же прямом смысле, как мы понимаем язык литературы или конкретные образы живописи. Музыка передает эмоции, настроения, чувства.

Подбирая эпитеты (от греч. «приложение») – определения, передающие ​ впечатления о предмете, мы можем описать свои впечатления о музыкальном произведении.

В музыкальном произведении может быть один или несколько образов. Они воплощаются в музыкальных темах. Музыкальная тема (от греч. «то, что положено в основу») – основная мысль произведения, материал для дальнейшего развития. По характеру темы могут быть близкими, дополняющими друг друга или, наоборот, далекими, противоположными – контрастными . Сходное или различное звучание музыкальных тем зависит от тех элементов музыкальной речи, которые подобрал композитор для каждой из них.

Пользуясь Приложением 3 , подберем эпитеты к Главной и Побочной темам «Богатырской» симфонии А. П. Бородина . Темы контрастны. Характер Главной мы можем описать эпитетами: значительный, мужественный, решительный, настойчивый, воинственный, тяжелый (необходимо подбирать не менее 5 слов). А характер Побочной темы – ласковый, мягкий, приветливый, светлый, спокойный. Подобранные эпитеты помогут нам потом, при повторном прослушивании, узнать темы.

Если мы сравним элементы музыкальной речи, из которых складываются Главная и Побочная темы, то увидим, что они тоже различаются. Таким образом, контрастный характер музыкальных тем создается различными элементами музыкальной речи. И, наоборот, в сходных по характеру темах мы обязательно обнаружим общие элементы музыкальной речи.

Задания:

1. Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти А. П.

Бородина. Какие композиторы жили с ним в одно время?

    Попробуйте сочинить свое музыкальное произведение. Придумайте и запишите название, характер музыкальной темы и элементы музыкальной речи, из которых он сложился.

    Сравните характер Главной и Побочной тем в Увертюре к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Есть общие черты? Сходны ли элементы музыкальной речи?

Урок 3

Музыкальный образ.

Программная музыка.

Иногда композитор, желая быть понятым более точно, пользуется способностью музыки передавать не только настроение, но и образы движения, а так же умением подражать различным звукам, например: пению птиц, топоту коней, плеску волн. И перед нашим внутренним взором разворачиваются целые картины, «нарисованные» музыкальными звуками: образ-портрет, образ-сцена, образ-пейзаж, образ-настроение. А чтобы уточнить наши впечатления, направить их, композитор дает произведению название или даже описывает словами то, что мы должны понять из услышанного. Такая музыка называется программной .

Музыкальный образ «Полета валькирий» Р. Вагнера доступен каждому слушателю - погоня, битва и падение. Это то, что передано исключительно элементами музыкальной речи. Воинственность музыке придает схожесть с маршем: четкий пунктирный ритм, мелодия с интонациями сигналов, движением по звукам трезвучия. Тембры медных духовых инструментов напоминают военный оркестр. Изменения динамики позволяют представить, как герои приближаются издалека, проносятся мимо и удаляются. Пользуется Вагнер и звукоизобразительностью: скачка, свист, рассекающей воздух стрелы, гром ударов, падение. Таким образом, общий замысел вполне понятен. А знание сюжета оперы «Валькирия» (2 часть тетралогии «Кольцо нибелунга»), где и звучит этот симфонический антракт (музыкальный фрагмент, предваряющий действие в опере) позволяет еще более конкретизировать его содержание: Богиня-воительница, нарушившая волю отца, пытается спастись от его гнева на своем крылатом коне.

Прослушав «Полет валькирий» Р. Вагнера, напишем небольшое сочинение, в котором воссоздадим картину, которая нам представилась. Не забудем о том, что яркие музыкальные образы нуждаются в ярком описании.

Задания:

1.Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти Р.

Вагнера. Какие композиторы жили с ним в одно время?

    Что обозначает немецкая поговорка: «Настоящий музыкант умеет слышать глазами и видеть ушами»?

    Запишите элементы музыкальной речи, которыми воспользовался Р. Вагнер в «Полете валькирий».

произведений (возможно из репертуара по специальности).

Урок 4

Развитие музыкальной темы.

Секвенция.

Мы узнали, что тема занимает ведущее положение в музыкальном произведении. И не только благодаря запоминающейся мелодии или яркому образу, но и способности к развитию ( изменению). Каждая музыкальная тема на протяжении своего изложения изменяется полностью или частично. Развитие темы приводит к кульминации (от лат. «вершина») – самому напряженному моменту музыкального произведения, или его части . Существует несколько приемов развития музыкальной темы: повторение, секвенция, вариационное развитие, имитация.

Самый простой прием развития – повторение . Обычно он встречается в песнях, где одна и та же мелодия повторяется с разными словами. На повторении основана и секвенция (от лат. «следую») - прием развития, который усложнен тем, что тема повторяется на разной высоте, через одинаковый интервал, точно или приблизительно.

Прослушаем фрагмент симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1888) . Эта музыка программная. Всем хорошо известны арабские сказки «1000 и одна ночь». Но Римский-Корсаков еще предваряет симфоническую сюиту программой: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин дал зарок казнить каждую из жен после первой брачной ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».

Две важные музыкальные темы открывают произведение: Тема Шахриара и Тема Шехеразады – они контрастны. Подберем эпитеты для каждой из них. Развертывание Темы Шехеразады плавно подводит нас к следующей теме – «Море». Мы легко узнаем, откуда она «выросла» - из Темы Шахриара. Тема Моря звучит сначала очень широко, неторопливо, покачиваясь. Постепенно характер темы меняется, представляется, что на море поднимаются волны, они все выше и выше, и вот разражается настоящая буря. Этот эффект достигнут при помощи секвенции – Тема Моря с каждым разом звучит все выше, благодаря этому и нарастет напряжение.

Задания:

1. Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти Н. А.

Римского-Корсакова. Какие композиторы жили с ним в одно время?

2. Найдите в произведениях по специальности секвенцию.

3. Напишите небольшое сочинение по Теме Моря. Отразите в тексте те

изменения, которые с ней происходят.

Урок 5

Развитие музыкальной темы.

Вариационное развитие.

Вариационное развитие – это тоже повторение, но видоизмененное, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема. Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основной в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы.

