Саксофон история. Техника игры на саксофоне. История создания саксофона

История саксофона, знакового символа джазовой музыки, не теряется в веках, как происхождение многих других музыкальных инструментов. Первый саксофон был создан бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом в 1842 году, а запатентовано изобретение было четыре года спустя.
Первоначально название инструмента было неблагозвучным – «мундштучный офиклеид», но спустя несколько лет талантливый композитор и журналист предложил более яркий вариант названия инструмента, который покорил весь музыкальный мир, — «саксофон». Будучи близким другом изобретателя, Берлиоз посвятил новому инструменту несколько статей, и помог обрести саксофону первую известность. Кроме того, Берлиоз стал первым композитором, написавшим произведение с участием саксофона – хорал для голоса и шести духовых инструментов.
«Пиар» Берлиоза и возможности инструмента дали свои плоды – уже через десятилетие он становится полноправным членом духового оркестра, изредка используется в симфонических сочинениях. Но триумфальным для саксофона становится XX век и возникновение джазовой музыки.

По классификации инструмент является этакой «ловушкой для двоечников»: не имея деревянных деталей, саксофон относится к группе деревянных духовых инструментов.
Саксофон представляет собой коническую трубку из специальных сплавов (томпак, сплав меди и цинка, либо пакфонг, сплав меди, цинка и никеля). Для компактности трубка саксофона, как правило, изогнута. Основные составные части: раструб, корпус, «эска» (тонкая трубка – продолжение корпуса).
На эску насаживается мундштук из черного эбонита или пластика (иногда металла), сконструированный наподобие мундштука кларнета. В зависимости от музыкального направления и партии в произведении могут использоваться разные мундштуки, различающиеся между собой по размеру и длине выемки.
Звукообразующим элементом саксофона является трость, или язычок, которая также схожа с язычком кларнета. Изготавливается трость из камыша либо из синтетических материалов. Трость крепится к мундштуку с помощью лигатуры – специального приспособления, представляющего собой хомутик с двумя винтами.
Инструмент имеет сложную систему клапанов, закрывающих (открывающих) отверстия в корпусе. Количество клапанов варьируется от 19 до 22 в зависимости от типа инструмента.

Семейство саксофонов

Адольф Сакс сконструировал четырнадцать моделей инструмента. В настоящее время используется семь основных моделей семейства саксофонов:

Кроме указанных в таблице разновидностей, в существуют саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и другие, но производятся они в единичных экземплярах и широко в музыке не применяются.
Чаще в музыке используются сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны:


Практически все саксофоны – транспонирующие инструменты, т.е. ноты, исполняемые на инструменте, отличаются от написанных. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи бемоль).
Диапазон саксофона покрывает две с половиной октавы и насчитывает три регистра: низкий, средний и высокий. В некоторых современных композициях применяется «фальцетный» регистр, позволяющий достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Саксофон и джаз

Мы не станем умалять роль саксофона в классической музыке, инструмент действительно часто используется в оперных сочинениях, без него не обходится практически ни один духовой оркестр. Но по-настоящему всемирную популярность саксофон обрел в джазовой музыке.
Специфичное звучание инструмента, его выразительные возможности, потенциал для импровизации лучше всего подошли для нового музыкального стиля, зародившегося в Соединенных Штатах в конце XIX века. Уже к 1920 году Штаты, словами одного из музыкальных критиков, поразила «саксофономания». Поражала как скорость распространения инструмента, так и масштабы производства инструмента.
В 30-х годах XX века в моду вошли джазовые оркестры (бигбэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, состав бигбэнда включал пять саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако численность могла варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). В современной джазовой музыке саксофон продолжает играть ведущую роль.
Среди выдающихся саксофонистов XX-XXI – Лестер Янг, Коулмен Хокинс, Джон Колтрейн, Бен Уэбстер, Пол Дезмонд, Орнетт Коулман, Джерри Маллиген, Брэнфорд Марсалис, Джулиан «Кэннонболл» Эддерли, Бад Шенк, Фил Вудс и множество других великолепных исполнителей.
Джазовая музыка в России также представлена целой плеядой прекрасных саксофонистов, достаточно вспомнить такие имена, как Игорь Бутман, Георгий Гаранян, Давид Голощёкин.

Биография инструмента насчитывает уже сто пятьдесят лет. Саксофон был изобретен бельгийцем Антуаном - Жозефом Саксом, который известен как Адольф Cакс. Саксофон можно считать одной из самых больших удач Адольфа Сакса.

