Театральное биеннале. Заслуженная артистка России Мадлен Джабраилова. Заслуженный деятель искусств России Георгий Исаакян

Биеннале театрального искусства - это особенное событие в театральной жизни столицы. Это возможность увидеть интересные постановки, узнать что-то новое о современном искусстве и классике, открыть для себя новые имена талантливых режиссеров и актеров. В 2017 году Биеннале театрального искусства пройдет с 12 октября по 10 ноября.

Спектакли в рамках Биеннале театрального искусства будут проходить на различных театральных площадках столицы: Театр имени Вахтангова, Мастерская Петра Фоменко, Современник, МТЮЗ и других. На Биеннале в Москве 2017 цена билета зависит от выбранного вами мероприятия.

Интересно, что в этом году у Биеннале театрального искусства будет особая тема: уроки режиссуры. В целом событие будет посвящено работам молодых режиссеров из нашей страны. В целом вы увидите более 15 постановок, большая часть поставлена молодыми режиссерами, будет и два спектакля от специальных гостей биеннале. Мы представляем вам топ-10 постановок, которые можно посмотреть в рамках Биеннале театрального искусства.

Режиссер Лев Додин представит вам постановку, основанную на знаменитом классическом сюжете. Произведение Чехова будет оживать на сцене, и это будет возможность познакомиться с русской классикой и проникнуться глубиной драмы трех героинь постановки. Действие происходит в провинции, и здесь молодое поколение семьи живет стремлениями и надеждами, которым, правда, предстоит разбиться о суровую реальность. На Биеннале театрального искусства 17 купить билет вы можете у нас на сайте в режиме онлайн уже сейчас.

На сцене Театра Вахтангова в Москве будет представлена постановка «Отцы и дети», которую создал режиссер Дмитрий Зимин. Как многие уже догадались, спектакль основывается на классике - в его основе лежит роман Тургенева. Это будет история о разногласиях и пропасти между более молодым и старшим поколением. Хотя книга была написана совсем в другую эпоху, с точки зрения психологии и человеческих отношений мало что изменилось. На Биеннале театрального искусства купить билеты в Москве можно уже сейчас на нашем сайте.

Название этой постановки говорит само за себя: речь здесь пойдет о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, а также о событиях, которые предшествуют свадьбе, однако история будет довольно грустной и смешной одновременно. Женихи сватаются к Агафье, дочке купца, и среди них и Иван, которого друг уговорил предложить девушке руку и сердце. Кого она выберет и как сложится судьба героев? Об этом вы узнаете уже скоро в Театре имени Вахтангова! На Московское биеннале театрального искусства 2017 билеты в продаже онлайн у нас.

В Центре имени Мейерхольда можно будет посмотреть спектакль «Чук и Гек», сюжет которого взят из рассказа Аркадия Гайдара. Это будет взрослая постановка, она основана на том, что писатель создавал во времена репрессий в СССР. Это будет спектакль о детстве, о двух мальчишках, которые вместе с мамой отправляются в Сибирь. Там их папа работает геологом, но так ли это на самом деле или на самом деле он там в ссылке? Детский рассказ предстанет перед вами в формате психологического триллера.

Режиссер Наталия Лапина создала постановку «Письмовник», которая основывается на романе Михаила Шишкина. Современный писатель рассказывает историю о любви на фоне окружающего безумного мира. Судьба разлучила влюбленных, и теперь они пишут друг другу о своих чувствах, о том, что происходит, через время и пространство. Он находится на русско-китайской войне, а Она - на даче на пороге 21 века. Это будет история о любви, вечности и быстротечности человеческой жизни.

Такой театр представит на сцене Центра имени Мейерхольда постановку «Билли Миллиган». По жанру это будет трагикомедия, повествующая о психически больном человеке. У него расстройство множественной личности, а точнее, в нем уживается 24 личности! Интересно, что история основана на реальных событиях. Главный герой был обвинен во многих преступлениях, и теперь над ним проводятся экспертизы в психиатрической клинике, и постепенно зрители узнают подробности его удивительной истории.

