«Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию. Анализ детских работ по изобразительному искусству в подготовительной группе

Практически все дети увлекаются рисованием. Для них это своеобразный способ выразить с помощью красок или карандашей то, что он не может сказать словами. Рисование делает детей свободными, поэтому они легко доверяют бумаге свои чувства. На приеме у психолога часто используют методику рисования для детей, так как это один из достоверных способов выявить, что на самом деле волнует или тревожит ребенка.

Конечно, детский рисунок должен трактовать грамотный психолог, потому что существует опасность, что родители чересчур увлекутся расшифровкой и придумают того, чего нет. Но есть простые рекомендации для родителей, которые хотят с помощью рисунка определить психоэмоциональное состояние своего ребенка:

  1. Предложите ребенку нарисовать свою семью, дайте ему достаточное количество бумаги и разные карандаши.
  2. Не вмешивайтесь в процесс, не торопите и не комментируйте.
  3. После того, как ребенок закончит, спросите, кого он нарисовал, как их зовут, чем они заняты.

Анализ детского рисунка:

  • по очередности: последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то – это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Себя ребенок часто изображает в самом центре – значит, он уверен в том, что родители любят его. И наоборот, он чувствует себя брошенным и одиноким, если не нарисовал себя вовсе;
  • по составу: если на рисунке в виде групповой фотографии отсутствует один из членов семьи, спросите у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет – серьезный повод задуматься;
  • по размеру: чем большим авторитетом у ребенка пользуется изображаемый человек, тем выше и больше будет его фигура. Отвергнутые дети рисуют себя маленькими, а избалованные могут не вместить свое гигантское изображение;
  • по расстоянию: когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи;
  • по цвету: все, что любимо чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей краской, значит, рядом с этим человеком ему комфортно. Если зеленым – значит, этот человек уважаем и значим для ребенка. Желтый будет означать импульсивность и руководство к действию, красный – агрессию, черный цвет сигнализирует об эмоциональном неприятии кого-то из родственников;
  • по частям тела: тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо – это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то, возможно, этот человек делает ребенку много замечаний;
  • если рта нет или он очень мал – персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими – что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания.

Татьяна Савинова
«Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию»

Актуальность данной проблемы заключается в том, что для развития детей старшего дошкольного возраста оценка и анализ способствуют :

Развитию восприятия цвета, формы, пропорций; грамотности изображения ;

обогащению сюжета детских работ ;

Развитию рефлексии, самооценки , самосознания.

Но особенно обучение детей анализу и самооценки имеет значение для одготовки к школе. Оценка и анализ способствуют :

Развитию образного мышления и творческого воображения ;

Развитию умственных способностей (ребенок сравнивает результаты, анализирует , делает выводы).

В своей работе использую следующий методический комплект : примерную общеобразовательную программу «Детство » , с использованием методических пособий к ней и педагогической технологии Д. И. Воробьёвой «Гармония развития» . Также в своей работе используем пособие Г. Г. Григорьевой «Изобразительная деятельность дошкольника » .

Планируя и выстраивая занятия по изобразительной деятельности на основе этих программ, а также на основе накопленного опыта, я пришла к выводу, что отображая в своих рисунках мир, ребёнок воплощает в них свои чувства, эмоции, мысли. Он не только воспроизводит явления жизни на листе бумаги доступными ему способами и средствами , но и одновременно даёт им оценку , как бы объясняет их сущность и смысл. Таким образом он выражает своё понимание мира. Выражает, но часто не осознаёт, ведь сознание ребёнка только формируется. И я, как воспитатель студии, должна не только научить детей отображать мир , но и помочь осознать своё собственное творчество.

Именно поэтому на занятиях по изобразительной деятельности наряду с двумя основными частями занятия, вводной и исполнительской, такой же важной является 3 часть занятия, посвящённая анализу и оценке детских работ .

Рассмотрим структуру занятия по изобразительной деятельности . Она включает в себя следующие части :

Вводная. Мотивация и замысливание.

