Сытый голодного не разумеет примеры. Сытый голодного не разумеет смысл пословицы

Последние ответы

Котята! Скажите пожалуйста! Их мать исчезает в парке на весь день: шмыг и нету,

Половое и бесполое. Бесполое размножение: Почкование, Спорообразование и деление

1. Этот углерод существует нативной только в двух формах, алмаз и графит, в нас

Однажды, у каждого в классе за контрольные были 2 и 3, учительница ругалась, что

Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя — из-за Оки заходила высок

Прежде чем представить заданное выражение в виде разности квадратов, а затем

Задача 1
Дано:
m (С6Н12О6) = 1 г

Задание 1
1. Кислоты: HNO3, H3PO4.
2. Кислотные оксиды: SO3, CO2.

KMnO4 + K2SO3 + H2SO4 => MnSO4 + K2SO4 + H2O;
MnO4(-) + SO3(2-) + 2H(+) =>

а) СаО + H2O => Са(ОН)2;
Са(ОН)2 + CO2 => СаСО3 ↓ + H2O;
СаСО3 + CO2 +

Дано:
m (NH3) = 42,5 кг = 42500 г
m (HNO3) = 165 кг = 165000 г

1. При пропускании углекислого газа через раствор гидроксида кальция протекае

Историю и жизнь Крыма. Все о Крыме

Раскрываем скобки: 6x+12y-12x+8y Приводим подобные члены: -6x+20y

Для того, чтобы упростить выражение мы должны открыть скобки, а затем сгруппи

Дано:
m (Cr2O3) = 19 г
ω вых. = 90%

1) H2SO4 + K2CO3 => K2SO4 + CO2 + H2O;
K2SO4 + Ba(OH)2 => BaSO4 ↓ + 2KOH

Уравнение реакции верное. Во-первых,при взаимодействии щелочи, а KOH — это ще

Ср. Голодного, видно, не сытый,

А только голодный поймет!

Ср. Glücklichen ist’s nicht verliehen

Zu begreifen fremdes Weh.

A. v. Platen. Der Mädchen Friedenslieder.

Ср. Что понимает сытый о состоянии голодного (турецк. посл.).

Ср. Decourdemanche. Prov. Turcs.

Ср. Самые глупые понимают, что значит слово «богатый», самые умные только наполовину понимают, что значит слово «бедный» (кит. посл.).

Ср. Paul Perny. Prov. Chinois.

Ср. Qui satur est pleno laudat jejunia ventre.

Сытый при полном желудке хвалит воздержание.

Bapt. Mantuan. Parthenopens. Ecl. 1576.

Ср. Начало с греческого: сытый голодному не верит.

Ср. Glykas. 5, 116, fr.

См. кто в нужде не бывал.

развернуть

юмор о сексе пословицы

  • С погляденья сыт не будешь.
  • Сытый голодного не разумеет.
  • На чужую работу глядя сыт не будешь.
  • С одной ягоды сыт не будешь.
  • Сытого гостя легко потчевать.
  • Сыта Улита, коли гущи не ест.
  • Сытому еда на ум нейдет.
  • Такою добычею сыт по обычаю.
  • Сытое брюхо к ученью глухо.
  • Сыта свинья, а все ест, богат мужик, а все копит.
  • Бойся собаки голодной, а человека сытого.
  • Сыт пока съел быка.
  • Сыт пока спит.
  • Святым духом сыт.
  • С жиру бесится.
  • Сыт & весел, а голоден & нос повесил.
  • Сыта теща (кума), коли гущи не ест.
  • Сытая мышь и муки не ест.
  • Сытого нечего потчевать.
  • Сытой куме только песни на уме.
  • Сытой мышке и сало не вкусно.
  • Сытый голодного не разумеет, бедный богатому не верит.
  • Сытый голодному не товарищ.
  • Сытый конь воду возит, а тощего на подпругах поить ведут.
  • Наелся сыт, так и стал знать стыд.
  • Сыт да богат & не хочу работать, а дети будут & сами добудут.
  • Сыт до зела, не хочу и киселя.
  • Сыт и тем, чего не дали.
  • Сыт конь & богатырь, голодный (голоден) & сирота.
  • Сыт конь & добр конь.
  • Сыта коровка, коли макухи не ест.
  • Сыта не сыта, а всегда весела!
  • Сытая лошадь меньше ест.
  • Сытен чужой обед, а все только на сутки.
  • Сытого не кормят.
  • Сытое брюхо спит, голодное на слуху сидит.
  • Сытый волк смирнее ненасытного человека.
  • Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.
  • Сытый ничему не дивуется.
  • Сытый по голодном, а теплый по холодном не плачут.
  • Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
  • Сытых глаз на свете нет.
  • Сытого потчевать не накладно.