В театре Маяковского в Москве вы можете посмотреть пронзительную постановку «Первая любовь». Этот спектакль поставлен на основе одноименного произведения Тургенева. Вы увидите историю о прекрасном первом чувстве, самой чистой и светлой любви, которая запоминается на всю жизнь. Вольдемар влюблен в Зинаиду, и он пытается завоевать ее внимание, а она играет с ним, заставляет волноваться, в ней есть загадка, и истина окажется роковой для всех участников этой истории.

В Театре Маяковского в рамках биеннале можно будет увидеть жизнеутверждающую постановку «Василий Теркин». Это будет спектакль по книге Твардовского, и главный герой в ней - олицетворение отваги и чести. Василий - настоящий мужчина, который, несмотря на препятствия, идет вперед и становится героем, вдохновением для множества людей. Хотя это и серьезная история, в ней все равно найдется место для юмора.

Одно из самых ярких событий в рамках Московского биеннале театрального искусства - это спектакль «Дядя Ваня», который покажет труппа театра имени Ленсовета. Режиссер Юрий Бутусов по-новому представляет чеховских героев, и сама постановка превращается в гротеск и буффонаду. По жанру постановку можно определить как трагикомедию. Это будет история о людях и о нашем общем стремлении к счастью. Купить билет на «Дядю Ваню» на биеннале вы можете уже сейчас на сайте Театрбилет.

«Камень» - это история о семье, которая происходит во времена смены эпох. Вместе с актерами вы пройдете путь из 30-ых в 90-ые годы двадцатого века. Действие происходит в Германии, и мы видим семью евреев в Дрездене. В последующие десятилетия в этом доме будут появляться разные люди, другие будут исчезать, но мать и дочь, купившие дом при странных обстоятельствах, всегда будут здесь. Ложь превращается в истину, и все интереснее становится следить за этим процессом.

Студийцы Театральной Мастерской при МКТ «На Пироговке» Сеченовского Университета успевают все! Между репетициями, фестивалями и новыми постановками, они посещают значимые театральные события Москвы, каким явилось Биеннале театрального искусства.

13 октября, в Бахрушинском музее состоялось открытие выставки «От К. С. Станиславского до Л. А. Додина», которая с 14 октября по 16 ноября будет проходить в рамках Биеннале театрального искусства.

Пространство выставки поделено между легендарными русскими режиссёрами XX-XXI века. Среди них - авторы режиссерских систем: К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, Вс.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, А.Я. Таиров; титаны режиссуры советского времени: Г.А. Товстоногов, Ю.П. Любимов, О.Н. Ефремов, А.В. Эфрос; режиссеры, определившие переломную эпоху тысячелетий: П.Н. Фоменко, М.А. Захаров, К.М. Гинкас, А.А. Васильев, В.В. Фокин, Л.А. Додин. Гости музея смогут попасть в личное пространство режиссёра, его рабочий кабинет, представленный персональными вещами, чертежами, макетами, архивными видео- и аудиозаписями.

Студийцы Татральной Мастерской посетили три мастер-класса «Уроки режиссуры», которые также проходили в Бахрушинском музее и познакомились с такими лидерами российской сцены, как Валерий Фокин, Сергей Женовач и Лев Додин. Это были по-настоящему открытые мастер-классы. Признанные мастера театра отвечали на вопросы зрителей. Публика состояла не только из артистов и режиссеров — здесь были психологи, социологи, те, кто интересуется театром в самых разных аспектах. Среди них были и студийцы Театральной Мастерской – Полина Старцева, Юлия Феоктистова, Карина Ефремова, Анастасия Семьянова, а также артисты театра – Сергей Захаркин, Антон Понаровский, Эдуард Двинских, Леда Бардаш с идейным вдохновителем — художественным руководителем МКТ «На Пироговке» – Ольгой Захаровой.

«Чему не учат в театральной школе» − так Валерий Фокин обозначил первую условную тему встречи, которая состоялась 12 октября.

«Какие-то, может быть, советы, потому что профессия сложная очень. Какие-то советы по профессии, по тому, как себя вести в ней, что-то они запомнят − это польза, безусловно, особенно для людей, которые учатся еще. Потому что школа − это школа, а театр − это театр, другая жизнь, другая практика», − подчеркнул режиссер, народный артист России Валерий Фокин.

