Теория раскольникова в романе "преступление и наказание" и ее развенчание. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание

Создает первым, если принимать во внимание только его идеологические романы. В центре изображения - главный персонаж Родион Романович Раскольников, к которому сводятся все нити повествования. Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" становится связующим и символическим элементом, благодаря которому произведение приобретает целостность и завершенность.

Молодой человек, живущий в обшарпанной съемной каморке, идет по улицам Петербурга и замышляет какое-то дело. Пока мы еще не знаем, о чем размышляет Раскольников, но по его болезненному состоянию понятно, что это преступление. Он решает убить старуху процентщицу. Однако одно убийство влечет за собой другое. Чтобы устранить свидетеля, ему приходится убить и младшую сестру Алены Ивановны - Лизавету Ивановну. После преступления жизнь героя становится невыносимой: он словно в аду собственных мыслей и страстей, он боится, что его раскроют. В итоге Раскольников сам совершает признание, и его отправляют на каторгу.

Жанровое своеобразие романа

Краткий пересказ говорит о том, что данный роман можно рассматривать как детективный. Однако это слишком узкие рамки для глубокого произведения Достоевского. Ведь помимо тщательного изображения картины преступления автор прибегает еще и к точным психологическим зарисовкам. Некоторые исследователи однозначно относят произведение к жанру идеологического романа, ведь на первый план выдвигается В романе "Преступление и наказание" о ней становится известно не сразу, лишь после убийства. Однако с первых же глав понятно, что герой не просто маньяк, его поступок подкреплен некими рациональными причинами.

Что подталкивает Раскольникова к убийству?

Во-первых, ужасные условия жизни. Бывший студент, который вынужден был бросить учебу из-за недостатка денег, Раскольников живет в тесной каморке с оборванными обоями. Его одежда выглядит так, что другой и посовестился бы такое надеть. Накануне он получает письмо от матери, в котором та сообщает, что его сестра Дуня выходит замуж за состоятельного мужчину, который старше ее. Конечно же, ее подталкивает нужда. Старуха процентщица же богата, но она очень скупая и злая. Раскольников думает о том, что ее деньги могли бы помочь многим, не только его семье. Теория поддерживается одним второстепенным персонажем - студентом, которого видит герой в распивочной. Этот студент разговаривает с офицером. По его мнению, старуха - мерзкое создание, она недостойна жить, а вот ее деньги можно было бы разделить между нищими и больными. Все это укрепляет мысль Раскольникова, что нужно убить.

Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

В какой главе мы узнаем о том, что у героя была своя теория? Порфирий Петрович в пятой главе третьей части говорит о статье Раскольникова, которую он написал, когда еще учился. Эту статью он приводит в качестве обвинений. Ведь в ней Родион разделил людей на две категории: право имеющих и тварей дрожащих. Первые - сильные мира сего - могут вершить судьбы, влиять на ход истории. Вторые же являются материалом. Совершая убийство старухи, Раскольников хочет доказать себе, что он принадлежит к первой категории. Однако муки, которые ему доставляет убийство, говорят об обратном. В конце концов нам, читателям, понятно, что Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" изначально обречена на провал: она бесчеловечна.

Идея двойничества в романе

Огромную роль в раскрытии теории и характера Раскольникова играют так называемые герои-двойники. Их в романе множество, однако самые яркие - это Лужин и Свидригайлов. Благодаря этим персонажам опровергается теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание". Таблица показывает, в чем сходство и различие трех персонажей.

Критерий Лужин Свидригайлов Раскольников
Теория Жить нужно для себя, "возлюбить себя одного" Человеку все дозволено Сильная личность может поступать так, как считает нужным. Слабые (твари дрожащие) - лишь строительный материал
Поступки

Желает жениться на Дуне, чтобы иметь власть

Домогался Дуни, доводит слугу до самоубийства, приставал к девочке, подслушал признание Раскольникова

Убивает старуху-процентщицу и ее сестру

Выдвигает ложные обвинения против Сони

Отдал деньги сиротам Мармеладовым

Помогает Мармеладовым, спасает детей из пожара

Покончил жизнь самоубиством

Сознается в преступлении

Таблица показывает, что самый грешный из всех троих - Лужин, ведь он так и не признал своих грехов, не совершил ни одного доброго дела. Свидригайлов же перед смертью успел искупить все одним хорошим поступком.

