Семья мироновых капитанская дочка. Капитан Миронов в повести «Капитанская дочка» - характеристика героя

Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал. А. Пушкин. Капитанская дочка...разве муж и жена не един дух и едина плоть? А. Пушкин. Капитанская дочка Множество образов и всевозможных характеров про­плывают перед нашими глазами во время чтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Все они наиболее полно раскрываются во время событий, связанных с крес­тьянской войной под предводительством Емельяна Пуга­чева. Но наиболее яркими и запоминающимися все же остаются образы семьи капитана Миронова - комендан­та Белогорской крепости. Семья коменданта невелика: сам комендант Иван Кузь­мич Миронов, его жена Василиса Егоровна и молодая дочь Марья Ивановна. Все это люди простые и милые, сделав­шие жизнь Гринева в крепости «приятною». Иван Кузьмич «был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». В офицеры он вышел «из солдатских детей», поэтому простодушен и даже иногда забавен. Жизнь в далекой крепости достаточно однообраз­на, поэтому единственное развлечение Миронова - обуче­ние строевой науке «солдатушек», т. е. стариков-инвали­дов. Это учение вызывает у нас улыбку, поскольку сам капитан зачастую выходил к солдатам «в колпаке и в китайском халате», а храбрые бойцы все никак не могли запомнить, «которая сторона правая, которая левая». Жена коменданта - Василиса Егоровна - не зря но­сит это древнее русское имя. Эта деловитая, строгая и ум­ная женщина управляла не только своим беспечным му­жем, но «и на дела службы смотрела, как на свои хозяй­ские». Василиса Егоровна - добрая и полноправная хо­зяйка крепости. Действиями мужа она руководит часто незаметно для него самого и всегда очень мудро. Она все замечает, в курсе всех событий. В любви Василисы Егоров­ны к мужу много материнского, и все их отношения про­никнуты духом взаимной нежности и уважения, что не мешает им периодически подшучивать друг над другом. Образ Марьи Ивановны - один из центральных в по­вести. Вначале перед нами предстает «девушка лет осьм­надцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волоса­ми, гладко зачесанными за уши». Она кажется робкой и несмелой, даже мать называет ее «трусихой». Семья Маши небогата, и девушка переживает, когда мать говорит о ее «приданом»: «частый гребень, да веник, да алтын денег». Однако со временем мы ближе знакомимся с Марьей Ивановной и узнаем ее как девушку «благоразумную и чувствительную». В своей жизни она руководствуется высокими моральными принципами, поэтому гордость и благородство не позволяют ей выйти замуж за любимого человека без согласия его родителей. И это невзирая на то, что ее родители с радостью приняли в семью Петра Гринева, а он сам - очень выгодная для девушки партия. Отказавшись от личного счастья, Маша не собирается поступаться своими принципами даже в тяжелую для нее минуту. Образы семьи Мироновых, сложившиеся в нашем представлении в процессе чтения повести, внезапно предстают перед нами по-новому, как только в крепости узнают о приближении боевых действий, связанных с крестьянской войной. Василиса Егоровна без колебаний отказывается от предложения покинуть мужа во время нападения мя­тежника Пугачева и спрятаться в Оренбурге. Храбрая жен­щина и верная жена, она говорит: «Нечего мне под ста­рость лет расставаться с тобою да искать одинокой моги­лы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать». Так мы видим, что она реально осознает всю опасность сложившегося положения. Иван Кузьмич, даже видя, малочисленность и явную небоеспособность защитников крепости, защищает Белогорскую крепость до последнего, не собираясь сдаваться на милость пугачевцам. Развитое чувство чести и долга не позволяют Миронову признать власть бунтовщика. Изне­могая от полученных ран, комендант находит в себе силы и твердо отвечает Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец». Смело и с достоинством встречает капитан свою смерть. Недолго осталось жить и Василисе Егоровне. Единственное, чего она хочет перед смертью, - это уви­деться с мужем. Увидев его повешенным, Василиса Егоров­на рвет последнюю ниточку, связывающую ее с жизнью. Но перед смертью от удара саблей она успевает назвать Пугачева «беглым каторжником». Марья Ивановна остается сиротой, в одиночестве, среди врагов. Сломлен ли ее дух? Презирая Швабрина, перебе­жавшего на сторону бунтовщиков, Маша Миронова реши­тельно отвергает его предложение вступить с ним в брак. Она предпочитает умереть, чем связать свою жизнь с этим подлым человеком. С честью хранит Маша в своем сердце глубокое чувство любви к Петру Гриневу, опасаясь лишь насилия со стороны Швабрина. Так в минуту грозной опас­ности внешне слабая, робкая и застенчивая девушка де­монстрирует силу и стойкость своего характера, оказыва­ясь достойной дочерью своих родителей. В конце повести, когда все, казалось бы, должно было окончиться благополучно, Гринева арестовывают как из­менника за поддержание связей с Пугачевым. Даже отец Петра «лишился обыкновенной свой твердости», не в силах вынести этого позора, в отчаянии от сознания того, что его сын посмел изменить присяге. Маша, убежденная в невиновности своего любимого, ищет способ спасти его от несправедливого позора и от ссылки. Она находит в себе силы и смелость ехать в Петербург и просить у императрицы защиты от несправедливого решения суда. Случай на ее стороне, и дочери доблестного капитана удается спасти своего любимого и восстановить его права и справедливость. В образе семьи капитана Миронова А. С. Пушкин показал людей, которые свой долг и сохранение чести ценили превыше всего на свете. Смелые и самоотвержен­ные характеры возвышают их над жизненными невзго­дами и позволяют говорить о них как о подлинно ве­ликих людях

