Территория на которой располагались ахейские города государства. Ахейская греция. Центры ахейского государства – Тиринф, Пилос и Микены

Любое развитие — это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?

Прогресс

Прогресс — от от лат. progressus — движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.

Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности (дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

Виды прогресса в обществе

Социальный Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию.
Материальный Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей.
Научный Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса.
Научно- технический Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация.
Культурный (духовный) Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека — потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности.

Критерии прогресса

Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях , позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.

Мыслители Точки зрения на критерии прогресса
Ж.Кондорсе Развитие разума человека
Вольтер Развитие просвещения, торжество разума человека.
Ш.Монтескье Улучшение законодательства стран
К.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.Оуэн Отсутствие эксплуатации человека человеком, счастье людей.
Г.Гегель Зрелость свободы общества.
А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.Добролюбов Распространение просвещения, развитие знаний.
К.Маркс Развитие производства, овладение природой, смена одной формации другой.

Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.

Критерии общественного прогресса современных учёных:

  • Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
  • Уровень демократизации общества.
  • Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
  • Нравственное совершенствование общества.
  • Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
  • Продолжительность жизни людей.
  • Увеличение человеческого счастья и добра.

Однако прогресс — это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других. Яркий пример- период сталинизма в СССР. В 30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу. В итоге — значительное ухудшение качества жизни людей.
Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям. Развитие информационных систем, Интернет- это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в виртуальный мир, появилась новая болезнь-« игровая компьютерная зависимость».
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем. Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва.. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв.
Прогресс водной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой. Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя,с многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды.

Подводя итог , хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения , не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.

Регресс

Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс (от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Признаки регресса в обществе

  • Ухудшение качества жизни людей
  • Упадок в экономике, кризисные явления
  • Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
  • Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
  • Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего

Хронические заболевания.

  • Падение нравственности, образованности, культуры общества в целом.
  • Решение вопросов силовыми, декларативными методами и способами.
  • Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
  • Ослабление страны в целом и её международного положения.

Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, — одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Лекция:


Понятия прогресс, регресс, стагнация


Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.

Общественный прогресс - это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Термин "общественный прогресс" связан с терминами "инновация" и "модернизация". Инновация - это нововведение в какой - либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация - это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.

Общественный регресс - это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному.

К примеру, рост численности населения - прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения - регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.

Стагнация - застойное явление в развитии общества.


Критерии общественного прогресса

Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:

  • Образованность и грамотность людей.
  • Степень их нравственности и толерантности.

    Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.

    Уровень научных и технических инноваций.

    Уровень производительности труда и благосостояние народа.

    Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.

Пути общественного прогресса

Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».

    Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.

    Неотъемлемой частью общественного развития является реформа - законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.

Противоречивость общественного прогресса

Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:

    Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).

    Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс).

    Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс).

Археологические открытия

Археологическими раскопками Г. Шлимана, начатыми в 1871 г., открылся новый период в изучении древнейшей истории Греции. Тогда впервые из недр земли выступили очертания гомеровской Трои в Малой Азии. Раскопки Львиных ворот в Арголиде привели к открытию Микенского дворца, шахтовых гробниц правителей Микен, обнесенных стенами у подножья микенского акрополя. Тогда же была открыта и более поздняя купольная гробница, названная Шлиманом гробницей Атридов, династии, правившей, согласно Гомеру, в Микенах. Кроме того были исследованы и развалины тиринфского дворца, находившегося недалеко от микенского. В Орхомене, в Беотии, были обнаружены следы дренажных работ в районе Копаидского озера.

Эти раскопки произвели переворот в тогдашних представлениях о древнейшей истории греков. Тогда пришлось поверить, что гомеровский эпос, рассказывающий о борьбе ахейцев с троянцами и о возвращении героев-ахейцев на родину, был не вымыслом, не сказкой, облеченной в торжественный ритм гексаметра, но народным эпосом, сохранившим воспоминания о древних государствах, об их войнах и быте населявших их людей.

Раскопки на Крите Раскопки Эванса на Крите, производившиеся с 1900 г. до начала второй мировой войны, продолжили работу, начатую Шлиманом. На равнине Мессара вскоре после начала раскопок был открыт кносский дворец, расположенный на пологом холме и представлявший большое здание, фасадом выходящее на четырехугольный большой двор. Трехэтажный дворец, первый этаж которого был подземным, сохранил на стенах следы прекрасной живописи, а каменные, бронзовые, серебряные и золотые сосуды являются настоящими шедеврами мирового искусства,

27

Раскопки итальянцев на Крите обнаружили в южной части острова существование дворца Феста, сходного с кносским и по архитектуре и по стенной росписи, но меньшего по размеру. Позже был обнаружен и третий дворец в восточном районе Крита - дворец Маллии,- постройка которого относится к тому же времени, что и постройки в Кноссе и Фесте, т. е. к концу третьего тысячелетия до н. э.

С тех пор работа по раскрытию все новых и новых памятников, особенно на островах и греческом материке, продолжается почти безостановочно. Дворцы, подобные кносскому, были открыты и в других местах - на Кипре и на Родосе.

На Крите было обнаружено существование многих поселений городского типа. Они обычно располагались на пологих холмах. Узкие мощеные улицы проходили на разной высоте по склонам холма, соединяясь между собой каменными лестницами, высеченными в скалах. Многие дома были двухэтажными. На вершине холма обычно находился самый большой дом («дом правителя»), сложенный, в отличие от остальных домов, из тесаного камня.

Ранняя культура Крита получила название минойской, по имени упоминаемого в гомеровских поэмах Миноса, легендарного правителя Крита, обитавшего в кносском дворце.

Раскопки на Балканском полуострове Особенно важными представляются раскопки, произведенные в последние десятилетия. Обнаружено, что дворцы микенского типа не ограничивались только двумя известными ранее в Арголиде дворцами в Тиринфе и Микенах. Такой же дворец был открыт и в Пилосе - «дворец Нестора», жившего, согласно Гомеру, в древнем Пилосе. Следы таких же дворцовых построек были обнаружены и в Афинах, и в Элевсине, и в Беотии, и на островах, хотя в этих местах они были значительно беднее микенских. В отличие от Крита микенские дворцы строились на вершинах холмов и обносились мощными оборонительными стенами, сложенными из больших неотесанных каменных глыб, достигавших 2-3 м. длины и до 1 м. толщины.

