Сочинение по картине «Летом» Пластова. Аркадий александрович пластов, краткая биография

У современного человека лето ассоциируется с беззаботным отдыхом, когда можно делать все, что угодно. Летом многие уезжают к морю или просто целыми днями отдыхают на пляже. И лишь немногие задумываются над тем, чем было лето для наших предков.

На картине Пластова «Летом» мы видим детей, которые отдыхают в березовой роще. Девочка собирает ягоды в кружку, а мальчик уснул. Рядом с детьми лежит большая собака - это преданный друг и охранник детей. Возможно, кто-то решит, что дети просто прогуливались по лесу, но это совсем не так. Истинное положение дел нам раскрывают корзинки, наполненные грибами до краев. И сразу становится ясно, что сельские дети приучены с малых лет помогать взрослым.

Картина показывает необходимость труда с раннего детства. Конечно, детей нельзя эксплуатировать, но помогать взрослым они должны с малых лет. Только таким способом можно вырастить трудолюбивого, честного и доброго человека, который не предаст и не бросит в беде.

Аркадий Александрович Пластов – знаменитый русский художник. Лето – одно из любимых художником времен года, поэтому много произведений посвящено именно ему. К таким произведениям относится и картина «Летом».

На картине художник изобразил жаркий летний день. Двое грибников: похоже мама и дочка – отдыхают в тени под березами. На переднем плане Пластов нарисовал девочку. На ней белое платье и алая косынка. Девочка сидит на траве, ее ноги вытянуты. Видимо, она устала от долгой ходьбы по лесу. Но даже и на отдыхе девочка занята делом. Она перебирает ягоды, отрывая их с веточки и опуская в кружку, которая стоит у девочки на коленях.

Рядом с девочкой лежит собака. Она тоже отдыхает, как и ее хозяева. День слишком жаркий. Собака устало опустила голову на лапы. На втором плане Пластов нарисовал спящую женщину. На ней синее платье и такой же яркий синий платок, которым женщина прикрыла лицо от солнца и от надоедливых мух. Одна рука женщины поднята вверх. Пластов заостряет внимание на этой руке. Она сильная, покрытая темным загаром. То есть это рука труженицы, которая не знает покоя.

А вокруг раскинулась лесная поляна, залитая ярким солнечным светом. В жарких лучах солнца листва на деревьях сверкает. Изумрудного цвета трава кажется такой мягкой и шелковистой. Желтые и синие цветы дополняют картину летнего дня. А наполненные до краев грибами ведро и корзина, кувшин с ягодой говорят о щедрости летней природы.

Когда я смотрю на картину А.А.Пластова «Летом», я вспоминают летние дни. И мне кажется, что я чувствую запах нагретой солнцем травы, ощущаю на лице тепло летнего ветерка, аромат лесных ягод, что самому хочется очутиться на этой лесной поляне и прилечь на мягкую траву.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

На картине художник изобразил трудолюбивую русскую женщину, которая с помощью внучки, собрала целую гору грибов и кувшин ягод. Рисуя картину, он восхищается трудолюбием женщин. Женщина научила маленькую девочку собирать грибы, передавая ей свой опыт.

Теплый приятный летний день. Бабушка с внучкой решили сходить в лес за грибами, в лесу жарко, солнце светит ярко, Долго они ходили по разным полянкам и собирали грибы, набрав целых две корзины грибов, они ощутили усталость. Нашли уютную полянку и сели под развесистыми ветвями берез, ее листья под лучами солнца красиво переливаются и радуют глаза зрителя. Бабушка прилегла отдохнуть и незаметно для себя уснула, девочка не стала ее тревожить. Внучка тем временем даром время не теряет, она нашла кустик с ягодами, сорвала с него веточки, теперь сидит и отделяет их от веточек и складывает в кружку. Крестьянки пришли в лес ни одни, с ними пришел их верный друг – старенький пес. Он тоже устал долго идти в лес и ждать пока его хозяйки соберут грибы, удобно присев около любимой хозяйки, он задремал, пока у него есть такая возможность.

Поляна заполнена высокой травой и цветами, здесь приятно пахнет свежестью и ароматными грибами. Щебет и трели птиц хорошо слышны, когда тихо сидишь на полянке, откуда-то издалека доносится голос кукушки, около ароматных цветов жужжат шмели и осы, порхают бабочки и летают стрекозы. Среди густой травы можно разглядеть синие колокольчики и белоснежные ромашки, художник прописал их очень точно, с любовью и нежностью. В корзине лежат разные грибы, здесь и белые грибы, и лисички. Сегодня девочку ждет вкусный ужин с грибами.