/ / / Семья Мироновых в повести Пушкина «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин, в своей повести « » раскрывает самые накипевшие проблемы того времени. Это место «маленьких» людей в обществе, а также их влияние на ход развития исторических событий. Это нравственные взаимоотношения в сложных и жестоких условиях. Это тема любви, которая является вечной.

Самым ярким проявлением нравственной проблемы является семья Мироновых. Состоит она из Ивана Кузьмича, Василисы Егоровны и их дочери Маши. Глава семьи – Иван Кузьмич получает офицерское звание за проявленное мужество в сражениях против врагов отечества. Он является простым, «своим» человеком. Такой же была и его жена Василиса Егоровна. Оба героя в своих речах и высказываниях часто используют простецкие, народные выражения – «небось», «негоже». Живет семья Мироновых бедно, в скромном домике, без роскоши. Но, это не мешает всем членам семьи быть дружными и родными.

Семья Мироновых очень схожа с семьей , поэтому Петра так радушно приняли в близкие круги. В семье Мироновых все стоят друг за друга. Среди них действует принцип: «вместе жить, так вместе и умирать».

Несмотря на патриархальный утрой в семье, важное значение имеет слово Василисы Егоровны. Она частенько управляет и командует Иваном Кузьмичом, решает его служебные дела и вопросы, как свои кулинарные задачи. Но, она не выглядит сварливой и грубой женщиной. Так происходит потому, что в отношениях Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны торжествует любовь и взаимное согласие.

Иван Миронов на протяжении всей своей жизни отстаивает честь и долг офицера, он предан родине, верен присяге. Даже в самую трудную минуту, находясь под пытками врага, он проявляет мужество и смелость. Даже перед смертью, Иван Кузьмич высказал протест самозванцу . Его жена – Василиса Егоровна тоже была убита злодеями лже-царя. И таких простых, народных, героических людей было много в то время. И всех их постигала та же участь.

Взяла от родителей самые лучшие качества - скромность, простоту, народность. Она нравилась всем, с кем встречалась. Это была прелестная, милая девушка, которую Савельич кликал «божьим ангелом». Ее судьба также была наполнена трудностями. Маша теряет родителей и становится сиротой. Она находится в плену, терпит издевки , но все равно не сдается. Спасает Машу из плена Петр Гринев. И они обретают счастье, ведь любят друг друга.

Семья Мироновых – состояла из сердечных, добрых и хороших людей, которые любили и дорожили друг другом.