Типичным для Греции дворцом был дворец Тиринфа (XV в. до н. э.), лучше сохранившийся, чем другие дворцы Пелопоннеса. На внутренний южный дворик, окруженный колоннадой, выходило центральное помещение дворца, которого не было в древних дворцах Крита,- мегарон. Это большое прямоугольное помещение (12 м. на 10 м.), служившее одновременно и для совещаний царя Тиринфа со знатью, и для пышных пиров. В центре этой комнаты находился круглый очаг, окруженный четырьмя колоннами, поддерживающими крышу с отверстием для выхода дыма. Около очага было расположено кресло царя, его «трон». Поэтому часто мегароны ахейских дворцов носят название «тронного зала». Перед Этим центральным помещением, названным у Гомера «палатой пиров», находилась передняя. Пол обоих помещений украшен росписью, производившей впечатление дорогих ковров.

28

Около 26 м в диаметре. Внутри круга - шесть царских погребений, в центре - алтарь для жертвоприношений умершим.

На территории Греции раскопаны также большие и мелкие поселения, многие из которых были связаны с дворцовыми хозяйствами правителей государств. Например, местечко Зигуриес вблизи Коринфа было одновременно поселением земледельцев и скотоводов и центром керамического ремесла. Здесь была обнаружена большая гончарная мастерская, общей площадью 300 м 2 . В одном из помещений были сложены глиняные сосуды, работа над которыми еще не была закончена: 500 чаш, еще не покрытых орнаментом, 75 тарелочек, 20 кувшинов, 50 горшков и 3 вазы. Была найдена посуда и в другом помещении этой же мастерской. Стены одной комнаты, вероятно жилой, были украшены росписью.

Начиная с 1953 г., в районе Микен, за пределами укреплений микенского дворца, стали раскрываться большие хозяйственные помещения, связанные, по-видимому, с нуждами дворца. Здесь был раскопан «дом торговца оливковым маслом», в подвалах которого было найдено много больших глиняных бочек (пифосов) и частный архив, состоящий из 39 табличек, заполненных письмом. Недалеко от него был расположен «дом сфинкса», в котором найдены д«лятки глиняных сосудов и мелких резных изделий из слоновой кости. По

29

изображению сфинкса на одном из них получил название и самый дом. Третий дом, «дом щитов», кроме изделий из слоновой кости, предназначенных для украшения мебели, содержал много щитов, напоминающих по форме восьмерку.

Недалеко от Микен найдено древнее поселение, существовавшее с начала XIV в. до 1200 г. н. э. с остатками домов, гончарными печами, черепками сосудов и многочисленными вазами.

На основании огромного накопленного материала уже можно было прийти к целому ряду новых выводов, которых не могли еще сделать ни Эванс, ни тем более Шлиман.

Расшифровка ахейского письма

Важнейшим событием последних лет является расшифровка ахейской письменности, честь которой принадлежит английскому ученому М. Вентрису, трагически погибшему при автомобильной катастрофе в 1956 г., и сотрудничавшему с ним Чадвику.

Еще раскопками Эванса были обнаружены архивы кносского дворца с тысячами табличек, покрытых письмом. Позже, в Беотии были найдены вазы с надписями. Кносские таблички не были литературными произведениями, они представляют собою инвентарные списки с перечислением имущества дворцовых складов и поступления налогов, а также списки лиц, назначаемых на работы, или отчеты о выполненных ими заказах и отпущенных им материалах или продовольствия. Кое-что из этих знаков было уже правильно прочитано Эвансом. Но наряду с простыми обозначениями в табличках было много слов или имен в несколько знаков каждое. Ученые подсчитали, что в кносских табличках встречается примерно 88 таких рисунков-знаков, а это заставило предполагать, что при произношении каждый знак обозначает один слог.

Нежелание Эванса публиковать найденные им архивы сильно затрудняло работу ученых над расшифровкой минойского, т. е. критского письма. В 1939 г. американский ученый Блеген во время раскопок дворца Нестора в Пилосе нашел архив, содержащий около 600 новых табличек, первый архив на территории материковой Греции, а позже, начиная с 1952 г., там же было найдено еще около 450 табличек. В 1953 г., как мы уже говорили, в доме торговца оливковым маслом в Микенах, было найдено еще 39 новых табличек, первый частный архив на территории ахейских государств.

Впервые стал вопрос - не может ли оказаться, что это письмо является ранним греческим письмом.

В 1951-1952 гг. были опубликованы в печати все найденные до этого времени материалы. Это послужило новым стимулом в работе по расшифровке древнего письма. Были внимательно изучены различные положения, в которых встречается каждый знак, уже ясно стали различимы слова и их окончания, которые являлись, несомненно, окончаниями падежей или глагольных форм.

30

В результате ряда работ, длившихся десятилетиями, было установлено, что распространение минойской письменности охватывает почти все II тысячелетие до н. э. Начиная с 2000 до 1700 г. до н. э. на Крите была развита пиктографическая письменность, которая развилась в древнюю систему слогового письма (линейное письмо А). На основе этого письма возникли два вида более упрощенного письма: линейное письмо Б и кипро-минойская слоговая письменность, принятая на Кипре в период с 1500 по 1150 г. и возродившаяся в измененном виде с VII в. до н. э.

Расшифровка надписей, которая продолжается и в настоящее время, сделала большие успехи и открыла новую страницу в истории раннегреческих обществ.

Расшифровка древнейшей греческой письменности имеет огромное значение для мировой науки. Открыто и прочитано письмо, язык которого древнее языка гомеровских поэм примерно на 600 лет! Расшифровка слогового письма Б открывает новые пути в развитии лингвистики, а для историков Греции, кроме того, она помогает впервые поставить на твердую научную почву изучение древнейших периодов греческой истории. Много нового будет внесено и в изучение так называемого «гомеровского общества»; естественно поэтому, что при изучении языка ахейского письма ученые обращаются для его объяснения в первую очередь к языку гомеровских поэм, а также к языку древнейших надписей и к архаическим формам, сохранившимся в них.