При написании картины художник использовал много зеленого цвета и его оттенков, чтобы естественнее передать зелень на полянке.

От картины веет тишиной и спокойствием, посмотрев на нее, тоже хочется отдохнуть и скушать пару лесных ягод.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

Пластов известный советский художник. Сначала учился в духовной семинарии, потом перешел в художественное училище. Рисовал пейзажи средней полосы и бытовые сцены сельских жителей. Сам из деревни и семьи потомственных иконописцев. Как выучился на художника в Москве, вернулся в свою деревню, где и прожил до конца своей жизни, рисуя своих односельчан и окружающую природу средней полосы России.

На картине «Летом» изображена одна из жанровых сцен сельской жизни. Возможно, нарисованы его знакомые по деревне. Тут присутствует и пейзаж, и бытовая сцена. Под тенью дерева расположилась девочка, спящая женщина и собака. Похоже, что это семья, которая с самого рассвета пошла по грибы, но вот уже солнце поднялось высоко, грибы собраны, а до родной деревни еще идти и идти… Поэтому они решили передохнуть в тени дерева и набраться сил для обратной дороги.

Мать девочки, или бабушку, сморило, и она уснула. По картине не совсем ясен возраст женщины, поэтому можем только предполагать. Сбоку изображена собака. Она тоже устала, прилегла и задремала. Хотя поза немного напряжена. И ощущается, что про свои обязанности сторожа не забывает. При любом шорохе готова вскочить и защищать своих людей от любой опасности. Одна девочка сидит и не спит. В руках у нее веточка с ягодой малины, которую она сосредоточенно ощупывает и потом кидает ягоды в кружку. Хороший урожай они собрали. Две полные корзины грибов и целый кувшин с малиной. Дома грибы сварят или засушат, а из малины скорей всего сделают варенье, чтоб зимой с чаем лакомиться и вспоминать летние деньки.

А на заднем плане картины раскинулась лесная полянка, утопающая в зелени и цветах. По всей картине разливается солнечный свет и передает ощущение усиливающей жары. Наверное, сейчас около полудня. И вторая половина лета, судя по богатому сбору ягод и грибов.

От картины исходит умиротворение и даже радость… Теплые летние дни, сочная зеленая трава, по которой хотелось бы пробежаться босиком, расслабленные люди, отдыхающие после выполненной работы… Сочетание ярких цветов и оттенков успокаивает, и передают радостное настроение зрителю. И так художник хорошо передал летние мотивы, что хочется сделать шаг и оказаться в этой лесной идиллии.

На этой странице искали:

  1. сочинение по картине рылова в голубом просторе читать 3 класс
  2. а а рылов в голубом просторе сочинение 3 класс
  3. сочинение по картине рылова в голубом просторе
  4. в голубом просторе сочинение 3 класс
  5. сочинение по картине а а рылова в голубом просторе

Аркадий Александрович Пластов (19(31).1.1893, с. Прислониха, ныне Ульяновской области,- 12.5.1972, там же) Советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Окончив духовное училище и семинарию, учился в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова). Жил в родном селе.
В 1920-х - начале 1930-х гг. работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. С 1935 Пластов писал преимущественно жанровые картины (а также портреты), проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской современной деревни и её людей. С большой проникновенностью Пластов прославлял благородный труд и духовную красоту советского крестьянина. Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, Пластов в своём творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 - начала 20 вв. Его работам свойственна непринуждённая простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость тёплых красок.
Произведения: "Колхозное стадо" ("На пастбище"; 1938, Свердловская картинная галерея); "Фашист пролетел" (1942), "Сенокос" и "Жатва" (оба - 1945; Государственная премия СССР, 1946) - все три в Третьяковской галерее в Москве; портрет плотника Ивана Лобанова (1947, собственность семьи художника, с. Прислониха); цикл картин "Люди колхозной деревни" ; "Костёр в поле" (1968-1969, Ульяновский областной художественный музей) и "Из прошлого" (1969, Третьяковская галерея) - Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина (1972); иллюстрации к рассказам Чехова (акварель, карандаш, тушь, белила, 1920-27, Литературный музей, Москва), к поэме Н. А. Некрасова "Мороз, Красный нос" (издана в 1949), к рассказу Л. Н. Толстого "Холстомер" (акварель, гуашь, 1952-54, Третьяковская галерея). Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями. Умер Пластов в Прислонихе 12 мая 1972.

Музеи: ГТГ, ГРМ.