Прослушаем фрагмент Симфонической фантазии «Камаринская» М. И. Глинки (1848) . Здесь звучат две русские народные темы. Первая – свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», а вторая – плясовая «Камаринская». Вариационное развитие помогает Глинке приблизиться к особенностям исполнения народных мелодий. Например, часто русские народные песни начинаются с одноголосного запева, к которому постепенно добавляются голоса, варьирующие основную мелодию. Так и первая тема «Камаринской» излагается сначала одноголосно. Потом к ней добавляются новые тембры различных инструментов, пока не вступает весь оркестр. Плясовая тема также первый раз звучит одноголосно. Ее развитие напоминает разудалую народную пляску, в которой танцоры стараются удивить нас все новыми и новыми «коленцами». Наступает даже такой момент, когда композитор вообще убирает мелодию, оставляя только аккомпанемент. Но плясовая тема уже врезалась в нашу память, и нам кажется, что она продолжает звучать. Удивительнее всего переходы между темами – совершенно различные контрастные первоначально темы после развития совершенно естественно соединяются одна с другой.

В финале (4 части) 4 симфония П. И. Чайковского (1877). В композитор тоже использует русскую народную песню. Она настолько известна, что не нуждается в напоминании. Мы ее, конечно, узнали. Для ее развития композитор также пользуется вариационным способом развития.

Вариационное развитие помогает раскрыть музыкальную тему по-новому, более полно, с разных сторон, и это очень обогащает звучание.

Задания:

    Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти М. И. Глинки. Какие композиторы жили с ним в одно время?

    Вспомните и запишите, какие элементы музыкальной речи изменялись в первой теме «Камаринской» М. И. Глинки. Какие во второй?

    Вспомните и запишите 5 названий произведений П. И. Чайковского.

Урок 6

Русское народное музыкальное творчество.

Календарные песни.

Мы уже начали говорить о народных мелодиях и особенностях их развития. И теперь остановимся подробнее на этом особом искусстве. Вокальное и инструментальное творчество народа называется м узыкальный фольклор (от англ. «народная мудрость»). Авторы народных песен неизвестны, они передаются из уст в уста, и каждый исполнитель добавляет что-то от себя. Благодаря такому коллективному творчеству песни существуют в нескольких вариантах. Кроме того, многократная переработка шлифует напев, оставляя в нем только самые яркие мелодические обороты и интонации. Народная песня неразрывно связана с жизнью народа, его трудом, бытом, мировоззрением. С русской историей сравнивал Максим Горький русскую народную песню.

Жизнь древнего человека напрямую зависела от проявления сил природы. Неудивительно, что наши предки не только обожествляли эти таинственные силы, но и подмечали их особенности, закономерности. Все это выражалось в обрядах, а обряды сопровождались песнями, танцами. Сложился годовой круг праздников: Рождество, Святки, Масленица, Сороки (Жаворонки), Пасха, Егорьев день, Троица, Ивана Купалы. Любопытно, что все они были приурочены к еще более древним – языческим праздникам, посвященным дням солнцестояния и солнцеворота. Так сложился самый древний круг песен – календарные .

Год начинался весной, именно тогда звучали веснянки . Все действия людей были направлены на то, чтобы поскорее пришло тепло. Дети бегали с выпеченными из теста жаворонками, разбрасывая их в поле или раскачивая на шестах, чтобы они казались летящими. Женщины и девушки поднимались на заре на пригорки или крыши домов и звали весну. Мелодии этих песен состоят из настойчиво повторяющихся восклицательных интонаций. Узкий диапазон и переменный лад – особенности веснянок. Кроме того, каждая строфа заканчивается особым выкриком – «гуканьем».

Колядки (от лат. «первый день каждого месяца») – народные величальные песни, приуроченные к зимним обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Крещение. Колядки исполнялись молодыми людьми, часто ряженными, чтобы отпугнуть нечистую силу. На шестах они несли круг с лентами – символ солнца. В каждой колядке есть обязательная часть – величально - поздравительная. За добрые пожелания хозяева должны были одарить колядовщиков.

На Святки (время от Рождества до Крещения) молодежь гадала. Часто гадания сопровождались специальными песнями – подблюдными . Они состояли из куплетов-загадок: о скорой свадьбе, богатстве, благополучии, болезни, даже смерти. На блюдо или чашу с водой складывались серьги, кольца всех присутствующих. Во время песни выбранная девушка доставала вещицы по одной - хозяину кольца или сережки и предназначалось предсказание.

Хороводные первоначально были одной из разновидностей весенних песен. Позже они стали звучать на протяжении всего года. Хороводы (караводы, карагоды, круги) были круговые и некруговые – песни-игры (танки или гаивки). В песнях-играх танцующие подражали трудовым движениям или разыгрывали шуточные сценки. Хороводные песни могли быть лирическими, плавными, неторопливыми, или – скорыми, шуточными.

Задания:

    По верованиям древних славян Весна прилетала на крыльях птиц. Самой почитаемой птицей был жаворонок. Догадайтесь, почему у него такое название?

    Зачем колядовщики наряжались медведем, козой, чертом? Нарисуйте такой костюм.

    Знаете ли вы гадания? Расспросите взрослых и опишите одно.

Урок 7

Русское народное музыкальное творчество.

Семейно-бытовые. Былины. Лирические песни. Частушки.

Еще один обширный круг песен – семейно-бытовые . Русские народные песни были почти на все случаи жизни: Родинные, Крестьбинские, Колыбельные, Свадебные, Плачи.

Колыбельная песня служит для убаюкивания ребенка. Очень простая, даже однообразная мелодия звучит спокойно, размеренно, слова и мелодические обороты часто повторяются - ребенка надо усыпить, а не развлечь.

Старинная русская свадьба состояла из традиционных комедийных и драматических сцен, игр и сопровождалось все действо разнохарактерными свадебными песнями . Этот «спектакль», в котором были точно расписаны и известны «роли» длился иногда несколько дней, увлекая в свои участники, всех жителей. Руководил всем человек – сват или дружка, который в совершенстве знал все тонкости обряда. Начинались свадебные гуляния в доме невесты: сватовство, смотрины невесты, девичник, выкуп невесты, прощание невесты с семьей. Потом все ехали в церковь на венчание. И вторая часть свадьбы проходила уже в доме жениха. Здесь были накрыты столы и постоянно звучали песни: величальные, застольные, шуточные, плясовые.