Ахейские государства XVI-XIII вв. до н. э.

На рубеже III и II тысячелетий до н. э. в Грецию вторглись греческие племена, отчасти покоряя, отчасти сливаясь с жившим здесь догреческим населением.

Микены и Тиринф Расцвет микенской культуры, называемой так по Микенам в Арголиде, начинается в XVI в. до н. э. Этот период уже классового общества связан с деятельностью ахейцев в Пелопоннесе и ионийцев в Аттике 1 . В начале XV в. до н. э. к власти в Микенах приходит династия «купольных гробниц», получившая название по типу захоронений царского рода в круглых подземных сооружениях, увенчанных куполом. Наиболее известным типом таких погребений является так называемая гробница Атрея, раскопанная еще Шлиманом. Доступ к ней открывается коридором (дромосом) в 36 м. длины и 6 м. ширины, который ведет во внутреннюю часть холма и заканчивается массивной дверью у входа в гробницу. Высота двери равна 5,40 м., а ширина 2,70 м. Каменные блоки, перекрывающие дверь, весят 120.000 кг. Дверь была украшена зеленоватыми полуколоннами с зигзагами и спиралями. Над дверью были украшения в виде двух полуколонн и рельефа со спиральным орнаментом на зеленом, розовом и крас-

1 Греческие племена ионийцев и ахейцев в этот период и были носителями так называемой микенской, или ахейской культуры.
31

ном камне. Гробница - круглое помещение (14,5 м. в диаметре), увенчанное сводом из 33 рядов каменных плит. Свод окрашен в голубую краску и покрыт бронзовыми гвоздями и розетками, представлявшими звездное небо. Из круглой камеры небольшая дверь вела в особое помещение, служившее местом погребения микенского царя, правившего во второй половине XIV в. до н. э.

В конце XVI - начале XV вв. ахейцы Пелопоннеса совершили завоевательный поход на Крит и овладели сначала Кноссом, а затем постепенно и всем островом. Застав на Крите уже сравнительно развитую письменность (линейное письмо А), они приспособили ее для нужд греческого языка, упростив ряд знаков (линейное письмо Б).

Установление власти династии «купольных гробниц» связано с легендами о правителях из рода Пелопидов, потомков Пелопса, от которого греки производили и название Пелопоннеса («остров Пелопса»). Завоевание Кносса и подчинение Крита, а также ряда островов Эгейского моря, повлекло за собой рост богатства правящей полуостровом знати. Культура Крита в этот период оказывает сильное влияние на культуру ахейских центров. Многие ремесленники и художники кносского дворца были перевезены в Пелопоннес для работы в дворцовых хозяйствах и для росписи дворцовых помещений.

32

Дворцы правителей, защищенные мощными оборонительными укреплениями, были отделаны с большой роскошью.

В Тиринфе рядом с мегароном находилась ванная комната, пол которой состоял из одной каменной плиты в 3 м. ширины и 4 м. длины. За мегароном были расположены мужские помещения, отделенные от женских коридорами. Каждая группа помещений выходила на маленький двор, связанный только с этими помещениями.

В конце XV - начале XIV вв. до н. э. и в Микенах, и в Тиринфе предпринимаются новые строительные работы по укреплению дворцов. Могильный круг, с расположенными внутри него шахтовыми гробницами первой правящей династии в Микенах, включается в систему оборонительных укреплений. Укрепления Микен охватывают, таким образом, и склон холма. Местами стены" Микен достигают 6 м. толщины. Внутрь этих укреплений вел только один вход - Львиные ворота, охраняемые двумя сторожевыми башнями.

Площадь акрополя Тиринфа была почти удвоена. Внутри оборонительной стены, достигающей местами 17 м. толщины, была построена длинная галерея (30 м. длины, 1,90 м. ширины)-чудо строительного искусства того времени. К галерее примыкали казематы, служившие в мирное время складами, а в военное - сторожевыми бастионами. Некоторые ученые склонны связывать эти укрепления на материке с разрушениями на Крите, происшедшими незадолго до этого.

Наличие в Арголиде двух ахейских крепостей - Микен и Тиринфа,- расположенных недалеко друг от друга, заставляет предполагать, что Арголида не была объединена под властью Микен. Вероятнее всего, власть микенских правителей распространялась на север и северо-запад полуострова, в частности на Коринфский перешеек и области северного Пелопоннеса (Ахея). Владения Тиринфа охватывали, вероятно, восточный район Арголиды и побережье Саронического залива. Сеть дорог, связывавших Микены с морем, свидетельствует о мирных взаимоотношениях Микен и Тиринфа.

Пилос в Мессении Третье большое государство Пелопоннеса - Пилос в Мессении. Главный город его, в котором находился царский дворец, распадался на три района. Может быть, во главе каждого из районов стояло должностное лицо - корета. Кроме того во всех районах действовали финансовые должностные лица.

Большое количество названий отдельных как более мелких, так и крупных поселений, сохранившееся в надписях пилосского архива, указывает на то, что территория Пилосского государства была довольно плотно заселена.

Лаконика Четвертое ахейское государство расположено было в Лаконике с двумя центрами в Терапне, вблизи более позднего города Спарты, и в Амиклах. Вблизи Амикл раскрыт богатый ахейский некрополь с замечательными золотыми кубками.

33

Афины В Аттике центром ионийцев был афинский акрополь, представлявший крепость с дворцом. Но по сравнению с богатством дворцов Пелопоннеса афинский дворец, правителем которого Гомер называет царя Эрехфея, был значительно беднее.

Фивы и Орхомен В Беотии было два ахейских государства - Фивы и Орхомен. Акрополь Фив, называвшийся Кадмеей, по имени мифического родоначальника правящей династии Кадма, также был укреплен. Фиванский дворец был расписан фресками, как и дворцы Микен и Тиринфа.

Орхомен, заселенный с древнейшего времени, представляет особенно интересный памятник, потому что при его раскопках обнаружены семь последовательных археологических слоев, показывающих постепенное развитие от круглых хижин древнейших времен до дворца ахейского типа.

