Сопоставление обломова и волкова. Роман «Обломов»: что такое обломовщина? Ольга Сергеевна Ильинская

В первой части масштабного романа Гончарова описывается сон Ильи Ильича, главного героя «Обломова». Этот эпизод произведения великого автора является описанием истинного образа личности героя, и служит отправной точкой для понимания смысла романа. Характеристика героя создает общий портрет обломовщины, явления, вобравшего в себя худшие пороки русского общества, и позволяющего расценивать жанр романа как социально-бытовое произведение. Противоборство героев подчеркивает разногласия между противоречивыми мировоззрениями, и раскрывает сущность каждого персонажа.

Характеристика героев «Обломов»

Главные герои

Илья Ильич Обломов

В «Обломове» герои противопоставлены друг другу, Илья Ильич является антиподом Штольца. Сибарит, живет за счет того, что заработано другими. В романе происходит глубокий анализ разлагающейся личности, ведущий к ее деградации. У него устаревшие взгляды, отрицающие будущее. Совершенно безвольный человек, обленившийся донельзя. Любил Ольгу, но разногласия во взглядах привели к конфликту. Отношения с Ильинской пришли к разрыву, и он женится на вдове Агафье Пшеницыной.

Андрей Иванович Штольц

Полная противоположность Обломова, уверенно смотрит вперед. Ему чужды эфемерные фантазии, с удовольствием достигает поставленных целей, упорно трудится. Как и Обломову, ему присущи не только положительные качества, но и недостатки. Дружит с Ильей Ильичом с самого детства, помогает ему во всех делах. Уважает в нем доброту и мягкосердечность.

Ольга Сергеевна Ильинская

В список ее положительных качеств, в первую очередь входят эмоциональность, и твердые убеждения. Это прогрессивная решительная девушка, ценит высокие идеалы, умна и образована. Полюбив Обломова, старается переделать его, отучить от лености и превратить его в сильную личность, отвечающую ее требованиям. Потерпев фиаско, разрывает отношения. Выходит замуж за Андрея Ивановича.

Агафья Матвеевна Пшеницына

Противоположность Ольге. Недалекая, но добрая и отзывчивая женщина, боготворит Обломова, потакая всем его прихотям, всячески облегчая его жизнь, тем самым, еще больше расхолаживая его. Типичная представительница домостроя, не имеющая право голоса.

Второстепенные персонажи

Захар Трофимович

Преданный слуга Ильи Ильича, давно служит ему, и стал похож на барина, такой же ленивый. Часто обманывает хозяина, подворовывает у него еду и сдачу от покупок. С барином ведет себя развязно и фамильярно. Представитель старого поколения прислуги, служащей верно и преданно своим господам. Даже после смерти хозяина, превратившись в нищего бродягу, живущего милостыней, не оставляет могилы хозяина.

Михаил Андреевич Тарантьев

Низкий и подленький человечишка, корыстный мошенник. Земляк Ильи Ильича, путем обмана старается выкачать с него как можно больше денег. Мстительный и беспардонный.

Анисья

Проворная, трудолюбивая кухарка в доме Обломова. Вышла замуж за Захара, но вскоре умерла от холеры. Была намного умнее мужа, который старался не допускать ее до барина.

Иван Матвеевич Мухояров

О Мухоярове становится известно из рассказа Тарантьева, который расхваливает его перед Обломовым. На самом деле, нечестный и беспринципный человек. Ради своей выгоды и благополучия, легко приносит в жертву близких людей. Путем взяточничества сколотил свое состояние. Хитрый и расчетливый аферист, приходится родным братом Агафье.

Волков

Один из ярких образов «обломовщины», который впустую прожигает жизнь, не принося пользы обществу. Большой любитель светских развлечений, франт и модник. Не испытывая нужды, живет легко и беспечно, порхая, как мотылек, с приема на прием.

Судьбинский

Как и Волков, один из гостей Обломова, такой же пустой человек, всецело занятый своей карьерой. Ему не доступны высокие идеалы и нравственные принципы.