Особое место в народной музыке занимает песня-плач – напевно интонируемая поэтическая импровизация, связанная с выражением горя, скорби. Пелись плачи на похоронах, при печальных известиях, проводах в чужедальнюю сторону или в солдаты и даже на свадьбах – при прощании невесты с родным домом. Мелодия этих песен очень простая, состоит из нисходящих малосекундовых интонаций, в узком диапазоне. Строчка иногда обрывается вздохами, выкриками или плачем. Уметь плакать должна была каждая русская женщина, но были плакальщицы, которые делали это с особым искусством.

Неписанной историей Руси являются былины (старины, старинки) – легендарные поэтические повествования о далеком историческом прошлом. Герои былин – богатыри, носители лучших черт народа, заступники земли Русской. Былины сказывались нараспев под мерный аккомпанемент гуслей. На первом месте был текст, а мелодия только добавляла ему выразительность. Сказителей былин называли Боянами. Это были профессиональные музыканты, которые хранили в памяти огромное количество историй.

Народ не делал различий между былиной и исторической песней , называя и ту и другую стариной. Но отличия были и весьма существенные. В исторических песнях события русской истории излагались более точно. Их складывали непосредственные участники татаро-монгольского ига, взятия Иваном Грозным Казани, польской интервенции XVII века, восстаний Ермака и Пугачева, наполеоновского нашествия и др. В музыкальном отношении исторические песни гораздо сложнее былин. Яркие запоминающиеся мелодии с четкой структурой подчеркивают содержание текста.

Протяжные лирические песни обращались к внутреннему миру человека, его переживаниям, чувствам. Протяжными их называют за то, что в них широко распеваются слоги - «песня с целую версту». В лирических песнях очень сложные мелодии, свободный ритм, переменный метр и лад. Они являются более поздними – расцвет лирических протяжных песен приходится на XVIII век. А рассказывают они о родной сторонушке, горькой судьбе, разлуке, женской доле, тяжелом подневольном труде и, конечно, о любви. Им свойственна импровизационнть (импровизация - от лат. «неожиданный, внезапный»), поэтому в разных районах одну и ту же песню поют по-разному.

Позже всех в XIX веке появились частушки (от «частый» «быстрый») – шуточные песенки-куплеты, четырехстишия, исполняемые обычно под аккомпанемент гармони или балалайки. «Припевки», «прибаски», «коротушки», «тараторки», «припляски» - названия частушек в разных областях России очень точно передают суть этих песен. Лирические частушки назывались «страдания». Частушки русские люди сочиняют до сих пор, отзываясь на события современной жизни хлесткими, шуточными стихами.

Задания:

    1. Каких былинных героев вы знаете? Запишите их имена.

      Вспомните и запишите названия известных вам (или вашим родителям) исторических песен. О каких событиях русской истории они рассказывают?

      Знаете ли вы частушки? Запишите слова известной вам или сочините свою частушку. Спойте ее.

Урок 8

Народная песня в русской классической музыке.

Творчество русских композиторов неразрывно связано народной песней. М. И. Глинка говорил: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем » (от нем. «приводить в порядок, устраивать» - переложение обработка музыкального произведения). С конца XVIII века профессиональные музыканты начинают обращать внимание на народные мелодии, используя в своих произведениях подлинные песни или подражая их звучанию. Тогда же появляются и первые сборники русских народных песен. Но особенное внимание русское народное творчество привлекло в XIX веке, в творчестве М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, композиторов «Могучей кучки» - М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского и Ц. А. Кюи. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Самые известные сборники русских народных песен в обработке М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корскакова, П. И. Чайковского и Н. А. Лядова.

М. А. Балакирев – русский композитор, музыкально-общественный деятель, организатор объединения музыкантов «Могучая кучка» - после поездки по Волге в 1860 году выпустил сборник «40 русских народных песен в обработке для голоса и фортепиано».

Особенно часто обращался в своем творчестве к народным сюжетам, образам и мелодиям Н. А. Римский-Корсаков . В своей опере «Садко» (1896) , написанной на сюжет русской былины о новгородском гусляре композитор размышляет о великой силе искусства - идея, которая привлекала внимание композиторов, как прошлого, так и современности (вспомним хотя бы миф о древнегреческом певце Орфее). Своими песнями Садко покорил грозного Морского царя, завоевал любовь его дочери Волховы, принес богатство и славу родному Новгороду. Мелодии и речитативы оперы очень близки напевам русских народных песен, например, ария Садко из 2 картины «Ой, ты темная дубравушка!» является очень тонкой и точной стилизацией протяжной лирической песни. Лирическое и волшебное начало сливаются в колыбельной Морской царевны - Волховы «Сон по бережку ходил». Использует Римский-Корсаков здесь и подлинные народные мелодии - хор «Высота ли, высота поднебесная» написан на мелодию былины «Соловей Будимерович». Композитор сохранил здесь не только напев, но и народные слова.

В опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907) Римский-Корсаков обращается к народной легенде. Еще во времена татаро-монгольского нашествия в XIII веке родилась в народе эта удивительно светлая легенда о чудесном спасении заволжского града Китежа от врагов. Когда вышли татары к скрытому в непроходимых лесах городу Китежу, открылся им только пустой берег озера Светлояр. Но в водах его отражались стены города, маковки церквей, терема и избы. Увидев это, враги, объятые ужасом, бежали прочь. Симфонический антракт «Сеча при Керженце» рассказывает музыкальными средствами о неравной битве защитников Китежа и татарами. Сопоставляя две контрастные темы – русской и вражеской – композитор создает образ битвы. В теме захватчиков-татар Римский-Корсаков использовал (в измененном виде) мелодию исторической песни «Про татарский полон».

Задание:

    Вспомните произведения, прослушанные на уроке, в которых композиторы воспользовались русскими народными мелодиями.

    Вспомните и запишите названия сказок, рассказов, повестей, или стихотворений, где речь идет о музыкантах.

    Прослушав Симфонический антракт «Сеча при Керженце» Н. А. Римского-Корсакова, напишите небольшое сочинение.