В самом деле, у саксофона завидная судьба. Появившись на свет в 1842 году, он по началу использовался лишь в военных оркестрах, затем на него обратили внимание такие композиторы, как Ж. Бизе - применил саксофон в своей знаменитой «Арлезианке», М. Равель - «Болеро», С. В. Рахманинов - «Симфонические танцы», А. К. Глазунов - Концерт для саксофона, С. С. Прокофьев - ввёл его в партитуру балета «Ромео и Джульетта», А. И. Хачатурян - в балет «Гаянэ», М. Равель - в сделанной им инструментовке «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Саксофон не входит в основной состав симфонического оркестра, хотя он и не столь универсален, как струнные инструменты, он добавляет к их звучанию яркие краски и способен на выразительнейшие звуковые характеристики.

В конце века он как бы рождается заново, став наряду с трубой главным солирующим инструментом в джазе. Если в симфоническом оркестре саксофон появляется лишь эпизодически, то джаз - это его родная стихия.

Саксофон - это духовой тростевой инструмент. Хотя саксофон изготавливается из металла (серебра, латуни и других металлов), его по традиции относят к группе деревянных духовых инструментов. По устройству он похож на кларнет, по форме на бас- кларнет, аппликатура схожа с гобоем. Саксофон имеет 2 октавных клапана, 24 игровых отверстия. Саксофон принадлежит к транспонирующим инструментам. В настоящее время используется семь разновидностей саксофона, а наиболее популярные - сопрано, альт, тенор, баритон. Они имеют различный диапазон и строй, их партии нотируются в скрипичном ключе и записываются в диапазоне: от Си - бемоль малой октавы до Фа третьей октавы.

Весьма разнообразен тембр инструмента: в среднем регистре он напоминает одновременно звучание гобоя, виолончели и кларнета, в forte его звук приближается к медным. Его характерный «гнусавый тембр» обогатил музыкальную палитру ХХ столетия.

История создания саксофона.

Адольф Сакс
(1814-1894)

Адольф родился 6 ноября 1814 года в небольшом бельгийском городке Динан. Его отец Шарль - Жозеф Cакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов и довольно успешно, несмотря на то, что был самоучкой. В 1815 году семья Саксов переезжает в Брюссель с тем, чтобы продолжить свое интересное и выгодное дело. Уже в 1818 году королевский альманах называет Шарля - Сакса в числе изготовителей музыкальных инструментов, допущенных ко двору короля басков. Все растущая популярность, предприимчивость трудолюбивого динанца были замечены королем. Он назначает его придворным музыкальным мастером, направив энергию и усилия Ш. Сакса на производство и поставку духовых инструментов для оркестров бельгийских полков.

Ш. Сакс проявил себя и как неутомимый искатель в усовершенствовании изготовляемых инструментов, причем не только духовых, но и арфы, гитары, фортепиано. Он выработал новую акустическую теорию о распределении воздушного столба в трубках духовых инструментов, что позволило ему более точно определить расположение звуковых отверстий на стволе деревянных духовых инструментов. Не случайно многие мастера потом копировали его лучшие образцы. Начиная с 1820 года, Ш. Сакс стал выставляться на национальных промышленных выставках и получает за усовершенствование и качественное изготовление своих инструментов, почетные дипломы и медали. Только с 1825 по 1852 годы ему было вручено двенадцать авторских свидетельств об усовершенствованиях.

Нет ничего удивительного в том, что дети семьи Саксов росли в окружении различных инструментов и механизмов, в атмосфере творческого труда родителей. Четверо сыновей Ш. Сакса из шести решили продолжить его дело. Ш. Сакс рано заметил у своего старшего сына Антуана интерес к конструированию и прекрасные музыкальные способности, проявлявшиеся в пении и игре на флейте. Вместо того чтобы предаваться веселым забавам со своими сверстниками, мальчик предпочитал наблюдать и по возможности участвовать в работе отца в его мастерской. Ш. Сакс старался поддерживать и развивать проявившиеся наклонности сына, сделав вскоре его своим учеником. И это дало свои плоды.

В шесть лет Антуан умел уже без всякой помощи мастерить себе игрушки, а к двенадцати годам приобрел достаточную сноровку в выполнении таких тонких и сложных технических операций, как отливка, точка, шлифовка клапанов, сборка деталей деревянных духовых инструментов, обкатка трубки валторны. В возрасте шестнадцати лет он посылает на выставку вместе с инструментами отца тщательно отделанные им две флейты и кларнет из слоновой кости.

