«Сцена вранья» Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».

«Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо»

(Анализ 3 действия)

Л.Г. Блажко, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ№19, г. Севастополь

Тип урока: комбинированный (урок анализа содержания).

Вид урока: театрализованное действо (театрализованный урок)

Цели:

Образовательные:

    познакомить, прокомментировать и обсудить события III действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями; над составлением характеристики Хлестакова: превращениеничтожества в «вельможу» и «значительное лицо».

Развивающие:

    формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

    анализ образов героев комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

    формирование навыка выразительного чтения по ролям, художественного пересказа, развития коммуникативных умений учащихся;

Воспитательные:

    воспитывать интерес к творчеству писателя;

    воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

    показать безнравственность героя и соотнести его действия, поведение с современной действительностью.

Наглядность и оборудование: учебник Меркина, компьютерная презентация,

листы самоценивания, театральная атрибутика, альбом с картинками Н.В. Гоголя, портреты главных героев, афиши.

Из дальних странствий возвратясь,

Какой-то дворянин (а может быть, и князь),

С приятелем своим пешком гуляя в поле,

Расхвастался о том, где он бывал,

И к былям небылиц без счету прилагал.

Из басни "Лжец" И. А. Крылова

Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут,

делался или делается Хлестаковым...

Н.В. Гоголь

Тут дело идет об истине, о русском обществе, о России...

В.Г. Белинский

Хлестакову принадлежит главнаяроль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.

Ю.Манн

В кабинете развешены портреты Гоголя, акварельный рисунок «Гоголь за кулисами во время репетиции комедии "Ревизор" в Александринском театре в Петербурге, портреты главных героев.

Ход урока

Урок начинается со сценки «У афиши». Группа актеров стоят у афиши, остальные ходят по кабинету и рассматривают портреты главных героев.

Сцена у афиши.

Дама:

Погода сегодня замечательная. Ах, посмотрите – афиша. Любопытно, что за пьеса?

Господин:

-«Ревизор»? Любопытная пьеска я вам доложу. Сам государь изволил быть на премьере и остался очень недоволен.

Дама:

Что, настолько плоха?

Господин:

Да нет, только господин Гоголь вывел прелюбопытные типы на сцену. Вот взять хотя бы этого городничего, он мне начальника департамента, в котором я служу, напоминает.

Дама:

Смотрите, а фамилии какие занятные. Сквозник-Дмухановский, Хлопов, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Бобчинский, Добчинский. Так и кажется, что они говорят что-то об их владельцах.

Господин:

Да, да. Я с вами согласен. Вот Земляника. Такое слово благозвучное, а вышел господин необъятных размеров. Вот была неожиданность. А Хлопов – чудится, что буковку в фамилии г. Гоголь пропустил, наверное – Холопов должен быть. Прескверный господин доложу я вам.

Дама:

Ах, позвольте я угадаю. Ляпкин-Тяпкин. Наверное, и судит он так же - тяп-ляп. Я вас очень прошу, достаньте мне билетик на этот спектакль, а вам буду очень признательна.

Господин:

Ну конечно. Пойдёмте, а я вам ещё любопытнейшие вещи расскажу о главном герое - Хлестакове.

Звенит театральный звонок. Учащиеся рассаживаются, распределяясь по группам. (4 группы: исследователи, актеры, критики, стилисты)

I .Организационный момент.

II .Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности.

Учитель. Мы в театре 19 века.

ВыходитН.В.Гоголь.

«В «Ревизоре» я решил собрать в кучу все дурное в России, какое я точно знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться надо всем”.
"А что касается. Моегогероя, то это молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какойнибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде... Мой герой вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит тому, что говорит».

Учитель

Сегодня мы продолжаем изучать комедию Н.В. Гоголя: «Ревизор».

Сегодня мы работаем в 4 группах:

Группа актеров;

Группа литературоведов;

Группа исследователей;

Группа стилистов.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Перед Вами на столе лежат: лист самоценки.

Начнем с небольшой разминки».

1.Кто рассказал Гоголю «чисто русский анекдот» о том, как его приняли в Нижнем Новгороде за ревизора? (А.С. Пушкин)

2.Дата написания комедия «Ревизор»? (1836 года)

3.Каким театром «Ревизор» был впервые принят к постановке? (Петербургским Александринским театром)

4.Какой сон приснился Городничему? (Две огромные черные крысы)

5.Какой чин занимал Хлестаков на службе? (Коллежский регистратор, чиновник XIV )

6.С кем сравнивал городничий больных? (С кузнецами)

7.В каком из присутственных мест сторожа завели гусей? (В суде)

8. Кто первый нам рассказывает о Хлестакове? (Осип, слуга Хлестакова)

9. Какими словами Гоголь подчеркивает несамостоятельность и легкомыслие героя? (Эх, если б узнал старый барин…)

10.Кто, по мнению Хлестакова, виновен в его затруднительном положении? (пехотный капитан)

(Работа в парах. Взаимопроверка тестовых заданий. 1-б – 2 задания. 0,5 балла – в пользу ученика.Баллы выставляются в лист самооценивания)

Учитель. На предыдущих уроках мы рассмотрели 1-2 действия.

