Символизирует лавровый венок. Что означает символ — "Лавровый лист"

Джан Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-1625 гг.

≈ Лавровое дерево / Лавровый венок / Ветвь лавра / Лавры /

Греч. daphne, лат. laurus

Бот.: Обыкновенный лавр (Laurus nobilis), небольшое дерево (от 2 до 5 м) или высокий кустарник семейства лавровых (Lauraceae). Листья многолетние продолговато-ланцетовидные по краям волнисто-складчатые. Ягодообразный плод овальный, черный. Родиной его считается Малая Азия. Эфирное масло, содержащееся в его листьях и плодах, определяет его значение как приправы (листья) и лекарственного средства (плоды).

Из различных лавровых деревьев (среди которых обнаруживаются коричное дерево и авокадо) древнее и устойчивое символическое значение имеет лавр с маленькими листьями – Laurus nobilis, – из которого делалась корона победителю.

Со времен греко-римской древности лавр, его ветви, лавровые венки и гирлянды - символ славы, победы или мира. Триумфаторы надевали лавровый венок; суда победителей украшались лаврами. В особо торжественных случаях лаврами венчался весь народ. Слова лауреат и, возможно, бакалавр (baccalauratus) произошло от обычая украшать лаврами головы людей, преуспевших в науках или искусстве (возводимых в степень доктора).

Поскольку лавровые листья никогда не увядают, оставаясь зелеными, лавр стал символом вечности, обновления жизни и бессмертия. Это значение более характерно для лаврового венка или гирлянды.

Связь лавра с целомудрием, по-видимому, восходит к его посвящению девам-весталкам и Диане.

Идея причастности к плодородию в том или ином смысле свойственна всей растительной символике.

Победа, выдающиеся успехи в литературе

Психология

Лавровое дерево является символом победы, одержанной над собой, и плодотворного мира, который есть её результат; или же победы над невежеством и фанатизмом.

Не бывает достижений без борьбы и победы. Поэтому лавр и выражает единение героя с мотивами и плодами его побед.

Масонство

Во время посвящения в 4-ю степень тайны Мастера на алтарь возлагают лавровый и оливковый венки.

Искусство

Девушка, из её рук растут лавровые ветви – Дафна.

Лавровая роща растет на вершине Парнаса, обиталища муз.

В портретной живописи лавровый куст или ветвь указывает на то, что модель является литературной или художественной фигурой.

Эмблематика

Лавровый куст был эмблемой Лоренцо Медичи (1448-1492), с девизом "Ita ut virtus" (лат. - "Такова добродетель", т.е. неувядаемая, как вечнозеленый лавр).

Лавровый венок, прибитый гвоздем к доске.

Это надежно.

Необходимо бережно сохранять уважение и почести, которые мы получаем как признание наших великих деяний или доблестных поступков.

Лавровое дерево.

Немногие добьются меня.

Символ награда за великие и героические деяния.

Лавровое дерево с отрубленными ветвями, кроме одной ветви на верху.

Я расту на дереве, знавшем триумфы.

Символ почтительности к памяти предком и тех, кто нас вырастил.

Лавровое дерево, пораженное огнем молнии.

Мои древние права не защищают меня.

Символ того, что ничто не может защитить нас от гнева Небес.

Лавровый венок.

Это корона для учености и доблести.

Лавром короновали поэтов и завоевателей. Поэтов - потому что это дерево было посвящено богу учености и поэзии Аполлону. (См. рис.6 в табл.34)

Гром и молния над лавром.

Добродетель смела.

В неистовстве бури и грома,

Когда другие деревья уже повержены,

Лишь вечнозеленый лавр

Смело идет навстречу своей судьбе.

Так, не зная опасностей и страхов, ведёт себя тот,

Чьим доспехом является добродетель.

В то время как безнравственные, пораженные ужасом

Трепещут при каждом ударе ничтожном.

Мертвый пень лаврового дерева, выпустивший свежий росток.

Я беру жизнь из его смерти.

Символ смерти как начала жизни, счастья и здоровья, и жизни как вечно живой надежды на бессмертие, которое мы сумеем обрести потому, что за нас умер наш главный родитель - увенчанный лаврами величайший победитель смерти Христос.

Лавр, поддерживающий виноградную лозу.

Не для себя, но во благо других.

