Тибетцы: численность и расселение, самоназвание и название. Тибетская народность

Тибет (Tibet) - район на западе Китая, расположен на Тибетском нагорье, в самом высокогорном регионе Земли и занимает площадь 1 228 400 км². На юге региона находятся склоны Гималайского хребта, а на границе с Непалом - гора Эверест. Столица и крупнейший город - Лхаса.


В различные периоды истории Тибет был независимым государством либо территорией в составе Монгольской империи или вассальной землёй цинского Китая. Перешёл под контроль Китая в 1950 году после победы под Чамдо.


Традиционно территория Тибета делилась на провинции У-Цанг, Кхам и Амдо. Правительство Китая раздробило территорию исторического Тибета, выделив в нём Тибетский автономный район (ТАР) и переподчинив некоторые территории другим провинциям.


Сейчас Тибетский автономный район (ТАР) в Китае занимает меньше половины всего исторического Тибета (провинцию У-Цанг и западную часть Кхама), а население ТАР составляет всего лишь одну треть от населения исторического Тибета. Территория исторического Амдо и остальная часть Кхама административно входят в другие китайские провинции: Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу.


Долгое время Тибет был самой труднодоступной частью света. Причиной этого были не столько суровые климатические условия высокогорья и природная изолированность этого региона, сколько политика правителей Тибета, запрещавших доступ сюда иностранцам.


Регион не стал доступнее и в ХХ веке. Затяжной и кровавый конфликт между сторонниками независимости Тибета и официальным Пекином делал невозможным путешествие по этому краю. Тибет долго был запретной зоной для туристов и открылся для посещения лишь в 1984 году.


Тибетская оппозиция расценивает политику китайских коммунистических властей в регионе как геноцид тибетского народа. Китайское правительство в ответ говорит о том, что якобы после 1959 года в Тибете было ликвидировано рабство, возросла грамотность и стабильно повышается уровень жизни населения.

География

Тибет занимает площадь 1 228 400 км². Средняя высота территории: 4 000 метров над уровнем моря.

Самая высокая гора: Джомолунгма (Эверест).

На территории Тибета берёт исток ряд великих рек, которые протекают затем по территории проживания других народов и поэтому более известны по названиям на языках этих народов (указаны в скобках), а не по тибетским. Это Ярлунг-Дзангбо (Брахмапутра), Ма-Чу (Жёлтая река), Джи-Чу (Янцзы), Сенгге-Дзангбо (Инд), Пунг-Чу (инд.: Арун), Наг-Чу (бирм.: Салуин) и Дза-Чу (Меконг).

Крупнейшие озёра: Цонаг, Нам-Цо, Ямджоюм-Цо, Мапамъюм-Цо (Манасаровар).

Средняя температура: 14 °C в июле и −4 °C в январе.

Средний уровень осадков: сильно различается, в западных областях 1 мм в январе и 25 мм в июле; в восточных областях 25-30 мм в январе и 80 мм в июле.

Последние изменения: 17.11.2009

Население

Тибетцы заняты в основном в сельском хозяйстве и животноводстве. Проживающие на территории Тибета китайцы - в управлении, торговле, секторе обслуживания. Связано это с тем, что до включения в состав Китая Тибет отличался малоразвитой аграрной экономикой. Специалистов для новых отраслей, создаваемых китайским правительством, среди этнических тибетцев не было.


Вопрос о количестве и национальном составе населения Тибета весьма сложен. Связано это, во-первых, с отсутствием точного определения территории Тибета, во-вторых, с предвзятостью источников.


Правительство Тибета в изгнании сообщает о шести миллионах этнических тибетцев и семи с половиной миллионах этнических китайцев (Хань).


Однако правительство Китая приводит следующие данные:


Тибетский автономный район: 2 616 329 тибетцев, 158 570 ханьцев и более 30 000 других национальностей (2000 год).


Так называемый «Великий Тибет», к которому тибетское правительство в изгнаниии относит также территории, не имеющие в нынешнем Китае автономного статуса: 5,24 миллиона тибетцев, 3,62 миллиона хань (китайцев) и 1,64 миллиона представителей других национальностей (2000 год).


Уровень грамотности среди тибетцев составляет менее 50 %.


Тибетское правительство в изгнании и правозащитные организации считают, что тибетский этнос подвергается целенаправленному уничтожению с начала аннексии Китаем в 1950 году (по данным международных правозащитных организаций - численность сократилась как минимум в 5 раз). С того времени по сей день местное коренное население Тибета устраивало множество акций сопротивления китайским властям. Каждый раз бунты подавлялись очень жестко с многочисленными случаями убийства и повсеместным применением пыток в тюрьмах.


До 1959 года в Тибете существовало всего 2 тюрьмы. Сегодня только в центральном районе Тибета насчитывается 12 тюрем на площади в 5 тысяч км. Остается неизвестным количество тюрем на северо-востоке Тибета из-за дробления этой области и переподчинения земель другим провинциям.


Генеральная ассамблея ООН неоднократно принимала резолюции осуждающие нарушение прав человека Тибетского народа, но все резолюции остаются лишь на бумаге.


Численность тибетцев в изгнании - около 134 тыс. человек: в Индии - 100 000 человек, в Непале - 20 000, в Бутане - 1 500, в Швейцарии - 2 000, в Европе - 400, в Австралии и Новой Зеландии - 200, в США - 8 000, в Канаде - 1 200, в Скандинавии - 100.

Последние изменения: 17.11.2009

Культура

Этнические тибетцы исповедуют тибетский буддизм и религию бон. Тибетский язык относится к тибето-бирманской языковой группе сино-тибетской языковой семьи. С момента вхождения в состав Китая официальным языком на территории Тибета является китайский, однако делопроизводство разрешено вести на тибетском, также в начальной школе обучение зачастую ведётся на тибетском, с постепенным переходом на китайский язык к старшим классам. Но обучение в школах повсеместно платное и большая часть населения совершенно неграмотна.


