Русская культура 13 17 веков. Русская культура XIII - XVII в

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два эта­па. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Ку­ликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в ко ом прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерус­скую культуру.

Устное народное творчество.

В период борьбы с монгольскими за­воевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказани­ям киевского цикла, в ко ых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало рус­ским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, за­жили в ой жизнью. Новые легенды (такие, как, например, “Сказание о невидимом граде Китеже” – городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненави­стного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических ис и­ческих песен. К их числу относится “Песня о Щелкане Дудентьевиче”, ко ая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание.

Благодаря хозяйственному подъему все более необхо­димыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумага вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появ­ление бумага повлекли за собой ускорение письма. На смену “уставу”, когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точно­стью и жественностью, приходит полуустав – более свободное и бег­лое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали исполь­зовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей дела­лись, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII – начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные запи­си стали вестись и в Москве. В период складывания единого государст­ва с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Боро­датого: тот мог хорошо “говорить по летописцам вины новгородские”, т.е. доказать на основе летописи необходимость присоединения Новго­рода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так назы­ваемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их – идея общерусского единства, ис ической роли Москвы в государст­венном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной ис ии, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – сочинений по всемирной ис ии. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Распространенным литературным жанром того времени были ис ические повести. В них рассказывалось о дея­тельности реальных ис ических лиц, конкретных ис ических фак­тах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили по­весть “О битве на Калке”, “Повесть о разорении Рязани Батыем” (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), по­вести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл ис ических повестей (например, “Сказание о Мамаевом побоище”). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму “Задонщина”, построенную по образцу “Слова о полку Игореве”. Но если в “Слове” описывалось поражение русских, то в “Задонщине” – их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епи- фаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сершева монасты­ря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с ордынцами.

“Хождение за три моря” (1466-1472) тверского купца Афанасия Ни­китина – первое в европейской литературе описание Индии. Свое путе­шествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.

Архитектура.

Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие тра­диции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по разме­ру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и са­мобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориента­ция главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде – Успен­ский собор (1400) и собор Саввино-С ожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро- суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя – создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось соз­данием в конце XV – начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Терри ия Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина ко ой достигала 2,25 км, толщина стен – 3,5-6,5 м, а их высота – 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллек) в Москва-реку. Со с оны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля – Соборная площадь, на ко ую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Ве­ликого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в вы­соту 81 м).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля – Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Не­большой “трус” (землетрясение) в Москве разрушил стеньг здания. Воз­ведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальян­ского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зда­нием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Зем­ские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 тт. псковские мастера возвели Благовещенский собор – домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей – Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же бы­ла построена Грановитая палата (1487-1491). От “граней”, украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата явля­лась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены ко ого опираются на возведенный в центре массивный че­тырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись.

Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII в.

В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетиз­мом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими “пробелами” создать эмоцио­нальное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконопис­ные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творче­ством современника Феофана Грека – гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономиче­ским подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского наро­да. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единст­ва и мира между людьми, человечность отразились в произведениях ху­дожника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок созда­ет впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая “Троица” (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живопис­ной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы “Троицы” символи­зируют мысль о единстве мира’и человечества.

Кисти А. Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом По­саде.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, ко ым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные дос­тоинства его живописи, а иконография – расположение фигур, исполь­зование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете и изо­бражении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше обще­го обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. В XVI в. ощу­тимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Общественно-политическая мысль.

События XVI в. вызвали обсуж­дение в русской публицистике многих проблем того времени: о харак­тере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т.д.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и ис­ ическое сочинение “Сказание о великих князьях Владимирских”. Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди ко ых особо выде­лялся римский импера Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса и Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского импера а символы царской власти – шапку- венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: “Мы род­ством от Августа кесаря ведемся”. Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима и Киевской державы.

В церковной среде был выдвинут тезис о Москве – “третьем Риме”. Здесь ис ический процесс выступал как смены мировых царств. Пер­вый Рим -”вечный город” – погиб из-за ересей; “в ой Рим” – Кон­стантинополь – из-за унии с католиками; “третий Рим” – истинный хра­нитель христианства – Москва, ко ая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной вла­сти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И.С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальним государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

Летописание

В XVI в. продолжало развиваться русское летописа­ние. К сочинениям этого жанра относится “Летописец начала царства”, в ко ом описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказыва­ется необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является “Книга Степенная царского родословия”. Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням – от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизирует нерушимость союза церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный ле­тописный свод, своеобразную ис ическую энциклопедию XVI в. – так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр – цветных иллюстраций, за что получил название Лице­вого свода (“лицо” – изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили ис ические повести, в ко ых рассказывалось о событиях того времени. (“Казанское взятие”, “О прихождении Стефана Ба ия на град Псков” и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении культуры свиде­тельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения руководства как в духовной, так и в мирской жизни, – “Домострой” (в переводе – домоводство), ав ом ко ой считают Сильвестра.