Исполнительская. Работа с художественными материалами. Создание образа .

Оценка и анализ . Осознание результата деятельности .

Г. Г. Григорьева выделяет следующие виды анализа :

В исполнительской части – промежуточный анализ ;

В 3 части занятия – итоговый анализ .

О важности проведения аналитической части занятия пишет Г. Г. Григорьева :

«Педагогу важно своим поведением, эмоциональной речью показать свою заинтересованность работами детей . Тогда ребята начинают стремиться к оригинальности, выразительности работы . Важно продумать вопросы к дошкольникам, помогающие им осознать, чему они научились, какие ошибки допускали («не очень получилось» , что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем».

При проведении занятий мы придерживаемся требований Г. Г. Григорьевой к оценке детских работ :

1. Оценивать только тот результат, который достигается усилиями самого ребёнка.

2. Нельзя сопоставлять результат деятельности с успехами других детей, нужно оценивать его достижения .

3. Оценку нужно построить так , чтобы дети были максимально активны.

4. по мере развития ребёнка оценка ставится более дифференцированной.

Стараемся не затягивать 1 и 2 часть занятия, применять индивидуальный подход, чтобы успеть проанализировать результаты работы с детьми . Мы должны помнить, что самосознание развивается в деятельности и не само по себе , а под целенаправленным руководством педагога.

Важное значение имеет промежуточный анализ работ направленный на предупреждение ошибок.

Иногда использую для промежуточного анализа игровой персонаж . Он по ходу работы задает детям поисковые или проблемные вопросы, помогающие им вовремя корректировать работу . Замечания персонажа принимаются детьми легче, чем от педагога.

Например, персонаж спрашивает :

А почему в твоём лесу никто не живёт?»

Какая погода в городе?

И ребёнок без прямых указаний оценивал сюжет своего рисунка и дополнит его. Если по ходу работы дети исправляли свои ошибки, то и конечный результат получался значительно выше по качеству.

У меня бывали случаи, когда дети расстраивались из-за неудач в работе , в этих случаях я использовала такие фразы

«Художник умеет прятать свои ошибки» ;

«Художник умеет превращать ошибки во что-нибудь интересное» .

Таким образом я осуществляю индивидуальный подход к детям.

Дифференцированный подход осуществляется через :

Предоставление возможности выбора содержания работы и материалов ;

Использование нетрадиционной техники (для детей с высоким уровнем) ;

Использование декоративных материалов (для детей среднего и низкого уровня) .

Представляем последовательность проведения анализа работ по изобразительной деятельности , которая включает в себя :

Целостное эмоциональное восприятие всех работ .

Анализ решения изобразительных задач .

Итоговая оценка . Перспектива последующего использования работ .

Поскольку на занятиях по изобразительной деятельности ведущими являются задачи, направленные на формирование творческих художественных способностей и изобразительных навыков , то и педагогическая оценка и анализ должны быть тесно связны с изобразительными задачами конкретного занятия.

Я в своей работе стараюсь придерживаться этих принципов, а также подбирать методы и приёмы проведения анализа в соответствии со структурой этой части занятия.

Начинаю анализ тогда , когда готовы все детские работы . Это – проявление гуманистической позиции : каждый рисунок ценен, хорош по своему.

Заранее продумываю условия проведения анализа , готовлю место.

Варианты размещения детских работ для анализа :

На отдельных столах

На подоконнике

На мольбертах

На специальном стенде

На специально оформленной выставке

В приёмной группы на стендах

На макете (работы по лепке )

Стараюсь, чтобы место размещения детских работ было красиво оформлено и хорошо освещено.

В структуре анализа работ можно выделить свои методы и приёмы. Остановимся на каждой структурной части в отдельности и рассмотрим их.

В начале анализа я провожу целостное эмоциональное восприятие всех работ . Внимание уделяю в первую очередь эмоционально-эстетической оценке , чтобы дети получили удовлетворение, радость от достигнутого результата.