С 1959 года, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, был полностью запрещен местный старинный обряд погребения «Небесные похороны». Только с 1974 после многочисленных просьб монахов и рядовых тибетцев китайское правительство позволило возобновить церемонию «Небесных похорон». Именно такой способ погребения тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.

Все монастыри Тибета сейчас контролируются Комитетами Коммунистического Демократического Управления. Члены этого комитета - китайцы, живут в монастырях и проводят в жизнь религиозную политику китайского правительства.


Данные комитеты официально установили критерии приёма тибетцев в монастыри.


Выдержка:


Кандидату должно быть, по крайней мере, 18 лет, он должен «любить свою страну и коммунистическую партию», иметь разрешение родителей и получить одобрение Комитета демократического управления монастырями; получить согласие областных или районных властей в Бюро общественной безопасности. Кандидат и его родители должны быть «политически благонадежными».


По данным международных правозащитных организаций из 6 тысяч тибетских монастырей 95 % разрушены или полностью снесены.


Например, женский монастырь города Шикаце, построенный ещё в XII веке, был полностью уничтожен по приказу китайских властей с формулировкой - «строительство монастыря изначально не было согласовано с властями».

Последние изменения: 17.11.2009

4 июня 1926 года в Тибете Далай-Ламой был введён налог на уши. Страна создавала армию, срочно требовались деньги, а все обычные налоги уже были. Надо признать, что никто из тибетцев не отрезал себе уши, чтобы не платить налог. Все платили. Деньги на армию были собраны в течение одного года.


Лидерство по числу невероятных налогов также принадлежит Тибету. За что только не заставляли раскошеливаться на рубеже XIX-XX веков. Тибетцы должны были платить налог на свадьбу, на рождение детей, на право петь, танцевать, звонить в колокольчик и бить в барабаны. Усталому путнику не дозволялось даже просто так вздремнуть на травке: за ночлег он должен был заплатить налог хозяевам земли.

Последние изменения: 17.11.2009

История

Тибет находится между двумя центрами древнейшей культуры - Индией и Китаем, но географическое положение Тибета таково, что он практически изолирован от них. Нет данных о том, что тибетцы произошли из Центральной Азии или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит в сино-тибетские языки вместе с китайским и бирманским можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов. Тем не менее, все исторические свидетельства начинаются со времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей.


Более детально тибетская история известна c VII по XI век, когда империя распространялась от Бенгалии на юге до Монголии на севере. Тибетцы противостояли в большей степени Китаю чем Индии по причине труднопроходимости Гималаев, Китай тибетцы называли Rgya-nag (Чёрная Империя), а Индию - Rgya-gar (Белая Империя).


617-650гг.. - правление царя Сонгцена Гампо, который известен тем, что что принёс в Тибет буддизм. Про него сложено много противоречивых и фантастических легенд, отчего восстановить исторически ход событий непросто. После смерти Сонгцена Гампо формально власть перешла к его внуку, но реально страной стал править министр, а буддизм пришёл в упадок.

755-797гг.. - правление Трисонг Децена, который восстановил в стране Учение Будды, пригласив для этой цели из Индии великих индийских гуру Шантаракшиту и Падмасамбхаву, которые организовали перевод с санскрита текстов Учения и создали буддийскую сангху Тибета. В Центральном Тибете был построен монастырский университет Самье, который до сих пор является одним из важнейших центров буддизма.


815-838гг.. - правление Ралпачана, внука царя Трисонг Децена. Он пригласил мастеров, скульптуров, художников из Непала, Индии, Китая, Кашмира для выполнения задуманного им плана строительства буддийских храмов и монастырей. Он ввёл в органы управления страной монахов, дав им права решающего голоса наравне с главными министрами, приравняв статус монаха к статусу высшего чиновничества.


В 822г. был заключён мирный договор с Китаем, подтверждающий право тибетцев на занятую территорию.
Во время правления Ралпачана империя ослабевала, правительство погрузилось в запутанные интриги, активность проявили сторонники религии Бон.


838-841гг.. – правление Ландармы. В результате переворота царь Ралпачан был убит, власть получил Ландарма, который опирался на бонских сторонников и жестоко преследовал буддизм. Монахи и учёные вынуждены были скрыться в дальних провинциях или бежать в сопредельные страны.


У Ландармы не было наследников, и после его смерти империя распалась на много малых царств: Гуге, Ладак, Пулань и др. С этого момента на несколько сотен лет отсутствует систематическое изложение тибетской истории.


842-1247гг.. - период раздробленности Тибета.


В конце XVIII - начале XIX веков в свете соперничества Великобритании и России в Азии, Тибет стал объектом колониальных интересов этих держав. В целях недопущения преобладания влияния сильного соперника, обе державы признавали нахождение Тибета под суверенитетом ослабевшего Китая. Великобритания, несмотря на договорённости, испытывала значительные опасения, связанные с фигурой одного из ближайших приближенных Далай-Ламы - пророссийски настроенного Агвана Доржиева. Кульминацией соперничества за Тибет и Большой Игры в целом стала британская экспедиция в Тибет в 1903-1904 под командованием Френсиса Янгхазбенда.


В 1911 году в Китае с Учанского восстания началась Синьхайская революция. В её ходе губернаторы отдельных провинций и территорий Китая один за другим заявляли о своей независимости от Пекина. Не остался в стороне и Тибет, провозгласивший независимость от центральной власти в конце 1911 года. Прочие страны мира считали происходящие в стране революционные события внутренним делом Китая, и заняли позицию строгого нейтралитета, ожидая, пока какая-нибудь из многочисленных противоборствующих сил не одержит верх и не создаст новое правительство, способное представлять страну на международной арене, поэтому независимость Тибета никто не признал.