Купание коней. эскиз 1937. х.м.


Пора ягод. 1938-39. х.м.

Мишка Савин. 1941. х.м. 66 х 49.


Весна на Мирской горе. 1940-е. х.м.


Сенокос. 1945. х.м. 193х304. ГТГ.


Сенокос (фрагмент). 1945.

Летом. 1954. х.м.


Синий вечер. 1950-е. х.м. 64,5х110.


Юность. 1953-1954. х.м.

Весна. 1954. х.м.

Ужин трактористов. 1961. х.м. 200х167. ГТГ.


Лето.1959-1960. х.м.

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Фотографии:


Сенокос. Отдых (фрагмент).

Сенокос. Отдых (фрагмент).


Сенокос. Отдых фрагмент).

Выставки:

1929 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛА ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТССР
1931 г. Москва: 1-я ВЫСТАВКА ОБЩЕСТВА «СОЮЗ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ»
1934 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПЛАКАТА
1935 г. Москва: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН ПО КОЛХОЗАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1936 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1936 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ-КОНТРАКТАНТОВ
1937 г. Москва: ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1938 г. Москва: ВЫСТАВКА МАКЕТОВ, ЭТЮДОВ И ЭСКИЗОВ ПАНОРАМЫ И ДИОРАМ «ШТУРМ ПЕРЕКОПА»
1939 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: КИСЛОВОДСКАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН, АКВАРЕЛИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1939 г. Выставки за границей: ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА "МИР ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ"
1939 г. Москва: ШЕСТАЯ ВЫСТАВКА СОЮЗА МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1940 г. Москва: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ НА ТЕМЫ ИСТОРИИ ВКП(б) Рисунок, акварель, гравюра
1940 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА
1941 г. Москва: ВЫСТАВКА МОСКОВСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ХУДОЖНИКОВ (ПЕРВАЯ ОТЧЕТНАЯ)
1942 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА (из фондов Третьяковской галереи)
1942 г. Москва: РАБОТЫ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ДНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1943 г. Москва: ВЫСТАВКА «КРАСНАЯ АРМИЯ В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ»
1945 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ, ЛЕНИНГРАДА И НОВОСИБИРСКА
1945 г. Армянская ССР: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА ЗА ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1945 г. Москва: ВЫСТАВКА НОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
1946 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1946 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ, АКВАРЕЛИ И РИСУНКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1946 г. Литовская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ (ПЕРЕДВИЖНАЯ)
1946 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1947 г. Групповые выставки:
1947 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1947 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАСТЕРОВ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1947 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ И СКУЛЬПТОРОВ
1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПЛАКАТА
1948 г. Казахская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "30 ЛЕТ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. 1918-1948"
1949 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1949 г. Латвийская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1949 г. Ленинград: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1949 г. Литовская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1949 г. Москва: ТРЕТЬЯ ВЫСТАВКА КНИГИ И ГРАФИКИ ГОСЛИТИЗДАТА
1949 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1950 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1950 г. Казахская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1950 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1950 ГОДА
1951 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1951 г. Киргизская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРЫ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1951 г. Москва: ВЫСТАВКА КНИГИ И КНИЖНОЙ ГРАФИКИ ДЕТГИЗА
1952 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1952 г. Москва: ВЫСТАВКА "Н. В. ГОГОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ"
1953 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1953 г. Ленинград: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ СОБРАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА "СОВЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1954 г. Латвийская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Москва: ТРЕТЬЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ И ЧЛЕНОВ-КОРРЕСПОНДЕНТОВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР
1954 г. Таджикская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1955 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1955 г. Выставки за границей: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА В СИРИИ, ЛИВАНЕ, ОБЪЕДИНЕННОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1955 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1955 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1956 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА СОЧИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1956 г. Выставки за границей: 28-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА В ИТАЛИИ- XXVIII БИЕННАЛЕ
1956 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ. 1917-1956
