Сценарии музыкальных гостиных в доу. Музыкальная гостиная «Звуки музыки вокруг нас. Интегрированное развлечение с родителями и детьми старшей - подготовительной группы ДОУ. Музыкальная гостиная

Лилия Дивеева
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально - художественного развития дошкольников

Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве , то она может прозвучать так : влюбить детей в хорошую музыку . Интонационная природа музыки , ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь . Решению проблемы развития музыкальности детей , способности эмоционально воспринимать музыку подчинены задачи обучения детей различным видам музыкально- художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству (слушание, пение, песенное творчество, музыкально -ритмические движения, музыкально -игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах ).

Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста . В своей работе мы используем такую нетрадиционную форму организации образовательной деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у дошкольников как «Музыкальная гостиная » .

Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной » , которые мы используем своей работе, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей с музыкой . Неизменным атрибутом всех встреч является зажженная свеча. Это придает занятию особый колорит. Таким же неизменным атрибутом является и портрет композитора, о творчестве которого пойдет речь на занятии. Для этого в детском саду создана коллекция портретов как классиков отечественной и мировой музыки , так и современных детских композиторов. Композитор А. Вивальди, например, предстает перед нами в образе молодого человека с завитыми локонами и традиционной одежде итальянского городского жителя 18 века. А композитор П. И. Чайковский – в образе русского интеллигента 19 века.

Кроме того, при организации и проведении «Музыкальной гостиной » возникла необходимость в создании библиотеки биографических данных и этапах творческого пути композиторов.

Для более полного восприятия музыкальных произведений , мы стараемся подбирать и подходящий по смысловой структуре литературный материал. Если это «Щелкунчик» Чайковского, то невозможно познакомить детей с музыкой , не используя фрагменты сказки Гофмана. Это – нарядная елка, подарки и, конечно же, кукла – Щелкунчик. А знакомство с музыкой М . И. Глинки подразумевает прочтение отрывков из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Например, «Музыкальная гостиная » «В гостях в Ак-тирмэ (белой юрте) » проходит в виде викторины. Дети отвечают на вопросы : «Что обозначают цвета на государственном флаге, «Как называется столица нашей республики?» , «Какие деревья растут в Башкортостане?» , «Голоса каких птиц вы услышали?» , «Люди каких национальностей живут в нашей республике?» . Естественно, что эти вопросы чередуются с слушанием башкирских, русских, татарских, марийских народных мелодий, что позволяет не только развивать музыкальные способности детей , но и приобщать к народной культуре, воспитывать нравственно-патриотические чувства, толерантность к людям разных национальностей.

Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения , включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей. Например, с музыкальным циклом «Времена года» А. Вивальди дети знакомятся на основе сказки «Двенадцать месяцев» . Костюмы и атрибуты к представлению этой сказки изготовили родители вместе с детьми. Оригинальные идеи подсказали красочные иллюстрации книг, фотографии журналов и, конечно же, фантазия педагогов.

Но самое главное, в организации «Музыкальной гостиной » - сама музыка . В детском саду мы создали и постоянно пополняем фонотеку классической, современной и народной музыки .

Решать задачи музыкального и творческого развития дошкольников помогает и разработанное нами новое методическое пособие «Музыкальный календарь » . Пособие представляет собой двенадцатиугольник, поделенный на четыре сектора различного цвета, символизирующих времена года. Они в свою очередь поделены на секторы-месяцы. Каждому месяцу года соответствует календарный, государственный или народный праздники, которые традиционно празднуются в детском саду. В середине – стрелка, показывающая месяц года и праздник, к которому ведется подготовка в данный момент. Фотографии праздников отражают традиции, обычаи празднования. Кроме того, данное пособие помогает решать задачи художественно-эстетического , познавательного, нравственно-патриотического воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста .

Перспективный план проведения «Музыкальной гостиной » , разработанный нами на учебный год включает занятия в младших, средних, старших и подготовительных группах детского сада один раз в месяц. Среди них : «Образ Салавата Юлаева в музыке башкирских композиторов», «Ситцевая Русь» , посвященная творчеству поэта С. Есенина, «Клоуны и клоунята» , посвященная празднику юмора 1 апреля, «Добрый волшебник» , посвященная творчеству композитора В. Я. Шаинского, «Сказочная музыка Римского-Корсакова » и другие.

Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности . Слушая музыку , ребенок познает мир во всем его многообразии. При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализе у дошкольника развивается речь , которая становится содержательной, образной и выразительной.

Слушание музыки – универсальный вид деятельности. В программе для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать.

Организуя занятия в «Музыкальной гостиной » , мы решаем важную задачу – научить детей слушать музыку , сформировать базу для развития музыкальной культуры .

В такой работе очень важен тесный контакт между музыкальным руководителем и воспитателем, так как воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей . Именно воспитатель поощряет все виды музыкальной деятельности вне занятий, закрепляет умения и навыки выразительного исполнительства, стимулирует творческие проявления в самостоятельной деятельности.

Неотъемлемой частью музыкального развития детей является работа с родителями. Мы работу мы проводим в форме консультаций («Значение музыкальных занятий в воспитании детей» , «Музыка в повседневной жизни ДОУ» , «Как устроить праздник» и другие, совместных праздников и развлечений , приглашение родителей воспитанников в «Музыкальную гостиную » . Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в ее подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда находятся среди родителей энтузиасты, которые с удовольствием откликаются на предложение принять участие в подготовке и проведении такого мероприятия.

Еще одной формой взаимодействия с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников являются красочные афиши, изготовленные руками музыкальных руководителей , с советами и рекомендациями посетить художественную выставку , концерт или выступление учеников школы искусств; совместное с родителями создание альбомов о композиторах, семейных художественных творческих проектов . Настоящим открытием стали проекты «Тридевятое царство» , «Улыбка зажигает звезду» , в которых приняли участие дети и родители старших и подготовительных групп.

Мы находимся в постоянном поиске новых и интересных методов, приемов работы. Стараемся строить свою работу так, чтобы жизнь ребенка в детском саду была радостной и увлекательной. Если, прослушав музыку , потанцевав, ребенок долго помнит об этом, значит, наша работа не прошла даром.

Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает профессионального музыкального , хорового или танцевального образования. Наша задача значительно шире, а поэтому труднее : открыть ребенку дверь в мир музыки , познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «Я» , дать возможность реализовать себя с помощью музыки , ощутить гармонию и красоту.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования и молодежной политики

муниципального образования

Администрации г. Усолье – Сибирское

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

Адаптационная, комбинаторная, радикальная

«Музыкальная гостиная» как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.

Харитонова Ирина Владимировна

музыкальный руководитель ВКК

МБДОУ «Д/С ОВ №1»

г. Усолье – Сибирское,

Пояснительная записка Актуальность: в ходе прохождения МДОУ «Д/С ОВ №1 процедуры аккредитации экспертом по музыкальному воспитанию было предложено обобщить опыт работы музыкального руководителя с педагогами.

На наш взгляд, одна из самых актуальных проблем, стоящих перед

современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность

утраты нравственных ориентиров.

Необходим поворот к жизненно важным ценностям, противостояние, бездуховности, потребительству. Роль педагога в этом плане первостепенна. Великий русский писатель Л. Н. Толстой говорил, что наука доказывает истину, а искусство заражает его. Педагог должен не только знать методы и приемы обучения и воспитания, но и быть артистом, «заражающим» детей, наполняющим их эстетической радостью.

Музыкальный руководитель должен помочь педагогу войти в мир музыкальных образов, развивать музыкальность и художественный вкус, творческие устремления. Конечным же результатом такой работы будет музыкально – эстетическое развитие ребенка дошкольника.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость создания авторской педагогической разработки: «Музыкальная гостиная», как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.

Новизна: в авторской педагогической разработке «Музыкальная гостиная» представлена система мер по оптимизации взаимодействия в диаде «Музыкальный руководитель – воспитатель», включающая авторские семинары, занятия – тренинги, музыкально – поэтические часы.

Методологическая основа

Основу авторской педагогической разработки составили идеи Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, которые отмечают, что успех совместной работы педагога – музыканта и воспитателей зависит от обоюдной заинтересованности в общем, для них деле и результатах музыкального воспитания детей.

