Техника силуэта активно используется при создании. Язык пятна и силуэта в графике. Искусство силуэта. Серебряный век в силуэтах

Силуэт человека, идущего или стоящего, видят все каждый день. Этот зеленый человечек на светофоре показывает, когда можно перейти дорогу. Откуда пришло к нам это слово?

Происхождение слова

Силуэт - это в переводе с французского «очертание, контур» (silhouette). У этого слова интересная история. Понятие контура существовало с давних пор, но именно «силуэтом» закрашенный контур стали называть во Франции при Людовике XV.

Занимавший тогда пост министра финансов граф Этьен де Силуэтт стал известен экономией и крайней бережливостью. Мода на костюмы отреагировала сразу: исчезли карманы, украшения табакерок, стиль в целом стал значительно проще. Его назвали силуэтом. Тогда же один из Сейшельских островов тоже получает название Силуэт.

В это время во Францию приходит искусство китайской тени. Причуды моды возводят его на вершину популярности. Исполнялся портрет в течение нескольких минут, поскольку черты лица прорисовывать было не нужно. Рисовался контур, обычно в профиль, затем заливался тушью. Иногда тонкими линиями прорисовывались две-три черты белой краской.

Созданное Этьеном де Силуэттом акционерное общество очень быстро охватила паника по поводу задержки выплаты дивидендов. Общее недовольство распространилось во всех слоях общества, и министр ушел со своего поста.

Видимо, так совпало, что появившаяся на министра карикатура была выполнена в жанре новой китайской техники. Минимум средств для ее создания и определили ее название. Ее окрестили «силуэтом», так же, как и новый стиль одежды.

Одежда

Может, это вызовет улыбку, но одежда тоже имеет свой силуэт - это ее контуры, которые модельер набрасывает на листе бумаги. Условно принято разделять четыре вида современных силуэтов: прямой (прямоугольный), овальный, прилегающий (приталенный) и трапециевидный (или А-силуэт).

В крое одежды существует понятие «силуэтные линии». Это те части выкройки, которые формируют контур. Умело используя моделирование и конструирование, можно выгодно подчеркнуть достоинства фигуры и тщательно скрыть недостатки.

Силуэт в одежде приходится учитывать при изображении человека. Рисунки модельеров носят название «фэшн эскиз», там другие пропорции тела.

Рисунки Кристиана Диора из журнала «Фигаро» - яркое тому подтверждение. Если в академическом рисунке голова относится к телу как 1:8, то в эскизах модельеров - 1:12. Это обеспечивает выгодное представление модели.

Силуэт человека

Тем временем искусство силуэта распространилось за пределы Франции и в конце XVIII века в Петербурге стало модным заказать портрет у знаменитого мастера из Парижа Сидо (Sideau). Он создавал силуэты членов царствующего дома и многих придворных.

Сидо работал пером и китайскою тушью, гравировал на меди, вырезал из черной бумаги. Конкурентом его стал Фр. Антинг. Но вскоре забава надоела знати, и вырезание портретов стало ремеслом бродячих артистов. Их постоянно встречали на ямарках и произведения доморощенных «художников» не отличались качеством и хорошим вкусом.

Казалось, вместе с уходом французской школы искусство это умерло. Но появляется Поль Коневка (Paul Konewka), немецкий маэстро этого стиля. В его исполнении силуэт - это уже не профильный портрет. Целые композиции, объединенные одной темой, сложные и милые, вызывают восторг у зрителей.

Российская художница Елизавета Меркурьевна Бем тоже славилась своими силуэтными работами. Ее иллюстрации к детским журналам высоко оценил И.Репин.

Картины со спрятанными силуэтами

Есть картины, где скрыт силуэт фигуры человека - ветка дерева на переднем плане переходит в кусты и горы вдали. Получается девушка. Впервые картины с "замаскированными силуэтами" изображали цветы, обычно лилии, а в переплетениях линий узнавались профили царственных особ.

Сейчас есть такое направление в живописи, сюрреализм, в котором в обычном, казалось бы, пейзаже скрывается какой-то подтекст. Мастер такого воплощения - мексиканский художник Октавио Окампо. Его картина «Поцелуй моря» изображает морской пейзаж, который скрывает 6 портретов.