В 1950 китайские войска вошли в тибетский район Чамдо, подавив номинальное сопротивление плохо вооружённой тибетской армии. В 1951 под давлением китайских военных представители Далай-ламы подписали с Пекином «Соглашение о Мирном Освобождении Тибета из 17 пунктов», в котором подтверждались китайские права на Тибет. Это соглашение было ратифицировано тибетским правительством через несколько месяцев.


В дальнейшем китайцы постепенно наращивали своё присутствие в Тибете. В 1956 г. был учреждён Подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного района. Согласно китайским источникам, в 1959 г. в Тибете были проведены «демократические реформы», в ходе которых был ликвидирован «отсталый феодально-крепостнический режим». Правительство Тибета во главе с Далай-ламой бежало и с 1959 года функционирует на территории Индии. В 1965 г. был официально провозглашён Тибетский автономный район. В дальнейшем Китай проводит активную политику освоения Тибета и развития его инфраструктуры. На территории Тибета разместились войска, и расположилось значительное количество приехавших этнических китайцев.


Второй и последний выпуск марок Тибетского правительства в изгнании, 1974г.


По утверждению правительства в изгнании, китайцы на территории Тибета стали превосходить в количестве коренное население. Официальная статистика, однако, этого не показывает. Сопоставляя разные данные, можно оценить, что подавляющее большинство этнических китайцев сосредоточено в районе Лхасы, где их количество составляет порядка трети населения. В остальных районах Тибетского автономного района тибетцы превалируют.


В 2008 году в Тибете произошли массовые беспорядки, зачинённые тибетскими монахами. Монахи устроили мирную акцию протеста к годовщине изгнания Далай Ламы в Индию, которая позже переросла в массовые беспорядки. В провинции Сычуань было совершено нападение на китайский полицейский участок, начались разгоны митинга, по некоторым данным китайская полиция применила огнестрельное оружие. Китайская сторона это отрицает.

Последние изменения: 17.11.2009

С населением более 5 миллионов человек, тибетская национальность живёт в основном в Тибетском автономном районе на юго-востоке Китая и соседних провинциях Цинхай, Ганьсу, Сычуань и Юньнань. Тибетский народ имеют свой собственный разговорный и письменный язык. Тибетский язык относится к камбоджийскому отрасли, сино-тибетской языковой системе.

Тибетские районы богаты природными ресурсами, и тибетский народ в основном проживают на повышение сельского хозяйства и акции. Большинство тибетцев являются набожными буддистами, и наблюдает тибетский буддизм. Ламаистские монастыри распространялись по всему тибетским областям, и обладают богатой культурой и превосходным мастерством строительства тибетцев. Дворец Потала на Зы Хуйшан (Marpo Ri) в Лхасе, столице Тибета, является дворцовым комплексом с самой высокой высотой в мире. Хорошо известно, для строительства стиля, религии, фрески, скульптуры искусства и драгоценных культурных реликвий.

История

В древние времена предки нынешних тибетцы жили вдоль Yaluzangbu (Брахмапутра) реки. В 6 веке вождь племени Ярлунг завоевал несколько соседних племен, чтобы стать королем. Он был известен как Zanpu (король), и установили династию Po. В начале седьмого века Сонгцен Гампо (внуку) единого весь Тибет и перенес столицу в Лхасу. Это, как известно, китайская история как Tupo царства. В 641 г., Сонгцен Гампо женился на принцессе Wencheng, династии Тан (618 - 907 н.э.), и получила титул «короля западе Китая». В 710 году, Xidezuzan (царь Тибета) женился на принцессе Jincheng династии Тан. Контакты между Тибетом и центральном Китае оказали сильное влияние на тибетском обществе в сферах политики, экономики и культуры. В 1934 году правительство Китайской Республики создана жителем агентству в управлении делами в Тибете, и в 1965 году, Тибетский автономный район был создан.

Предпочтения в еде

Цампу, як масло чайного и тибетского ячменя вина являются основным продуктом питания для тибетского народа. Люди также как и молочных продуктов и воздушно-сухой говядины и баранины. Тибетцы едят Цампу почти в каждой едой. Цампу является жареная ячменная мука смешивается с маслом яка чай или тибетский ячмень вина. Тибетцы обычно смешивают пищу с пальцами правой руки, и месить его на мелкие куски перед едой.

Як масло чай сделан из вареных листьев чая, соли и сливочного масла яка. Все смешивается и энергично месили в деревянных цилиндров до хорошо сочетаются. Як масло чайного тепло и питательные, и тибетцы пьют его в течение всего дня. Тибетское ячменное вино является очень популярным алкоголем в среди тибетцев. Этот мягкий алкоголь, приготовленный из местных вырос ячмень, вкус кисло-сладкий.

Архитектурный стиль

Замок-как дом является наиболее представительной в Тибете. Они часто являются камнем структуру древесины примитивной простоте, ищу достойную и стабильную. Даже стены, построенные тесно рядом с холма остается вертикальной устойчивости. Такой вид домов обычно в два-три этажа с круговым коридором построен внутри.
В выпаса области, люди обычно живут в палатках волос яка. В палатке, как правило, квадратной поддержке восьми вертикально столбы. Изготовлен из яка волос, палатки достаточно долговечна от ветра и метели. Между тем удобнее будет демонтирован, поднять и удалить, пригодных для жизни пастухов.
В какой бы тип дома, всегда есть алтарь для поклонения таблицы Будды. Это означает благочестие тибетцев с их религией.