1956 г. Туркменская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1957 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1957 г. Белорусская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1957 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
1957 г. Ленинград: ВЫСТАВКА "ДВЕСТИ ЛЕТ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР"
1957 г. Москва: ЧЕТВЕРТАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ И ЧЛЕНОВ-КОРРЕСПОНДЕНТОВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР
1958 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1958 г. Выставки за границей: ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В БЕЛЬГИИ
1958 г. Киргизская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ КИРГИЗСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ПОБЕДЫ
1958 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "40 ЛЕТ ВЛКСМ"
1958 г. Украинская ССР: ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Невероятная красота мира
ЦНТ "Православная Энциклопедия" В Российском фонде культуры в Москве проходит выставка работ Аркадия Пластова. Многие знают его как официозного художника времен СССР, лауреата Ленинской и Сталинской премий. Но эта выставка показывает нам неизвестного Пластова: внука и сына иконописцев и храмоздателей, глубоко впитавшего традиции русской культуры, основанной на Православии.
«Насколько верен основной тезис устроителей выставки? Что, с позиции православного священника, можно сказать о творчестве Пластова?» – с такими вопросами «Седмица.Ru» обратилась к настоятелю храма Богоявления в с. Прислониха (родине художника), протоиерею Владимиру Дмитриеву: - Сложно однозначно ответить на вопрос о том, как насколько православным можно считать творчество Аркадия Пластова.
С одной стороны, конечно, живопись Аркадия Пластова не церковная. С другой, - его отец и дед были иконописцами, наш храм построен по проекту Григория Пластова – деда Аркадия Александровича, а отец, Александр Григорьевич был в нашем храме псаломщиком. Оба они похоронены в ограде Богоявленской церкви. Как вспоминает сам Аркадий Пластов, именно в храме у него появилось желание стать живописцем. Пластов вырос в семье православных художников. Супруга Аркадия Алексеевича в юности собиралась уйти в монастырь и до конца своих дней сохранила веру, пела на клиросе.
О вере, о молитвенности человека вообще очень трудно рассуждать, но, как мне кажется, православная вера, оказала на Пластова очень большое влияние. Он писал портреты простых людей (жителей Прислонихи), очень хорошо знал их быт, относился к ним с уважением и любовью и в каждом умел найти что-то интересное, важное и значительное. По крайней мере, я не могу себе представить, чтобы так, как писал Пластов, можно было создать портрет человека, которого не любишь и не уважаешь. В этом внимательном, любовном отношении к людям видно сильное христианское влияние.
Кроме того, Господь – это Свет и Отец Света. Искусство передать свет, в том числе, внутренний свет души человека, и есть живопись. Пластов умел передать свет: как он преломляется, отражается, дышит. Конечно, это – дар Божий. Пластов видел красоту мира, созданного Господом, поэтому его картины динамичны, насыщены светом, цветом.
Мне довелось вместе с его сыном Николаем Аркадьевичем еще в конце Советской эпохи восстанавливать Богоявленский храм, который входит в комплекс пластовского музея. К началу Перестройки деньги закончились, строители все бросили и уехали. Николай Аркадьевич совершенно бескорыстно помогал нам провести и закончить реставрацию, его резьба – над Царскими вратами, перед алтарем во имя Казанской Божией Матери при входе в храм. Он это делал в память о своих предках и, конечно, об отце. Николай Аркадьевич даже хотел писать иконы для храма, уже сделал эскизы, но не успел, умер.
Вообще, об Аркадии Пластове мало написано. Один искусствовед мне как-то сказал, что очень трудно о нем писать. Тема влияния Церкви на творчество Пластова поднята впервые Татьяной Пластовой, супругой внука художника [см. комментарий «В аспекте культуры»].
О Пластове можно услышать всякое. Пусть у Пластова не так много картин на церковные сюжеты, но его отношение к людям, любовное внимание к человеку (не к знаменитости, а именно к простому, обычному человеку), его отношение к природе имеет христианские корни. Сейчас, к сожалению, мало кто из художников обращается к человеку, к его судьбе. Может быть, некоторые возразят, что Пластов, рисуя своих крестьян, следовал моде, но, в то же время, его искусство было очень искренним. Мы часто относимся к людям, как говорится, не по-Христову, забываем, что каждый человек – это образ и подобие Божие, даже если он искажен грехами. Как сказал митрополит Сурожский Антоний, каждый человек – икона; икона может быть испорчена, искажена временем, ситуацией, но она все равно останется иконой. Аркадий Пластов показывает нам пример христианского отношения к человеку. Это очень важно.

О деде (интервью)
Николай Пластов Николай Пластов - единственный внук и обладатель наследия Аркадия Пластова - в дни памяти художника, которые в майские дни проходят в Прислонихе, приезжал на родину деда. Ныне сам известный художник, участник многих международных, всероссийских, бывших всесоюзных, московских выставок, Николай считает Языково, Прислониху и своей родиной, поскольку здесь, рядом с дедом, прошло его детство, здесь он закончил школу и с благословения Аркадия Александровича уехал учиться в Москву, в Художественный институт имени Сурикова.
Николай Пластов побывал и в Ульяновске и ответил на вопросы нашего корреспондента.