Книга предназначена для учеников музыкальных школ, изучающих музыкальную литературу (первый год обучения), и их преподавателей, проявляющих интерес к различным направлениям в современной музыкальной педагогике. Материал книги может быть использован и в курсе «Слушание музыки».
Методом изучения является игра, импровизация, сочинение, танец, постановка небольшой детской оперы и т. д. - то есть те основные принципы, на которых основан вышедший ранее авторский курс «Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил - песенки, картинки и разные истории».
В книге есть примерная разработка каждого урока, а также необходимый нотный материал.

На каких инструментах играли древние люди?
У самых древних людей не было музыкальных инструментов. Музыка началась с пения, а первым инструментом был человеческий голос. Затем появились самозвучащие инструменты - разные колотушки, трещотки и иные ударные и шумовые инструменты.

Другую группу древних инструментов составили духовые: гуделки, свистки, тростниковые флейты. Даже полые кости животных становились музыкальными инструментами. Так, в раскопках поселения людей древнего каменного века нашли свисток из сустава оленя, костяную дудку, флейту из кости лебедя. Затем люди научились делать дудки с боковыми отверстиями, многоствольные флейты для извлечения звуков разной высоты. Из дерева, рога или раковины изготовлялись трубы.

Содержание.
От автора.
Первая четверть.
Урок 1. Да здравствует музыка! А, собственно, для чего она нужна?.
Урок 2. На каких инструментах играли древние люди?.
Урок 3. Как и о чём пели в Древней Греции.
Уроки 4-5. Русская народная музыка.
Урок 6. Путешествие в страны Востока. Ближний Восток. Восток - дело тонкое!.
Урок 7. Дальний Восток. Китай, Япония, Корея.
Вторая четверть.
Урок 1. Путешествие на Африканский континент.
Урок 2. Приглашение на рыцарский турнир.
Урок 3. Век замечательных открытий. Открытие Америки и рождение оперы.
Урок 4. Как композиторы сочиняют оперы.
Урок 5. Бал. Старинная сюита.
Урок 6. От бала к балету.
Урок 7. Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Третья четверть.
Урок 1. Люди хотят развлекаться. Нужны новые инструменты. Скрипка.
Урок 2. Орган.
Урок 3. Клавир, клавесин, фортепиано.
Урок 4. Духовые инструменты.
Урок 6. У симфонии есть родители.
Урок 7. Возникновение джаза.
Четвертая четверть.
Урок 1. Как композитор сочиняет музыку. Тема. Характер музыки. Музыкальный образ и содержание музыкальных произведений.
Урок 2. Одночастная форма. Период. Предложение. Каденция.
Урок 3. Двухчастная простая форма.
Урок 4. Простая трехчастная форма.
Урок 5. Сложная трехчастная форма.
Урок 6. Вариации.
Урок 7. Рондо.
Приложения.
Приложение 1. Содержание программы.
Приложение 2. Красная шапочка.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Неправильная музыкальная литература, История музыки, Первый год обучения, Камозина О.П., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

