Сообщение о струнно смычковые инструменты виолончель. Музыкальный инструмент: Виолончель

В смычковых музыкальных инструментах звуки извлекаются при трении волоса смычка о струны; в связи с этим звуковая характеристика их в значительной степени отличается от щипковых инструментов.

Смычковые инструменты отличаются высоким звуковым качеством и бесконечными возможностями в области техники исполнения и поэтому являются ведущими в различных opкестрах и ансамблях и широко используются для сольного исполнения.

К этой подгруппе инструментов относятся скрипки, альты, виолончели, контрабасы, а также ряд национальных инструментов 1 (грузинские чианури, узбекский гиджак, азербайджанская кеманча и др.).

Скрипка среди смычковых инструментов — самый высокий по регистру инструмент. Звук скрипки в верхнем регистре светлый, серебристый, в среднем — мягкий, нежный, певучий и в нижнем регистре — напряженный, густой.

Настраивается скрипка по квинтам. Диапазон скрипки — 3 3 / 4 октавы, от соль малой октавы до ноты ми четвертой октавы.

Выпускают скрипки сольные, размер 4/4; учебные, размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8. Учебные скрипки в отличие от сольной имеют несколько худшую отделку и пониженное качество звучания. В свою очередь учебные скрипки в зависимости от качества звучания и внешней отделки подразделяются на учебные скрипки 1 и 2 классов. Скрипки 2 класса отличаются от скрипок 1 класса худшим качеством звучания и внешней отделки.

Альт несколько больше скрипки. В верхнем регистре он звучит напряженно, резковато; в среднем регистре звук тускловатый (гнусоватый), певучий, в нижнем регистре альт звучит густо, несколько грубовато.

Струны альта настраиваются по квинтам. Диапазон — 3 октавы, от ноты до малой октавы до ноты до третьей октавы.

Альты подразделяются на сольные (размер 4/4) и учебные 1 и 2 классов (размер 4/4).

Виолончель почти в 3 раза больше полномерной скрипки, на ней играют сидя. Инструмент устанавливают на полу, предварительно вставляя упор.

Звук верхнего регистра инструмента светлый, открытый, грудной. В среднем регистре звучит певуче, густовато. Нижний регистр звучит полно, густо, плотно. Иногда звучание виолончели сравнивают со звучанием человеческого голоса.

Настраивается виолончель по квинтам, на октаву ниже альта. Диапазон виолончели З1/ 3 октавы — от до большой октавы до ми второй октавы.

Виолончели подразделяют на сольные и учебные:

♦ сольные (размер 4/4) изготавливаются по одной из моделей "Страдивари", они предназначены для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений;

♦ учебные виолончели 1 (размер 4/4) и 2 классов (размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8) различаются между собой качеством звучания и товарным видом. Предназначены для обучения музыке учащихся различных возрастов.

Контрабас — самый большой из семейства смычковых инструментов; он почти в З1/ 2 раза больше полномерной скрипки по длине. Играют на контрабасе стоя, устанавливая его на полу аналогично виолончели. По своей форме контрабас сохранил черты старинных виол.

Контрабас — самый низкий по звучанию инструмент смычкового семейства. Звук его в среднем регистре густой и довольно мягкий. Верхние ноты звучат жидко, резко и напряженно. Нижний регистр звучит очень плотно и густо. В отличие от других струнных инструментов контрабас строится по квартам и звучит октавой ниже йотированного. Диапазон контрабаса 21/2, октавы — от ми контроктавы до си-бе-молъ малой октавы.

Контрабасы подразделяются: на сольные (размер 4/4); учебные 1 класса (размер 4/4); учебные 2 класса (размер 2/4, 3/4, 4/4).

Выпускаются также сольные контрабасы пяти-струнные (размер 4/4), диапазон от ноты до контроктавы до ноты до второй октавы.

По своей конструкции скрипка, альт, виолончель и контрабас однотипны. Разница между ними в основном в размерах и строе. Поэтому в данной статье дается описание конструкции только одного смычкового инструмента — скрипки.

Основными конструктивными узлами скрипки являются: корпус, шейка с грифом, головка, струнодержатель, подставка, колковая коробка, струны.

