Тема судьбы, роковой случайности в цикле повестей, объединённых названием «Повести Белкина. Роль случая в жизни и судьбе человека в рассказе Л. Н. Толстого «После бала

Роль метели в повести А.С. Пушкина «Метель»

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Роль метели в повести А.С. Пушкина «Метель»

Н.МЕЛЬНИКОВА,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут

В повести А.С. Пушкина «Метель» главную роль играет природная стихия. Не случайно повесть названа «Метель». Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим чисто идиллическую книжную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюблённые решают бежать. Такие ситуации часто служили началом любовных романов. Но автор показывает, что жизнь сложнее и интересней книжных ситуаций. Поэтому, когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь - плохая погода, метель.

Очень интересно, что Пушкин выбирает не ливень, не грозу, а именно метель. Она, как мне кажется, больше всего подходит в данном сюжете. Метель - сильный вихрь со снегом. Поэтому все события как вихрем закружило. Автор использует такие глаголы, как “метёт”, “завывает”, “слепит”. Метель в истории Марьи Гавриловны как бы не пускает её, ветер дует ей в лицо, силясь остановить молодую преступницу.

В описании поездки Владимира говорится: “сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле тучной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилось с землёю”. Метель пытается запутать Владимира, увести его подальше от Жадрино.

Историю третьего героя в повести «Метель» Бурмина мы узнаём в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. “Метель не утихла”, “между тем метель не унималась” и тому подобное. Но теперь метель ведёт героя навстречу своей судьбе.

Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей - Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего - Владимира.

А.ГУДИМОВ,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут

П овесть «Метель» входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» великого русского писателя А.С. Пушкина. Одним из героев этой повести является метель. Метель оказывает немаловажное влияние на судьбу трёх главных героев: Маши, Владимира и Бурмина. Неслучайно повесть так и называется - «Метель».

Метель в этой повести является “вестником судьбы”. Она изменяет жизнь героев этого произведения. Кто знает, как бы сложилась жизнь героев, не повстречайся они с метелью. Пушкин вообще очень интересуется темой судьбы. Мы видим это во многих его произведениях, например, «Песнь о вещем Олеге», повесть «Выстрел» и, конечно же, в повести «Метель». А.С. Пушкин считал, что никто не в силах изменить судьбу, как ему ей предначертано, так и будет. Эту мысль выражает автор в своих произведениях.

Метель в этой повести является весьма разумным героем. Она знает, что лучше для героев повести, даже лучше их самих, так как в ту пору они были горячи и неразумны. Так им было предначертано, и метель помогла им, не дав совершить неразумный поступок. Маша не была бы счастлива с Владимиром, так как даже не была влюблена в него. Мы понимаем это, читая авторские: “следовательно”, “само по себе разумеется”, “то весьма естественно” и так далее. Кроме того, автор прямо говорит нам, что Владимир не был её возлюбленным. Он был всего лишь предмет, избранный ею. Он был первый, на кого она бросила взгляд. Понятно, что с Бурминым она стала по-настоящему счастливой. Да и сам Бурмин женится по любви, а не по случайности, как ему казалось ранее. Даже Владимиру, возможно, было лучше благородно умереть за правое дело в великой битве, чем жениться на той, которая его не любила и которую он сам, скорее всего, по-настоящему не любил. Как мы видим, метель здесь поступает благоразумно.

Кроме того, у метели в этом произведении есть ещё и другая роль, также немаловажная. Метель здесь нарушает книжную ситуацию, обращая её в жизнь. А книжная ситуация складывается здесь с самого начала. Ведь в то время все подобные произведения писались по особым литературным стандартам. И автор с самого начала убеждает нас в том, что это такое же обычное литературное произведение (кстати, это прослеживается во многих его произведениях). Мы видим это с помощью тех же “конечно”, “следовательно”, “само по себе разумеется” и других, хотя здесь и проскальзывает авторская ирония. Здесь также создаётся книжная обстановка: влюблённые встречаются в сосновой роще или у старой часовни, девушка богатая, а юноша бедный, их любовь запрещена волей жестоких родителей, им приходит в голову мысль венчаться тайно, причём эта мысль, конечно, сперва приходит молодому человеку, при этом план и развязка весьма традиционны. Хотя здесь и проскальзывают элементы быта, но всё пока идёт по-книжному. Даже то, что им не удаётся выполнить свой замысел, тоже книжное. Но проходит метель и словно заметает всё книжное. Мы видим быт людей, их реальную жизнь, неожиданные повороты которой весьма круче книжной. И к этому, конечно, относится неожиданная развязка тайного замысла Маши и Владимира.

