Стриндберг пьесы. Юхан август стриндберг биография

Стриндберг (Strindberg) Юхан Август (22.1.1849, Стокгольм, - 14.5.1912, там же), шведский писатель. Сын негоцианта (по происхождению аристократа) и служанки. В 1867-72 (с перерывами) учился в Уисальском университете. В кандидатской диссертации "Хаконярл, или Идеализм и реализм" (1871), цикле "Перспективы" (1872) и др. под влиянием Г. Брандеса С. выдвинул идею о необходимости для искусства следовать "правде действительности". Духом героических саг и шекспировских хроник проникнута историческая драма о Реформации в Швеции "Местер Улуф" (1-я редакция 1872, сценическая редакция 1874, стихотворная редакция 1877). В романе "Красная комната" (1879), содержащем универсальную критику буржуазного общества и ставшем классическим произведением швед. критического реализма, отразились социалистические симпатии автора. Повесть-памфлет "Новое царство"(1882) - острая сатира на буржуазную цивилизацию.

В 1883-98 С., преследуемый реакционными кругами Швеции, скитался по Европе. В "Рассказах о браке" (1884-86) он обличал основы буржуазного брака. В сборнике новелл "Утопии в действительности" (1885) отразились идеи Ж. Ж. Руссо, А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье и особенно романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?". В творчестве С. конца 80-х гг. заметно сильное влияние искусства натурализма и импрессионизма, хотя он полностью не принял их эстетику. В статье "Натуралистическая драма", предпосланной пьесе "Фрекен Юлия" (1888), С., выступив за театральную реформу, обосновал принципы философской драмы. Лучшие "натуралистические" пьесы С. "Отец" (1887), "Фрекен Юлия", "Товарищи" (1888) и "Кредиторы" (1889) написаны в жанре социально-психологической драмы.

Отдав дань модернистским увлечениям, С. в то же время выступил с критикой буржуазной действительности, продолжал борьбу за реализм.

В романе "Жители острова Хемсё" (1887) С. показал разрушение патриархального быта под напором буржуазной цивилизации. В автобиографическом романе "Сын служанки" (1886-87) он воссоздал картину современной общественной и литературной жизни. В 1888 С. обратился к учению Ф. Нищие (роман "Исповедь безумца", 1888), однако, героизируя учёных-индивидуалистов (повесть "Чандала", 1889; роман "На шхерах", 1890), С. в конечном счёте развенчивал "сверхчеловеческое" как аморальное и преступное. Автобиографическим книгам "Ад" (1897) и "Легенды" (1898) присущи элементы мистицизма.

В конце 19 - начале 20 вв. им были созданы "лирические", или "камерные", драмы - трилогия "Путь в Дамаск" (1898-1904), "Пляска смерти" (1901), "Игра грёз" (1902), "Соната призраков" (1907). Мечта С. об экспериментальной сцене была реализована в 1907 открытием в Стокгольме Интимного театра (до 1910), где ставились его пьесы. Построенные на современном материале, они отразили остроту социальных отношений. Важное место в творчестве С. занимают исторические драмы, в которых он утверждал идеи народоправия: "Густав Васа" (1899), "Эрик XIV" (1899), "Энгельбрект" (1901), "Карл XII" (1901), "Кристина" (1903). Проза 1900-х гг. пронизана страстным обличением социальных пороков, поисками общественных идеалов: романы "Одинокий" (1903), "Готические комнаты" (1904), "Чёрные знамена" (1905). Его публицистика ("Открытые письма Интимному театру", 1909, 3-томная "Синяя книга", 1907-08, "Речи к шведской нации", 1910, и др.) характеризуется вниманием к современным событиям, к вопросам освободительного и рабочего движения.

В начале 20 в. С. наряду с Г. Ибсеном был "властителем дум" европейской интеллигенции, в том числе русских писателей. Влияние творчества С., прошедшего в своём развитии основные этапы европейского искусства рубежа 19 и 20 вв. и ставшего, т. о., как бы символом современной литературы, сказалось в драматургии М. Метерлинка, Л. Пиранделло, эстетике и творчестве И. Бергмана, П. Лагерквиста, Ю. О"Нила, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра. К сюжетам С. обращались Б. Брехт, Ф. Дюрренматт.