Фессалия Наличие в некоторых районах Фессалии, вблизи акрополей, купольных гробниц, одновременных с купольными гробницами Микен, дает возможность предположить наличие на территории Фессалии одного или нескольких ахейских центров.

Отношения между ахейскими государствами не всегда были дружественными. Предание сохранило память о борьбе Микен с Фивами (в трагедии Эсхила «Семеро против Фив»); известна также древняя вражда Фив и Орхомена. Предания Аттики рассказывают о борьбе афинского царя Эрехфея с царями Элевсина и другими царями, правившими в отдельных районах Аттики.

По археологическим памятникам, свидетельствам гомеровского эпоса и легендам о подвигах Геракла, связанных с Микенами, роль микенского царя представляется значительной. В походе против Трои правитель Микен является верховным вождем объединенного ахейского войска. О могуществе «златообильных Микен» свидетельствуют и дороги, соединявшие Микены с другими центрами Пелопоннеса.

Подчинение Крита Подчинение Крита и включение его в число ахейских государств имели важные последствия для дальнейшего экономического развития ахейского общества. Крит оказал сильное влияние на культуру ахейцев. Но помимо этого в руки ахейцев перешел контроль над торговыми путями на восток, находившимися ранее в зоне критского влияния. Ахейские колонии возникают и на побережье Малой Азии (может быть еще в XV в. до н. э.), в Милете и, возможно, в районе Колофона и Эфеса. Ахейские поселенцы проникают и в Финикию, где, например, в Рас-Шамре и Библосе раскрыты кварталы, заселенные ахейцами, и найдено много микенской керамики.

В XIII в. до н. э., в связи с началом большого передвижения племен в Малой Азии, сношения с Египтом, бывшие оживленными в XV-XIV вв. до н. э., прерываются, а с Кипром и Финикией сильно ослабевают.

34

Троянская война На рубеже XIII-XII вв. до н. э. происходит и воспетая в гомеровских поэмах Троянская война, бывшая последним военным предприятием ахейцев. Именно поэтому память о походе ахейцев в Трою и сохранилась у позднейших греков. У Гомера эта война изображается грандиозным предприятием; в ней принимают участие правители всех ахейских государств. Но у троянцев оказалось немало союзников в Малой Азии (Пафлагония, южное побережье Черного моря, Ликия) и Фракии. Однако прав был Фукидид, когда в начале своего исторического повествования о событиях, предшествующих Пелопоннесской войне, писал:

«Однако, вследствие недостатка материальных средств не только предприятия, предшествовавшие Троянской войне, были незначительны, но и эта война, самая замечательная из всех, происходивших раньше, оказывается в действительности не столь значительною, как рисует ее молва и установившееся ныне через поэтов предание». (Фукидид, I, 2)

Вторжение дорийцев В конце XIII в. до н. э. в районы Македонии и Эпира вторглись новые греческие племена - дорийцы. Вторжение дорийцев в северные районы Греции создало непосредственную угрозу существованию ахейских государств, которые к этому времени уже находились в состоянии экономического упадка.

Социально-экономический строй ахейских государств

Ахейские государства были государствами рабовладельческими, но рабовладельческий строй их был еще очень примитивен.

Организация власти Дворцы и крепости на холмах указывают на большую роль военной организации знати, осуществляющей постоянный военный контроль над безоружным земледельческим населением. Однако такие мощные оборонительные укрепления были нужны особенно тогда, когда правители государств жили в постоянном страхе перед внешним или внутренним врагом.

Власть ахейских правителей основывалась на крупном землевладении. Ахейские цари, вероятно, сосредоточивали в своих руках не только высшие военные, но и высшие жреческие функции. Поскольку предание о Миносе приписывает ему составление свода законов, можно считать, что в руках царя находились и высшие судебные полномочия. На основании греческих преданий можно предполагать, что власть царей была наследственна и передавалась от отца к сыну.

Цари были крупнейшими землевладельцами государства. Они владели наиболее плодородными землями, так называемыми «теме-нами». В то время как наименьший земельный надел исчисляется в одну меру зерна, темен царя равен 1800 мерам. О значении царской власти можно судить также по использованию рабочей силы в дворцовом хозяйстве Пилоса, в котором было занято около 1000 рабынь с детьми. Часто эти женщины назывались по месту их происхождения: женщина с Книда, Крита, Киферы, Милета. Отсут-

35

ствие в пилосских списках мужчин-рабов бросается в глаза. По-видимому, мужчины-военнопленные были редким явлением в дворцовых хозяйствах. Многие женщины-рабыни определяются по их профессии: молольщица, прядильщица, льноводка, иногда же просто «работница».

Высшими правителями в Пилосе был царь (ванакта) и военачальник (лавагет). Военачальник был подчинен царю.

Кроме больших земельных участков, ванакт получает в свою пользу натуральную подать от местного населения. Так, например, с одного только острова Сфагия (позже у греков Сфактерия) царь получил единовременно: пшеницу, просо, оливковое масло, технические и садовые растения или их плоды, мед, коня, 32 баранов и овец, двух волов, двух коров, семь свиней, 20 виноградных лоз.

Лавагету принадлежало осуществление военного руководства, а в мирное время и полицейская охрана государства. В его подчинении были многие должностные лица - гармосты (в пилосских надписях - амотеу).

Большое значение в пилосском государстве имели и жрецы, возглавлявшие храмы и контролировавшие храмовые земли.

Басилевсы возглавляли большие области, входившие в состав данного государства. В их ведении находилось также распределение работ среди местных металлургов (кузнецов) с выдачей каждому из них определенного количества металла для работы.

Во главе каждого из многочисленных поселений стояли местные управители, своего рода сельские старейшины, которые в надписях называются по-разному.

Кроме того, было большое количество различных должностей второстепенного ранга - приемщиков, контролеров, людей, ведавших долговыми списками, глашатаев, письмоносцев и других.

Пилосская знать составляла замкнутый круг аристократии, внутри которого соблюдалось деление на три возрастные группы с постепенным переходом из низшей возрастной группы в высшую. Из их среды и происходили все наиболее значительные должностные лица страны.