Корпус, имеющий форму восьмерки, усиливает звуковые колебания струн. Состоит он из верхней и нижней дек (14, 17), которые являются самыми ответственными резонирующими частями скрипки, и обечаек (18). Верхняя дека имеет наибольшую толщину в середине, к краям она постепенно уменьшается. В разрезе деки имеют форму небольшого свода. Верхняя дека имеет два резонаторных отверстия, имеющих форму латинской буквы "f ", отсюда их название — эфы. Деки соединяются обечайками.

Обечайки инструмента состоят из шести частей и крепятся к шести стойкам корпуса (16, 19). К верхней стойке корпуса крепится шейка (20), на которой монтируется гриф (10). Гриф служит для прижатия струн во время исполнения, имеет по длине коническую форму, а по торцу — небольшую кривизну. Продолжением шейки и ее окончанием является головка (3), имеющая колковую коробку (12) с боковыми отверстиями для укрепления колков. Завиток (11) является окончанием колковой коробки и имеет различную форму (часто фасонную).

Колки имеют форму конусообразных стерженьков с головкой и служат для натяжения и настройки струн. Порожек (13) вверху грифа ограничивает звучащую часть струн и имеет кривизну грифа.

Струнодержатель (6) предназначен для закрепления нижних концов струн. Для этого в своей широкой части он имеет соответствующие отверстия.

Подставка (15) поддерживает струны на необходимой высоте от грифа, ограничивает звучащую длину струн и передает вибрацию струн декам.

Все смычковые инструменты четырехструнные (только контрабас может иметь пять струн).

Для извлечения звука используются смычки, которые различаются между собой размерами и формой.

Смычок состоит из трости (2), имеющей на верхнем конце головку, колодочки натяжного винта (5) и волоса (6). Трость смычка, на которую натягивается равномерно расположенный волос, слегка изогнута. Она имеет на конце головку (1) и пружинит в противоположную от волоса сторону. Для закрепления волоса служит колодочка, а на другом конце смычка волос закрепляется в конце трости в головке. Колодочка передвигается по трости при помощи вращения винта (4), находящегося со стороны торца трости, и обеспечивает волосу нужное натяжение.

Смычки подразделяются на сольные и учебные 1 и 2 классов.

Запасные части и принадлежности к смычковым инструментам

Запасными частями и принадлежностями для смычковых инструментов являются: струнодержатели и грифы, подставки, колки из мореной древесины твердых пород или пластмассы; сурдинки из пластмассы или древесины; машинки для настройки натяжения струн из латуни; подбородники скрипичные и альтовые из пластмассы; струны; кнопки; футляры и чехлы.

Скрипка, как и виолончель, относится к струнным смычковым музыкальным инструментам. Но непрофессионал, пожалуй, отличит их только по внешнему виду: виолончель, как известно, намного крупнее скрипки по размеру. Иногда на вопрос, какая же разница между скрипкой и виолончелью, приводят курьезный ответ пожарного из старого анекдота: «Виолончель дольше горит». Но если серьезно, чем же отличаются между собой эти музыкальные инструменты?

Определение

Скрипка (violino по-итальянски) – струнный музыкальный инструмент, на котором играют с помощью смычка, по строению схожий с альтом и виолончелью, но имеющий самый высокий регистр.

Скрипка

Виолончель (violoncello по-итальянски)– струнный музыкальный инструмент, из которого извлекают звуки при помощи смычка, по строению схожий с альтом и скрипкой, но имеющий басовый и теноровый регистр.

Виолончель

Сравнение

Хотя эти инструменты имеют общее происхождение: их предок – старинная виола, которую смогли виртуозно усовершенствовать итальянские мастера, – у каждого из них свои особенности. Первое и очевидное отличие, конечно же, в размерах. Стандартная виолончель практически в три раза больше полномерной скрипки и обладает внушительным весом, поэтому на ней играют сидя, предварительно устанавливая на полу на специальную подставку – шпиль. Из этого следует и отличие в длине струн и расстоянии между соседними звуками – у виолончели они значительно больше. При игре на виолончели у музыканта меньше риск задеть ненужную струну. Кроме того, у виолончели более крупный размер грифа и более широкая мензура (что придает звучанию заметную напряженность и «жесткость» по сравнению со скрипкой).