Соч.: Samlade skrifter, bd 1-55, Stockh., 1912-20; Brev, bd 1-12, Stockh., 1948-70; в рус. пер. - Полн. собр. соч., т. 1-12, М., 1908-11; {Статьи], в кн.: Хрестоматия по истории зап. театра на рубеже XIX-XX вв., М. - Л., 1939.

Лит.: Брандес Г., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 2, СПБ, [б. г.]; Луначарский А. В., Великомученик индивидуализма (А. Стриндберг), в его кн.: Мещанство и индивидуализм, М. - П., 1923; Блок А., [Статьи о Стриндберге], Собр. соч., т. 9, М. - Л., 1936; Горький М., Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 49, 468; т. 28, М., 1954 с. 77-79; т. 29, М., 1955, с. 245; Манн Т., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 10, М., 1961; История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970; Шарыпкин Д. М., Русская литература в скандинавских странах, Л., 1975; Berendsohn W., Strindbergs-problem, Stockh., 1946; Brandell G., Strindbergs infernokris, Stockh., 1950; Hagsten A., Den unge Strindberg, v. 1-2, Lund, 1951: Ollen G., Strindberg"s dramatik, Stockh., 1961; Lamm M., August Strindberg, Stockh.. 1963; Karnell K. A., Strindbergsiexikon, Stockh., .

, Драматург , Литературный деятель

Стриндберг Юхан Август - (Strindberg, Johan August) (1849–1912), крупнейший шведский писатель. У себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной драмы. Его пьесы предвосхитили появление экспрессионизма и театра абсурда.

Родился 22 января 1849 в Стокгольме. Вскоре после его рождения отец разорился и материальное положение семьи ухудшилось. Когда ему было 13 лет, умерла мать, а женитьба отца в том же году на молодой экономке только укрепила мятежные настроения подростка. Воспитанный в строгих правилах пиетизма, религиозный и мечтательный, Стриндберг пережил в безрадостные годы своей юности ряд мистико-эротических потрясений.

Когда государство начинает убивать, оно всегда называет себя Родиной.

Стриндберг Юхан Август

В 1867, с большим трудом сдав экзамены, поступил в Упсальский университет, где начал изучать эстетику и иностранные языки. Нужда вынудила его оставить занятия и пойти работать сначала учителем в народной школе, а затем репетитором в семье доктора Ламма в Стокгольме. Это знакомство побудило его заняться медициной, но, провалив первый экзамен и заинтересовавшись театром, Стриндберг решил стать актером. В 1869 он был принят учеником в Королевский театр, однако застенчивость и затруднения с речью вскоре закрыли для него и эту профессию. В том же году он начал писать. В 1870 Стриндберг вернулся в Упсалу, решив заняться драматургией. Некоторое время спустя его стихотворные пьесы В Риме (I Rom) и Изгнанник (Den fredsöse) были поставлены в Королевском театре, а прозаическая пьеса Вольнодумец (Fritänkaren) опубликована. Хотя эти произведения и были прохладно приняты, они принесли автору стипендию из личного фонда Карла XV.

В 1872 Стриндберг оставил университет, не получив диплома, и стал журналистом и критиком в Стокгольме. В области художественной критики Стриндберг в целом придерживался романтических тенденций своего времени, хотя как писатель принадлежал к авангарду. Работы Ч.Дарвина, С.Кьеркегора и Г.Брандеса подготовили его к восприятию агностицизма и нового радикализма. В 1872 Стриндберг написал свою первую серьезную историческую драму Местер Улоф (Mäster Olof). После многочисленных переделок пьеса была поставлена в 1878, но, к разочарованию автора, не привлекла большого внимания. В 1874 Стриндберг неожиданно получил пост помощника библиотекаря в Королевской публичной библиотеке. Его общественное положение упрочилось. В 1877 актриса Сири фон Эссен развелась с мужем, бароном Врангелем, и вышла замуж за Стриндберга.