Символ сегодняшнего уклада жизни, где один человек терпит лишения, а другой имеет выгоду и преимущества.

Лавр и солнце.

Я всегда в почете.

Символ того, что добродетель и труд, увенчанные успехом, процветают вечно. Так лавр является знаком завершенного труда, который может выдержать любой удар и выстоять при любом потрясении.

Лавровый венок.

Первые римские императоры не носили короны, а украшали свои головы лавровым венком, который, как уже неоднократно указывалось, является символом победы и царской власти. В Древнем Риме к обладанию лавровым венком стремились также ораторы и поэты (См. рис 13 в табл. 48.)

Лавровый венок.

Для тех, кто желает и кто заслужил.

Когда закончится година испытаний,

Ты обретешь венец, заслуженный по праву.

Лавровая и мирровая ветви.

Одна дополняет другую.

Символ добрых дел, имеющих подлинную ценность и достоинство, которые всегда будут сопровождать и вознаграждать друг друга. Лавровой ветвью вознаграждали за доблесть. Мирровая ветвь использовалась во время триумфов и празднеств для украшения и придания благородного запаха увенчанному лавровым венком триумфатору. На самом деле, во время крупных триумфов, которые назывались овациями, использовались миртовые ветви, а не мирровые веточки. (См. рис. 6 в табл. 34 и рис. 3 в табл. 37.)

Лавровое дерево.

С него нельзя взять дань без горечи.

Великие и славные дела невозможно совершить, не преодолев трудностей и не решив проблем. Подобно этому, нельзя продвигаться по пути совершения, не подавив своих страстей и похотей, что для нас не менее трудно, чем сбор лаврового листа, при котором руки делаются очень горькими на вкус.

Лавровая ветвь.

Я не меняюсь до самой смерти.

Символ постоянства.

Лавровый венок, прибитый гвоздем к доске. //Это надежно. Необходимо бережно сохранять уважение и почести, которые мы получаем как признание наших великих деяний или доблестных поступков. [СЭ-II,таб.53-13,с.331]

Лавровое дерево.//Немногие добьются меня. символнаграда за великие и героические деяния. [Эмблемата-2; табл.8-3, с.137]

Лавровое дерево с отрубленными ветвями, кроме одной ветви на верху. //Я расту на дереве, знавшем триумфы. символпочтительности к памяти предком и тех, кто нас вырастил. [Эмблемата-2; табл.10-2, с.145]

Лавровое дерево, пораженное огнем молнии. //Мои древние права не защищают меня. символ того, что ничто не может защитить нас от гнева Небес. [СЭ-II,таб.21-9,с.192]

Лавр. //Это корона для учености и доблести. Лавром короновали поэтов и завоевателей. Поэтов - потому что это дерево было посвящено богу учености и поэзии Аполлону. По словам Овидия, в лавр была превращена возлюбленная Аполлона - Дафна. (См. рис.6 в табл.34) [СЭ-II,таб.23-11,с.200]

Гром и молния над лавром. //Добродетель смела. В неистовстве бури и грома, Когда другие деревья уже повержены, Лишь вечнозеленый лавр Смело идет навстречу своей судьбе. Так, не зная опасностей и страхов, Ведет ссбя тот, чьим доспехом является добродетель. В то врехя, как безнравственные, пораженные ужасом Трепещут при каждом ударе ничтожном. [СЭ-II,таб.25-9,с.209]

Мертвый пень лаврового дерева, выпустивший свежий росток. //Я беру жизнь из его смерти. символ смерти как начала жизни, счастья и здоровья, и жизни как вечно живой надежды на бессмертие, которое мы сумеем обрести потому, что за нас умер наш главный родитель - увенчанный лаврами величайший победитель смерти Христос. [СЭ-II,таб.45-6,с.298]

Лавр, поддерживающий виноградную лозу. //Не для себя, но во благо других. символ сегодняшнего уклада жизни, где один человек терпит лишения, а другой имеет выгоду и преимущества. [СЭ-II,таб.26-6,с.212]

Лавр и солнце. //Я всегда в почете. символ того, что добродетель и труд, увенчанные успехом, процветают вечно. Так лавр является знаком завершенного труда, который может выдержать любой удар и выстоять при любом потрясении. [СЭ-II,таб.30-9,с.228]