Начало книгопечатания.

Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга “Апостол”. Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы – книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии зани­мался один из талантливейших русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Николь­скую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь – “Азбуку”. За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII в.

Архитектура.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Воз­несения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского со­бора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы – в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним Направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специаль­ности, и посвящались определенному святому – покровителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть поса­да была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (ряд ис иков считает, что название произошло от слова “кита” - вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие полагают, что название произошло либо от итальянского слова – город, либо от тюркского – крепость). Стена Китай-города защищала г на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитек ом Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве воз­вели Земляной вал – 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-с ожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, За­райске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Се­вере (Соловецких островах).

Живопись.

Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV – начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Фера­понтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, ко ых он дости­гал. применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого Тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХVII.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С разви­тием ремесла и говли, ростом городов связано проникновение в рус­скую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название “обмирщения” культуры (от слова “мирской” – светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, “латинское” влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей – в специ­ально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Мос­ковской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, спо­собные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению полити­ческих и культурных связей со странами Западной Европы способство­вало воссоединение Украины с Россией.

Просвещение.

Во в ой половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом еди­нообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня “Букваря ‘ В.Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы “Грамматика” Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведе­ние – Славяно-греко-латинская академия, где учили “от грамматики, ри ики, пиитики, диалектики, философии… до богословия”. Возгла­вили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М.В. Ломоносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли рус­ские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Амери­кой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.

Е.П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Литература.

В XVII в. созданы последние летописные сочинения. “Новый летописец” (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Гроз­ного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в ис ической литературе заняли ис ические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей (“Временник дьяка Ивана Тимофеева”, “Сказание Авраамия Палицына”, “Иное сказание” и др.) была откликом на события Смутно­го времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымыш­ленные герои. В “Службе кабаку”, “Повести о куре и лисе”, “Калязинской челобитной” содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в “Повести о Ерше Ер­шовиче” – судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары (“Житие протопопа Аввакума”) и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по ис ии. Киевский монах Иннокентий Гизель составил “Синопсис” (обозрение), где в популярной форме со­держался рассказ о совместной ис ии Украины и России, ко ая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII – первой половине XVIII в. “Синопсис” использовался как учебник русской ис­ ии.

Театр.

Был создан придворный театр в Москве (1672), просущество­вавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполнялись мужчинами. В репертуаре театра были пье­сы на библейские и легендарно-ис ические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Ки­евской Руси получил бродячий театр – театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и Церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.

Архитектура.

Архитектурные сооружения XVII в. отличаются боль­шой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитек­турных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. много­цветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распро­странение в XVII в. получили многоцветные “солнечные плитки” – из­разцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украше­ний, расположенных на стенах одного здания, называли “каменным узо­рочьем”, “дивным узорочьем”.

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалим­ском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля – церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро “Парк культуры”), церковь Рождества Богородицы в Путанках (недалеко от площади Пушкина), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро “Китай-город”).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатная крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и жественную мощь сердца сто­лицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско-литовско- шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались деко­ративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось склады­ванием стиля, получившего название “нарышкинского” (по фамилии главных заказчиков), или московского, барокко. В этом стиле сооруже­ны надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего мона­стыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность постро­ек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т.п. Наконец, почти во всех зданиях “нарышкинского” барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, ко ые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельство­вало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развива­лась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. “Вось­мым чудом света” назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мас­терами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись.

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе “Спас Нерукотворный” хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изобра­жении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с рас­пространением в России портретной живописи – “парсуны” (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на хол­сте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII-XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила общий подъем русской культуры в конце XIV-XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.

Новый подъем переживает устное народное творчество. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»). Появились новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод - Троицкая летопись. Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов - своеобразной всемирной истории. В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф. Распространенным литературным жанром стали исторические повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», повести «О битве на Калке», об Александре Невском и др.). Победе на Куликовом поле посвящены «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Расцвел жанр житийной литературы. Первое в европейской литературе описание Индии дал тверской купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря» (1466-1472гг.)).

