Травести – это кто? Значение слова травести

Сущ., кол-во синонимов: 3 актриса 24 амплуа 23 пародия 13 Словарь синонимов русского языка

  • травести - ТРАВЕСТИ (спец.). 1. нескл., ср. Театральная роль мальчика или юноши, исполняемая актрисой, а также амплуа актрисы, исполняющей роли подростков или роли, требующие переодевания в мужской костюм. 2. нескл., ж. Актриса, исполняющая такие роли. 3. неизм. Относящийся к такой роли. Роль т. Толковый словарь Ожегова
  • Травести - (франц. travesti, от travestir - переодевать) сценическое Амплуа. В драматическом театре - актриса, исполняющая роли мальчиков, девочек, подростков, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм; в опере - певица (меццо-сопрано, контральто), выступающая в партиях юношей. Большая советская энциклопедия
  • ТРАВЕСТИ - ТРАВЕСТИ (от фр. travestir - переодевать) - англ. travesty; нем. Travestie. Изменение человеком своей роли путем переодевания и усвоения черт поведения представителей противоположного пола. Различают следующие виды Т.: игровой (театральный), ритуальный, сексуальный. Социологический словарь
  • травести - ТРАВЕСТИ неизм.; ср. и ж. [франц. travesti - переодетый]. Театр. 1. ж. Роль мальчика или юноши, исполняемая актрисой, переодетой в мужской костюм. Играть т. Роль т. // Актриса, играющая такие роли. Талантливая т. Опереточная т. 2. ср. Толковый словарь Кузнецова
  • травести - орф. травести, неизм. и нескл., с. (амплуа), ж. (актриса) Орфографический словарь Лопатина
  • ТРАВЕСТИ - ТРАВЕСТИ (франц. travesti, от travestir - переодевать) - сценическое амплуа; актриса, исполняющая роли мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм. Большой энциклопедический словарь
  • травести - нескл., ср. 1. театр. Одно из театральных амплуа - роль мальчика, подростка, девочки, исполняемая переодетой актрисой, а также роль, требующая переодевания актрисы в мужской костюм. Играть травести. Малый академический словарь
  • травести - ТРАВЕСТ’И, нескл., ср. (·франц. travesti, ·букв. переодетый). 1. Театральная роль, предназначенная для исполнения соответственно переодетым лицом другого пола, преим. Роль мужчины, юноши, исполняемая женщиной (театр.). Играть травести. Толковый словарь Ушакова
  • травести - Травести Грамматический словарь Зализняка
  • травести - Нескл., ср. [фр. travesti, букв. переодетый]. 1. Театральная роль, предназначенная для исполнения соответственно переодетым лицом другого пола, преимущ. роль мужчины, юноши, исполняемая женщиной (театр.). 2. Переделка серьезного поэтического произведения на комический лад (лит.). Большой словарь иностранных слов
  • Травести - (Travestie, от итал. traverstire, переодевать) - род юмористической (иногда и сатирической) поэзии, в которой поэтический сюжет серьезного или возвышенного содержания представляется в комическом виде тем... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • травести

    нескл., ср. (фр. travesti, букв. переодетый).

      Театральная Роль, предназначенная для исполнения соответственно переодетым лицом другого пола, преимущ. Роль мужчины, юноши, исполняемая женщиной (театр.). Играть травести. В этой пьесе есть одно травести. ? в знач. неизмен. прил. С переодеванием в костюм другого пола (о роли, ее исполнении; театр.). Роль травести. Паж травести.

      Переделка серьезного поэтического произведения на комический лад (лит.). "Энеида" Виргилия породила много травести (напр. Скаррона, Котляревского).

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    травести

      нескл., ср. Театральная роль мальчика или юноши исполняемая актрисой, а также амплуа актрисы, исполняющей роли подростков или роли, требующие переодевания в мужской костюм.

      нескл., ж. Актриса, исполняющая такие роли.

      неизм. Относящийся к такой роли. Роль та.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    травести

      ср. нескл. Амплуа актрисы, исполняющей роли подростков (мальчиков или девочек), а также роли, которые требуют переодевания в костюм мужчины.

