Тест по литературному чтению. Тест по чтению (4 класс) на тему: Тесты по чтению

От составителя

Сборник содержит тестовые работы. Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями ФГОС, программой по литературному чтению для начальной школы и ориентированы прежде всего на учителей, работающих по учебнику Л.Ф. Климановой и др.

Данные работы позволяют:

    быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся;

    объективно оценить результаты работы;

    повторить пройденный материал;

    углубить и систематизировать знания учащихся.

На выполнение работы отводится 10-25 минут

(в зависимости от уровня подготовленности класса).

Задания уровня А оцениваются 1 баллом, уровня В - 2 баллами, уровня С - 3 баллами (в заданиях этого уровня может быть как один, так и несколько верных ответов).

Работа не содержит ошибок - оценка «5»;

выполнено не менее 75% объёма работы - оценка «4»;

не менее 50% объёма работы - оценка «3»;

менее 50% объёма работы - оценка «2».

Вариант 1

А 1 . Отгадай загадку.

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках, на листочках,

Где станции на точках.

1) книга □ 3) цветок

2) страна детства □ 4) сон

А 2. Что служило орудиями письма переписчиков?

1) острые палочки □ 3) птичьи перья

2) обычные ручки □ 4) угольки

А З. Кем был Иван Фёдоров?

1) писателем □ 3) царём

2) переписчиком □ 4) первопечатником

В 1. Когда в нашей стране появилась первая печатная книга?

1) в 1764 году □ 3) в 1964 году

2) в 1564 году □ 4) в 1264 году

В 2. Кто такой друкарь ?

1) дикий человек □ 3) книгопечатник

2) помощник царя □ 4) бедный человек

С 1. Закончи пословицу.

Книга подобна воде - ...

1) выручит в беде □ 3) успокоит в беде

2) самое великое чудо □ 4) дорогу пробьёт везде

Тест 1. Самое великое чудо на свете

Вариант 2

А 1 . Отгадай загадку.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

1) скатерть □ 3) телевизор

2) книга □ 4) насекомые на лугу

А 2. Кто обычно писал и переписывал книги?

1) монахи □ 3) писатели

2) знатные люди □ 4) народные умельцы

А З. Где царь Иван Васильевич приказал строить государев печатный двор?

1) в Китай-городе □ 3) в селе Никольском

2) в центре Москвы □4) в Кремле

В 1. Памятник Ивану Фёдорову установлен:

1) во Владимире □ 3) в Москве

2) в Иванове □ 4) в Санкт-Петербурге

В 2. Что значит слово напраслина?

1) ложное обвинение □ 3) сорт зерна

С1. Найди начало пословицы.

, а несчастье утешает.

1) Хорошая книга ярче звездочки... □ 3) Книга растит человека...

2) Книга помогает в труде... □ 4) Книга в счастье украшает...

Вариант 1

А 1. Каких русских народных песен не бывает?

1) колыбельных □ 3) закличек

2) песенок-потешек □ 4) загадочных

А 2. «Иван-царевич и серый волк» - это:

1) докучная сказка □ 3) сказка о животных

2) волшебная сказка □ 4) бытовая сказка

А З. Именно Иванушке досталась Елена Прекрасная. Найди ошибку в перечислении человеческих качеств, которые помогли ему в этом.

1) жестокость □ 3) смелость

2) доброта □ 4) упорство

А 4. Кем был Виктор Михайлович Васнецов?

1) сказочником □ 3) композитором

2) художником □ 4) баснописцем

В 1. Что в переводе с английского языка означает слово фольклор?

1) народная мудрость, народное знание □ 3) мысли народа

2) русские народные сказки □ 4) жизнь народа

С 1. Укажи зачины сказок.

1) «За тридевять земель, в тридесятом государстве...»

2) «Жили-были...»

3) «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало...»

4) «В некотором царстве, в некотором государстве...»

Тест 2. Устное народное творчество

Вариант 2

А 1 . Как называется сказка, которая начинается как обычная сказка, но заканчивается неожиданно?

1) надоедливая □ 3) неинтересная

2) короткая □ 4) докучная

А 2. «Сивка-бурка» - это:

1) волшебная сказка □ 3) сказка о животных

А З. Найди лишнее в утверждении.

В сказках проверяется...

1) сила и храбрость героя □ 3) доброта героя

2) зависть и скупость героя □ 4) любовь героя к людям и животным

А 4. Кем был Иван Яковлевич Билибин?

1) композитором □ 3) сказочником

2) писателем □ 4) художником

В 1. В переводе с английского языка это слово означает «народная мудрость», «знание». Что это за слово?

1) фольклор □ 3) пословица

2) сказка □ 4) поговорка

С 1. Укажи концовки сказок.

1) «Стали они жить-поживать и добра наживать...»

2) «Я там был, мёд-пиво, а в рот не попало...»

3) «За тридевять земель, в тридесятом государстве...»

4) «Вот вам сказка, а мне кринка масла...»

Вариант 1

А 1 . Кто автор стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой...»?

1) И.З. Суриков □ 3) И.С. Никитин

2) А.А. Фет □ 4) Ф.И. Тютчев

А 2. Как звали поэта Никитина?

1) Иван Саввич □ 3) Савва Иванович

2) Иван Сергеевич □ 4) Сергей Иванович

А З. Укажи стихотворение И.З. Сурикова.

1) «Осень» □ 3) «Зима»

2) «Листья» □ 4) «Встреча зимы»

В 1.

Кошка, побелело, мороз, иней, пухлой ватой, салазки.

1) «Весенняя гроза» □ 3) «Листья»

2) «Мама! Глянь-ка из окошка...» □ 4) «Зреет рожь над жаркой нивой...»

В 2.

Раскаты молодые - перлы...

1) голубые □ 3) дождевые

2) золотые □ 4) снеговые

С 1. Укажи строки из стихотворений Ф.И. Тютчева.

1) «Люблю грозу в начале мая...»

2) «Звёзды меркнут и гаснут.

В огне облака...»

3) «Вот моя деревня,

Вот мой дом родной...»

4) «Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат...»

Тест 3. Поэтическая тетрадь 1 (часть 1)

Вариант 2

А 1 . Кто автор стихотворения «Утро»?

1) А.А. Фет □ 3) И.С. Никитин

2) И.З. Суриков □ 4) Ф.И. Тютчев

А 2. Как звали поэта Сурикова?

1) Иван Захарович □ 3) Захар Иванович

2) Илья Захарович □ 4) Захар Ильич

А З. Укажи стихотворение Ф.И. Тютчева.

2) «Встреча зимы» □ 4) «Весенняя гроза»

В 1. По группе слов узнай произведение.

Зима, гостья, гуляй, расстилай, мороз, песни севера.

2) «Детство» □ 4) «Зима»

В 2. Найди подходящее созвучное слово.

Пыль летит - нити...

1) золотит □ 3) холодит

2) серебрит □ 4) превратит

С 1 . Укажи строки из стихотворений А.А. Фета.

1) «Зреет рожь над жаркой нивой...»

2) «Мама, глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром к ошка

Умывала нос...»

3) «Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал...»

4) «Белый снег пушистый

В воздухе кружится...»

Вариант 1

А 1. В каком городе родился А.С. Пушкин?

1) в Петербурге □ 3) в Новгороде

2) в Москве □ 4) в Париже

А 2. На каком языке было написано первое стихотворение поэта?

1) на русском □ 3) на французском

2) на немецком □ 4) на английском

А З. С чем А.С. Пушкин сравнивает речку, покрытую льдом?

1) с зеркалом □ 3) с полотном

2) со стеклом □ 4) с паркетом

А 4. В каком произведении поэт вспоминает о зимней вьюге?

1) «Зимнее утро» □ 3) «Уж небо осенью дышало...»

2) «Зимний вечер» □ 4) «Опрятней модного паркета...»

В 1. Что такое Аврора?

1) вечерняя звезда □ 3) утренняя звезда

2) планета □ 4) спутник

С 1 . Чему учит «Сказка о царе Салтане...»?

1) доброте, терпению, мужеству □ 3) завидовать другим

2) умению прощать и любить близких □ 4) быть сильным

Тест 4. Великие русские писатели (А.С. Пушкин)

Вариант 2

А 1. Почему в день рождения А.С. Пушкина по всей России звонили колокола?