Расскажем о смысле пословицы «сытый голодного не разумеет». Ее сейчас нечасто встретишь как в письменной, так и устной речи. Может быть, если поведать о ней миру, люди будут ей чаще пользоваться.

Оглавление [Показать]

Не только о еде

Если толковать в лоб, то выйдет: человек сытый не может понять голодного. Но тут не только в этом дело. Сытый не может понять, как голодному в принципе хочется есть. Конечно, умозрительно сытый осознает, что человеку свойственно питаться, причем желательно три раза в день. Но для него это не проблема. Он просто открыл холодильник, взял что нравится, вернее, хочется и съел.

У голодного другая проблема: у него нет «волшебного» холодильника, то есть он перманентно испытывает муки. Если бы такой продуктовый источник существовал, то оба субъекта пословицы были бы сыты, а проблема исчерпана. Но жизнь не так проста.

Смысл пословицы «сытый голодного не разумеет» сводится к человеческому непониманию, когда один не осведомлен о ситуации и положении другого, более того, даже не хочет об этом слышать как в прямом, так и в переносном значении. Он просто накладывает свою ценностную сетку на судьбу другого человека – и трудности исчезают. Это похоже на магический фокус.

Пример с двумя школьниками

Наверное, трудно понять без примера. Представим ситуацию, которая не касается еды. Например, есть два друга-школьника, Сеня и Саша. Сеня может купить себе ручку, а Саша не может, поэтому у него только одна, и если он ее потеряет, то писать на уроках ему будет нечем. Далее вообразим, что он ее все-таки потерял. А Сеня подходит к нему и говорит: «Да что ты расстраиваешься, просто возьми у мамы денег на еще одну ручку!» Но как объяснить Сене, что есть на свете бедные родители, у которых нет денег? Можно ему так и сказать: «Знаешь, Сеня, есть люди, у которых нет денег». Для него это будет шоком, ведь у него-то они есть всегда. История – это раскрытие смысла пословицы «сытый голодного не разумеет».

Почему так происходит?

Это хороший вопрос. Но на него, пожалуй, нет удовлетворительного ответа. Например, почему люди не жертвуют больным детям на операции, а арендуют яхты или покупают футбольные клубы? Конечно, всех детей не спасешь, море горя, которым омывается мир, вряд ли станет меньше. Но все-таки интересно, почему люди не помогают, когда могут.

Это только версия, но все же. Есть легенда о Будде, который не знал, что такое старость, болезнь и смерть, потому что его всячески ограждали от горя, которым наполнен мир. Человек растет в определенной среде, общается в кругу людей, в котором приняты те или иные ценности. Кому-то везет, и он меньше нуждается. Кому-то не везет, и он нуждается больше. Мир этих двух людей окрашивается либо положительным опытом существования, либо отрицательным. Они замыкаются в нем и не видят того, что с ним идет вразрез. А может быть, сознательно не замечают «проблемных зон». Кроме того, своя рубашка всегда ближе к телу, то есть людей зачастую не интересуют несчастья другого человека, и они не хотят в них вникать.

Есть довольно известный социальный парадокс, который отчасти объясняет смысл пословицы «сытый голодного не разумеет». Наше чувство справедливости зависит от того, какую позицию мы занимаем в обществе. Элита считает, что мир устроен справедливо, но чем ниже мы спускаемся по «лестнице благополучия», тем менее справедливым люди находят мир. А фразеологизм говорит о фундаментальном противоречии между людьми разных социальных положений.

Если формулировать смысл пословицы «сытый голодного не разумеет» кратко, то выйдет следующее: человек не в состоянии понять другого, если сам лично чего-то не познал на собственном опыте. Читатель может возмутиться и спросить: «А как же информация, льющаяся по всем каналам СМИ, неужели это все впустую?!» Ответ на это может быть только неутешительный. Каким-то чудом люди этого не замечают. Вернее, замечают, но это их не слишком тревожит. Каждый из нас существует в пространстве вселенной собственного сознания. Поэтому-то и возникла «пословица сытый голодного не разумеет».

