Саркофаг супругов из Цере. VI в. до н. э

Цивилизации этрусков оставила для нас один из самых ценных своих памятников – удивительное кладбище Некрополь. Этот город мертвых находится рядом с итальянским городом Черветери (Cerveteri). Этот Некрополь был высечен из камня более двух тысяч лет назад. Некоторые из могил, украшенных массивными курганами, достигают 50 метров в диаметре.

В 2000 году у северного берега Средиземного моря были найдены обломки корабля, нагруженного амфорами. Эти обломки были одним из свидетельств существования загадочной цивилизации этрусков.

Эти великие мореплаватели на протяжении пятисот лет были главным звеном, которое связывало в торговцев востока и запада. Первые этрусски поселись на болотистых берегах Тосканы в 9 веке до нашей эры. Здесь еще остались следы этой богатой и развитой цивилизации.

Это кладбище не зря названо Некрополем (слово переводится с греческого как «город мертвых»). Оно действительно выглядит как город: с улицами и площадями. По конструкции, могилы здесь ничем не отличаются от этрусских домов. Каждая оснащена своими прихожими и спальнями.

Город мертвых выглядит довольно красиво и я бы даже сказал живо.

Как и в любом городе, здесь есть улицы и площади.

Дома-могилы Некрополя

Барельефы и настенная роспись Некрополя отображают быт этрусков, известных своей безудержной страстью к пирам и праздникам. Также, они свидетельствуют о том, что этруски задолго до эпохи Древнего Рима, начали устраивать гонки на колесницах и цирковые представления. Керамика и саркофаги, найденные в Некрополе, отражают невероятно тонкое чувство прекрасного, которое было присуще этрусской цивилизации.



Черветери на карте Этрусии.

Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна

Видео про Некрополь в Черветери.

Который входит в состав экспозиции Национального музея этрусского искусства на вилле Юлия III в Риме . Высота - 114 см, длина - 190 см. В древности был расписан. Датируется второй половиной VI века до н. э.

Памятник принадлежит к группе саркофагов, повторяющих форму человеческого тела. Его уникальность в том, что он изображает две фигуры, мужскую и женскую, пирующие в загробном мире . Этот сюжет представлен также в древнегреческой вазописи . На эллинское влияние указывают такие детали, как форма ложа, заплетённые косы, миндалевидная форма глаз и играющие на лицах улыбки.

Заботясь преимущественно об отделке лиц и передаче жестов, нижнюю половину тел художник изобразил схематично. В Черветери был найден ещё один саркофаг подобной работы, в котором можно предполагать руку того же мастера.

См. также

Национальный музей вилла Джулия

Вилла Джулия (итал. Villa Giulia) - бывшая загородная летняя резиденция римских пап (лат. Villa Suburbana), сегодня - национальный музей этрусского искусства (итал. Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia).

Вилла была построена в 1550-1555 годах Бартоломео Амманнати в стиле маньеризма для папы Юлия III (отсюда её название). Вилла сегодня представляет собой лишь малую часть прежней резиденции, ранее образовывавшей комплекс из трёх зданий.

В конце XVIII века начинается систематическое исследование этрусских находок. Музей был основан в 1889 году с целью хранения римских античных находок из Лацио, южной Этрурии и Умбрии, относящихся к этрусскому искусству. Позднее коллекция музея пополнилась некоторыми частными собраниями: Барберини (1908 г.), Кастеллани (1919 г.), Пескиотти (1972 г.).

На первом этаже экспонируются предметы из этрусских некрополей - урны, статуэтки, саркофаги. В залах 1-10 и 23-34 представлены реконструкции моделей этрусских городов, таких как Вульчи, Тоди, Вей и Черветери, экспонаты из частных коллекций находятся в залах 11-22.

В зале 7 представлена скульптура из Вей - терракотовая статуя Аполлона, в зале 9 находится терракотовый саркофаг супругов из некрополя Бандитачча в Черветери, VI в. до н. э. Он представляет собой ложе на фигурных ножках с возлежащей на нём супружеской четой. На втором этаже представлены изделия из бронзы, большая коллекция ваз, украшения.

Римский скульптурный портрет

Римский скульптурный портрет - один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно 5 веков (I в. до н. э. - IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источник, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.

Саркофаг

Саркофа́г (др.-греч. σαρκοφάγος) - разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставляемая на поверхности земли в специально отведённых помещениях или на кладбищах. Изначально употреблялось для обозначения гробниц из троадского известняка, якобы способного быстро впитывать в себя человеческие останки.

Слово саркофаг является частью древнегреческого именного словосочетания λίθος σαρκοφάγος (lithos sarcophagos, букв. «камень, плоть поедающий») и состоит из греческих корней σάρξ (sarx «плоть, мясо», ср. саркома, сарказм) и φαγεῖν (phagein «поедать»).

Саркофаг (значения)

Саркофаг - гробницы, в которые влагали останки знатных особ в Риме; каменные гробницы из известкового камня, мрамора или базальта у древних египтян, греков и римлян. Также может означать:

Саркофаг - надгробие в форме каменного гроба; намогильный памятник, имеющий форму гробницы; в более широком смысле - любой архитектурно и художественно оформленный гроб, нередко украшенный росписью, скульптурой.

Сидонский саркофаг

Саркофаг супругов

Саркофаг Юния Басса

Саркофаг Людовизи

«Саркофаг Тамерлана»

Саркофаг царя Ахирама

Саркофаг папы Юлия II

Саркофаг (перен.) - герметическое покрытие из прочного материала (железобетон, сталь) объектов, распространяющих своё вредное влияние на окружающую среду.

Саркофаг - специальный защитный короб (обычно железобетонный), предотвращающий аварийные утечки в грунт из подземного резервуара для хранения химикатов, ядов или нефтепродуктов.

Укрытие (ЧАЭС) (Саркофаг) - защитное сооружение над разрушенным энергоблоком ЧАЭС.

Список античных статуй

Список античных статуй включает сохранившиеся и исчезнувшие древнегреческие, древнеримские и этрусские скульптуры, получившие прозвище или имя собственнное, ставшие иконографическим образцом (типом).