Н.В. Гоголь писал, что в «Капитанской дочке» Пушкина «в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей».

Рассказ о семье капитана Миронова в повести Пушкина «Капитанская дочка» начинается лишь в третьей главе, которой предпослан эпиграф: «Старинные люди, мой батюшка». Он взят из комедии Фонвизина «Недоросль», в которой дается сатирическая характеристика российского дворянства XVIII века. Может быть, и Пушкин, продолжая фонвизинские традиции, собирается нарисовать в своей повести сатирический портрет семьи коменданта Белогорской крепости капитана Миронова?

Безусловно, в обрисовке жизни крепости, характеристике членов семьи Мироновых зачастую встречаются комические элементы. Чего только стоит описание крепости: вместо грозного военного сооружения, которое молодой офицер Гринев, приехавший сюда служить, ожидает увидеть, - «деревушка, окруженная бревенчатым забором», где по улицам бродят свиньи, а единственной приметой военного быта была старенькая пушка, да и то забитая мусором. Под стать такой крепости и ее защитники: «двадцать стареньких инвалидов с длинными косами», которыми командует капитан Миронов, бодрый старик, высокого роста, облаченный в колпак и «китайчатый халат». И немудрено, что в такой крепости всем заправляет не столько комендант, сколько его жена - Василиса Егоровна, женщина простая и властная, с твердым, решительным характером. Вот как она браво отдает приказ поручику Ивану Игнатьичу, «кривому старику», насчет того, как поступить с подравшимися обитателями крепости: «Разбери Прохора с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи».

И все же даже интонация описания жизни Белогорской крепости и семьи Мироновых говорит нам о том, что здесь используется именно юмор, причем достаточно добродушный, мягкий - так посмеиваются над старинным приятелем, другом. Так почему же все-таки эпиграф Пушкин находит в одном из самых известных остросатирических произведений русской литературы XVIII века? Как вообще писатель относится к этому «веку минувшему», который с легкой руки грибоедовского Чацкого мы привыкли воспринимать исключительно критически?

Для Пушкина это не совсем так. Конечно, мы помним его сатирическую характеристику такого вельможи Екатерининской эпохи, как Троекурова из «Дубровского». Но XVIII век - это и время Петра 1, Ломоносова, Суворова и многих других замечательных русских людей, которыми Пушкин восхищался и гордился, с огромным интересом относясь к истории Отечества, к своей родословной, в которой он особо выделял своего прадеда - знаменитого «арапа Петра Великого». Пушкин с уважением относился к прошедшей эпохе и «старинным людям», жившим в ней. Более того, он находил в них такие черты, которые были утрачены его современниками: простота и строгость нравов, цельность натуры, простодушие и благородство, а главное - неукоснительная верность долгу, честь и достоинство. И вот этими замечательными качествами Пушкин наделяет всех в семье капитана Миронова, верного защитника государства, которому он присягнул, смелого и решительного человека, сложившего свою голову, но не изменившего долгу.

Казалось бы, странное сочетание мы видим в этом человеке: черты героической личности и какая-то особая простота, «домашность». Но в 30-е годы Пушкин ищет свой идеал среди простых русских людей, а вовсе не в романтических героях. И таков в «Капитанской дочке» не только доблестный капитан Миронов. Достаточно вспомнить изображенную несколько ранее семью Гриневых. Недаром Петруша Гринев, так поначалу разочарованный Белогорской крепостью, вскоре стал чувствовать себя здесь, как дома. Радушная семья Мироновых приняла его запросто, «как бы век была знакома». Василиса Егоровна, старый капитан окружили его заботой и лаской, а в их дочке, простой и обаятельной без «всякого жеманства» девушке, Гринев обретает свою любовь и, как мы узнаем в дальнейшем, верную и преданную подругу жизни. И это не кажется странным: только такая дочь и могла быть в семье капитана Миронова.