1) в честь дня рождения будущего поэта

2) в честь дня города Москвы

3) в честь рождения внучки императора Павла

4) в честь праздника Пасхи

А 2. На каком языке говорили в семье поэта?

1) на французском □ 3) на русском

2) на английском □ 4) на немецком

А З. Какое стихотворение А.С. Пушкин посвятил няне?

1) «Зимнее утро» □ 3) «Опрятней модного паркета...»

2) «В тот год осенняя погода...» □ 4) «Зимний вечер»

А 4. О зимней буре рассказывается в стихотворении:

1) «Зимний вечер» □ 3) «Опрятней модного паркета...»

2) «Зимнее утро» □ 4) «В тот год осенняя погода...»

В 1. Что означает слово куртины?

1) картины □ 3) цветочные грядки

2) кровли и забор □ 4) заснеженные поля

С1. Докажи, что произведение о царе Салтане - сказка.

1) в нём есть устойчивые эпитеты, повторы □ 3) в нём зло побеждает добро

2) в нём добро побеждает зло □ 4) оно написано в стихотворной форме

Вариант 1

А 1. Как баснописец относится к Вороне?

1) с завистью □ 3) с восхищением

2) с юмором 4) с нежностью

А 2. Кто воспитывал маленького Лермонтова?

1) бабушка □ 3) отец

2) мама □ 4) мама и папа

А З. Как звали Крылова?

1) Илья □ 3) Иван Андреевич

2) Андрей Иванович □ 4) Андрей Ильич

В 1.

В душу лезет, а в карман глядит.

2) «Зеркало и Обезьяна» □ 4) «Стрекоза и Муравей»

В 2. Объясни значение слова невежа.

1) неуклюжий человек □ 3) невоспитанный человек

2) умный человек □ 4) неприятный человек

С 1. Укажи стихотворения М.Ю. Лермонтова.

1) «Утёс» □ 3) «На севере диком...»

2) «Зимний вечер» □ 4) «Уж небо осенью дышало...»

Тест 5. Великие русские писатели (И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов)

Вариант 2

А 1. Как баснописец относится к Лисице?

1) с завистью □ 3) с юмором

2) с состраданием □ 4) с любовью

А 2. Сколько лет проработал И.А. Крылов в Петербургской публичной библиотеке?

1) более 10 □ 3) более 30

2) более 20 □ 4) более 40

А З. Как звали Лермонтова?

1) Максим Юрьевич □ 3) Юрий Михайлович

2) Михаил Юрьевич □ 4) Юрий Максимович

В 1. К какому произведению подходит пословица?

Других не суди, на себя погляди.

1) «Ворона и Лисица» □ 3) «Зеркало и Обезьяна»

В 2. Объясни значение слова невежда.

1) необразованный человек □ 3) тот, кто плохо себя ведёт

2) невоспитанный □ 4) обманщик

С 1. Укажи стихотворения МЛО. Лермонтова.

1) «Осень» □ 3) «Зимнее утро»

2) «Горные вершины...» □ 4) «Опрятней модного паркета...»

Вариант 1

А 1.

1) «Прыжок» □ 3) «На севере диком...»

2) «Зимний вечер» □ 4) «Ворона и Лисица»

А 2. О недостатках людей иносказательно рассказал:

1) А.С. Пушкин □ 3) М.Ю. Лермонтов

2) Л.Н. Толстой □ 4) И.А. Крылов

А З. Герой какого произведения лишился шляпы из-за проделок обезьяны?

1) «Акула» □ 3) «Лев и собачка»

2) «Прыжок» □ 4) «Куда девается вода из моря?»

В 1.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

2) «Акула» □ 4) «Какая бывает роса на траве?»

С 1. Укажи строки из стихотворений А.С. Пушкина.

1) «Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят...»

2) «В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе...»

3) «За весной, красой природы,

Лето знойное пройдёт...»

4) «На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна...»

Тест 6. Великие русские писатели

Вариант 2

А 1. Какое произведение написал Л.Н. Толстой?

1) «Акула» □ 3) «Зимний вечер»

2) «Утёс» □ 4) «Осень»

А 2. В каком произведении иносказательно описываются пороки людей?

1) в рассказе □ 3) в стихотворении

2) в сказке □ 4) в басне

А З . В каком произведении говорится о дружбе животных?

1) «Прыжок» □ 3) «Лев и собачка»

2) «Акула» □ 4) «Котёнок»

В 1. Из какого произведения приведённые строки?

На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын...

1) «Куда девается вода из моря?» □ 3) «Прыжок»

2) «Лев и собачка» □ 4) «Какая бывает роса на траве?»

С 1 . Укажи строки из стихотворений М.Ю. Лермонтова.

1) «Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана...»

2) «Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета...»

3) «Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя...»

4) «Горные вершины

Спят во тьме ночной...»

Вариант 1

А 1. Кто автор стихотворения «Золотое слово»?

1) К.Д. Бальмонт □ 3) М.Ю. Лермонтов

2) И.А. Бунин □ 4) Н.А. Некрасов

А 2. В каком произведении описано половодье?

1) «Полевые цветы» □ 3) «Дедушка Мазай и зайцы»

2) «Детство» □ 4) «Золотое слово»

А З. Как звали Бунина?

1) Иван Андреевич □ 3) Илья Алексеевич

2) Илья Андреевич □ 4) Иван Алексеевич

В 1. Объясни значение слова багор.

1) длинная палка □ 3) шест с металлическим крюком и остриём

2) длинный шест □ 4) длинный шест в виде топора

В 2. Узнай произведение по рифме.

Тропинок - остинок, скрёб - на сугроб.

1) «Полевые цветы» □ 3) «Детство»

2) «Густой зелёный ельник у дороги...» □ 4) «Золотое слово»

С1. Укажи стихотворения Н.А. Некрасова.

1) «Славная осень!..»

2) «Густой зелёный ельник у дороги...»

3) «Не ветер бушует над бором...»

4) «Дедушка Мазай и зайцы»

Тест 7. Поэтическая тетрадь 2 (часть 1)

Вариант 2

А 1 . Кто автор стихотворения «Полевые цветы»?

1) Н.А. Некрасов □ 3) И.А. Крылов

2) И.А. Бунин □ 4) К.Д. Бальмонт

А 2. Какое стихотворение похоже на сказку?

1) «Славная осень!..» □ 3) «Дедушка Мазай и зайцы»

2) «Не ветер бушует над бором...» □ 4) «Детство»

А З. Как звали Некрасова?

1) Никита Андреевич □ 3) Николай Александрович

2) Никита Антонович □ 4) Николай Алексеевич

В 1. Объясни значение слова зипун .

1) старинное деревенское пальто

2) крестьянский кафтан из грубого толстого сукна

3) крестьянский полушубок

4) богатая старинная одежда

В 2 Узнай произведение по рифме.

Озолочу - захочу, зима - кутерьма.

1) «Полевые цветы» □ 3) «Золотое слово»

2)«Детство» □ 4) «Славная осень!..»

С 1 . Укажи стихотворения И.А. Бунина.

1) «Не ветер бушует над бором...» □ 3) «Полевые цветы»

2) «Детство» □ 4) «Густой зелёный ельник у дороги...»

Тест 8. Литературные сказки

Вариант 1

А 1. Кто автор «Алёнушкиных сказок»?

1) А.С. Пушкин □ 3) В.М. Гаршин

2) В.Ф. Одоевский □ 4) Д.Н. Мамин-Сибиряк

А 2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки В.М. Гаршина?

1) из-за её хвастовства и зазнайства □ 3) утки отказались её взять

2) она не смогла взлететь □ 4) её прутик обломился. -

АЗ.

1) Ленивица и рыбак □ 3) Рукодельница и Мороз Иванович

2) рыбак и лягушка-путешественница □ 4) заяц и утки

В 1. Из какого произведения приведённые строки?

Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как всё было, мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да еще кваску подлила...

1) «Лягушка-путешественница»

2) «Мороз Иванович»

3) «Присказка к "Алёнушкиным сказкам"»

4) «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

С 1. Какой была Рукодельница?