У виолончели и у скрипки различные тембры звучания. Звук скрипки можно сравнить с высоким женским голосом, в то время как звук виолончели напоминает низкий мужской тембр (то бас, то баритон, то тенор). Многие меломаны уверены, что звук виолончели – сочный, напевный – максимально приближен к человеческому голосу по сравнению с другими инструментами.

И у скрипки, и у виолончели по четыре струны, но из-за размеров инструментов техника игры на них отличается, хотя используются одни и те же принципы. Оттого что виолончель стоит на полу, у виолончелиста больше маневров, чем у скрипача. Он может свободно передвигать левую руку, которая к тому же меньше вывернута, чем при игре на скрипке, так как виолончель стоит почти вертикально, грифом вверх, а смычок направлен колодкой в сторону четвертой струны. У скрипки – наоборот: гриф во время игры направлен вниз, а струны расположены по отношению к руке в обратном порядке.

Смычок виолончели короче скрипичного и более массивен. Струны у виолончели толще, чем у скрипки, а значит, при игре требуется более сильный постоянный нажим на смычок.

Выводы сайт

  1. Виолончель больше скрипки почти в три раза.
  2. Скрипка – ручной инструмент, виолончель – ножной. Обычно на скрипке музыкант играет стоя, на виолончели – только сидя, так как инструмент довольно массивен. Предварительно виолончель устанавливается на полу на специальный упор.
  3. У виолончели длиннее и толще струны и больше размер грифа.
  4. Тембр звучания скрипки напоминает высокий женский голос, тембр виолончели – низкий мужской.
  5. При игре скрипку держат грифом вниз, виолончель – грифом вверх.
  6. Смычок виолончели короче скрипичного и отличается большей массивностью.

Альт, виолончель, контрабас

На вопрос, что такое альт, чуть ли не все отвечают: «Это скрипка, только побольше».

Такой ответ верен, если иметь в виду лишь форму инструмента, его внешний вид. Но альт имеет свой характерный тембр, не похожий на звучание никакого другого инструмента, поэтому считать его всего-навсего большой скрипкой нельзя.

История альта драматична. Ему не везло, да и сейчас не очень везет.

Дело в том, что корпус альта, если делать его по акустическим расчетам, исходящим из строя инструмента, должен быть довольно большим - около 46 сантиметров в длину. Увеличивается, конечно же, и длина грифа. И чтобы играть на таком инструменте, музыкант должен иметь длинные и сильные пальцы. А это бывает редко.

Вы спросите: а как же тогда играют на виолончели и тем более на контрабасе - ведь эти инструменты намного больше альта?

Тут есть существенное отличие. Левая рука скрипача и альтиста делает сразу два дела: прижимает струны к грифу и поддерживает инструмент. Левая рука виолончелиста и контрабасиста от этого второго дела освобождена - их инструменты имеют другую опору. Если бы альтист мог свободно держать руку над грифом, никаких проблем не было бы. Но его большой палец все время должен оставаться внизу, под грифом, а остальные пальцы приходится тянуть, особенно при игре в том месте грифа, которое находится над корпусом инструмента. Делать это на длинном альтовом грифе не так просто. Поэтому у альтистов возникло естественное стремление уменьшить размеры своих инструментов.

Кремонские мастера делали большие, акустически правильные альты, и звучали они изумительно. Но получалась парадоксальная вещь: если скрипач всегда мечтал о хорошей скрипке и искал ее, то альт, наоборот, сам искал музыканта и далеко не всегда находил его. Музыканты отвергали большие, прекрасно звучащие альты и заказывали себе инструменты поменьше. Постепенно сложилось мнение, что на большом альте вообще невозможно играть. Мастера, отвечая спросу музыкантов, стали производить альты-недомерки с гнусавым и приглушенным звуком. Даже Антонио Страдивари в конце концов пошел на компромисс с собственным мастерством и стал делать маленькие альты, ненамного крупнее скрипки. Звучали они, конечно, хуже и его скрипок, и больших альтов.

Из-за всего этого репутация альта к восемнадцатому веку заметно поколебалась. На нем стали играть чаще всего неудавшиеся скрипачи, а композиторы остерегались поручать альту серьезные партии в оркестровых произведениях.