25 Фев 17:50> >

O1eg 25.02.2014 15:42 писал:

"здесь поможет только самоорганизация, когда представители всех направлений выберут ответственных за переговоры и начнут их для достижения общих целей".

Давайте посмотрим, чтот нам по этому поводу говорит словарь пословиц и поговорок.

Надеюсь Вы знакомы с такой пословицей, "Сытый голодного не разумеет".

Судя по выше представленной вашей фразе, смысла этой фразы Вы не понимаете. Поэтому предлагаю ознакомиться с тем, как данная пословица трактуется словарем.

"О том, кто, имея все, не понимает нужд, неудобств и желаний другого. В каждом большом городе, в любом деревенском захолустье нет-нет да и <откроют> [богачи] ужасную, отвратительную, недостойную человека грязь, нищету, запущенность. «Откроют, оповестят публику через «большие» газеты, поговорят денек-другой и забудут. Сытый голодного не разумеет... Ленин, т. 22, с. 355. В суде бываю часто, но не видал, чтобы голодные сытого судили... если же сытые сытого судят,— это они его за жадность..— Говорится: сытый голодного не разумеет,— сказал Илья.— Пустяки! — возразил ему собеседник.— Великолепно разумеет,— оттого и строг. М. Горький, Трое. Ему понять нельзя нашего брата, Иова многострадального; мороз в двадцать градусов, он скачет в санках, как ничего... с Покровки... а я благодарю создателя каждое утро, что проснулся живой, что еще дышу. О... о...ох! недаром пословица говорит: сытый голодного не понимает! Герцен, Былое и думы".

Подумайте, способны ли сосуществовать в одной клетке, к примеру волк и овца, лисица и заяц, кошка и мышка. Именно такие же отношения складываются между людьми, которые являются носителями разных мировоззрений, мировоззрения солидарности и мировоззрения конкуренции. Носитель мировоззрения конкуренции по структуре своего воспитания не способен свое внутреннее "я" соотнести со своим внешним "я", т.е. его личный интерес всегда игнорирует общественный интерес. Смысл жизни таких людей, это поиск собственной выгоды. Соответственно все договоренности с такими людьми существуют только на бумаге. Почему только на бумаге, потому что, как только у личности, носителя мировоззрения конкуренции, перед глазами появляется выгода, про все свои договоренности он всегда забывает. Такова натура этого типа личности. Нельзя сказать, что это клиника, кого-то можно исправить, кого-то необходимо изолировать, а при условии, что такая личность взялась за оружие, то безусловно такая личность должна быть ликвидирована. Основным носителем мировоззрения конкуренции являются народы англосаксонской группы, основными носителями мировоззрения солидарности являются народы русской группы. Но это не значит, что если к примеру русские являются носителями мировоззрения солидарности, значит все русские принадлежат к данному мировоззрению. Это не так. Среди русских так же имеются представители мировоззрения конкуренции. И наличие этого мировоззрения, такого типа личностям позволяет себя чувствовать как рыьа в воде в рамках буржуазных отношений. Ведь в рамках этих отношений нужны не способности к науке или искусству, технике или управлению, здесь нужны способности к обману и человеконелюбию. Это когда такая личность в человеке видит не человека, а инструмент, через который он может получить выгоду. Лозунг такой личности, "из свиней добывают сало, из людей деньги".

Вопрос, будите ли Вы договариваться с человеком заранее зная, что он Вас обманет? А именно таким "человеком" является буржуазия, представители которой в русском и украинском народах и являются носителями мировоззрения конкуренции.

Сытый голодному не товарищ

Сытый голодного не разумеет (сытый голодному не товарищ) — человек всё узнает на собственном опыте. Опыт — главный в понимании мира и окружающих. Сытый только тогда поймёт голодного, когда сам будет страдать от недоедания. здоровый только тогда посочувствует больному, когда сам заболеет. сильный поставит себя на место битого только, если встретит более сильного. Лишь неудачи уравняют счастливого и обиженного судьбой

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением — М. Ломоносов

Аналоги выражения «сытый голодного не разумеет»