ЦЕЛЬ

Выявление и развитие музыкально - творческого потенциала педагогов, как следствие - повышение качества работы с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию.

1. Обеспечение музыкального развития педагогов;

2. Осуществление взаимодействия музыкального руководителя и педагогов;

3. Повышение уровня музыкального развития детей.

Срок реализации: 1 год.

Ожидаемые результаты:

Овладение педагогами современными музыкальными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими гармоничность и целостность их музыкального развития;

Качественное взаимодействие музыкального руководителя и педагогов ДОУ;

Развитие творческого потенциала музыкального руководителя и педагогов;

Повышение качества музыкального воспитания детей в ДОУ.

Авторская педагогическая разработка включает три раздела. В первом разделе дается описание методики работы. Второй раздел представляет содержание «Музыкальной гостиной» - перспективный план работы. Третий раздел содержит диагностическую методику выявления уровня музыкальных и артистических способностей педагогов. Завершает авторскую разработку приложение и список литературы.

Раздел 1. Методика работы Методические рекомендации составлены на один год целенаправленной, систематической и последовательной работы с педагогами по развитию их музыкальности и творческого потенциала.

Работу необходимо осуществлять на основании следующих принципов:

1. Принцип всестороннего развития. Общение с искусством - мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара (музыка, поэзия, живопись и др.) духовно возвышающего и обогащающего каждого педагога;

2. Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара;

3. Принцип прогностичности – отражает в целях и действиях сегодняшние и будущие требования к музыкально – эстетическому развитию педагогов и детей;

4. Принцип рациональности – позволяет определять цели и способы их достижения для обеспечения максимального результата;

5. Принцип реалистичности – помогает определять конечные и промежуточные результаты.

2. Театральные подмостки;

4. Музыкальная игра.

В зависимости от объема программного материала длительность изучения темы варьируется – от двух до трех месяцев.

Каждая тема раскрывается через разнообразные формы обучения.

Этапы обучения

1 этап - подготовительный, включает в себя самоанализ «Деятельность

воспитателя на музыкальном занятии»; анкетирование «Анализ работы

музыкального руководителя воспитателями ДОУ»; входную диагностику

по разделам: «Восприятие музыки», «Песенное творчество»,

«Элементарное музицирование», «Театрально – игровое творчество».

2 этап – основной, включает в себя следующие формы работы:

1. Вводная консультация;

2. Музыкальная мастерская;

3. Семинар – практикум;

4. Занятия – тренинги;

5. Мастер – классы;

6. Конкурсы;

7. Музыкальные КВны;

8. Выпуск звуковой газеты «Погремушка» и «РОСТОК»;

9. Музыкально – поэтические вечера;

10. Музыкально – театрализованные представления.

Формы обучения по программе «Музыкальная гостиная» делятся на активные и пассивные.

Пассивные - в основном, предназначаются для передачи знаний в значении информации: консультации – получение информации по конкретному вопросу у специалиста; семинары - обучение в процессе переработки, систематизации и воспроизведения информации.

Активные - формы обучения (практикумы, конкурсы, музыкальные мастерские, игры, тренинги и др.) ориентируются не только на усвоение знаний, но и на способы их получения, на развитие творческого потенциала педагогов; характеризуются высокой степенью вовлеченности педагогов в

в учебный процесс, повышенной степенью мотивации, эмоциональности, направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки.

3 этап – заключительный. Цель работы на этом этапе – получение итоговых диагностических данных по разделам: «Восприятие музыки», «Песенное творчество», «Элементарное музицирование», «Театрально – игровое творчество», анализ деятельности воспитателя на музыкальном занятии.

Перспективный план работы «Музыкальной гостиной» рекомендуется для использования на учебный год с группой педагогов в количестве 12 – 16 человек.

Периодичность встреч в «Музыкальной гостиной» - 1 раз в неделю.

В планирование допускается внесение дополнений, изменений в зависимости от индивидуальных особенностей группы и творческого потенциала воспитателей.

Диагностические задания Музыкальных и артистических способностей педагогов.