Но кое-кто не хотел мириться с таким положением. Например, мастер Жан Вильом (тот самый, который делал по заказу Феликса Савара скрипку-ящик) построил большой инструмент в то время, когда чуть не все считали, что настоящий альт ушел в прошлое и уже никогда не вернется. Инструмент получился прекрасный, но... на нем опять-таки никто не захотел играть. Альт Вильома попал в музей, так и не узнав жизни в музыке.

Однако мало-помалу и композиторы стали пересматривать свое отношение к альту. Начало положил Кристоф Глюк, поручив альту главную мелодию в одном эпизоде своей оперы «Альцеста», а потом постепенно альт занял в оркестре то положение, которое и было ему определено еще кремонцами. Дирижеры перестали терпеть скрипачей-неудачников в роли альтистов и начали требовать от исполнителей на альте полноценной музыки.

Сейчас в некоторых оркестрах, кроме обычных требований к музыканту, играющему на альте, есть и такое: корпус его инструмента должен быть не короче 42 сантиметров. Это уже близкий к расчетному альт, но еще не полный, так что некоторый компромисс остается.

Альт не столь популярен, как скрипка или виолончель. Да, он полноправный участник симфонического и камерного оркестров, он неизменно входит в струнный квартет, но сольные концерты альтистов устраиваются не так часто. Зато если кому-нибудь из вас удастся побывать на таком концерте, да еще если в руках у музыканта будет настоящий большой альт, впечатление останется незабываемое.

Следующий инструмент семейства скрипичных - виолончель. Тут уже никто, пожалуй, не скажет, что виолончель - это большая скрипка. У виолончели совершенно особенный тембр звучания и свой характер. Когда нужно выразить музыкой скорбь, печаль, грусть, отчаяние, виолончели нет равных, настолько глубоко передает она эти чувства.

Виолончели строили уже самые первые скрипичные мастера - Бертолотти, Маджини, Амати. Но, как и скрипку, довел виолончель до совершенства Антонио Страдивари. Много делал виолончелей один из любимых учеников Страдивари - Карло Бергонци. Его инструменты считаются одними из лучших.

Как и альт, виолончель не сразу заняла в музыке заметное место. Долго ей поручали в оркестре только сопровождение, причем и в сопровождении она нередко не была самостоятельной, а лишь дублировала партии других инструментов. Но необыкновенные качества ее были в конце концов замечены, большие музыканты совершенствовали приемы игры, композиторы стали поручать ей отдельные партии в оркестре, а затем признали ее и солирующим инструментом. Сейчас виолончелисты участвуют во многих международных конкурсах наравне со скрипачами и пианистами, а произведения, написанные специально для виолончели, неотделимы от остального музыкального богатства.

Семейство скрипичных завершает еще один представитель - контрабас.

О его форме нужно сказать особо. Попробуйте мысленно увеличить скрипку до размеров контрабаса - и совпадения не получится. У контрабаса покатые плечи - те части корпуса, которые прилегают к шейке. Нижняя дека у него более плоская, чем у скрипки, и вырезы по бокам не такой формы. Считается, что контрабас еще «недопроизошел» - не завершил свой переход от виол к скрипичным. Даже размеры не устоялись - в разных мастерских делают контрабасы разной величины, от 180 до 200 сантиметров длиной. Поэтому контрабасистам иногда приходится нелегко: возить с собой на гастроли такой большой инструмент трудно, а там, в другом городе, может попасться контрабас непривычных размеров.

Есть у этого инструмента не преодоленный до сих пор недостаток - так называемый контрабасовый гул, которым сопровождается его звучание. Но, несмотря на это, в оркестре контрабас незаменим - только у него из всех инструментов низкого регистра звук такой густой и плотный. Старые мастера строили небольшие басовые инструменты с чистым, без гула, звучанием, но таких инструментов сохранилось очень мало.

Все инструменты семейства скрипичных в разное время вводились в джазовые оркестры и ансамбли, но только контрабас прочно обосновался в них. Были и есть среди джазовых контрабасистов свои виртуозы, свои звезды. И несмотря на появление такого более подходящего для джаза инструмента, как басовая электрогитара, далеко не все джаз-оркестры поспешили отказаться от контрабаса.