  • Сытый голодного, а богатый бедного не знает
  • Гусь свинье не товарищ
  • Отведаешь сам, поверишь и нам
  • Кого медведь драл, тот и пня боится
  • Слышали и мы, как дубровушка шумит
  • Из семи печей хлебы едал
  • Старого воробья на мякине не проведешь
  • Кто море прошел, тот и в речке не утонет
  • Дурак учится на своих ошибках, умный — на чужих

Est rerum omnium magister usus — опыт – всему учитель (Цезарь)

Применение пословицы в литературе

«Я пролепетала что-то жалкое в свое оправдание, но К. И. уже все понял, хоть говорят, сытый голодного не разумеет » (Нина Воронель «Без прикрас. Воспоминания»)
«Сытый голодного не разумеет, ― усмехнулся Моисеев и тут же нахмурился: ― Слушай, Володя, что с тем парнем, который со мной в побег уходил? » (Андрей Житков «Супермаркет»)
«Нет, убедить их было ни в чем нельзя. Сытый голодного не разумеет. А наутро ― и того похлеще » (Михаил Козаков «Актерская книга»)
«Оставим, пожалуй, этот разговор, он не доведет нас до добра. Сытый голодного не разумеет. Впрочем, вы не сытый » (Борис Васильев «Были и небыли»)
«После него, Цезаря, замечено было, что сытый голодного не разумеет » (Максим Горький «Жизнь Клима Самгина»)

Ср. Голодного, видно, не сытый ,

А только голодный поймет!

Плещеев.

Ср. Glücklichen ist"s nicht verliehen

Zu begreifen fremdes Weh.

A. v. Platen. Der Mädchen Friedenslieder.

Ср. Что понимает сытый о состоянии голодного (турецк. посл. ).

Ср. Decourdemanche. Prov. Turcs.

Ср. Самые глупые понимают, что значит слово "богатый", самые умные только наполовину понимают, что значит слово "бедный" (кит. посл. ).

Ср. Paul Perny. Prov. Chinois.

Ср. Qui satur est pleno laudat jejunia ventre.

Сытый при полном желудке хвалит воздержание.

Bapt. Mantuan. Parthenopens. Ecl. 1576.

Ср. Начало с греческого: сытый голодному не верит.

Ср. Glykas. 5, 116, fr.

См. кто в нужде не бывал .

  • - Дитя не плачетъ, мать не разумѣетъ. Ср. Ты попробуй - безъ просьбы нельзя же: дитя не плачетъ, мать не разумѣетъ... Ну-ка попробуй... Мельниковъ. Въ лѣсахъ. 3, 10. Потапъ Максимычъ. Ср. Artiges Kind frägt nichts, artiges Kind kriegt nichts...
  • - Ср. Ты попробуй - без просьбы нельзя же: ... Ну-ка попробуй..! Мельников. В лесах. 3, 10. Потап Максимыч. Ср. Artiges Kind frägt nichts, artiges Kind kriegt nichts. Ср. Не дают груди грудному младенцу, который не плачет...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Сытый голоднаго не разумѣетъ. Ср. Голоднаго, видно, не сытый, А только голодный пойметъ! Плещеевъ. Ср. Glücklichen ist’s nicht verliehen Zu begreifen fremdes Weh. A. v. Platen. Der Mädchen Friedenslieder. Ср. Что понимаетъ сытый о состояніи голоднаго...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. ЛЮБОВЬ -...
  • - См. ЛЮБОВЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Дитя не плачет, мать не разумеет...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - На Руси никто с голоду не умирал...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ЯЗЫК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Поле бело, семя черно, кто его сеет, тот разумеет...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ГРОЗА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Сыть голоду не разумеет...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ДОСТАТОК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ДОСТАТОК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Сытый голодного не поймет...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Арх. То же, что с голодёжки. АОС 9, 256...

    Большой словарь русских поговорок

"сытый голодного не разумеет" в книгах

Фасолевый суп «Сытый голодному не товарищ»

Из книги Готовим быстро и вкусно каждый день автора Треер Гера Марксовна

Книга – лучший друг голодного человека

Из книги Еще вчера. Часть первая. Я – инженер автора Мельниченко Николай Трофимович

Книга – лучший друг голодного человека Одно маленькое техническое усовершенствование круто изменило мою жизнь, во всяком случае – вечернюю жизнь. Темнело рано, народ соответственно рано ложился спать. Из малюсенькой фарфоровой крышечки заварного чайника с дырочкой в

«Ромовые бабы» голодного Ленинграда

Из книги автора

«Ромовые бабы» голодного Ленинграда Когда в 2005 году я переводил книгу Хассо Стахова «Трагедия на Неве», то обратил внимание на следующую фразу: «Лишь сегодня стали доступными фотографии из советских архивов, показывающие нам производство пирожных и конфет на

Тайна "голодного острова".