Архитектура

В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове). Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV-XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней. В 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля - Успенский собор. В 1484- 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487-1491гг.) была построена Грановитая палата.

Живопись

Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV-XV веков. Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.

Основные документы эпохи

«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Ледовое побоище 1242 г.», «Задонщина», «Судебник 1497 года».

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укреплениями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось.

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.


Департамент культуры г. Москвы
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования г. Москвы
«Московский музыкально-педагогический колледж»

«Русская культура
XIII – XVII в.»

Выполнила: студентка 3 курса – Андонова М..
Проверил: преподаватель Культурологии – Солодовников Г. И.

2010 г.

1. Русская культура XIII – XVII в.

Тема борьбы за независимость была центральной как в устном народном творчестве, так и в памятниках письменной литературы того времени. Наиболее крупными патриотическими произведениями были «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», прославлявшие победу объединенных русских войск в Куликовском сражении. Наиболее значительным памятником исторической мысли являлись летописные своды. Центром общерусского летописания стала Москва, где в начале XV века был составлен первый летописный свод общерусского характера. Троицкая летопись, в котором проводилась мысль о преемственности власти московских государей от киевских и владимирских князей.
В исторической литературе рубежа XV-XVI вв. усиливаются рационалистические взгляды на исторические события. Авторы исторических произведений (например, «Сказания о князях владимирских», конец XV века) стремились утвердить мысль об исключительности самодержавной власти русских государей как преемников Киевской Руси и Византии. Такие же идеи высказывались в хронографах, сводных обзорах всеобщей истории, в которых Россия рассматривалась как последнее звено в цепи всемирно-исторических монархий.
Расширялись не только исторические, но и географические знания людей. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией государства стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России.
Русские мастера научились производить довольно сложные математические расчеты при строительстве зданий, были знакомы со свойствами основных строительных материалов. При постройке зданий использовались блоки и другие механизмы. Для добычи соляных растворов применялись глубокое бурение и прокладка труб, по которым жидкость перегонялась при помощи поршневого насоса. В военном деле было освоено литье медных пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия.
В XIV веке были восстановлены каменные соборы во Владимире, Ростове, Суздале и других городах. В Москве были возведены белокаменные стены и башни Кремля, целый ряд соборов и монастырей. В процессе образования государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский стиль монументального зодчества. Для этого стиля было характерно творческое использование архитектурных традиций старых русских городов и вместе с тем их обогащение достижениями европейского зодчества эпохи Возрождения.
Формирование национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева. В первой четверти XV века он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов. Вершиной творчества А. Рублева стала икона «Троица», написанная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. Творчество Андрея Рублева оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи. По своей художественной ценности и высокому мастерству оно стоит на уровне самых выдающихся достижений современной ему итальянской живописи эпохи Возрождения.
Таким образом, формирование духовности народа XIV - начала XVI вв. проходило в значительной мере под влиянием идей создания государства и растущего осознания единства ее народов.
В XVI в. прекратили свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало результатом завершившегося процесса складывания единого государства. Нивелировались самобытные черты, отличавшие одну школу от другой, исчезли оригинальные творческие методы и приемы мастеров декоративно-прикладного искусства, архитекторов, иконописцев. Однако происходящие процессы свидетельствовали не об упадке русской культуры, а, напротив, о ее поступательном прогрессивном развитии.
Это было связано с тем, что Москва, став общерусским центром культуры, собрала лучших мастеров со всех земель, творчество которых в условиях утвердившегося национального самосознания, дало мощный толчок развитию культуры во всех ее сферах.
В XVI в. формировалась общенациональная культура, складывавшаяся на базе тех традиций, которые развивались и совершенствовались в традиционных центрах, сохранивших самобытность, характерную для каждой местности. Процесс складывания общенациональной культуры сопровождался ее дальнейшим развитием.
Литература и общественно-политическая мысль в XVI в. претерпевают значительные изменения, что было связано с возросшей активностью обсуждения насущных проблем того времени. В общественной мысли получила распространение теория «Москва - третий Рим».
Книгопечатание стало важной вехой в развитии русской культуры. В середине XVI в. Иван Федоров организовал типографию в Кремле, переведенную затем на Никольскую улицу. Первой датируемой русской книгой стал «Апостол», изданный в 1564 г., который и положил начало русскому книгопечатанию.
Архитектура XVI в. развивалась в нескольких направлениях, получив мощный импульс в результате работы в Москве в конце XV в. итальянских зодчих. Кроме того, к этому времени большой опыт приобрели московские архитекторы и строители, что позволило им возводить уникальные сооружения. Выдающимся памятником этого времени является церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу великого князя Василия III, в память о рождении у него сына Ивана.
Центром развития иконописи в XVI в. стала Москва, именно сюда по приказу Ивана Грозного собирали лучших иконописцев. Московские иконописцы затем расходились по городам и монастырям, разнося единые традиции всей России. Различия между школами сглаживались. На основе традиции и новых тенденций формировалась общерусская национальная иконописная школа. Продолжала развиваться фресковая живопись.
XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.
В литературе XVII столетие – время отмирания многих незыблемых традиций. Наиболее выразительное новшество – проникновение в литературу заведомого вымысла. Подобного рода литература была популярна, прежде всего, в демократической среде. Помимо развлекательного и нравоучительного, в ней была сильна сатирическая, обличительная составляющая. Наиболее ярко она проявилась в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» – произведениях, в которых высмеивались судебные порядки и продажность судей.
В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа. В начале века общий характер архитектуры еще мало отличался от зодчества конца XVI в. Характерной чертой второго этапа, охватывающего середину столетия, является подчеркнутая деко-ративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства. Патриарх Никон запретил строить популярные в XVI в. шатровые храмы как неканонические, отличающиеся от греческих образцов. Специальными распоряжениями зодчие обязаны были вернуться к традиционной крестово-купольной схеме. Однако архитекторы легко обходили запрет. Была найдена новая возможность использовать излюбленный архитектурный элемент – шатрами увенчивались колокольни. В результате появлялись замечательные по красоте постройки затейливой, асимметричной, «сказочной» архитектуры. Таковы, например, церковь Троицы в Никитниках (1634 г.) и церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652 г.) Третий этап начинается в 90-х гг. XVII в. В русской архитектуре происходят существенные изменения. Появляется новый стиль – «нарышкинское барокко», получивший свое название потому, что главными заказчиками построек, выполненных в этом стиле, были родственники второй жены царя, матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Значительным явлением в изобразительном искусстве XVII в., знаменовавшем зарю нового времени, было возникновение портрета – парсуны. Парсуна еще очень похожа на икону, изображение еще во многом условно, но сквозь иконную схему в них уже проглядывают индивидуальные черты. Известны парсуны, изображавшие царей Ивана Грозного, Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского.