Список не включает знаменитые стелы, рельефы, а также украшенные рельефами саркофаги (только с ярко выраженными скульптурными группами). Портретные статуи и бюсты древних римлян включены в список, только если эти произведения приобрели самостоятельную художественную значимость, как отдельное художественное произведение.

Большинство античных статуй сохранились в виде поздних римских мраморных копий (I-II вв. н.э.) с утраченных греческих бронзовых или мраморных оригиналов (V-II вв. до н.э.). В столбце "Автор" указаны либо имена знаменитых древнегреческих скульпторов, являвшихся создателями скульптур по сообщениям античных историков и путешественников; либо же имена, известные по автографам на скульптурах (обычно малоизвестных мастеров). В столбце "Период" указана дата создания первоначальной греческой статуи, если она стала иконографическим образцом. Римская дата ставится в этот столбец, если это время создания конкретной римской копии, значительно отличающейся от исходного образца и приобретшей имя собственное.

Химера из Ареццо

«Химе́ра из Аре́ццо» (итал. Chimera di Arezzo) - бронзовая скульптура, один из самых знаменитых образцов скульптуры этрусков. Датируется V веком до н. э.

Высота «Химеры из Ареццо» - около 80 см. Около правой передней лапы есть надпись, которая обычно читается как TINSCVIL и считается посвящением Тину, этрусскому богу дня; таким образом, скульптура могла быть вотивным предметом.

В настоящее время скульптура выставляется в Археологическом музее Флоренции. В Ареццо неподалёку от места её находки установлена бронзовая копия.

Хронологический список древнеримского искусства

Хронологический список древнеримского искусства - список исторических мест и памятников древнеримской эпохи, начиная с предшествовавших римской цивилизации италиков и этрусков периода до нашей эры, в основном на территории Италии, и до позднеантичного искусства IV в. н. э. по всему Средиземноморью, включительно.

Черветери

Черве́тери (итал. Cerveteri) - древний город в центральной Италии, в регионе Лацио. В древности был городом-государством этрусков и назывался Каисра (лат. Caisra), затем Цере, или Кере (лат. Caere). Входил в этрусский союз. Некрополи Черветери известны богатыми погребениями и включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Этруски

Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) - древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область - древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

Многочисленные римские заимствования у этрусков включают развитое инженерное искусство, в частности возведение арочных сводов зданий. Такие римские обычаи, как бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение.

Этрусские некрополи в Черветери

Этрусские некрополи в Черветери - захоронения этрусков около итальянского города Черветере. Здесь находятся тысячи захоронений в виде насыпей и каменных гробниц (500-600 гг. до н. э.) Общая площадь некрополей составляет 400 гектаров.

Этрусское искусство

Этрусское искусство охватывает период IX-II веков до н. э.

Однако чаще «хозяева» в гробницах всё-таки присутствуют. Иногда их представляют большие терракотовые саркофаги, подобные знаменитому Саркофагу супругов из Цере (VI в. до н. э.). Этот памятник изображает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными локонами волос, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими улыбками». Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену, Они оживлённо беседуют, устремив взоры на невидимого зрителя. Такие саркофаги, возможно, служили хранилищем для пепла. Обряд кремации (сожжения умерших) господствовал в Этрурии с самой ранней поры вплоть до римско­го времени. Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали каноны - изготовленные из глины сосуды с крышкой для хранения пепла усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII- VI вв. до н. а). Они имеют много вариантов: одни представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека.
Другие - человекоподобную урну на троне. Третьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде. Наконец, четвёртые - человека за ритуальным пиром. Канопа из Сартеано. VI в. до н. э. Археологический музей, Флоренция. каноны - изготовленные из глины сосуды с крышкой для хране­ния пепла усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII- VI вв. до н. э.). Они имеют много вариантов: одни представляют со­бой сосуд, оформленный в виде тела человека. Другие - челове­коподобную урну на троне. Тре­тьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде. Наконец, четвёртые - человека за ритуальным пиром. Известная канопа из Сартеано представляет собой сосуд на ножке и с двумя петлевидными ручками, в которые странным образом продеты изготовленные из глины человеческие руки с сомкнутыми пальцами. Они как будто приглашают зрителя на разговор. Это странное, отчасти путающее ощущение усиливает голова, служащая крышкой. Её правильные, почти классические черты слегка схематизированы. Это юноша позднеархаических времён с шапкой густых волос, ниспадающих короткими локонами на лоб, с большими глазами и чуть заметной улыбкой. Веки окаймлены точками, а брови оформлены пластично. Общая несоразмерность фигуры с крупной головой, короткими ручками и игрушечным телом выражает какое-то иное видение мира, отличающее этрусков от других народов Средиземноморья.

Римский форум (лат. Forum Romanum ) - форум (площадь) в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций(место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел также политические функции.



Эта площадь служила центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называемфорумом.

Форум в республиканский период стал центром политической, религиозной и экономической жизни Рима. После Пунических войн в связи с перепланировкой города форум приобрёл новый облик. Были построены заново храм Кастора и Поллукса,храм Конкордии и проложили новые дороги, чтобы обеспечить связь между форумом и другими районами города.

Дома аристократов находились у северных склонов Палатина и Велии, а также дом великого понтифика в южной части Священной дороги, дом Цицерона; в южной части форума располагался дом Сципионов, который в середине II века до н. э. уступил место базиликам. Три большие базилики были возведены вокруг центральной площади: во II веке до н. э. здесь воздвигли базилики Порция, Семпрония и Эмилия; в помещениях бывших таверн и лавок мясников стали располагаться лавки менял (лат. argentarii ); в храме Сатурна стала располагаться сокровищница Рима, а в храме Юноны чеканились монеты. В базиликах проходили массовые собрания и судебные процессы. Однако в республиканский период они проходили чаще всего не в здании, а на открытых площадках, например, комиции. Процессы проходили также в других освящённых и символичных местах около небольших древних святилищ.