Казалось бы, контрабас никак не подходит для сольных выступлений, его дело - сопровождение. Но это не так. Есть музыканты, которые преодолевают сложившуюся специфику инструмента и доказывают, что в нем таятся еще не открытые возможности. Может быть, вам удастся попасть на сольный концерт контрабасиста или хотя бы купить пластинку с записью такого концерта, тогда вы сами убедитесь в этом.

Вот мы и познакомились с четырьмя родственниками из семейства скрипичных - скрипкой, альтом, виолончелью, контрабасом. Их роль в современной музыке огромна, ее нельзя уже поручить никаким другим инструментам. Без них нет ни симфонического, ни камерного оркестра, нет струнного трио, квартета, квинтета, нет многих народных ансамблей. И в то же время каждый из них - великолепный солист.

скрипка + альт + виолончель

Альтернативные описания

Три одинаковых карты (карточный термин)

Ансамбль исполнителей

Группа «Иванушки-Интернешнл» по своему составу

Группа «Лицей» по своему составу

Музыкальный ансамбль

Музыкальный коллектив

Музыкальный ансамбль из трех исполнителей

Название группы музыкантов

Среднее между дуэтом и квартетом

Ансамбль из 3 исполнителей

Полтора дуэта

Квартет, потерявший солиста

Скрипка, альт и виолончель собранные вместе

Спевшаяся тройка

Карточная игра

Музыкальное произведение для трех исполнителей

Песня «на троих»

Септет минус квартет

Группа «Сливки»

Квартет без одного

Ансамбль «на троих»

Между дуэтом и квартетом

Соло + дуэт

Дуэт, ..., квартет

Тройка исполнителей

Треть нонета

Песня в три горла

Квартет минус соло

Слияние соло и дуэта

Мандолина, гитара и бас

Терцет (муз.)

Два певца и баянист

Три исполнителя

Квартет, потерявший певца

Хор из троих

3 музыканта, решивших сыграть хором

Музыкальная троица

Меньше квартета

3 солиста, решивших спеть хором

Три музыканта, решивших сыграть хором

Трое в ансамбле

Три солиста, решивших спеть хором

. «шестирукий» ансамбль

Три певца, собравшиеся вместе

Круче дуэта

Половина секстета

Солист и дуэт на совместных гастролях

Emerson Lake & Palmer

Ансамбль «Маренич» по своему составу

Дважды квартет минус квинтет

Трое на сцене

Музыкальный терцет

Объединение трех солистов

Чуть больше, чем дуэт

Меньше, чем квартет

Хор из трех певцов

То же, что терцет

Результат «скрещивания» дуэта и солиста

Ансамбль из трех исполнителей

Музыкальное произведение для трех исполнителей (музыкантов, певцов, танцовщиков) с самостоятельными партиями для каждого

Ансамбль из трёх исполнителей

Виолончель – это струнно-смычковый инструмент, обязательный участник симфонического оркестра и струнного ансамбля, обладающий богатой техникой исполнения. Благодаря своему сочному и певучему звучанию зачастую применяется как солирующий инструмент. Виолончель широко используется, когда нужно выразить в музыке печаль, отчаяние или глубокую лирику и в этом ей нет равных.

В отличие от скрипки и альта , на которые внешне она очень похожа, виолончель держат не в руках, а ставят вертикально. Интересно, что одно время на ней играли стоя, расположив на специальном стуле, только потом придумали шпиль, который упирается в пол, тем самым поддерживая инструмент.

Удивительно, что до творчества Л.В. Бетховена композиторы не придавали особого значения певучести этого инструмента. Однако, получив признание в его произведениях, виолончель заняла важное место в творчестве романтиков и других композиторов.

Звук

Имея густой, насыщенный, певучий, проникновенный звук, виолончель часто напоминает тембр человеческого голоса. Иногда кажется при сольных выступлениях, что она разговаривает и нараспев беседует с вами. Про человека мы бы сказали, что у него грудной голос, то есть идущий из глубины грудной клетки, а может быть и самой души. Именно таким завораживающим глубинным звуком и удивляет виолончель.