Силуэт - это контурное изображение, а все, что за его пределами, может быть чем угодно. Это принцип О.Окампо. Чайка, которая парит над водой, как бы соединяет влюбленных.

Театр теней

Пожалуй, самое яркое воплощение контура применяется в театре теней. Актеры играют за сценой, перед ними натянут экран. В глубине стоит сильный прожектор, отбрасывая тени. Преимущество в том, что тени могут изобразить то, чего не добьешься никаким гримом.

Домашний мини-театр из самодельных фигурок можно устроить с помощью настольной лампы. Любая ткань выполнит роль экрана, главное - натянуть ее покрепче на подрамник. К черным фигуркам крепится проволока, чтобы двигать их. Это нельзя делать руками, так как они будут создавать лишние тени.

Попробуйте сделать с ребятами такой театр и получите незабываемые минуты волшебства, когда луч света вызывает к жизни персонажи сказок. А может быть, это станет вашим хобби.

Слово силуэт произошло от французского «silhouette», по имени французского министра 18 века Э. де Силуэта, поборника жесткой экономии хозяйствования, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля. Сам он также занимался вырезанием силуэтов из черной бумаги.

Силуэт (фр. silhouette) -- плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения.

Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В этой технике исполняются обычно профильные портреты и несложные композиции. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей.

Контур должен быть очень чётким. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами. Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII в. во Франции. В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники Ф. Толстой, Добужинский, Е. Кругликова, А. Бенуа.

Существует 4 средства художественной выразительности: линия, штрих, пятно, точка.

Линия - это условное средство изображения,изобретенное человеком в отдаленные доисторические времена,в самом начале зарождения изобразительного искусства. Ею пользуются и по сей день, как основным средством исполнения рисунка.Линии бывают разные.След на бумаге оставляемый острием карандаша или рейсфедера с тушью, движение которого напрявляется каким- либо чертежным инструментом (линейкой, лекалом или циркулем и т.д.), называется «чертежной» линией. На всем своем протяжении она одинакова по ширине. Это считается ее достоинством. Но в наброске такая линия непригодна - она суха, безжизненна и поэтому невыразительна.

Штриховая линия, или штрих - появляется на поверхности бумаги, как результат движения руки, держащей карандаш или ручку с пером, кисть или другое приспособление, которым красящее вещество наносится на бумагу. В зависимости от разноообразного касания поверхности бумаги всей или разнообразного по силе нажима пера с тушью, осуществляемого движением руки, остающийся след изменяет свои качества, становится темным или светлым, мягким или жестким.

Пятно - создается внутри контура параллельными или перекрещивающимися линиями.

В этом случае на силу пятна воздействует ширина линий или штрихов и светлых промежутков, остающихся между ними,которые должны соответствовать размеру исполняемого рисунка.Тональное пятно на бумаге может быть создано и другими средствами, причем сила и звучание его в значительной мере зависят от особенностей и свойств графического материала, которым исполняется набросок,а также от техники нанесения этого материала на бумагу. При использовании для наброска так называемых «сухих» материалов, пятно нужной силы может быть создано жесткой кистью, растушевкой и даже просто пальцем.Такие материалы, как чернила и тушь, в готовом виде или разведенные водой наносятся на бумагу мягкой или жесткой кистью.

В некоторых случаях пятно может быть нанесено в начале работы, сразу, а затем уже по натуре уточняется контур изображаемой формы. Нередко в работе над набросками применяются сразу все графические средства: линия, штрих, пятно, точка.

Точка - это еще одно выразительное средство графики. Точка структурный элемент точечной техники. Множась по поверхности она образует графическое пятно.Форма точки зависит от инструмента, которым она наносится на плоскость. Точка в еще большей степени предоставляет возможность выражения пространства, но с непосредственно средовыми свойствами.

Так же, как и штрих, точка позволяет передавать тональное разнообразие графики, но обладает специфическими качествами фактуры.

Однако в отличие от линии, совершенно лишена каких-либо признаков эмоциональной экспресии в своем выражении. Это скорей безличностное и очень технологичное графическое средство.