Раскольников ненавидит и презирает их обоих, потому что он видит свое сходство с ними. Все трое одержимы бесчеловечными теориями, все трое грешат. Самая продуманная - теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" (цитаты героя подтверждают это). Он цинично называет старушонку "вошью", говорит о том, что он хотел стать Наполеоном.

Все, что происходит в романе, идею. Даже само поведение главного героя. Особую роль в романе также играют в частности последний сон о моровой язве, благодаря которому становится понятным, насколько губительна теория Раскольникова в романе на подобную тему не может обойтись без расшифровки этого сна. Если бы все считали так, как Раскольников, то мир давно бы рухнул.

Выводы

Итак, бесчеловечная теория Раскольниквоа в романе "Преступление и наказание" опровергается автором, который призывает людей жить по законам божиим. Никакие рациональные причины не могут оправдать убийство человека, каким бы он ни был.

Теория Раскольникова основывается на суровом жизненном опыте, на его «правде», как она понята молодым человеком. На своем личном неблагополучии, на неустроенности, на правде о мытарствах родных, на правде о недоедающих детях, поющих ради куска хлеба в трактирах и на площадях, на беспощадной реальности обитателей многонаселенных домов, чердаков и подвалов. В подобных ужасающих реалиях справедливо искать социальные причины преступления-бунта против буржуазной действительности, которые первоначально воплощались лишь в умозрительных построениях героя.

Но, мысленно отрицая существующее зло, он не видит, не хочет видеть того, что противостоит ему, отрицает не только юридическое право, но и человеческую мораль, убежден в тщетности благородных усилий: «Не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить». Более того, герой убеждает себя в ложности всех общественных устоев и пытается на их место поставить придуманные им самим, «головные» установления, вроде лозунга: «Да здравствует вековечная война!» Неверие, подмена ценностей - интеллектуальный исток теории и преступления героя-идеолога.

Современный мир несправедлив и незаконен в представлении Раскольникова. Но герой не верит и в будущее «всеобщее счастье». Идеал социалистов-утопистов представляется ему недостижимым (позиция писателя здесь совпадает с позицией главного героя, как и со взглядами Разумихина на социалистов вообще). «Я не хочу дожидаться «всеобщего счастья». Я и сам хочу жить, а то лучше уж и не жить».

Этот мотив хотения, возникший в «Записках из подполья», в «Преступлении и наказании» будет повторяться («Я ведь однажды живу, я ведь тоже хочу...»), перерастая в мотив своенравия, самоутверждения любой ценой. «Самолюбие непомерное», присущее герою, рождает культ абсолютного своеволия. В этом психологическое основание теории преступления.

Сама теория излагается в статье Раскольникова, напечатанной за полгода до преступления, и пересказывается двумя участниками одной встречи: следователем Порфирием Петровичем и Раскольниковым. Диалог после убийства на квартире следователя - важнейший, кульминационный в идейном развитии конфликта эпизод. Главная мысль, в которую верит (!) Раскольников, выражена лаконично: «Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово».

Итак, материал - и люди. Одни - для размножения, другие - для новых идей. Уже сама мысль Раскольникова как бы разделила, расколола общество. (Не отсюда ли еще один смысл фамилии героя?) В формулировке ее - идея элитарности (избранности), презрение к основной части человечества.

Подкрепить теорию призваны имена выдающихся личностей, исторических деятелей, примеры из всемирной истории. Образ Наполеона из фигуры конкретной, исторической превращается в голове Раскольникова в символическую. Это воплощение абсолютной власти и над людьми, и над ходом истории, а главное - над кардинальными законами жизни, это символ безусловной «разрешенности».