Костюмы

Тибетского народа имеют очень характерный одежды. Вообще говоря, они носят короткие верхней одежды из шелка или ткани с длинными рукавами внутри, широкая и свободная одежда снаружи, так и длинные сапоги крупного рогатого скота шкуры. Для удобства работы или труда, они обычно подвергают свои правое плечо или обе руки, связывая пару рукава вокруг своей талии. И мужчина и женщина имеют косички, но человек всегда катушек до косичками на голове в то время как женщины расчески волосы либо на два или много мелких косички наводнения вниз на плече, в конце которого некоторые красивые украшения связаны. Женщина предпочитает носить фартук с красивыми узорами.
Тибетцы считают Hada как самый драгоценный подарок. Hada представляет собой полосу белоснежных шарф сделан из пряжи или шелка. Он символизирует добрую волю и уважение, и могут быть представлены в различных случаях праздника, прибытие и отъезд гостей и т.д. Однако, есть своего рода Hada с пяти цветов, синего, белого, желтого, зеленого и красного, соответственно, указывающие небо, облака, землю, реки и Бог отвечал за Дхарму Будды. Пять цветов Hada очень ценил дар и может быть представлена только в величайших мероприятий, таких как деятельность буддистов.

Таможня

Вручение Хада является своего рода очень часто вежливости в Тибете. Вручение Хада, чтобы показать чистоту, преданность, верность и уважение к приемникам. Даже когда люди отвечают друг с другом, они не забудут Хада. Они всегда прилагаю мини-Хада в письме для приветствия и выразил добрые пожелания. Что более интересно, что, когда тибетцы выходят они, как правило, занимает несколько Hadas с ними в случае, если они могут дать их друзьям и родственникам с которыми они сталкиваются в пути.
Буддийские верующие должны читать или повторять писания буддизма очень часто. Для неграмотных людей, что они могут сделать, это включить молитвы колеса, с писания внутри. Включение молитвенное колесо эквивалентно пение некоторых писаниях, и это стало рутинной работы для тибетского народа.

Фестивали

Самый важный праздник в Тибете тибетский Новый год, с 1 января по тибетскому календарю. Именно по говорил прощания с прошлым годом и приветствуя новые. С середины декабря люди начинают готовиться и делать фестиваль шопинга. После очистки и украшая дом, представляя жертву на алтарь семьи будет обедать вместе. Фейерверки и факелы горят, чтобы отпугнуть злых духов и неудачу. Они также будут идти по дороге, пока они не достигнут пересечения, которое они считают, может отказаться от злых духов и приносят удачу в наступающем году. В первый день Нового года, люди будут носить свою лучшую одежду, и приветствуют своих соседей и родственников, с наилучшими пожеланиями, и тост с ячменное вино. Существует интересный конкурс в этот день, для воды. Молодой человек из каждой семьи будет пытаться получить первое ведро воды из реки или колодца. Согласно тибетским традициям, в Новый год, первое ведро воды золото воду, второй серебряной воды ведром, и они принесут удачи, счастья и удачи для людей, которые получают их.

Есть много культуры мероприятий, проводимых на улицах Лхасы во время новогоднего праздника. Возьмите Основные Китай Тибет тур, чтобы испытать местные зрелища Тибета.

Shoton фестиваль (смотреть онлайн видео Shoton Festival) является самым оживленным фестиваль в летний период. Shoton, то есть йогурт Банкет в тибетском языке, возникла в монастыре Дрепунг как празднование конца месяца долгое отступление ламы. В прошлом ламы заперлись далеко, чтобы посвятить целиком буддизма в течение месяца в летний период. Когда срок закончился, ламы были встречены и приветствует местных жителей с йогуртами и спектакли. Shoton фестиваля падает с 1 июля по тибетскому календарю, и длится в течение 5 дней. Во время фестиваля люди в Лхасе будет выходить и собираться в Norbulingka. Они приносят продукты, такие как молочные продукты и чай маслом яка, разбили палатки и устраивать пикники там. Тибетское оперных трупп собираются давать спектакли там, так Shoton фестиваля также получила другое название, тибетский оперный фестиваль. Подробнее о фестивале Shoton

Ну что, дорогие друзья, самое время посмотреть, как обстоят дела с жильём в Тибете! У нас же тут всё-таки блог про урбанистику, архитектуру и градостроительство, а не про путешествия! Я даже не буду вас спрашивать, хотели бы вы так жить, так как знаю, что не хотели бы. Как вообще можно жить на высоте 4000 метров? Воздух сухой, кислорода мало, солнце сжигает. Но народ живёт.

Прошу на экскурсию по тибетской недвижимости!

01. Единственный плюс жить на крыше мира – это виды. Смотрите, какие горы вокруг! Куда ни посмотри – повсюду горы.

02. Начать я бы хотел с деревни. Давайте отправимся за город и посмотрим на тибетских селян. По моему разрешению далеко от Лхасы уезжать было нельзя, так что я поехал в деревню всего в 70 км от столицы.

03. Первое, что я увидел – это вереница тракторов с крестьянами, которые отправлялись на поля.

04. За ними ехали комбайны. Обратите внимание, что все фонари на солнечных батареях. Главная улица в деревне сделана из бетонных плит.

05. А вот если свернуть за угол, то дороги заканчиваются и начинаются обычные деревенские домики. Тут всё очень интересно. Так как на высокогорье мало дерева, дома исторически строили из камня или кирпича. На тибетскую архитектуру большое влияние оказала Индия – именно оттуда пришёл буддизм на эти земли, что вначале отразилось на архитектуре храмов, а потом пошло в народ. Дом здесь строится вокруг двора, на улицу выходят глухие стены, а вся красота внутри. Дома почти все одноэтажные. Стены либо полностью красят в белый цвет, либо просто рисуют вертикальные полосы. Над каждым домом обязательно висит красный флаг КНР.

