Социализация как процесс инкультурации. Социализация и инкультурация, их виды и формы

Социализация как инкультурация

Социальные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления и которые определяют содержание социализации, могут быть проанализированы как ситуации собственно межличностного взаимодействия (как влияние «других людей») и как ситуации влияния общества в целом. Последнее же всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение, так как включает в себя, помимо общественных отношений, социальных институтов и коллективных представлений, еще и культуру (или культуры). Внимание исследователей к роли куль­туры в индивидуальном развитии связано в основном с очевидным контрастом между разнообразием обычаев, верований, нравов разных народов. Если для общей психологии интересна роль культуры в формировании психических процессов, то социальная психология ориентирована па анализ факторов культуры в социальном развитии личности - форми­ровании социального повеления, становлении системы персональных ценностей и Я-концепции.

В определяющем значении культуры для человека в его социальном качестве легко убедиться: достаточно оказаться в ином культурном ок­ружении или просто столкнуться с другой культурой, как казавшиеся очевидными нормы социального поведения (от нормативов величины межличностной дистанции в общении до норм взаимопомощи, отноше­ний доминирования/подчинения, способов разрешения конфликтных ситуаций) перестанут быть таковыми.

Любая культура имплицитно несет в себе нормативный образ чело­века, существующий па уровне индивидуального и общественного соз­нания. Именно этот нормативный канон человека в культуре определяет особенности социализации: будет ли поддерживаться различными ее ин­ститутами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллектив­ные достижения, интернальный или экстернальный локус контроля, множественность или структурная собранность Я-концепции.

Таким образом, если в качестве ведущей задачи социализации выде­лить задачу межпоколенной трансмиссии культуры, т.е. задачу «переда­чи по наследству», от поколения к поколению всех свойственных кон­кретной культуре особенностей, то социализация может быть понята как процесс вхождения человека в культуру своего народа, а сам термин за­менен термином инкулътурация.

Понятие инкультурации было введено в научный обиход американ­ским культурантропологом М. Херсковицем. Процесс инкультурации начинается с момента рождения - с приобретения ребенком первых на­выков и освоения речи, а закапчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах со­циализации, а под руководством старших па собственном опыте, т. е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в культуре: в языке, ритуалах, ценностях и т. п.

В качестве основного механизма трансляции культуры па групповом уровне выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее вида:

Вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценно­сти, умения, верования и т. и. передаются от родителей к детям;

Горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ре­бенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

«непрямую» трансмиссию, при которой индивид обучается в специа­лизированных институтах социализации (школах, вузах), а также па практике - у окружающих его людей.

Социализация как интернализация

Процесс социализации может быть рассмотрен с точки зрения того содержания, которое заложено в социальном влиянии па личность, и, следовательно, механизмов трансляции социального опыта: в атом случае социализация выступает как интернализация. В социально-психологи­ческой литературе, посвященной проблеме социализации, можно встре­тить две трактовки понятия иптернализации: в широком смысле она понимается как синоним социализации, в узком - как ее частная ва­риативность, как совокупность мотивационных и когнитивных процес­сов, с помощью которых внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности.

Данный подход наиболее насыщен эмпирическими исследованиями. Практически любое исследование в рамках проблематики социализации так или иначе обращается к содержанию усваиваемого индивидом соци­ального опыта. При этом, как правило, речь идет о двух основных харак­теристиках данного процесса:

Усвоение моделей поведения;

Усвоение социальных значений: символов, ценностей и установок.

В исследованиях, посвященных процессам иптернализации поведен­ческих (в частности, ролевых) моделей, отмечается:

1. Интернализация ролей зависит от степени объективной и субъектив­ной значимости самой модели (например, статуса значимого другого, чье поведение служит моделью).

2. Успешность интернализации индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его социального окружения. В исследованиях, обращающихся к изучению личностных диспози­ций (ценностей, установок, структур самосознания), выступающих как результат интернализации социальных требований, тоже можно выде­лить определенные общие положения:

1 Индикатором, позволяющим говорить об усвоении социальных тре­бований па уровне личностных диспозиций, является реальное пове­дение личности.

2 Основным фактором успешности процесса иптерпализации выступа­ет степень осознанности ишернализуемых влияний.

В различных теоретических ориентациях акцентируются разные ме­ханизмы интернализации. В необихевиористских теориях социального научения подчеркивается роль наблюдаемого поведения; в психоанали­тических социально-психологических теориях акцентируется внимание на механизме рационализации.

Как говорилось ранее, социализация - это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Обе части единого процесса необходимы. Социальные роли можно только осваивать - постигать их на практике, постоянно повторяя и исполняя их. Культурные нормы можно только усваивать - изучать их, обучаться им от других (агентов социализации). Как правило, культурные нормы, в том числе нравственные ценности и идеалы, передаются от старшего поколения к младшему. И не просто передаются, но учение сопровождается поучением, т.е. моральными наставлениями. Иными словами, воспитанием. Все вместе это называется культурологами инкультурацией (рис. 9.3).