В ход идут и рассуждения о законах природы, и размышления о движении человечества к цели, о смене настоящего будущим. Раскольников, даже излагая статью устно, умело прибегает к хитроумным, демагогическим доводам, опирается и на философские законы, и на точные житейские наблюдения. Теория в пересказе автора статьи, взволнованного и вдохновленного (уже после совершенного им убийства!), выглядит в иных местах даже привлекательной. Ведь действительно, новое - враг консервативного, в массе обычных людей рождается неповторимый гений, одни люди живут настоящим, другие приближают будущее, и, конечно, необыкновенные люди чаще всего способствуют прогрессу.

Но в этой демагогии таится скрытая ловушка, страшная опасность. Ведь аргументы призваны убедить в том, что материал, масса, низшие обязаны быть послушными, а необыкновенные - разрушители настоящего во имя лучшего (а так ли это?!) имеют право перешагнуть через любые преграды: «через труп, через кровь». Возникает ключевая фраза: «Право на преступление».

Достоевский добивается цели: читатель начинает с ужасом понимать суть «нового слова». Раскольников пытается самовластно отменить то, что, плохо или хорошо, но сохраняло человечество от самоуничтожения: содержащееся в религиозных заповедях, писаных или неписаных законах, моральных запретах вето на преступление, как бы исторически изменчиво ни было это понятие. «Я принцип убил»,- самоуверенно и цинично заявляет герой после кровавой расправы над беззащитными. Преграды, отделяющие моральный поступок от аморального, гуманный от антигуманного, не раз сдерживающие людей у края бездны, по убеждению Раскольникова, «предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград».

Становится ясно: одним из ведущих мотивов конкретного преступления стала попытка утвердить само право на вседозволенность, «правоту» убийства. М. М. Бахтин говорил об испытании идеи в романе: герой-идеолог экспериментирует, практически стремится доказать, что можно и должно переступать, «если вы люди сколько-нибудь талантливые, чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое».

Отсюда вытекает второй важнейший мотив преступления: проверка собственных сил, собственного права на преступление. Именно в этом смысле следует понимать слова, сказанные Раскольниковым Соне: «Я для себя убил». Разъяснение предельно прозрачно: проверить хотел, «тварь ли я дрожащая или право имею...».

Одержимый непомерным тщеславием, герой хотел освободиться от «предрассудков»: совести, жалости («Не жалей, потому - не твое это дело!»), встать «по ту сторону добра и зла». Неужели с самим Богом хочет сравняться Раскольников? Не совсем так. Против Бога и устроенного им мира он бунтует, ниспровергает его, несмотря на заявления, что верует, верует и в Бога, и в Новый Иерусалим (то есть в окончательное установление Царства Божьего). Вспомним, кстати: Порфирий Петрович намекает Раскольникову на несовместимость его учения и истинной веры.

Амбиции Раскольникова иного рода (заметим, амбиции - одно из любимых слов писателя). В теории его воплотились исподволь набирающие силу представления об особых качествах и правах личности, чьи возможности едва ли не превосходят земные пределы. В художественной форме романа Достоевский предвосхитил идеи времени, которые парили в интеллектуальной атмосфере реальной - не романной - Европы. Минует десять - двадцать лет, и немецкий философ Фридрих Ницше создаст поэтическую теорию, почти мифическое учение об идеальном сверхчеловеке, освободившемся от «рабской морали», призванном уничтожить все лживое, болезненное, враждебное жизни. В европейской культуре возникнет культ сильной личности, индивидуалиста, преодолевающего все на своем пути благодаря собственной воле и без оглядки на мораль. Раскольникова с известной долей справедливости можно назвать ницшеанцем до Ницше. Но если немецкий философ будет воспевать сверхчеловека, превратив его в поэтический культурный миф, то Достоевский - предупреждать об опасности, которую несет с собою нигилизм и волюнтаризм (от лат. voluntas - воля), столь популярные в умах некоторых его современников.