В этом мне хорошо помогают игровые приёмы. В игровой ситуации дети учатся анализировать свои рисунки или поделки. Учитывая рекомендации Г. Г. Григорьевой, я использую постоянный игровой персонаж. В нашей изостудии – это домовёнок Кузя, который с удовольствием «прогуляется» и по улицам города и полюбуется красотой осеннего леса и «попробует» чай из ярко раскрашенной чашки.

Кроме игровых приёмов использую и проблемные ситуации, разрешение которых тоже отражается в анализе .

Если используется социальная мотивация, то она тоже отражается в этой части анализа : «Вот какая выставка портретов мам у нас получилась» , «Как обрадуются малыши новым маскам » и т. д.

Во второй части после общей эмоционально-эстетической оценки я провожу анализ решения изобразительных задач , способов , методов и приёмов изображения , выразительности и оригинальности исполнения.

Оценка даётся опираясь на 3 кита изодеятельности :

Композицию.

В этой части анализа использую словесные методы и приёмы, активизирующие образное мышление и речь детей.

Это могут быть вопросы, продуманные заранее в соответствии с задачами занятия : вопросы об использовании выразительных средств, техники, материалов, вопросы о содержании и сюжете рисунка, вопросы на художественное восприятие :

В каком рисунке выразительно изображена форма ?

В каком рисунке яркий или приглушённый колорит? и т. д.

В старшем дошкольном возрасте предлагаю детям рассказать о каком-то из понравившихся рисунков.

При составлении рассказов по рисункам хорошо решаются и воспитательные задачи. Стараюсь побуждать детей порадоваться успеху какого-то ребёнка или сопереживанию к неудачам товарищей :

Посмотрите, какие тоненькие веточки сегодня получились у Милы!

-Как потрудился Вася : он нарисовал столько жителей подводного царства!

А Алёна сегодня помогала Саше правильно смешать краски!

Итоговую часть анализа заканчиваю перспективой возвращения к этим работам или поделкам .

Иногда предлагаю детям вечером оформить рисунками макет для о лепки, украсить группу к празднику, можно пригласить детей из младшей группы на свою выставку, на занятиях по развитию речи сочинить сказки, загадки к рисункам, декоративные поделки использовать для кукольного спектакля.

Стремление ребёнка по собственной инициативе продолжить, изменить, дополнить или просто повторить свою работу - яркий показатель его личностного развития.

И побудить его к этому мне помогает бережное, внимательное отношение к результатам творчества. Красивая аккуратная выставка, кропотливая композиция из детских работ прививает детям чувство вкуса и гармонии.

Анализ детских работ является очень важной и ответственной частью занятия по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания занятия, реализации его основных идей. В ходе занятия воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы. Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца или сделать композицию из 2-х, 3-х узоров или на основе этих же элементов придумать свой новый узор. К концу занятия воспитатель уже примерно знает, на какие работы надо обратить внимание. При анализе он покажет и выполненные точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Работы для анализа следует разместить на заранее подготовленном месте. Например, рисунки и аппликации можно разместить на доске – стенде (см. «Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду» под ред. Сакулиной), непросохшие рисунки и объемные работы (из глины, пластилина, природного и бросового материалов) разложить на столах или стендах. На стенде работы вывешиваются на тесьме.

Прежде чем приступить к анализу, воспитатель должен дать возможность рассмотреть все работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут в определении детского творчества.

Вопросы, которые воспитатель будет задавать, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

В некоторых случаях воспитатель предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, об использованных выразительных средствах, предлагает критически оценить работу, подобрать строки из стихотворения.

Не рекомендуется брать для анализа работы одних и тех же людей, т.к. это может привести к захваливанию ребенка; убедить детей в том, что они делают всегда лучше, чем на предыдущем занятии. Педагог должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.

При анализе важно отметить не просто правильно или неправильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.



Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, педагог начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятия. Если, например, перед детьми стояла задача передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков педагог обращает внимание на правильность изображения (форма, цвет, пропорции, строение – на передачу выразительных средств).