Из книги Низшая раса автора Калашников Максим

Тайна "голодного острова". Кстати, Нефёдов, ссылаясь на "Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств" (выпуски 1915 и 1916 гг., ЦСК МВД Российской империи, Петроград), показывает: беднее и голоднее всего был русский Центр, те

О мечтах на сытый желудок

Из книги Пятый ангел вострубил автора Воробьевский Юрий Юрьевич

О мечтах на сытый желудок «Эта штука не удалась»… Звучит ужасно? Безнравственно? Считается, что театр способен воспитать нравственность. Такое же воспитание якобы происходит в ложах «вольных каменщиков». Ф. Бейли пишет, что масонство – великое драматическое действо,

4. Как похудеть на сытый желудок

Из книги Нарушение углеводного обмена автора Монастырский Константин

4. Как похудеть на сытый желудок Если даже низкий вес – не всегда хорошо, представьте себе, как плохо – лишний… Эксперты утверждают, что полнота и ожирение – серьезная болезнь (статистически более рискованная, чем, скажем, рак или инфаркт), а вовсе не косметическая, как

283. Сытый голодному не товарищ?

Из книги Самая нужная книга для стройности и красоты автора Тихонова Инна

283. Сытый голодному не товарищ? Бывают ли люди довольны своей фигурой? Излишняя худоба тоже нуждается в корректировке.Чтобы набрать недостающий вес, придется увеличить калорийность ежедневного меню, но при этом объем потребляемой пищи не должен слишком сильно

Глава 11 СЫТЫЙ ГОЛОДНОГО НЕ РАЗУМЕЕТ

Из книги Внутренний наркотик или Целительная медитация автора Левшинов Андрей

Глава 11 СЫТЫЙ ГОЛОДНОГО НЕ РАЗУМЕЕТ Голод – как больГолод действует на человека примерно так же, как и боль. Особенно если вы голодаете не по собственному желанию. Все рекомендации, которые я давал по поводу боли, применимы и в этом случае. Вы даже можете еще раз перечитать

«Под здравым смыслом всякий разумеет только свой собственный»??? - есть ли альтернатива?

Из книги «О текущем моменте» № 1(85), 2009 г. автора СССР Внутренний Предиктор

«Под здравым смыслом всякий разумеет только свой собственный»??? - есть ли альтернатива? В предлагаемой вниманию читателя аналитической записке мы не будем заниматься рассмотрением разного рода «мелких» событий ближайшего прошлого? таких, как: фактическая победа

Тайна «голодного острова»

Из книги Воруют! Чиновничий беспредел, или Власть низшей расы автора Калашников Максим

Тайна «голодного острова» Кстати, Нефедов, ссылаясь на «Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств» (выпуски 1915 и 1916 гг., ЦСК МВД Российской империи, Петроград), показывает: беднее и голоднее всего был русский Центр,

30. Сытый по-голодному не разумеет

Из книги Этика Михаила Булгакова автора Мирер Александр Исаакович

30. Сытый по-голодному не разумеет В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно – как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода. И. Ильф, Е. Петров. «Золотой

Сытый доктор

Из книги Статьи из журнала «Компания» автора Быков Дмитрий Львович

Сытый доктор Внимание, я, кажется, понял главное ноу-хау российской власти. Говорю серьезно, без тени издевки. Мы часто называем верховные решения алогичными и абсурдными, но логика там налицо - просто на порядок более древняя, чем у современного европейца. Он худо-бедно

№ 39 Сытый голодного не разумеет

Из книги Письма президенту автора Минкин Александр Викторович

№ 39 Сытый голодного не разумеет Владимир Владимирович, говорят, что мои письма вызывают жуткую обиду у вашего окружения. А что я такого сказал?Что доверять им нельзя – так это правда: разве мало они вас (и нас) обманывали? Что жадные – так это очевидно. Что безжалостные… а

Накормите «голодного духа»