Итак, метель в произведении А.С. Пушкина «Метель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» - это разумный герой, вестник судьбы, разрушающий книжность ситуации.

А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам.

Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба. Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель. В повести «Метель» автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность.

Герои «Метели» уездная мечтательная и сентиментальная барышня и бедный прапорщик, находящийся в отпуске. Они влюблены друг в друга, родители против, и вот Маша и Владимир, по классическим канонам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться. Все спланировано и рассчитано, верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже «жизнь за него отдать», батюшка согласился венчать... И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на «собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который и оказался под венцом с незнакомой барышней.

Ему это казалось шуткой, проказой, и только потом он осознал, что шутить с судьбой опасно! Два незнакомых друг другу чело-река соединены узами брака, но не могут надеяться на Любовь и супружескую жизнь.

Они не могут даже найти 1фуг друга. Судьба вмешалась еще раз, дав возможность героям встретиться по-настоящему и полюбить друг друга. Это невероятный союз, который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством, может быть счастливым, по мнению Пушкина.

А метель это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни. Повести Белкина, несмотря на то, что были написаны Болдинской осенью 1830 года, в дни не самые радостные и светлые для поэта, пронизаны насквозь любовью к человеку. Кроме того, в этих произведениях автор очень доступно показал расхождение между природой человека и ролью, навязанной ему обществом и социальным положением. Взять хотя бы Барышню-крестьянку.

В основе произведения взаимоотношения двух молодых людей: Лизы Муромцевой и Алексея Берестова. Для того чтобы как-то познакомиться с молодым Берестовым, слава об уме и красоте которого разошлась по всей округе, Лиза, дочь Григория Ивановича Муромцева, первейшего недруга старшего Берестова, нарядилась крестьянской девушкой и отправилась рано поутру в лес будто бы за грибами.

На самом деле была хорошо известна привычка недавно появившегося в тех краях обольстителя девичьих сердец ездить утром на охоту. Войдя в лес, Лиза, затеявшая эту шутку, несказанно волновалась, сердце ее сильно билось, само не зная почему... Как девушка и предполагала, Алексей Берестов вскоре появился. Здесь, в лесу, между молодыми людьми завязался разговор, который послужил началом их большой любви. Алексею все нравилось в крестьянской девушке, он был в восхищении, целый день думал он о новой своей знакомке; ночью образ смуглой красавицы и во сне преследовал его воображение. Лиза тоже была покорена красотой, обаянием и благородством молодого человека. Они начали встречаться, и со временем мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили.

Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смела надеяться не взаимное примирение, а Алексей, как ни привязан был к милой Акулине, все помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою. Несмотря на то, что счастье было так близко, оно, в то же время, было и очень далеко. И виною всему условности, предрассудки героев. Отчаяние Алексея достигло предела после того, как отец его стал настаивать на женитьбе. Тем более, что девушка, которую сватал отец, совсем ему не понравилась, хоть и была одного с ним сословия. Перед молодым человеком встала проблема выбора либо согласиться с требованиями отца и жить в богатстве, либо жениться на крестьянке без отцовского благословения и добывать средства на жизнь своим трудом. Долго думать Алексею не пришлось: благородство и сила любви к крестьянской девушке были так сильны, что решение тут же пришло жениться на Акулине, и чем более думал он о сем решительном поступке, тем более находил в нем благоразумия.

Не медля ни минуты, Алексей написал Акулине письмо, в котором предлагал ей свою руку и сердце. Положив письмо в дупло, как они и договорились, молодой Берестов лег спать весьма довольный собою. Вскоре последовала и развязка Алексей узнает, что Акулина на самом деле не Акулина, а Лиза. Его возлюбленная не крестьянка, а такая же, как и он, дворянка. Главный герой повести Алексей Берестов стал выше предрассудков или сказать точнее готов был стать, готов был переступить через условности, которые ему навязывал его дворянский статут и которые никак не мирились с его внутренним миром, его моралью и сознанием.

Отрицание этих предрассудков, изобличение их, добрый взгляд на жизнь и человека в этом, мне кажется, заключена основная идея повести Барышня-крестьянка.