1 раздел «Восприятие музыки» Цель: Определить уровень эмоциональной отзывчивости педагога на музыку разного характера, умение определять жанр и форму музыкального произведения.

Задание №1

Материал: Набор карточек разных цветов и оттенков, аудио кассеты с записью музыки разных жанров.

Музыкальный репертуар: Классическая музыка, джаз, рок-н-ролл, вальс, народная музыка.

Методика проведения: У каждого педагога конверт с набором карточек.

Музыкальный руководитель: Прослушайте музыкальное произведение.

Вопросы: Какое настроение передает эта музыка?

В какой цвет вы бы окрасили эту музыку?

(Педагог показывают карточки определенного цвета и объясняют свой выбор)

Задание №2

Материал: Аудио кассеты с записью инструментальной и вокальной музыки (марш, песня, танец)

Методика проведения: Педагоги прослушивают музыкальные отрывки произведений, определяют и соотносят иллюстрации с прослушанной музыкой.

Музыкальный репертуар: Р. Шуман «Солдатский марш», П. Чайковский «Вальс», р. нар. мел. «Со вьюном я хожу».

3 балла – высокая эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, педагог самостоятельно и правильно определяет музыкальные жанры и форму музыкального произведения.

2 балла – проявляет интерес к музыкальной деятельности, но затрудняется в выполнении заданий.

1 балл – низкая музыкальна отзывчивость, педагог не способен самостоятельно определить музыкальные жанры.

2. Раздел «ПЕНИЕ» Задание №1

Цель: Определить умение чисто интонировать мелодию с музыкальным сопровождением и аккопельно.

Методика проведения: Предложить педагогу спеть любую песню по желанию, с музыкальным сопровождением и без него.

Задание №2

Цель: Определить уровень выразительного исполнения знакомой

песни, умение инсценировать содержание песни.

Материал: Шапочки-маски, театральный реквизит (корзина, инструменты, игрушки и т. д., набор карточек, передающих содержание песни.

Методика проведения: По группе педагогов (4-5 человек) предлагается выбрать карточку, иллюстрирующую содержание песни. Педагоги вспоминая текст песни, обдумывают варианты обыгрывания содержания песни. Надев шапочки-маски, взяв атрибуты, педагоги инсценируют песни.

Музыкальный репертуар: Песни «Антошка», «Два веселых гуся», «Песенка кузнечика» и т. д.

Задание №3

Цель: Определить уровень чистоты интонирования мелодии, умение петь естественным звуком, умение сочинить свою мелодию на заданный текст.

Методика проведения: Педагогам предлагаются небольшие четверостишия, обдумывая варианты, педагоги сочиняют свою мелодию, находят нужную интонацию.

Примечание: Характер придуманной мелодии должен соответствовать характеру текста.

3 балла – высокий уровень певческих данных, чисто интонирует мелодии песен, эмоционально передает их содержание, проявляет творческую активность.

2 балла – средний уровень певческих данных, не всегда чисто интонирует, но проявляет интерес к пению, эмоционален.

1 балл – низкий уровень певческих данных, не активен, мало эмоционален

3. Раздел «Элементарное музицырование» Задание №1

Цель: Выявить умение предавать ритмическую пульсацию и ритмический рисунок.

Материал: Металлофон, треугольники, бубны, колокольчики и т. д.

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогам прослушать муз. отрывок русской народной мелодии. Далее предлагает педагогам украсить мелодию игрой на инструментах, ритмически отстукивая мелодию произведения.

Примечание: Отмечается ритмичность исполнения, правильность звукоизвлечения.

Задание №2

Цель: Выявить умение педагога самостоятельно придумать мелодию на музыкальных инструментах.

Материал: Набор музыкальных инструментов (металлофон, ксилофон, набор шумовых инструментов)

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогу сочинить песенку для игрушки и придумать ей название.

Пример: «Мишка загрустил», «Беленький зайка», «Песенка про кошечку».

3 балла – высокий уровень элементарного музицырования, точная передача ритмического рисунка.

2 балла – средний уровень элементарного музицырования, не всегда точное ритмическое звукоизвлечение.

1 балл – низкий уровень элементарного музицырования, не развито чувство ритма.