Эта опасность наиболее наглядно выражена в последнем, каторжном сне (в тексте романа - «снах») Раскольникова: массы людей, уверенных в единоличном обладании истиной, «убивали друг друга в какой-то бессильной злобе», убивали бестрепетно и беспощадно.

Ночные кошмары каторжанина Раскольникова - последняя фаза наказания. Суть его заключается в болезненных переживаниях содеянного, в мучениях, доходящих до предела, за которым лишь два взаимоисключающих исхода - разрушение личности или душевное воскресение.

Наказание, как и преступление, не одномотивно. Оно многолико, многосоставно, оно - вне Раскольникова и внутри его. Чтобы разобраться в нем, вернемся к той композиционной точке, которая знаменует его начало.

Сразу же после убийства, проснувшись в собственной каморке, Раскольников ощущает физический ужас от того, что он совершил. Лихорадка, остолбенение, тяжелое забытье, ощущение, что он сходит с ума,- писатель не скупится на характеристику ненормального состояния, состояния явного нездоровья. Это наказание (страдание), которое сама природа неизбежно накладывает на того, кто восстает против нее, против живой жизни, какой бы малой и непроявленной она ни казалась.

Неизбежным оказывается и отчуждение, отчаянное одиночество даже в кругу самых близких, родных ему («Мать и Дуня бросились к нему... Но он стоял, как мертвый.» «Я не могу их обнять,- пронеслось, как молния, в его голове»). «О, если бы я был один,» - восклицает герой-индивидуалист, все же чувствующий ответственность перед сестрой, матерью, другом за собственные поступки, за свою и их судьбу. Совершив тягчайший грех, Раскольников понимает, что «ножницами отрезал себя от людей». А ведь человеку, существу общественному, невыносим полный разрыв с себе подобными. Это и было «мучительнейшим ощущением из всех». Это было наказание Раскольникова, обусловленное социальной сущностью всякого человека.

Оно, наказание, тем особенно сурово и болезненно, что «теория», как мы помним, захватила и сердце Раскольникова («теоретически раздраженное сердце», ставит диагноз Порфирий Петрович); «зараженный дух» привел к озлоблению, к неверию. «Он был уже скептик, он был молод, отвлечен и, стало быть, жесток» - такую психологическую связь убеждений, эмоций и характера героя выявляет автор.

На этом фоне возникает неверное, извращенное осмысление собственного поступка. Естественные для каждого сколько-нибудь нормального, без патологических, преступных наклонностей человека чувства страха, омерзения от содеянного, чувство оторванности, наконец, робкий голос совести Раскольников принимает за слабость, никчемность своего «я», собственной личности, не справившейся с проверкой, экспериментом, недостойной теории. «Убить-то убил, а переступить - не переступил. Натура подвела». Он мучается от того, что не выдержал своего преступления. Это - наказание, которое сам Раскольников накладывает на себя. По большому счету, оно ложно, искусственно, это те же греховные, с точки зрения автора-хрис-тианина, бесноватые страсти, а не истинные страдания.

Освобождение от них - подспудное, медленное - начинается тогда, когда Раскольников находит человека, способного до конца понять его, деятельным сочувствием, любовью облегчить страдания и отважиться на долгую, отчаянную борьбу за преодоление чужой «правды». По парадоксальной логике художественного мира Достоевского таким человеком становится проститутка.

Урок «Мастер-класс» по теме:

«Теория Раскольникова»

(роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Подготовил:

преподаватель русского языка и литературы

«Профессионального училища - № 105»

Пешкова Наталья Владиславовна

Г. Норильск

2014 г.

Тема урока . Теория Раскольникова.

Цель урока . Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.

Методические приемы . Лекция с элементами беседы,

Оборудование . Портрет писателя, текст произведения, музыкальное сопровождение, фрески «Сикстинской капеллы», живописное изображение главного героя романа, слайды.

Ход урока.

Звучит музыка (токката) И. Баха.

1. Вступительное слово преподавателя.