В сюжетных работах педагог обращает внимание на передачу композиции, движения, как цветом ребенок передал свое отношение к рисунку, на относительную величину между предметами.

В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.



Анализ коллективных работ начинается с общей оценки: сказать, как дети справились с коллективной работой, подчеркнуть умение некоторых детей действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу. Затем уже рассматривать отдельные наиболее интересные работы. Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа :

  1. Дать общую оценку занятия.
  2. Среди отобранных работ выбрать 2-3 лучшие и объяснить почему они отобраны.
  3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы (например, по сказке «3 медведя». Так можно выяснить, какого эпизода нет в рисунках, какая из 2-3 работ выполнена лучше.
  4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе.
  5. Рассказать о работе, указанной воспитателем.
  6. Предложить найти работу, похожую на образец.
  7. Сравнить работу с образцом.
  8. Найти 2 разные работы.
  9. Найти похожие работы.
  10. Найти работу с ошибкой.
  11. Найти работу, в которой проявлено творчество.
  12. Найти незаконченную работу.
  13. Рассказать о своей работе.
  14. Предложить рассказать о работе друга.
  15. Найти натуру по работе.
  16. Выделить самые аккуратные работы.
  17. Найти самую интересную работу, обосновать почему.
  18. Найти работы с удачным цветовым сочетанием.
  19. Найти работы с самыми выразительными образами (плачущий заяц, хитрая лиса).
  20. На одном занятии можно придумать 2-3 варианта анализа. Выбор их зависит от темы и программного содержания.

Добрый день, уважаемые читатели! Кто из родителей не мечтает лучше понять своего малыша? Но как это сделать, если ребенок закрылся и не хочет рассказывать? Используйте рисунок! Большинство детей очень любят рисовать. Начиная с 4−5 лет, рисунки ребенка начинают приобретать завершенную форму и осмысленность. А ведь внимательный анализ детского рисунка может своевременно дать сигнал о том, что беспокоит вашего малыша. Ведь в детских рисунках отражается эмоциональное состояние, психология ребенка, его мысли и чувства.

А арт-терапевтические методы могут позволить вам не только заметить мысли, страхи и тревоги малыша, но и во время их скорректировать.

Еще огромный плюс — это то, что психологический анализ детского рисунка может сделать каждый родитель самостоятельно. Я сейчас не говорю о глубинном разборе, но основные характеристики выделить сможет каждый. Сейчас разберем все по пунктам.

Сегодняшняя статья написана практикующим детским психологом Валентиной Даниловой. Если у вас после прочтения останутся вопросы — задавайте их, пожалуйста, в комментариях.

Перед тем как приступить к описанию методики анализа детского рисунка, очень важно понять: только один рисунок не говорит о наличии проблемы, он может послужить лишь небольшим звоночком о том, что ребенка сейчас больше интересует и тревожит.

Анализ рисунка — это очень субъективная методика, которая говорит о сиюминутном настроении ребёнка. Может он сейчас устал и поэтому рисунок именно такой. Или он поссорился с другом, поэтому рисует злость и обиду. Это еще не значит, что эти чувства его сопровождают длительное время.

И обязательно беседуйте с ребенком по его рисунку. Ведь, как известно, смотря на одну и ту же картину, люди могут увидеть совершенно разные вещи. Поэтому не придумывайте сами, а лучше спросите у ребенка, почему он нарисовал именно так?

Параметры анализа детского рисунка

Общий сюжет рисунка. Завершенность

Рисунок нарисован достаточно схематично или развернуто? Если рисунок схематичен, то это может говорить о закрытости ребенка, консервативности, может — страхов перемен. Или о том, что у него просто не было настроения рисовать.

Или он просто был не в настроении рисовать, если это было по заданию взрослого. Или он пока не умеет по-другому. Дети в возрасте 3−4 лет рисуют образ человека достаточно схематично. Попробуйте попросить его сделать рисунок в другое время.