      ж. нескл. Актриса, исполняющая роли подростков (мальчиков или девочек), а также роли, которые требуют переодевания в костюм мужчины.

      ср. нескл. Вид юмористической поэзии, близкой к пародии (в литературоведении).

      травести (1*), связанный с ним.

      прил. неизм. Соотносящийся по знач. с сущ.: травести (3*), связанный с ним.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    травести

    ТРАВЕСТИ (франц. travesti, от travestir - переодевать) сценическое амплуа; актриса, исполняющая роли мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм.

    Травести

    (франц. travesti, от travestir ≈ переодевать), сценическое амплуа . В драматическом театре ≈ актриса, исполняющая роли мальчиков, девочек, подростков, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм; в опере ≈ певица (меццо-сопрано, контральто), выступающая в партиях юношей.

    Википедия

    Травести

    Травести́ (от - переодевать ).

    • Травести - театральное амплуа, актёр или актриса, исполняющие роль противоположного пола и/или ребенка
    • Травести - род юмористической поэзии.
    • Травести - российский кинофильм 2006 года.
    • Травести - песня Александра Городницкого

    Травести (амплуа)

    Элтиндж. Постер к спектаклю The Fascinating Widow (США, 1911)

    Несмотря на то, что большинство современных травести - женщины, традиция исполнения актёром роли персонажа, принадлежащего к другому полу - гораздо старше, причём исходно (вплоть до XVI-XVII вв.) расхождение сценического и природного пола носило противоположный характер: женщины не допускались на театральную сцену, и женские роли исполнялись мужчинами - чаще юношами или кастратами. Похожая традиция сохраняется в некоторых более консервативных национальных театрах, например, японском кабуки , где по сей день, за редким исключением, отсутствуют женщины, и до сих пор сохраняются действующие кланы актёров- оннагата . В 1950-1960-е годы ряд актёров оннагата, придя в кинематограф, стали известными звездами и японского кино, причём среди них были как сохранявшие это амплуа на сцене, но отошедшие от него на экране (например, Окава Хасидзо II), так и применявшие его и в кино - например Кадзуо Хасэгава, снявшийся и в начале, и в конце своей кинокарьеры в экранизациях одной и той же известной драмы « Месть актёра » (Yukinojo henge ), где играл как главную роль лишившегося жены актёра-оннагата Юкинодзё, так и роль его матери. Известнейший из ныне выступающих оннагата Бандо Тамасабуро V имеет в своём активе женские роли не только японского, но и классического репертуара: Джульетту, Электру, леди Макбет, - а в 1994 сыграл в постановке и фильме Анджея Вайды «Настасья» по роману Достоевского « Идиот » роли обоих полов - Настасьи Филипповны и князя Мышкина.

    Из российских и советских актёров ролями в амплуа травести известны, в частности, актёр Суворинского театра Борис Глаголин, который исполнил в 1908 году роль Иоанны в шиллеровской «Орлеанской деве» (реконструктивная постановка Н. Н. Евреинова; впоследствии этот опыт считался одним из наиболее удачных в трактовке этого образа), Олег Табаков, Александр Калягин (Здравствуйте, я ваша тётя!) и ряд детей-актёров, в частности, Фёдор Стуков. Широко известна также роль Бабы Яги, многократно отыгранная артистом Георгием Милляром в фильмах-сказках Александра Роу. Из западных актёров нельзя не вспомнить Майкла Дж. Фокса, сыгравшего во втором фильме знаменитой кинотрилогии « Назад в будущее » главного героя в разном возрасте, его сына и дочь, а также Дастина Хофмана, сыгравшего две главные роли в комедии « Тутси ».

    Кроме того, травести-образы стали основными у некоторых эстрадных актёров, таких как Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична (Вадим Тонков и Борис Владимиров), Верка Сердючка (Андрей Данилко), Новые русские бабки (Игорь Касилов и Сергей Чванов), которые комично изображают женщин в возрасте.

