Сочинение по картине портрет сына. Сочинение по картине Тропинина Портрет сына (описание)

Портрет Арсения Тропинина, сына художника (ок. 1818), Государственная Третьяковская галерея, Москва

Арсений был единственным сыном Тропинина. Свободу он получил -пятью годами позже отца, когда ему было двадцать лет. Есть сведения, что Арсений продолжил дело Тропинина и тоже стал художником. Их связывали теплые отношения -после смерти Анны Ивановны Тропининой Арсений Васильевич нежно опекал старого живописца, стараясь как можно уютнее устроить его жизнь. На этом проникновенном портрете мальчику около десяти лет. Портрет принадлежит к ряду "детских" работ Тропинина. Он, с одной стороны, исполнен в "доромантической" стилистике, отличающей раннее творчество Тропинина, а с другой, несет на себе все приметы того, условно говоря, "просветительского" отношения к детству, которое всегда было характерно для художника. Апологеты эпохи Просвещения исповедовали культ "натуры", в каждом ребенке видя еще "не испорченный" цивилизацией и неправильным воспитанием "чистый лист бумаги". Они утверждали - те письмена, что будут на нем начертаны, полностью зависят от устройства общества. Тем самым как бы задавался путь его реформирования.

Именно такую благодарную природу - «натуру» нашел Тропинин в детях.

Тропинин Василий Андреевич
(1776 - 1857)
Галерея - Дети


В.А.Тропинин, под влиянием преобладающих в начале столетия романтических художественных настроений, плодотворно использовал традиции сентиментализма конца XVIII века, основанного на культе природы, естественных человеческих чувств. Это придало его произведениям оттенок задушевности и серьезности, мечтательной грусти.

Сам художник говорил, что «лучший учитель - природа, нужно предаться ей всей душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек делается чище, нравственнее».

Именно такую благодарную природу - «натуру» нашел Тропинин в детях. Добрый и отзывчивый, Тропинин первый из русских художников создал так много детских портретов. Он изображает детей с животными, птицами, игрушками, музыкальными инструментами.


Мальчик, тоскующий об умершей птичке
1829г, холст, масло
Областной Xудожественный музей, Ивaново


На академической выставке 1804 г., наряду с работами Кипренского, Акимова, А.Иванова, Боровиковского, Угрюмова и Щедрина, выставлялась и работа Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей птичке», сюжет которой был взят у особо популярного тогда Грёза. Картина была замечена самой императрицей.
Это повторение сгоревшей картины 1804 г.



«Портрет князя Михаила Александровича Оболенского ребенком»
1812
Жесть, масло 14 x 12
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Москва


Девочка с собакой
(Копия картины Ж.-Б. Грёза)
1820-30г, холст, масло
Частное собрание, Россия



«Девочка с куклой»
1841г.


Мальчик с жалейкой
(Портрет Ираклия Моркова)
1810е гг, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


«Портрет сына Арсения Васильевича Тропинина»
1818г.
Холст, масло 40,4 x 32
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Голова девочки»
Этюд
1831
Холст, масло.
Частное собрание


Портрет сына(?) художника за мольбертом
1820е гг, холст, масло, 66,5 х 57,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет В.И. Ершовой с дочерью
1831г, холст, масло
Государственный художественный музей Белорусии, Минск


«Портрет В.И. Ершовой с дочерью» - один из лучших у художника. Сам тип двухфигурного изображения вошел в русскую живопись вместе с сентиментализмом.

Однако, при сохранении идеи произведения - показать душевное родство близких людей - вместо характерного для таких портретов намеренного выражения чувств с оттенком театральности, Тропинин передает непосредственное проявление материнской нежности и гордости своим ребенком.

С любовью к маленькой модели выражено эмоциональное состояние девочки, доверчиво прильнувшей к матери, ищущей у нее поддержки. Атмосфера теплоты и домашности качественно выделяет «Портрет В.И. Ершовой с дочерью» в ряду работ того же типа в русском и западноевропейском искусстве.



Мальчик с книгой


Портрет мальчика Козакова
1820-е гг, холст, масло
Самарский художественный музей


Мальчик с мертвым щегленком
Ивановский областной художественный музей


Мальчик со щеглом


Мальчик с топориком
Екатеринбургский музей изобразительных искусств


Портрет мальчика
1809г, холст, масло
Житомирский краеведческий музей, Украина


В.А.Тропинин
Девочка с попугаем
1810е гг, холст, масло


В.А.Тропинин
Девочка с канарейкой
1810е гг, холст, масло

Сочинение по картине В.А. Тропинина «Портрет сына» способствует развитию исследовательских и творческих навыков учащихся, умению описывать внешность человека, знакомит с портретным жанром. Сочинение пишется в 7 классе средней школы.