1) отзывчивой □ 3) трудолюбивой

2) равнодушной □ 4) заботливой

Тест 8. Литературные сказки

Вариант 2

А 1. Кто написал сказку «Лягушка-путешественница»?

1) Л.Н. Толстой □ 3) Д.Н. Мамин-Сибиряк

2) В.М. Гаршин □ 4) В.Ф. Одоевский

А 2. Какой вопрос Рукодельница не задавала старику?

1) про зелёную травку □ 3) про снежинки зимой

2) про колодец □ 4) про стук в окошки зимой

АЗ. Какие герои из одной сказки?

1) лягушка-путешественница и утки

2) лягушка-путешественница и цапля

3) Алёнушка и Рукодельница

4) заяц и Ленивица

В 1. Из какого произведения приведённые строки?

Вон уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились жёлтыми огоньками; медведь Мишка сосёт свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли?

1) «Присказка к "Алёнушкиным сказкам"»

2) «Лягушка-путешественница»

3) «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

4) «Мороз Иванович»

С 1. Какой была Ленивица?

1) самонадеянной □ 3) доброй

2) равнодушной □ 4) неблагодарной

Тест 9. Были-небылицы

Вариант 1

А А 1.

1) актинии □ 3) рак-отшельник

2) лангусты □ 4) рыба-пила

А А 2. Кто написал рассказ «Растрёпанный воробей»?

1) М. Горький □ 3) К.Г. Паустовский

2) В.В. Бианки □ 4) А.И. Куприн

А А З. Кто скрывается под псевдонимом Максим Горький?

1) А.И. Куприн □ 3) В.М. Гаршин

2) К.Г. Паустовский □ 4) А.М. Пешков

А 4. Найди лишнее в утверждении. Умные собаки в зверинце...

1) кувыркаются □ 3) поют под музыку

2) танцуют □ 4) говорят с хозяином

В В 1.

На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне.

2) «Растрёпанный воробей» □ 4) «Случай с Евсейкой»

С 1. Что из описанного в рассказе «Слон» могло произойти на самом деле? □ □ 1) маленькая девочка заболела

2) слон пришёл домой к девочке

3) папа принёс девочке игрушечного слона

□ □ 4) в зверинце слон обедал, совсем как благовоспитанный мальчик

Тест 9. Были-небылицы

Вариант 2

А 1. Кто не встретился Евсейке на морском дне?

1) голотурии □ 3) рыба-меч

2) сепии □ 4) сифонофоры

А 2. Кто написал «Случай с Евсейкой»?

1) В.В. Бианки □ 3) А.И. Куприн

2) К.Г. Паустовский □ 4) М. Горький

А З. Пешков - это настоящая фамилия:

1) М. Горького □ 3) К.Г. Паустовского

2) А.И. Куприна □ 4) Л.Н. Толстого

А 4. Какое лакомство помогло завести слона в дом?

1) банановый торт □ 3) ананасовый торт

2) шоколадный торт □ 4) фисташковый торт

В 1. Какое произведение начинается такими строками?

Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою ещё двух докторов, незнакомых.

1) «Алёнушкины сказки» □ 3) «Слон»

2) «Случай с Евсейкой» □ 4) «Растрёпанный воробей»

С 1. Что из описанного в рассказе «Растрёпанный воробей» могло произойти на самом деле?

1) Машин отец уехал в страну со странным названием «Камчатка»

2) Машина мама танцевала в театре «Золушку»

3) ворона влетела в форточку и утащила со стола стеклянный букет

4) воробей влетел в зрительный зал и вернул маме букет

Тест Ю. Поэтическая тетрадь 1(часть 2)

Вариант 1

А 1 . Кто автор стихотворения «Воробей»?

1) А.А. Блок □ 3) Саша Чёрный

2) С.А. Есенин □ 4) А.С. Пушкин

А 2. Какое стихотворение написал А.А. Блок?

1) «Ветхая избушка» □ 3) «Воробей»

2) «Черёмуха» □ 4) «Что ты тискаешь утёнка?»

А З. Какое произведение написал не Саша Чёрный?

1) «Что ты тискаешь утёнка?» □ 3) «Воробей»

2) «Слон» □ 4) «Ворона»

А 4. В каком произведении рассказывается о зимних забавах?

1) «Сны» □ 3) «Слон»

2) «Ветхая избушка» □ 4) «Черёмуха»

В 1.

Бегемот, поиграть, пруд, малыш, большой.

1) «Что ты тискаешь утёнка?» □ 3) «Ветхая избушка»

2) «Сны» □ 4) «Черёмуха»

С 1. Как ты понимаешь значение слова ветхий?

1) разрушающийся от старости □ 3) дряхлый

2) деревянный □ 4) соломенный

Тест 10. Поэтическая тетрадь 1(часть 2)

Вариант 2

А 1. Кто автор стихотворения «Сны»?

1) Саша Чёрный □ 3) А.С. Пушкин

2) А.А. Блок □ 4) С.А. Есенин

А 2. Какое из стихотворений принадлежит перу С.А. Есенина?

1) «Черёмуха» □ 3) «Ворона»

2) «Слон» □ 4) «Ветхая избушка»

А З. Какое произведение написал не А.А. Блок?

1) «Ветхая избушка» □ 3) «Ворона»

2) «Сны» □ 4) «Воробей»

А 4. Какое произведение учит бережному отношению к животным?

1) «Что ты тискаешь утёнка?» □ 3) «Ворона»

2) «Черёмуха» □ 4) «Слон»

В 1. Узнай произведение по ключевым словам.

Уснуть, няня, сказка, лампадка.

1) «Сны» □ 3) «Ветхая избушка»

2) «Слон» □ 4) «Черёмуха»

С 1 . Как ты понимаешь значение слова брыкаться?

1) то же, что лягаться, а также вообще бить, отбиваться ногами

2) активно сопротивляться, упрямиться

3) то же, что купаться

4) то же, что прижиматься

Вариант 1

А 1. Кто вытащил Мальку из воды?

1) Федя □ 3) Лидия

2) автор □ 4) выбралась сама

А 2. Зачем маленький зайчонок убежал из родного гнезда?

1) чтобы искать журавлиные тёплые страны

2) чтобы найти другую семью

3) чтобы не замёрзнуть зимой на болоте

4) чтобы найти жилище бобров

А З. Кого не слышал зимой около хатки Листопадничек?

1) хитрую лисицу □ 3) злую рысь

2) сердитого медведя □ 4) жадную росомаху

В 1. Узнай произведение по ключевым словам.

Мать, солнце, природа, Родина.

1) «Мышонок Пик» □ 3) «Моя Родина»

2) «Листопадничек» □ 4) «Малька провинилась»

В 2. Что означает слово блудный?

1) тот, кто заблудился

2) тот, кто ушёл из родительского дома и вернулся после долгих скитаний

3) тот, кто любит много гулять

4) тот, кто плохо себя ведёт

С 1. Как, ругаясь, Лидия называла Мальку?

1) кривоногая □ 3) батявка

2) шельма □ 4) бесстыдница

Тест 11. Люби живое (В.И. Белов, И.О. Соколов-Микитов, М.М. Пришвин, В.В. Бианки)

Вариант 2

А 1. В чём беспомощно барахтались два крохотных новорождённых кутёнка?

1) в корзинке □ 3) в корыте

2) в шапке-ушанке □ 4) в полушубке

А 2. Почему перевернулся кораблик мышонка Пика?

1) дул очень сильный ветер □ 3) его перевернула щука

2) на него налетели чайки □ 4) крупная хищная птица задела крылом парус

А З. О чём мечтал Листопадничек в бобровой хатке?

1) о сочной свёкле □ 3) о сладкой морковке

2) о сладкой репке □ 4) о хрустящей капусте

В 1. Кому принадлежат слова?

Охранять природу - значит охранять Родину.

1) В.И. Белову □ 3) М.М. Пришвину

2) В.В. Бианки □ 4) И.С. Соколову-Микитову

В 2. Что такое лава?

1) лавина

2) маленький мостик

3) два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой

4) дорога по льду \

С 1 . О чём часто вспоминал Листопадничек зимой?