Пенкин

Занимается литературной деятельностью, пишет не для души, а чтобы заработать. Для Обломова выглядит, как бездушная машина, синоним несчастья.

Андрей

Сын Обломова и Агафьи Матвеевны. После смерти мужа, Агафья отдала сына Ольге и Андрею Штольцам, полагая, что так он получит образование, и вырастет достойным человеком.

Иван Алексеевич Алексеев

Служит мелким чиновником, и сам является мелким и незаметным человеком. Посещает дом Обломова ради вкусного угощения.

В таблице дано краткое описание героев романа.

Тест по произведению

Летнее заседание Пенсил-клуба погрязло в тотальной обломовщине.
На мою долю выпало выписывать гостей Ильича.
Регламент почти отсутствовал.
Единственное условие - в текст должно внедрить слово "Горелово" .
Получилось так...

0. Первомайская демонстрация

Бывало, он ещё в постели,
Прокисший дух в обрюзгшем теле,
Но прерван вечный сон звонком,
И гость заходит косяком.

Гость первомайский бодр и перист.
Идёт он, как лосось на нерест.
Он тороплив и деловит,
И разве лавром не увит.

Ведь нынче в Екатерингофе –
Гулянье, скачки, чай и кофе,
Ливреи, ассигнации –
Короче: день монстрации.

И все своим считают долгом
Позвать Обломова в двуколку.
Но недвижим и твёрд Илья –
Не хочет ехать низачто.

1. Как волка ни корми

Известно, волка кормят ноги –
Чужие паче, чем свои.
Вот возникает на пороге,
Внося весенния струи,

Младой самец, прозваньем Волков –
Франт, попрыгунчик, бонвиван –
Треща без умолку и толку,
Как он любовью обуян

К соседней Лиде, то ли Даше
(А в общем – всё равно к кому),
Что всех румянее и краше,
И принимает на дому.

– Здесь – утренник, там – званный ужин.
Взгляните – новые lacets –
Оказией из Мулен Ружа;
Буквально некогда присесть!

Присел – и вляпался голубчик,
Вскочил, отряхивая пыль,
И ускакал, взбивая чубчик,
Топча паркет, что твой ковыль…

А приходил чего, однако?
Да похвалиться новым фраком.

(Примечание: Волков считает, что «lacets» – это перчатки,
хотя на самом деле это переводится как шнурки.)

2. Не та судьба

Пришёл чиновный друг Судьбинский,
Едва Обломов снова лёг.
Когда-то – социально близкий,
А нынче – призрачен, далёк.

Портфель, присутственное место,
Казённый слог, сургучный стиль,
Мундир, сановная невеста –
Всё, что Обломов сдал в утиль

Давно и радостно, карьеру
Не посчитав своей судьбой.
У барина – свой символ веры:
Лежать бревном и быть собой.

Был позван шафером на свадьбу.
(Не путать с шОфером.) Увы…
Уж сослуживцу ли не знать бы
Про обещанья трын-травы…

3. Пена дней

Припёрся пописатель Пенкин,
Принёс журнальную статью.
Обломов, растопырив зенки,
Чуть сразу не сказал: «Адью!»

Однако же, ввязался в диспут –
О ком/о чём писать/читать.
И быстро втюхал модернисту,
Что вся его стряпня – тщета.

– Там городничий двинул в зубы,
Сям взяточник пошёл в бордель –
Что мне рассейская Гекуба,
Что мне французский Куршавель?

А где же человек, любезный?
Чем так – хоть вовсе не пиши.
Где взлёты и паденья в бездну
Его всклокоченной души?

Скроив эпическую мину,
Он вытолкал за дверь писца
И ухмыльнулся половиной
Незагорелова лица.

4. Человек-мебель

Потом пришёл Андреев,
А может, не Андреев,
А может, Алексеев,
А может, Иванов.
Зовут его Иваном,
А может, не Иваном.
Пришёл с пустым карманом
Поесть чужих блинов.

Он – человеко-мебель,
То человек, то мебель,
Но о насущном хлебе
Печётся, как любой.
А значит, он согласен,
Во всём всегда согласен.
Посмотришь справа – красен,
А слева – голубой.