Лавровый венок Первые римские императоры не посили короны, а украшали свои головы лавровым венком, который, как уже неоднократно указывалось, являегся символом победы и царской власти. В Древнем Риме к обладанию.тавровым венком стремились также ораторы и поэты (См. рис 13 в габл.48.) [СЭ-II,таб.34-6,с.247]

Лавровый венок. //Для те г, кто желает и кто заслужил. Когда закончится година испытаний, Ты обретешь венец, заслуженный по праву. [СЭ-II,таб.59-2,с.353]

Лавровая и мирровая ветви. //Одна дополняет другую. символ добрых дел, имеющих подлинную ценность и достоинство, которые всегда будут сопровождать и вознаграждать друг друга. Лавровой ветвью вознаграждали за доблесть. Мирровая ветвь использовалась во время триумфов и празднеств для украшения и придания благородного запаха увенчанному лавровым венком триумфатору. На самом деле, во время крупных триумфов, которые назывались овациями, использовались миртовые ветви, а не мирровые веточки. [СЭ-II,таб.35-9,с.253]

Лавровый венок. (См. рис. 6 в табл. 34 п рис.З в табл. 37.) [СЭ-II,таб.48-13,с.311]

Лавровое дерево. //С него нельзя взять дань без горечи. Великие и славные дела невозможно совершить, не преодолев трудностей и не решив проблем. Подобно этому, нельзя продвигаться по пути совершения, не подавив своих страстей и похотей, что для нас не менее трудно, чем сбор лаврового листа, при котором руки делаются очень горькими на вкус. [СЭ-II,таб.53-14,с.331]

Античность

Победа, триумф, перемирие и мир. Будучи вечнозеленым, лавр символизирует вечность и бессмертие.

Священное растение в культе солнечных богов. Отсюда многообразное употребление его ветвей и листьев при триумфах и богослужении у греков и римлян.

Лавровые венки и ветки изображались на монетах и геммах как атрибуты Юпитера и Аполлона.

Жрецы при жертвоприношениях надевали лавровые венки, а вместе с жертвенными животными сжигали лавровые ветви: их потрескивание считалось хорошим предзнаменованием.

Из лавровых листьев плели праздничные гирлянды и венки.

Награда "любимцев Аполлона" - поэтов.

"Увенчивание поэтов, актёров или победителей лавровым венком означало не дань внешнему, визуальному освящению акта, а признание того, что данный акт самим своим существованием говорит о признании одержанных побед над негативным и тлетворным влиянием страстей".

Посвящён Аполлону.

Миф о превращении его возлюбленной Дафны в куст лавра призван был объяснить связь между богом и этим растением.

Символ магической власти, - растение прорицателей и ворожей. С его помощью Аполлон делал предсказания, лавровые рощи окружали храмы Аполлона. Пифия в Дельфах жевала лавровые листья, когда садилась на увенчанный лавром треножник. Кроме жевания лавра (лавроеды) прорицатели также сжигали его, прежде чем произнести предсказание.

Лавровым листьям приписывалась целительная сила и способность очищать от душевного осквернения. Лавровые листья применялись в ритуале очищения от пролитой крови. Так Аполлон очистил себя лавром после умерщвления дракона-змея Пифона и Ореста, убившего свою мать Клитемнестру.

На протяжении веков богиня Нике (Виктория) изображалась с лавровым венком в руках, который она возлагает на голову героев-победителей. Он также символизировал мир, следующий за победой над врагом.

В пифийских играх лавром награждали победителей.

Лавр был также священным у бога экстаза Диониса (наряду с плющом),

Воскресение, обновление, слава и честь

Посвящён Юпитеру: считалось, что лавровое дерево (единственное из посаженных человеком деревьев) никогда не поражалось молнией и, более того, спасает от неё . Также посвящался Юноне, Диане, Сильвану.

Поскольку лавр был посвящен девственницам-весталкам, дававшим навсегда обет целомудрия, он олицетворяет непорочность.

Победоносные послания и оружие обвивались лавром и складывались перед изображением Юпитера.

Считался предохраняющим растением: на Ludi Apollinaris (Лат. – празднества в честь Аполлона), первоначально целью которых было предотвратить эпидемию, зрители носили лавровые венки.

Христианство

Заимствован в античной культуре как символ победы христианской веры над смертью.