    Многие советские актрисы начинали свой путь с травести. Среди них - Мария Бабанова, Лидия Князева, Валентина Сперантова, среди современных - Татьяна Аксюта, Татьяна Веселкина, Людмила Гнилова, Татьяна Курьянова, Татьяна Матюхова, Татьяна Шатилова. Начинали карьеру в качестве травести Лия Ахеджакова в Москве, Вера Кавалерова в Минске. Жанр травести считается на данный момент исчезающим в киноиндустрии и театральном искусстве.

    Считается, что амплуа травести в телевидении и в театре России к настоящему времени является умирающим жанром, такое мнение высказал Богатырёв Владимир Александрович: "Это амплуа вообще всегда было редко. И эти актрисы – обладательницы редкого дара, и с годами это все меньше и меньше встречается. А подходить к этому формально нельзя". .

    Ошибочно считать, что амплуа травести носит сугубо технический или комический характер. Часто к эстетике травести прибегают серьезные режиссёры и перформеры, руководствуясь исключительно художественными соображениями. К таким примерам можно отнести творчество режиссёра Романа Виктюка, где, в основном, все главные женские роли отданы актерам-мужчинам

    Травести (поэзия)

    Травести (от - переодевать ) - род юмористической (иногда сатирической) поэзии, в которой поэтический сюжет серьёзного или возвышенного содержания представляется в комическом виде тем, что его содержание облекается в несоответствующую его характеру форму, между тем как в пародии в тесном смысле, наоборот, сохраняется серьёзная форма, но содержание ей не соответствует. Смотря по роду поэзии, травести может быть эпической, лирической и драматической.

    Примеры употребления слова травести в литературе.

    В некоторых случаях они носят, по-видимому, временный характер, а в других случаях из них вырастают транссексуалы или травести .

    Центре специальных исследований в Сан-Франциско и члену-преподавателю Международной ассоциации анализа взаимодействий, оказавшему мне помощь в исправлении этой главы по новейшим данным, а также написавшему разделы о транссексуалах и травести .

    Но дело в том, что мадам Катерна, эта бесспорно первая провинциальная опереточная актриса, лучшая исполнительница ролей субреток и травести , которой никакая другая не срезала бы носа - извините, это по старой флотской привычке, - не переносит морской волны.

    Станислав Лещинский бежал в дамском платье, за что горожане должны были возместить русской императрице моральный ущерб миллионом ефимков, если не изловят травести в четыре недели.

    Советского Союза, должен был отныне полностью, как травести , сменить написанную для него роль.

    Третий актеры бросаются к Шарковскому, валят его и помогают Травести сделать укол.

    Первый и Третий суетливо поскакивают вокруг Травести с конвертом, будто воробьи вокруг поживы.

    Разочаровавшаяся в жизни студентка-первокурсница с лицом травести на пенсии и по очереди наставляющие ее на путь истинный два поклонника Рериха.

    Чуть поодаль два поклонника высокогорной мудрости наставляли на путь истинный травести на пенсии.

    Мы тужимся сделать из Манна плоского реалиста в духе Драйзера, но все в нем, почти все, вплоть до наиреальнейшей Шарлотты Кестнер, есть травести мифического прототипа.

    Трудно найти объяснение тому факту, почему на заре лицедейства, когда не было театров, сценой служила повозка, актеры бродили от города к городу в поисках скудного заработка, женщинам доступ на профессиональную сцену был закрыт. Актерами были исключительно мальчики и мужчины. В античном театре женщина не только не могла играть, но и ходить на спектакли.

    Театр был исключительно мужским занятием. То же самое происходило и на другом конце света в Японии. Мужчины в масках играли все роли. Женщинам если и разрешали приходить на спектакль, сидеть только отдельно от зрителей мужского рода. Таким образом театр был построен на переодевании (по итальянский – travestire), травести (не путать с трансвестизмом) - переодевать, театральное амплуа, связанное с переодеванием актера женского рода в мужскую одежду и наоборот. Поскольку театральная труппа была однополой, её надо было переодевать в соответствии с характером выступления.

    И тем не менее, женщины все же отвоевали себе место на сцене, несколько столетий назад. Хотя профессия актера не считалась престижной, и не всякая женщина решалась связать свою судьбу с театром. В Японии в 17 веке в период Эдо был создан театр Кабуки для песен и танцев, где женщины допускались на сцену, но в масках. Не случайно, театралы даже не знали своих любимых актеров, поскольку их лица скрывали маски. Сегодня Кабуки всемирно известный жанр японского театрального творчества, в котором успешно выступают актеры обеих полов (в 2005 году ЮНЕСКО назвал кабуки шедевром устного наследия человечества).