Землевладельцы и земледельцы Помимо крупных земельных хозяйств царей, военачальников, теретов (так назывались должностные лица) и представителей знати, а также жрецов и жриц, ведавших храмовыми землями, существовали землевладельцы и земледельцы, обрабатывающие землю, находящуюся в их распоряжении, или пользующиеся ею на правах аренды. Некоторые земельные участки, принадлежавшие частным собственникам, достигают значительных размеров (от 50 до 500 мер).

Арендуемые участки обычно определяются как участки, полученные в аренду «от народа». Арендованная земля распадается на две группы. К первой группе относятся крупные земельные участки, арендуемые «от народа». Вторая группа состоит из мелких арендаторов, многие из которых называются «рабами» или «рабынями»

36

бога. Существуют мелкие арендаторы, берущие в аренду участки у частных лиц, не превышающие 10 мер зерна. Может быть, под «рабами бога» не следует понимать фактических рабов. По аналогии с позднейшими отношениями в Греции, а также с эллинистическими храмовыми хозяйствами, можно предполагать, что это были свободные люди, члены сельских общин, земли которых находились под контролем храма и считались собственностью божества, почитаемого в данном храме.

Поскольку земля знати и должностных лиц рассматривалась как земля, арендованная «у народа», можно предположить, что в ахейских государствах среди земледельцев преобладал общинный быт с неразвитой частной собственностью на землю.

Земледельческое население страны уплачивало подать царям. Эти сборы обеспечивали не только удовлетворение личных потребностей правящей знати, но и создавали большие запасы продуктов. Иначе трудно было бы объяснить, откуда -брались средства для пропитания тысяч людей, занятых в дворцовых хозяйствах, на строительстве оборонительных стен, роскошных гробниц, дворцов, водопроводов и на мощении дорог.

Развитие ремесла Дворцы-крепости на вершинах холмов были политико-административными центрами страны. Развитой городской жизни ахейцы не знали. Знать селилась также на укрепленных холмах. Вблизи дворцов и в местах, богатых полезными ископаемыми, возникали ремесленные поселения. Однако поселения, становившиеся центрами какого-нибудь определенного ремесла, не теряли связи с земледельческим и скотоводческим хозяйствами.

Положение ремесленников в ахейском обществе было привилегированным. Ремесленники получали материал для изготовления изделий от государства и государству же сдавали свою готовую продукцию.

По-видимому, особенно почетным ремеслом было ремесло кузнецов.

Наиболее распространенным видом металла была бронза, служившая для изготовления орудий труда, вооружения, посуды, предметов украшения и быта. До нас дошли бронзовые топоры, ножи, долота нескольких типов, резцы, молоты и пилы из заостренных пластинок. Дошли и различной формы мечи и наконечники копий.

Бронзовые орудия труда и бронзовое вооружение были слишком дорогими для широкого распространения его среди массы основного населения. К тому же бронзовые орудия труда, как и вооружение, были непрочны. Если у земледельцев и появлялось иногда орудие труда из бронзы, то оно, конечно, бережно сохранялось, передаваясь по наследству. Бронзовую утварь и вооружение мы находим только в погребениях царей и знати.

Развитие ремесла и наличие значительного количества ремесленников, обладавших уже необходимыми знаниями и опытом, объясняется нуждами дворцового хозяйства и стремлением правящей

37

знати к накоплению ценностей в виде металла и утвари. Ремесло, кроме того, обслуживало нужды внешней торговли и храмовых хозяйств.

Драгоценные камни, золото и серебро, ожерелья и браслеты, золотые диадемы, тонкие золотые пояса и бляхи требовали работы опытных мастеров. Основным видом оплаты их труда была одежда и питание, а также, вероятно, предоставление им земельного участка.

Гончары, унаследовав технику критских мастеров и совершенствуя свое производство, добились значительных успехов как в формовке сосудов, так и в обжиге ваз. Однако и эта посуда, распространенная во всех ахейских центрах и сходная по своей выделке и манере росписи, обслуживала лишь нужды знати и была предметом вывоза.

В земледельческих поселках посуда часто приготовлялась от руки, без пользования гончарным кругом и орнаментировалась прямыми линиями, треугольниками, ромбами и зигзагами.

Отделение ремесла от земледелия не было полным. Слой ремесленников-специалистов выделяется в значительной мере искусственно, для нужд правящего класса. Основная масса населения жила сельскими общинами, в которых ремесло продолжало сохранять характер домашнего ремесла.

Строительство и архитектура Развитие строительства достигло в это время высокого уровня. При взгляде на укрепления дворцов, для постройки которых приходилось переносить каменные глыбы весом до 100 тонн, невольно задумываешься о той массе тружеников, которые создали в ахейский период замечательные памятники зодчества. По аналогии с постройками гробниц и дворцов в странах Древнего Востока, мы можем предположить, что в условиях ручного труда, сотни и тысячи людей гибли от непосильной работы по переноске и укладке тяжелых каменных глыб и плит. Такой труд, предназначенный обслуживать эгоистические интересы узкого круга ахейских рабовладельцев, мог быть, без сомнения, только трудом принудительным. Неслучайно власть в ахейских государствах была сильно централизована и военные полномочия по охране страны были вручены особому лицу - лавагету, ему подчинялась и внутренняя полицейская охрана.

Памятники свидетельствуют также об искусстве и таланте древних инженеров и архитекторов, достигших в теоретических познаниях и в точности математических расчетов изумительных по тому Еремени успехов. Дренажные работы в районе Копаидского озера в Беотии, а также в Микенах, где воды источника Персеи были подведены внутрь микенских укреплений, говорят о высоком мастерстве ахейских строителей.

Гробница Атрея, описание которой было нами дано, представляет шедевр древнего зодчества. При этом необходимо помнить, что эти памятники были построены при помощи простейших отвесов, при помощи бронзовых и каменных молотков, служивших для отесывания и сглаживания неровностей камня, бронзовых пил, разре-

38

зающих камень, тростниковых сверл, служивших для нанесения рельефа при помощи песка и воды, бронзового цилиндрического долота, просверливающего камень. Если мы подумаем об этом, то станет особенно ясно, какое огромное количество человеческого труда, какое искусство, терпение и сколько тяжелого физического напряжения было вложено в эти постройки, сохранившиеся до нашего времени.