"Капитанская дочка" - вершинное произведение творчества русского гения А.С. Пушкина. Эта повесть была написана в 30-е годы прошлого столетия, спустя полвека после описываемых в ней событий пугачевского бунта. Пушкин здесь не только писатель, но и историк-исследователь. "Сравнительно с "Капитанскою дочкою", - отмечал Гоголь, - все наши романы и повести кажутся приторною размазнею...". Автор показал на страницах своего произведения реальных героев, к которым прежде всего относится бунтовщик Емельян Пугачев. Заслуга писателя состоит в том, что он охарактеризовал Пугачева не так, как делали его предшественники: образ вождя в повести показан со всей правдивостью. При чтении романа мы, читатели, неоднократно видим как положительные, так и отрицательные стороны этой исторической личности.

Важнейшую роль в повести играет первая встреча Гринева с Пугачевым. На первый взгляд, незначительный эпизод, но какую смысловую нагрузку несет на себе! Начну обо всем по порядку. В главе "Вожатый", во время ужасного бурана в Оренбургской степи сталкиваются лицом к лицу два главных героя этой повести - бунтовщик Пугачев и молодой дворянин Гринев. Следует отметить, что для Пушкина метель, буран - олицетворение судьбы. Если в "Метели" пурга явилась препятствием венчанию, то в "Капитанской дочке" буран объединяет, казалось бы, несовместимых людей, представителей разных социальных классов. Гринев узнает намного позже, что его вожатым был не кто иной, как сам Пугачев, а пока он видел в нем человека, которого судьба не жаловала, но все-таки какое-то чутье подсказывало Петру, что эта встреча неслучайна.

По дороге к ночлегу Гринев засыпает и видит странный сон, в котором усматривается "нечто пророческое". Он видит, что будто бы он возвратился домой, на пороге его встречает матушка. "Тише, - говорит она мне, - отец болен и желает с тобою проститься". "...Я тихонько подхожу к постели, матушка приподымает полог и говорит: "Андрей Петрович, Петруша приехал, он воротился, узнав о твоей болезни, благослови его". Я встал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?... Вместо отца в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: "Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?" - "Все равно, Петруша, - отвечала мне матушка, - это твой посаженый отец, поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит..." Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... . Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: "Не бойсь, подойди под мое благословление"... Описание "страшного мужика" перекликается с описанием самого Пугачева: та же черная борода, тот же веселый взгляд - все эти детали играют достаточно весомую роль в раскрытии образа народного вождя. Пророческий сон Гринева сбывается в той или иной степени на протяжении всего произведения.

Во-первых, яркая, порой кровавая символика сна: "топор", "мертвые тела", "кровавые лужи" - это отражение реальных событий: взятие Пугачевым Белогорской крепости.

Во-вторых, "страшный мужик ласково меня кликал" - вот основа отношений Гринева с Пугачевым. Действительно, "страшный мужик" оказал влияние на судьбу Петра и Маши: "Потом обратился он к Марье Ивановне и сказал ей ласково: "Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь". И здесь имеет место слово "ласково". Случайность ли это? Думаю, нет.

В-третьих, еще подтверждениями сбывшегося сна являются слова, которые произносят мужики, ведущие Гринева на казнь: "Не бось, не бось..." . Затем дворянин стоит на коленях (и это деталь!) перед Пугачевым. "Пугачев протянул мне жилистую руку. "Целуй руку, целуй руку!" - говорили около меня..." .

Приведенные выше аргументы доказывают то, что образ Пугачева произвел на Петра Гринева огромное впечатление, под его воздействием ему приснился пророческий сон, который сыграл, если разобраться, довольно-таки серьезную роль и наложил свой отпечаток на жизнь героя.

Есть в этом эпизоде еще одна деталь - заячий тулуп. Гринев, несмотря на Савельича, всячески отговаривавшего его от этого поступка, подарил вожатому заячий тулуп. "... Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей". И не забыл: позднее, когда от воли Пугачева зависела жизнь Петра, он из благодарности за "стакан вина и заячий тулуп" даровал ему жизнь.

Встреча Петра Гринева с Емельяном Пугачевым, на мой взгляд, стала определяющей в развитии романа. Если бы Пугачеву в тот буран встретился не Гринев, а кто-то иной, то судьба героев, наверное, сложилась бы по-иному.