Почему именно Бах? Многие литературоведы отожествляют музыкальное творчество гения Баха с литературным творчеством Достоевского. Что же объединяет их? Это необыкновенная мощь, масштабность, трагичность. Практически все произведения Достоевского трагедийны, несут идею греха: убийство, самоубийство, грехопадение. Но Достоевский не был бы Достоевским, если бы его произведение – роман «Преступление и наказание», являл бы собой произведение криминального характера с описанием жизни «униженных и оскобленных». Это прекрасно делали и до него и после него. У Достоевского каждый герой является носителем определенной идеи, теории. Каковы же истоки теории главного героя?

Созданию пяти лучших романов Достоевского, один из которых «Преступление и наказание», предшествовала философская повесть «Записки из подполья», где обозначился кризис гуманистических идеалов, направленный против теории «разумного эгоизма». Взгляды главного героя отражали идеи, почерпнутые из разных европейских и русских источников и объединенные в единое и цельное мировоззрение.

2. Лекция с элементами беседы по отрывку романа.

Традиции гуманизма в русской литературе.

1. Эпоха Возрождения 14-17 века – расцвет человеческой личности, раскрепощение от пут средневекового католицизма.

2. Французские просветители, 18 век – отрицали божественную сущность мира (атеистическое миропонимание), человеческому разуму приписывались неограниченные возможности.

3. Марксизм выработал систему материалистичных представлений об окружающей действительности, соединив освободительную борьбу рабочего класса с борьбой против религии и церкви.

4. Макс Штирнер – немецкий философ (1806 – 1856). Проповедует самообожествление.

5. Фридрих Ницше – немецкий философ (1844 – 1900) учение о сверхчеловеке.

Что объединяет все эти учения?

( Отрицание Бога )

Отрицание бога постепенно ведет к оправданию дьявольского начала. Достоевский увидел зияющую бездну за этими и подобными учениями. Господь дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Поэтому есть три выхода из «подполья»: обретение веры, самообожествление (демонизм) и самоубийство.

Работа с опорной картой-схемой.

Рассмотрим мотивы убийства Раскольникова.

Опишите социальное положение и условия жизни Родиона Раскольникова.

Охарактеризуйте положение родных Раскольникова.

Охарактеризуйте условия жизни Мармеладовых.

Вывод. Мотивы (Одиночество, крайняя степень нищеты, страх за судьбу своих родных, гордыня, убежденность в своей исключительности, впечатления от страданий окружающих).

Каким образом главному герою пришла идея избрать жертвой процентщицу Алену Ивановну

Вывод. Идея (В услышанном разговоре студента и молодого офицера Раскольников улавливает идею, поразительно схожую с собственной: убить, глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив всем вредную старушонку, взять ее деньги, «обреченные на монастырь», и загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел»).

Определим теорию главного героя.

Зачитывается текст романа (пояснение Раскольниковым своей теории). Теория Раскольникова, (написанная полгода назад) изложенная героем в статье « О преступлении» и опубликованная за два месяца до преступления в газете «Периодическая речь». 3 ч. романа.

К какому выводу пришел герой, размышляя над историей?

( Исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях ).

В чем суть теории героя, в которую он верит?

( Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи.)

К какому разряду людей принадлежит сам герой?

Поделив людей на 2 категории, Раскольников сам не может определить, «тварь он дрожащая» или «право имеет».)

Вывод. Теория. (Раскольников ищет неопровержимые доказательства справедливости убийства «по совести», что явилось теорией чудовищной по своей сути, но имеющей вид стройный и убедительный. Раскольников приходит к убеждению, что человечество испокон веков делится на два разряда: на обыкновенных людей, составляющих большинство, и способных производить себе подобных; и на необыкновенных, их меньшинство, навязывающих большинству свою волю, не останавливаясь, если надо, перед преступлением).

3. Заключительное слово преподавателя.

Тема ответственности за свои деяния прослеживается у многих авторов русской и советской литературы.

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, так как оправдывает «природное неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы.