- Николай, Аркадий Александрович хотел видеть Вас продолжателем своего дела?
- Художником в нашей семье были и дед, и отец, и мама. Я вместе с ними выезжал на этюды, видел рождение картин. Поэтому для меня было органично стать художником. Дед начал заниматься мной серьезно, когда стало понятно, что из меня что-то может получиться. Давал задания, подходил через час-два и показывал, что сделано не так. Он никогда не касался кистью или карандашом моей работы, а брал отдельный лист и на нем "исправлял" ошибки. Когда дело касалось живописи, хвалил нечасто. Иногда я, довольный собой, рассчитывал, как говорится, на конфетку, а мне и вяленой рыбки не доставалось.

- Признайтесь, попадало от деда? Рассказывают, крутого нрава был человек.
- Наоборот, он меня от отца защищал, когда тот ругался. Физических экспериментов на мне не ставили. Я чувствовал: дед любил меня безмерно. Увидев, как я сплю, раскинув одеяло, он мог шепотом позвать родителей и восхищенно восклицать: "Посмотрите, какой красавец!". Однажды сквозь сон я это слышал. Дед вообще восторженно принимал мир, в грозу, бурю говорил: "Смотри, какое чудо!". Пройдет мимо старик, а дед уже прикидывает, когда он сможет этакое колоритное лицо на холст перенести.

- Бабушка - дворянка Наталья Алексеевна - к Вашему воспитанию руку приложила?
- От нее исходила только доброта. Она была очень религиозным человеком, своих дворянских корней не демонстрировала. Происхождение бабы Нали выдавали только великолепная эрудиция, знание французского языка, истории. И дома хранился альбом с фотографиями их имения с интерьерами XIX века. Отец бабушки был фотографом, благодаря ему родовое имение, прежде чем его стерли с лица земли, осталось запечатленным в разных ракурсах.

- Как получилось, что сын псаломщика Аркадий Пластов отхватил в жены дворянскую дочь?
- Он, можно сказать, спас ее семью от голода. После революции у фон Виков конфисковали все, заставили покинуть дом. Семья вынуждена была переехать к родственникам в Ульяновск. Здесь они торговали спичками, газетами. Прадед, Алексей Николаевич, лишенный всех гражданских прав, не мог устроиться на работу, никто не хотел иметь дело с "бывшими". Бабушка, Наталья Алексеевна, прислуживала в церкви. Там дед ее и увидел. В 1925 году увез в деревню, таким образом семья фон Виков избежала репрессий.

- Говорят, сам Аркадий Пластов не любил Ульяновск.
- Причиной, может быть, стала его учеба в семинарии, где ему сильно досталось. Сейчас говорят о дедовщине, тогда было примерно то же самое, но в семинариях. А педагоги деду встретились замечательные, благодаря одному из них - Дмитрию Архангельскому - он и стал художником. С Ульяновском у семьи Пластовых всегда были связаны какие-то неприятности. Начальство находилось здесь, приезжало в Прислониху, требовало налоги, "назначало" кулацкие хозяйства, нужно было сдавать молоко, мясо. Будучи художником, он оставался фактически крепостным. В те годы все крестьяне были беспаспортные. Чтобы поехать в Москву, требовалось особое разрешение.

- Извечная проблема художника и власти коснулась Аркадия Пластова?
С одной стороны, он был титулован, получил Сталинскую премию, затем Ленинскую... - С другой стороны, он всегда остерегался власти. Однажды в 1929 году дед попал в руки НКВД. Его спасли крестьяне. С тех пор вел себя осторожно, потому что нес ответственность за семью. Он отдавал должное власти: богу - богово, кесарю - кесарево. Делал заказные работы. Но считал, что живописи ничто не может помешать. Написал "Колхозный праздник" - пусть там транспарантов многовато, но ведь такие веселые праздники в селах всегда проходили: то по случаю сбора хорошего урожая, то - проводов в армию.
Когда началось наступление власти на литераторов - Михаила Зощенко, Анну Ахматову, когда перешли на музыкантов - Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и других деятелей культуры и стали подбираться к художникам, Пластову кто-то посоветовал написать картину о Ленине. Так появился "Ленин в разливе". Если отбросить политические моменты, картина получилась поэтичнейшая. В ней удивительно прописан пейзаж, утренний туман, стога. Конечно, нелогично, что человек у костра сидит в галстуке. Но так принято было рисовать Ленина. У Веласкеса есть картина "Сдача Бреды", на которой одна группа вооруженных людей принимает от другой ключи от города и документ о капитуляции. Современникам художника эта картина казалась чудовищной, так как рассказывала о печальнейшем событии. А сейчас мы на нее смотрим только как на живопись. Я думаю, то же самое ждет и картину Пластова "Ленин в разливе".