О.К. Ермакова Ростов-на-Дону «Феникс» 2012 Серия «Учебные пособия для ДМШ» уроки М у ЗЫ к АЛЬНой Л и ТЕ р АТ у рЫ Первый год обучения УДК 78(07) ББК 85.31я7 КТК 860 Е72 Ермакова О.К. Е72 Уроки музыкальной литературы: первый год обучения / О.К. Ермакова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 186, с. : ил. - (Учебные пособия для ДМШ). ISBN 978–5–222–19760–8 Учебник по музыкальной литературе содержит шесть основ- ных разделов курса первого года обучения, которые полностью соответствуют программным требованиям. Историко-теоретиче- ский материал включает сведения о средствах музыкальной вы- разительности, инструментах оркестра, музыкальных формах и жанрах. Разбор изучаемых музыкальных произведений прове- ден в достаточно краткой форме, включая при этом всю необ- ходимую информацию. Каждый параграф дополнен вопросами и заданиями. Изложение материала сопровождается необходимы- ми нотными примерами классической музыки, а также иллю- страциями. Для успешного освоения учащимися учебного мате- риала текст учебника изложен четко, ясно и наглядно: основные понятия и названия выделены специальными шрифтами или расположены столбцами. Кроме того, текст учебника дополнен таблицами. Одни из них предназначены для запоминания («Тан- цы», «Ансамбли в опере», «Певческие голоса»), другие являются справочным материалом («Различные выражения настроений в музыке», «Темпы», «Наиболее известные балеты, «Анализ му- зыкальных произведений»). УДК 78(07) ББК 85.31я7 ISBN 978–5–222–19760–8 О.К. Ермакова, текст, 2012 ООО «Феникс», оформление, 2012 3 Введение Настоящее учебное пособие предназначено для изучения предмета «музыкальная литература» учащимися 4-х классов (1-го года обучения) дет- ских музыкальных школ и школ искусств. При создании пособия автор, учитывая воз- растные особенности детей, поставил перед со- бой цель - дать учащимся в полном объеме все необходимые для изучения предмета сведения и понятия, изложив их в лаконичной, наглядной и доступной для детей форме. Текст пособия со- ставлен таким образом, чтобы ученик мог само- стоятельно использовать его при выполнении до- машних заданий, не затрачивая в поиске нужной информации лишнего времени. Пособие полностью соответствует Программе. По сравнению с существующими учебниками, в данное учебное пособие внесен ряд существен- ных изменений и дополнений. Введение содержит новую главу «Какие настроения выражает музы- ка»; к теме «Средства музыкальной выразитель- ности» добавлен параграф «Интонации мелодии», а также описаны различные способы применения гармонии в музыкальных произведениях. Более полно и подробно изложен учебный материал в главе «Симфонический оркестр» и разделе «Опе- ра»; раздел «Танцевальная музыка» дополнен 4 сведениями о танцах, которые ранее в учебники включены не были. В качестве дополнительно- го материала также предлагается глава«Балет П.И. Чайковского “Лебединое озеро”». Нотный материал в пособии также соответству- ет Программе, но в некоторых главах заменен и дополнен. Характеристика музыкальных про- изведений содержит все необходимые сведения, но изложена достаточно кратко, с учетом особен- ностей восприятия детей данного возраста. Для наглядности, лучшего запоминания и ос- мысления учащимися материала учебное посо- бие также дополнено таблицами, среди которых: «Музыкальные формы»,«План анализа музы- кального произведения», «Танцы», «Наиболее известные балеты», «Певческие голоса» и другие. 5 Дорогие ребята! Вот уже несколько лет вы занимаетесь одним из самых прекрасных видов искусства - музы- кой. Теперь возникла необходимость научиться по-настоящему ее понимать, узнать о ней много нового и интересного. Для того чтобы уметь слушать классическую музыку, нужно научиться разбираться в ее ос - новных законах и особенностях музыкальной речи, а чтобы понять, о чем «говорят» компо- зиторы в своих музыкальных произведениях, необходимо знать многое о событиях в их жизни и творчестве. В этом вам поможет изучение пред- мета музыкальная литература. На уроках вы познакомитесь с различными музыкальными инструментами, оркестрами, певческими голосами, узнаете много нового о русских народных обрядах и песнях, танцах разных стран и эпох, симфонической музыке, опере и балете. Вы научитесь разбираться в са- мых важных явлениях этого удивительно раз- нообразного и прекрасного музыкального мира. Нужно лишь помнить, что попасть в этот мир может только тот, кто искренне любит музыку и по-настоящему хочет ее понять. 6 Откуда произошло слово «музыка» О музыке и ее удивительной силе воздействия на человека сложено множество мифов и легенд. Самые первые из них появились тысячи лет назад в Древней Греции. На высокой горе Олимп живут прекрасные музы - девять дочерей бога-громовержца Зевса и богини памяти Мнемозины. Каждая из них по- кровительствует определенному виду искусства и науки: Евтерпа - муза лирической поэзии и песен, Каллиопа - муза эпической поэзии и древних сказаний, Полигимния - муза священных гимнов, Эрато - муза любовной поэзии, Терпсихора - покровительница танца, Талия - муза комедии, Мельпомена - муза трагедии, Клио - покровительница истории, Урания - муза астрономии. Волшебная красота муз и их чудесное пение завораживает всех вокруг, заставляя забыть о го- рестях и раздорах. Рядом с музами - бог солнца и света, покровитель искусств Аполлон, сопрово- ждающий их пение чудесной игрой на золотой кифаре (лире). Поистине красиво звучит слово музыка. Не- даром оно произошло от древнегреческого слова, означающего искусство муз. 7 Мифы о волшебной силе музыкального искус- ства были посвящены и древнегреческому певцу Орфею, чудесное пение которого, сопровождаемое игрой на кифаре, с восхищением слушали все вокруг. Своей музыкой он мог укрощать диких зверей, поворачивать вспять горные реки, пере- двигать леса и каменные глыбы. С древних вре- мен сохранились изображения Орфея с лавровым венком на голове и золотой лирой в руках. Именно этот небольшой струнный инструмент с красиво изогнутой рамкой стал символом музыкального искусства. Вопросы и задания: 1. Откуда произошло слово музыка? 2. Какой музыкальный инструмент стал символом му- зыкального искусства? Кто из героев мифов Древней Греции играл на этом инструменте? 8 Какие настроения выражает музыка Как в жизни человека, так и в музыке суще- ствует множество различных оттенков настрое- ний. Одни связаны с ощущением радости, а дру- гие - с ощущением горя, печали. В таблице вы видите некоторые из них: Различные выражения настроений в му зыке Настроение радости Настроение горя, печали 1. Торжество, прославление 1. Страдания, скорбь 2. Общее ликование 2. Борьба со злом, преодоление несчастья 3. Радостная взволнованность 3. Грустное размышление 4. Наслаждение, покой 4. «Светлая» печаль 5. Юмор, шутка 9 В музыке выражение радости может иметь различный характер. Гимн России, сочи- ненный композитором Александровым на стихи Михалкова, звучит неторопливо и величаво-торжественно. 1 & c f j œ œ > . j œ r œ œ > j œ j œ œ > . j œ r œ œ > j œ j œ & 3 œ > . j œ r œ œ > . j œ r œ œ > J œ J œ . œ > j œ œ > . J œ R œ œ > J œ j œ & 6 œ > . J œ r œ œ > j œ j œ œ > . j œ r œ œ j œ j œ œ > . J œ r œ & 9 œ œ œ œ . œ j œ œ œ œ œ . œ j œ œ Œ & 15 œ > . j œ R œ œ > . j œ R œ œ > j œ J œ œ > J œ ‰ ƒ > œ œ œ œ & 19 . œ > J œ > œ œ œ œ . œ > j œ & 23 œ > . J œ r œ œ > . j œ r œ œ > . J œ r œ œ ‰ Широко. Торжественно Рос - си - я - ве - ли - ка - я на - ша дер - жа - ва, Рос - си - я лю - би - ма - я на - ша стра - на. Мо - гу - ча - я во - ля, ве - ли - ка - я сла - ва - тво - е до - сто - я - нье на все вре - ме - на! Славь - ся, О - те - чест - во на - ше сво - бод - но - е, брат - ских на - ро - дов со - юз ве - ко - вой, пред - ка - ми дан - на - я муд - рость на род - на - я! Славь - ся, стра - на! Мы гор - дим - ся то - бой! 1 cresc. Совсем по-иному передается радостное на- строение в увертюре к опере Глинки «Руслан 10 и Людмила», музыка которой выражает общее ликование народа. 2 & ? # # # # c c ƒ > œ œ œ œ œ œ œ > œ œ œ œ > œ œ œ œ œ œ œ > œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . œ . œ œ œ œ œ œ œ . œ . œ œ & ? # # # # 4 œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ > œ œ œ œ œ œ œ œ n > œ œ œ œn n > œ œ œ œ œ œ œ œ n > œ œ œ œn n œ œ œ œ œ œ Presto 2 В пьесе «Новая кукла» из «Детского альбо- ма» Чайковского передано радостное взволно- ванное настроение девочки, получившей неожи- данный подарок. & & b b b b 8 3 8 3 p ‰ ‰ j œ œ œ œ œ ‰ œ j œ œ œ œ œ ‰ œ J œ œ œ œ œ ‰ œ J œ œ œ œ œ ‰ & & b b b b 5 œ J œ œ œ b œ œ ‰ F œ œ J œ œ œ œ œ ‰ œ J œ œ œ œ œ ‰ œ œ j œ œ œ œ œ ‰ J œ ‰ œ œ œ œ Подвижно 3 11 Чувство светлой радости, наслаждения и по- коя - в молитве Шуберта «Аве Мария». & # 4 4 . j œ j œ . œ w . œ R œ r œ œ œ œ œ . Неторопливо A - ve Ma - ri - a! Gra - ti - a ple - na 4 Забавно, шутливо звучит пьеса Кабалевско- го «Клоуны». В таком же характере написана «Шутка» Баха в исполнении солирующей флей- ты с оркестром. & # # 4 2 f œ . œ œ œ . œ œ œ . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ# œ œ œ œ . œ . Allegretto (Довольно скоро) 5 Различные оттенки настроения и в музыке, которая связана с выражением горя, печали. Неторопливое, мрачное звучание аккордов в низком регистре во вступлении к «Пате- тической сонате» Бетховена выражает со- стояние страдания и скорби. & ? b b b b b b c c fp œ œ œ . . . œ œ œ œ œ . . . œ œ œ n œ œ œ œ œ œn œ œ œ œ . . . . œ œ œ œ œ . œ œ œ# j œ œ ‰ J œ . ≈ x A ‰ fp œ œ œn . . . œ œ œ œ œ œ . . . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . œ œ . œ œ œ j œ œ œ ‰ J œ ≈ . Grave (Медленно, тяжело) 6 Но вот настроение изменилось. В быстром темпе, на фоне напряженного звучания аккомпанемента, 12 мелодия «стремительно взлетает вверх», проры- ваясь «от мрака к свету». Так музыка выражает борьбу человека со своим унынием и горестными переживаниями. & ? b b b b b b C C p . œ œ n . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . œ œn . œ œ . œ œ n . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . n œ œ n . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . œ œn . œ œ . œ œ n . œ œ œ œ œ œ œ œ & ? b b b b b b 5 . n . œ œ œ œ œ œ œ œ . . œ œ œ œ œ œ œ œ w w # œ œ œ œ œ œ œ œ n n n œ# œ# œ œ œ œ œ œ сresc. Allegro molto (Очень скоро) 7 В романсе «Жаворонок» Глинки нежная на- певная мелодия передает ощущение грусти. & & ? # # # 4 4 4 4 4 4 p p œ œ œ œ Œ œ œ Œ œ œ ‰ . . . œ œ œ ‰ . . . œ œ œ . œ œ œ . œ ‰ Œ œ œ Œ œ œ ‰ . . . œ œ œ ‰ . . œ œ . œ œ œ . œ J œ Œ œ œ Œ œ œ ‰ . . . œ œ œ ‰ . . . œ œ œ # . œ j œ œ Œ Œ œ œ Œ œ œ ‰ . . œ œ ‰ . . œ œ Меж - ду не - бом и зем - лей пес - ня раз - да - ет - ся, Умеренно 8 184 Cодержание Введение................................................................................................................... 3 Какие. настроения. выражает. музыка.................................8 Средства музыкальной выразительности............................. 14 Мелодия..........................................................................................................14 Интонации. ме лодии....................................................................15 Гармония.........................................................................................................18 Ритм..................................................................................................................20 Лад. ....................................................................................................................21 Диапазон и регистр............................................................................22 Темп. ....................................................................................................................23 Наибо лее. извес тные. обозначения. т емпов.................23 Динамические оттенки..................................................................24 Тембр..................................................................................................................25 Штрихи...........................................................................................................26 Фактура.........................................................................................................26 Инструменты симфонического оркестра................................ 28 Струнные смычковые инструменты.................................29 Деревянные духовые инструменты.....................................31 Медные духовые инструменты................................................34 Ударные инструменты....................................................................36 Ударные. инс трументы, . имеющие. высоту. звука. ......36 185 Ударные. инструменты,. не. имеющие. высоты. звука. ....................................................38 Дополнительная группа..................................................................40 Партитура..................................................................................................41 С. Прокофьев. «Петя и волк» .......................................................44 Музыкальные формы..........................................................................49 Период..................................................................................................50 Простая. двухчас тная. форма. .................................................51 Простая. тре хчастная. форма. .................................................51 Сложная. двухчас тная. форма. ...............................................51 Сложная. тре хчастная. форма. ................................................52 Рондо......................................................................................................52 Вариационная. форма. ................................................................53 Анализ музыкальных произведений.....................................53 П.И. Чайковский «Детский альбом» .....................................55 Музыкальные жанры................................................................................. 72 Марш..................................................................................................................72 Танцевальная музыка.........................................................................78 Народные. т анцы............................................................................78 Танцы. разных. с тран....................................................................79 Европейские. т анцы. 17–18 . веков. .....................................86 Менуэт...................................................................................................87 Гавот........................................................................................................89 Сарабанда...........................................................................................90 Европейские. т анцы. 19 . века. .................................................92 Народная песня...................................................................................101 Обрядовые. песни. .....................................................................102 Былины............................................................................................105 Исторические. песни. ..............................................................106 186 Протяжные. лирические. песни........................................107 Тр удовые. песни. ..........................................................................109 Плясовые, . игровые, . х ороводные. песни. ...................110 Программная музыка.....................................................................112 М. Мусоргский. «Картинки с выставки» ......................114 «Гном»................................................................................................114 Балет. невылупившихс я. пт енцов....................................116 П.И. Чайковский. «Времена года» ........................................117 «Февраль. . Масленица». .........................................................117 «Апрель. . Подснежник» ..........................................................119 Н.А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Са лтане» ...................................121 Музыка в театре........................................................................................... 123 Музыка в драматическом театре....................................123 Э. Григ. «Пер Гюнт» ...........................................................................124 «Утро».................................................................................................125 «Смерть. Озе». ................................................................................127 «Танец. Анитры». ..........................................................................128 «В. пещере. г орного. коро ля»................................................130 «Песня. Со львейг»......................................................................130 Опера.............................................................................................................133 Строение. оперы. .........................................................................134 Сольные. номера. в. опере. .....................................................134 Ансамбли. и. х ор. в. опере. .......................................................135 Оркестр. в. опере. .........................................................................136 Певческие голоса...............................................................................138 М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» ............................141 Действующие. лица. оперы. и. их. г олоса.......................141 Увертюра..........................................................................................142 Две. песни. Баяна........................................................................143 Кава тина. Людмилы. ................................................................145 Сцена. похищения. Людмилы. ............................................147 Второе. дейс твие.........................................................................148 Рондо. Фарлафа. ..........................................................................149 Ария. Р услана................................................................................150 Третье. дейс твие..........................................................................152 Четвертое. дейс твие.................................................................153 Два. х ора. из. пят ого. дейс твия.............................................156 Балет............................................................................................................158 Балеты, . по лучившие. мировую. извес тность...........159 П. Чайковский. Балет «Щелкунчик» .................................160 Первый. акт. . Первая. кар тина.............................................160 Второй. акт. .....................................................................................163 Испанский. т анец. (Шоко лад)..............................................163 Арабский. т анец. (К офе)..........................................................164 Китайский. т анец. (Чай). .........................................................165 Русский. т анец. (Т репак)..........................................................166 Танец. сахарных. пас тушков................................................166 Вальс. цве тов.................................................................................167 Адажио.........................................................................................................170 Танец. феи. Драже. .......................................................................171 П. Чайковский. Балет «Лебединое озеро» ...................173 Первый. акт. . Первая. кар тина.............................................173 Вторая. кар тина...........................................................................174 Второе. дейс твие. . Первая. кар тина.................................178 Второе. дейс твие. . Вт орая. кар тина. (финал). .............182 Учебные пособия для ДМШ Ольга Кирилловна Ермакова Уроки музыкальной литературы Первый год обучения Ответственный редактор Оксана Морозова, Наталья Калиничева Технический редактор Галина Логвинова Верстка: Елена Калитина Художники: А. Захаров, М. Захарова Фотографы: Н. Кошелев, Т. Друзь, Е. Васильева Подписано в печать 25.05.2012 г. Формат 84x108 1 / 32 . Бумага офсетная. Гарнитура Школьная. Тираж 2 500. Заказ № ООО «Феникс» 344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80 Тел.: (863) 261–89–76; факс: (863) 261–89–50