1) о своём лесе □ 3) о братьях и сёстрах

2) о тёплом гнезде □ 4) о матери-зайчихе

Вариант 1

А 1. Кто написал рассказ «Наша Жучка»?

1) В.Ю. Драгунский □ 3) В.Л. Дуров

2) Б.С. Житков □ 4) В.П. Астафьев

А 2. К чему решили привязать Яшку на ночь?

1) к кровати □ 3) к вешалке

2) к ножке стола □ 4) к перилам

А З. Как ребята решили избавиться от Жучки?

1) увезти из города □ 3) камнем забить

2) утопить □ 4) повесить

В 1. Из какого произведения приведённые строки?

Вот с тех пор я и полюбил животных. А потом, когда вырос, стал воспитывать зверей и учить их...

1) «Про обезьянку» □ 3) «Он живой и светится»

2) «Наша Жучка» □ 4) «Капалуха»

С 1 . Отгадай загадку. В каком произведении есть отгадка?

То погаснет, то зажжётся Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Золотистый...

1) «Он живой и светится» □ 3) «Про обезьянку»

2) «Капалуха» □ 4) «Наша Жучка»

Тест 12. Люби живое (Б.С. Житков, В.Л. Дуров, В.П. Астафьев, В.Ю. Драгунский)

Вариант 2

А 1. Кто написал рассказ «Капалуха»?

1) В.П. Астафьев □ 3) В.Ю. Драгунский

2) В.Л. Дуров □ 4) Б.С. Житков

А 2. Чего Яшка не делал, когда хотел понравиться?

1) не становился очень ласковым □ 3) не залезал на плечи

2) не лез целоваться □ 4) не начинал в голове искать

А З. Отчего у Жучки на боку и на спине облезла шерсть?

1) она попала в огонь □ 3) на неё плеснули кипятком

2) её побили горящей палкой □ 4) она сильно обморозилась

В 1. Из какого произведения приведённые строки?

Только я их учил не палкой, а лаской, и они меня тоже любили и слушались.

1) «Наша Жучка» □ 3) «Он живой и светится»

2) «Капалуха» □ 4) «Про обезьянку»

С 1. Какие признаки Наступления вечера есть в рассказе В.Ю. Драгунского?

1) стали зажигаться в окнах огоньки □ 3) в небе замерцали звёзды

2) радио заиграло музыку □ 4) в небе задвигались тёмные облака

Вариант 1

А 1. Кто автор стихотворения «Разлука»?

1) С.Я. Маршак □ 3) Е.А. Благинина

2) С.В. Михалков □ 4) А.Л. Барто

А 2. Какое стихотворение написала Е.А. Благинина?

1) «Кукушка» □ 3) «В театре

2) «Гроза днём» □ 4) «Если»

АЗ. А 3.

Может быть, его побили, Или в дом пустить забыли, Или сам он убежал?

1) «Гроза днём» □ 3) «Котёнок»

2) «Разлука» □ 4) «Если»

В 1 . К какому произведению подходит поговорка?

Что наскучит, то и научит.

1) «Гроза днём» □ 3) «Разлука»

2) «В театре» □ 4) «Кукушка»

В 2.

Главный герой - мальчик, действие происходит в лесу; рассвет, туман.

1) «Гроза днём» □ 3) «Кукушка»

2) «Если» □ 4) «В лесу над росистой поляной...»

С 1

1) С.Я. Маршак 3) Е.А. Благинина

2) А.Л. Барто 4) В.П. Астафьев

Тест 13. Поэтическая тетрадь 2 (часть 2)

Вариант 2

А 1 . Какое стихотворение принадлежит С.Я. Маршаку?

1) «В лесу над росистой поляной...» □ 3) «Котёнок»

2) «В театре» □ 4) «Если»

А 2. Кто написал стихотворение «Котёнок»?

1) С.В. Михалков □ 3) Е.А. Благинина

2) А.Л. Барто □ 4) С.Я. Маршак

А З. Из какого стихотворения эти строки?

И звучат печально гаммы

В нашей комнате. Без мамы.

1) «Котёнок» □ 3) «В театре»

2) «Разлука» □ 4) «Если»

В 1. К какому произведению подходит поговорка?

Радость прямит, кручина крючит.

1) «В лесу над росистой поляной...» □ 3) «Разлука»

2) «Гроза днём» □ 4) «Котёнок»

В 2. Узнай стихотворение по его описанию.

Оно весёлое, о детях. Раскрывает внутренний мир героя - ребёнка, его фантазии и мечты.

1) «Гроза днём» □ 3) «Если»

2) «Разлука» □ 4) «Кукушка»

С 1 . Кто из этих авторов писал стихи?

1) А.Л. Барто □ 3) С.Я. Маршак

2) С.В. Михалков □ 4) В.Ю. Драгунский

Вариант 1

А 1. Какой рассказ принадлежит Н.Н. Носову?

1) «Телефон» □ 3) «Золотые слова»

2) «Друг детства» □ 4) «Ещё мама»

А 2. Кто написал рассказ «Цветок на земле»?

1) Б.В. Шергин □ 3) М.М. Зощенко

2) А.П. Платонов □ 4) В.Ю. Драгунский

А З. Что должен был украсить герой рассказа «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»?

1) столешницу □ 3) шкатулку

2) паркет □ 4) шкаф

В 1. К какому произведению подходит пословица?

Почитай учителя, как родителя.

1) «Великие путешественники» □ 3) «Золотые слова»

2) «Ещё мама» □4) «Федина задача»

В 2. Узнай произведение по ключевым словам.

Груша, корзина, игрушки, любовь.

2) «Федина задача» □ 4) «Цветок на земле»

С 1. Укажи ошибки, допущенные при перечислена героев одного произведения.

1) Лёля, Минька, Стёпка □ 3) Артём, мама, Апполинария Николаевна

2) Дед Тит, Афоня, бабушка □ 4) Ваня, Митя, папин начальник

Тест 14. «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»

Вариант 2

А 1 . Какой рассказ принадлежит М.М. Зощенко?

1) «Телефон» □ 3) «Федина задача»

А 2. Кто написал рассказ «Ещё мама»?

1) А.П. Платонов □ 3) Н.Н. Носов

2) Б.В. Шергин □ 4) В.Ю. Драгунский

АЗ. Герой какого рассказа хотел стать боксёром?

1) «Друг детства» □ 3) «Золотые слова»

2) «Великие путешественники» □ 4) «Ещё мама»

В 1. К какому произведению подходит пословица?

Друг имеется - так и сердце греется .

1) «Ещё мама» □ 3) «Федина задача»

2) «Друг детства» □ 4) «Золотые слова»

В 2. Узнай произведение по ключевым словам.

Концерт, телевизор, певец, мука, колокольчик .

1) «Золотые слова» □ 3) «Друг детства»

2) «Федина задача» □ 4) «Великие путешественники»

С 1 . Укажи ошибки, допущенные при перечислении героев одного произведения.

1) Лёля, папин начальник, бабушка □ 3) дед Тит, Афоня, Стёпка

2) бабушка, Митя, мастер □ 4) Артём, Апполинария Николаевна, бабушка

Вариант 1

А 1. Когда появился журнал «Весёлые картинки»?

1) в 1924 году □ 3) в 1960 году

2) в 1956 году □ 4) в 1980 году

А 2. Чего Ирочка не говорила в ответ на просьбы бабушки?

1) «Отстань!» □ 3) «Мне некогда!»

2) «Сейчас помогу!» □ 4) «Вот ещё!»

А З. Кто написал рассказ «Воспитатели»?

В 1. Узнай произведение по ключевым словам.

Лавровый переулок, бабушка, дети, ветер.

1) Ю.И. Ермолаев «Как получаются легенды»

2) Г.Б. Остер «Проговорился»

3) Г.Б. Остер «Как получаются легенды»

4) Ю.И. Ермолаев «Проговорился»

В 2. Как ты понимаешь слово легенда?

1) поэтическое предание об историческом события

2) короткий рассказ, который имеет поучительный смысл

3) небольшой весёлый рассказ

4) юмористическое стихотворение

С1. Укажи произведения Г.Б. Остера.

1) «Весёлые стихи» □3) «Воспитатели»

2) «Как получаются легенды» □ 4) «Вредные советы»

Тест 15. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»

Вариант 2

А 1. Когда был основан журнал «Мурзилка»?