- В трех поколениях художников Пластовых кто был самым удачливым, востребованным в своем времени - Аркадий Александрович, Николай Аркадьевич или Николай Николаевич?
- В 60-80-е годы мой отец - Николай Аркадьевич - был волен писать все, что он хотел. Он мог на заказ сделать портреты передовиков, но свободно мог и отказаться. Его работы закупало Министерство культуры, Союз художников России. Но Аркадия Пластова я считаю недооцененным художником. Нельзя, чтобы его творчество ушло. Мы сейчас пытаемся выйти на Юрия Лужкова с идеей создания музея Пластова в Москве. Юбилей - удачный для этого повод. В январе, к 110-летию со дня рождения деда, откроется большая выставка, на которой будут собраны работы из Третьяковки, Русского музея. Мечтаю хоть каким-то образом вытащить картины деда из музеев бывших союзных республик. Нужны ли они там вообще? На антисоветских настроениях и сжечь могут. В Кишиневе находится картина "Ярмарка", в Киеве - "Лето", "Стадо возвращается" - в Улан-Удэ, "Источник" - в Ереване.

- Что Вам оставил в наследство Аркадий Александрович?
- Свой метод работы. Дед учил: с натуры нужно сделать много-много этюдов, чтобы понять ее суть. Тогда можно рисовать и с закрытыми глазами. От деда к отцу, а после его смерти - ко мне перешла мастерская в Москве. Там же остались многие картины деда. Висит одна из его последних работ - копия с собственной картины "Фашист пролетел". Писал ее по заказу музея, но решил оставить себе. Она была выставлена в Тегеране на знаменитой встрече Сталина, Рузвельта, Черчилля как произведение, символизирующее бессмысленность войны.

- В Прислонихе среди деревенских жителей дед-академик, действительный член Академии художеств не казался чудаком?
- Московские художники к Пластову относились как к деревенскому мужику. Но до поры. А деревенские мужики, конечно, воспринимали его как чудака. Но потом оценили: не зря человек ковыряется кисточкой - вон оно что из этого выходит. Да и не в белых манжетах ходит. И физический труд любит. Меня же удивляло: только что дед с отцом спорили о скульптурах Фидия и Праксителя, а постучался дядя Ваня, вот уже со знанием дела он говорит о том, как у коровы вымя лечить. У деда отнюдь не было восторженного отношения к крестьянам, он видел их с разных сторон. Но было у него человек десять довольно близких друзей. Нередко меня посылал то за Матвеевной, то за Гундоровой: "Иди-ка, сбегай, мне надо их в картинку вставить".

- Фамилия деда Вам помогала в жизни?
- И помогала, и мешала. Когда был школьником и студентом, мне невозможно было поступить по-мальчишески безрассудно - ореол фамилии сзади подсвечивал, нельзя было его пятнать. Мне всегда хотелось показать, что я и сам что-то значу. Единственную поблажку я получил от фамилии, когда поступал в институт. Туда принимают обычно после окончания училищ, а я стал студентом сразу после школы.

- Вы встречались с Владимиром Шамановым по поводу празднования юбилея Аркадия Пластова?
- Мы говорили о том, что нужно развести празднование юбилея в Москве и Ульяновске. Решили, что основные торжества пройдут в Москве 31 января 2003 года, а в мае, в дни памяти Аркадия Пластова, здесь будет открыт памятник работы Анатолия Бичукова. Также откроется большая выставка картин деда.
Алсу ИДРИСОВА.

Аркадий Александрович Пластов родился в де­ревне и большую часть своей жизни провел там. Это повлияло на его творчество. Большинство кар­тин Пластова посвящено жизни деревни во всех ее проявлениях. Он изображал и повседневный труд деревенских жителей, и их портеры. Живописец всегда стремился видеть красоту в обычных дета­лях жизни. Даже самый тяжелый труд на его по­лотнах выглядит как праздник благодаря ярким краскам.

Картина «Летом» - одно из полотен, переда­ющих и красоту русской природы, и образ жизни русских людей, их обычные занятия. На фоне ти­пичного среднерусского пейзажа художник изо­бражает своих героев - прилегшую отдохнуть в тени берез женщину и маленькую девочку, оче­видно, ее дочку или внучку.