Опубликованная в 1879 Красная комната (Röda rummet) принесла Стриндбергу славу «шведского Золя», хотя он еще не читал произведений французского мастера. Книга предвосхищает 1880-е годы, с их поколением новых, решительных и критически настроенных писателей, отвергавших сложившиеся порядки в религии, политике, обществе и искусстве. В вопросе эмансипации женщин Стриндберг занимал далеко не прогрессивную позицию, феминизм, охвативший Скандинавию, отчасти под воздействием пьесы Ибсена Кукольный дом, весьма озадачивал его.

С того самого дня я перестал владеть собой. Эта женщина просочилась мне в кровь, наши нервы, придя во взаимодействие, напряглись, её женские клетки нуждались в активной силе моих мужских клеток, её душа испытывала потребность в моём интеллекте, который в свою очередь, стремился до краёв заполнить этот нежный сосуд. Но мы об этом ещё не подозревали. В этом и было всё дело. ("Слово безумца в свою защиту")

Стриндберг Юхан Август

Он продолжал выступать со страстными обличениями шведского общества, опубликовал сборник стихотворений и несколько пьес, в т.ч. Странствия Счастливчика Пера (Lycko-Pers resa, 1882), соединив наивную сказку с социальной сатирой. В 1883 на грани нервного срыва, вызванного переутомлением, материальными и домашними заботами и ответной враждебностью шведского общества, Стриндберг уехал с женой и детьми сначала во Францию, затем в Швейцарию. Семейное счастье шло на убыль, и в 1884 увидел свет первый том Браков (Giftas) – саркастических новелл, обличающих нравы женщин.

В 1887, снова находясь за границей, он написал роман Жители острова Хемсё (Hemsöborna), не без юмора изображающий жизнь на шхерах. Одновременно он начал цикл жестких, т.н. «натуралистических драм» о вражде между полами. Пьеса Отец (Fadren) была поставлена в Копенгагене в конце 1887, а в 1894 – в парижском «Свободном театре» Антуана. Стриндберг видел в ней греческую трагедию на современный сюжет. Затем появились Фрёкен Жюли (Frörken Julie), Кредиторы (Fordringsägare) и проникнутый горечью автобиографический роман Слово безумца в свою защиту (на франц. яз. – Le plaidoyer d`un fou; на швед. – En dåres försvarstal). Фрёкен Жюли предвосхищает драму Ибсена Гедда Габлер (1890): это портрет современной неврастенички, не знающей, какую роль – мужскую или женскую – надлежит ей играть в мире, где меняются половые ролевые установки. Сильное влияние на Стриндберга оказали Ф.Ницше, с которым он теперь состоял в переписке, и Золя.

В 1891 Стриндберг и Сири фон Эссен расстались; сын и две дочери остались на попечении матери. Бракоразводный процесс ярко описан в небольшой пьесе Узы (Bandet, 1892). Стриндберг проводил много времени в Германии, став в Берлине литературной знаменитостью. Там в 1893 он познакомился с молодой австрийской журналисткой Фридой Уль и женился на ней. Вместе с ней он посетил Англию, где встретился с Дж.Т.Грейном, открывшим тогда в Лондоне «Независимый театр». После возвращения они жили в стесненных обстоятельствах на доходы от имения в Моравии, принадлежавшего родителям матери Фриды.

Фрида познакомила его с трудами Сведенборга, и Стриндберг проводил время, ставя химические опыты или погрузившись в изучение философии, ботаники и оккультизма. От Фриды Уль у него была дочь, но этот брак оказался менее продолжительным, чем первый, и таким же несчастливым.

Депрессия привела Стриндберга на грань душевного заболевания. Подолгу живя один в Париже в крайней нужде, он предавался изысканиям в области как естественных наук, так и сверхъестественного, включая алхимию. Его здоровье оказалось основательно подорванным. В 1896 он выбрался из этого ада, описанного им в романе с таким же названием (Inferno, 1897), и вернулся в Швецию. Он рассказал о возрождении религиозной веры в глубоко эмоциональной драме о паломничестве Путь в Дамаск (Till Damaskus, 1898).