Вечность и целомудрие. В раннем христианстве символ вечной жизни или новой жизни, которая наступит благодаря искупительным деяниям Христа.

Св. Павел противопоставляет нетленный венец, которым коронован христианский подвижник, венцу тленному, который получает победивший на ристалище (1 Кор. 9:24-27).

Венок из лавра символизирует также мученичество.

Иллюстрации

Гностическая гемма, изображающая Януса, увенчанного лавровым венком. (Рим).

Лавр, чья древесина противостоит молнии. В. X. фон Хохберг, 1675 г.

Сладкий вкус победы, оглушительные овации, мировая слава и восторженные возгласы почитателей в честь завоеванных вершин и новых открытых горизонтов... Все это неразрывно связано в нашем сознании с такими устойчивыми выражениями, как «одержать пальму первенства», «быть поцелованным Фортуной» и «надеть на голову лавровый венок». Все это стало для нас настолько привычным и обыденным, что мало кто вообще задумывается о смысле перечисленных слов и уж тем более не углубляется в историю их появления. Тем не менее именно осознание простейших истин зачастую оказывается одной из самых сложных задач, а потому очень важно порой разобраться в сути таковых.

Обращение к флоре

Как и многие другие реалии нашей современной жизни, такое понятие, как «лавровый венок», берет свое начало еще в Древней Греции, в самых истоках наших культурных традиций, верований и взглядов на искусство и мир в целом. Не нужно быть специалистом в области биологии для того, чтобы понять, с чем, собственно, сопряжено данное выражение.

Название данного предмета вполне очевидно связано с одним из древнейших символов, заимствованных из мира флоры, - лавровым деревом, распространенным на территории Средиземноморья. Тем не менее история возникновения данного символа куда более сложна и романтична. Для того чтобы разобраться в сути значения, следует обратиться к греческой мифологии.

Связь со златокудрым богом

Для человека, разбирающегося в Античности, лавровый венок неразрывно связан с именем Аполлона - сына могущественного Зевса и богини Лето. Традиционно данный представитель греческого пантеона изображается в виде прекрасного юноши с луком в руке и арфой за спиной. Благодаря удивительной красоте, грации и мужественности, именно он считается своего рода идеалом мужской стати и внешности в целом. А украшает голову Аполлона знаменитый лавровый венок, появление которого связано с романтичной, но трагической историей любви.

Стрела Эроса

Согласно мифам, прекрасный сын Зевса, помимо меткого глаза и дара предвидения, обладал еще и чрезмерно большим самомнением, за которое впоследствии ему пришлось поплатиться. Эрос, решивший проучить Аполлона, пронзил его сердце волшебной стрелой любви, и юноша воспылал любовью к дочери речного бога Пенея - нимфе Дафне.

Судьба не была благосклонна к прекрасному богу, и девушка не разделила его чувств. Повинуясь терзаниям сердца, Аполлон бросился в погоню за Дафной, однако догнать ее так и не сумел - обессилев, нимфа воззвала к своему отцу, попросив у него помощи и спасения. Пеней ответил на мольбу любимой дочери весьма своеобразно - тонкий стан Дафны покрылся корой, руки обратились в ветви, простертые к небу, а волосы сменились зелеными лавровыми листьями.

Поняв, что с любимой ему быть не суждено, сын Зевса сплел на память о неразделенном чувстве к прекрасной нимфе венок, который впоследствии стал его символом и бессменным атрибутом.

Первый знак победы

Тем не менее финал у этой довольно печальной истории оказался не таким уж мрачным. Всем известно, что лавровый венок - символ победы в современном мире. Именно такое значение вкладывали в него древние греки, награждая лучших участников Пифийских игр, устраивавшихся для воздаяния чести богу красоты и солнечного света Аполлону. С тех пор мир сделал традицией увенчание головы победителя венком из этого вечнозеленого растения с печальной историей.

Лавр и другие народы

Глубоким значением и могуществом обладало данное дерево не только для греков и римлян, унаследовавших их традиции. Лавровый венок значение имел и иное. К примеру, у жителей древнего Китая он символизировал вечную жизнь и возрождение.

В христианской традиции данное дерево практически неразрывно связано с поминальной церемонией, поскольку именно лавровые венки использовались, как правило, на похоронах.