Глядя на картину, мы без труда можем дога­даться, что старая женщина и ее внучка еще до рассвета отправились в лес за ягодами и грибами. Теперь, в послеобеденное время, наполнив свои лу­кошки, обе крестьянки отдыхают перед обратной дорогой. Выбор персонажей автором не случаен: в прежние времена собирательством занимались старые люди и дети, то есть те, кто в не мог прини­мать участия в тяжелом крестьянском труде - се­нокосе, уборке полей и других обычных для этого периода работ. Вместе с тем походы в лес за ягода­ми и грибами всегда были важны в деле подготов­ки к зиме, ведь крестьянские семьи, как правило, были большими и прокормиться им часто было не­легко. Мы видим, что сегодняшний поход в лес старухи и девочки был удачен. На переднем плане в левом углу картины художник изобразил «добы­чу» своих героев в виде двух плетеных лукошек, доверху наполненных грибами. Перед лукошками изображен кувшин из глины, наполненный лесны­ми ягодами.

В правом углу картины изображена девочка лет (тми. Она присела на траву, вытянув вперед босые ноги. На ней белый сарафан, а на голове - крас­ный платок, завязанный на узел под подбородком.

На шее девочки - голубые бусы. Ее лицо сосредо­точено и наклонено вниз; она внимательно переби­рает ягоды и складывает их в голубую кружку, ко­торая стоит на ее ногах.

К правому боку девочки прижалась рыже-черная собака, которую героини картины взяли с со­бой в лес. Собаку, видимо, утомила длительная прогулка по лесу, и теперь она отдыхает, положив голову на вытянутые вперед лапы. Присмотрев­шись к изображенной художником собаке, можно заметить, что она, на первый взгляд спящая, не те­ряет бдительности в незнакомом месте. Ее глаза приоткрыты, а уши приподняты, то есть собака прислушивается к звукам в лесу.

За спиной девочки изображена спящая женщи­на в синем крестьянском платье и таком же синем платке. Мы не видим ее лица, поскольку она за­крыла его рукой. Судя по позе, в которой изобра­зил ее художник, женщина спит крепко. Она поло­жила голову на небольшой бугорок, который образовали корни растущих рядом берез. На зад­нем плане картины - залитая солнцем поляна, а за поляной начинается лес.

Солнце светит ярко, оно освещает уже неяркую зелень поляны. Краски, которые использовал ху­дожник, свидетельствуют о том, что действие происходит уже в конце лета, когда трава выгора­ет и при свете солнца отдает золотом. Общая цвето­вая гамма картины «Летом» - яркая, колорит­ная. Художник использует насыщенные цвета: ярко-красный платок девочки, густой синий цвет одежды старой женщины, изумрудная зелень вы­сокой травы в тени берез, янтарный оттенок травы поляны. Таким образом он добился точной переда­чи полуденного зноя в лесу, когда прохладу можно найти только в тени деревьев.

Общее впечатление от картины - радостное, солнечное, умиротворенное. Художник предстает перед нами как тонкий ценитель красоты родных мест. Ведь неслучайно до мельчайших деталей он изобразил березы - символ России. Близка автору картины и народная жизнь, так органично слитая с природой. Художник словно любуется своими ге­роями. Он изображает их в момент отдыха, которо­му предшествовал труд, совсем непростой, как ка­жется на первый взгляд, но приносящий радость.

Мы очень редко видим красоту окружающего мира, не обращая внимания на привычные нам окружающие виды, но, благодаря талантливым художникам, таким как Пластов и картине Пластова Летом, с которой знакомимся в 5 классе, понимаешь, красота повсюду. Ее можно увидеть даже в моменты нелегкого труда.

Сочинение по картине Пластова Летом

Сегодня нам задали написать по картине Пластова Летом, где художник изобразил не только великолепие природы, но и жизнь людей, которые заняты делами. Описание картины Пластова Летом сделать не сложно, тем более, что передо мной находится репродукция этой картины.

Описание картины Пластова

Сочинение по картине Пластова Летом начну с описание главных героинь картины и это девочка с мамой, а возможно, с бабушкой. Они присели на опушке леса под двумя березами. Скорее всего, под березами они спрятались от палящего летнего солнца. Девочка одета в платье, а на голове красный платок. Женщина одета в синее платье. Она легла на траву, чтобы немного отдохнуть, а может, и вздремнуть. Ведь, как никак, она с девочкой потрудились на славу и тому подтверждением является большая корзина и ведро, наполненные грибами. Здесь и белый гриб, и другие разновидности грибов. Вот будет, что засолить на зиму и что засушить, а после, готовить грибные супы. Вы когда-нибудь пробовали суп из сушенных грибов? Этот аромат не забудешь никогда, а вкус вообще описать сложно.