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Аркадак.

План-конспект урока по музыкальной литературе (4кл. фо-но 1 год обучения)

Преподаватель Путилина Н.Ю.

Тема:

Балет «Щелкунчик»

П.И.Чайковского.

Тема: Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Тип: Изучение нового материала .

Вид: Традиционный.

Цель: Познакомить детей с музыкально- сценическим жанром как – балет.

Задачи:

Воспитательные : пробудить интерес к творчеству П.И.Чайковского.

Образовательные: Познакомится с балетом «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Развивающие: Развить музыкальное мышление, воображение.

Этапы урока:

1. Организационный.

2. Этап усвоения новых знаний.

3. Этап закрепления.

4. Заключительный этап.

План урока:

1.Организационный момент.

Знакомство с Мариинским театром. Краткое содержание сказки «Щелкунчик» Гофмана. Краткая биография П.И.Чайковского. Знакомство с музыкальным сценическим жанром- балет, включая понятия: пантомима, увертюра, классический танец.

2. Основной этап. Этап усвоения знаний.

Изучение балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»:

1 акт,1 картина; «Марш», « Рост ёлки».

1 акт, 2 картина: «Вальс снежных хлопьев».

2 акт,танцы: «Кофе», «Чай», «Трепак»,«Танец трёх пастушков», «Вальс цветов», «Адажио», «Танец феи Драже».

3.Этап: Закрепление знаний.

Вопросы для закрепления нового материала.

4.Этап завершающий: домашнее задание.

Средства обучения: компьютер, (проектор),музыкальный центр.

Методические пособия: музыкальная литература, З.Осовицкая, А.Казаринова.

Аудиопособие по музыкальной литературе автор Кушнир.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Слайд № 1. Название презентации.

Слайд № 2. Заставка с изображением «Щелкунчика».

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальным театром миром сказки и удивительных превращений, мир наших грёз и сновидений.

Слайд №3. Мариинский театр.

Учитель: Перед вами Мариинский театр оперы и балета г. Санкт-Петербурга.

Слайд №4. Сцена театра.

Учитель: Именно на этой сцене театра 6 декабря в 1892 году с большим успехом состоялась премьера балета «Щелкунчик». Поднимите руку, кто был в театре? Надеюсь,что когда нибудь, кто не был в театре обязательно побывает на премьере балета или оперы. Ребята, а вы знаете, кто написал музыку к балету «Щелкунчик».

Дети: Ответ - П.И.Чайковский

Учитель: Правильно ребята.

Слайд №5. Портрет П.И.Чайковского.

Учитель знакомит детей с краткой биографией композитора.

Учитель: Ребята, а кто знает, что обозначает слово балет?

Дети: Ответ: Балет происходит от итальянского слова «ballo», что значит «танцую», одной из самых сложных и богатых жанров музыкально- театрального искусства.

Учитель: Правильно ребята! Балеты Чайковского наполнены глубоким содержанием и чувством, стали образцами академического балета. П.И.Чайковский писал: « Балет – та же симфония». Он написан тем же ярким, сложным языком, что и оперы. В балете, как и в литературе, музыке, живописи – возрос интерес к духовной жизни человека, к миру его чувств, настроении, переживаний. Хореографы, танцовщики стали искать новые формы выразительности в танце и пантомиме. Однако музыку для балетов писали второстепенные композиторы – ремесленники, а под час и рядовые оркестранты. Музыка одного спектакля часто напоминало пёстрое лоскутное одеяло, « сшитое» из разноцветных «лоскутков» музыки нескольких композиторов. Такое не равноправие музыки и хореографии в балете продолжалось до тех пор, пока не встретились два гениальных мастера – композитор П.И.Чайковский и балетмейстер Мариус Петипа.

Слайд №6. Портрет Мариуса Петипа.

Учитель кратко рассказывает биографию хореографа.

Учитель: Мариус Петипа сочинил сценарий «Щелкунчика». В нём он определил характер музыки и строение двухактного балета. Однако болезнь помешала ему продолжить работу и премьеру спектакля подготовил Л.Иванов – второй балетмейстер театра.

Слайд №7. Лев Иванов.

Учитель: Кто мне скажет, на какую сказку был написан балет «Щелкунчик»? Кто его автор?

Дети: Ответ. На сказку немецкого писателя Ф.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Слайд №8. Эрнст Гофман.

Учитель: Правильно ребята! Молодцы! Давайте вместе вспомним содержание сказки.

Дети по очереди рассказывают сказку.