06. На крышах домов установлены ветки с молитвенными цветными флажками. Флажки бывают вертикальные и горизонтальные. Тибетцы считают, что флаги приносят удачу, здоровье, богатство, долголетие и так далее. Флаги разных цветов обозначают разные стихии: синий – небо или вообще пространство, красный – огонь, жёлтый – землю, а значение белого и зелёного переводят по-разному. В новой традиции зелёный – это воздух или дерево, а белый – вода, в старой было наоборот.

07. Но самое главное – это вход в дом. Даже в самую последнюю лачугу будет обязательно богато украшенный вход! Резные порталы, изящный декор! Кстати, при входе в тибетский дом не принято наступать на порог.

08. Один из деревенских домов. Сейчас пойдём сюда на экскурсию.

09. Это летняя кухня.

10. А вот так выглядит гостиная! Обратите внимание на колонну в центре. Тибетцы очень трепетно относятся к своей культуре, и традиционная архитектура проникла повсюду, от деревенских домов до полицейских участков.

11. Иностранцы тут нечасто бывают. Дети пришли поглазеть, благо был выходной. Так как в деревне нет школы, а ближайшая отсюда за 20 км, то дома дети проводят только выходные. Пришёл поглазеть и солдат – он проезжал мимо на мотоцикле и был рад помочь гостям в изучении деревни. Кстати, в доме не разуваются, несмотря на то, что на улице грязно.

12. Лёва сразу уселся и начал дегустировать домашнее пиво. Крепость около 5 градусов, по вкусу что-то среднее между квасом и сидром. В благодарность за угощение хотели оставить бабушке денег, но она возмутилась, оскорбилась и не взяла.

13. Хозяйка

14. Если машина долго не ездит, её укрывают. Особо защищают покрышки. С покрышками в Китае . Существует мнение, что на покрышки ссут собаки, а от собачьей мочи на солнце они быстро портятся и могут даже взорваться. Я писал про это подробно. В общем, чтобы сохранить покрышки, их надо укрыть одеялками. Кстати, собака разве не может нассать на одеяло?

15. Коровы носят серёжки

16. Лёва был так тронут угощением, что решил помочь бабушке и привезти ей свежего навоза. На самом деле нет. Просто бабушка с 5-й фотографии возмутилась, что её сфотографировали, и чтобы компенсировать неудобство, Лёва вызвался помочь ей затащить в гору тачку с говном. Бабушка была довольна, но фотографироваться всё равно отказалась.

17. Популярное приспособление в Тибете – солнечная плита. Солнце тут агрессивное, так что такая штука очень быстро нагревает чайник, и не надо разводить огонь или тратить электричество.

18. А это чайная! Очень мило. Народ собирается и пьёт чай с молоком.

19. Сельская жизнь

20.

21. Здесь же железная дорога, она обнесена колючей проволокой и охраняется солдатами, как это выглядит из поезда.

22. В соседней деревне репетируют танцы! Очень круто, скоро выложу видео на Ютубе .

23.

24. Оркестр играет джаз!

25.

26. Самая красивая девушка на этой вечеринке

27. Вернёмся в город. Вот так выглядят жилые кварталы в центре:

28. А вот новый район трёхэтажек. Обратите внимание, что даже в убогом панельном жилье тибетцы всё равно сохраняют национальные мотивы. Все окна оформлены наличниками, а крыши –карнизами, имитирующими деревянные балки традиционного дома.

29. На всех окнах решётки, чтобы дети не вывалились.

30. Самая милота – это подъезд! Я же вам говорил, что вход для тибетца – это главное. Вот даже на козырьке подъезда сделано обрамление из ткани:

31. Как таковых дворов нет. Узкие проходы, проезды и паркинги.

32. Народ едет со стройки

33. Пивная

34. Велорикши

35.

36. Униформа дворников

37.

38. В центре Лхасы можно встретить вот такие пустыри, прямо как у нас.

39. Обычная жилая улица столицы. Ещё не Индия, но уже не Китай. Стоп, что это я говорю, все знают, что Тибет – это Китай!

40. В Лхасе есть несколько мечетей, и после молитвы вокруг них возникают стихийные рынки, их никто не гоняет.

41.

42. Машины от агрессивного солнца защищают чехлами.

43. Ладно, давайте посмотрим на новые районы. Тут уже нет никакой национальной идентичности. Китайцы строят свои обычные бесконечные жилые комплексы.

44. Где-то среди них затерялся дворец Далай-ламы.

45. Новые коробки растут как грибы после дождя.

46. Повсюду стройки.

47. Строят миллионы квадратных метров жилья. Кто тут будет жить? По ощущениям, всё это стоит полупустое.

48. Это элитные дома.

49. Вид

50. Справа виден вокзал Лхасы. Я думаю, если вы приедете сюда через пару лет, тут всё поле будет застроено.

51. Чтобы тибетцы не забывали, что Китай, Великий и Прекрасный, несёт благодать на тибетские земли, повсюду висят лозунги: "Управление Тибетом на основе закона способствует обогащению населения и соответствует интересам тибетцев. [В основу такой работы будут положены] долгосрочное строительство, объединение сердец, консолидация общества" .

52. Новостройки

54. Сколько стоит квартирка? Внизу написана площадь квартиры, а справа от квадратных метров указана цена, причём цена обозначается в десятках тысяч юаней. То есть если написано 86, то это 860 000 юаней или 8,57 миллиона рублей.

При этом надо понимать, что в Китае очень специфическая система учёта площади квартиры. Во-первых, площадь квартир здесь считается по внешним стенам. Во-вторых, в площадь квартиры включают служебные помещения. Если есть площадка, на которую выходят двери 4-х квартир, её площадь делится на 4 и добавляется к площади твоей квартиры.