Процесс социализации означает превращение человека в индивида, а индивида - в личность. Через освоение ролей индивид становится общественно активным, а через усвоение культурных норм и нравственных ценностей - духовно зрелой личностью. Социальный индивид и нравственная личность - разные явления.

Благодаря социализации индивид приобретает такие черты, которые можно считать универсальными для всех культур, а именно язык, статусы, роли. Благодаря инкультурации индивид при-

См.: Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов 1и др.]. Мн.: Книжный дом, 2003.

обретает такие черты, которые присущи только этой национальной культуре, но прежде всего - морально-нравственные ценности.

Рис. 9.3.

Инкультурация, или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок, или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение («приглядывание») являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он подсматривает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию, и процесс инкультурации затрудняется.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными - родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения культурологии представляет совокупность определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря, совсем другое - поведение культурного человека. Последнего учат всему, в том числе и языку жестов. Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас тому, что, когда и как следует есть.

Социализация - врастание в общество, становление человека социального; инкультурация - срастание с родной культурой, становление человека воспитанного.

Две составные части процесса социализации (см. рис. 9.3) важны как сами по себе, так и в своем единстве. Первая часть - начальный и самый простой процесс, так как социализация - это, по сути, продолжающаяся в течение всей жизни попытка человека быть как все, стать похожим на других членов общества. Инкультурация - поздний и более сложный процесс. Благодаря усвоению культурных норм поведения и высоких нравственных ценностей человек выделяется среди других, возвышается над усредненной массой и становится в конечном счете личностью. Личность - относительно поздний продукт социального и духовного развития. Социализация представляет собой процесс передачи культурных ценностей от одного поколения к другому.

Инкультурация означает в том числе, но не исключительно, процесс воспитания.

Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Оно включает систему педагогических практик. Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник) - способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Сущность воспитания - нравственное совершенствование человека, приращение в культурном и социальном плане.

Выводы: социализация предполагает две составные части - социальную и духовно-нравственную. Первая называется социализацией в узком смысле, вторая - инкультурацией.

Инкультурация - продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. В отличие от инкультурации аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Полное погружение в чужую культуру, предполагающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией.

Поверхностное приспособление к внешней среде, требующее кардинальных изменений не структуры ценностных ориентаций, стиля мышления и образа жизни, но лишь поведенческих моделей, называется адаптацией. Адаптация представляет элемент, составную часть социализации. Когда взрослый человек приезжает на время в другую страну, ему приходится адаптироваться к непривычным традициям, нормам, языку. Когда же он переезжает постоянно в другую страну, ему приходится социализироваться. Способность к адаптации с возрастом снижается.

Социальные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления и которые определяют содержание социализации, могут быть проанализированы как ситуации собственно межличностного взаимодействия (как влияние «других людей») и как ситуации влияния общества в целом. Последнее же всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение, так как включает в себя, помимо общественных отношений, социальных институтов и коллективных представлений, еще и культуру (или культуры). Внимание исследователей к роли культуры в индивидуальном развитии связано в основном с очевидным контрастом между разнообразием обычаев, верований, нравов разных народов. Если для общей психологии интересна роль культуры в формировании психических процессов, то социальная психология ориентирована на анализ факторов культуры в социальном развитии личности – формировании социального поведения, становлении системы персональных ценностей и Я-концепции.

В определяющем значении культуры для человека в его социальном качестве легко убедиться: достаточно оказаться в ином культурном окружении или просто столкнуться с другой культурой, как казавшиеся очевидными нормы социального поведения (от нормативов величины межличностной дистанции в общении до норм взаимопомощи, отношений доминирования/подчинения, способов разрешения конфликтных ситуаций) перестанут быть таковыми.

Любая культура имплицитно несет в себе нормативный образ человека, существующий на уровне индивидуального и общественного сознания. Именно этот нормативный канон человека в культуре определяет особенности социализации: будет ли поддерживаться различными ее институтами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллективные достижения, интернальный или экстернальный локус контроля, множественность или структурная собранность Я-концепции.

Таким образом, если в качестве ведущей задачи социализации выделить задачу межпоколенной траснмиссии культуры, т. е. задачу «передачи по наследству», от поколения к поколению всех свойственных конкретной культуре особенностей, то социализация может быть понята как процесс вхождения человека в культуру своего народа, а сам термин заменен термином инкультурация.

Понятие инкультурации было введено в научный обиход американским культурантропологом М. Херсковицем. Процесс инкультурации начинается с момента рождения – с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т. е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации – человек, компетентный в культуре: в языке, ритуалах, ценностях и т. п.

В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее вида:

– вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т. п. передаются от родителей к детям;

– горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

– «непрямую» трансмиссию, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике – у окружающих его людей.