4. Раздел «Основные навыки театрального мастерства» Задание№1

Цель: Выявит умение передавать выразительность образа в этюдах, играх-драматизациях.

Материал: фонограммы с разнохарактерной музыкой, шапочки-маски.

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогу прослушать музыкальное произведение. Педагогу нужно соотнести услышанную музыку с соответствующей маской животного и под музыку с помощью мимики и пластики изобразить это животное.

Задание №2

Цель: Определить уровень выразительности речи педагога, способность понимать эмоциональное состояние персонажа, выражая его речью, мимикой жестами.

Материал: Небольшие отрывки стихотворения.

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогам прочесть небольшие отрывки стихотворений от лица разных персонажей использую мимику, жесты, интонационную речь.

Пример: «Трусливый заяц», «Хитрая лиса», «Злой волк», «Страшный медведь» и т. д.

3 балла – высокий уровень актерского мастерства, точная и творческая передача образов с помощью мимики, жестов, выразительности речи. Высокая эмоциональность и инициативность.

2 балла – средний уровень актерского мастерства, эмоциональная отзывчивость, желание включиться в деятельность, не достаточный уровень навыков в создании образов.

1 балл – низкий уровень актерского мастерства, «зажатость», педагог не эмоционален, речь монотонная, не выразительная, без интереса относится к выполнению заданий по созданию образов.

По каждому разделу программы составляются таблицы анализа результатов на начало и конец учебного года.

Обследование педагогов проводится по подгруппам и индивидуально.

В сводной таблице проставляется уровень умений и навыков педагогов по 3-х бальной системе (3 балла – высокий; 2балла – средний; 1балл – низкий).

Затем анализируются результаты:

1. Ранжирование и распределение частоты баллов.

2. Распределение сгруппированных частот:

1 действие – определение размаха R=(max-min)+1

2 действие – выбор интервала раздела (если max больше 100, тоR:12; если меньше 50, то R:4);

3. определение количества педагогов с высоким, средним и низким уровнями музыкально – артистических способностей.

Используемая литература

Арцеменди А. Л., «Дошкольное музыкальное воспитание» перевод с испанского. Методическое пособие. М. ; Прогресс, 1989 г.

Буренина А. И «Кукляндия». Учебное – методическое пособие по театрализованной деятельности – СПБ; издательство «Музыкальная палитра» 2008 г.

Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». Учебное пособие: «Дошкольная педагогика и психология». М. ; «Просвещение», 1983 г.

Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду». Методическое пособие. – Ярославль; Академия развития. 2006 г.

Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». Пособие – М. ; Вако, 2006 г.

Девятова Т. Н. «Звук волшебник». Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. ; Линко – Пресс, 2006 г.

Комиссарова Л. Н. ; Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. – Москва «Просвещение» 1986 г.

Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах; Книга из опыта работы. М. ; Просвещение, 1990 г.

Метлов Н. А. «Музыка – детям»; Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада. М. ; Просвещение, 1985 г.

Куцакова Л. В. ; Мерзлякова С. И. «Воспитание ребенка дошкольника»; Программа – методическое пособие «Росинка». М. ; – Гуманит. Издательский центр Владос, 2004 г.

Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – Учебное пособие. М. ; Гуманит изд. Центр Владос. 1997 г.

Роот З. Я. «Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста»; Пособие для музыкальных руководителей. М. ; Айрис – пресс, 2004 г.

Суворова Т. И. «Танцуй малыш». Методическое пособие. ; СПБ; 2007 г.

Сауко Т. Н. ; Буренина А. И. «Топ – хлоп, малыши». Программа музыкально – ритмического воспитания детей 2-3 лет – СПБ; 2001 г.

Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музыцирование», Программа «Элементарное музыцирование с дошкольниками»; СПБ; Лоиро, 2003 г.

«Творчество – непосредственное единство мысли и дела, осуществляется только в непрерывной деятельности, в творении.

Творчество – торжество с творением, ибо вне творения нет творчества.

Музыкальный материал:

А. Филиппенко «Про солнышко споем»;

Н.А. Римский-Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» в исполнении С.Я. Лемешева.