Н.В. Гоголь подготовил читателя к появлению главного героя. А что герой думает о себе?

Хлестаков

«Я чиновник последнего, четырнадцатого класса, т.е. занимаю самую низкую ступеньку на лестнице чинов. Ехал в деревенскую усадьбу своего отца, «профинтил» дорогою денежки и поневоле задержался в городе N в надежде на лучшие времена. К своей службе я не проявлял никакого интереса, «вместо того, чтобы в должность, я иду гулять по проспекту, в картишки играю,люблю «показать себя», покутить.

III .Объявление темы и цели урока.

IV .Работа над темой урока.

Рассмотрим, как Хлестаков превращается из незначительного и «маленького человека» в «вельможу» и «значительное лицо».В течение урока мы продолжим формировать навыки выразительного чтения по ролям, художественного пересказа.

А кто такой вельможа?

Значение слов

1.Вельможа(от ст.-слав. веле- (великое, знатное) и мог (можение, упование)) -знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек. Слово это всегда имело бытовое значение и никогда не было юридическимтермином...
2.Человек, обладающий особым саном или занимающий высокое положение в государстве. Само слово произошло от наречия “вельми” (“вело”), что значит “очень”. Вторая часть понятия "вельможа" – это глагол “может”. Сложив две половинки, мы получаем того, кто обладает большим могуществом.

События комедии тесно связаны между собой. Это подчеркивает III действие, являющееся непосредственным продолжением I действия. Сходство

обнаруживается не только в месте действия (дом городничего), но и в тождестве мизансцен, которыми кончается одно действие и начинается другое.

Работа в группах на выполнение задания 5 мин. (учащиеся получают задания и готовятся отвечать)

Литературоведы

1.Пересказ событий явлений 1-3, действия III (Султанов)

Городничий трепещет от страха и старается всячески перехитрить воображаемого ревизора.

2. Какие чувства испытывают его жена и дочь, поджидая кого – нибудь, кто мог бы им рассказать о приехавшем ревизоре? Как они себя ведут?

Женщины сгорают от любопытства. «Женский мир» противопоставлен «мужскому миру». Рассказ Добчинского о том, что он перетрухнул, слушая, как говорит «вельможа», Анна Андреевна называет вздор.

3. Что важно для Анны Андреевны?

Возраст Хлестакова и внешний вид.

4. Почему мать и дочь противоречат друг другу, выбирая наряд?

Имеют вздорный характер и видят друг в друге соперниц.

Слово учителя

Гоголь создает единый коллективный образ: помещики, чиновники, полицейские, дамы - который можно определить, как единство уездного общества, единство данной социальной среды.

Хлестаков – вне этого единого образа, хотя социально родствен этой среде. Он испытывает ее воздействие, хотя это и не совсем его мир.

Первый этап «эволюции» Хлестакова намечен в III действии, в сцене вранья.

Актеры

Выразительное чтение по ролям явлений 5-6, действия III .

Обращение к иллюстрациям.

Н.В. Гоголь о Хлестакове. «Он почувствовал приятность и удовольствие, что его слушают, угождают, исполняют всё. Что он хочет, ловят с жадностью всё, что он произносит. Он разговорился,никак не зная в начале разговора, куда поведёт его речь… Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор»

Исследователи

Исследовательская работа с текстом.

Выпишите из речи Хлестакова реплики – ответы на «запросы», заполнив вторую часть таблицы.

«Нам ещё более приятно видеть такую особу»

«Как можно-с, вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю. Я живу в деревне.»

«Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне еще приятнее».

«Вы, сударыня, заслуживаете. Я живу в деревне... Да деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки».

Городничий: «Чин такой, что еще можно постоять»

«Без чинов прошу садиться»

«Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего»

«Вы, верно, в журналы помещаете?

«Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений»

Как же, я им всем поправляю статьи

«Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?»

«Да это моё сочинение»

«Я думаю, с каким вкусом и великолепием даются балы»

Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз.

«Это господина Загоскина сочинение»

Ах да, это правда: это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.

«Городничий и прочие с робостью встают со стульев»

Меня сам Государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам»

Актеры

Что смешит нас в рассказе Хлестакова?

Нелепицы, несуразности, небылицы, которые использует герой в рассказе.

Как достигается комический и сатирический эффект?

Едкой сатирой на высокопоставленное петербургское общество, которое достигается широким применением гротеска и гиперболы.

Какова лексика главного героя?

Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно)

- Найдите в тексте крылатые фразы в комедии «Ревизор» `

"Легкость в мыслях необыкновенная"

Хвастаясь своими литературными способностями, Хлестаков говорит (действие 3, явление 6):

"Моих, впрочем, много есть сочинений: "Женитьба Фигаро", "Роберт-Дьявол", "Норма". Уж и названий даже не помню. И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: "Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь". Думаю себе, пожалуй, изволь, братец! И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях".

"Срывать цветы удовольствия "

Слова Хлестакова (действие 3, явление 5):

«Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Тридцать пять тысяч курьеров "
Иногда встречаются версии, производные от оригинала: «сорок тысяч курьеров», «тридцать тысяч курьеров» и т. д.

Слова Хлестакова (действие 3, явление 6):

«Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, куда уехал - неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь - просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение, я спрашиваю?»

"Уважение и преданность - преданность и уважение "

Так Хлестаков описывает требования, которые он предъявляет к своим мифическим подчиненным в Петербурге.

Аналитики

1.Почему Хлестаков стал так вдохновенно врать?

Он счастлив. По привычке «маленького человечка» он хочет угодить приятны людям, поэтому и готов сказать и сделать им все, что только они захотят услышать. Окружающие хотят услышать от Хлестакова рассказ о жизни сановника из Петербурга. Ловя их ожидания на лету, он готов «соответствовать». Он чаще всего лишь старается сказать то, чего от него ждут. Он чувствует, что от него ждут похвалы как манны небесной, - и ему не жалко: он хвалит. Завтрак в больнице. От него ждут одобрения уже не завтрака, а больницы., и он изрекает их.

2.Удалось ли Хлестакову «соответствовать» ожиданиям собравшихся?

Да, конечно.

Известный русский писатель С. Сергеев -Ценский в статье о «Ревизоре» доказывал гениальность Хлестакова.«Хлестаков задуман Гоголем не как обыкновенный враль - мели, Емеля, твоя неделя, - а как большой художник, вошедший в роль именно того, за кого его принимают в городишке.»

Давайте вникнем в этот полёт фантазии, - продолжает Сергеев-Ценский. - Во-первых, что это за арбуз в 700 рублей... За 700 рублей можно было купить целую гору арбузов... А во что может превратиться сваренный в Париже суп, пока его довезут на пароходе в Петербург? Такие обыденные вопросы гением отметаются».

3.В чем состоит «гениальность» Хлестакова?

Гениален исключительной легкостью и «незаданностью» выдумки

4.Можно ли утверждать, что воображение Хлестакова гениально смело?

Воображение убого, но дерзко, смело в своей убогости – гениально убого. Нигде не выходит за пределы своего кругозора, своего уровня понимания.

5.Почему чиновники верят подобным глупостям?

Как Вы понимаете слова Дубчинского: «Да так, знаете, когда вельможа говорит, чувствуешь страх?». Глупости говорит не кто-иной, а вельможа.

6.Верит ли сам Хлестаков в этот момент в то, что его персона вызывает страх у окружающих?

Найдите реплику Хлестакова – ответ на вопрос.

Он «отрывисто» кричит на них; а ведь они старше и чиновнее его; но они сделали себе из него кумира, которому позволено все.

V .Итог урока

Шестое явление считают кульминацией комедии. Почему?

Городничий и чиновники дошли до панического состояния, открыв значительность своего гостя. Черты Хлестакова – лживость и хвастливость – вытекают из его ничтожества. В жизни он никто и ничто, «сосулька», лжет «вдохновенно», «художественно», так что поднимает себя на недоступную в жизни высоту.Для чиновников – умный и интересный человек.

Итоги урока.

Показывает, как создаются настоящие «значительные лица» - нелепой ошибкой, глупым страхом среды, творящей себе кумира.

Есть ли Хлестаковы в наши дни?

В чем актуальность комедии в наши дни?

Учитель

Заключительное слово Н.В. Гоголя.

Друзьям моим благодарю вас много, друзья мои. Считаю долгом сказать вам напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело… Общество только тогда поправится, когда всякий частный человек займётся собою и будет жить как христианин. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему. И человечество двинется вперёд.

«Завещание»

Будьте веселы и светлы духом и сохраните вечно в себе великую истину, которую я вам скажу: препятствия суть наши крылья. Они нам даются для того, чтобы сделать нас сильней и ближе к цели. Это вам говорит человек, изведавший сие по опыту.

Из письма художнику А.А. Иванову

VI .Домашнее задание

1. Прочить IV действие комедии.

Индивидуальное задание:

2. Подготовить пересказ сцен с купцами, слесаршей, унтер-офицершей.

Групповое задание:

3. Выразительное чтение по ролям явлений 3 – 7.

Литература

Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.

Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы «узнать, что он такое и в какой мере его нужно опасаться». После посещения богоугодного заведения, где гостю был предложен великолепный завтрак, Хлестаков был на верху блаженства. «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя, он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они как бы кладут ему все в рот т создают разговор», ― пишет Н. В. Гоголь в «Предуведомлении». За несколько минут в сцене вранья Хлестаков делает головокружительную карьеру: от мелкого чиновника («Вы, может быть, думаете, что я только переписываю…») до фельдмаршала («Меня сам государственный совет боится»). Действие в этой сцене развивается со все нарастающей энергией. С одной стороны, это россказни Ивана Александровича, постепенно теряющие всякую правдоподобность и достигающие апогея в конце явления. С другой стороны, это поведение слушателей, приходящих во все больший испуг от речей гостя. Их переживания выразительно передают ремарки: в начале беседы «городничий и все садятся» по милостивому приглашению Хлестакова, однако при упоминании, что в его прихожей якобы можно встретить графов и князей, даже министра, «городничий и прочие с робостью встают со своих стульев». Слова: «И точно, бывало, как прохожу через департамент ― просто землетрясение, все дрожит и трясется, как лист» ― сопровождаются ремаркой: «городничий и прочие теряются от страха». В конце сцены городничий, «подходя и трясясь всем телом, силится выговорить» что‑то, но с перепугу не может вымолвить ни слова.

Во время своей речи Хлестаков как бы инстинктивно улавливает характер производимого им впечатления, подстегивают испытываемые слушателями страх, ожидание рассказов о необычных для провинциалов масштабах жизни и служебных отношений. Его преувеличения носят чисто количественный характер: в «семьсот рублей арбуз», «тридцать пять тысяч одних курьеров». Рисуясь перед дамами, он мобилизует весь свой скудный запас сведений о жизни петербургской знати, о событиях и литературе. «Хлестаков вовсе не обо всем врет, он порой просто сообщает сенсационные столичные новости ― о великолепии балов, о супе, который на пароходе прибыл из Парижа, о том, что барон Брамбеус исправляет чужие статьи, что Смирдин платит ему большие деньги, о том, что „Фрегат „Надежды“ пользуется огромным успехом, и наконец, о том, что Пушкин, с которым он „на дружеской ноге“, ― „большой оригинал“, ─ пишет А. Г. Гукасова в статье „Комедия «Ревизор““.

Однако все эти реальные факты смещены и переадресованы, центральным лицом во всех событиях становится сам рассказчик.

В силу непреднамеренности Хлестакова его трудно поймать на лжи ― он, завираясь, с легкостью выходит из затруднительного положения: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж ― скажешь только кухарке: „На, Маврушка, шинель…“ Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже».

Охваченный непреодолимым желанием сыграть роль немного повыше той, которая предугадана ему судьбой, в эту «лучшую и самую поэтическую минуту в его жизни», Хлестаков жаждет предстать не только светским человеком, но и человеком «государственным».

Ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чем болтает Хлестаков, наоборот, они укрепляются в вере, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. «Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят», ― делает вывод по этой сцене Г. А. Гуковский в статье «Реализм Гоголя».

/ / / Сцена «вранья» Хлестакова (анализ сцены из III действия комедии Гоголя «Ревизор»)

Комедия Н.В. Гоголя « » насквозь пропитана смешными сценами и эпизодами, которые создал автор, глядя на окружающую его жизнь. В ней он смеялся не над крепостным правом, не над монархией. Он высмеивал человека, а скорее, его ничтожность и низость, его бездуховность и аморальность.

В комедии «Ревизор» нам не встречаются позитивные и хорошие герои. Возможно, автор и пытался их создать, но у него ничего не получилась, ведь, такие люди, как главные герои произведения, просто заполонили землю и Россию.

Сцена «вранья» Хлестакова просто поражает читателя. Главный герой сочиняет такие небылицы, что они доходят до абсурда. говорит о том, что он хорошо знаком и дружен с Пушкиным, что актеры и писатели «с ним на ты». Он хвалится о том, что чуть не стал главнокомандующим. Его дом был построен первым в Петербурге, и теперь он устраивает в нем шикарные балы, на которые съезжаются князья и министры. Он кормит их деликатесами, супами из Парижа, экзотическими фруктами и ягодами.

Кроме героев, с которыми мы встречаемся в тексте комедии, особую роль играет смех автора. Он присутствует везде и всюду. Мы встречаемся с нелепыми ситуациями, со смешными ошибками персон уездного города, с ироничными моментами. А манера поведения чиновников, которые были главными мошенниками города. Они считают окружающих глупцами и ловко обманутыми, хотя и сами попадаются на нелепую уловку Хлестакова.

Сатирические приемы помогают Н.В. Гоголю намного ярке и красочней описать реалии российской жизни. Анализируя поступки Шпекина, который от любопытства вскрывал и читал чужие письма, а затем оголял их смысл на всеобщее высмеивание, читатель не может не заметить низости и аморальности таких поступков.