Чем более рисунок необычен, тем более он свидетельствует о развитой фантазии и богатом воображении малыша. Но все хорошо в меру. Постоянные абстрактные рисунки, не имеющие никакой связи с реальностью, могут говорить о трудностях в реальной жизни ребенка. Рисуя своих выдуманных друзей и необычные миры, малыш может таким образом прятаться в своем воображаемом мире.

Расположение на листе бумаги

Этот показатель обычно связывают с самооценкой и со взглядами на перспективу будущего (пессимисты, оптимисты). Если основное изображение находится в центре листа, то это может говорить о комфортном мироощущении ребенка, он находит баланс внутри себя, нет излишних тревог, он чувствует себя в безопасности.

А вот если рисунок изображен в центре листа, но такого большого размера, что занимает практически весь листок, то это может говорить о повышенной самооценке, иногда даже об эгоцентризме. Ребенок чувствует себя в центре, но ему этого мало и он хочет занять все пространство.

Если сюжет нарисован преимущественно в верхней части листа, то многие психологи это могут интерпретировать как желание доминировать, управлять, контролировать. Также это свойственно людям, пытающимся уйти от реальности (ну очень уж высоко от земли). Так рисуют мечтатели.

Соответственно, рисунок расположенный внизу листа, может говорить о низкой самооценке. Малыш может чувствовать себя неуверенно, тревожно, очень зависимо от других.

Проводя психологический анализ рисунка, обратите внимание и на сторону листа, где расположено изображение. Рисунок справа и слева может говорить о том, что сейчас больше интересно ребенку — прошлое (левая сторона листка) или будущее (правая сторона).

Обычно рисунок в левой части полотна изображают интроверты, которые видят много хорошего в прошлом, а будущего остерегаются. У них обычно очень хорошо развита эмоциональная сфера.

В правой части листа располагают свой рисунок люди активные, напористые, целеустремленные. Скорее их интеллект преобладает над эмоциями.

Общее настроение рисунка

Здесь важно постараться как можно объективнее оценить настроение, которое передает рисунок. К примеру изображение веселого чертика может говорить не о страхах и тревогах, а о хорошем приподнятом настроении, желании попроказничать. А вот грустное солнышко будет свидетельством наличия грусти, обиды.

Спокойный сюжет — деревья, море, лес, добрые животные — может говорить об умиротворенном состоянии рисующего. Зубастая пасть акулы, чудовища, ураган, будут свидетельством внутренних переживаний ребенка.

Важно! Если у вас появились сомнения по поводу настроения рисунка, лучше спросите у самого ребенка. «Скажи, а что ты здесь нарисовал? Это веселый зверь или грустный?»

Анализ линий

Как ребенок рисует? Плавно и медленно, или быстро и хаотично? Линии закругленные, волнистые, или остроугольные и обрывные? Этот параметр детского рисунка обычно в психологии связывают с состоянием нервной системы: слабая и инертная или активная и динамичная.

Очень яркие, уверенные линии говорят об уверенности ребенка в своих силах. Если линии прерывистые, нечеткие, то это может говорить об усталости, слабости, астеническом состоянии малыша. Если ребенок часто зачеркивает, подчеркивает, заштриховывает, то это обычно свидетельствуют о тревогах и страхах.

Также здесь обратите свое внимание на нажим карандаша . Сильный нажим характеризует людей активных, бодрых, уверенных в своих силах. Слабый нажим говорит о робости, неуверенности, усталости как физической, так и эмоциональной.

Если нажим меняется, то сильнее, то слабее, то это может сказать об импульсивности. Если рисунок нарисован со средней силой, а какая-то определенная часть выделяется более сильным нажимом или подчеркиванием, или штриховкой, то это говорит, что именно в этой части изображения находится то, что больше всего волнует ребенка.