Из книги Литературная Газета 6278 (№ 23 2010) автора Литературная Газета

Накормите «голодного духа» Библиоман. Книжная дюжина Накормите «голодного духа» Олег Ивик. История загробного мира. – М.: Текст, 2010. – 349 с. Имя, стоящее на обложке, – коллективный псевдоним двух авторов, Ольги Колобовой и Валерия Иванова. Общими усилиями они

Глава 20. К Месту Голодного Черта

Из книги В объятиях Шамбалы автора Мулдашев Эрнст Рифгатович

Глава 20. К Месту Голодного Черта Утром следующего дня я проснулся раньше обычного, что со мной бывает редко. Обычно меня надо будить громким криком в ухо «Подъем!» или (что очень противно) щекотанием. Когда я все-таки встаю (а это случается каждый день), я минимум час хожу как

В прошлый раз я перевел (достаточно вольно) статью, в которой рассказывалось, почему люди попадают в секты, как удерживаются там, и почему людям бывает трудно понять тех, кто иначе мыслит. В качестве примера я упомянул, что богатому человеку трудно понять бедного.

Это, на самом деле, утверждение, которое уже давно вызывает бурные эмоции — особенно со стороны богатых. Мне постоянно встречаются высказывания типа «если ты такой умный, почему такой бедный», «бедным быть стыдно», «нищеброды сами виноваты в своей нищете, им нужно не жаловаться, а идти работать» и т.д. Причем говорят так не одни только миллионеры, а и люди среднего достатка.

Навстречу им несутся обвинения бедных. Они не менее разнообразны и не менее эмоциональны. И, хотя в подобных спорах, как правило, не бывает правых, в данном случае бедные все же ближе к истине, чем богатые. Не случайно пословица, ставшая заглавием этой статьи, гласит именно «Сытый голодного не разумеет». Голодный сытого разумеет намного лучше.

Главный довод богатых очевиден: «Я всего добился упорным трудом, следовательно, тот, кто беден, сам виноват в своей бедности. Он не желает трудиться, рисковать, что-то предпринимать, чтобы изменить свое положение. Если бы он был способен на все это, то был бы так же богат и успешен, как и я».

Это своеобразный извод протестантской этики, однако он упускает из виду именно то, что составляло основу этой самой протестантской этики: богатство и успешность — признак избранности Богом. Всевышний помогает праведникам. Именно поэтому все и должны упорно трудиться и стремиться к богатству, иначе как понять, избранный ты или нет?

Современные идеологи успеха выкинули Бога из уравнения, сменив его на вселенную безграничных возможностей, у которой нет избранных — она одинаково добра и щедра ко всем. Получилось то, что получилось.

Скажем сразу во избежание недоразумений. Никто не спорит с тем, что, не прикладывая усилий, ничего и не добьешься. Про рыбку из пруда все помним, правильно? Но тут, как говорится, есть нюанс. На самом деле даже два.

Чем ближе ты к полной нищете, тем больше усилий у тебя уходит на элементарное выживание. А ведь силы человека ограничены, и где-то на этой шкале есть роковая отметка, за которой выживание потребует всех сил, что у тебя есть. И даже больше. И тот, кто оказался на этой отметке, никогда и ни при каких обстоятельствах не вырвется оттуда своими силами. Вытащить его может только удача или преступление.

Откуда происходит такая несправедливость? На самом деле, правильнее будет сказать, что не бедные обделены, а богатые пользуются форой. И вот почему.

Ни один человек в мире — подчеркиваю, ни один — не имеет морального права говорить, что всего добился исключительно своими собственными усилиями. Собственные усилия — важная и чаще всего необходимая часть успеха, но далеко не самая значительная.

Я бы сказал, что из ста процентов успеха своими силами ты обеспечиваешь максимум пять-десять. Все остальное — результат действия сил и условий, которые от твоей воли, желания и поступков не зависят вообще никак.

Начнем с того, что миллионерами становятся по-разному. Кто-то начинал в бедности, кто-то вышел из среднего класса, кто-то преумножил родительское состояние. Но еще никто и никогда не мог стать миллионером на необитаемом острове. Для успеха нужна среда. Нужен социум, который и будет вознаграждать тебя за твои действия.

А это значит, что любому успешному человеку повезло в главном. Он родился в правильное время и в правильном месте: в той ситуации, которая особенно щедро — непропорционально щедро — вознаграждает именно то, что он умеет делать лучше всего.