Талант А.С. Пушкина многогранен, как алмаз, и одна из его граней - повесть "Капитанская дочка", которая хотя и написана в прозе, обладает какой-то неподдельной, исключительной поэтичностью, а созданные в ней картины будто бы оживают на наших глазах - настолько они реальны. Правдивость, конечно, с элементами художественного вымысла - вот то, чем руководствуется писатель, работая над воссозданием исторической личности. И А.С. Пушкин подтвердил это, создав правдивый образ Пугачева. Бесспорно, еще не одно поколение читателей будет преклоняться перед великим мастером слова и его произведениями, обреченными на бессмертие.

Задачи и тесты по теме "Роль эпизода Встреча Гринева с Пугачевым по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка "

  • Роль мягкого и твёрдого знаков - Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

1. Влияние природных явлений на судьбы людей.
2. Последствия случайных событий.
3. Роль случая в развитии действия.

Нечаянный случай всех нас изумил.
А. С. Пушкин

Случай в жизни нередко играет роковую роль. Иногда он меняет положение вещей и ход событий в противоположном направлении. Кому-то он дает шанс начать жизнь с чистого листа, а кого-то, наоборот, лишает последней надежды. Такое неуловимое явление достаточно сложно описать, потому не знаешь, кто управляет случаем и заставляет события развиваться по тому или иному сценарию. Ведь если такое можно было бы предсказать, то случай не играл бы такой роковой роли в судьбе и жизни человека. К подобному феномену обращался А. С. Пушкин в «Повестях Белкина».

Самым неожиданным и наполненным различными случайными событиями является произведение «Метель». С первых строк текста он все словно берет в свои руки. Удивительные вещи происходят практически со всеми героями повести.

Большую роль в произведении играет метель. Она предупреждает главную героиню о том, что та совершает плохой поступок, что не стоит полагаться на волю случая и вручать свою жизнь и судьбу прекрасной, но опасной природной стихии. «На дворе была мятель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием». Для Владимира метель тоже стала своеобразным поворотным моментом в жизни. Она взяла на себя роль вершителя судеб, поэтому на знакомой дороге молодой человек не мог ориентироваться: «В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилося с землею».

С одной стороны, такое природное явление сыграло злую шутку с главными героями. На Марьи Гавриловне отразилось болезненным состоянием — недомоганием. Но вот жизнь Владимира оно повернуло совершенно в другое русло. Никто ведь не знает: оказался бы на войне молодой человек, если бы он был женат. Погиб ли он от ран, если бы попал на другую, а не эту войну. Писатель не дает ответы на эти вопросы. В центре его внимания другой образ — Марьи Гавриловны, потому что события, которые произошли в 1812 году, дали девушке шанс найти своего мужа.

После смерти отца она осталась единственной наследницей. Но деньги не делают человека счастливым. У девушки не было в жизни счастья. Она оставалась верна своему мужу, но сама не знала, кто он такой. И господин случай снова взял власть в свои руки. Он словно хотел оправдаться за тот поступок, который совершил раньше. Так он приводит в дом Марии ее мужа — Бурмина.

Такие подарки судьбы можно рассматривать по-разному. Нам не известно, чем один молодой человек отличался от другого. Они оба искренне любили девушку. Но поведение Владимира показывает, что он, возможно, не стал бы хорошим мужем. Молодой человек так и не появился в доме Марьи Гавриловны и не выяснил, почему девушки не оказалось в церкви. Ведь если он ее любил, то должен был поговорить с ней, прежде чем разорвать отношения. Родители, видя муки дочери, решили «...объявить ему неожиданное счастие: согласие на брак. Но каково было изумление ненарадовских помещиков, когда в ответ на их приглашение получили они от него полусумасшедшее письмо! Он объявлял им, что ноги его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном, для которого смерть остается единою надеждою». Вспомним, что он долго уговаривал Марью Гавриловну на то, чтобы она согласилась на тайное венчание. Почему же он, зная, что девушка решилась на отчаянный шаг, не стал даже выяснять причины ее отсутствия в условленном месте. При таком рассмотрении произведения именно случай отвел от Марии большую беду и привел к ней такого человека, с которым она действительно смогла быть счастлива.

В своей небольшой повести А. С. Пушкин показывает разные оттенки случая. Он не осуждает и не восхваляет такое явление. Произведение становится иллюстративным материалом для его видения этого феномена. А решить, какова его роль, он оставляет нам и показывает, что нельзя однозначно и резко судить о том, что удается узнать. Нужно внимательно рассмотреть все оттенки и только потом высказывать свои суждения.