1) в 1920 году □ 3) в 1956 году

2) в 1924 году □ 4) в 1980 году

А 2. Чему не учила Ирочка своего попугая?

1) мяукать □ 3) квакать

2)лаять □4) говорить: «Здравствуйте, ребята!»

АЗ. Кто написал рассказ «Как получаются легенды»?

1) Ю.И. Ермолаев □ 3) Г.Б. Остер

2) В.Ю. Драгунский □ 4) Роман Сеф

В 1 .Узнай произведение по ключевым словам.

Ребёнок, адрес, друзья, трамвай, дураки, смех.

1) Ю.И. Ермолаев «Вредные советы» □ 3) Г.Б. Остер «Вредные советы»

2) Ю.И. Ермолаев «Воспитатели» □ 4) Г.Б. Остер «Весёлые стихи»

В 2. Как ты понимаешь слово легенда?

1) произведение о героических событиях прошлого

2) сказочное юмористическое произведение

3) секретная информация

4) рассказ о событиях, которые происходили на самом деле

С 1. Какие животные упоминаются в «Весёлых стихах»?

1) слон и кит □ 3) козёл и осёл

2) курица и голуби □ 4) тигр и медведь

Вариант 1

А 1. Что вместо волос было у Медузы Горгоны?

1) длинные серые змеи □ 3) длинные чёрные змеи

2) длинные зелёные змеи □ 4) короткие чёрные змеи

А 2. Кто похитил с Олимпа огонь и принёс людям?

1) Персей □ 3) Минотавр

2) Геракл □ 4) Прометей

А З. Как болтал длинноногий аист из сказки Г.Х. Андерсена?

1) по-испански □ 3) по-русски

2) по-английски □ 4) по-египетски

В 1. Кому принадлежат эти слова?

Здесь я могу не бояться Медузы Горгоны. Здесь ей меня не найти.

1) Персею □ 3) Полидекту

2) Прометею □ 4) Андромеде

В 2. Какая пословица подходит к сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок»?

1) Каждый зазнаётся настолько, насколько у него не хватает разума.

2) Красна птица пером, а человек - умом

3) Красота пустыни - вода, красота воды - лебеди.

4) Дитя плачет, а у матери сердце болит.

С 1. Каким был Прометей?

1) благородным □ 3) мужественным

2) жалостливым □ 4) бессердечным

Тест 16. Зарубежная литература

Вариант 2

А 1. Во что превращался человек, посмотрев на Медузу Горгону?

1) в камень □ 3) в огонь

2) в дерево □ 4) в реку

А 2. Что не просил царь у Персея в своём подземелье?

1) диковинных рыб □ 3) сочных ягод

2) сладких плодов □ 4) голову Горгоны

А З . Как утка назвала птенца, когда тот вывалился из скорлупы?

1) ужасный урод □ 3) дурной

2) страшненький □4) индюшонок

В 1 . О ком идёт речь в этих строках?

Чистую и благородную душу имел..., открытую жалости и состраданию. Ясные глаза его смотрели прямо и смело.

1) о Персее □ 3) о Полидекте

2) о Прометее □ 4) о Зевсе

В 2 . Какая пословица подходит к сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок»?

1) Материнская ласка конца не знает.

2) Кому повезло, тот и зазнался.

3) Лучше слушать горькую правду, чем лесть.

4) Дитя хоть и криво, да отцу-матери мило.

С 1 . Каким был Персей?

1) храбрым □ 3) умным

2) хвастливым □ 4) благородным

Ключи к тестам

теста

Вариант

А 1

А 2

А 3

А 4

В 1

В 2

С 1

1

1

1

3

4

2

3

4

2

2

1

2

3

1

4

2

1

4

2

1

2

1

1, 2 , 4

2

4

1

2

4

1

1, 2, 4

3

1

2

1

3

2

3

1, 4

2

3

1

4

3

1

1, 2

4

1

2

3

4

1

3

1, 2

2

3

1

4

1

3

1, 2

5

1

2

1

3

3

3

1, 3

2

3

3

2

3

1

1, 2

6

1

1

4

2

2

2, 3

2

1

4

3

3

1, 4

7

1

1

3

4

3

2

1, 3, 4

2

2

2

4

2

3

2, 3, 4

8

1

4

1

3

2

1, 3, 4

2

2

3

1

1

1, 2, 4

9

1

4

3

4

4

2

1, 3, 4

2

2

4

1

4

3

1, 2, 3

10

1

3

1

4

2

1

1, 3

2

2

1

4

1

1

1, 2

11

1

1

1

2

3

2

1, 2, 3

2

2

4

2

3

3

2, 4

12

1

3

2

4

2

1

2

1

2

3

1

1, 2, 4

13

1

4

1

3

3

4

1, 2, 3

2

1

3

2

3

3

1, 2, 3

14

1

1

2

1

2

1

2, 4

2

4

1

1

2

2

3, 4

15

1

2

2

1

3

1

2, 4

2

2

3

3

3

1

1, 2, 3

16

1

3

4

4

3

1

1, 2, 3

2

1

4

1

2

2

1, 3, 4

Тестовая работа применяется на итоговом уроке по литературному чтению во 2 классе.

Цель – проверить умение учащихся работать с текстом произведения.

Задачи: выявить уровень сформированности следующих умений учащихся

а) выделять тему и главную мысль произведения

б) понимать содержание произведения; взаимосвязи событий, поступков героев; отношение автора к событиям и героям, их чувствам и настроениям

в) находить правильный отрывок произведения к данной иллюстрации.

Тестовая работа составлена на основе русской народной сказки «Белые пёрышки».

Давным-давно это было.

Зима в тот год была очень холодная. Такая холодная, что птицы все от холода замёрзли.

Один только глухарь остался жить, не замёрз.

Прошла зима, снова весна наступила. Прилетели с юга лебеди.

Когда глухарь рассказывал им про зимний холод, то весь дрожал.

Но весна тёплая прошла, и лето жаркое кончилось…

Стали лебеди собираться улетать на юг.

А я как же, - спрашивает глухарь, - один тут замерзать останусь? Я тоже с вами полечу!

Дорога дальняя, - говорят лебеди. – Всё равно отстанешь.

Плачет глухарь, оставаться не хочет:

Я не отстану. Только возьмите меня с собой!

Подумали лебеди – как быть? И оставлять глухаря жалко, и дорога впереди трудная.

Вот один лебедь и говорит товарищам:

Возьмём его, может быть, и долетит. Я его к себе тонкой верёвкой привяжу. Ты, глухарь, согласен?

Обрадовался глухарь:

Согласен, конечно, согласен!

Лебеди собрались, взмахнули крыльями и полетели.

Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.

Ну что, устал? – кричит ему лебедь.

Ничего, - говорит глухарь, – пока лечу.

Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.

Вот что, глухарь, ты всё-таки оставайся, - говорит ему лебедь, - зима скоро пройдёт, и мы опять вернёмся. А чтобы ты не скучал, я тебе белые пёрышки подарю.

Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.

С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.

Выполни задания. Ставь X в рядом с правильным ответом.

1. О чём рассказывается в этом тексте?

□ о холодной зиме

□ о встрече глухаря и лебедей

□ о трудном перелёте птиц

□ о взаимопонимании между птицами

2. В какое время года произошла встреча глухаря и лебедей?

□ весной

□ осенью

3. Зачем лебедь вырвал у себя 10 белых перьев?

□ чтобы глухарь не скучал

□ чтобы подарить их глухарю

□ чтобы ему было теплее

□ на память о себе

4. Глухарь остался зимовать, потому что…

□ его не взяли с собой лебеди

□ он не умеет летать

□ он устал

□ он погиб бы в пути

5. Рассмотри внимательно иллюстрацию. Запиши отрывок, к которому сделана иллюстрация.

6. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4.

Лебеди собираются на юг.

1. Холодная зима.

Встреча глухаря и лебедей.

Белые пёрышки.

□ описать внешний вид глухаря

□ описать внешний вид лебедя

□ объяснить, как лебеди собираются на юг

□ рассказать о взаимопонимании птиц

8. Каков жанр этого произведения?