Однако уже на примере этих замечательных памятников древнего зодчества можно отчетливо проследить, как становилось невозможным дальнейшее развитие архитектуры и строительства при сохранении господства бронзы.

Только мягкий камень, поддающийся обработке бронзовыми орудиями, мог употребляться для построек ахейского времени. Киклопические стены Тиринфа были построены из неотесаных глыб большой толщины, так как крепкий камень с трудом поддавался обработке бронзовыми орудиями труда. Именно поэтому толщина стен имела большое значение, так как при стенах, построенных из мягкого камня, только толщина была надежной гарантией при нападении врага.

В этот период ахейская бронзовая техника достигла своего наивысшего развития, но она имела ограниченное распространение. Бронзовые орудия труда не могли стать общим достоянием трудовых масс ахейского общества.

Богатство ахейского общества кажется значительным лишь потому, что усилия и труд всего народа был направлен на обогащение незначительной рабовладельческой верхушки. Основная же масса населения жила в примитивных условиях, довольствуясь лишь самым необходимым.

Торговля Торговля была сосредоточена в руках знати. Когда Менелай, брат Агамемнона, показывал Телемаху, сыну Одиссея, в своем дворце сверкающие медь, золото, серебро и драгоценную слоновую кость, он сказал, что все эти богатства приобретены лично им. Для этого он побывал на Кипре, в Финикии, Аравии и Египте, посетил земли эфиопов, ливийцев и сидонян.

Отсутствие в ахейском обществе постоянной единицы денег указывает на преобладание в торговле прямого обмена продуктами и ценностями.

Наряду с обменом товарами, многие недостающие предметы поступали в дома ахейской знати путем обмена подарками (примитивная форма еще неразвитого обмена), но главным образом путем пиратства и военного захвата добычи - людей, ценностей, скота.

О незначительном развитии производства на рынок свидетельствует также наличие домашнего ремесла в домах знати. Глиняные грузила от примитивных ткацких станков, найденные в Микенах, указывают на домашний характер ремесла ткачих в хозяйстве знатного дома. Многочисленная прислуга и рабыни в одном доме обслуживали все основные нужды знатной семьи.

39

Военное дело Большое значение в ахейском обществе имело то, что знать была вооружена наиболее совершенным в то время оружием.

По многочисленным изображениям военных сцен на микенских сосудах мы можем приблизительно представить себе вооружение ахейского воина: копье, короткий меч для рукопашной схватки, большой деревянный (часто обтянутый кожей) выпуклый щит. Ноги защищены кожаными чехлами (кнемидами), на голове - кожаный или металлический шлем.

По материалам одного финикийского города мы знаем, что его правитель, во время угрозы военного нападения или при подготовке к походу, выдавал воинам вооружение из своих складов. Может быть, такая же система вооружения дружинников существовала и в ахейских государствах, поскольку ремесленники-металлурги сдавали все свои изделия государственным должностным лицам. Однако при наличии землевладельцев, обладавших довольно большими земельными участками, для части воинов существовала возможность иметь свое собственное вооружение. Тем самым эти воины занимали привилегированное положение в военных отрядах ахейских правителей. Боевые дружины, возглавляемые ахейской знатью, были основной опорой ее военной власти.

От этой части дружинников отличались рядовые воины, составлявшие пехоту. Возможно, что обличительные слова Ферсита на народном собрании ахейцев под Троей связаны с неполноправным положением земледельцев-пехотинцев. В войне под Троей львиная доля военной добычи попадала в руки царя, в руки знати и их «друзей». Но первые удары врагов принимала на себя основная и плохо вооруженная масса пехотинцев. Указание на это содержится в речи Ферсита:

В домы свои отплывем; а его (Агамемнона) мы оставим под Троей,
Здесь насыщаться чужими наградами; пусть он узнает,
Служим ли помощью в брани и мы для него иль не служим.
(Гомер, Илиада, перевод Гнедича, песнь II, стихи 236-239).

В тот период сила пехоты еще не решала исхода битвы. Большую, иногда решающую роль в сражениях играли сражения на колесницах и единоборство знатных героев. Военное превосходство знати, владевшей и боевыми колесницами, и конями, и бронзовым вооружением, давало возможность знатным героям с презрением относиться к плохо вооруженной толпе и считать ее помощь в сражении несущественной.

Заключение

Экономическое, военное и политическое превосходство знати создавало ей все необходимые условия для широкой эксплуатации основного земледельческого населения страны путем поборов и повинностей. Отголоском этого является одно место в «Илиаде» Го-

40

мера, где Агамемнон перечисляет приданое, которое он обещает отдать будущему супругу дочери.

Семь подарю городов, процветающих, многонародных,
Все же они у примория, с Пилосом смежны песчаным;
Их населяют богатые мужи овцами, волами,
Кои дарами его, как бога, чествовать будут
И под скиптром ему заплатят богатые дани.

Подарок Агамемнона будущему супругу дочери разъяснен здесь как право получать дары и собирать дань с населения довольно обширного района.

Сбор натуральной подати с сельского и скотоводческого населения страны несомненно являлся экономической основой процветания знати.

К концу XIII в. до н. э. торговля ахейских государств со странами Малой Азии, Финикией, Сирией, Египтом была прервана передвижениями племен (так называемых «народов моря»). Ахейские государства, ослабленные войнами, набегами, ростом недовольства населения и прекращением подвоза рабов и металлов, находились к тому времени в состоянии экономического упадка.

Власть царей встречала, по-видимому, сопротивление и в кругах рабовладельческой знати, которая в период упадка централизованной власти государства претендовала сама на ведущую роль в управляемых ею областях.

Вторжение дорийцев на территорию ахейских государств произошло в период внутреннего ослабления ахейских обществ. Это должно было ускорить гибель этих государств. В Пелопоннесе были разрушены и погибли в огне пилосский и микенский дворцы.

(Илиада, песнь IX, стихи 149-156).