Во II веке до н. э. на форуме стали всё больше возводиться статуи и монументы, восхваляющие представителей политической элиты Рима. Эта традиция достигла таких масштабов, что по решению цензоров в 158 году до н. э. все подобные монументы на форуме и окрестностях были удалены, если их возведение не было одобрено сенатом и народом . До конца II века до н. э. форум оставался местом, где чтились достижения граждан Рима, однако, уже в I до н. э. стал площадкой для борьбы отдельных политиков. Так диктатор Сулла построил на месте курия Гостилия новую курию и назвал её своим именем - курия Корнелия; Гай Юлий Цезарь возвёл на этом месте храм Фелицитас и на комиции новую курию Юлия

Гарский мост Великолепны римские мосты II- I вв. до н. э. Так, мост Мульвия помимо его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет) отличается выразительностью образа. Мост зрительно как бы опирается на воду полукружиями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проёмами. На арках сверху лежит карниз, придающий мосту особую законченность. Мост словно шагает от берега к берег) непрерывно идущими арками: он динамичен и одновременно устойчив. В "Похоронах графа Оргаса" Греко представил целую галерею портретных лиц толеданских идальго. В них он прозревал такие духовные глубины, какие, может быть, им и не снились, а может быть, и таились в них, но нужен был Греко, чтобы сделать их зримыми. Этих реальных людей Греко сделал свидетелями чуда - святые опускают в гроб тело Оргаса, а в это время в небесах душа Оргаса предстает перед престолом бога. Возможно, что и лица святых - молодого Стефана и старого Августина - тоже портретны. Нежно, бережно и печально Августин и Стефан поддерживают тело умершего. Таких тонких одухотворенных лиц, такого целомудренного воплощения красоты чистой, строгой юности и красоты старости искусство, пожалуй, еще не знало. Но ни в этих, ни в других лицах, написанных Греко, нет спокойной собранности, свойственной ренессансным портретам. В них всегда чувствуется неутоленное томление духа.

Вилла Мистерий (итал. Villa dei Misteri ) - одна из помпейских вилл (за городскими воротами), наиболее сохранившихся при извержении Везувия в 79 г. Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.

Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани. С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий, из него, а также частично из перистиля, двери вели в многочисленные комнаты, украшенные фресками во втором и третьем стилях. Вилла открывалась к морютеррасой-ротондой с двумя портиками по сторонам. На плоской крыше аркады, окружавшей с трёх сторон виллу были обнаружены остатки Висячего сада.

В таблинуме, соединяющем тосканский атрий с ротондой, сохранились фрески на египетские мотивы. Названа вилла по получившим широкую известность фрескам в одной из комнат к югу от атрия, где изображается, по наиболее распространённой версии, посвящение в дионисийские мистерии, а по другой - обряд венчания.

«Вилла Мистерий». Фрагмент, 60-е годы до н. э., Помпеи

Наиболее выразителен фрагмент с крылатой богиней, взмахнувшей хлыстом, который вот-вот опустится на спину девушки, склонившейся перед богиней. Затем взгляд зрителя выделяет из толпы фигуру вакханки в развевающемся золотистом покрывале, танцующую какой-то культовый танец.

Для архитектурного стиля типичными являются изображения садов, парков, городских ландшафтов. Все они, как правило, дополняются фигурами людей. Однако подобные мотивы не считались обязательными. На одной из стен показан простой, но мастерски написанный натюрморт. Наиболее выразительно изображена стеклянная ваза, наполовину заполненная водой.

Блики на стекле подчеркивают тонкие и гладкие стенки вазы. При взгляде на этот натюрморт становится ясно, что именно архитектурный стиль являлся периодом наивысшего расцвета мастерства римских живописцев.

Для третьего направления помпейского стиля характерно официозно-парадное направление. На этом этапе стены украшались сложными и замысловатыми орнаментальными мотивами. Нередко изображались также тонкие колонны, по виду напоминающие металлические канделябры. Из-за таких росписей этот стиль получил второе название - канделябрный.

Как правило, стены полностью покрывались орнаментами. Реже в центральной части стены в обрамлении сложных мотивов римские мастера изображали картины мифологического содержания. Таковы, например, фрески, украшающие дом Столетней годовщины (дом Юбилея) и дом Лукреция Фронтина.

Кроме того, примерно в это время к территориям Римской империи был присоединен Египет. Многие начали увлекаться египетским искусством, что нашло отражение и в стиле фресок, типичных для того времени. Впоследствии к третьему помпейскому стилю неоднократно обращались художники, создававшие росписи в стиле ампир во время эпохи Наполеона.

Здание было построено во II веке до н.э., однако свой окончательный вид блестящей загородной виллы приобрело к эпохе Августа. В начале I века до н.э вилла была расписана в так называемом втором помпейском стиле.
Обычно говоря про виллу Мистерий упоминают только фрески в комнате 5, где на стенах изображена многофигурная сцена некого религиозного действа, однако фрагменты росписей сохранились и в других комнатах. В атриуме мы видим остатки геометрического орнамента

Статуя августа

I век до н.э.)

Он рано потерял отца, и решающую роль в его жизни сыграло родство с Юлием Цезарем. Октавий был внуком сестры Цезаря

Октавий получил хорошее воспитание. Его мать Атия очень следила за поведением сына даже тогда, когда он достиг совершеннолетия и

официально надел мужскую тогу - национальную одежду римского

гражданина Октавий вел трезвый и воздержанный образ жизни.

Юлий Цезарь, не имевший законных сыновей и потерявший единственную дочь, трепетно относился к своему внучатому племяннику, который отличался не только примерным поведением, но и проявлял сообразительность Отправляясь на войну с сыновьями Помпея, Цезарь взял его с собой в Испанию, а потом послал в город

Алоллонию Иллирийскую (Восточная Адриатика) для подготовки

похода против даков и парфян. В Алоллонии девятнадцатилетний

Октавий получил от своей матери известие об убийстве Юлия ЦезаРЯ, который, как выяснилось при вскрытии его завещания, усыновил своего внучатого племянника и оставил ему три четверти своего

имущества. После официального усыновления Октавий стал зваться

Октавианом.