Своеобразным баловнем судьбы в повести «Метель» становится Бурмин. Случай два раза сталкивает его с Марьей Гавриловной, и два раза он ставится для гусарского полковника судьбоносным. Свою роль в жизни этого человека сыграла та же метель. Она заставила его задержаться в пути, но не приносила спокойствия. Кажется, она звала его куда-то туда, где он будет счастлив. Когда же он оказался случайно у церкви, то не отдавал себе отчета в своих действиях, им руководило легкомыслие: «Непонятная, непростительная ветренность...». Потом он сел в кибитку и вот четыре года женат, сам не зная на ком. Но при этом Бурмин не может найти место венчания, так как слуга давно умер.

Полковник честен в своих поступках: он говорит Марье Гавриловне, что любит ее, но не может взять в жены. Но в этот раз случай ему преподносит новый неожиданный и приятный сюрприз. Из тысячи мест он приехал в отпуск после ранения именно в свое поместье, которое располагалось неподалеку от дома девушки. Этими словами рассказчик подчеркивает то, что они, возможно, могли встретиться, но неизвестно, когда бы это произошло. Ведь если он жил недалеко от поместья Марьи Гавриловны, то их пути могли пересечься и раньше. Но случай распорядился иначе. Он заставил обоих молодых возлюбленных пройти через испытания, словно проверяя их чувства на прочность, а души — на честность. Ведь Бурмин очень раскаивался, что так жестоко подшутил над той девушкой. И возможно, именно такое раскаяние дало шанс: облик возлюбленной и жены воплотились в одном образе.

«"Боже мой, боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?"

Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...»

В «Повестях Белкина» автор рассказывает, что не только случай может управлять судьбами людей. Они сами могут оказывать влияние на ход развития событий. Такова роль случая в повести «Выстрел». Он предоставляет Сильвио возможность показать на деле свое сверхестественное искусство, если бы он вызвал на дуэль оскорбившего его офицера. Но Сильвио не делает этого, потому что его жизнь посвящена другой идее. Но вскоре судьба вознаграждает за терпеливое ожидание: «Однажды подали ему пакет, с которого он сорвал печать с видом величайшего нетерпения». И именно этот случай приоткрыл рассказчику тайну поведения хорошего стрелка. Сильвио рассказывает об одном происшествии, которое имело место в полку. К ним в тот момент определился «молодой человек богатой и знатной фамилии». Именно он повлиял на жизнь Сильвио и смог изменить ее так, что стрелок замкнулся в себе и только упражнялся в своем искусстве, в котором достиг совершенства.

Следующий случайный эпизод в повести происходит с рассказчиком, который смог разгадать тайну образа Сильвио. Сначала в дело вступают домашние обстоятельства, которые вынуждают его «поселиться в бедной деревеньке Н** уезда». Но судьба предоставляет ему шанс узнать о том, что произошло в последнюю встречу Сильвио с тем человеком, который нанес ему обиду. Так перед нами раскрывается тайна еще одной семьи: «Таким образом узнал я конец повести, коей начало некогда так поразило меня. С героем оной уже я не встречался. Сказывают, что Сильвио, во время возмущения Александра Ипсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами». Рассказчику больше не предоставляется случай встретиться с главным героем. О его дальнейшей судьбе он знает понаслышке. Но мы понимает, что именно случайные встречи становятся ниточкой, которая позволяет связать воедино события всей повести. Так в этом произведении случай не только оказывает определенное влияние на жизнь и судьбу главных героев, но и играет значительную роль в развитии действия.

Пушкин весьма объективно относится к такому понятию, как случай. Он показывает не только его положительные моменты, но и отрицательные влияния. При этом он обращается не к абстрактным и сверхестественным понятиям. В каждом конкретном примере случай словно материализуется. Он появляется перед нами либо в определенном образе (метели), либо в облике человека (Сильвио). При этом происшествие может и меняет жизнь человека, но делает это весьма мягко. Он становится словно провидцем, который ведет своего героя к лучшей доле и приводит героя к тому, чтобы тот наконец после множества испытаний обретает счастье.

В «Повестях Белкина» А. С. Пушкин представляет нам живую природу каждого отдельного человека. При этом он показывает, что именно случай может привнести в жизнь много важных и приятных впечатлений, которые позволяют персонажам открывать новый удивительный мир и благосклонно принимать подарки и уроки судьбы.