Разговор получился откровенным. Например, Фокин признался, что его часто бесит современная публика. «Многие из них просто не вычитывают те смыслы, которые заложены в спектакле. Некоторые вообще не знают сюжет. Я тут слышал на «Женитьбе», как две женщины обсуждали: выпрыгнет ли он из окна. Публика − чудовище. Это Немирович-Данченко сказал», − поделился Валерий Фокин.

«Если создание спектакля идет легко, что-то тут не так».

«Люди, которые работают в театре, по-своему больны».

«В искусстве есть только один запрет − отсутствие смысла».

«Режиссёр – это человек, который сочиняет другой мир, отталкиваясь от этого мира.».

«Живое восприятие на сцене – это самое главное».

«Каждый театр должен иметь своё лицо».

«Главный рецепт успеха для театра – «омоложение». Нужна «свежая кровь»: новые идеи, молодые актёры и режиссёры».

16 октября прошла вторая встреча с легендарным режиссером, педагогом, профессором — Сергеем Женовачом . Кроме увлекательнейшего мастер-класса, которые прошел на одном дыхании, Сергей Васильевич оставил ощущение света, добра и мудрости, предстал перед нами человеком мягким, несмотря на то, что профессия режиссера подразумевает волю, жесткость и определенный характер. Насколько же он велик, насколько же он интересен, что при всей скромности и доброте за ним идут и получаются нетленные произведения.

Театральная мудрость и настоящие афоризмы:

«Режиссёрский дар – это умение отсекать ненужное».

«Сцена – это действующее лицо. И в сцену нужно влюбиться».

«После агрессивной режиссуры возникают человеческие травмы. Поэтому я люблю время и работу во времени».

«Для меня работа – это и есть моя жизнь».

«У театрального критика должно быть чувство театра и театральный слух».

«Главное – выработать собственный внутренний критерий и доверять ему».

«Жанр – это не литературное понятие».

«Сценический жанр – это угол зрения на событие. Жанр и определяет замысел».

10 ноября в театре им.Вахтангова состоялась торжественная церемония закрытия первого "Биеннале театрального искусства".


С 26 сентября по 14 ноября впервые в столице проходит «Биеннале театрального искусства». Инициаторами фестиваля стали два значительных театральных критика современности - Ольга Егошина и Марина Токарева. Им удалось создать невероятный, как оказалось по своему общественному значению, фестиваль. Спектакли, мастер-классы выдающихся театральных режиссеров, выставки, чтения - все это объединил театральный фестиваль. Интерес, что и говорить, оказался огромным. За считанные часы производилась запись на мастер-классы, например, Льва Додина или Валерия Фокина. Мест было значительно меньше, чем желающих. Такой же невероятный интерес столичные жители проявили и к спектаклям из программы #УРОКИРЕЖИССУРЫ. Лучшие молодые режиссеры страны показали на сценах ведущих московских театров свои постановки. К каждому показу был невероятный интерес со стороны общественности. И, конечно же, с особенным успехом в рамках фестиваля прошли показы спектаклей мэтров нашей режиссуры - Три сестры» в постановке Льва Додина (МДТ, Театр Европы, СПБ) и «Дядя Ваня» в постановке Юрия Бутусова (театр им.Ленсовета, СПБ). Мест на эти спектакли не хватало даже студентам, ибо спрос колоссальный.

Фестиваль доказывает, что театральное искусство в столице невероятно востребовано. На него действительно есть спрос, существует некий театральный бум, о котором не зря в последние годы говорит Москва. Впрочем, все это происходит ещё и в очень тяжелое театральное время, когда многое висит в воздухе, когда вопросы театральной нравственности поднимаются особо остро, и когда театральная общественность старается сплотиться и быть вместе, как никогда прежде.

10 ноября в театре им.Вахтангова назвали лауреатов фестиваля. Ими стали: режиссеры- Егор Перегудов (спектакль «Поздняя любовь», театр «Современник), Егор Равинский (спектакль «Свои люди-сочтемся», РАМТ), Денис Хуснияров (спектакль «Камень", театр на Васильевском, СПБ). Приз «Зрительское признание» получил режиссер Илья Славутский (спектакль «Женитьба», театр им.Качалова, г.Казань).