Иллюстративный материал:

М. Врубель «Раковина» - репродукция картины;

О. Ренуар «Девушка с веером» - репродукция картины;

Стеклянная капелька-наполнитель;

Морская раковина.

(Дети входят в зал и свободно располагаются на стульчиках.)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Каждый день мы с вами можем наблюдать за различными явлениями в природе. Среди природных явлений есть те, за которыми с удовольствием любят наблюдать и взрослые, и дети. Одно из таких явлений вы прекрасно знаете. Но что это, мы узнаем, разгадав наши загадки.

Ребенок:

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко -

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он краску для ворот

Не одну, не две, не три -

Целых семь, ты посмотри! (Радуга.)

Приказало солнце - стой,

Семицветный мост крутой!

Туча скрыла солнца свет -

Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга.)

(Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить радугу, которую дети наблюдали в небе после дождя, и рассказать, сколько цветов в радуге.

Дети называют семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, голубой и фиолетовый (сколько вспомнят).)

Музыкальный руководитель:

Дети, скажите, пожалуйста, а когда вы видели радугу?

(Дети дают различные ответы, но надо подвести их высказывания к тому, что они видели радугу именно после дождя.)

Мы, ребята, можем видеть радугу только после дождя, потому что радуга возникает тогда, когда в воздухе еще много дождевых капелек, а солнышко уже выглянуло из-за тучки и осветило эти капли. Каждая капелька взяла какую-то краску у солнечного лучика, и получается радуга. Иногда получается, что одна капелька может отразить несколько красок, и цвета могут перемешаться. Например, красная может находиться близко от оранжевой или желтой. Помните, вы рисовали заборчик из разноцветных досок, а потом на ваши доски пошел дождик (дети набрызгивали водичку на свой рисунок). Скажите мне, что у вас получилось?

(Дети отвечают, что краски все расплылись.)

Пожалуйста, скажите мне, похож ли был ваш заборчик на радугу?

(Дети отвечают, что рисунок на бумаге действительно чем-то напоминал радугу в небе. Музыкальный руководитель показывает стеклянную капельку.)

Посмотрите, сегодня капелька пришла к нам в гости. Она хочет передать вам привет от солнышка.

(Дети рассматривают капельку. Желательно так показать капельку, чтобы на нее попали или луч солнца, или направленное освещение.)

Дети, я думаю, что солнышку тоже будет приятно услышать наш привет. Какой привет мы можем послать солнышку? Давайте споем ему песенку.

(Исполняется песня А. Филиппенко «Про солнышко споем».)

На нашей земле есть такое место, где радугу можно увидеть не только на небе. Как вы думаете, где еще может быть сразу много- много капелек?

(Дети могут назвать речку, озеро, лужу.)

Да, дети, вы правильно сказали, что капельки живут и в луже, и в пруду, и в озере, и в речке. Как вы думаете, где может быть очень- очень много капелек?

(Ответ детей.)

Правильно, конечно в море, и даже в океане. Лучи солнца проникают во все капельки, которые в море, и окрашивают его обитателей в такие красивые цвета.

(Музыкальный руководитель показывает большую морскую перламутровую раковину. Дети рассматривают раковину. В это время звучит фрагмент (только звучание оркестра) «Песни индийского гостя» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Музыкальный руководитель обращает внимание детей на переливы перламутра раковины. В то время, когда дети рассматривают, музыкальный руководитель открывает репродукцию картины М. Врубеля «Раковина».)

Дети, сколько можно видеть раковин в нашем зале?

(Дети обращают внимание на нарисованную раковину. Кто-то из детей может отметить изображенных на картине русалок.)

Да, ребята! Действительно, мы видим здесь русалок - девушек, живущих в глубине моря. Вы видите, что их одежда также переливается всеми цветами радуги, как и сама раковина. Давайте посмотрим, какие же краски украшают одежду русалок и саму раковину?

(Дети называют краски, музыкальный руководитель подводит их внимание к тому, что есть ярковыраженные цвета, а есть и смешанные, нюансированные.)