Сам образ главного героя состоит из всецельного вранья. Он сочиняет небылицы о шикарных праздничных обедах, хотя сам, ходит полуголодным. Он настолько забывается, что относит свое имя в ряды известных писателей. И никто из жителей города не замечает ошибок в сказанных словах. Ведь они настолько необразованны и культурно уничтожены!

Практически все герои комедии прибегают к выдумкам и вранью. Так, их жизнь становится намного красочнее и интереснее. в смешной, сатирической форме пытается открыть глаза окружающему миру на суровую и достаточно грустную действительность. Ведь вокруг торжествует ложь.

Тема урока . Хлестаков и «хлестаковщина». (Анализ III действия комедии Н.В. Г«Ревизор») Тема урока . Хлестаков и «хлестаковщина»(Анализ III действия комедии.) Цели урока. 1. Прививать интерес к комедии. 2.Продолжать знакомство с типом Хлестакова, дать понятие о «хлестаковщине». 3.Развивать речь учащихся, умение вести беседу, тренировать навыки выразительного чтения.

ХОД УРОКА

  1. Слово учителя.
    • Мы продолжаем погружение в художественный мир комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». На сегодняшнем уроке наша цель – проанализировать III действие комедии.
    • Запись темы урок.
    • Но прежде вспомним то, что нам уже известно.
2 . Опрос по повторению.
  • Где, в каком месте, происходит действие комедии? (В безымянном уездном городе, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».)
  • В этом безымянном уездном городе, как в зеркале, отражена вся Россия, все стороны общественной жизни и управления. Так как же жила Россия того времени?
Кому принадлежит власть в захолустном гоголевском городке? (Характеристика городничего.)
  • Как обстоят дела в здравоохранении ? (Характеристика А.Ф. Земляники.)
  • Кто заведует судопроизводством в городе? (Характеристика А.Ф. Ляпкина-Тяпкина.)
  • Говорят, что самое трудное в жизни – лечить, судить и учить. От состояния здравоохранения, судопроизводства и образования зависит «здоровье» всего общества. Мы вспомнили, как обстоят дела в здравоохранении, судопроизводстве. А что же в образовании ? Может быть, там всё благополучно в гоголевском городке? (Характеристика образования. Л.Л. Хлопов и учителя.)
  • Какие ещё сферы общественной жизни мы увидели в первых двух действиях комедии? (Характеристика почтмейстера и городских помещиков.)
  • Какое чувство испытывают все в ожидании ревизора? (Чувство страха.)
  • Почему все боятся приезда ревизора? (Дела в городе идут из рук вон плохо, у каждого есть «грешки», все боятся кары, возмездия за свои грехи.)
  • Что предпринимают чиновники во главе с городничим, чтобы обезопасить себя? (Все усилия направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности. Городничий и чиновники стремятся лишь изо всех сил скрыть их, пустить пыль в глаза.)
  • Кинофрагмент. (Фильм Л. Гайдая «Инкогнито из Петербурга».)
  • Народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». В состоянии страха человек может одно принять за другое. Именно так и произошло в безымянном городе, представленном в комедии «Ревизор».Хлестакова, проживавшего в тот момент в гостинице города, приняли за «инкогнито». «Помогли» в этом городские сплетники Бобчинский и Добчинский. («Настоящий ревизор уже в городе, причём две недели»)
  • Почему же Хлестаков оказался в гостинице этого города? Кто такой Хлестаков на самом деле? (Характеристика Хлестакова. NB : Хлестаков предстаёт ничтожным и никчёмным человеком.)
3. Анализ III действия комедии.
  • Беседа на восприятие.
  • С какой сцены начинается действие?
  • Как ведут себя Анна Андреевна и Марья Антоновна? Какими качествами они наделены?
  • Появление Хлестакова в доме городничего. Как ведёт себя Хлестаков поначалу? Какие у него впечатления о городе? Почему Хлестаков становится уверенным, начинает «раскрываться»? (Все к нему доброжелательны, слишком любезны. Сами окружающие провоцируют Хлестакова на дальнейшие «подвиги», подогревают его фантазию.)
  • Особенно проявляется Хлестаков в 6 явлении. Эту сцену называют «сценой вранья». Она кульминационная в развитии действия комедии. Что такое кульминация?
  • Чтение по ролям.
  • Кинофрагмент «Сцена обмана».
  • Беседа по содержанию сцены.
  • Кем представляется Хлестаков в этой сцене? (Проверка опережающего задания.)
- начальник отделения со мной на дружеской ноге; - хотели меня коллежским асессором сделать; - один раз приняли меня за главнокомандующего; - меня уже везде знают; - с хорошенькими актрисами знаком; - с Пушкиным на дружеской ноге; - моих много есть сочинений; - у меня дом первый в Петербурге; - балы даю (« в семьсот рублей арбуз», «суп в кастрюльке из Парижа».) - на пакетах пишут: «ваше превосходительство»; - один раз управлял департаментом; - меня сам государственный совет боится; - во дворец всякий день езжу; - завтра произведут в фельдмарш…
  • Фельдмаршал по «Табели о рангах» какой класс? А Хлестаков? (14)
  • На глазах у чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. Взлетает к высшей ступени «Табели о рангах». Гоголем используется в этой сцене преувеличение, доведённое до невероятных размеров, абсурда. Такой художественный приём называется гротеск. (Запись в тетради определения.)
  • Почему Хлестаков взлетел в этой сцене до самых верхов? Кто провоцирует Хлестакова на враньё, его подвиги? (Сами чиновники, подобострастно стоящие вокруг него, подогревают его фантазию.)
  • Почему Хлестаков лжёт? (Не устраивает своя жизнь, сделать ничего не может, да и не хочет, поэтому на ходу придумывает другую жизнь.)
  • Цитата Ю.М. Лотмана.
  • Как относятся окружающие к Хлестакову после услышанного? Проследим по тексту комедии.
- Бобчинский и Добчинский уходят в восхищении; - Анна Андреевна и Марья Антоновна очарованы; - городничий под впечатлением.
  • Кто поддерживает «враньё» Хлестакова? (Осип.)
  • Вспомните, как ведёт себя Осип в начале II действия. Почему в доме городничего он ведёт себя по-другому? (Привык подыгрывать хозяину, за счёт этого и живёт.)
  • Мы понимаем, что Х
  • Мы понимаем, что Хлестаков лжёт? (Да, Хлестаков постоянно оговаривается. Его фантазии построены по принципу от «противного»: чего лишён, о том мечтаю.) Почему все верят Хлестакову?(1)Страх руководит ими. 2) Все чиновники стремятся к высоким чинам. Хлестаков называет их. Высота сана затмевает любые человеческие качества для них. 3) Хлестаков лжёт искренне. Хлестаков искусно обманул чиновников потому, что не собирался обманывать их. Он не разыгрывает из себя ревизора. Всё сделали за него. Гоголь писал: «Чистосердечие Хлестакова обмануло городничего», «Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу. Он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит тому, что говорит.»)
  • Гоголь открыл явление, которое назвал «хлестаковщина» (Ю. Манн). Что же такое «хлестаковщина»?
  • Слайд.
  • Кто заражён «хлестаковщиной»? (Все. «Вера» Хлестакова невольно передалась городничему и его окружению. Не случайно Хлестаков говорит: «Я везде, везде.»)
  • Слайд.
  • Покажите на примерах из комедии, что это действительно так. (Перед приездом все готовятся, но не реально исправляют недостатки, а маскируют их.)
  • Ссылка к слайду Гоголя.