Предлагаем Вашему вниманию фоторепортаж Ильи Золкина:

Народный артист России Евгений Князев


Народная артистка РСФСР Светлана Немоляева с внучкой, актрисой Полиной Лазаревой


Народный артист России Евгений Князев и Заслуженный артист России Александр Андриенко


Заслуженный артист России Александр Андриенко


Заслуженный деятель искусств России Сергей Женовач и Народный артист Латвийской ССР Адольф Шапиро


Народный артист России Александр Титель


Народная артистка России Ангелина Вовк и журналист Михаил Куницын


Народный артист России Михаил Янушкевич и режиссер Владимир Панков


Заслуженная артистка России Ольга Тумайкина


Заслуженный деятель искусств России Георгий Исаакян


актер Константин Константинов


актер Виталий Ленский (Гребенников)


режиссер Римас Туминас


режиссер Римас Туминас и режиссер Иван Поповски


директор театра им.Вахтангова Кирилл Крок и хореограф Анжелика Холина


Заслуженная артистка России Мадлен Джабраилова


актриса Александра Мареева и актер Илья Ильин


актер Роман Фомин


режиссер Николай Рощин


режиссер Егор Перегудов и режиссер, художник Дмитрий Крымов


Заслуженный деятель искусств России Григорий Козлов, Заслуженный деятель искусств России Сергей Женовач и Народный артист Латвийской ССР Адольф Шапиро


режиссер Ирина Керученко


актер Томас Моцкус и актриса Галина Кашковская


режиссер Анатолий Шульев со спутницей


режиссер Илья Славутский


актриса Ольга Ергина


Заместитель Министра культуры России Александр Журавский


профессор кафедры истории зарубежного театра, ведущий Дмитрий Трубочкин


Народный артист России Игорь Бутман



Мне нравится, что публика того...

Радость первых победителей конкурса «Уроки режиссуры». Статс-секретарь Минкульта с театральным анекдотом. Член жюри без голоса. Актриса с куплетами про коллег и публику. Это и многое другое было на церемонии закрытия Первого биеннале театрального искусства, которая состоялась на сцене Театра имени Вахтангова. С подробностями - обозреватель «МК».

Сергей Женовач и Адольф Шапиро. Парный конферанс. Фото: theaterbiennale.ru

Биеннале, в который кроме театра также вошли музыка и арт-проекты, имеет самые серьезные намерения помочь молодым режиссерам - им еще один шанс заявить о себе, чтобы заметили, отметили. Тем более что биеннале поощряет не только морально, но и материально. 14 молодых режиссеров из разных регионов страны представили свои работы на суд жюри, в котором работали только режиссеры, чья репутация в наше непростое время не вызывает сомнений: Римас Туминас, Алексей Бородин, Валерий Фокин, Сергей Женовач, Адольф Шапиро, Дмитрий Крымов, Григорий Козлов. И вот итоги подведены и оглашены в театре Вахтангова.

Сама церемония была не мучительно долгой (1 час 15 минут) и весьма элегантной (постановка Анжелики Холиной). Академичный конферанс Дмитрия Трубочкина (доктор искусствоведения, крупнейший специалист по античному театру) разбавляли импровизации статс-секретаря и замминистра культуры Александра Журавского, искренние, иногда спонтанные выступления лауреатов, а также забавные номера.

Итак, для лауреатов заявлено три равнозначных приза в 3 миллиона рублей. Этот хороший бонус получили два московских спектакля и один петербуржский: «Поздняя любовь» Егора Перегудова («Современник»), «Свои люди - сочтемся» Егора Равинского (РАМТ) и «Камень» Дениса Хусниярова (Театр на Васильевском). Приз «Зрительское признание» (велось открытое голосование) увез в Казань Илья Славутский, показавший на биеннале «Женитьбу» по Гоголю.

Каждый из членов жюри по-своему напутствовал молодых коллег. Дмитрий Крымов уверен, что не чувствует себя человеком, который может давать советы молодым режиссерам.

Я могу лишь сказать вам то, что говорю и себе: думай о публике хорошо, так, как ты думаешь о себе, и даже лучше. Действуй не так, как другие, но убедительно и красиво.