Стремление глубже понять природу музыкальных духовых инструментов, а также усиленная тяга к музыке привели пытливого юношу в Брюссельскую консерваторию, где он обучается игре на кларнете под руководством авторитетного в то время кларнетиста и дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера (1801-1873). Владение игрой на кларнете помогло Саксу проверять звуковые качества изготовляемых в мастерской отца инструментов. Исполнительство оказалось также полезным для него в целях пропаганды изобретений.

Насыщенная музыкальная жизнь столицы Бельгии, общение с коллегами-музыкантами оказали, безусловно, огромное воздействие на творческое формирование молодого Сакса - будущего исполнителя, дирижера и педагога. В эти годы Антуан окончательно выбрал путь музыканта-изобретателя. Когда Cаксу исполнилось двадцать лет, отец поручил ему руководство своими мастерскими. Именно тогда он делает первые серьезные шаги в области конструирования духовых инструментов.

Одной из значительных работ этого периода жизни - Сакса явилось усовершенствование в 1834 году кларнета in B немецкой системы, который он снабдил двадцатью четырьмя клапанами, очень удобно расположив их на стволе инструмента. В результате этого усовершенствования кларнет приобрел более однородную окраску звучания, точную настройку звуков и удобную аппликатуру. Кроме того, Сакс, добавив клапан ми-бемоль малой октавы, расширил нижнюю границу диапазона этого инструмента. Новый кларнет Сакса был одобрен музыкантами и удостоен на Брюссельской промышленной выставке 1835 года почетной грамоты, а в 1840 году изобретатель получил за его реформу патент. Несмотря на это, инструмент все же не нашел должного практического применения, оставшись своего рода образцом для конструктивных поисков других музыкальных мастеров.

K этому периоду относятся также оригинальное усовершенствование старого бас-кларнета, который до настоящего времени сохранил без особых изменений форму и устройство, установленные Саксом. Путем точной разметки трубки бас-кларнета изобретатель проделал большую работу по иному расположению звуковых отверстий, по устранению тембровой разнородности в регистрах и фальшивой интонации, по расширению общего диапазона звучания инструмента. Благодаря добавлению второго клапана для передувания, который вообще отсутствовал в старых басовых кларнетах, в том числе в признанной модели 1793 года дрезденского музыкального мастера Г. Грензера, новый инструмент Сакса приобрел более ясное звучание и легкое звукоизвлечение в верхнем регистре. Сакс отказался от сложенной пополам фаготообразной формы бас-кларнета геттингенского мастера Г. Штрейтвольфа, а для сокращения большого размера инструмента поместил в его верхнюю часть металлическую трубку, изогнутую в форме латинской буквы "S", на которую надевался деревянный мундштук с тростью. Нижний конец бас-кларнета Сакс решил закончить развернутым несколько вперед и вверх металлическим раструбом, расположив на его хвостовике четыре дополнительных клапана. Это придало внешнему облику инструмента типичное очертание курительной трубки.
Сакс решается распространить свой принцип размещения клапанов и на фагот, одновременно он задумывает новую идею по преобразованию английского рожка. Сакс разрабатывает также приспособление для фортепиано, с помощью которого можно было бы быстро перестраивать регистры. Все эти изобретения сулили - Саксу большой успех. До своего отъезда в Париж он успел получить уже шесть авторских свидетельств.

Работы по усовершенствованию традиционного кларнета in B, бас-кларнета, а также сопрано-кларнета и кларнета системы Т. Бема принесли пытливому мастеру не только первые награды, патенты, известность, но и создали хорошую теоретическую и практическую базу его дальнейшим поискам. Тогда-то и зародилась у Сакса идея создания иного типа духового инструмента с совершенно новым инструментальным "голосом". Впрочем, когда же все-таки пришла в голову столь дерзкая мысль?

Именно такой вопрос как-то задал Саксу его друг, в будущем известный композитор и видный историк военной музыки Георг Кастнер (1810-1867). Сакс ответил, что идея захватила его в то время, когда он занимался изучением составов симфонического и духового оркестров. - уравнивая соотношения тембров и силу звучания оркестровых групп, он "подумал о посреднике с характерными особенностями деревянных и медных духовых инструментов, который не мог бы заглушить слабых, но и был наравне с сильными".