Хотя, вообще-то, серый
Убогий недомерок,
Введённый для примера
Отсутствия всего.
Ни мяса и ни меха,
Кругом одна прореха.
Обломовское эхо,
Его альтер-эгО.

5. Арлекин

Ура! Последняя картина!
Мужайся слушатель(ница).
Осталось встретить Арлекина
И влагу отереть с лица.

И вот он, палкой виртуальной
Лупася всех, кого ни лень,
Явился, вздорный и брутальный.
Михей Андреич – добрый день.

Тарантьев – редкостная сука.
Он прессовал Илью давно.
Его пример – другим наука,
Как скушать ближнего с говном.

Что Алексеев, что Обломов –
При нём играли роль Пьеро.
Но первый пуст, как клок соломы.
Второй, считай, платил оброк.

Однако, впрок. Ведь тот орешек,
Что Штольцу был не по зубам,
Успешен, хоть и не безгрешен,
Разгрыз провинциальный хам.

Вот так случается порою:
Червонец унося в зобу,
Сосватал Арлекин герою
Отнюдь не худшую судьбу…

К Обломову приходят посетители, рассказывают о своей жизни, о новостях, зовут Обломова на первомайские гулянья в Екатерин-гоф. Тот отнекивается, ссылаясь то на дождь, то на ветер, то на дела. Первый из посетителей - Волков, «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами» . Он рассказывает о визитах, о новом фраке, о том, что влюблен, что ездит в разные дома на «среды» , «пятницы» и «четверги» , хвастает новыми перчатками и т. д. ледующим приходит Судьбинский, с которым Обломов служил канцелярским чиновником. Судьбинский сделал карьеру, получает большое жалованье, весь в делах, скоро будет представлен к ордену, собирается жениться на дочери статского советника, в приданое берет 10 тысяч, казенную квартиру в 12 комнат и т. д.
Следующим приходит «худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой. Он был одет с умышленной небрежностью» . Фамилия его - Пенкин, он сочинитель. Пенкин интересуется, не читал ли Обломов его статью «о торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, о вновь изобретенном составе против пожаров» . Пенкин ратует за «реальное направление в литературе» , написал рассказ о том, «как в одном городе городничий бьет мещан по зубам» , сове-«тует прочесть «великолепную вещь» , в которой «слышится то ВДант, то Шекспир» и автор которой бесспорно велик - «Любовь взяточника к падшей женщине» . Обломов относится к его словам скептически и говорит, что не станет читать. На вопрос Пенкина, что он читает, Обломов отвечает, что «больше все путешествия» .
Входит следующий гость - Алексеев, «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией.. . Его многие называли Иваном Иваньшем, другие - Иваном Васильевичем, третьи - Иваном Михайловичем.. . Присутствие его ничего не придаст обществу, так же как отсутствие ничего не отнимет от него.. . Если при таком человеке подадут другие нищему милостыню - и он бросит ему свой грош, а если обругают, или прогонят, или посмеются - так и он обругает и посмеется с другими.. . В службе у него нет особенного постоянного занятия, потому что никак не могли заметить сослуживцы и начальники, что он делает хуже, что лучше, так, чтоб можно было определить, к чему именйо он способен.. . Встретится ему знакомый на улице. «Куда? » - спросит. «Да вот иду на службу, или в магазин, или проведать кого-нибудь» . «Пойдем лучше со мной, - скажет тот, - на почту, или зайдем к портному, или прогуляемся» , - и он идет с ним, заходит и к портному, и на почту, и прогуливается в противоположную сторону от той, куда шел» . Всем гостям Обломов пытается пожаловаться на свои «две беды» - на деревенского старосту и на то, что его заставляют под предлогом ремонта съезжать с квартиры. Но никто не хочет слушать, все заняты своими делами. Приходит следующий посетитель - Тарантьев, «человек ума бойкого и хитрого; никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том или другом случае и очень тонко подведет доказательства, а в заключение еще почти всегда нагрубит тому, кто с ним о чем-нибудь посоветуется. Между тем сам, как двадцать пять лет назад определился в какую-то канцелярию писцом, так в этой должности и дожил до седых волос. Ни ему самому и никому другому и в голову не приходило, чтобы он пошел выше. Дело в том, что Тарантьев был мастер только говорить...» .
Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Наверное, каждый из посетителей Ильи Ильича, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной, деятельной жизни, которые действительность предлагает герою вместо лежания на диване. После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог беседе с ним и выносит ему свою оценку. И оценка эта всегда отрицательная.