Затем последовал очень плодотворный драматургический период: Преступление преступлению рознь (Brott och brott, 1899), остросюжетная психологическая пьеса, действие которой происходит в Париже; большой исторический цикл, начатый Местером Улофом, – Густав Ваза (Gustav Vasa), Эрик XIV (Erik XIV, 1899) и др.; небольшая пьеса об искуплении Пасха (Påsk, 1900). Несмотря на новые веяния в творчестве, в 1901 Стриндберг вернулся к старой теме о муках брака и написал глубокую драму Пляска смерти (Dödsdansen).

Не будучи ни трагедией, ни комедией, она передает ощущение абсурдности существования, одновременно и смешного, и суетного. Сразу за ней появились сказочные пьесы Невеста-девственница (Kronbruden) и Лебедь белая (Svanevit), а позже значительное символическое произведение Игра снов (Ett drömspel, 1902). В том же году Стриндберг женился на молодой шведской актрисе Харриет Боссе, которая сыграла роли Дамы в драме Путь в Дамаск и Элеоноры в Пасхе. У них родилась дочь, но брак оказался недолгим и закончился разводом в 1904.

Последние годы Стриндберг вел затворническую жизнь в Стокгольме, продолжая необычайно плодотворно работать над очерками и драмами. Из произведений этого периода обращают на себя внимание несколько томов философских размышлений Синяя книга (En ble bok, 1907–1912) и роман Одинокий (Ensam, 1903).

Воплотилась мечта его жизни о создании экспериментального театра: в 1907 открылся «Интимный театр», репертуар которого состоял целиком из пьес Стриндберга. Его последней работой для театра стала еще одна драма о паломничестве Большая дорога (Stora landsvägen, 1909), написанная в основном нерифмованным стихом, в которой он подводит итоги своей необычной жизни. Шестидесятитрехлетие писателя рабочие отметили факельным шествием, позже ему вручили крупную сумму денег, собранную рабочими, которая была воспринята как своего рода антинобелевская премия. Умер Стриндберг в Стокгольме 14 мая 1912.

Юхан Август Стриндберг - фото

Юхан Август Стриндберг - цитаты

Я презираю людей, держащих собак. Они - трусы, у которых не хватает духа кусать лично.

Когда государство начинает убивать людей, оно всегда именует себя Родиной.

Johan August Strindberg Дата рождения: 22 января 1849 Место рождения: Стокгольм Дата смерти: 14 мая 1912 Место смерти: Стокгольм Гражданство: Швеция … Википедия

Стриндберг - Стриндберг, Юхан Август Юхан Август Стриндберг Johan August Strindberg Дата рождения: 22 января 1849 … Википедия

Стриндберг Юхан Август - Стриндберг (Strindberg) Юхан Август (22.1.1849, Стокгольм, ‒ 14.5.1912, там же), шведский писатель. Сын негоцианта (по происхождению аристократа) и служанки. В 1867‒72 (с перерывами) учился в Уисальском университете. В кандидатской диссертации… …

Стриндберг - Август (1849 1912) крупнейший шведский писатель, беллетрист и драматург. Сын предпринимателя и служанки. Сильно нуждаясь в молодости, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актера и др.). В литературе С. дебютировал в начале 70 х гг.… … Литературная энциклопедия

Стриндберг, Юхан Август - Юхан Август Стриндберг Johan August Strindberg Дата рожд … Википедия

СТРИНДБЕРГ Юхан Август - (Strindberg, Johan August) АВГУСТ СТРИНДБЕРГ (портрет Э.Мунка). (1849 1912), крупнейший шведский писатель. У себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной… … Энциклопедия Кольера

Стриндберг Юхан Август - (Strindberg) (1849 1912), шведский писатель. Исторические драмы «Местер Улоф» (1872, стихотворная редакция 1877), «Густав Ваза», «Эрик XIV» (обе 1899, о народоправстве); в русле реализма социально критический роман «Красная комната» (1879),… … Энциклопедический словарь

СТРИНДБЕРГ Юхан Август - СТРИНДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август (1849—1912), шведский писатель. Натуралистич. драмы «Отец» (1887), «Фрекен Юлия» (с предисл. «Натуралистическая драма», 1888), символико экспрессионист. драмы «Путь в Дамаск» (ч. 1—3, 1898—1904) … Литературный энциклопедический словарь