Первые полтора-два столетия после переселения ахейцев были вре­менем значительных перемен в Греции. С одной стороны, многие крупные центры жизни предшествующей эпохи остались в развали­нах или на месте их выросли более скромные поселения. С другой стороны, примерно одинаковый уровень развития коренного (автох­тонного) и пришлого населения обеспечил непрерывность тех эко­номических и социальных процессов, которые происходили в обоих обществах до их смешения. Вместе с тем, переселение ахейцев ус­корило обострение социального неравенства вследствие роста ин­дивидуальной собственности. Значение переселений в развитии частной собственности было отмечено К. Марксом, указавшим, что «чем дальше племя удаляется от своего первоначального поселения и захватывает чужие земли, следовательно, попадает в существенно новые условия труда, где энергия каждого отдельного человека получает большее развитие…, тем больше имеется условий для того, чтобы отдельный человек стал частным собственником земли..».’. Именно в этот период, на рубеже III и II тысячелетий до н.э., наблюдается дальнейший подъем производства, связанный с широ­ким употреблением бронзы и развитием различных ремесел. В XX- XIX вв. до н. э. страна покрылась густой сетью земледельческих по­селков. Они располагались вблизи хороших источников, обычно на вершинах холмов, представлявших естественные укрепления. Уже в это время поселения в Микенах, Тиринфе и других крупных цент­рах последующей эпохи значительно отличались от таких скромных соседних поселков как Кораку и Зигурии. Микены особенно разрос­лись в XVIII-XVII вв. до н. э. Их акрополь (верхний город) был окружен стеной. На склонах акрополя и соседних холмов распола­гались жилые кварталы. Выделение более крупных поселений, становившихся центрами, где обитали правители и знать, происходило и в других областях Греции. Постепенно эти пункты превращались в города, населен­ные ремесленниками и земледельцами. В многочисленных мастер­ских ахейские ремесленники изготовляли предметы, распространяв­шиеся на далекое от Греции расстояние. Как показывают археоло­гические находки, уже в это время внешние связи ахейских племен были немалыми. На юге ахейцы общались с Критом, и через его посредство имели контакт с Египтом. Кикладские острова служили связующим звеном между Грецией и малоазийским побережьем. Судя по керамике, ахейцы поддерживали связи с Македонией, Ил­лирией и с населением Фракии.

В условиях интенсивного развития производства и обмена дли­тельный процесс образования классового общества и складывания государственной организации завершился на территории материко­вой Греции к XVII в. до н. э. Здесь, как и на Крите, ранние государ­ства возникали первоначально на небольших территориях, выра­стая из традиционных локальных племенных объединений. Геогра­фические условия Эллады способствовали длительному сохранению независимости даже мелкими племенами и это явилось причиной возникновения множества областей, которыми правили отдельные царские роды. Силы правителей были весьма неравны, но династы в каждой области стремились удержать свою самостоятельность. Легенды древних греков очень ясно передают эту особенность поли­тической жизни ахейцев. Историк Фукидид также подчеркивает раздробленность страны: «Итак, эллины, жившие отдельно по го­родам, понимавшие друг друга и впоследствии названные все об­щим именем, до Троянской войны, по слабости и отсутствию взаим­ного общения, не совершили ничего сообща» (I, 3). Отмечая, что жители Эллады находились в таком состоянии довольно долго, Фу­кидид рассказывает, что тогда из-за пиратства города строили на некотором расстоянии от моря (I, 7). Действительно, почти все ахейские города, как показали современные раскопки, расположены в нескольких километрах от береговой полосы.

Ахейские царства развивались по-разному: расположенные на приморских землях города росли и крепли скорее, чем города во внутренних областях.

Они – пришельцы. Они пришли сюда значительно позднее, из-за Балкан, с севера; с кем и где они жили раньше – об этом ученые спорят до сих пор.

Пеласгия

Первым известным нам народом, населявшим территорию современной Греции, были так называемые пеласги – представители группы «средиземноморских народов», когда-то широко распространенной и загадочной для современных историков. К группе «средиземноморских народов» относились также этруски, и, возможно, ныне живущими потомками средиземноморских народов являются баски. Пеласги были носителями одного из индоевропейских языков.

В V - III тыс. до н. э. территория севера Греции была южной границей распространения высокоразвитой культуры Винча, которую можно рассматривать как одного из вероятных предков пеласгов.

На острове уже в конце III тыс. до н. э. появляются первые раннегосударственные образования - дворцовые центры. Археологами были вскрыты остатки четырех - в Кноссе , Маллии , Фесте , Като-Закро . Каждый из них имел своим экономическим, политическим и религиозным центром крупный дворец , вокруг которого группировались десятки небольших сельских поселений.

В общей периодизации Крита период XXII-XVIII вв. до н. э. получил название «эпохи старых дворцов». Практически ничего не известно об этом времени, к тому же примерно в 1700 г. до н. э. на острове центры первых раннегосударственных образований были повсеместно разрушены, вероятно, в результате грандиозного губительного землетрясения.

Однако здесь начинается с XVII в. до н. э. так называемый период «новых дворцов», о котором известно намного больше. Дворцы и рядовые поселения острова этого времени не имели оборонительных стен, от внешней угрозы население острова было защищено естественной преградой – морскими просторами.

Критское общество, по всей видимости, в период своего рас­цвета имело теократическую форму правления, когда в руках правителя были сосредоточены функции как светского властителя, так и верховного жреца, имевшего божественное происхождение. Подобная форма правления была распространена в государствах Древнего Востока, с той лишь разницей, что на Востоке религиозная власть хотя и принадлежала монарху, но все же опосредовалась жрецами и имела собственные храмы. Чисто жреческого сословия на Крите не сформировалось.

На острове появляется собственная, сугубо местного происхождения письменность: сначала была изобретена «критская иероглифика» (названная так за сходство с египетскими иероглифами), затем её упрощённый вариант – «линейное письмо А» и, наконец, «письменность Фестского диска», знаками которой, в частности, написан загадочный текст на керамическом диске из древнего города Феста на Крите.