Характеристика всех гостей Обломова

Ответы:

Волков Волков - жизнерадостный, беспечный молодой человек в возрасте 25 лет. Волков - модный щеголь. Носит прическу и одежду по последней моде. Живет бурной светской жизнью: каждый день ездит на балы, в театр и т.д. Жизнь Волкова – это вечный праздник. У него и Обломова много общих знакомых в свете. 2. Судьбинский Судьбинский - бывший сослуживец Обломова по канцелярии. Судьбинский строит карьеру, получает повышения и награды. Он хорошо зарабатывает, но при этом и много работает. Он ездит в командировки и вечно занят. Смысл жизни Судьбинского заключается в карьере. 3. Пенкин Пенкин - модный литератор, писатель. Пенкин придерживается модных взглядов в литературе. Он пишет статьи о реальной жизни, светских новостях и т.д. Пенкин неплохо зарабатывает, обедает в модном ресторане. На момент повествования Пенкин также публикует свой первый рассказ в журнале. 4. Алексеев Иван Алексеевич Алексеев - незаметный, ничем не примечательный человек, мелкий чиновник. Алексеев - робкий, безответный, кроткий человек. У него нет своего мнения, он всегда подстраивается под окружающих. Алексеев ходит к Обломову, чтобы вкусно поесть. 5. Тарантьев Михей Андреевич Тарантьев - земляк и приятель Обломова. Ему около 40 лет. Тарантьев - шумный, грубый, недобрый человек. Он все время браниться и ругается. Работает 25 лет на одной должности без повышения. Тарантьев - обманщик и мошенник. Он любит вкусно поесть в гостях у Обломова и других знакомых. 6. Доктор Доктор - старый знакомый Обломова. Доктор давно занимается здоровьем Обломова. Доктор - внимательный и сдержанный человек. Он лечит богатых пациентов, хорошо зарабатывает и элегантно одевается. Доктор предупреждает Обломова о том, что тот рискует умереть от инсульта (удара). Доктор советует Обломову изменить образ жизни. Обломов не следует его советам..

Роль второстепенных персонажей в романе И. И. Гончарова «Обломов»

Романом «Обломов» И. А. Гончаров показал, как условия помещичьего быта порождают в главном ге-рое безволие, апатию, бездейственность. Идейную на-правленность своего произведения сам автор опреде-лил так: «Я старался показать в «Обломове», как и от-чего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого об-стоятельства».

В первой части произведения практически нет дви-жения сюжета: читатель видит главного героя лежа-щим на диване в продолжение всего дня. Некоторое разнообразие в сонную атмосферу квартиры Обломо-ва привносят гости Ильи Ильича, в строгом порядке сменяющие друг друга. Автор не случайно ввел в ро-ман таких персонажей, как Волков, Судьбинский и Пенкин. Их деятельность знакома Обломову, и его рассуждения по поводу судьбы каждого из них еще полнее характеризуют главного героя. Мы знаем, что Илья Ильич начинал служить коллежским секрета-рем, выезжал в свет, увлекался поэзией, но государст-венная его деятельность закончилась отставкой, «еще холоднее простился с толпой друзей», чтение книг тоже постепенно надоело. В результате «лениво мах-нул он рукой на все юношеские обманувшие или обма-нутые им надежды...» и погрузился в мысленное со-ставление плана устройства имения, которое он не мог закончить вот уже несколько лет. Появление гос-тей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.

Петербург светский представлен Волковым. Это «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здо-ровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами... Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестию лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков». Он востребован в светском обществе, поль-зуется успехом у женщин — и в этом находит радость жизни. Обломов же не видит в таком образе жизни ни-чего привлекательного для себя. «"В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Ко-нечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в ка-кую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!" — заключил он, перевер-тываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пус-тых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».