Стриндберг - (Strindberg) Юхан Август (22.1.1849, Стокгольм, 14.5.1912, там же), шведский писатель. Сын негоцианта (по происхождению аристократа) и служанки. В 1867 72 (с перерывами) учился в Уисальском университете. В кандидатской диссертации… … Большая советская энциклопедия

Стриндберг, Юхан Август - (Strindberg, Johan August) (22.01.1849, Стокгольм 14.05.1912, Стокгольм) шведский писатель драматург, прозаик, поэт, публицист. Сын комиссионера торговца дворянского происхождения и служанки. С 1867, с перерывами, изучал литературу и философию … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Книги

  • Юхан Август Стриндберг. Собрание сочинений (количество томов: 5) , Стриндберг Август Юхан. Самый известный шведский писатель-прозаик, драматург и живо писец, основоположник современной шведской литературы и современного театра Юхан Август Стриндберг (1849-1912) еще при своей жизни… Купить за 3455 грн (только Украина)
  • Юхан Август Стриндберг. Собрание сочинений в 5 томах (комплект) , Юхан Август Стриндберг. Самый известный шведский писатель-прозаик, драматург и живописец, основоположник современной шведской литературы и современного театра Юхан Август Стриндберг еще при своей жизни стал…

Август Стриндберг - крупнейший шведский писатель и драматург, основоположник современной шведской литературы и драматургии. Он родился и жил в девятнадцатом веке, который был временем больших изменений и многих важных открытий, но различные соцсети и реалити-шоу тогда еще не были изобретены, а посему хочешь рассказать о своей семейной жизни - пиши роман.

Сначала я ему сочувствовала, хотя и не одобряла многих его поступков. Слегка журя автора, добралась я до истории его встречи с баронессой Сири фон Эссен, которая в итоге стала его музой и его проклятием. И тут началась такая мешанина прелюбодейства, денежных расчетов, расставаний и примирений, беременностей, удачных и неудачных, скандалов, интриг, расследований, бегств и возвращений, что поверьте, режиссерам одного известного реалити и не снилось. Автор все больше входил в раж, припоминал все больше оскорбительных и унизительных мелочей, так что картина супружеской жизни стала напоминать сцены из бедлама, но вместе с тем потеряла правдоподобие. В какой-то момент я начала сочувствовать жене автора, но вскоре мне стало просто любопытно, чем же закончится это сожительство двух душевнобольных, так что я мысленно запаслась попкорном и с интересом дочитала до конца.

Автор семь раз, если не ошибаюсь, уходил от своей жены, но каждый раз возвращался. Он попросту был несостоятелен как писатель без ее присутствия. Вот такая болезненная созависимость, одурманенность. На протяжении десяти лет ему не хватало сил разорвать отношения с женой, хотя чуть ли не с первого дня брака он чувствовал, что брак был ошибкой.

Книга очень болезненная, противоречивая, местами крайне несправедливая и необъективная - но сколько же в ней тонкой психологии, красноречия и чистой духовной любви. Однако в моих глазах Август Стриндберг не защитил себя, а наоборот, окончательно осудил и "закопал". И все равно мне очень его жаль, ведь его окончательное расставание с Сири стало в некотором роде его духовной смертью - много лет он не мог писать и неудачно занимался то живописью, то наукой, то оккультизмом.

Этот роман может служить иллюстрацией множества психологических комплексов и патологий. У автора было несчастливое детство, он страдал от того, что не родился аристократом, он по большей части презирал женщин. В жене он искал высокое духовное существо, которое обожествлял и ставил на недосягаемую высоту, а вместе с тем сходил с ума по ее чулкам и туфелькам.

Апофеоз его ненависти к женщинам заключен в последних строках романа:

"Я заклинаю законодателей как следует обдумать все возможные последствия, прежде чем подписать закон о гражданских правах для этих полуобезьян, для этих низших животных, для этих больных детей, страдающих от недомогания, впадающих чуть ли не в безумие тринадцать раз в году во время месячных, для этих буйных припадочных в период их беременностей и полностью безответственных существ во все остальные дни их жизни, для всех этих не осознающих себя негодниц, инстинктивных преступниц, злобных тварей, не ведающих, что творят!"