Поэтому надо понимать, что в реальности ты получишь 70-80% от указанной площади квартиры. Например, ты заплатил 800 000 юаней (7,97 млн рублей), но вместо 103 кв. метров получишь в лучшем случае 82. За 55 кв. метров (в реальности 44) придётся отдать 380 тыс. юаней (3,79 млн рублей), за 73 кв. метра (на самом деле 58) – 540 000 юаней (5,38 млн рублей), ну и так далее.

55. Стройки

56. С земли дома выглядят так:

57. Паркуются как попало, часто сложно пройти.

58. Первые несколько этажей – торговля.

59. Новые районы совсем китайские, никогда не скажешь, что это за город.

60. Дворники отдыхают

61. Автобусная остановка выглядит вот так:

62. Китайцы очень ценят защитные плёнки, так что когда через несколько лет плёнка начинает разрушаться, они её скотчем подклеивают.

63. Удивительно, но в Тибете есть официальный дилер БМВ

64. А вот "Лэнд Ровера" нет. Поэтому по городу ездят различные клоны. Вот, к примеру, "Лэнд Уинд".

65. Я так понимаю, дизайн украли с "Дискавери".

66. А это похоже на какую-то "Мазду".

67. Но про воровство можно писать отдельный пост. Вот, к примеру, магазин Y2. Видимо, это закос под Y3.

68. Завтра продолжим!

Обширное Тибетское нагорье, отделенное от окружающих низменностей высокими хребтами - Куньлунем с севера и Гималаями с юга, - посередине разделено Трансгималайским хребтом, представляющим естественный рубеж между сухими степями северного плато и живописными речными долинами реки Цангпо (Брахмапутры) и ее притоков. Высокогорная равнина, примыкающая с юга к Куньлуню, - пустыня, не населенная и по наше время. Южнее, по склонам горных хребтов, идут травянистые степи, где возможно овцеводство, а еще южнее, по берегам рек, издавна бытовало земледелие. Северная пустыня и Гималайский хребет преграждают доступ в Тибет с севера и с юга. Поэтому Тибет заселялся с запада и востока.

На западе, в верховьях Инда, с незапамятных времен создавали свои поселения земледельческие племена - моны и дарды. По расе, языку и культуре эти племена были близки к народам Северо-Западной Индии и Памира. В V–VI вв. Дардистан входил в состав державы эфталитов, а после ее разгрома получил самостоятельность. Политического объединения у дардов и монов не возникло. Они делились на множество мелких княжеств, независимых друг от друга. Вследствие примитивности их организации они не могли оспаривать первенство у продвигавшихся с востока предков тибетцев.

На западной границе Китая, в современных провинциях Шэньси и Ганьсу, жили бок о бок два разных народа: монголоидные пастухи-кяны, народ тибетской группы, и земледельцы-жуны. Хотя древние китайские авторы, очевидно метафорически, называли тибетцев «западными жунами», это были два разных народа в древности говоривших на разных языках. Однако смешанные браки и общая судьба, определявшаяся совместной борьбой против Китая, привели к тому, что тибетский язык вошел в обиход не истребленных китайцами жунов. Смешавшись, эти народы распались на несколько гибридных племен, из которых наибольшее значение для истории имели танчаны, дансяны, ди-бома (в Сычуани) и байлан. Впоследствии эти племена жундистского происхождения, слившись образовали народность, называемую средневековыми тангутами.

Несмотря на продолжительное общение с китайцами, они сохранили еще в III в. своих князей и свой быт. Хотя большинство их знало китайский язык, но у себя дома они пользовались языком ди. Наряды и обряды их были похожи и на китайские, и на тибетские, что указывает на тесную связь тангутов с обоими упомянутыми народами, однако этническая самостоятельность их в III в. утеряна не была. Численность отдельных племен иногда превышала 10 тыс. человек. Не только по происхождению, но и по быту отличались друг от друга тибетцы-кяны и тангуты.

«Народы си-жун (в данном случае тибетцы. - Л.Г.) вместо одежд употребляют шкуры зверей; не имеют постоянных жилищ и ведут кочевой образ жизни, снискивая себе пропитание скотоводством. Определенных названий родам и поколениям не имеют, имя отца или матери служит названием и роду их. Они разделяются на множество родов, не имеющих государя и не признающих единовластия, а живущих общинами. Народ чрезвычайно храбрый, умереть в сражении почитается у них счастьем, умереть от болезни - несчастьем. Подобно животным, они крайне терпеливо переносят стужу: даже женщины при родах не уклоняются от суровости климата». «Танчанские цяны (в данном случае тангуты. - Л.Г.) составляют особый род. Они имеют постоянные жилища и живут домами. Избы их обтянуты полостями из буйволовой и овечьей шерсти (черной). В их владении нет ни законов, ни службы, ни налогов. Только в военное время они собираются в одно место, а в прочее каждый занимается своим ремеслом и друг с другом сношений не имеют. Одежду шьют из мехов и шерстяных тканей, пропитание получают от косматых буйволов, овец и свиней. По смерти отца, дядей и братьев берут за себя мачех, теток и невесток. Письма не имеют, а течение годов замечают по осенним и весенним переменам. По истечении каждых трех лет бывает собрание, на котором бьют быков и баранов для жертвоприношения Небу. Из дома князя Лян-цзин происходят наследственно старейшины, а снискавшие приверженность знаменитых объявляют себя королями».

Тексты не нуждаются в комментариях. Почти ни один из обычаев не является общим, различны и стадии общественного развития: у кянов - родовой строй в расцвете, у жунов - на исходе. Дальнейшая судьба их была также различна: жуны, вобрав в себя тибетское племя дансянов и остатки южных хуннов, впоследствии образовали государство Си-Ся, а потомки кянов сохранили свой быт и дикую волю до XIX в.