Следующий герой, Судьбинский — бывший сослу-живец Ильи Ильича. Он символизирует собой бюро-кратический Петербург — канцелярский и департа-ментский. «Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темны-ми, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но спокойно сознательным выражени-ем в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Судьбинский уже добился должности на-чальника отделения, собирается выгодно жениться. И все это на фоне Обломова, который малодушно уво-лился из страха, что начальник объявит ему замеча-ние за неправильно отосланные документы. Обломов даже прислал медицинское свидетельство, которое гласило, что «коллежский секретарь Илья Обломов одержим отолщением сердца с расширением левого желудочка оного,... а равно хронической болью в пе-чени..., угрожающею опасным развитием здоровью и жизни больному, каковые припадки происходят, как надо полагать, от ежедневного хождения в долж-ность...» По поводу Судьбинского у Обломова также есть свое мнение. «Увяз, любезный друг, по уши увяз... И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется карьерой! А как мало тут человека нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое... А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный!», — думал он и испытывал «чувство мирной радости, что он с де-вяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, вообра-жению».

Петербург литературный представлен образом Пенкина. Это «очень худощавый, черненький госпо-дин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньол-кой», пишущий «о торговле, об эмансипации жен-щин, о прекрасных апрельских днях,... о вновь изо-бретенном составе против пожаров», сумел при своем посещении затронуть какие-то струны в душе Обло-мова. Илья Ильич так воспламеняется в споре с гос-тем о предмете изображения в литературе, что даже встает с дивана. И читатель видит, что еще жива душа в нем. «Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же забудь. Где же человеч-ность-то? Вы одной головой хотите писать!.. Вы ду-маете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодо-творяется любовью. Протяните руку падшему челове-ку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню пред вами голову... Изображают они вора, падшую женщину,... а челове-ка-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию... Человека давайте мне!.. люби-те его...» Но порыв этот быстро проходит, Обломов «вдруг смолк, постоял с минуту, зевнул и медленно лег на диван». Илья Ильич искренне сочувствует ли-тератору. «Ночью писать, — думал Обломов, — когда же спать-то? А поди, пять тысяч в год зарабатывает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и вооб-ражением, насиловать свою натуру, волноваться, ки-петь, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться... И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра, праздник придет, лето на-станет — а он все пиши? Когда же остановиться и от-дохнуть? Несчастный!»

Конечно, можно согласиться с Обломовым в том, что работа по ночам, ежедневная суета, продвижение по карьерной лестнице — занятия утомительные. Но все же каждый из героев: и Судьбинский, и Волков, и Пенкин — нашли дело по душе, имеют цель в жизни. Пусть эти цели подчас и сугубо личные и герои не стремятся «пострадать» во благо Отечеству, но они действуют, огорчаются, радуются — словом, живут. А Обломов, «как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обду-мывает, не щадя своих сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и когда совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага». И самое страшное, что Обломов считает нормальной такую жизнь и несчастными тех, кто не может позво-лить себе жить так, как он. Но иногда все же наступают «ясные сознательные минуты», когда ему стано-вится «грустно и больно... за свою неразвитость, оста-новку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему». Ему становилось страшно, когда в душе возникало «живое и ясное представление о че-ловеческой судьбе и назначении,... когда в голове про-сыпались... разные жизненные вопросы». Но несмот-ря на мучащие иногда вопросы, Обломов не может и не хочет ничего менять.

Трудно переоценить роль второстепенных персона-жей в романе, ведь они являются одним из средств ха-рактеристики главного героя. Волков, Судьбинский, Пенкин — своеобразные «двойники» Обломова: каждый из них представляет тот или иной вариант воз-можной судьбы Ильи Ильича.

В конце первой части романа автор ставит вопрос: что же победит в главном герое — жизненные начала или сонная «обломовщина»? Прочитав роман, мы ви-дим, что «обломовщина» в итоге побеждает и Обломов тихо умирает на диване, так и не совершив ничего по-лезного и нужного.