Лишь один из обитателей Белогорской крепости ярко противопоставляется Мироновым и очень критично о них отзывается, называя Машу «совершенною дурочкою». Это Швабрин, высланный сюда за дуэль из Петербурга. Вот он, человек нового поколения, без стыда и совести, способный на любую подлость и предательство и без колебаний изменяющий присяге. Нет, конечно, не его имел Пушкин в виду, ставя эпиграфом ко всей повести слова пословицы: «Береги честь смолоду». Но зато их с полным правом можно отнести к каждому из семьи капитана Миронова и Гриневых.

Удивительно похожи эти двое много послуживших стране военных: Андрей Петрович Гринев хочет, чтобы сын не повесничал, служа в столице, а вкусил все тяготы армейской жизни, «понюхал пороху», «потянул лямку» и стал настоящим солдатом, продолжателем семейных традиций. Вот он его и отсылает служить вместо Петербурга в отдаленную крепость в зоне военных действий. И здесь Гринев находит настоящий пример того, что значит служить Отечеству не за честь, а за совесть.

Удивительно, как не похожи судьбы Андрея Петровича Гринева и Ивана Кузьмича Миронова! Один дослужился до чина премьер-майора, вышел в отставку и спокойно дожил свой век в деревне, окруженный семьей и внуками. Другой погиб, сражаясь против Пугачева.

Перед глазами стоит эта сцена: нелепая маленькая крепость со старенькой пушкой, горстка старых инвалидов и комендант, отдающий свой последний приказ: «Ребята! Вперед, на вылазку, за мною!» А перед ним огромная армия мятежников под предводительством беглого казака Пугачева. Капитан исполнил то, что повелевал ему долг: постоять «за матушку государыню», доказать свою верность присяге. И когда перед виселицей Пугачев грозно обращается к старому офицеру, тот, собрав последние силы, изнемогая от раны, но все же твердым голосом отвечает: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Казнь свершилась, но примеру доблестного капитана последовал его верный помощник Иван Игнатьич, готов повторить слова своего командира и Гринев - но ему судьба уготовила другую участь.

Но не только капитан Миронов до конца исполнил свой долг. Его супруга Василиса Егоровна, всю жизнь прошедшая рука об руку со своим мужем, и здесь у последней черты не оставила его. Как трогательно их прощание! «Прощай, мой Иван Кузьмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила!» - «Прощай, прощай, матушка!» Как много в этих простых словах! Любовь и преданность, забота друг о друге и верность спутнику всей жизни. И вот, видя на виселице своего Ивана Кузьмича, несчастная женщина бросает гневные слова виновникам смерти мужа: «Злодеи! … Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусская, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты живот свой, а сгинул от беглого каторжника!» Эти последние слова верной Василисы Егоровны звучат, как народный плач по погибшим бойцам. И ее ждет та же участь - пасть от руки злодеев.

Но и молодое поколение этой семьи - Марья Ивановна - оказывается достойной дочерью капитана Миронова. Недаром именно в ее честь и названо произведение - «Капитанская дочка». Может быть, Пушкину было очень важно показать, что традиции «старинных людей», таких, как Мироновы, живы и в новом поколении. Собственно, она никогда им и не противостояла. Вспомним, как после дуэли и ранения Гринева молодые люди признаются друг другу в любви и как Маша требует, чтобы Гринев получил благословение родителей на их брак. А когда отец Гринева отказывает, Маша тверда в своем решении: «Нет, Петр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле Божей». Вот слова русской девушки, сохраняющей нравственные идеалы и заветы отцов.

Мне кажется, она чем-то похожа на Татьяну: та же простота, та же естественность, но и не меньшая сила нравственной позиции. А в дальнейшем развитии сюжета в ней проявятся и стойкость, смелость, решительность, которых вначале нельзя даже было предположить в этой тихой, застенчивой девушке, краснеющей до слез и до смерти боящейся выстрелов. Она оказалась стойкой и мужественной, как ее отец и мать. Маша способна противостоять не только притязаниям Швабрина, но и смело смотреть в глаза виновнику гибели своих родителей Пугачеву. А потом она так же смела и решительна в своем намерении восстановить честь любимого человека, отстоять их счастье, пусть для этого надо даже ехать в Петербург к самой императрице.