Как пример: изображена фигура женщины-учителя, а вот рот у нее сильно заштрихован. Ребенок говорит: «Это у нее такая яркая помада». А взрослый, посмотрев на этот рисунок, может задуматься о том, что речевая коммуникация с этим взрослым у ребенка нарушена. Либо учительница повышает голос, либо каким-то другим образом (вешает на него ярлыки, обзывает) она своей речью вселяет в ребенка тревогу и неуверенность: «Петров, лентяй, давай к доске!».

Преобладающий цвет рисунка

Делать психологический анализ детского рисунка по цвету можно только в том случае, если ребенку предоставили выбор разноцветных карандашей. А то бывает так, что перед ребенком лежал один простой карандаш, он и нарисовал им рисунок и несет его маме. А она сразу переживает: «Тут один черный! Срочно к психологу!».

Важно! Не пугайтесь, если ребенок нарисовал картину только черным или любым темным карандашом.

  1. Маленькие дети часто выбирают черный, потому что он контрастный и лучше смотрится на белом листе бумаги;
  2. Может у него не было рядом другого карандаша;
  3. А может это просто у него сейчас любимый цвет, который ассоциируется у него с чем-то хорошим. Может он любит разглядывать черное звездное небо.

Преобладание светлых и постельных тонов чаще сообщает о хорошем расположении духа, о приподнятом настроении. Если на изображении преобладают темные тона, особенно в совокупности с сильным нажимом и штриховкой, то это может говорить о тревогах и страхах малыша.

Существует и характеристика каждого цвета, которую я сейчас опишу. Но, помните: интерпретировать только по общепринятым характеристикам не надо! Всегда лучше уточнить — как этот цвет воспринимает именно Ваш ребенок: «Скажи, а этот черный похож на что?», «А этот красный у тебя с чем ассоциируется?».

Также стоит помнить, что даже в разных культурах цвета интерпретируются по-разному. Общепринято, что белый — это признак чистоты и свободы. А вот в Китае белый цвет — траурный.

Красный цвет — цвет активности и энергии. Но в рисунках часто он может изображать агрессию и напряжение.

Синий цвет — цвет спокойствия и гармонии.

Желтый цвет — цвет солнечной энергии и тепла. Может говорить об открытости, активности, любознательности.

Отдельные характерные элементы рисунка

Изображение рук , а если изображено животное — то лап обычно характеризует коммуникативную сферу. А их отсутствие может говорить о наличии трудностей с установлением коммуникаций. Или руки изображены схематично, а сами ладони спрятаны за спиной — это также может говорить о робости, неуверенности в установлении контакта с другими.

Уши сигнализируют нам о том что ребенок слушает и слышит или наоборот — не слышит и не воспринимает новую информацию.

Иголки, рога — признаки агрессивной защиты. Задумайтесь, от чего ребенок вынужден так защищаться?

Глаза тоже о многом могут сказать. Пустые глаза (без изображения зрачков) могут говорить о внутренней пустоте. Ребенок нарисовал схематичные глаза в виде точек или черточек? Как вариант — он запрещает себе проявлять чувства. Это иногда можно трактовать так: никто не должен видеть, что происходит у меня внутри. Если на глазах темные очки или глаза заштрихованы, то это говорит о страхах, желании не видеть реальность.

Если нарисован забор — ребенок хочет от чего-то отгородиться. Спросите: «А от чего помогает закрыться этот забор?» — ребенок Вам все расскажет.

Солнце, звезды, небо, облака — говорят о мечтательности ребенка.

Трава, дома, деревья — говорят о его желании к стабильности и порядку.

Очень важно при анализе рисунка учитывать возраст ребенка! Так, до 4-х лет, как я уже написала выше, можно говорить только о моторной готовности ручки малыша к письму и рисованию. С 4−5 лет можно уже посмотреть восприятие ребенком картины семьи, узнать какие темы вызывают у него тревогу и волнение, страхи.

А выявление каких-то личностных особенностей характера, можно анализировать с помощью рисунка лет с семи.

Вы также можете ознакомиться с подробным описание методики психологического анализа рисунка на примере статьи « ».