    В театральном искусстве довольно часто возникает ситуация, когда режиссер сталкивается с необходимостью ввести в спектакль мальчика или девочку. Найти талантливого актера таких лет с опытом работы на сцене практически невозможно. И здесь выручает травести, в театральной труппе всегда найдется актриса невысокого роста с юношеским голосом, которая с успехом выполнит поставленную задачу. Особенно часто возникают подобные ситуации в театрах юного зрителя, в спектаклях которых персонажи - сверстники зрителей.

    В старом советском кино и театре роли мальчиков часто замечательно играли актрисы-травести: - Ольга Бган (роль Маленького принца на советской сцене), Янина Жеймо (Золушка), Лидия Князева, Мария Барабанова. Все помнят замечательный образ Шуры Азаровой в фильме «Гусарская баллада», созданный замечательной актрисой театра Советской Армии Ларисой Голубкиной или образ Малыша созданный Алисой Фрейндлих. Сотни ролей маленьких персонажей сыграли Валентина Сперантова, Людмила Чернышева, Евгения Морес, Зоя Булгакова, Нина Казаринова, К. П. Коренева и другие.

    В некоторых известных спектаклях молодым девушкам травести приходиться играть мужчин: - Виола в «Двенадцатой ночи» Шекспира, Беатриче в «Слуге двух господ» Карло Гольдони, Тильтиль и Митиль в «Синей птице» Мориса Метерлинка. Травести востребованы и в оперных постановках. Некоторые композиторы, создавая оперы пишут партии юношей для женских голосов меццо-сопрано и контральто. В «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова есть замечательная партия Леля, а у Шарля Гуно в «Фаусте» партия Зибеля.

    На Западе травести не менее популярны: шведская оперная звезда Малена Эрнман (колоратурное меццо-сопрано) спела целый ряд персонажей мирового оперного репертуара, одиозная Мэри Пикфорд (1892- 1979) - канадская актриса, её амплуа девочки-сорванцы и бедные сиротки. Она достоверно и блестяще сыграла несколько десятков ролей и приобрела всемирную известность, французские актрисы Виржини Дезаже и Сара Бернар. Мир аплодировал травести Тайваня Гонконга, и Японии Ян Лихуа Айви Лин По, и Хибари Мисору.

    Актеры мужчины с успехом осваивают женские роли, подчас это делается весьма достоверно. Вспомним Александра Калягина «Здравствуйте, я ваша тётя!» или Георгия Миляра, сыгравшего в десятках фильмов Александра Роу роль Бабы Яги. Для некоторых артистов перевоплощение в женский образ стало единственным занятием (Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична - Вадим Тонков и Борис Владимиров), Верка Сердючка -Андрей Данилко). Из западных травести следует отметить Дастина Хофмана, который мастерски сыграл сразу две роли мужскую и женскую в кинокомедии «Тутси».

    Наличие такого способа перевоплощения как травести и успешное использование его мастерами сцены, свидетельствует о высоком мастерстве, наблюдательности и незаурядном таланте актера. Даже в самой глухой глубинке, в провинциальном театре юного зрителя можно встретить актеров, которые годами успешно играют мальчиков и девочек, радуя своим искусством тысячи зрителей.

    Многие люди задаются вопросом "Что такое травести?" из-за недостаточной информированности в этой сфере. Также зачастую происходит путаница, связанная с похожим звучанием слов "травести" и "трансвестизм". Первое связано с театральной деятельностью, а последнее часто наблюдается у людей с (т. е. когда человек не может принять свой половой статус). Примером этого может послужить недавний фильм, номинант на "Оскар" — "Девушка из Дании".

    Определение термина

    Итак, давайте разберемся более подробно с понятием травести. Определение термина говорит о том, что это вид театрального амплуа. Оно заключается в том, что актер играет роль противоположного пола, переодевшись в соответствующую одежду. Однако это понятие в первую очередь связывают с тем случаем, когда взрослый артист играет роль ребенка (мальчика или девочки).