Потомками кянов можно считать скорее нголоков в верховьях Желтой реки, чем тибетцев-ботов, отколовшихся от кянов в неопределенное время до новой эры. Боты, распространившись вверх по среднему течению Брахмапутры, вступили на путь создания классового государства, а кяны, потерпев ряд кровавых поражений, отступили в горы, откуда еще в 1899 г. своими набегами устрашали соседей и ревниво оберегали свою независимость.

По словам П.К. Козлова, они заносчиво заявляют: «Нас, нголоков, нельзя сравнивать с прочими людьми. Вы, кого бы это из тибетцев ни касалось, подчиняетесь чужим законам: законам далай-ламы, Китая и каждого своего маленького начальника… вы боитесь всего. Не только вы, но ваши деды и прадеды были таковы. Мы же, нголоки, с незапамятных времен подчиняемся только собственным законам и побуждениям. Каждый нголок родится уже с сознанием своей свободы и с молоком матери познает свои законы, которые никогда не должны быть изменены. Каждый из нас чуть не рождается с оружием в руках… наше племя одно из самых высоких, достойных в Тибете, и мы вправе с презрением смотреть не только на тибетцев, но даже и на китайцев». В этих словах жива этнопсихологическая структура древних кянов, толкавшая их на кровавые войны, в которых большая часть их погибла. Несмотря на все высокомерие, нголоки - реликт эпохи расцвета родового строя.

Не кочевые племена, а оседлые земледельцы, осевшие на среднем течении великой реки Цангпо (Брахмапутры), создали тибетскую культуру и государственность. Во время правления Пудэкунгье, которое датировать не удалось, в Тибете возникли земледелие и ирригация. На плодородной почве речных долин произрастали пшеница, ячмень, гречиха и горох. Воду на поля отводили из горных речек каналами, около которых воздвигались каменные укрепленные поселения. К тому же неопределенному времени тибетские хроники относят начало металлургии. Выплавлялись три металла: серебро, медь и железо. Через реки перебрасывались мосты, и даже появилось ткачество на станке. Значительный подъем хозяйства датируется концом IV - началом V в., когда была упорядочена ирригация, широко практиковалась заготовка кормов для скота, используемого при пахоте, и были выведены новые породы мула и хайныка (помесь яка и коровы).

Технический прогресс создал такое изобилие продуктов, что население Тибета быстро росло. К VII в. оно достигло 2860 тыс. человек, т. е. предела, выше которого не поднималось вплоть до XX в. Больше, при указанном уровне техники, страна прокормить не могла. Естественно, прирост населения шел за счет земледельческих районов, и племена, поселившиеся в речных долинах, по бытовому укладу, обычаям и культуре все больше отдалялись от своих кочевых собратьев. Наконец, они преобразились в народ, которому предстояло совершить великие дела.

«Тибетцы» - обобщённое название нескольких этносов различного происхождения. Высокогорное тибетское плато отнюдь не было изолировано: напротив, издавна служило местом пересечения миграций многих народов. Монголоиды и европеоиды, кочевники и земледельцы - из них сформировались шерпы, таманги, гурунги, раи. На западе Тибета обитали индоевропейские племена эфталитов, похожие на цыган.

Тибетская семья: от многожёнства до многомужества

У народа эфталитов была принята полиандрия: несколько братьев брали в жёны одну женщину. Такая система защищала потомство от нищеты в случае гибели кормильца. Жена носила головной убор с рогами: сколько мужей, столько и рогов. В настоящее время этот народ живёт в Непале, в районе горы Манаслу, и сохраняет древние обычаи.

У кочевников было распространено многожёнство. Жёны подчинялись мужу, но вели активный образ жизни. В XIII веке правитель Сан-Гье-Гья-Цо проиграл свою жену в шахматы монгольскому военачальнику. Позже отношения с монголами испортились, и тибетский правитель дважды подсылал убийц к своему бывшему шахматному партнёру. Монголы сделали набег на столицу Тибета Лхасу, причём первым во дворец ворвался отряд под руководством бывшей супруги регента. Она убила Сан-Гье-Гья-Цо и отомстила таким образом за своё унижение и покушения на нового мужа.

Тибетские практики секса

Смысл традиционных тибетских сексуальных приёмов заключается в длительном половом акте при задержке эякуляции. Особо престижным считается заниматься сексом несколько часов, не пролив ни капли спермы. Тибетцы верят, что такой способ помогает сохранить мужское здоровье на долгие годы.

Народ без фамилий и возраста

У народов тибетской группы нет фамилий. Вместо них используется прозвище и национальность: Нооленг Таманг, Мингма Гьюрмей Шерпа. Имеется родовое имя, но оно в повседневной жизни не используется, чтобы не привлечь к семье злые силы. Прозвище может меняться в течение жизни. Одного из двух первовосходителей на Эверест при рождении назвали Намгьял Вангди, но прославился он как Тенцинг Норгей, что означает «Счастливый богатый религиозный». Это имя ему присвоили по совету ламы, и оно себя оправдало. Даты своего рождения и точного возраста Тенцинг Норгей не знал, ориентируясь только на слова матери и логическую связку с сельскохозяйственными работами – считается, что май 2014 года.

Данные о рождении начали повсеместно фиксироваться только в 50-х годах прошлого века.

Национальная пища тибетцев: часуйма и цампа

Традиционная пища народов Тибета – чай с набором пряностей, в который добавляется сливочное масло и соль, он называется «часуйма». На его основе готовится похлёбка под названием «цампа», для этого добавляется ячменная мука. Получается калорийный энергетик, помогающий быстро восстановить силы и способствующий очищению организма.