Думаю, что не удивлю, если скажу — детские рисунки зависят и от пола ребенка. Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте начинают себя идентифицировать с женским полом и очень любят рисовать бабочек, принцесс, цветочки и т. д.

Мальчики же в этом возрасте часто рисуют роботов, машины, оружие, воинов, сражения какие-нибудь. Так они внутренне готовятся стать мужчинами. Ищут в окружении и познают мужественные характеристики — сила, смелость, отвага. Это видно по рисункам.

В качестве заключения

Если вы решили провести анализ рисунка своего малыша, пожалуйста, помните о том, что не нужно делать поспешных выводов. Рисунки лучше всего смотреть в динамике! Если видите, что определенные элементы все время сохраняются, значит они действительно имеет важное значение для ребенка.

А если он сегодня нарисовал папу на расстоянии, а через пару дней нарисовал всех держась за руки, то это значит, что первый рисунок был очень ситуативным — папа в тот момент был на работе (что на самом деле далековато), а ребенок его ждал дома. И не стоит делать поспешных выводов о «прохладных» отношениях с отцом.

Каждый родитель мечтает иметь возможность заглянуть во внутренний мир своего ребенка, в его мысли, чувства, переживания. Иногда ребенок не может все рассказать. А рисунок — это отличный способ узнать его сокровенные мысли.

Можно оценить самооценку ребенка, его страхи. С помощью рисунка эти страхи можно и проработать. Проанализировав рисунок, можно понять как он видит свою семью, свое место в коллективе и многое, многое другое.

Посмотрите видео «Психологический анализ детского рисунка. Методика проведения самостоятельного анализа по шагам»:

Напишите, пожалуйста, в комментариях, а что было бы интересно узнать именно Вам? Может было бы интересно прочитать статью на какую-то конкретную диагностическую методику, которую можно легко родителям провести дома самостоятельно?


Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ детских работ по ИЗО

Анализ должен строится на основе выполнения программного содержания занятия, реализации основных его целей.

Работы для анализа лучше разместить на заранее подготовленном месте. Вопросы которые будет задавать воспитатель, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

Не следует брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию.

При анализе важно подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования, а не только правильно или не правильно выполнено задание.

Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, воспитатель начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятий.

Если, например, перед детьми стояла цель передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения / форма, величина частей, строение, цвет /, образность, умение передавать разнообразные позы, движения и др.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу рекомендуется начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление и т. д. При этом обязательно подчеркнуть разнообразие замыслов. В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределить работу. Затем уже рассматривать отдельные интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:

  1. Дать общую оценку занятия.
  2. Среди отобранных работ выделить две - три лучшие и объяснить, почему они отобраны.
  3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, в рисовании по

сказке « Колобок » первая работа - дед просит бабу испечь колобок, вторая - баба замешивает колобок и т. д. Также можно выяснить какого эпизода нет в рисунках, какая из 2 - 3 работ выполнена лучше.

4Предложить рассказать о любой понравившейся работе.

5Предложить найти работу, похожую на образец.

6Рассказать о работе, указанной воспитателем.

7Сравнить работу с образцом.

8Найти две разные работы.

9Найти похожие работы. Ю.Найти работу с ошибкой.

10.Найти работу с определенной ошибкой.

11.Найти работу, в которой проявлено творчество.

12.Найти работу, в которой проявлено творчество.

13.Найти незаконченную работу.

14.Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

15.Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.

16.Предложить найти натуру по работе / рисунок, лепка, апплик./

17.Выделить две три самые аккуратные работы.

18.Найти самый интересный рисунок.

19.0тобрать работы с красивым цветосочетанием.

20. Найти работу с самыми выразительными образцами / хитрая лиса, плачущий зайчик и др./

То далеко не весь перечепбь возможных форм анализа. Выбор их зависит от темы и программного содержания занятия. В календарном плане при раскрытии методических приемов следует указывать, сколько и каких работ будет взято для анализа и какие формы его можно рименить.