Становление символа победы

Мало кто знает, но современное понимание данного своеобразного украшения появилось во многом благодаря Великой французской буржуазной революции. Именно тогда лавровый венок - символ победы - стал таковым, войдя в геральдику. В XVIII веке ветви данного растения украсили герб Французской республики, а затем и знамена других стран.

Преобразование значения

Не секрет, что древние греки, а затем и римляне огромное внимание уделяли спорту, устраивая многочисленные игры и грандиозные состязания. Украшение головы лавровым венком в качестве награды было в те времена доступно только выдающимся борцам или, к примеру, метателям копий.

Тем не менее времена меняются, и традиции меняются вместе с ними - в современном мире не только спортсмены, но и выдающиеся деятели культуры, искусства, науки и даже журналистики то и дело удостаиваются привилегии увенчать свою голову венком из лавровых листьев.

Наибольшая же разница состоит в том, что сегодня это стало, скорее, расхожим фигуральным выражением, нежели действительным материальным воплощением одержанной победы. Тем не менее медали, кубки и грамоты, украшенные данным растительным орнаментом, сегодня совершенно нельзя назвать редкостью. Символ победы, возникший в далекие времена Античности, дошел до наших дней, преобразовавшись во времени, но не утратив своего величия.

У кельтов, германцев и италийцев дуб почитался священным деревом. От них эти древние обычаи перешли к римлянам. Свидетельством этого может служить «гражданский венок», которым награждали воина, спасшего в бою жизнь римского гражданина. Венок, сопровождаемый надписью «O.C.S» («оЬ cirem servatum» - «спасителю [римского] гражданина», лат), может считаться одним из самых древних воинских отличий. Тот же самый венок из сплетенных ветвей мы находим в уже гораздо более близкие к нам времена на ордене Дубовой Короны, учрежденном правителем Нидерландов, когда это великое герцогство еще находилось под голландским управлением.

Однако первенство в символическом представлении воинской доблести и, как правило, знатного происхождения, постепенно у дуба отвоевал лавр (по-итальянски - «аллоро»), священное дерево Аполлона. Лавр не зря называли лавром благородным (Laurus nobilis). Лавровым «триумфальным» венком увенчивались не только победоносные полководцы во время триумфа, но и императоры, а также, и более всего, поэты.

Что касается лаврового венка

Лавр символизирует «бесстрашие и доблесть», а если золотой в красном поле, то «бесстрашное сердце и воина, отвагой своей завоевавшего победу и заслужившего награду». Что касается представителей гуманитарных наук, то, хотя во Франции ранее этимологию слова «бакалавр» (что соответствует нашему диплому) выводили из лаврового венка (bacca laurea), который в период Средневековья возлагался на головы новоиспеченных ученых, то в последнее время из-за появившегося невесть откуда словечка «бакаларус», которое означает «бахвал» или «псевдоученый», эти этимологические изыскания не пользуются особым доверием.

В гербах лавр предстает в тех же самых вариантах, что и дуб , но в отличие от дубовых отдельные листья лаврового венка встречаются гораздо чаще, не говоря уже о лавровом венке. Еще более часто можно встретить изображение лавра на «говорящих» гербах (Лауренти, Лаури, Лоро, Лоредано, последняя фамилия является производной от Лорето = Lauretus).

Родовой герб фамилии Пуччини (Пистоя) «Чередование золотых и красных столбов и зеленый лавровый венок

Лавровая ветвь , ястреб и кривая турецкая сабля - вот что изображено в гербе рода Марацци, который представлен на этой странице. Он, по-видимому, провозглашает открыто агрессивные намерения: слава тебе, если ты будешь храбро сражаться с помощью оружия. Идея прямо противоположна той, что символизируется изображениями с голубкой, держащей оливковую ветвь.

Олива (Olea europea) - символ мира, но также и победы, поскольку победа предшествует и обеспечивает последующее мирное существование.

Помимо этого олива означает также целомудренность - и в наши дни объявления о бракосочетании украшаются гирляндой венков из оливковых ветвей. В Древнем Риме оливковый венок присуждался и тому, кто косвенным образом способствовал победе, как это было с Лепидом (Лепид - общее имя рода Эмилиев. - Примеч. пер.).