Несмотря на убийство Цезаря, Антоний сумел достичь примирения с убийцами и, не собираясь им мстить, стал фактически хозяином Рима. Однако около пятнадцати лет ушло у Октавиана для достижения победы над главными противниками - Цицероном и Марком Антонием.

После этого Октавиан заложил основы такого государства, которое фактически было монархией, но имело республиканскую внешность. Все республиканские учреждения и государственные должности были сохранены.

Октавиан официально отказался быть пожизненным диктатором

и консулом, удовольствовавшись почетным званием принцепса сената. Принцепсом назывался тот, кто в списке сенаторов стоял первым.

Формально у принцепса не было никакой власти, он пользовался

навсегда.

Сенат присвоил Октавиану почетное звание Август («возвеличенный богами»). С этого времени повелитель римлян стал именоваться

Император Цезарь Август. На протяжении своего долгого правления

Август 21 раз получал почетный военный титул «император», который тогда ещё не был синонимом высшей власти. Имя Август из

почетного обозначения превратилось в титул, передающий высший,

освященный богами статус правителя. Именем Августа, как именем

божества, можно было скреплять клятвы. Особенно широкое понятие божественности Августа было распространено в восточных провинциях, в которых обожествление верховного правителя, например

эллинистического царя, было традиционным и привычным. Однако,

соблюдая осторожность, Август не формировал процесс своего личного обожествления и предпочитал соединение своего сакрального

имени Август с культом богини Ромы, обожествленной римской властью.

Обладая фактически монархической властью, Август всю жизнь

старался ее завуалировать, делая вид, что является только первым

среди равных. Он запретил называть себя господином. Его изощренный ум сумел обуздать тщеславие, и он никогда не позволял себе

упиваться внешними знаками величия. Хотя весь римский мир раболепствовал перед ним.

Светоний пишет: «Храмов в свою честь он не дозволял возводить

в провинциях кроме как с двойным посвящением - ему и богине

Роме (богине города Рима). А в самом Риме он от этой почести отказался наотрез. Даже серебряные статуи, которые были отлиты в его

честь, он все перелил на монеты и на эти средства посвятил два

золотых треножника Аполлону Палатинскому».

Приступив после окончания гражданских войн к реорганизации

государства, Август позаботился о том, чтобы укрепить устои рабовладения: всех беглых рабов он вернул их хозяевам, ограничил возможности отпущения рабов на волю и восстановил древний закон, согласно

которому подлежал смертной казни не только раб, убивший господина, но и все рабы, которые в момент убийства находились в доме.

По отношению к неимущей части римских граждан, к основной

массе плебеев, Август проводил политику, направленную на удовлетворение их жажды «хлеба и зрелищ». Он привлек к себе всеобщие

симпатии и тем, что приказал сжечь списки давних должников государственной казны.

Август не обладал талантом полководца, но его подлинный талант

заключался в том, что он умел осознать ограниченность своих способностей и старался не браться за дела, которых не разумел. Поэтому он

очень заботился о том, чтобы иметь при себе талантливых и преданных помощников. Выгодным людям он был непоколебимо верен.

Август очень редко возглавлял военные походы, обычно он поручал это другим. В военных делах так же, как и во всех прочих, он

старался проявлять большую осмотрительность и рассудительность.

Август продолжал традиционную завоевательную политику.

Август резко ограничил военную экспансию. Он считал, что Римской империи следует заботиться не столько о приобретении новых

владений, сколько об охране того, что уже имеется.

Историк Геродиан пишет" «С тех пор как единовластие перешло к

Августу, он освободил италийцев от трудов, лишил их оружия и окружил державу укреплениями и военными лагерями, поставив нанятых

за определенное жалованье воинов в качестве ограды Римской державы; он обезопасил державу, отгородив ее великими реками, оплотом из рвов и гор, необитаемой и непроходимой землей».

Сам Август очень гордился тем, что даровал римскому народу мир,

которого тот почти никогда не имел за всю свою историю.

В Риме Август учредил особый культ божества мирного времени,

которое стало называться Pax Augusta - Августов Мир, и повелел

построить на Марсовом поле беломраморный Алтарь Мира (19 -

9 гг до н.э). Он представляет собой прямоугольную площадку, в центре которой помещен на ступенях сам алтарь Вокруг него возведена

толстая каменная стена, украшенная прекрасно выполненными рельефами, изображающими процессию римских граждан и мифологические персонажи.

Изобразительное искусство времен принципата сделало в облас^"и скульптурного портрета заметный шаг вперед. Августа не при

влекало остаться в памяти потомков обрюзгшим стариком с дряблыми мышцами и глубокими морщинами на лице. Его куда больше

привлекали прекрасные образы Фидия и Поликлета, в стиле которых Август и велел скульпторам изобразить собственную персону и

членов своей семьи. Согласно римской традиции, общее сходство

все-таки сохранялось, но письменные источники утверждают, что

Октавиан был не совсем тем цветущего вида молодым мужчиной,

мраморная статуя которого широко известна как статуя Августа из

Прима Порта.

Август изображен в спокойной, несколько небрежной и вместе с

тем величественной позе. Его мощный торс не обнажен, а скрыт под

панцирем римского военачальника. Однако панцирь повторяет своей формой выступы мышц и в определенной степени создает иллюзию нагого тела. Сам панцирь является произведением искусства.

На нем изображен весь мир, построенный по близкой этрускам

схеме. Внизу лежит Теллус - Земля с рогом изобилия, вверху Сол -

Небо с покрывалом-небосводом; по сторонам от него Солнце и Луна

на своих квадригах. В центре - мир земной. Здесь парфянин возвращает богу Марсу отобранные ранее у римлян знамена. Мир завоеван

принцепсом, и по сторонам в скорбных позах сидят пленники, олицетворяющие завоеванный народ.