Такова дочь капитана Миронова. Вот какую семью рисует Пушкин в «Капитанской дочке», вот какими он видит «старинных людей». Это те, на ком земля русская держится, кто во все века стоял за родину до конца. И мне кажется, что такие люди, такие семьи могут быть и сейчас. И пусть не выпадет им на долю испытать столь же страшные потрясения, но сама готовность исполнить свой долг перед отечеством, перед своей семьей, перед своим любимым человеком никогда не должна исчезнуть в русских людях.

При рассмотрении образа капитана Миронова исследователи, стремясь подчеркнуть художественную удачу Пушкина, обычно ссылаются па мнение Гоголя. Высоко ценя “Капитанскую дочку”, он утверждал, что пушкинский роман “решительно лучшее русское произведенье в повествовательном роде”. При этом, по мнению Гоголя, главная заслуга Пушкина состоит в создании русских характеров. Что имел в виду Гоголь? “В первый раз выступили истинно русские характеры-простои комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее” .

В самом деле, “честный и добрый”, скромный, лишенный амбиции и честолюбия, “беспечный”, готовый подчиняться жене (“Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостью так точно, как и своим домком”), капитан Миронов был мужественным солдатом, получившим офицерское звание за храбрость, проявленную в прусском походе и в сражениях с турками.

Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Оп не способен па измену и предательство – примет смерть, по не изменит, но отступится от исполнения службы, В этом и проявляется его русская натура, истинно русский характер.

Таков Миронов, ценимый Гоголем. Многое в его оценке справедливо, верно угадано. И все же нельзя смотреть на Миронова глазами Гоголя, да еще Гоголя 1846 года, когда было высказано приведенное суждение (из статьи “В нем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность”). Именно в это время Гоголь считал нужным распространять и утверждать миф о примирении Пушкина с Николаем, о благоговейном отношении поэта к самодержавию.

В рамках этих убеждений Гоголя и следует воспринимать восхищение Мироновым, образцовым исполнителем своего долга перед государыней императрицей. Характерно, что в 1833 году Гоголь, прочтя “Историю Пугачева”, пришел в восторг от образа Пугачева. В 1846 году он Пугачева не вспомнил, а на первое место в романе выдвинул Миронова.

На капитана Миронова мы обязаны смотреть глазами Пушкина. Созданный им образ и богаче, и сложнее, и, главное, драматичнее, чем его понимал и толковал Гоголь.

Изучение жизни русского парода помогло Пушкину понять сложность и динамичность такой категории, как национальный характер, волновавший и русских писателей XVIII века, и декабристов. Национальный характер каждого народа самобытен и неповторим, как самобытны и неповторимы историческая судьба каждой нации и пути ее развития. Он изменчив, никогда не окостеневает, не превращается в некую метафизическую п устойчивую совокупность заданных “по природе” качеств и психологических свойств, он постоянно развивается, в зависимости от меняющихся общественных, социальных и исторических обстоятельств жизни папин. Условия жизни и поднимают к высоким нравственным нормам, и они же, в других обстоятельствах, оказываются силой, искажающей человеческую натуру вообще и “русскую душу” в частности. Церковь с ее проповедью смирения, политическое бесправие и деспотизм власти навязывали личности чувство униженности, холопства и страха.

Уже во время восстания Пугачева обострился интерес литературы к жизни парода, его судьбе и его истории. Вопрос о национальном характере приобретал политическое значение. Понимание его сложности и многогранности приводило к желанию выявить и обозначить главное в этом характере. При этом понимание “главного” – “хорошего” и “плохого” – в национальном характере подсказывалось и классовыми интересами, и потребностями цолитического момента. Так появилось представление о двух доминантах как двух полюсах национального характера – мятежности и смирения, послушания. Естественно, при таком подходе в многогранном содержании национального характера акцентировалось внимание лишь па некоторых, правда, ведущих его свойствах.