□ рассказ

□ сказка

□ стихотворение

9. Какое из названий наиболее подходит к истории, рассказанной автором?

□ глухарь

□ полёт лебедей

□ белые пёрышки

□ холодная зима

10. Что в этом произведении является правдой?

□ глаза и брови у глухарей красные, а в крыльях белые пёрышки

□ глухари самостоятельно могут перелетать на далёкие расстояния

□ глухари умеют плакать

□ лебеди помогают глухарям при перелёте

Правильные ответы:

1. о взаимопонимании между птицами

3. на память о себе

4. он погиб бы в пути

5. Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.

До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!

Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.

6. 3. Лебеди собираются на юг

1. Холодная зима

2. Встреча глухаря и лебедей

4. Белые пёрышки

7. рассказать о взаимопонимании птиц

9. белые пёрышки

10. глаза и брови у глухарей красные, а в крыльях белые пёрышки

Тесты по чтению 2 класс

Прочитай рассказ.

Доверчивый бельчонок.

Ярко – рыжий бельчонок мелькнул в густой зелени ели, замер на суку, глядя на меня. Я подошёл поближе к дереву. И бельчонок перебрался на сучок, растущий пониже.

Во всей его позе не было ни страха, ни даже настороженности. Этот бельчонок был очень любопытен и доверчив. Ведь маленькие бельчата не понимают, где может таиться опасность, не знают ещё своих врагов. Им всё интересно в этом огромном мире.

Я смотрел на бельчонка и думал о том, как хорошо было бы, если бы у белок и других симпатичных зверюшек на всю жизнь оставалось только любопытство и доверие к человеку. И чтобы человек никогда не обманывал их доверия.

А) доверчивый

Б) игривый

В) любопытный

Г) настороженный

3. Как бы ты вёл себя, встретившись с доверчивым зверьком?

А) наблюдал бы за ним

Б) забрал бы к себе домой

В) погнался бы за ним

4. Выбери из двух стихотворений загадку.

А) Словно пух, летят с небес

Крошки нежные – снежинки,

Покрывая поле, лес,

Горы и ложбинки …

Б) Он чёрной тучей был сначала,

Он белым пухом лёг на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.

5. Отгадай загадку.

Напиши отгадку.

Перечисли последовательность событий в загадке.

6. С чем сравнивается снег и в загадке, и в стихотворении?

7. Прочитай и укажи, где пословица, а где скороговорка.

А) Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на веточке.

Б) Одна пчела много мёду не наносит.

Прочитай текст.

Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

Да не то чтобы некрасивый…

Может я с колючками неуклюжий?

Да не то чтобы неуклюжий…

Ну так какой же я с колючками – то?

Да какой – то ты с ними, брат, несъедобный …

    Кто беседует в тексте?

    Что лисе не нравится?

а) что Ёж некрасивый

б) что Ёж неуклюжий

в) что Ёж несъедобный

3. Вставь в этот текст слова, приведённые ниже.

Миша начал рисовать слона, но сломал карандаш. Он не смог найти а)___________, поэтому ему придётся закончить б)__________ фломастером.

Ластик, точилка, линейка, письмо, рисунок, фотография.

4. Многие слова в русском языке имеют не одно значение, а два или даже больше. Вспомни, какие значения может иметь слово «лук». В каком значении слово «лук» использовано в предложениях из стихов Д. Смирнова?

1)Лук режут!

Затыкайте нос!

Лук может

Довести до слёз!

2) Оружьем верным служит лук

Для метких глаз и крепких рук.

а) приспособление для метания стрел

б) овощное огородное растение

5. Кто может так сказать?

1) – Завтра ожидается мокрый снег, туман, на дорогах гололедица.

2) – Кто не выполнил домашнее задание?

3) - Пирожки горячие, с яблоками, С капустой, с грибами!

4) – Предъявите ваши билеты!

А) продавец в киоске

Б) контролёр

В) диктор телевидения

Г) учитель

Прочитай текст.

Чёрные аисты.

Чёрные аисты селятся лишь в глухих и непроходимых лесах. Для гнёзд они выбирают старые высокие деревья.

Сооружение гнезда - нелёгкое дело. Нужно найти подходящую ветку, аккуратно принести её в клюве и уложить так, чтобы гнездо было прочным и не рассыпалось от сильных порывов ветра.

На лугах и болотах аисты ловят всякую живность: лягушек, стрекоз, различных жуков и даже мышей.

Необычайно красивы чёрные аисты. Под лучами солнца их перья переливаются всеми цветами радуги.

1. Где живут чёрные чисты?

а) на крышах домов

б) в лесах

2. Какой абзац текста описывает, как выглядят чёрные аисты? (1. 2, 3, 4)

3. Выбери правильную интонацию в стихах К. Чуковского и выпиши из текста слова, которые тебе подсказывают, что нужно читать именно так.

1) Тут Зайчиха выходила

И Медведю говорила:

«Стыдно старому реветь –

Ты не заяц, а Медведь!»

а) Зайчиха просит

б) Зайчиха стыдит Медведя

в) Зайчиха испугана

2) Но мохнатые боятся:

«Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен и зубаст,

Он нам солнце не отдаст!»

а) звери опасаются и сомневаются

б) звери возмущаются

в) звери печалятся

4. Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Какие свойства героя загадки указаны в данных строках?

Б) пушистый мех

В) живёт в лесу

Г) прыгает с ветки на ветку

Д) ест орешки

Е) живёт в дупле

Прочитай текст.

Лиса попала хвостом в капкан. Рванулась изо всех сил и убежала без хвоста. Другие лисицы смеются над ней. Проходу ей не дают.

Бесхвостая лиса позвала к себе в гости подруг и советует им отрубить свои хвосты. «Без хвоста, - говорит, - и красивее, и легче».

«Когда бы у тебя был хвост цел, так ты бы говорить этого не стала», - сказали ей подруги.

1. Почему лиса посоветовала другим лисам отрубить свои хвосты?

А) заботилась об их красоте

Б) чтобы не ей одной пришлось бегать без хвоста

2. Как ты расцениваешь предложение лисы?

А) как хитрость

Б) как глупость

3. Согласились ли другие лисы расстаться со своими хвостами?

4. Выбери заголовок к тексту.

Объясни свой выбор.

А) «Хитрая лиса»

Б) «Верные подруги»

В) «Капкан»

5.Укажи две пословицы с похожим содержанием.

Объясни свой выбор.

А) Слово – серебро, а молчание – золото.

Б) Молчание – знак согласия.

В) Знай больше, да говори меньше.

6. Прочитай текст. Напиши заглавие к тексту.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко – высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Напиши план к тексту.

Прочитай текст.

Вот проснулась пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг. Выглянули они в окошечко – разведать, ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?

Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло. Выбрались они из улья и полетели к яблоньке:

Нет ли у тебя, яблонька, чего – нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали!

Нет, - говорит яблонька, - вы прилетели слишком рано, мои цветы ещё спрятаны в почках.

Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный тёмно – синий цветок, это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой – веселёшеньки.

1. Какой цветок напоил пчёлок?

А) тюльпан

Б) цветок яблони

В) фиалка

2. Какие слова тебе подсказали, что речь идёт о весне?

Выпиши их.

3. Чем является «и» в пословице: «Без заботы и репу не вырастишь».

А) словом

Б) буквой

4. Каким словом можно заменить «и» в пословице: «Без заботы и репу не вырастишь».

а) «даже»

б) «только»

Прочитай текст.

У корней деревьев проворно бегают муравьи и густо растут ландыши.

Мы очень любим ландыши. Их белые, чистые цветы похожи на крошечные колокольчики. Они так хорошо пахнут. По И. Соколову - Микитову

5. Как называется текст?

А) «Ландыши»

А) И. Соколов

Б) И. Микитов

В) И. Соколов – Микитов

7. Напиши слова, которые обозначают признаки предметов.

А) с цветами

Б) с муравьями

В) с колокольчиками

Контрольный тест

По литературному чтению

«Что такое псевдоним»

4 классе

Прочитай текст:

ЧТО ТАКОЕ ПСЕВДОНИМ

Псевдоним - вымышленное имя, заменяющее собой настоящее. Псевдонимы часто придумывали для себя писатели, поэты, художники.