Лицо императора не отличается особой выразительностью. Однако это парадоксальным образом лишь усиливает ощущение величия,

которое исходит от прекрасной парадной статуи. Богоподобный император больше похож на любого из своих солдат, а то и на обычного

прохожего на улице. Иначе говоря, именно занимаемое в государстве

положение способно возвысить любого, самого ординарного человека до богоравного уровня. Взмахом руки Октавиан приветствует римские легионы, другая рука занята тяжелым плащом и довольно увесистым императорским жезлом. При подчеркнутой роскоши панциря и

плаща император изображен босиком, что сделано с целью лишний

раз напомнить зрителю греческие классические образцы.

Из-за хрупкости материала скульпторы снабжали мраморные статуи подпорками в виде древесного ствола, колонки или другого подходящего по теме предмета. Подпорка у ног статуи Августа сделана в

виде дельфина с сидящим на нем маленьким Амуром. Известно, что

моделью для Амура послужил внук императора Гай Юлий. Само присутствие возле Октавиана именно дельфина имеет важное значение.

Дело в том, что дельфин - это атрибут Венеры, считавшейся божественной прародительницей римского рода Юлиев, к которому принадлежал не только Октавиан, но и Юлий Цезарь. На Октавиана,

приемного сына Цезаря, в определенной степени переносится и авторитет популярного в народе погибшего правителя. В подражание

греческим скульпторам статуя Августа раскрашена, что, без сомнения, придавало облику императора особую жизненность.

Во время принципата Рим пережил настоящий строительный бум:

Август построил новый форум - форум Августа, несколько базилик,

храм Марса Ультора и множество других зданий. К этому же времени

относится и возведение общественных терм Агриппы, акведука Клавдия и театра Марцелла - единственного сохранившегося здесь античного театра.

Август, по собственному признанию, приняв Рим глиняным, оставил его мраморным. Переживали расцвет римская поэзия и проза- во время Августа жили известный ценитель искусства, этруск

Меценат, и три крупнейших поэта «золотой латыни» - Вергилий,

Гораций, Овидий.

Государственный порядок, заведенный Августом, оказался устойчивым. Сам Август благополучно царствовал до самой смерти. Хотя

от природы было у него слабое здоровье, он дожил почти до семидесяти шести лет и скончался 19 августа 14 года. Смерть его была легкая и быстрая.

Август похоронен в Риме в огромном круглом мавзолее около девяноста метров в диаметре, который он построил для себя и своего

семейства на Марсовом поле. После смерти Август был официально

причислен к богам. Античная традиция считала божественного Августа самым счастливым из всех римских императоров.

Август из Прима-Порта - более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле Ливии, жены императора Августа. Вилла была обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта. Виллу в античные времена называли Ad Gallinas Albas . Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной. В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти.

Описание: Более поздние портреты Августа выдержаны в духе классицизирующего искусства. В расцвете власти изображен он в знаменитой статуе из виллы Ливии в Прима Порта, найденной в 1863 году и справедливо считающейся лучшим портретом императора. Август представлен обращающимся с речью к войску, в позе оратора, с поднятой правой рукой. На груди его - панцирь, украшенный рельефами, в центре которого изображен парфянин, передающий римскому полководцу знаки легиона, захваченные парфянами в 40 году до н. э. и возвращенные в 20 году до н. э. римлянам в результате дипломатических переговоров. По сторонам - фигуры, олицетворяющие побежденные Августом Германию и Дакию. Выше - колесница с Гелиосом, Аполлоном и Артемидой. Рельефы создают декоративный эффект на гладкой поверхности панциря. Бедра Августа охватывает перекинутый через левую руку плащ, расположенный красивыми складками. Построение статуи свидетельствует об изучении мастером искусства классической Греции. Подобно скульптурам Поликлета и Лисиппа, Август изображен опирающимся на правую ногу, левая свободно отставлена назад. Однако протянутая вперед рука - этот чисто римский жест оратора - изменяет основной ритм фигуры. Героическая нагота греческих статуй носит здесь условный характер - обнажены только ноги Августа. Нагота их своеобразно сочетается с одеждой римского полководца - туникой и панцирем. Символична и фигура амура на дельфине. Она говорит о воспевающемся Вергилием происхождении рода Юлиев от Венеры и Энея. Голова статуи из Прима Порта - сложившийся тип портретов Августа зрелого возраста: прямой лоб, небрежная прическа падающих на лоб волос с характерным разделением прядей над правым глазом, красивый, чуть изогнутый нос, тонкие, плотно сжатые губы, спокойный и ясный взгляд. Об исключительной силе взгляда Августа писал Светоний: «...глаза у него были светлые и блестящие, и ему хотелось, чтобы в их выражении находили какую-то сверхъестественную силу, так что он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову» (Светоний, Божественный Август, 79). Идеализация лица в духе греческой классики хорошо сочетается с правильными чертами Августа. На волосах, глазах, плаще и панцире сохранились следы раскраски, обнаженные части тела были тонированы краской телесного тона. Вопрос о датировке статуи Августа из Прима Порта остается спорным. До последнего времени господствовало мнение о том, что она была [с.31] выполнена около 20 года до н. э. по случаю победы римлян над парфянами, которую прославляют рельефные изображения на панцире Августа. Сравнительно недавно был высказан ряд возражений против этой даты, в частности, датским ученым В. Поульсеном, который считает статую репликой, выполненной уже после смерти императора, с более ранней его статуи. Основной довод Поульсена состоит в том, что статуя была найдена на частной вилле Ливии. Триумфальная же статуя императора должна была бы стоять в официальной части Рима, вероятнее всего в одном из храмов Капитолия, где находились римские знамена, возвращенные парфянами. Оригинал статуи Августа мог быть выполнен, по мнению Поульсена, даже до 20 года до н. э. Но оригинал или копия, эта статуя дает представление о наиболее распространенном типе портретов Августа, который повторяет большинство дошедших до нас его изображений.