Дети, мы с вами рассмотрели настоящую морскую раковину и раковину, которую написал замечательный русский художник Михаил Врубель. Я хочу рассказать вам историю, которая произошла с одним художником. Его имя Огюст Ренуар. Жил он во Франции. Огюст Ренуар очень любил путешествовать. Он всегда носил с собой краски и кисти, и зарисовывал все, что видел во время своих путешествий. Особенно он любил рисовать у моря. Однажды он увидел девушку, которая держала в руках несколько раковин и обмахивалась ими, так как было жарко. Светило яркое солнце, раковины переливались и сверкали, как драгоценные камни. Огюст Ренуар быстро зарисовал их в свой альбом. Приехав домой, художник на концерте услышал музыку, которая так напомнила ему сверкание раковин на солнце. Закрыв глаза, Огюст Ренуар опять ощутил теплый морской воздух, жаркие лучи солнца и красоту переливающихся раковин.

Вы хотите послушать эту музыку?

(Ответ детей.)

Давайте представим, что мы тоже находимся на том концерте! Закроем глаза и послушаем музыку.

(Звучит фрагмент «Песни индийского гостя» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко».)

Вам понравилась эта музыка? Правда, она очень красивая? Как зовут тех, кто сочиняет музыку?

(Ответ детей.)

Правильно, музыку сочиняют композиторы. Эта красивая музыка принадлежит русскому композитору Николаю Андреевичу Римскому- Корсакову. Я с удовольствием послушаю её вместе с вами. Эта музыка называется «Песня индийского гостя», который поет о богатствах страны Индии, из которой он приехал, о красоте драгоценных камней.

(Исполняется «Песня индийского гостя» из оперы Н.А. Римского- Корсакова «Садко» в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева.)

Я хочу вам показать девушку, которую увидел около моря Огюст Ренуар. Только он написал ее не с раковинами, а с веером, который переливается красками перламутра. Картина так и называется «Девушка с веером».

(Просмотр картины О. Ренуара «Девушка с веером».)

Ну вот, подходит к концу наша беседа. Мы посмотрели с вами, как много можно увидеть в простой капельке воды. Помогает нам в этом наш друг - солнышко. Мы должны с вами радоваться нашей прекрасной природе, которая вдохновляет на создание прекрасных произведений художников и композиторов, писателей и поэтов. Мы должны нежно оберегать и защищать ее. Нам нужно научиться:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность,

И небо - в чашечке цветка.

1 декабря 2017 года в дошкольном отделении, расположенном по адресу: ул. Чертановская, д. 62, корп. Б , прошло межрайонное мероприятие: Музыкальная гостиная "Приобщение дошкольников к музыкальному искусству в рамках построения модели преемственности 1 и 2 ступени общего образования и реализация технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой «Ситуация месяца: Я - житель земного шара»" для старших методистов, старших воспитателей, ответственных за дошкольное образование, педагогов-психологов, воспитателей МРСД-30.

Старший методист Левина Ирина Олеговна познакомила гостей с новой технологией эффективной социализации дошкольников (Н.П.Гришаевой) «Мастерские», Клуб «Снами интересно» и особенностями ее реализации на практике в дошкольном отделении.

Гостей мероприятия, воспитанников старшего дошкольного возраста, волонтеров ожидало необычное посещение Музыкальных гостиных разных стран мира. В одной из групп можно было познакомиться с народными традициями Японии, побывав на чайной церемонии; послушать традиционную японскую песню «Сакура» в музыкальном сопровождении на бамбуковых флейтах сякухати и бау, и струнном муз. инструменте бузуки; посмотреть японский танец с зонтиками, а также поиграть в национальную игру «Торянсэ». В другой группе можно было узнать деревенские традиции родной страны: какую одежду носили и о чем она могла рассказать; познакомиться с музыкальными инструментами: владимирский рожок, кугиклы, балалайка и под их звучание послушать русские народные: колыбельную и рекрутскую песни, а также поиграть в русскую народную игру «Заинька». В музыкальном зале была представлена немецкая музыкальная гостиная. В ее стенах звучала народная немецкая песня «Спи моя радость, усни» в сопровождении кельтской арфы. Задорный танец, исполненный сотрудниками дошкольного отделения под музыку «Богемской польки» Иоганна Штрауса никого не оставил равнодушным. А немецкая народная игра «Шоколад» оказалась очень похожа на русские «Жмурки!»