Сочинение по картине «Портрет сына». 7 класс

Василий Андреевич Тропинин родился в 1776 году в семье крепостных. Учился на бесплатных курсах в Санкт-Петербурге, но профессиональным художником не стал, потому что оставался крепостным. До 1821 года жил на Украине, исполняя обязанности управляющего имением.

Тропинин постоянно рисовал, развивал свой художественный талант. В основном он писал портреты своих близких, людей из окружения. В 1807 году Василий Андреевич женился. Вскоре у него родился сын Арсений. В 1823 году художник получил свободу и в том же году выставил на суд зрителей .

Тропинин получил звание профессионального художника, а уже через год стал академиком. Умер В.А. в 1857 году признанным художником, мастером портрета.

Одним из лучших портретов В.А. Тропинина считается «Портрет сына», написанный в 1818 году. Художнику нравилось рисовать детей, им было создано около двадцати образов подростков. Но особой прелестью полон портрет сына художника Арсения.

На картине мы видим миловидного мальчика, изображенного погрудно. Арсений сидит вполоборота к зрителю, а его большие миндалевидные глаза устремлены куда-то вдаль. Портрет выполнен в теплой золотисто-коричневой цветовой гамме. Кажется, весь мир любуется мальчиком: его выразительными глазами; пухлыми губами; вьющимися, залитыми солнцем, светло-русыми волосами; нежным румянцем на щеках.

Художнику удалось запечатлеть краткий миг спокойной безмятежности ребенка. Арсений серьезен, но, кажется, еще одна секунда - и мальчик сорвется с места и побежит по своим неотложным мальчишечьим делам.

С особой тщательностью художник выписывает одежду мальчика, ведь она помогает еще полнее раскрыть его образ. Ворот пестрой рубашки с аккуратно подшитым белым воротничком широко распахнут. Поверх рубашки надет пиджак из плотной, прочной ткани. Одежда основательна, но слегка небрежна.

Чувствуется, что Арсений, такой серьезный на картине, любит побегать и поиграть с ребятами. Белый воротничок оттеняет лицо мальчика, наполняя его дополнительным светом. Созданный художником портрет сына хорошо передает чарующий образ детства, раскрывает хрупкий внутренний мир ребенка.

Будучи уже признанным художником, Тропинин оставался крепостным графа Моркова. В украинском именин Кукавка Тропинин исполнял обязанности домашнего живописца и лакея.
Для одного из крупнейших русских живописцев своего времени, немолодого человека, обремененного семьей, положение крепостного становилось все горше и унизительнее. Мечты о творческой свободе, о независимом от прихотей самовластного вельможи образе жизни не оставляли художника. И подспудно они сказались в этом незаказном домашнем портрете, наполнив его поразительным ощущением эмоциональной раскованности и чистоты.

«Портрет человека пишется для памяти близких ему людей, людей его любящих». Эти слова Василия Андреевича Тропинина вспоминаются, когда мы смотрим на портрет его сына.

Художник работал над этим портретом с особым подъемом.
Он как бы изливает свою душу. С сокровенной интимностью он раскрывает свою веру в светлое предназначение человека, в ценность личности людской.
Перед зрителем предстает мир юной мечты, озаренный особенно пронзительной и щемящей доверительностью. Мастер словно раскрывает нам свой секрет, драгоценную тайну, которую художник тщательно хранит.

„Портрет сына"... ...Освещенное трепетным светом возникает лицо мальчика. Только что он был занят детскимн играми и забавами, поэтому расстегнут воротник рубашки, слегка разметались волосы, но сейчас его внимание привлекло что-то, и он необычайно серьезен Куда-то в неведомые нам дали глядит этот кудрявый мальчик, с тонкими, вдохновенными чертами лица. Голова повернута влево.Туда же направлен взгляд широко открытых, сосредоточенных глаз. Сколько в облике этого ребенка изящества и благородства, внутренней красоты! Все гармонично в этом полотне: чуть вздернутые тревожно брови, ласковый, но беспокойный взор, целомудренный, мягко очерченный рот, округлый подбородок.
Все, все до малейшей черточки в холсте наполнено любовью художника к своему детищу, своей надежде.
Сколько в облике этого ребенка изящества и благородства, внутренней красоты!
Написанный в теплых, золотистых тонах, портрет, создает лирический запоминающийся образ
Мы не ведаем, о чем думал Тропинин, когда создавал свой шедевр, но верится: он мечтал видеть своего сына вольным человеком, освобожденным от унизительных оков крепостного рабства.
Тропинин получил свободу только в 47 лет, а сын остался крепостным, и это было большим горем художника.
Бесконечно трудно даже представить себе весь сложный комплекс чувств, владевших в тот миг сердцем живописца, но его кисть, движимая гуманизмом, душевным теплом и великолепным талантом, создала один из лучших детских портретов не только отечественной, но и мировой живописной школы.