(старший) (лат. Titus Flavius Vespasianus , 17 ноября 9 года - 24 июня 79 года), вошедший в историю под именем Веспасиан - римский император с 20 декабря 69 года (провозглашён войсками 1 июля) по 79 год, основатель династии Флавиев, один из наиболее деятельных и успешных принцепсов в Римской истории I века.Когномен «Веспасиан» получил вовсе не (как гласит легенда) из-за своего любимого занятия - разведения пчёл, а от своей матери - Веспасии Поллы. Его старший брат - Тит Флавий Сабин унаследовал полностью имя отца, а Веспасиан - как второй сын, получил когномен по имени своей матери.

Триумфальная арка Тита (итал. Arco di Tito ) - однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге(Via Sacra) к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

Существовала также другая, трёхпролётная арка Тита, воздвигнутая Сенатом в 81 году н. э. в восточной оконечностиипподрома Циркус Максимус.

Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта - 5,33 м. Выстроен из пентельского мрамора, добываемого в Аттике.

Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. На софитенаходится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора.

Колизей (от лат. colosseus - громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium ) -амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени . Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским,Палатинским и Целиевским холмами.

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев: начали строить в 72 году н.э. при императореВеспасиане, а в 80 н.э году амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

История Колизея восходит к 68 году, когда измена преторианской гвардии и осуждение сената вынудили Нерона после четырнадцати лет деспотического управления государством покончить с собой на загородной вилле неподалеку от Рима. Смерть Нерона привела к восемнадцатимесячной гражданской войне, закончившейся в 69 году. Победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан, котopoгo в наши дни называют просто Веспасианом.

До того как стать императором, Веспасиан принимал участие в подавлении восстания иудеев, начавшегося в 66 году. После этого Веспасиан вместе с Титом в богатых восточных провинциях собирал налоги, чтобы привести в порядок государственные финансы, расстроенные Нероном и гpажданской войной. Они возвратились в Рим в 71 году, чтобы отпраздновать победу над иудеями.

Став императором, Веспасиан решил реконструировать центр Рима и упрочить собственный культ, искоренив память о своем предшественнике Нероне. Оставалась нерешенной непростая проблема: что делать с дворцом Нерона, Золотым домом, как eгo называли, который вместе с прилегающим парком занимал в центре Римаплощадь в 120 гектаров. Веспасиан решил разместить в нем имперские учреждения, а озеро возле дома засыпать и построить амфитеатр, предназначенный для развлечений народа. Это было хорошо взвешенное решение: постройкой амфитеатра земли, которыми пользовался Нерон, передавались народу .

Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось - 187,77 м, малая ось - 155,64 м, длина арены - 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен - от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей.Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Амфитеатр Флавиев был построен на фундаменте толщиной в 13 метров.

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.

Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией.

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere «извергать»), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был предназначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и всё, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.

На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera ), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор вXVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит » - говорили пилигримы в VIII столетии - «будет стоять и Рим, исчезни Колизей - исчезнут Рим и вместе с ним весь мир » .

Колонна Траяна

Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст Vустановил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.

В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101-102 и 105-106 годов). Секции, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь - женщина с закрытым покрывалом лицом, и др.

Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов - как римлян, так и даков того времени. Перспективой же скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа, крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую четкость и размеры и расположены одна над другой.

Пантео́н (др.-греч. πάνθειον - храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες - все и θεός - бог) - «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).

По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре . Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Флейтист с двумя флейтами из гробницы «Леопардов». Фреска. V в. до н. э.

По утверждению древнегреческого историка Геродота, на Апеннинский полуостров, территорию нынешней Тосканы, этруски пришли из Малой Азии. По мнению современных ученых, они появились там в первом тысячелетии до нашей эры и позднее создали развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Так, предполагается, что в этрусском обществе у мужчин и женщин были равные права, они вместе сидели за столом, вместе участвовали в играх, после смерти их могли похоронить в одном могильнике, им создавали совместные надгробия.

О культуре этрусков, их образе жизни не осталось никаких прямых свидетельств, кроме каменных захоронений, внутренние стены камер которых расписаны сценами из их жизни, чаще всего охоты, спортивных состязаний, игр, танцев, совместных застолий. Все картины свидетельствовали об их жизнерадостном характере. Как подметили ученые, на изображенных лицах не заметно и тени уныния, они всегда улыбаются. Свои города этруски строили из дерева и глины, не отличавшиеся особой прочностью, а вот «города мертвых» возводили на века. Гробницы высекали в скалах, прорубали в них подземные ходы, некоторые сооружали из камней, возводили над ними купола, имевшие форму тумулуса — полусферической насыпи с круглым каменным цоколем.

Внутренность многих могильников напоминала жилища, несколько комнат были связаны между собой коридорами, стены расписывались разными сюжетами, в том числе из жизни усопшего. В подземных комнатах размещались ложа, сиденья, троны, подставки для ног. Некоторые фрагменты мебели делались из дерева, некоторые высекались из камня. В VII веке до нашей эры в гробницы богатых усопших стали класть ценные погребальные дары: золотые ювелирные изделия, чаши, блюда, бронзовые треножники и котлы.

Непременным атрибутом любого могильника были зеркала. Их делали из бронзы, одну сторону полировали до блеска, а другую украшали подобающей случаю торжественной гравировкой, чаще на греческие мифологические темы. Усопший и на том свете должен был следить за своей внешностью.

Но в этрусских гробницах археологи не находили останков умерших. Это объяснялось, с одной стороны, тем, что большинство могильников были давно вскрыты и разграблены. С другой стороны, некоторые оказались изначально пусты, в них не осталось даже следов захоронения. Очевидно, некоторые могильники сооружали заранее. Но когда приходил смертный час, по какой-то причине умерших хоронили в другом месте. Возможно, в более простом. Или их сжигали. В могильники затем помещали небольшие сосуды с пеплом — канопы.

На самом известном этрусском саркофаге, дошедшем до нашего времени, названном «Саркофаг супругов из Бандитачча», установлено скульптурное изображение мужчины и женщины. Они молоды, приятны на вид, улыбаются и спокойно возлежат друг возле друга. Скорее всего, это супруги. Мужчина бережно обнимает женщину. Они даже похожи друг на друга.