Знаешь ли ты, как зовут Максима Горького? Его настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Детство и юность писателя были очень тяжёлыми. Вскоре после рождения мальчика умер его отец, и Алёша оказался в доме деда. С горечью вспоминал об этом Алексей Максимович, отсюда и его псевдоним - Максим Горький. Имя отца он поставил на первое место, как бы продлив таким образом его жизнь. Произведения Горького ты будешь изучать в старших классах и многое узнаешь о жизни людей прошлого столетия.

Тысячи людей выросли на книгах Гайдара. Их читают и сегодня на ста языках мира. Аркадий Гайдар широко известен своими книгами «Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Тимур и его команда». Писатель учил детей быть мужественными, верными, бесстрашными людьми. Аркадий Петрович Голиков писал свои повести и рассказы под псевдонимом Гайдар, что по-монгольски означает - дозорный, храбрый и бдительный воин.

31 марта 1882 года родился Коля Корнейчуков, впоследствии известный как Корней Чуковский - сказочник, кумир детворы. Он был литературным критиком, переводчиком. О том, как его занесло в сказки, Корней Иванович писал следующее: «Случилось так, что мой маленький сын заболел. Это было в городе Хельсинки, я вёз его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический стук колёс: «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил...». Стихи складывались сами собой. Единственная была у меня забота - отвлечь внимание ребёнка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я тараторил как шаман». После выхода первой книги Чуковский был завален детскими письмами, которые стали главным признанием его писательского таланта.

Выполни задания, прочитав текст «Что такое псевдоним»

А 1 . Что такое псевдоним? Запиши ответ.

А 2. Кто часто придумывает для себя псевдонимы? Подчеркни ответ в тексте.

А 3. Верно ли, что псевдоним и прозвище одно и то же? Обоснуй свою мысль (письменно).

А 4. Запиши названия произведений Горького, Гайдара, Чуковского, которые ты знаешь.

А 5. Запиши, пользуясь текстом, с чьими повестями и рассказами ты познакомишься в старших классах.

А 6. Чьи произведения с интересом читают дети? Запиши ответ.

А 7. Кто из писателей выбрал себе псевдоним Гайдар? Запиши ответ.

В 1 . Почему Алексей Максимович Пешков выбрал себе псевдоним Горький? Объясни письменно.

В 2. Соотнеси слова с их значением.

Кумир имя, которое даётся человеку по какой-нибудь

Характерной для него черте.

Тараторить предмет восхищения, поклонения.

Прозвище говорить быстро, не останавливаясь.

С 1 . Заполни таблицу, опираясь на текст.

Писатели, о которых говорится в тексте

Их псевдонимы

С 2„ Как псевдоним Гайдар отражал основные идеи произведений писателя? Докажи письменно.

С 3. Как Корней Чуковский стал писать сказки? Запиши ответ.

С 4. Что в этом тексте показалось тебе наиболее интересным? Объясни почему. Заполни таблицу.

Самое интересное

Почему интересное

Ответы к заданиям.

А 1.

Псевдоним – вымышленное имя, заменяющее собой настоящее.

1 б.

А 2.

Псевдонимы часто придумывали для себя писатели, поэты, художники.

1 б.

А 3.

Иногда дети в шутку дают друг другу прозвища, которые часто сопровождают человека всю жизнь. Это тоже своеобразный псевдоним, главное, чтобы он был необидным.

1 б.

А 4.

«Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Тимур и его команда»

По 1 б. за произведение

А 5.

С произведениями М. Горького

1 б.

А 6.

Произведения А. Гайдара

1 б.

А 7.

Аркадий Петрович Голиков

1 б.

В 1.

Вскоре после рождения мальчика умер его отец, и Алёша оказался в доме деда. С горечью вспоминал об этом Алексей Максимович , отсюда и его псевдоним – Максим Горький.

1 б.

В 2.

Кумир - предмет восхищения, поклонения.

Тараторить - говорить быстро, не останавливаясь.

Прозвище - имя, которое даётся человеку по какой-нибудь характерной для него черте.

3 б.

С 1.

1. Алексей Максимович Пешков - Максим Горький;

2. Аркадий Петрович Голиков – Аркадий Петрович Гайдар;

3. Коля Корнейчуков – Корней Иванович Чуковский.

3 б.

С 2.

Писатель учил детей быть мужественными, верными, бесстрашными людьми.

1 б.

С 3.

«Случилось так, что мой маленький сын заболел. Это было в городе Хельсинки, я вёз его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический стук колёс: «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил...». Стихи складывались сами собой. Единственная была у меня забота - отвлечь внимание ребёнка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я тараторил как шаман».

1 б.

С 4.

до 3 б.


Тесты по чтению 4 класс

Прочитай текст.

Иван - царевич и серый волк.

(отрывок)

Иван - царевич через стену перелез, увидел терем - на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар - птица. Он птицу взял, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: «Ах, какая - золотая, драгоценная! Как такую не взять!»

Только дотронулся до клетки, пошёл по крепости звук, трубы затрубили, сторожа пробудились, схватили Ивана - царевича и повели его к царю Афрону.

Царь Афрон разгневался и спрашивает:

Чей ты, откуда?

Я царя Берендея сын, Иван - царевич.

Ай, срам какой! Царский сын да пошёл воровать… теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… Ну, да ладно, со-служишь мне службу, я тебя прощу. В таком - то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда от-дам тебе Жар - птицу с клеткой.

Загорюнился Иван - царевич.

1. Напиши ключевые слова, которые помогут пересказать текст.

2. Это отрывок из сказки:

3. Подбери слова, близкие по значению к словам:

А) засмотрелся - …

Б) загорюнился - …

В) разгневался - …

4. Прочитай фамилии писателей и запиши их имена и отчества.

А) Горький ________________

Б) Паустовский _____________

В) Маршак ________________

Г) Катаев __________________

Слова для справок : Самуил Яковлевич, Максим, Константин Георгиевич, Валентин Петрович.

5. Прочитай образные выражения из стихотворения И. С. Ники-тина «Встреча зимы». Напиши, где метафоры, сравнения, эпи-теты.

А) Туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли слёз, растёт богатырь, что под бурями дуб.

Б) Угрюмые небеса; воздух лёгок и чист; в чистом поле; весна золотая; Русь святая; гость незваный; на сторонке чужой; без-людный простор.

В) Плакал лес; начал падать снежок; замёрзла река; горят кап-ли слёз; смотрит весело лес; мороз трещит; кровь горит; метель и крутит, и мутит; вьюга поёт.

6. Укажи, что обозначает термин «послесловие».

7. Какие бывают сказки?

А) _____________

Б) _____________

В) _____________

Г) богатырские

Прочитай рассказ.

К отцу Сергию повадился медведь. Ноздрями шевелит: свежим хлебом пахнет.

Погоди маленько, - сказал отец Сергий. - Хлебушко остынет. Я тебе его и вынесу.

Хлеб он положил на пень, а сам - в сторонку. Медведь поню-хал каравай и съел его с большой охотой.

Каждый день в одно и то же время медведь стал приходить к избушке. Придёт и ждёт, как человек, когда же выйдет отец Сергий.

Иду, иду, - говорит тот. - Несу, несу - голод не тётка. На печь от него не залезешь. Жалко, что мука кончается.

Медведь прислушивался к неторопливой речи человека и не спешил уходить. Теперь отец Сергий пёк караваи поменьше: му-ка кончалась. Испечёт, разломит на две доли и большую отдаст медведю, а меньшую оставит себе.

Ешь, гостюшко, не обижайся. Чем богаты, тем и рады.

А медведь не обижался. Он кое - что понимал. Да и, пожалуй, ему дороже хлеба было доброе слово.

1. Что необычного в содержании этого текста?

А) Медведь любил хлеб.

Б) Медведь понимал доброе слово.

2. Напиши слова и выражения, которые произносил отец Сергий.

А) Как называл хлеб?

Б) Как обращался к медведю?

В) Какие поговорки он произносил?

3. Найди к пословице разъяснение её смысла.

Без дела жить - только небо коптить.

В) Каждый должен трудиться.

4. Найди к пословице разъяснение её смысла.

Дважды в год лета не бывает .