Это, кстати, не только не моя личная мысль, но даже не моя формулировка. Это сказал один из богатейших людей планеты Уоррен Баффет. Он, в отличие от многих других, отлично понимает, что, живи он двести лет назад (или родись в наше время, но где-нибудь в Сомали), его таланты не помогли бы ему не только разбогатеть, но даже выжить.

Людей, которые были бы одинаково успешными в разных, не связанных между собой областях, крайне мало. Те, что есть, по большей части удачливы в другом: их талант настолько многогранен, что его можно применять разными способами.

Но даже из тех, кто обладает талантом, не все могут вырваться вперед. Обществу нужно не больше определенного количества предпринимателей, актеров, моделей, юристов. И обязательно нужны другие: сантехники, водопроводчики, уборщики. Они по определению никогда не будут такими же богатым — но богачам без них не обойтись. И если ты живешь в чистоте благодаря трудам уборщицы, то не имеешь права превозноситься над ней за то, что она зарабатывает меньше тебя. Доход — не мера полезности.

Если успех — это результат сложения «личные усилия плюс реакция социума», то и плоды успеха даны успешному человеку тем самым социумом. Это к вопросу о другом доводе богатых: «Зачем я должен делиться доходами с бедными? Я заработал все сам, пусть и они сами зарабатывают».

Зарабатывает тот, кто обменивает свой труд, свои физические усилия на деньги. Так богачом не стать, потому что усилия, которые ты можешь приложить, все равно конечны, им есть предел, и этот предел не так уж далек. Чтобы выделиться из толпы, нужно, чтобы кто-то другой отдавал тебе свои усилия добровольно.

Смысл разделения труда, создающего элиту, именно в этом. У каждого человека, стоящего выше роковой черты выживания, есть крохотный излишек свободных сил, и он отдает его кому-то из немногочисленных избранных, чтобы тот, свободный от необходимости выживать, мог тратить собственные силы на что-то, что принесет пользу всему обществу.

Любой миллионер получил свое состояние от тех самых бедняков. Это их деньги. Поэтому только логично, что частью своего состояния богатый должен поступиться, чтобы улучшить жизнь бедных. В конце концов, чем лучше они живут, тем больше отдают ему — даже шкурный интерес требует альтруизма и благотворительности.

На самом деле очень странно, когда перед тобой сидит человек, одетый в хороший костюм, сшитый для него другими людьми, в удобном кресле, сделанном другими людьми, в богатом доме, построенном другими людьми, и с гордым видом заявляет, что он этим людям ровно ничем не обязан.

Помимо всего прочего, он сам был когда-то ребенком, и другие люди растили, кормили, учили и лечили его. Он не прикладывал для этого усилий.

Даже сама концепция священной частной собственности, к которой так любят апеллировать сторонники Айн Рэнд, существует только потому, что общество ее поддерживает. В противном случае у любого человека была бы лишь та «собственность», которую он может своими силами отстоять от чужих притязаний — и ровно до тех пор, пока не появится кто-то, кто достаточно силен, чтобы отнять все.

Успешные люди любят говорить, что «нищеброды» ненавидят их из зависти. Действительно, зависть — штука страшная и вполне реальная. Но тем, кто считает, что это единственная причина неприязни бедных к богатым, я напомню про Бэтмена.

Не только про него, конечно, но и про него тоже. Возьмите список самых популярных людей мира, тех, кого обожают миллионы — реальных или вымышленных, сейчас неважно — и посмотрите, сколько среди них богачей. Скажу сразу — их очень много. И если им завидуют, то скорее в мечтательном ключе: «Вот бы таким стать!».

Весь англоязычный мир знает «Рождественскую песнь» Диккенса. Миллионы людей с детства читали и перечитывали эту историю, дружно ненавидели алчного и жестокого Скруджа в начале и проникались к нему сочувствием и симпатией в конце. А ведь в конце мистер Скрудж не раздает свое состояние нищим. Он просто перестает вести себя как бесчеловечный надменный говнюк.

Вот и ответ — простой и ясный, как все ответы на действительно важные вопросы. Люди любят успешных и богатых. Люди восхищаются ими, стремятся им подражать, берут с них пример. Но только при условии, что богатые и успешные и на словах, и на деле воздают обществу должное за его усилия, которые вынесли их на вершину. Иначе любовь сменится ненавистью, и зависть тут будет совершенно ни при чем.