Согласно концепции А. Гитлера, общество, государство и правящая партия направлялись единой волей вождя (фюрера), которая не ограничивалась никакими формальными рамками. Особую роль в жизни немецкого общества играла идеология, основанная на идеях расизма, антисемитизма и антикоммунизма

Показ слайдов с музыкальным сопровождением и комментированием.

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание. Прочитать 5 и 6 главы романа.

24 февраля 1920 года , «крестный отец» национал-социализма, организовал в пивном зале (Hofbräuhaus) первое из многих больших публичных мероприятий . В ходе своего выступления он провозгласил составленные им, Дрекслером и Федером , которые стали программой нацистской партии. «Двадцать пять пунктов» сочетали пангерманизм, требования отмены Версальского договора, требования преобразований и сильной центральной власти.

«Чистота нордической крови» была для нацистов критерием отнесения человека или целого народа к «высшей» или же «низшей» расе. «Истинными арийцами» признавались лишь те, кого «расологи» Третьего рейха отнесли по своей классификации внешности и обмера черепов к «нордической» или хотя бы «фальской» подрасам европеоидной расы. И Гиммлер упоминал как эталон « нордическую и фальскую германскую кровь ».

Ге́тто (от ghetto nuovo «новая литейная») - районы крупных , где проживают , добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях. Термин зародился в в для обозначения района, являющегося местом изолированного проживания евреев.

Во время словом «гетто» стали называть жилые зоны территорий, куда немецкие и/или поддерживающие их режимы местных насильственно перемещали евреев для компактного проживания под надзором.

В лагерях смерти кроме взрослых находились и дети, которых направляли туда вместе с родителями. Прежде всего, это были дети евреев, цыган, а также поляков и русских. Большинство детей-евреев погибало в газовых камерах сразу же после прибытия в лагерь. Немногих из них после тщательного отбора направляли в лагерь, где они подчинялись тем же строгим правилам, что и взрослые. На некоторых из детей, например, на близнецах, проводились преступные эксперименты.

Большинство депортированных в лагеря смерти евреев погибло в газовых камерах и печах сразу же после прибытия, без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых – историки сходятся на цифре около шести миллионов человек

Тяжелая работа и голод приводили к полному истощению организма. От голода узники заболевали дистрофией, что очень часто кончалось смертью. После освобождения взрослые узники и узницы весили от 23 до 35 килограммов.

Лагеря смерти были предназначены для тех, кого гитлеровский фашизм обрекал на изоляцию и постепенное уничтожение голодом, тяжелой работой, экспериментами, а также на немедленную смерть в результате массовых и индивидуальных казней

Список литературы

1. Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

2. Энциклопедия для детей. Том 7, Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. ЗАО Издательский дом «Аванта+», Москва, 1998.

3. Путеводитель по Граду Ватикану.

4. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, II полугодие. Москва: ВАКО, 2007.

Давно останавливалась над вопросом об относительности в жизни понятий добра и зла. В среде человечества Раскольников отделял небольшую группу людей, стоявших как бы над вопросами о добре и зле, над этическими оценками поступков и деяний, людей, которым в силу их гениальности, их высокой полезности для человечества, ничто не может служить препятствием, которым все позволено. Остальные же, не выходящие из круга посредственности, масса, толпа, должны подчиняться существующим общим нормам и законам и служить средством высоких целей избранных людей. Правила морали для последних не существуют, они их могут преступать, ибо их цели оправдывают их средства.

Теория Раскольникова

«По-моему, – говорит Раскольников, – если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия, вследствие каких-либо комбинаций, никоим образом не могли бы стать известными людям иначе, как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию, или ставших бы на пути, как препятствие, то Ньютон имел бы право и. даже был бы обязан устранить эти десять или даже сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству. Все законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами , Солонами , Магометами , Наполеонами и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и уж, конечно, не останавливались перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. Замечательно даже, что большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы».