А) Не следует надеяться на невозможное.

Б) нужно судить не по внешнему виду, а по содержанию.

В) Каждый должен трудиться.

5. Найди к пословице разъяснение её смысла.

Не всё то золото, что блестит.

А) Не следует надеяться на невозможное.

Б) нужно судить не по внешнему виду, а по содержанию.

В) Каждый должен трудиться.

6. Укажи, что обозначает термин «титульный лист».

А) ___________ - первый лист книги, на котором указаны все основные сведения о ней.

Б) ___________ - небольшая статья, расположенная после основного текста книги.

В) ___________ - статья, расположенная до основного текста книги.

Прочитай рассказ.

Море таит в себе огромные богатства. Человек издавна ловит в море рыбу. Из морских водорослей приготовляют вкусные кушанья и питательный корм для скота.

Морская вода полезна для здоровья. На берегах морей строят дома отдыха, лагеря.

По морям плавают пассажирские и грузовые суда. Морские дороги соединяют дальние страны. По Л. Мельчакову.

7. Какой это текст:

А) повествовательный

Б) описательный

Г) рассуждение

8. Напиши план к тексту «Море».

Прочитай.

Заботливый цветок.

Почти про каждое растение можно рассказать удивительные вещи. Что ни цветок, то рассказ. Растения спасают нас от болез-ней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят - всего не перечтёшь.

Раньше считали, что кипрей, прозванный в народе Иван - ча-ем, годится только на дешёвый чай. Лесники безжалостно выры-вали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали они это потому, что считали будто это растение заглу-шает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же мо-розов погибают.

Оказалось, что кипрей - очень тёплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет. Потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их снежком. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!

А) С любовью ко всем растениям.

Б) По - разному, в зависимости от того, полезно оно или нет.

2. Как Иван - чай влияет на соседние растения?

А) Отнимает у них свет и влагу.

4. Какой из этих отрывков взят из былины?

А) Вдоль по реченьке

лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Б) Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка

промеж ног пускал.

5. Укажи, что обозначает термин «предисловие».

А) ___________ - первый лист книги, на котором указаны все основные сведения о ней.

Б) ___________ - небольшая статья, расположенная после основного текста книги.

В) ___________ - статья, расположенная до основного текста книги.

6.Восстанови последовательность действий для подготовки к пересказу. Запиши буквы в нужной последовательности..

Памятка для подготовки к пересказу.

А) Раздели текст на части и озаглавь их.

Б) Определи основную мысль текста.

В) Устно перескажи текст по плану.

Г) Прочитай внимательно текст.

7. Приведи один - два примера произведений каждого из перечи-сленных жанров.

А) Стихотворения: ____________

Б) Народные сказки: __________

Г) Басни: ____________________

Д) Былины: __________________

Прочитай рассказ.

Голубое поле.

Как - то вечером мой младший брат сказал: «Завтра я разбужу тебя перед рассветом и покажу то, чего ты никогда ещё в жизни не видел».

Рано утром мы вышли из дома и отправились к полю, засеян-ному льном. Там мы взобрались на большой холодный камень и стали ждать. Я с трудом сдерживал недовольство, не зная цели раннего подъёма.

Вдруг брат сказал: «Смотри внимательно!» Первые лучи солн-ца в одно мгновение изменили цвет поля: из светло - зелёного оно стало ярко - голубым, будто кто - то набросил на него по-крывало необыкновенной голубизны. Цветки льна как по коман-де открылись навстречу солнцу.

Эта чудесная живая картина стала одним из самых ярких впе-чатлений моего детства.

1. Что произошло на рассвете?

А) Тёмное поле стало светлым.

Б) Раскрылись цветки льна.

2. Что запомнилось герою?

А) Внезапное изменение цвета поля.

Б) Настойчивость младшего брата.

В) Красота цветов.

3. Напиши план к тексту «Голубое поле».

Перед тобой оглавление детской энциклопедии.

4. В какой главе ты будешь искать информацию о том, кто изобрёл радио?

А) Земля и Вселенная

Б) История открытий

В) Страны и народы

А) в главе 4

Б) в главе 5

В) в главе 6

6. Какую информацию ты не сможешь найти в энциклопедии?

А) Какие растения есть в пустыне?

В) Какие события произойдут в 2081 году?

7. Укажи те утверждения, с которыми ты согласен.

А) Прибаутка - один из малых жанров устного народного творчества.

Б) С помощью прибауток убаюкивают младенцев.

В) Прибаутки обычно имеют форму диалога.

Г) В прибаутках предмет разговора не называется, а указывают-ся его основные признаки.

8. Продолжи фразу.

Небылицы называются так потому, что ___________________ .

Прочитай.

Сборник народной мудрости.

Составитель «Толкового живого великорусского словаря» Вла-димир Иванович Даль собирал не только слова, но и народные изречения - пословицы. В пословицах народ коротко и метко высказывал свои суждения о жизни, свой вековой опыт. Даль собрал больше тридцати тысяч пословиц. Он переписал их не по алфавиту, как обычно делается, а по смыслу: пословицы о Роди-не и чужбине, о богатстве и бедности, о правде и лжи, о работе и праздности. Читаешь раздел за разделом сборник Даля - и перед тобой открывается, что думает народ обо всём самом важном в жизни. Даль объяснял: собрание пословиц - это свод народной мудрости, здравого ума.

1. Напиши темы пословиц, указанные в тексте.

2. Прочитай пословицы, взятые из сборника В. И. Даля, и напи-ши название темы, к которой она относится. Можешь восполь-зоваться информацией из текста.

А) При сытости помни голод, а при богатстве - убожество.

Б) Правду погубишь, и сам с ней пропадёшь.

В) На чужой стороне и весна не красна.

Г) Заработанный кусок лучше краденого каравая.

3. Напиши близкие по значению слова (синонимы) к словам6

А) изречение - …

Б) праздность - …

Прочитай отрывок из текста.

Последний день июля месяца; на тысячу вёрст кругом Россия - родной край.

Ровной синевой залито всё небо, одно лишь облачко на нём - не то плывёт, нетто тает. Безветрие, теплынь … воздух - молоко парное!

Жаворонки звенят; вокруг голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостом.

А) таинственное

Б) шутливое

В) светлое

5. Выбери соответствующий темп чтения.

А) быстро

Б) не спеша

6. Прочитай группы слов и выражений и название области их использования. Укажи, где характеристика событий, где ха-рактеристика действующего лица и где характеристика кар-тины природы .

А) Начала бояться; бедная; не могла любоваться; трепетала при одной мысли; замерло сердце.

Б) Покрыта белоснежным ковром; убралась инеем; засыпанные снегом; лёд ещё очень тонок; наступившие морозы.

В) Однажды; влетел в комнату; зацепился за оконную раму; те-леграмма; прибежал; встречать; соскочил мигом; беги пулей.

7. Что такое олицетворение?

А) Когда о природе говорится как о живом существе.

Б) Когда один предмет сравнивается с другим.

В) Когда в произведении повествуется о том, что было на самом деле.

Прочитай сказку.

Однажды бедняк проходил мимо харчевни. Видит, сковородка стоит на углях, а от неё во все стороны идёт аромат еды. Присел он на корточки перед сковородкой, достал из сумы кусок сухого хлеба и стал держать его над паром. Когда хлеб достаточно увла-жнился, бедняк начал его есть.

Хозяин харчевни дождался окончания трапезы, схватил бедня-ка за ворот и стал требовать плату за кушанье. Тот отказался платить. За это трактирщик потащил бедняка к судье.

В то время в городе был судьёй Ходжа Насреддин. Он внима-тельно выслушал обе стороны, подозвал к себе недовольного хо-зяина харчевни и приказал ему наклониться. Достал из кошелька горсть монет и со словами «Получай!» стал трясти ими у тракти-рщика перед ухом.

Хозяин харчевни изумлённо произнёс:

Что это значит?

Ходжа Насреддин ему ответил:

Вот моё решение - кто продаёт пар от кушанья, тот получает звон от монет.

1. Найди каждому герою характеристику по его действию.

Слова для справок: мудрый, простодушный, жадный.

2. Выбери верный ответ.

Аннотация - это:

А) статья, рассказывающая об истории создания книги;