Дети получили не только эстетическое наслаждение, но и навыки разновозрастного общения, которые проявились вумении присоединяться к играющим детям, предлагать помощь сверстнику, играть по правилам, выражать симпатию, принимать комплименты, проявлять инициативу, выражать чувства радости и справляться со смущением. Приятно отметить, что многие научились выражать благодарность не требуя взамен поощрения взрослых.

Музыкальную гостиную организовали и провели: старший методист Левина И.О., старшие воспитатели: Чижикова М.А., Иванцова Е.Б., педагог-психолог Кузнецова Н.И., учитель-логопед Беляева М.Н., музыкальные руководители: Скурида М.В., Братищева Ю.Н., родители: Денис Юрьевич Скурида, воспитатели: Малышева Я.В., Акберова З.Т., Сычева С.А., Аверьянова А.П., Жемис Е.В., Архипова А.Ю., Лихачева Ю.С., Жигулина М.В., Целых С-Б.Н., Некрич В.В., завхоз Демичева С.А., учителя школы: Майорова М.Н., Кучумова А.И., ученики 2 "Б" класса, выпускники детского сада Беляев Андрей (в роли рекрута), Беляева Юлия (рассказчица)

Также большую помощь в организации предметно-развивающей среды оказали: Рыбкина С.Н., Архипова А.Ю., Матвеева Т.Г., Ланговая М.А., Чернова Т.В., Шувалова Е.В., Подгорная Н.Ю., Лесникова М.В.

«Музыкальная гостиная в детском саду » Рабочая группа по подготовке проекта: старший воспитатель ГБОУ д/с 1641 Попович Е.И. старший воспитатель ГБОУ д/с 2570 Григорьева Г.Ю. старший воспитатель ГБОУ д/с комбинированного вида 685 Копейко К.А. «Просвещённое родительство». Москва 2012 г.


Цель: Приобщить семью к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующей музыкальному и общекультурному развитию детей с помощью концертов (15), досугов (музыкальная гостиная) (20) для детей и родителей в течении одного года с 11 января 2012года до11 января 2013года. Задачи: Интеграция формальных и неформальных форм дошкольного образования, обеспечивающая привлечение ресурсов городской среды и московской семьи к образовательному процессу в дошкольных образовательных учреждениях. Обогащение воспитательных систем, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, внесением в жизнь каждого ребёнка персонифицированных культурных событий Развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к культуре и музыке.


Краткое содержание проекта Проект направлен: На приобщение детей и родителей к музыкальной культуре, на воспитание интереса и любви к классической музыке; На воспитание художественного вкуса, сознательного отношения к отечественному музыкальному наследию и современной музыке; На приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой; На укрепление семейных традиций, семейных отношений.


Обоснование необходимости проекта: Становление творческой личности ребёнка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической и народной музыки, укреплению семейных отношений, выявление одаренных детей. Ожидаемые результаты обучения: В результате проекта повысится музыкальный и ритмический уровень развития детей, творческий потенциал, который пригодится им в дальнейшей жизни. Активизация родителей по приобщению детей к музыкальной культуре.







КомпонентыСодержание деятельностиРезультат Создание предметно- развивающей среды на территории ДОУ Организация развивающих центров: игровой центр «В гостях у Нотки»; музыкальная гостиная «Весёлая карусель»; познавательно- исследовательская площадка «Умники и умницы»; __ Информирование общественности. Заключение договоров о сотрудничестве с родителями. План-проект. Создание слайд- презентации Визитная карточка проекта Буклеты для родителей Создание средств визуальной информации Еженедельная газета детского сада « », Брошюра ДОУ. Баннер Информирование общественности. Создание пресс-релизов для родителей Фотоматериалы Сотрудничество в СМИ Интернет Выпуск ежеквартальной газеты ДОУ « » Публикации печати: в газете «»; журнал «», «» Размещение информации на официальном сайте ДОУ Информирование общественности. Позиционирование ДОУ. Продвижение имиджа. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТА ИМИДЖ-ПРОДВИЖЕНИЯ