Как полагают ученые, едва ли такое скульптурное изображение полностью копировало облик умерших. Скорее всего, это была заготовка, памятник, который устраивал родственников, заказавших погребальный саркофаг. Скульптуры делали без учета внешности усопших, а с учетом пожеланий родственников, которые хотели видеть их радостными и как будто живыми.

Такими «жизнерадостными» они и дошли до нашего времени.

Нагрудное изображение пантеры. V-IV в. до н. э.

Начнем несколько издали. Каждый информационный сайт, в том числе и «ВО», привлекает, естественно, свою аудиторию, и это хорошо. Чем больше людей прочитает нечто позитивное, тем это больше разовьет его мозги, плюс к этому некая информация, которая может доставить ему удовольствие (удовлетворение страсти познания нового!), а то даже и чем-то помочь реально (например, сделать сыну или дочери реферат по !). Плохо, когда человек мало что знает («в школе имел по истории твердую четверку!»), но стремится тут же ниспровергать основы.

Вид на некрополь этрусков с воздуха. Хорошо видно, что у них были гробницы двух видов – купольные (тулумосы), с ложным сводом, собиравшимся из плит, сдвигавшихся относительно друг друга так, что получался свод из обратных ступенек, и вырубленные в каменистом грунте с заглублением. Чтобы свод купольной гробницы не рухнул вниз под собственным весом, его сверху засыпали землей.


Нередко эти гробницы строились вперемежку и образовывали настоящие «города мертвых».


Одна из «улиц» в таком некрополе. Такие гробницы по возрасту были моложе купольных.


Интересно было бы среди них просто прогуляться, не так ли?


А уж забраться в такое погребение мне, например, ну просто очень хочется…

Просто удивительно, как некоторым людям приходит такое в голову? Например, вот это – «мечи попадали в могилы потому, что были людям не нужны, нужную вещь в могилу не положат». И это после того, как и этнографами самых разных стран, и историками на… потрясающем множестве примеров доказано – вера людей в загробное воскрешение была в прошлом настолько сильной, что «на тот свет» отдавали все самое лучшее и нужное, потому что… «там это усопшему будет нужнее». Был как-то давно на ВО мой материал «Этруски против русских», и это еще одна «больная тема» на ВО. Ну хочется некоторым иметь… великих предков, которые самим римлянам дали начало.


Сегодня этрусские древности (понятно, что сами этруски так себя никогда не называли!) украшают самые известные музеи планеты – Лувр и Григорианский Этрусский музей в Ватикане. Много различных этрусских древностей хранится и в небольших музеях в городах Тосканы.


Фигура «Марса из Тоди», V век до н. э. Изображает этрусского воина в характерных доспехах. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

Ну нет ничего общего в культуре этрусков и славян, в особенности ничего общего в погребальных обрядах. Погребальные обряды, кстати, стали для многих народов тем самым главным источником информации, по которому мы вообще можем о них судить. Вот и с этрусками то же самое. Впрочем, нелепость некоторых суждений вполне искупает неосведомленность их авторов (ну твердая четверка в школе в натуре, чего уж больше!). Поэтому сегодня мы постараемся по возможности подробнее рассказать именно о погребальной культуре этрусков, потому что никакой другой до нас, собственно, и не дошло.


Этруски славились своим мастерством бронзового литья. Вот, например, им ничего не стоило отлить вот такой котел из бронзы. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

Есть разные точки зрения откуда они взялись, но основная на сегодня, что они являются пришельцами из Малой Азии, причем сначала они обосновались на Сардинии, а уж затем переправились на Аппенинский полуостров. Так это или не так, какие у них были гаплогруппы, мы сейчас выяснять не будем. Постараемся рассмотреть именно их погребальную культуру, то есть посмотреть, как они хоронили своих усопших и что им клали «в дорогу». К счастью, римляне, хотя и ассимилировали этрусков и перестроили их города, не тронули их погребений. В результате в руки историков попали не десятки, не сотни, а МНОГИЕ ТЫСЯЧИ (!!!) погребений, в которых были найдены различные предметы их погребального культа, искусства и культуры в целом.


Но котел – котлом, а вот эта химера из Ареццо сделана с гораздо большим искусством. И ничего подобного этому никогда, нигде и ни разу не находили в погребениях славян! Бронзовая скульптура V в. до н. э. (Археологический музей, Флоренция)

Вот, например, этрусские некрополи в Черветери – погребения этрусков возле итальянского города Черветере. Здесь были обнаружены тысячи захоронений в форме насыпей либо каменных гробниц, сооруженных примерно в 500 – 600 гг. до н. э.) О количестве погребений говорит хотя бы тот факт, что площадь этих некрополей равна более 400 гектарам. На сегодня здесь для посетителей открыта лишь малая часть, и естественно, и то, что открыто – пустует. Потому, что находки из этих гробниц находятся в собрании Аугусто Кастеллани в национальном музее вилла Джулия в Риме, а также украшают музеи Ватикана и Лувр.


Этрусский «Саркофаг супругов» из некрополя Бандитачча в Черветери. Полихромная керамика, VI век до н. э. (Музей Виллы Джулиа, Рим). Высота - 114 см, длина - 190 см. В древности был расписан. Датируется второй половиной VI века до н. э.


Еще один саркофаг со скульптурой усопшего на крышке. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)


Позы усопших могли различаться…


Причем довольно сильно… (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)


Саркофаг 200-150 гг. до н.э. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

Что входит в археологическую зону Черветери, то есть что там можно сегодня посетить? Это следующие объекты: «древний город», некрополь Бандитачча (названный так, поскольку в недалеком прошлом здесь в пустующих гробницах обитали бандиты, о чем еще и великий Дюма писал), некрополь Монте Абатоне и некрополь Сорбо.