Тот факт, что голубка появилась перед Ноем с оливковой ветвью в клюве, мог бы считаться случайностью, если бы в греческой мифологии не нашлось для него более подробного и тонкого объяснения: Кекроп (основатель Афин. - Примеч. пер.) выбирая для города имя и символ, колебался между оливой богини Афины и конем Посейдона. В конце концов он остановился на имени и дарах богини. Конь Посейдона символизировал войну, олива же означала торговлю маслом, которая процветает лишь в мирные годы, а мир всегда предпочтительней войны.

Личный герб Дансон-Ричардсон Каррера (Йорк, Великобритания) «Рассеченный: справа четверочастный: в первом и четвертом поле горностай с тремя черными двойными поясами, синяя глава с серебряным леопардом (Каррер); во втором и третьем золотом поле красный пояс, сопровождаемый по сторонам тремя ветвями лавра естественного цвета перевязью справа, две в главе и одна в оконечности (Ронделл); слева: в серебряном поле три зеленых листа лавра (2, 1) столбом (Фолайс)»

В древнегреческой культуре лавр олицетворял победу и мир и был посвящен Аполлону и Дионису. Согласно мифу, Аполлон преследовал нимфу Дафну, давшую слово сохранить целомудрие. Дафна взмолилась о помощи, и боги превратили ее в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Аполлон. Отныне лавр стал его священным растением. Вот почему в Греции музыкантов, поэтов, танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками, в то время как спортсменов, атлетов увенчивали оливковыми или сельдерейными венками. Лавровые рощи росли на вершине Парнаса, обители муз, и окружали храмы Аполлона. Из лавровых листьев плели праздничные гирлянды и венки, на празднествах в честь Аполлона зрители носили лавровые венки. Лавру приписывалась не только целительная сила, но и сила очищения от душевного осквернения. Лавровые листья ритуально очищали от пролитой крови, Аполлон очистил ими себя после умерщвления Пифона. Богиня победы Нике изображалась с лавровым венком в руках, который она возлагает на головы героев-победителей.

В Древнем Риме лавровый венок становится высшим знаком воинской и императорской славы. Он символизировал мир, наступающий после победы над врагом. Послания о победе и победоносное оружие обвивались лавром и складывались перед изображением Юпитера. Лавровые венки и ветки изображались на монетах и геммах как атрибуты Юпитера и Аполлона. Первые римские императоры не носили короны, а украшали свои головы лавровым венком. В Древнем Риме к обладанию лавровым венком стремились также ораторы и поэты. Кроме того, лавр был посвящен девственницам-весталкам и олицетворял непорочность.

В раннем христианстве вечнозеленые листья лавра считались символом вечной жизни или новой жизни, которая наступит благодаря искупительным деяниям Христа, а венок из лавра символизировал мученичество. Св. Павел противопоставляет нетленный венец, которым коронован христианский подвижник, венцу тленному, который получает победивший на ристалище.

Уже в эпоху эллинизма лавр становится символом славы как таковой, а лавровый венок или лавровая ветвь — эмблемой славы. В средние века в классической геральдике лавр не употреблялся. Но после французской революции 1789 года лавр стал популярнейшей эмблемой Франции: лавровые ветви были внесены в герб Французской Республики, и в наше время они также входят в государственные гербы Алжира, Бразилии, Греции, Израиля, Кубы, Мексики и других стран

В искусстве классицизма лавр получил распространение как главная эмблема славы. Он встречается на наградах, полученных за успешное участие в конкурсах учеными, артистами, музыкантами, поэтами, писателями (которых поэтому и называют лауреатами), а также на большинстве орденов — знаков прижизненной славы

Овидий «Метаморфозы»
Дафна

Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:

— На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?

Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:

— Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.

Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну — ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую — убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.

— Стой, прекрасная нимфа, — взывал Аполлон, — зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух.

Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:

— Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!

Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:

— Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!

А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.