Среди городов-государств Крита очень рано выдвинулся Кносс, ставший к началу XVII в. до н. э. столицей всего острова. В это время расцвет цивилизации на Крите обычно связывают с именем его легендарного правителя - царя Миноса, которому удалось объединить все население острова под своей властью. Как сообщают греческие легенды, именно Минос, сумел начать объединительный процесс, построить большой флот. Миносу удалось подчинить своей власти многие острова Эгейского моря, причем с покоренных народов регулярно взималась дань. Минойцы колонизовали остров Кипр, установили тесные связи с Египтом и Угаритом (в Сирии). Критский флот очистил от пиратов и установив свободу судоходства в Восточном Средиземноморье .

Период процветания минойской цивилизации продолжался до середины XV в. до н. э. Остров в это время покрылся сетью мощёных дорог с постоялыми дворам и сторожевыми пунктами. Перестраивались и благоустраивались старые города, появились новые. Грандиозные размеры имел сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений царского дворца в Кноссе («Лабиринт» греческих мифов). В дворцовых кладовых сосредотачивались всякого рода запасы – ремесленные изделия и продовольствие, поступившие туда как подать или военная добыча. Специальные чиновники отвечали за сохранность того или иного подведомственного им лично вида материальных ценностей, поступавших во дворец. Сохранились образцы печатей, которыми они опечатывали складские ёмкости, печатей, несущих иероглифические надписи. Текущая хозяйственная отчётность велась на глиняных табличках с использованием «линейного письма А».

Однако развитие минойского Крита в середине XV в. до н. э. было роковым образом прервано грандиозным извержением вулкана на соседнем острове Фера (современный Санторин). На острове все дворцы и сельские поселения были разрушены, засыпаны пеплом и покинуты населением. За этим последовало вторжение на Крит около 1450 г. до н. э. греков-ахейцев, которые ещё раньше, на рубеже III-II тыс. до н. э., вторглись с севера на юг Балканского полуострова, почти повсеместно ассимилировав или вытеснив местное пеласгийское население.

Ахейская цивилизация

Кто такие ахейцы?

Ахейцы или ахеяне, наряду с эолийцами, ионийцами и дорийцами являлись одним из основных древнегреческих племён, при этом наиболее древним. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали на территорию Греции.

Находки среднеэлладского периода (XX-XVII), полученные в результате раскопок, говорят о заметном упадке культуры этого периода по сравнению с культурой раннеэлладского периода. Это связано с низким уровнем общественного развития переселенцев-завоевателей – ахейцев, находившихся в это время на стадии разложения родоплеменных отношений. Изделия из металла отсутствовали в погребениях этого времени, вновь вместо них появляются каменные орудия. Инвентарь таких погребений очень скуден и однообразен, скорее всего, это можно объяснить отсутствием классового расслоения общества. Монументальные сооружения также исчезают. Однако, в этот период появляются некоторые новшества, такие как боевая колесница и гончарный круг.

К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъем в развитии цивилизации материковой Греции, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати. Выросло количество как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Пока еще достаточно примитивные государственные образования формируются в Микенах , Тиринфе , Охромене, Пилосе . На первых порах испытывая значительное влияние более передовой критской (минойской) цивилизации, тем не менее культура ахейской Греции возникает уже на местной, собственно греческой почве, хотя и не без влияния догреческого населения Балканского полуострова. Настоящими ее творцами были греки-ахейцы.

Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой , по названию крупнейшего экономического и политического центра континентальной Греции – Микен , расположенных в Арголиде .

Как и на Крите, в Микенах и других очагах ахейской культуры центром административной власти, организации экономики, торговли и обмена, ремесленного производства, накопления и распределения материальных ресурсов, идеологической жизни и обороны были монументальные дворцовые комплексы, напоминающие по своей планировке и обустройству дворцовые сооружения минойской цивилизации. Дворцовое хозяйство было основой экономической структуры ахейского общества. Оно контролировало не только ремесленное производство, осуществляющееся преимущественно на территории дворцового комплекса, но и все виды хозяйственной деятельности, в том числе и на сельской территории. Непосредственные производители находились под контролем бюрократического аппарата ахейских владык.

Однако, в отличие от неукрепленных критских дворцов, сооружения ахейских владык представляли собой цитадели, идеально защищенные, возведенные на неприступных горных возвышенностях и окруженные мощными оборонительными стенами. В ахейской Греции каждый дворец был центром небольшого государственного образования, жители которого были вынуждены постоянно заботиться об обороне, так как между ахейскими владыками постоянно возникали конфликты.

В пору расцвета государственности (XVI-XII вв. до н.э.) древним ахейцам была известна письменность, основные элементы которой они переняли у минойцев. В результате появился тип письма, получивший название «линейного письма Б». «Линейное Б» было приспособлено для передачи слов и значений на греческом языке. Подавляющая часть дошедших до нас текстов на «линейном Б» - это различные инвентарные списки и документы хозяйственной отчетности.

И в южной Италии .

Однако в последние два века II тыс. до н.э. дальнейшее развитие ахейской цивилизации было прервано очередным перемещением северобалканских племен, среди которых ведущее место занимала волна греков-дорийцев. Раскопки показывают, что еще в конце XIII века до н.э. процветающие ахейские государства стали ощущать приближение неких грозных событий. Возводится мощная стена на Истмийском перешейке, перегородившая путь из Средней Греции на полуостров Пелопоннес . Сооружаются новые укрепления, ремонтируются прежние оборонительные стены дворцовых комплексов. Однако, несмотря на это, практически все ахейские дворцы к концу XII века до н.э. были разрушены, их население частично уничтожено, частично переселилось в дальние, малопригодные для обитания области Балканского полуострова.

Причиной завоевания дорийцами мощных цитаделей был, скорее всего, тот факт, что они уже имели в своем распоряжении железное оружие благодаря условиям местности, в которой проживали до переселения на юг Балканского полуострова, в то время как ахейские ремесленники работали только с бронзой и выплавлять железо еще не умели.

Скорее всего, именно дорийцы познакомили население Греции с железом, совершившим вскоре настоящий переворот в экономике Древней Греции. И это, пожалуй, все положительное, что принесли дорийцы в Грецию. Общество Балканской Греции в результате их завоевания было отброшено в своем развитии на много веков и повсеместно деградировало к возрождению родовых отношений.