    Данное амплуа зародилось главным образом потому, что довольно сложно требовать от ребенка-актера точного исполнения всех указаний режиссера. К тому же дети быстро взрослеют, а спектакли, как мы знаем, могут идти на сцене театра годами и даже десятилетиями. Во имя избежания постоянного ввода новых актеров детей придумали такой способ игры. Ведь актриса или актер могут выступать в одной роли довольно продолжительное время.

    Надеемся, теперь стало понятно, что такое травести.

    Из истории

    С момента появления театра и вплоть до шестнадцатого века женщинам запрещалось выходить на подмостки. Однако женские роли никто не отменял, поэтому их приходилось играть переодетым мужчинам. Чаще это были молодые люди (юноши) или кастраты (из-за их тонкого голоса).

    Данные традиции в европейском понимании уже давно стали дикостью. Однако в некоторых национальных театрах их придерживались очень долго.

    Так, в традиционном до сих пор не играют женщины. Актеры-мужчины там лишены каких-то возрастных ограничений. Некоторые японцы перенесли свои образы и на экраны в кинематограф. Например, Юкинодзё исполнял в одном фильме роль сына и его матери.

    Чтобы понять, что такое травести в Японии, достаточно посмотреть их экранизации таких произведений, как "Ромео и Джульетта", "Леди Макбет", где все женские партии исполнены мужчинами.

    Типы амплуа

    В различные годы травести несколько меняло свой облик. В драматическом театре под этим понятием могли подразумевать роли девушек-актрис, которым в ходе действия нужно было переодеться в мужскую одежду (например, ради могут послужить:


    Также может показаться интересным, что такое травести в опере. Там, разумеется, никто не играет в переодевания. Этот термин используют относительно половой принадлежности партий. Так, например, если оперная певица исполняет музыкальную партию юноши, ее называют травести.

    Например, партия пастуха Леля в "Снегурочке" была исполнена оперной певицей Анной Бичуриной (1882 год), партию Зибеля в "Фаусте" в свое время исполняли Елена Грибова, Маргрета Элкинз, Мишель Коман.

    Русские артисты

    В российском кинематографе довольно часто мы видим актера в амплуа травести, но даже не задумывается об этом. Кто не помнить сказочную Бабу-Ягу? Ее роль на протяжении всей своей жизни играл гениальнейший Георгий Миллер. А в фильме "Здравствуйте, я ваша тетя"? Все это примеры травести.

    На советском театральном и кинематографическом небосклоне были свои травести-дивы. Например, Янина Жеймо, которая всю жизнь играла девочек-подростков из-за своего хрупкого телосложения. Самой ее известной работой стала роль Золушки. На момент съемок актрисе было почти сорок лет.

    Вот еще примеры актеров, пробовавших себя в этом амплуа:

    • которая исполнила роль Маленького принца;
    • Лариса Голубкина. В своем кинодебюте в фильме "Гусарская баллада" исполнила роль Шурочки Азаровой, переодетой в корнета;
    • Лия Ахеджакова. Начинала карьеру в театре с этого амплуа.

    Травести широко представлено и на эстраде. Стоит вспомнить лишь Верку Сердючку, Новых русских бабок.

    Зарубежные артисты

    За рубежом актриса-травести — это большая редкость. В основном это амплуа находится во владении актеров-мужчин. Но можно в качестве примера привести работу в фильме "Дуэль Гамлета", где она сыграла главного героя.

    В Голливуде наиболее значимые роли в этом амплуа достались Майклу Джею Фоксу, который в трилогии "Назад в будущее" сыграл свой персонаж (Марти Макфлай) в разных возрастах, а также его сына и дочь.

    А несравненный Дастин Хоффман воплотил на телеэкране образ Майкла Дорси, вынужденного переодеваться женщиной по имени Дороти Майклс, чтобы побыть со своими детьми, с которыми он разлучился после развода с супругой.

    Из недавних киноработ можно выделить работу в "Девушке из Дании". За свое перевоплощение актер был номинирован на "Оскар".