Оригинал записи и комментарии на

Одним из известных медных инструментов считается саксофон . История саксофона насчитает около 150 лет. Инструмент изобрел уроженец Бельгии Антуан – Жозеф Сакс, ставший известным как Адольф Сакс, в 1842 году. Вначале саксофон применялся только в военных оркестрах. Спустя некоторое время инструментом заинтересовались такие композиторы как Ж. Бизе, М. Равель, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов и А. И. Хачатурян. Инструмент не входил в состав симфонического оркестра. Но несмотря на это, при звучании, прибавлял сочных красок в мелодию. В 18 столетии саксофон начинает использоваться в джазовом стиле.

При изготовлении саксофона применяются такие металлы, как латунь, серебро, платина или золото. По общей структуре саксофон схож с кларнетом. На инструменте имеется 24 звуковых отверстий и 2 клапана, которые выдают октаву. На данный момент в музыкальной индустрии используется 7 видов данного инструмента. Среди них самыми популярными считаются альт, сопрано, баритон и тенор. Каждый из видов звучит в разном диапазоне от Си – бемоль до Фа третьей октавы. Саксофон имеет разный тембр, который напоминает звучание музыкальных инструментов от гобоя до кларнета.

Зимой в 1842 года Сакс, сидя дома, приставил мундштук от кларнета к офиклеиду и попробовал сыграть. Услышав первые ноты он назвал инструмент своим именем. Согласно некоторым сведениям, Сакс придумал инструмент задолго до этой даты. Но сам изобретатель не оставил никаких записей.Вскоре после изобретения он познакомился с великим композитором Гектором Берлиозом. Для знакомства Сакс специально приехал в Париж. Кроме знакомства с композитором он хотел познакомить музыкальную общественность с новым инструментом. Услышав звучание, Берлиоз был в восторге от саксофона. Инструмент выдавал необычные звуки и тембр. Подобного тембра композитор не слышал ни в одном из имеющихся инструментов. Сакс был приглашен Берлиозом в консерваторию для прослушивания. После того, как он сыграл перед присутствующими музыкантами на своем новом инструменте ему сразу же предложили играть в оркестре на бас–кларнете, но он не стал выступать.

Изобретатель создал первый саксофон при помощи соединения конической трубы с тростью кларнета. Также к ним был добавлен клапанный механизм гобоя. Концы инструмента имели изгибы и внешне были схожи на букву S. Саксофон объединял звучание медных и деревянных духовых инструментов.

За время своего становления он столкнулся с многочисленными препятствиями. В 1940-е годы, когда в Германии доминировал фашизм, законодательство запретило использовать саксофон в оркестре. С начала 20 века саксофон занял важное место среди самых известных музыкальных инструментов. Чуть позже инструмент стал «королем джазовой музыки».

Кто изобрел саксофон?
Саксофон относительно молодой музыкальный инструмент, который появился примерно 150 лет назад. Инструмент был изобретен музыкантом и скрипичным мастером, по имени Адольф Сакс, позднее инструмент назвали его именем.
Патент на саксофон впервые зарегистрирован в марте 1846 года. Однако Сакс начал разработку духового инструмента много лет назад, когда Адольф работал в магазине музыкальных инструментов своего отца. Его отец, Чарльз Сакс, был мастером музыкальных инструментов, и научил сына всем тонкостям изготовления музыкальных инструментов. Чарльз позволял Адольфу экспериментировать над своими собственными проектами в магазине.
В молодости Адольф обучался игре на флейте и кларнете в Консерватории музыки Брюсселя. В то время юный Адольф заметил, что духовые инструменты обладали очень узким диапазоном. И он начал искать решение этой проблемы.
Эксперименты Сакса с бас-кларнетом привели его к изобретению инструмента, который представлял собой духовой инструмент, изготовленный из металла.
Когда он показал новый инструмент композитору Гектору Берлиозу в 1841 году, композитор был в восторге от изобретения. Позднее Берлиоз написал статью в престижном журнале «Jounal des Debats» в Париже, в котором он дал положительную оценку изобретению Сакса.
В 1842 году он переехал в Париж, где открыл скромную мастерскую на улице Сент-Джордж. Однако проект Сакса включал в себя не один инструмент. Его патент 1846 года описывал 14 различных версий саксофона от F contrabass вплоть до E flat sopranino. Среди них бфли E плоский контрабас, C бас, B басовый, E плоский баритон, C тенор, B плоский тенор, F alto, E flat alto, C сопрано и B плоское сопрано.
1844 и 1845 годы были весьма плодотворными для молодого изобретателя. Переехав в Париж в 1842 году, Сакс направил свои силы на популяризацию своего творения. Парижская промышленная выставка 1844 года оказалась платформой, позволившая ему продемонстрировать свои особенности. В том же году состоялся дебют хорового концерта «Chant Sacre» Гектора Берлиоза, в которой использовался саксофон.