4. Итоги урока.

    Каким качеством обладает Хлестаков? (Умеет врать чистосердечно. Его цель- «срывать цветы удовольствия.» Пользуется тем, что плывёт к нему в руки. За счёт этого и живёт.)

    Что такое « хлестаковщина»?

    Оценки за урок.

5. Домашнее задание. Чтение IV действия комедии. Заполнение таблицы.

Чиновники на приёме у «ревизора»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Хлестаков и «хлестаковщина». (Анализ третьего действия комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Власть Здравоохранение Судопроизводство Образование Другое

Табель о рангах, введённая Петром I в 1722 году Чины гражданские Чины военные морские сухопутные Классы Канцлер Генерал-адмирал Фельдмаршал I Действительный тайный советник Адмирал Генерал от артиллерии II Тайный советник Вице-адмирал Генерал-лейтенант III Действительный статский советник Контр-адмирал Генерал-майор IV Статский советник Капитан-командор Бригадир V Коллежский советник Капитан I ранга Полковник VI Надворный советник Капитан II ранга Подполковник VII Коллежский асессор Флота капитан -лейтенант Майор VIII Титулярный советник Флота лейтенант Капитан или ротмистр IX Коллежский секретарь Артиллерии лейтенант Штабс-капитан X Сенатский секретарь XI Губернский секретарь Флота мичман Поручик XII Провинциальный секретарь Артиллерии констапель Подпоручик XIII Коллежский регистратор Прапорщик или корнет XIV

Гротеск - преувеличение, доведённое до невероятных размеров, причудливое переплетение фантастического и реального, трагического и комического.

«Основа его вранья – бесконечное презрение к себе самому. Враньё потому и опьяняет Хлестакова, что в вымышленном мире он может перестать быть самим собой, отделаться от себя, стать другим, поменять 1-е и 3-е лицо местами, потому что сам-то он глубоко убеждён в том, что подлинно интересен может быть только «он», а не «я». Это придаёт хвастовству Хлестакова болезненный характер самоутверждения. Он превозносит себя потому, что втайне полон к себе презрения.» Ю.М. Лотман

Хлестаковщина – бахвальство, не подкреплённое реальными возможностями, делами; стремление выдавать желаемое за действительное, вера в счастливый случай, который всё изменит и перенесёт из «грязи в князи».

« Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться… И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни, - дело только в том, что вслед за тем очень ловко повернётся, и как будто бы и не он.» Н.В. Гоголь

Чиновники на приёме у «ревизора» «Посетители» Хлестакова (по порядку) Их поведение с Хлестаковым О чём просят Хлестакова его «посетители»?


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Тестирование.

1. Жанр этого произведения:

а) комедия;

б) трагедия;

2. Главный герой, наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы:

а) ревизор;

б) городничий;

3. Часть композиции из произведения, в которой обрисована картина жизни и нравов уездного городка:

б) экспозиция;

в) эпилог.

4. Выражение из произведения, ставшее крылатым:

а) «Унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла»;

б) «Счастливые часов не наблюдают»;

в) «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь».

5. Действие в «р евизоре» достигает особого напряжения, а конфликт наибольшей остроты в сцене:

а) в трактире;

б) разглагольствования Хлестакова;

в) мечтаний городничего и его жены о жизни в Петербурге.

6. Для речи Хлестакова характерна:

а) логичность;

б) искрящийся юмор;

в) бессмыслица.

7. В основе рассказа Хлестакова:

а) антитеза;

б) гипербола;

в) сравнение.

8. Истинное стремление Хлестакова:

а) сыграть роль повыше той, что предусмотрена его положением;

б) жениться на Марье Антоновне;

в) набрать как можно больше денег в долг.

9. Глупость, пустота, фанфаронство свойственны:

а) Ляпкину-Тяпкину;

б) городничему;

в) Хлестакову.

IV. Беседа по материалу изученного, проверка домашнего задания.

Вопросы :

1. Итак, мы выяснили, что изучаемое нами произведение – комедия.

К какому виду литературных произведений относится комедия? (Комедия – один из основных видов драмы, т. е. литературного произведения, предназначенного для постановки на сцене, комедия изображает такие жизненные явления, положения и характеры, которые вызывают смех.)

2. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите наиболее яркие, смешные, на ваш взгляд, примеры из третьего действия комедии Гоголя.

(Диалог – разговор 2 или более лиц, например разговор Анны Андреевны и Марии Антоновны из III действия, явления 1.

Монолог – развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других (в III действии – нет монологов, а во II действии – монолог Осипа, например).

Реплика – фраза собеседника в диалоге. Бывают реплики «в сторону», то есть не предназначенные для ушей собеседника.

3. Узнайте героя комедии по его словам в диалоге. Как в речи проявляются его мысли и чувства? Как автор передает свое отношение к герою?

«...Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломка обязанность градоначальника! Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодаря Богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: «Господи Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно...» н аградит ли оно или нет, конечно, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало... то чего же мне больше? е й-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета.

Артемий Филиппович (в сторону). Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!

Хлестаков. Это правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся.

(Начинает диалог городничий. Его слова – сплошная выдумка о добросовестной работе, сдобренная откровенной лестью по отношению к ревизору. Забавно, что каждое высказывание заключает в себе что-то действительно существующее в городе и деятельности городничего, но в противоположном значении. Это создает комический эффект. Только по отношению «к начальству» городничий почти искренен, так как, конечно, хочет, чтобы ревизор остался доволен. Гоголь разоблачает притворство хитрого градоначальника репликой Хлестакова, который наивно замечает, что тоже любит «присочинить», таким образом, серьезность и тем более правдивость чувств городничего уничтожена мгновенно. Зависть судьи, отъявленного бездельника и мошенника, к «талантам» начальника завершает разоблачительную картину.)

4. Да, в комедии герой раскрывается прежде всего в словах: он рассказывает о себе, своих чувствах (или скрывает их), и по тому, что и как говорит персонаж, можно судить о его личности. Определите по отдельным репликам, кому они принадлежат. Свой ответ аргументируйте.

а) «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». (Хлестаков. Интересы самые приземленные, но любит высказываться «красиво» и говорит пошлости.)

б) «Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили еще даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь». (Городничий перед посещением мнимого ревизора готов к «сражению», имеет опыт подобных дел.)

в) «Знаю, знаю... Этому не учите, это я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете». (Почтмейстер. Речь идет о вскрытии чужих писем. Нарушая служебный долг, этот чиновник даже не задумывается о безнравственности такого поведения.)

г) «Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов – человек трусливый, не справляющийся со своими обязанностями. Однако в его словах звучит критика времени, когда каждое умное слово могло вызвать политические преследования.)

д) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки...» (Петр Иванович Бобчинский – городской помещик (бездельник), главная черта характера – любопытство.)

е) «Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штраф. Мне от своего счастья нечего отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились». (Унтер-офицерская вдова, высеченная по ошибке. Не справедливости ищет, а получить штраф.)