Общественному обнаружению этого всеобщего интереса к русскому национальному характеру и определению его доминант способствовало выступление Фонвизина. В 1783 году писатель послал в правительственный журнал “Собеседник любителей российского слова” “Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание”. Среди “вопросов” был и такой: “В чем состоит наш национальный характер?” На пего ответила сама императрица Екатерина II: “В остром и скором понятии всего, в образцовом послушании…”

Писатели, и в первую очередь Радищев, давали противоположный ответ: в мятежности, в вольнолюбии. Пушкин отлично знал мысли и Фонвизина, и Радищева, а “Несколько вопросов…” он даже перепечатал в “Современнике” (во втором номере за 1836 год). Образцовое послушание составляет существо русского характера Ивана Кузмича Миронова. Комендант Белогорской крепости лишь по службе принадлежит к правительственному лагерю – он выходец из народа и связан с ним и воззрениями, и традициями, и образом мышления. “Муж и жена были люди самые почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый”.

Образцовое послушание Миронова для Пушкина по добродетель, но тот психологический склад, который ему навязывается. В послушании фокусировались предрассудки исторически складывающегося национального характера. Добрый по природе он буднично прост в своей жестокости, когда отдает приказ пытать башкирца. Он храбр, деятелен, но все его действия не освещены сознанием. Восстание Пугачева сделало его участником исторических событий – он ни разу не задумался о том, что происходит; им движет образцовое послушание своему начальству, своей государыне. Послушание открывает нам плененную мысль. Отражая приступ мятежников, Миронов проявляет героизм, но защита крепости не воодушевляет его, по поднимает к новой жизни.

Всмотримся в эту сцену. Миронов готовит гарнизон к вылазке против отрядов Пугачева. “Ну, ребята,- сказал комендант; – теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперед, на вылазку, за мною!

Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но оробелый гарнизон не тронулся. “Что ж вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузмич. – Умирать, так умирать: дело служивое!” Призыв Миронова не выражает его убеждений. Это увещевание исполнить службу. Оттого ни героическая вылазка лишь трех офицеров, пи приказ коменданта не находят отклика у солдат гарнизона. Нет ни в этом призыве, ни в личном примере Ивана Кузмича той увлекающей и возбуждающей силы, которая преображает человека, открывая в нем скрытые нравственные резервы богатой личности.

Иначе изобразил Пушкин последние минуты жизни коменданта. Поведение Миронова под виселицей не может не вызвать восхищения – он тверд в своих ответах и решении принять смерть, по не изменить присяге и долгу. Верность и спокойное мужество перед лицом смерти совершенно с новой стороны раскрывают нам характер старого солдата Миронова.

После смерти в первый и последний раз русский человек, капитан Миронов, предстал перед читателем, овеянный поэзией прощания народа со своим сыном, И в этом прощании отдавалась дань всему лучшему в погибшем – о плохом не вспоминалось, народ отпускал грехи усопшему. Ему, народу, самому предстояло решать свое будущее, преодолевать драму своей исторической судьбы.

(No Ratings Yet)

Образ капитана Миронова в романе “Капитанская дочка”

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинения по литературе: Семья капитана миронова в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” рассказывает...
  2. Вспомним, как живут старики Гриневы и пошлый, недалекий губернатор Оренбурга, как, например, изображается военный совет в Оренбурге. Заседание это нарисовано...
  3. Историческая обусловленность (а потому и оправданность) восстания угнетенных – таков первый вывод, сделанный автором “Истории Пугачева”. Оттого становилась ясной коренная...
  4. В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773-1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой...
  5. Литература реалистическая, по словам Щедрина, провидит законы будущего. Оттого, указывал он, Пушкина отличает стремление “проникнуть в тайности современности” . Как...
  6. Повесть А. С. Пушкина ” Капитанская дочка “, несмотря на то что основное действие ее развертывается на небольшом пространстве и...
  7. Сочинения по литературе: Женские образы в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в...
  8. Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма...
  9. Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям...
  10. Народу принадлежит огромная роль в истории. Даже когда он “безмолвствует”, видна зреющая в нем энергия будущих мятежей. Восстание высвобождает и...
  11. Тема крестьянских восстаний, затронутая в “Дубровском”, естественно обращала мысль Пушкина к восстанию Пугачева. Пол “адумывает писать “Историю Пугачева”. Он едет...
  12. Пугачев вошел в роман поэтически – из “тайного места”, из метели. Прозаический его разговор с ямщиком обретает вещий смысл. Неизвестный...
  13. В “Капитанской дочке” Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа. Жизнь народа освещается Пушкиным в ее национально-историческом своеобразии,...
  14. За многие десятилетия изучения “Капитанской дочки” па эти вопросы давались самые различные и часто противоречивые ответы. В конце XIX века,...