Влияние культуры на личность происходит в процессе инкультурации и социализации , с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.

Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценности общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве члена общества.

В отличии от социализации понятия инкультурации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, с другой – человек сам влияет на свою культуру.

Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (типы общения с другими людьми, форма контроля общественного поведения и эмоций, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д.).

Результатами инкультурации является сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации является более сложным, чем процесс социализации.

Основными механизмами инкультурации является имитация (повторение людьми привычных навыков поведения, наблюдаемых в поведении других людей) и идентификация (в ходе которой детьми усваивается поведение родителей). Помимо данных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные механизмы – стыд и вина.

Основными агентами социализации и инкультурации являются семья, группа сверстников, учебные заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации.

На разных этапах жизни эти факторы действую по-разному.

В раннем детстве ведущую роль в развитии играет семья. В последующем действуют и другие факторы.

Процессы социализации и инкультурации долговременные, действуют на протяжении всей жизни человека. В результате социализации и инкультурации человек обретает способность к самостоятельному освоению социокультурной реальности, накапливает собственный жизненный опыт, начинает играть различные социальные роли.

Культура и личность

Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» - единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу объективных и субъективных условий.

Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами).

Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.

Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.

Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.

Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.

Система ценностей,оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.

Сама личность как ценность, по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.

Культура позволяет человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.

Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

В гуманитарных исследованиях часто используются такие понятия, как инкультурация и социализация. Что они означают?

Что представляет собой инкультурация?

Под инкультурацией понимается формирование у кого-либо приверженности к определенным культурным ценностям, нормам, традициям, обычаям, символам. Обычно данный процесс носит односторонний характер: человек, как правило, только принимает нормы культуры. Редко бывает, что он оказывается способен оказать значительное влияние на соответствующие нормы, которые складываются в течение очень долгого времени.

Инкультурация возможна как в процессе взаимодействия с обществом, так и вне прямого контакта с ним - например, посредством чтения книг, просмотра видео, прослушивания аудиозаписей. Интересно, что в ходе самостоятельной инкультурации человек может впитать существенно больший объем норм культуры какого-либо народа, чем даже представитель соответствующей нации. При этом объем осваиваемых норм культуры легко регулировать самостоятельно.

Что представляет собой социализация?

Под социализацией понимается формирование у кого-либо необходимых коммуникационных качеств, культурных и этических установок, которые нужны для комфортного взаимодействия с другими людьми. При этом в процессе социализации человек сам может передавать обществу некоторые знания, способные повлиять на текущие нормы и механизмы, принятые другими людьми как стандартные, сложившиеся. Рассматриваемый процесс - двусторонний.

Социализация крайне затруднена без участия общества - в отличие от инкультурации, при которой человек может научиться всем необходимым качествам и установкам альтернативным способом. Например, как мы отметили выше, в процессе чтения книг, просмотра видео, прослушивания аудиозаписей. Хотя бы потому, что обучение чтению, языкам первоисточников, которые могут пригодиться при освоении аудио- и видеозаписей, также является элементом социализации.

Рассматриваемый процесс имеет особенность - постоянство воздействия на человека, если он так или иначе будет контактировать с социумом. Регулярное общение гражданина с другими людьми в любом случае обеспечит для него в той или иной степени интенсивную социализацию, и ее объем может быть ничем не ограничен. Равно как и дополнение социальных знаний собеседников человека теми сведениями, которыми он с ними поделится.

Сравнение

Главное отличие инкультурации от социализации - в том, что первый процесс носит обычно односторонний, второй - двусторонний характер. Отчасти это предопределяет наличие другого значимого критерия разницы между рассматриваемыми понятиями - возможности инкультурации без общения человека с другими людьми, по источникам. Объем получаемых знаний в рамках инкультурации человек, как правило, может контролировать сам. При социализации это осуществлять трудно - общество так или иначе будет воздействовать на него, если он, конечно, станет поддерживать общение с другими людьми.

Инкультурация, безусловно, может быть и чаще всего является элементом социализации. Современные общества в значительной степени функционируют на основе норм культуры, которые передаются из поколения в поколение в процессе социализации людей.

Определив, в чем разница между инкультурацией и социализацией, отразим выводы в таблице.

Таблица

Инкультурация Социализация
Что общего между ними?
В современных сообществах инкультурация, как правило, является частью социализации, поскольку нормы культуры во многом влияют на правила коммуникации людей друг с другом, формируют набор необходимых для общения навыков
В чем разница между ними?
Носит преимущественно односторонний характер Носит преимущественно двусторонний характер
Инкультурация человека возможна без участия общества Социализация крайне затруднена без общения человека с обществом
Человек в процессе инкультурации, как правило, имеет возможность контролировать объем получаемых знаний о нормах культуры Человек в процессе социализации постоянно принимает от общества новые нормы - их объем может быть ничем не ограничен