Далее в описании картины Пластова Летом опишу собачонку, которая вместе с девочкой и женщиной также бегала в лес и сопровождала их. Она выполняла роль сторожа, ведь все-таки, в лесу может поджидать и опасность. Однако, все обошлось, а сама собака, видимо, набегалась и также хочет отдохнуть, скрутившись у ног девочки. Кстати, собирали наши грибницы не только грибы, насобирали они и ягод. И вот сейчас в нашем сочинении по картине Пластова Летом за 5 класс, девочка как раз и обрывает ягоды, складывая их в кружку.

Если посмотреть на задний план, то всюду зелень, мягкая травка, которую разбавляют полевые цветы, внося в зелень капли разноцветья. А далее густой лес, как раз там и собирали грибы наши героини картины. Их они уже скоро понесут домой, а дома грибниц ждет еще одна работа: засол грибов, но эта работа будет оценена зимой, когда семья соберется за столом и будет пробовать вкусные хрустящие грибочки.

Цели :

  1. Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника
  2. Обучение правилам сбора и систематизации материала по картине, обращая внимание на выразительность подобранных слов, на соответствие тому, что изображено.
  3. Уметь рассказывать по плану и по отдельным его пунктам, определяя границы высказывания.

Оборудование урока: Мультимедийная презентация к уроку (приложение), опорный конспект.

Ход урока

1. Сообщение учителем сведений о художнике.

(Слайд 1). Аркадий Александрович Пластов - русский художник 20 века. Большую часть своей жизни он провел в деревне Прислониха Ульяновской области.

(Слайд 2). Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме, так как художник хорошо знал деревенскую жизнь и с большой любовью изображал природу и людей родной земли. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой.

(Слайд 3). Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям.

(Слайд 4, 5). Произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни русской деревни. Художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится еще более яркой.

(Слайд 6,7). Любимые герои Аркадия Александровича – деревенские ребятишки - присутствуют почти в каждом его полотне.

(Слайд 8). «Я люблю нашу жизнь. …даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать», - говорил А.А. Пластов.

(Слайд 9). И художник в своих работах показывает трудную жизнь, скромный быт русских крестьян, проявлявших бодрость и энергию в делах, получавших душевную радость от благородного труда.

(Слайд 10). «Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, органичное, цельное… И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу – никогда не писать того, что не любишь, не знаешь»,- писал А.А. Пластов.

(Слайд 11) Художник создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относится, например, «Летом» (1945).На этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод.

2. Беседа по картине «Летом».

  1. Какое первое впечатление у тебя от картины?
  2. Когда происходит действие, изображенное на картине?
  3. Что прежде всего привлекает внимание?
  4. Какие цвета, теплые или холодные, встречаются в картине Пластова?
  5. Как удается художнику передать свое настроение человеку, рассматривающему картину?
  6. Что можно сказать о художнике?

3. Понятие о цветовой гамме картины.

Настроение картины художник передает с помощью красок. Красный, оранжевый, желтый называют в живописи теплыми цветами. Они помогают художнику передать радостное настроение. Зеленый, синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они вызывают чувство грусти, тревоги, печали.

4. Понятие о переднем и заднем плане картины.

То, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план.

5. Сбор и систематизации материала по картине.

(Щедрые дары природы.
Передний план слева.)

Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём.

Корзина – плетёная, доверху наполненная желтоватыми и рыжеватыми грибами.

Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве, наполненное рыжеватыми грибами.

Трава – ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветами, лиловыми колокольчиками.

Герои полотна. Передний план справа.

Девочка – загорелая, на щеках румянец; в ярко – красном платке и светлом платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в синюю кружечку; лицо румяное.

Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы.

Собака – светло-рыжая, верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.

Задний план.

Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы.

Берёзки – сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.

Лес – тёмно-зеленый, встаёт стеной.

Пень – светло-коричневый.

6. Составление плана описания картины.

I. Вступление.

1. Слово о художнике А. А. Пластове.

2. Первое впечатление от произведения.

II. Основная часть.

Описание картины «Летом».

(Передний, задний планы картины. Правый, левый фланг картины.)

1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев.

2. Пейзаж.

3. Настроение, созданное картиной, отношение автора к своему произведению.

III. Заключение.

Настроение, которое создает картина (отзывы о произведении критиков, пожелания, выводы).

7. Написание чернового варианта сочинения.

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом».

Литература

  1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.
  3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.