Таким образом, применение силуэта с различными средствами художественной выразительности делает вывеску оригинальной и запоминающейся. А также влияет на выбор потребителя.

Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство пленяет нас своей интимностью, загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше разубеждаешься в его «бедности» и «наивности». Овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется.

Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине. Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, — к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица. Плоскость и линия, ее замыкающая, приобретают в искусстве силуэта исключительное значение. Абрис, контур, очерк предмета порабощают внимание силуэтиста, ограничивают его в средствах, но вместе с тем принуждают к особой изобретательности. Есть силуэты, в которых положительно чувствуется «скульптура», тончайшая «моделировка», даже «красочность». Математический лаконизм, благородная абстрактность силуэта приучают к изощрению наблюдательности и зоркости. Силуэт — как бы формула и — одновременно — намек на незримое , еле уловимый рассказ о чем-то, фраза начатая и неоконченная. Но даже вне законченности своей эта фраза иной раз становится откровением, афоризмом, символом.
Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты. Самый же термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, «portraits a la Silhouette». По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др. У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках («Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные»). Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве, — появились фарфоровые табакерки с силуэтами, чашки, вышивки, инкрустации и т.п. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. альбом «Collection de cent silhouettes». В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.
Постепенно забытое рисование силуэтов было возрождено в конце 19 века - начале 20 века. Художники стали рисовать в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и пр. Пожалуй, нет ни одного крупного графика, который не отдал бы дань этому интимному, грациозному искусству. И не зря - ведь так
много экспрессии можно вложить в «скупые» черные пятна.

По материалам статьи Эрих Голлербах

Октябрь 1922 г.

http://www.silverage.ru/stat/siluet.htm

  • познакомитьобучающихся с выразительными средствами графики;
  • рассказать о происхождении слова “силуэт”;
  • развивать творческое воображение;
  • сформировать навыки передачи настроения в рисунке.

Оборудование:

  • альбомный лист, прямоугольник из черной бумаги 10х14 см.,
  • карандаш,
  • ножницы,
  • клей,
  • ластик,
  • кисточка,
  • ветошь.

Для учащихся:

  • линейно–пятновой портрет <Рисунок1>, <Рисунок2>,
  • силуэты работы Н. Ильиной “Пушкин и няня”<Рисунок3>,
  • обложка Е. Нарбут для книги басен И.А.Крылова <Рисунок8> /на каждой парте по 1 экземпляру/.
Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 8

Для учителя:

  • силуэт Крылова,
  • черная бабочка<Рисунок9>, белая бабочка <Рисунок10>, цветная бабочка <Рисунок11>, целая стайка бабочек /силуэтные/ <Рисунок12>,
  • силуэтные иллюстрации из басни Крылова /“Ворона и лиса”<Рисунок5>,“Свинья и дуб” <Рисунок6>, “Лиса и виноград” <Рисунок7> и другие/.
Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Основная часть урока

Дорогие ребята, Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах.

Эти работы выполняют художники-графики . Они очень любят черный цвет, потому что он - главный рисующий цвет и без него им ну никак нельзя обойтись. В них все изображено в виде черных теней. Такие изображения называют силуэтами .

Силуэт – вид графического изображения. Это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов.

- Почему же мы говорим, что силуэт - это изображение в виде тени, котороя обязательно повторяет сам предмет ?

Значит, бывают и другие тени?

Действительно, силуэты могут быт не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне. (Cм. рис. 1, 2, 3)

Рассмотрим следующий сюжет композиции.

Великий поэт читает няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать.

- Каждый предмет, каждая фигура - это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.

- А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции?

За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне.

Значит зима, поздний вечер.

А этого человека вряд ли кто узнает по силуэтному изображению.

Так это перед вами силуэт фигуры великого баснописца И.А.Крылова. Большой и грозный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку.

- Какое время года?

Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени.

Ребята скажите, пожалуйста, глядя на эти рисунки, сможете назвать басни Крылова? (См. рис. 5, 6, 7)

Посмотрим, какую замечательную обложку сделал Е. Нарбут для книги басен Крылова.