Дельфы

Стеснили путь хребтов громады.
В долинах тень и дымка мглы.
Горят на солнце Федриады
И клекчут Зевсовы орлы.
Величье тайн и древней мощи
В душе родит святой испуг.
Безгласны лавровые рощи,
И эхо множит каждый звук.
По руслам рвов, на дне ущелий
Не молкнет молвь ручьев седых.
Из язв земли, из горных щелей,
Как пар, встает туманный дых.
Сюда, венчанного лозою, —
В долину Дельф, к устам земли
Благочестивою стезею
Меня молитвы привели.
Я плыл по морю за дельфином,
И в полдень белая звезда
Меня по выжженым равнинам
Вела до змиева гнезда.
Но не вольна праматерь Гея
Рожать сынов. Пифон умолк,
И сторожат пещеру змея
Священный лавр, дельфийский волк.
И там, где Гад ползою мрачной
Темнил полдневный призрак дня,
Струей холодной и прозрачной
Сочится ископыть коня.
И где колчан с угрозой звякал
И змея бог стрелой язвил,
Вещает праведный оракул,
И горек лавр во рту сивилл.
И ветвь оливы дикой место
Под сенью милостной хранит,
Где бог гонимого Ореста
Укрыл от гнева эвменид.
В стихийный хаос — строй закона.
На бездны духа — пышность риз.
И убиенный Дионис —
В гробу пред храмом Аполлона!

Лавр ассоциируется с мужественностью, силой, волей к победе и власти. Это растение посвящалось солярным богам. Ветви лавра, венки, сплетенные из него, служили атрибутами символики, связанной с почитанием Юпитера и Аполлона. Аполлон считался покровителем поэтов, актеров и музыкантов, поэтому победители соревнований в литературном изяществе получали лавровые венки. Лавровый венец символизировал подлинный, неподвластный времени талант награждаемого. Лавр также был атрибутом бога Диониса. В этом плане он выступал как символ экстатического удовольствия, инобытия, магических сил и сверхъестественного откровения.

Символика лавра тесно связана с мифом о боге Аполлоне и его несчастной возлюбленной Дафне. Культ этого женского растительного божества был достаточно широко распространен, однако впоследствии почти полностью слился с культом Аполлона. Существуют сведения о праздниках, специально посвященных лавру, проходивших в Фивах, – дафнефориях.

Древнегреческий миф повествует о прекрасной нимфе Дафне, приходившейся дочерью богине земли Гее и богу рек Пенею, которая дала зарок хранить целомудрие. Влюбленный Аполлон повсюду преследовал ее, и, чтобы избежать бесчестия, Дафне пришлось попросить своего отца превратить ее в лавровый куст. С тех пор лавр стал любимым растением бога Аполлона, его атрибутом. Миф о Дафне перекликается с мотивом посвящения лавра девам-весталкам, давшим вечный обет безбрачия. Таким образом, лавр символизирует невинность и чистоту.

Считалось, что лавровые деревца служат посредниками между богами и людьми при передаче тайного знания, Существовала традиция высаживать лавровые кусты вокруг храмов Аполлона. Считалось, что в шелесте этих деревьев посвященные могут прочесть божественные послания, предзнаменования будущего. Лавр был универсальным растением, очень широко использовавшимся в жертвоприношениях и многочисленных ритуалах. Традиционным головным убором жреца во время исполнения культа был лавровый венец. Лавр стал символом особой сверхъестественной власти, магии, ворожбы, ясновидения и пророчества. Лавровые ветви, гирлянды из лавра также использовались в ритуальных действиях, например, лавровые ветки часто бросались в огонь вместе со сжигаемой жертвой, что придавало происходящему особую торжественность.

Особый символизм лавра как священного растения бога Аполлона проявляется в его использовании пифией, прорицательницей Дельфийского оракула. Чтобы узнать свою судьбу и попросить совета у пророчицы пифии, в храм Аполлона в Дельфах приходили и цари, и герои, и простые смертные, В святилище, скрытом от посторонних глаз, на расселине скалы, источавшей ядовитые газы, стоял треножник, на котором восседала пифия. Она долго готовилась к прорицанию. Этой процедуре предшествовал трехдневный пост и ритуальные омовения. Во время гадания на голову пифии надевали лавровый венец, и, прежде чем начать пророчество, она жевала листья лавра.

Венок лауреата
Лавровый венок – символ победы, совершенства, полного триумфа над собственными слабостями и над соперником. Лавровыми венками в античности награждали воинов-героев, а также победивших в соревнованиях поэтов, которым покровительствовал бог искусств Аполлон. Богиня победы Ника представлялась древним прекрасной женщиной, возлагающей на голову героя лавровый венец. Слово «лауреат», обозначающее победителя художественного или научного конкурса, получившего высокое признание и премию, происходит именно от латинского «увенчанный лавром».