5.В своей комедии Гоголь дает еще замечания для господ актеров с краткой характеристикой героев. Узнайте одного из них по описанию. Какими средствами писатель добивается комического эффекта?

«Человек, прочитавший 5 или 6 книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

(Это характеристика судьи – Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина. Уже фамилия его говорит о том, как он относится к служебным обязанностям: тяп-ляп. Авторская ирония заключена в каждой фразе и направлена не только на этого «героя», но и других тоже. Первая – о «вольнодумстве», основанном на чтении 5–6 книг (!) – говорит и о других, которые за всю жизнь прочитали и того меньше. Значительная мина – следствие уважения окружающих к его знаниям и уму – снова ирония. н аконец, сравнение его речи с боем старинных часов тоже вызывает смех.)

6. Одной из особенностей комедии Гоголя является то, что в ней даны уже сложившиеся характеры, и характеры эти описаны , как мы только что еще раз убедились, самим Гоголем в «Замечаниях для господ актеров». Во время прочтения комедии мы постоянно обращаемся к этим «замечаниям», чтобы понять, как реализуется в поступках, действиях характер того или иного героя. Следя за сюжетом, мы отмечаем, как оправдывается характеристика, данная Гоголем Хлестакову в «Замечаниях для господ актеров», понимаем, почему чиновники верят болтовне этой «фитюльки».

Попробуем назвать, какие события, происходящие в комедии, можно соотнести с каждым элементом сюжета.

(Экспозиция – сообщение городничего о тайном приезде ревизора, совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять.

Завязка – предположения Добчинского и Бобчинского, что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение городничего и чиновников.

Развитие действия – все похождения Хлестакова в роли ревизора, заканчивающиеся сватовством и отъездом.

Кульминация – вечер у городничего, чтение письма.

Развязка – сообщение о приезде настоящего ревизора.)

V. Работа по новой теме.

1. Слово учителя.

Удивительное мастерство Гоголя проявилось в том, что он придумал такую завязку, которая сразу же привела в движение всех действующих лиц. Каждый из героев, встревоженный известием о приезде ревизора, ведет себя в соответствии со своим характером и своими преступлениями против законности.

Второе действие, как мы выяснили, показало перелом в поведении Городничего, преодолевшего свой страх, понявшего, что «ревизора» нетрудно обмануть, то есть скрыть от него все свои преступления. Итак, завязался конфликт , но конфликт комедийный . Борющиеся силы: городничий и его окружение – Хлестаков.

Комедийность конфликта состоит в том, что в нем все наоборот: с точки зрения здравого смысла, героем нападающим, атакующим должен быть ревизор как государственный чиновник, приехавший в город с проверкой, а Хлестаков никого не атакует, так как не является настоящим ревизором; напротив, он стал объектом нападения и, как может, отражает это нападение. г ероем, ведущим действие, оказался городничий. Все его действия подчинены одному стремлению: обмануть ревизора, создать видимость благополучия в городе, не дать возможности раскрыть его преступления. Все чиновники полностью поддерживают его в этом, так как они тоже имеют свои грехи. Вот это «наоборот» пройдет через все наиболее важные моменты в развитии конфликта.

Итак, перенесемся вновь в дом городничего, в комнату, где готовятся к встрече с «ревизором» Марья Антоновна и Анна Андреевна.

2. Чтение по ролям явления 1–3, действия III.

3. Слово учителя.

Итак, дамы готовы к встрече, готов и городничий со своим окружением. События, изображенные в III действии, представляют очень важный этап в развитии конфликта. Но, обратите внимание, и здесь борьба между участниками конфликта (городничий – Хлестаков) развивается тоже алогично, «наоборот»: Хлестаков понял, что его принимают за какое-то очень важное лицо, и рассказом о своей столичной жизни старается напустить на себя еще больше важности.

4. Чтение по ролям (явление 6, действие III).

5. Вывод .

Хлестаков завирается до такой степени, что полностью разоблачает себя. Сцена вранья является кульминацией в саморазоблачении Хлестакова: он с самой первой встречи с городничим ведет себя так глупо, как человек «без царя в голове», а в сцене вранья, это его качество раскрывается с наибольшей силой. И, казалось бы, теперь чиновники, если не все, то хотя бы городничий, должны были бы понять свою ошибку, а они ничего не поняли: так велик их страх, так тяжки их грехи. Городничий все время старается проникнуть в сущность характера Хлестакова, он понимает, что тот по молодости многое наврал, но все-таки верит, что Хлестаков – ревизор, и потому отдает новые приказания: никого в дом не впускать, кто может пожаловаться. Напряженность комедийного действия растет.

6. Завершение чтения по ролям (явления 9–11, действие III).

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение по ролям IV действия; индивидуальное задание: инсценировка отдельных сцен IV действия.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.