  • Граф Вильегорский владел двумя прекрасными виолончелями Страдивари. Одной из них позже обладал К.Ю. Давыдов, потом Жаклин дю Пре, сейчас на ней играет известный виолончелист и композитор Yo-Yo Ma.
  • Однажды в Париже был устроен оригинальный конкурс. В нём принял участие великий виолончелист Казальс. Изучалось звучание старинных инструментов, изготовленных мастерами Гварнери и Страдивари, а также звук современных виолончелей, сделанных на фабрике. Всего приняли участие в эксперименте 12 инструментов. Свет погасили в целях чистоты эксперимента. Каково же было удивление жюри и самого Казальса, когда, послушав звучание, судьи отдали современным моделям за красоту звучания в 2 раза больше баллов, чем старинным. Тогда Казальс сказал: «Предпочитаю играть на старых инструментах. Пусть они проигрывают в красоте звука, но у них есть душа, а нынешние имеют красоту без души».
  • Виолончелист Пабло Казальс любил и баловал свои инструменты. В смычок одной из виолончелей он вставил сапфир, который подарила ему королева Испании.
  • Большую популярность завоевала финская группа Apocalyptika. В её репертуаре тяжёлый рок. Удивительно то, что играют музыканты при этом на 4 виолончелях и ударных. Такое использование этого смычкового инструмента, всегда считавшегося душевным, мягким, проникновенным, лирическим, принесло группе всемирную известность. В названии группы исполнители соединили 2 слова Apocalypse и Metallica.
  • Известная художница-абстракционистка Джулия Борден рисует свои удивительные картины не на холсте или бумаге, а на скрипках и виолончелях. Для этого она снимает струны, зачищает поверхность, грунтует её и затем наносит красками рисунок. Почему она выбрала для картин столь необычное размещение, Джулия объяснить не может даже себе самой. Она рассказала, что эти инструменты будто тянут её к себе, вдохновляя на выполнение очередного шедевра.
  • Музыкант Ролдугин купил виолончель «Стюарт», сделанную мастером Страдивари в 1732 году за 12 млн $. Первым её владельцем был король Пруссии Фридрих Великий.
  • Стоимость инструментов Антонио Страдивари самая высокая. Всего мастер изготовил 80 виолончелей. На сегодняшний день по подсчётам специалистов сохранилось 60 инструментов.
  • В Оркестре Берлинской филармонии играет 12 виолончелистов. Они прославились тем, что ввели в репертуар множество аранжировок популярных современных песен.
  • Классический вид инструмента изготавливается из дерева. Однако некоторые современные мастера решили поломать стереотипы. Например, Луис и Кларк производят виолончели из углеродного волокна, а компания Алкоа с 30-х годов прошлого века выпускает алюминиевые виолончели. Этим же увлёкся и немецкий мастер Pfretzschner.
  • Ансамбль виолончелистов из Санкт-Петербурга под руководством Ольги Рудневой имеет довольно редкий состав. В ансамбле участвуют 8 виолончелей и рояль.
  • В декабре 2014 года южноафриканец Карел Хенн поставил рекорд по продолжительности игры на виолончели. Он играл беспрерывно 26 часов и попал в книгу рекордов Гиннеса.
  • Мстислав Ростропович, виолончельный виртуоз 20-го века, внес значительный вклад в развитие и продвижение виолончельного репертуара. Он впервые исполнил более ста новых произведений для виолончели.
  • Одной из самых известных виолончелей является “Король”, который был сделан Андрэ Амати между 1538 и 1560. Это - одна из самых старых виолончелей и находится она в Национальном музыкальном музее Южной Дакоты.
  • Не всегда использовались 4 струны на инструменте, в 17-18 веках были пятиструнные виолончели в Германии и Нидерландах.
  • Первоначально струны изготавливались из овечьих потрохов, позже их заменили металлические.

Репертуар

У виолончели очень богатый репертуар из концертов, сонат и других произведений. Возможно самые известные из них - это шесть сюит И.С. Баха для виолончели соло, вариации на тему рококо П.И. Чайковского и "Лебедь" Сен-Санса. И. С. Бах - Сюита №1 соль мажор (слушать)

П.И.Чайковский. - Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (слушать)

А. Дворжак - Концерт для виолончели с оркестром (слушать)

К. Сен-Санс - "Лебедь" (слушать)

И. Брамс - Двойной концерт для скрипки и виолончели (слушать)