Военные находки в гробницах в Черветери. То есть не жалко этого всего было для усопших. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

Раскопки некрополя Бандитачча ведутся с 1911 года, в результате чего здесь были раскопаны гробницы, которые даже получили собственные имена. Это: «Гробница Касетта», «Гробница Олив», «Гробница Пилястров», «Гробница Саркофагов», «Гробница Триклиния», «Курган с гробницей Кораблей», «Курган с гробницей цветных животных», «Гробница Капителей». Откуда столь прихотливые названия? Так ведь письменность этрусков до сих пор не расшифрована, так как хотя надписей на их языке и много, но все они короткие и посвящены теме похорон. Поэтому назвали их по наиболее характерным и бросающимся в глаза деталям интерьера.


Роспись центрального простенка «Гробницы Быков».

Например, «Курган с Гробницей щитов и кресел» (первая половина VI в. до н.э.) назвали так потому, что в ней находилось множество каменных щитов воинов, а еще опять-таки каменных кресел и лож для усопших.


Еще одна роспись центрального простенка «Гробницы Быков». Ахиллес в засаде поджидает Париса.

«Гробницу нарисованных львов» (около 620 г. до н.э.) – тоже понятно, почему так назвали, так же, как и «Гробницу рельефов» (около 300 г. до н. э.) и «Гробницу морских волн» (IV-III вв. до н.э.) – они в ней просто были нарисованы.


Фрагмент фрески из «Гробницы Триклиния». Около 470 г. до н. э.

Причем так же, как и в древнем Египте, подавляющее большинство гробниц было разграблено очень давно, но вот в некрополе Сорбо (южнее Черветери) еще в 1836 году удалось найти совершенно нетронутое погребение, получившее название «Гробница Реголини-Галасси» (относится к середине VII в. до н.э.), в честь нашедших его священника Реголини и генерала Галасси. Выглядит она как узкий, прорубленный в камне коридор, по обеим сторонам которого идут ходы в погребальные камеры. Здесь нашли ценнейшие с художественной точки зрения золотые украшения, а также сосуды из бронзы и серебра.


Золотые украшения из погребения в Вульчи. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

В этрусском некрополе в Вейях нашли также две гробницы с очень интересными настенными росписями. Первую, которую назвали гробницей Кампана, нашли еще в 1842 году. Ее содержимое было зарисовано, благодаря чему мы сегодня точно знаем, что и как в ней находилось. Гробница была расположена в склоне холма, а ее вход охраняли две скульптуры сфинксов из камня. В одной из камер на лежанке у стены нашли скелет воина, в окружении принадлежавших ему вещей. Причем в его шлеме зияет дыра явно от удара, который, вполне возможно, и привел этого воина к гибели.


Набросок гробницы Кампана (Вейи), сделанный археологом Каниной после ее обнаружения.


Золотой «Венок из Вульчи» крупным планом. Большие мастера и эстеты были этруски, что и говорить. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)


Еще один венок из гробницы в Вульчи. Датируется 350 г. до н.э.

Очень интересна и «Гробница Рельефов» в Черветери, которую относят к III веку до н. э. Она высечена в скале, а в стенах ее камеры вырублены еще и ниши подобные ложам, на которых располагались тела умерших. Многие предметы сделаны так, словно они свисают с гвоздей в стенах, но они лишь символизируют реальные вещи. То есть мы видим принцип – «Бери Боже, что нам негоже!»? Очевидно, что было и такое, и не в одной гробнице. Но тем не менее в других погребениях этрусков мы находим множество ценных предметов, доспехов и , то есть вкусы у них были разные, только и всего!


Этрусский перстень-печатка. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США)

Например, на пилястре вверху есть изображение кувшина и черной чаши. На пилястре справа – яркие разноцветные венки, которыми украшали головы пирующих. На фризе над стенной нишей мы видим военное снаряжение мужчин этой семьи: мечи, щиты, шлемы, наголенники, а над дверным проемом пару больших труб. На центральных колоннах расположилась настоящая выставка предметов домашнего обихода, из которых некоторые непонятного назначения, поскольку их артефакты не сохранились. На левой колонне слева виден большой нож, а еще топор, кувшин, моток веревки и, может быть, праща. Справа на этой же колонне мы видим кожаный мешок с ремнем, чашу для питья и множество других предметов. Здесь и кухонный черпак, и щипцы, и большой поднос, висящий на крючке.


«Гробница Рельефов» в Черветери. Вот она - доска для игр справа на стене, а на ней висит мешочек!

Причем вполне возможно, что на самом деле это… доска для настольной игры, так как на его поверхности различимы параллельные линии, а рядом находится маленький мешочек, в котором могли храниться кости или фишки. На панели справа опять же явно видна праща, а рядом или корзина, или круглая головка сыра. Здесь же присутствуют вертела, подставка с двумя ножами, чаша на треножнике, и птицы и животные, заполняющие свободное пространство. То есть перед нами настоящая бытовая энциклопедия жизни этрусков.


Чернофигурная амфора. 540-530 гг. до н.э. (Лувр)

Но как уже отмечалось, подлинные предметы, включая массу украшений из золота и серебра, а также прекрасную керамику, в гробницах этрусков тоже находят. То есть ценностей для умерших они не жалели. Не жалко им было возводить и целые погребальные города. Интересно, что этруски знали способ кремации и иногда кремировали своих усопших и тогда помещали их прах в погребальные урны, иногда просто укладывали их на «смертное ложе», а иногда помещали в керамические урны или саркофаги. И вот как раз эти саркофаги и считаются самыми оригинальными образцами этрусской скульптуры. Крышка на них сделана обычно в виде ложа для симпосия (пира), и на ней изображалась полулежащая фигура усопшего, часто вместе с супругой. Лица явно имеют портретное сходство. Причем это сходство со временем становится все более натуралистичным и даже откровенно нескромным. Физические недостатки, черты болезни или старости - все это подчеркивается и изображаются безо всяких прикрас. Так что римским скульпторам было у кого учиться…

В любом случае, мы видим, насколько далека погребальная культура этрусков от погребальной культуры славян, так что об их «взаимном происхождении» стоит забыть раз и навсегда!