В 1845 году Адольф смог убедить французских военных заменить традиционные французские рожки и фаготы на саксофоны. Через три года после дебюта «Chant Sacre» Берлиоза, в 1847 году в Париже открылась первая специализированная школа игры на саксофоне.
В 1866 году первоначальный патент Сакса истек и другие производители инструментов начали попытки модернизацию инструмента и выпускать собственные версии. В течение следующих нескольких десятилетий было много экспериментов по изменению дизайна скасофона и созданию альтернативных версий. Сам Адольф обновил свой первоначальный патент в 1881 году. В новом патенте Сакс сделал несколько нововведений, увеличив длину колокола и расширив диапазон, обеспечиваемый четвертым октавным ключом.

Когда Сакс умер в 1894 году,бизнес был продолжен его сыном Адольфом Эдуардом. Саксофоны обрели широкую популярность в 1920-х годах когда джазовые группы начали использовать саксофоны в качестве основного инструмента. Среди величайших джазовых саксофонистов были Лестер Янг, Коулман Хокинс, Чарли Паркер, Сонни Роллинз, Орнетт Колман и Джон Колтрейн
Эксперименты, направленные на увеличение звукового диапазона и улучшения дизайна инструмента продолжались после Второй мировой войны.
Сегодня обширная семья саксофонов, созданная Адольфом Саксом, была сокращена до пяти: сопрано, альт, тенор, баритон и бас-саксофоны. Из них саксофоны тенор и альт являются наиболее предпочтительным инструментами для саксофонистов.

Человека на протяжении всей его жизни сопровождает музыка. Музыка бывает разной: кто-то склонен к импровизации джаза, кто-то любит вечную классическую музыку, а кто-то предпочитает банальную «попсу». Одним словом, сколько людей, столько и музыкальных пристрастий. Помимо этого, существует и огромное количество музыкальных инструментов. И об одном из них, мы и хотим вам рассказать.

Саксофон является достаточно молодым музыкальным инструментом, который был изобретен в 1842 году Адольфом Саксом, бельгийским музыкальным мастером. Сакс к тому времени был уже довольно известным музыкальным мастером и имел несколько патентов. Своей деятельностью он занимался в мастерской своего отца и искал возможность устранить различия в интонациях медных и деревянных духовых инструментов. Сакс, в виде основы использовав кларнет, заменил корпус, выполненный из дерева, на металлический корпус, при этом немного изменив устройство мундштука. К низу он сделал инструмент расширяющийся, и оснастил его более удобной гобойной и флейтовой аппликатурой.

Представителей духовых военных оркестров сразу заинтересовал новый музыкальный инструмент. Вскоре, Гектор Берлиоз – знаменитый композитор в парижской газете «Journal des Debats» публикует статью, которая полностью посвящается новейшему музыкальному инструменту. Именно он и дал название «Саксофон». Сам Берлиоз пишет новое произведение для саксофона, и уже через малый промежуток времени это новшество звучит впервые в составе оперного оркестра на премьере оперы «Последний царь Иудей» — Жоржа Кастнера.

В 1845 году вместе с другими разработками Адольфа Сакса – саксотрубами и саксогоранми, вытесняют из французских духовых военных оркестров такие музыкальные инструменты, как фагот, гобой и валторна.
Сакс, в 1846 году получает патент на создание целого «семейства» этого музыкального инструмента.

Великий мастер, незадолго до своей смерти проиграл судебный процесс, в котором его обвинили в плагиате. Производство его признали банкротом, и в результате, великий и талантливый музыкальный мастер ушел из жизни в нищете. На долгие годы саксофон был забыт людьми, пока его американские музыканты «не воскресили», превратив саксофон в ведущий инструмент джаза.

Так, что собой представляет саксофон? Как мы уже говорили выше, изготавливается он из металла, и состоит из трех основных частей: это корпус, раструба и эса. Мундштук, который является основным предметом звукоизвлечения, который крепится на эс. Сам мундштук состоит из корпуса, который изготавливается из металла, эбонита, трости, пластика или бамбука. При помощи «машинки», то есть приспособления с одним или двумя винтами, крепится к мундштуку трость. В основном, так называемые «машинки», изготавливаются из металла, но и иногда используют и кожаные.