2.Этап усвоения новых знаний.

Учитель: В музыке мир добра и зла резко разделён для слушателя тембрами, оркестровкой. Для композитора мир добра – это мир детства, поэзии и красоты. В увертюре, детских сценах у ёлки, а затем в царстве сластей Конфитюренбурге «поют» струнные инструменты; их дополняют «тёплые» , насыщенные по тембру голоса гобоев, английского рожка, кларнетов.

Фантастический мир мышиного царства, злое «Зазеркалье» связано со звучанием крайних, неприятных для слуха регистров инструментов – низких альтов, кларнетов, фаготов, с отрывистым «сухим» звучанием струнных и «мышиным писком» флейты – пикколо. П.И.Чайковский включил в партитуру и детские музыкальные инструменты: детские трубы, барабаны и тарелки. Самый необычный инструмент партитуры – челеста.

Слад №9. Челеста.

Учитель: Все основные события балета происходят в 1 акте, а 2 акт представляет собой блестящий дивертисмент.

Учитель объясняет значение слова дивертисмент.

Учитель: Сегодня мы с вами послушаем и проанализируем несколько номеров из балета (всего их 15). Ребята! Кто мне скажет, что обозначает слово увертюра? Мы с вами уже знакомились с этим значением слова, когда проходили жанр опера.

Дети: Увертюра - инструментальное вступление к опере, балету… подготавливающее внимание слушателей к предстоящему действию.

Учитель: Правильно! Занавес ещё закрыта, а симфонический оркестр уже играет увертюру.

Звучит увертюра. Дети слушают.

Слайд №10. Гостиная в доме Зильбергхауса.

Учитель: После того как взрослые хозяева и гости зажгли огни рождественской ёлки и приготовили подарки, детей впустили в гостиную и начался праздник. Музыка упругая по ритму и «воздушная» по звучанию к теме увертюры. Но есть и особые приметы: это – фанфарные подчёркивающие торжественность момента раздачу подарков, «тревожный эпизод»- предвестник фантастических событий рождественской ночи.

Слайд №11. Раздача подарков.

Учитель: Давайте послушаем марш и попробуем представить события, происходящие на этом празднике.

Слайд №12 . Рост ёлки.

Учитель: События сказки переносятся в фантастический мир Зазеркалья. Чудеса начинаются после полуночного боя часов. Клара, придя тайком в гостиную, чтобы проведать Щелкунчика, вдруг видит чудо, ёлка увеличивается и постепенно становится огромной. «Рост ёлки» изображён в музыке « в бесконечном», головокружительном восхождении по сказочным ступеням грандиозной мелодии – секвенции. Словно исчезают стены гостиной, раздвигаются границы пространства и времени. Музыка сказочная, передаёт радостную душу девочки.

Звучит фрагмент «Рост ёлки».

Слайд»13. « Сцена сражения».

Учитель: Сцена сражения – центральный, кульминационный эпизод 1 акта балета. Он показывает силу фантастического зла и несокрушимую силу добра, способного преодолеть зло.

Кукольная война замечательно отображена в музыке. Военные «фанфары», исполняемые гобоями (а не трубами), барабанный бой детских барабанчиков, суетливый бег струнных (мыши), пронзительные мотивы флейт (мышиный визг) – всё это «военная музыка игрушек». Встречные гаммаобразные линии оркестровых пассажей также отражают противоборство «военных» сил. Эти элементы музыкального языка создают картину фантастического сражения, зловещего по своему оркестровому колориту. Спасение Щелкунчика и рассеивание злых чар отмечено возвращением в музыку света. С превращением уродца Щелкунчика в прекрасного принца в музыке воцаряется гамма до мажор.

Звучит сцена сражения.

Слайд № 14. « Вальс снежных хлопьев».

Учитель: Представим еловый лес зимой, вьюга. Этот номер создаёт картину тревожного настроения (тональность ми минор), затем вступает « детский хор – снежинки». Звучит напевная, безмятежная, светлая мелодия (соль мажор). Звучит вальс.

Учитель: Дворец в царстве сластей Конфитюренбурге. Клара и Щелкунчик прибывают на бал в царство сластей… «в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и влекомый золотыми дельфинами… Музыка ширится и прибывает, как бушующие струи». (либретто Петипа). Здесь происходят чудеса, танцуют гости из разных стран.

Слайд № 15. Танец «Кофе».

Звучит танец «Кофе».

Учитель: Его музыка полна восточной ночи, тёмной печали.

Слайд № 16. Танец «Чай».

Учитель: Радует своим забавным звучанием.

Звучит «Чай».

Слайд № 17. Русский танец «Трепак».

Учитель: Трепак восхищает своей удалью, мужественным звучанием.

Слайд № 18. « Танец трёх пастушков».

Учитель: «Танец трёх пастушков» тонкий и изящный. Пастушки танцуют играя на дудочках, сделанных из камыша. Звучит «Танец трёх пастушков».

Слайд №19. «Вальс цветов».

Учитель: Завершает дивертисмент «Вальс цветов». Вальс не имеет себе равных по красоте и щедрости мелодий.

Звучит «Вальс цветов».

Слайд №20 . «Адажио».

Учитель: За «Вальсом цветов» следует главный лирический номер балета ПА-ДЕ-ДЁ-Адажио.

Учитель: Кто может объяснить значение этого слова?

Дети: ПА-ДЕ-ДЁ – это танец для двоих.

Учитель: Молодцы! Адажио является центральным номером балета – кульминацией. Она становится музыкальным символом счастья и любви.

Звучит «Адажио».

Слайд № 21. « Танец феи Драже».

Учитель: Музыка «Феи Драже» не обыкновенная, у неё « небесный голос». Чайковский услышал его у челесты. Её ровный, механически чёткий, повторяющийся ритм напоминает движение старинных заводных игрушек.

Звучит « Танец феи Драже».

Учитель: Балет завершается всеобщим вальсом и ликующим апофеозом.

3. Этап закрепления знаний.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами прослушали балет «Щелкунчик». Узнали понятия новых слов как увертюра, пантомима, дивертисмент, «Адажио».

Учитель: Ребята! Давайте ещё раз повторим значение этих слов и запомним их.

Дети повторяют значение слов.

4.Завершающий этап. Домашнее задание.

Нарисовать рисунки к балету.