«Старинные люди, мой батюшка». В этих словах, приведенных Пушкиным в качестве эпиграфа к третьей главе, в которой мы знакомимся с семьёй Мироновых, дана краткая, но выразительная характеристика стариков Мироновых. «Старинные люди», Мироновы вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый».

Василиса Егоровна изумляется богатству Гринёва, не такому уж большому (300 душ), и говорит о своей дочери как о бесприданнице. «Девка Палашка» - вот всё их состояние.

Близость Мироновых к народу сказывается в их быту, в отношении к дуэли как «смертоубийству», в их доверчивости, добродушии и простосердечии, в радушии и гостеприимстве. Она проявляется и в особенностях их речи. Правда, Иван Кузьмич не речист, зато словоохотливая Василиса Егоровна говорит сочным языком народа, вставляя в свою речь народные пословицы и поговорки: «Стерпится - слюбится», «Не ты первый, не ты последний», «На грех мастера нет» и т. п. А её последние слова звучат, как народное причитание.

«Свет ты мой Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие...»

В нравственном отношении Мироновы резко противостоят аристократическому дворянству, которое представлено в повести Швабриным. Чувство долга, офицерской чести живёт в душе коменданта. Иван Кузьмич первым выходит против Пугачёва и, «изнемогая от раны, собрав последние силы, твёрдым голосом» отказывается признать в Пугачёве государя, обрекая тем самым себя на виселицу. Василиса Егоровна наотрез отказалась выехать в Оренбург, категорически заявив мужу: «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою, искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать».

Но крепостническая действительность с её нравами, указывает Пушкин, калечит и таких честных и добрых людей, какими являются старики Мироновы. Капитан Миронов, вышедший из народа, гибнет за чуждый народу строй; он, добрый, беззлобный человек, фактически становится противником народа. Об этом говорит допрос комендантом башкирца. Спокойно и твёрдо Миронов даёт приказание приготовить орудие пытки и встречает пленного словами: «Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах».

Так изображается Пушкиным трагедия жизни капитана Миронова, вышедшего из народа офицера царской армии.

Вредное влияние крепостнической действительности в известной степени сказывается и на Василисе Егоровне. Она «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком». Отводя квартиру Гринёву, она и здесь творит «суд и расправу» над жителями. «Отведи Петра Андреича, - приказывает она уряднику, - к Семёну Кузову. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород». А Ивану Игнатьичу приказывает разобрать ссору Прохорова с Устиньей и «обоих наказать».

Очень полно раскрывается в повести образ «капитанской дочки» - Маши Мироновой. Это простая русская девушка, «лет осьмнадцати», с самой обыкновенной наружностью: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши». В той обстановке, в которой она росла и воспитывалась, ей неоткуда было получить ни образования, ни умственного развития. Её речь - показатель невысокой культуры: «Я так и обмерла», «Да так... он такой насмешник... он очень мне противен», «Это меня беспокоило бы страх».

Она скромна, у неё твёрдые нравственные устои: несмотря на любовь к Гринёву, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. «Без их благословения не будет тебе счастия», - говорит она Гринёву. В её отношениях к людям нет ни тени эгоизма, расчёта. Любит она Гринёва глубоко и бескорыстно.

Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств Швабрина и в спасении Гринёва.

К главам, в которых наиболее полно раскрывается образ Маши Мироновой (V, XII), Пушкин берёт в качестве эпиграфов цитаты из народных песен, подчёркивая этим высокие душевные качества Маши и её близость к народу.

Обновлено: 2011-05-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.