Что изображено на ней черными силуэтами, а что - белыми?(См. рис. 8)

- Да, это тени, падающие от предметов и фигур.

Вспомните. Вы идете по улице, освещенной фонарями. Что происходит с вашей тенью?

Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря?

Верно. Тени удлиняются и сужаются.

Она ничего общего не имеет с нашей фигурой.

Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом.

Отметим еще одну особенность силуэта.

Прилетела черная бабочка на белое поле. (См. рис. 9)

Прилетела белая бабочка и села на черное поле. (См. рис. 10)

Прилетела третья бабочка – разноцветная. (См. рис. 11)

- Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета?

- У цветной бабочки крылья внутри проработаны - тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается.

Поэтому он воспринимается как пятно.

Вот целая стайка бабочек . (См. рис. 12)

Издали они выглядят черными пятнышками.

Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму.

И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.

Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали “Силуэтом”, а не иначе?

- Откуда произошло это слово?

Историческая справка:

Звали его Эжен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени.

У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно его узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многое. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов, шкатулки, ювелирные украшения.

Такие изображения и стали называться “силуэтами” . Было это почти 200 лет назад.

- Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему головы людей изображают в профиль, а не фас?

Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.

И сегодня мы с вами попробуем представить и выполнить силуэт любимого сказочного героя.

Назовите, пожалуйста, ваших любимых сказочных героев.

Выполнение задания:

1. На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисовать сказочного героя в профиль.

2. Вырезать нужно по контуру, начав сбоку.

3. Красиво расположить на листе оба элемента, полученные из черного прямоугольника.

4. Наклеить их. Тогда получится белый силуэт на черном фоне и черный силуэт на белом фоне. Напишите название урока.

Итог: Отмечаются наиболее выразительные силуэты. Выставка работ.

Задаются вопросы:

1. Какие силуэты бывают? /Черные, белые/.

2.Откуда произошло слово Силуэт? /От фамилии министра финансов Эжена де Силуэта/

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Силуэт 6 класс I четверть Презентация учителя ИЗО Голуб Е.Б. МБОУ «СОШ № 225» г. Заречный Пензенской области

Все предмета против света имеют форму силуэта

Силуэт- изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном.

Силуэт это плоскостное изображение, вид графики

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты.

Термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, « portraits a la Silhouette ».

Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве: появились табакерки с силуэтам, фарфоровые чашки, вышивки, инкрустации и т.п.

По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др

У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках («Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные»).

Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. альбом « Collection de cent silhouettes ». В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены. У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем. Но большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезывающей их из бумаги.

В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры. Есть у Симонович и большие портретные холсты, в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур

«Мир Искусства», положивший начало обновлению русской графики, возродил, искусство силуэта. Несравненные «реставраторы» старины - К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский - воскресили прежний дух силуэта. Часто встречаем мы силуэты и в работах Георгия Ивановича Нарбута.

Портреты в технике силуэта вырезаются, как правило, в профиль из однотонной бумаги. Обычно силуэты (профили) вырезают на черной бумаге с последующим наклеиванием на белый лист. Но возможны и другие цветовые вариации.

В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Любимый жанр силуэта во все времена - портрет.

Силуэтное искусство полно своеобразной прелести и неисчислимых возможностей. Об этом красноречиво говорят работы современных художников, уделяющих внимание силуэту.

Силуэтное искусство построено на контрасте двух цветов - черного пятна вырезанного силуэта и белого поля фона. Само по себе сочетание белого и черного несет большой заряд декоративности, выразительности, даже величия

Источники информации: www.silverage.ru/stat/siluet.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/93772/ Силуэт http:// mode-elegance.ru/ poshiv /silhouette/ 100art.ru/usluga6_17.htm http:// mages.yandex.ru/ yandsearch http://pozitiv-news.ru/krasota-prirodnyh-javlenij/silujet-ljudej-na-zakate.html http://ru.wikipedia.org/wiki/ Нарбут,_Георгий_Иванович http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7305.phphttp://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=135640095&journalid=2281209&go=next&categ=0