Так обосновывает Раскольников право исключительной личности на преступления во имя не животных и эгоистических, а общих и высоких целей. Раскольников понимает, что такому образу действий должна соответствовать и особая психическая структура личности человека, готового «преступить» мораль. Он должен быть для этого обладателем сильной воли, железной выдержки и в нем над чувствами страха, отчаяния, робости, должно властвовать одно лишь сознание поставленных интеллектуальных целей. Впавшему в отчаяние и тоску, Раскольникову необходимо себе самому доказать, что он не «тварь дрожащая», что он смеет, может, что ему суждено пройти все свои предначертания. «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут только одно: стоит только посметь».

Таким образом, задуманное убийство влечет Раскольникова не возможностью обогащения, но как победа над самим собой, как подтверждение его сил, как доказательство того, что он не «материал» для постройки, но сам строитель. Характерно для Раскольникова, что, задумывая убийство, он весь уходит в теоретику, в философские размышления, и его гораздо больше интересуют выводы логические, чем результаты поступка. Он остается теоретиком, мыслителем даже тогда, когда выполняет все задуманное. И, несмотря на то, что, как казалось, он все заранее в мысли предвидел и предусмотрел, но самого главного он не мог предвидеть именно потому, что он человек мысли, а не действия.

Опровержение теории Раскольникова

Раскольников не предвидел именно того, что между теоретическим решением и практическим осуществлением лежит часто бездна, что кажущееся в теории столь легким и даже наполняющее самодовольством и гордостью в действительности обнаруживает неожиданный, грозный и зловещий смысл. Он предвидел многое в задуманном плане и представлял себе почти все внешние его следствия, но не мог предвидеть внутреннего самочувствия как в момент пролития крови, удара топором по черепу старухи, так и в последующие дни и ночи. Раскольников, как теоретик и как индивидуалист, считался только с самим собой, со своими интеллектуальными целями, между тем как готовился идти и свершить насилие, отнять жизнь у другого.

В основе своей ошибочность теории Раскольникова сводится к тому, что он нравственным законам вообще и в частности заповеди – «не убий» приписывал чисто внешнее значение, которое должно быть внешним же образом обязательно для одних и от признания которого могут быть освобождены некоторые. Потому-то он, готовясь к убийству, все время обдумывает мысленно лишь свои логические положения, но не останавливается сознательно на сущности самого момента убийства. И лишь смутно что-то в нем протестует против принятого решения, и он чувствует тоску и отвращение при мысли о необходимости совершить убийство.

И после совершения преступления, когда он тщетно силится разобраться в своих ощущениях, он полагает, что все дело просто в том, что у него не хватило сил «преступить» нормы, посметь. «Я ведь только вошь убил, Соня, – говорит он Соне Mapмеладовой , – бесполезную, гадкую, зловредную»... – «Это человек-то вошь?» – восклицает Соня, и этим подчеркивает свое особое, глубоко-религиозное отношение к человеческой жизни. Для Сони Мармеладовой нравственные законы, заповеди жизни вложены глубоко в основу души человеческой, и никто, какой бы высоты ни достиг человек, не может преступить эти заповеди и законы без того, чтобы не изуродовать свою жизнь, не совершить страшного насилия над своей же душой. Вот почему она восклицает, рыдая: «Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете».

Что касается самого Раскольникова, то он остается до конца романа, до заключительных строк эпилога, не понимающим этого религиозного отношения Сони к жизни. Но автор показывает, как в непосредственной жизни Раскольникова обнаруживается нарушение им основных законов человеческой жизни. Теории Раскольникова, допускающей убийство для немногих, автор противопоставляет стихийную логику жизни, не рациональную, как у Раскольникова, а иррациональную, подчиняющую себе всецело молодого теоретика и разбивающую вдребезги все его положения, казавшиеся ему столь твердо установленными и ненарушимыми.

Состояние полного душевного расстройства, в которое впал Раскольников после убийства, полной потери всех своих жизненных утверждений, мучительное и страшное состояние показало, как бессильна личная человеческая логика, когда она идет вразрез с общими жизненными основами.

Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).
Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.
Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.
В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь». Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая», как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества. Пустынная земля-вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь побеждает эту теорию.
Таким образом, Достоевский в своем романе проводит мысль, что преступление недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.