Василий Тропинин был крепостным, поэтому не имел не только отчества, но и фамилии: Васька, Васютка, –– и всё. Родился он в Новгородской губернии, рос смышленым, и барин, граф Миних, отдал его в губернское училище постигать грамоту. Мальчик учился прилежно, но через два года его возвратили в имение и сделали «казачком» –– натирать господскую обувь, бегать по поручениям и заменять при надобности лакея. Потом Миних отдал его в качестве приданого своей младшей дочери, которая вышла замуж за генерала Моркова и уехала в Могилево-Подольск.
Помещики в Могилево-Подольске важничали, если имели у себя «ученых поваров», но у Моркова такого повара не было, поэтому он решил отправить Василия в Петербург, чтобы выучился кондитерскому искусству.

В Петербурге в ту пору Академия художеств объявила набор учеников. Василий страстно любил рисовать. У Миниха разрисовывал стены девичьей яркими цветочками, и это нравилось девушкам, да и граф был приятно удивлен. А в поместье Моркова иногда копировал картины, развешенные в парадных комнатах.
Крепостных в Академию не брали, но крепостники обходили этот параграф. И когда Василий рискнул попросить разрешения у Моркова, тот согласился, приписав в письме: «Если не оправдаешь средств, затраченных на твое обучение, будешь возмещать».
И Тропинин успевал выпекать торты, украшая их Аполлонами и Дианами, делать конфеты и заниматься живописью. Его талант и упорство были необыкновенны, –– Тропинин стал одним из лучших учеников Академии, получая за свои работы первые номера и медали.
Но Морков отозвал его.

Снова генеральская усадьба. Кухня, прислуживание за столом, и живопись, которой можно отдать свободный час. Василий Тропинин писал заказные портреты помещиков, а для души –– крестьян в их редкие счастливые минуты. Кисть его постепенно набирала силу, портреты наполнялись живой кровью и плотью. О Тропинине заговорили в округе, художник становился известным. Но горько было жить, затянутым в лакейскую ливрею! От нее избавил лишь случай, когда в усадьбу Моркова заглянул какой-то ученый иностранец и генерал решил похвастаться своим художником. Увидев работы Тропинина, иностранец был поражен! Но еще больше его поразило, когда за обедом Василий Андреевич вышел с накрахмаленной салфеткой, перекинутой через руку. Недолго думая, иностранец подал Тропинину стул, смутив и сконфузив хозяина. С тех пор Василий Андреевич не служил за столом. А генерал Морков, когда-то предпочитавший Тропинина-кондитера Тропинину-художнику, стал вдруг ревностным ценителем искусства своего крепостного. За порчу картин Тропинина взыскивал даже с дочерей. Более того, стал заботиться о его здоровье.

Заказы сыпались на Василия Андреевича один за другим. От усталости он порой засыпал за работой. Но не парадные портреты помещиков стали главной его заслугой, его славой, а портреты крепостных. Российское общество после победы над Наполеоном повернулось наконец лицом к своему народу, приветствуя жизненную правду изображения и сюжета. Тропининские сюжеты были незамысловаты, зато исполнены горячей любви к своей натуре и веры в высокое предназначение искусства.
В 1818 году художник написал портрет своего сына Арсения при утреннем освещении. (Отец на сеансах старательно подбирал краски, а сын рвался на улицу).
«Портрет сына» Василий Андреевич выставил в Москве, когда поехал в первопрестольную с генералом Морковым. И сразу стало понятно, что это один из шедевров русской живописи первой половины XIX века. Никто никогда не писал так портретов: бесхитростно, простодушно, но при этом соблюдая точные правила живописи. Ценители таланта Тропинина потребовали у Моркова освободить художника. Судьба Василия Андреевича стала предметом разговора даже в высоких кругах. Был момент, когда граф Дмитриев, выиграв у Моркова в карты большую сумму, предложил ему простить карточный долг, если тот даст Тропинину вольную.
Дальше оставлять художника крепостным было нельзя, вокруг Моркова росло отчуждение. И он решился. Освобождение своего крепостного он обставил очень торжественно. В Пасху, когда православные, христосуясь, целуются и дарят друг другу пасхальное яичко, Морков вручил Тропинину вольную, по которой, согласно закону, отпускалась и супруга художника. Но сына Арсения Морков не отпустил. (Семья воссоединилась только через пять лет, когда умер старый граф, а его наследники не решились продолжать постыдное издевательство над известным теперь уже всей России художником).

И все равно Тропинин был рад! Его уже не продадут, как живописца Григория Озерова за две тысячи рублей ассигнациями. Его работы не затеряются в глубокой провинции. Правду изрек архитектор Баженов: «Хотя появились прямые и великого духа российские художники, оказавшие свои дарования, но цену им не многие знают, и сии розы от терний зависти либо невежества глохнут». Такая участь Василию Андреевичу уже не грозила.