Кровавые жертвоприношения и буддизм

В древности тибетцы поклонялись духам предков, духам стихий и женским божествам. Затем с запада пришла религия бон. Это суровая вера воинов и охотников, в порядке вещей было принесение кровавых жертв, включая людей. Эту традицию упразднили только в начале XX века, когда жертвы были заменены фигурками «торма». Эти фигурки состоят из различных символических элементов в зависимости от цели человека, в них обязательно присутствует красный цвет как символ крови. Торма помещают в храм, затем уничтожают, и жертва считается принесённой.

Около 800 лет назад на территорию Тибета проник буддизм. В исходном мирном варианте он не прижился. Зато тибетцам весьма понравилась гибридная версия с сохранением древних божеств и дополнением в виде мистических плясок в шаманском стиле. Такой вид буддизма называется «тибетский ламаизм». В настоящее время все эти религии слились воедино, хоть монастыри и носят разные названия.

Считается, что ламы и настоятели монастырей обязательно возрождаются в новом облике. После смерти старого ламы по его указаниям разыскивается нужный ребёнок и воспитывается в монастыре.

Музыкальные инструменты из человеческих костей

В Тибете сильны традиции танца, поэзии и музыки. Для сакральных торжеств применяются чаши и гонги из сложного сплава металлов, дающие мелодичный звон разной тональности. Используются различные струнные музыкальные инструменты, несколько видов барабанов и флейты, в том числе те, которые изготавливают из человеческой кости.

Жизнь в разреженном воздухе и главная тайна альпинистов

Самый высокогорный народ мира – шерпы. Они переселились с Тибетского плато на территорию современного Непала 600 лет назад. В их крови более высокий уровень гемоглобина, чем у других народов мира. Эта особенность позволяет жить в условиях разреженного воздуха: на высоте 5000 метров содержание кислорода в атмосфере составляет менее половины от уровня поверхности моря. С развитием туризма шерпы стали работать горными проводниками. Без них мало кто из гималайских альпинистов добрался бы до цели. Шерпы прокладывают лестницы через огромные трещины ледников, провешивают перильные верёвки, несут за своих туристов еду, палатки и снаряжение. Готовят пищу тоже они. Гид по имени Апа Шерпа был на вершине Эвереста 21 раз!

Як – удивительное и опасное животное

Основой тибетского хозяйства исторически являются яки – высокогорная разновидность прирученных диких быков. У них длинная мягкая шерсть, из неё вяжут замечательные тёплые вещи. Яки дают вкусное молоко, из которого делают сыр. На яках перевозят грузы по горным тропам, высоты они не боятся. Но это довольно опасные животные. Пасущийся бык способен внезапно наброситься на проходящего мимо человека и нанести ему тяжёлые увечья или даже убить.

Необычная погребальная традиция

На Тибетском плато из-за большой высоты мало деревьев, и невозможно выкопать могилу в скальном основании. Поэтому выработалась своеобразная традиция: труп выкладывают на специальную площадку, чтобы его съели хищные птицы. Тело раньше доставляли на яках, сейчас это может быть мотоцикл или машина: ведь китайцы повсеместно прокладывают хорошие дороги. Сначала надрезают мясо, а затем разрубают кости. Занимается этим особый специалист: рогьяпа. Он читает специальные молитвы, подыгрывая себе на инструментах из человеческих костей. Грифы там толстые, прикормленные, и толпятся вокруг рогьяпы, как куры. Когда они растаскивают тело, это считается хорошим признаком: значит душа человека благополучно вознеслась и скоро возродится вновь. Китайское правительство пыталось запретить эту традицию, но по «многочисленным просьбам трудящихся» вновь её разрешило.

Обряд вокруг горы Кайлас

В Тибете находится священная гора Кайлас (тибетцы называют Канг Ринпоче). Это довольно правильная четырёхгранная пирамида, чьи стороны приближены к сторонам света. Высота точно не установлена: от 6638 до 6690 м, но эзотерики утверждают, что это ровно 6666 метров. К этой горе совершаются паломничества: ритуальный обход вокруг горы называется «кора». Особо благочестивые тибетцы совершают кору, простираясь ниц через каждые несколько шагов. Каждое движение строго регламентировано: сначала ладони складываются перед грудью, затем поднимаются вверх, человек становится на колени и ложится ничком, вытянув руки вперёд. Даже десяток таких поклонов – тяжёлая нагрузка, а тибетцы их делают сотни и тысячи. Единственная поблажка, которую они себе позволяют – делают шаги как можно больше.

Далай-лама – агент монголов

Когда Китай в XIII веке был оккупирован монголами, они постарались максимально подчинить себе Тибет. Для этого ими был учреждён титул Далай-ламы, причём первому был присвоен номер III, для эффекта традиционности. Далай-лама избирается путём реинкарнации в раннем детском возрасте.

Самым любимым в народе был Далай-лама VI. Он носил длинные волосы, любил стрелять из лука, сочинял прекрасные любовные стихи и гордился своей сексуальной техникой. Его биографию составил итальянский тибетолог Erberto Lo Bue в своём труде «Vita e canti del VI Dalai lama».

Норвежские тибетцы

В декабре 1951 года в Тибет вторглась китайская армия. Сопротивление было жестоко подавлено. Большинство тибетцев мигрировало в Непал, Индию, Бутан и… Норвегию, из-за сходства климатических условий. Туда перебрались многие ламы и зарабатывали переводами старинных текстов на европейские языки. Сейчас в Норвегии проживает крупная тибетская диаспора, которая поддерживает тесные контакты с родственниками в Гималаях. На норвежских рынках повсеместно продаются характерные вязаные шапки из шерсти яка, но с вышивкой «Bergen», «Norge».