Большой мастер Адольф Шапиро в результате простуды лишился голоса, но его слова, проверенные многолетним опытом, транслировал Сергей Женовач.

Главное, что вы должны быть готовы ко всему. И отвечать за всё, - произнес от имени Шапиро Женовач.

Кто бы сомневался, что в конце концов за всё ответит режиссер, особенно если спектакль окажется неудачным. В театре знают: успех приписывают себе все, а вот за провал отвечает один. Впрочем, в день закрытия театрального марафона, длившегося без малого три недели, о грустном не говорили - в основном шутили. Прекрасная актриса из «Мастерской Петра Фоменко» Мадлен Джабраилова пела в сопровождении гитары «Мне нравится, что мой партнер... дурак. Мне нравится, что публика…». Молодые, понятное дело, волновались; кто-то расстроился, но... конкурс есть конкурс, и чужие победы надо уметь встречать с улыбкой.

И вот анекдот от Александра Журавского. Режиссер видит, как зритель крадучись, по стенке пробирается к выходу. Режиссер отлавливает его: «Товарищ, вам что, спектакль не понравился?» - «Что вы, спектакль замечательный, постановка авангардная». - «Может, актеры плохо играют?» - «Что вы, отлично работают, просто потрясающе». - «Может быть, пьеса плохая?» - «Что вы, и пьеса отличная». - «Почему же вы уходите?» - «Одному в зале страшно».

10 ноября на сцене Театра имени Евгения Вахтангова пройдет церемония закрытия первого Биеннале театрального искусства, который проходил в Москве с 26-го сентября. Будут объявлены имена финалистов конкурсной программы. Три спектакля будут приглашены к участию в Фестивале искусств АРТ-ОКНО и отправятся с гастролями в российские регионы.

Спектакли драматических театров на Биеннале были выделены в отдельную программу под названием «Уроки режиссуры». Задача проекта - показать молодых и талантливых режиссеров российской сцены. Лучшие режиссерские работы отбирали по всей стране - в конкурсной программе участвовали спектакли театров Новосибирска, Архангельска, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга и Москвы, выпущенные за последние 2 года. В жюри конкурса вошли известные мастера русского театра: Алексей Бородин, Сергей Женовач, Дмитрий Крымов, Григорий Козлов, Римас Туминас, Валерий Фокин, Адольф Шапиро. Им предстояло отобрать три лучшие режиссёрские работы.

Партнером Биеннале выступил Фестиваль искусств АРТ-ОКНО, учреждённый Благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Главная задача Фестиваля - обеспечение творческого диалога между регионами и культурными центрами России. Спектакли трех финалистов Биеннале театрального искусства отправятся на гастроли в российские регионы в рамках Фестиваля АРТ-ОКНО.

«В сегодняшних реалиях гастроли для многих российских театров - это роскошь. Но зрители их очень ждут. Не менее важны эти встречи и для актеров, - рассказывает руководитель проекта АРТ-ОКНО, заместитель директора Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан. - Окно - это всегда свежий воздух, доступ света, информации, возможность общения! Наш фестиваль АРТ-ОКНО дает театрам возможность проведения гастролей и культурных мероприятий в регионах, одновременно делает высокое искусство доступным для большого числа людей. Мы решили отметить финалистов Биеннале и показать лучшие спектакли в рамках Фестиваля АРТ-ОКНО в будущем году в российских регионах. Для нас особенно приятно, что благодаря Биеннале мы можем привезти спектакли не только столичных театров, но и лучшие постановки молодых режиссеров со всей страны. Ведь за ними будущее!»

О Фестивале искусств АРТ-ОКНО:  

Фестиваль искусств АРТ-ОКНО учрежден Благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Фестиваль объединяет театр, кино, музыку, литературу, живопись, знакомит с признанной классикой и представляет новейшие арт-течения. С начала 2017 года в регионах России в рамках Фестиваля искусств АРТ-ОКНО было проведено более 150 мероприятий! Сегодня фестивальная программа широко представлена в Белгородской, Воронежской, Курской и Оренбургской областях. Региональные зрители посещают мероприятия Фестиваля АРТ-ОКНО бесплатно. На сайте  проекта  www.artoknofest.ru можно ознакомиться с актуальной афишей и заранее оформить электронные билеты.