2. Русская культура XVI II в.

После Петровской реформы усилилось наружное разъединение между высшими и низшими классами народа; первые все более и более усваивали иностранные обычаи, а вторые оставались верны обычаям и понятиям Древней Руси. Господство крепостного права и отсутствие народных школ полагали неодолимое препятствие к умственному просвещению и материальному благосостоянию сельского населения.
Качественный скачок сделало образование. В стране была создана целая сеть различных школ, военных и гражданских специальных учебных заведений (начало которым положили Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище), формируется система высшего образования.
Царствование Екатерины II отмечено попытками создать стройную и постоянную систему общественных школ. Для просвещения народа в царствование Екатерины была создана система воспитательных и образовательных учреждений (под руководством И.И. Бецкого).
Крупнейшим достижением России в XVIII столетии явилось создание отечественной науки. Ее центром стала Академия наук (1725), затем к ней прибавились Московский университет, Горное училище в Петербурге и Российская академия (1783), занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. К середине века появляются и первые русские ученые. Крупнейшим и самым разносторонним из них стал М.В. Ломоносов.
XVIII век положил начало расцвету русского искусства, историографии, театра, скульптуры, литературы и архитектуры. Быстро формируется отечественная словесность, появляются первые профессиональные литераторы. С выходом в свет газеты «Ведомости» (1702) в России зарождается периодическая печать и журналистика.
В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градостроительная программа: строились Тверь (после пожара), Одесса, Севастополь, Николаев, Екатеринослав, Мариуполь. Небывалого расцвета достигает гражданская архитектура. В первой половине века в ней господствовало барокко, а во второй - классицизм. Начало массовому увлечению коллекционированием положила сама Екатерина. Результатом собирательской мании императрицы было рождение Эрмитажа.

3. Русская культура первой половины XIX в.

В первой половине XIX в. значительных успехов достигла российская наука. Мировое признание получили труды Н.И. Лобачевского (математика), Н.Н. Зинина (химия), В.В. Петрова и Б.С. Якоби (электротехника). Выдающимся вкладом в развитие не только исторической науки, но и литературного языка явилась «История Государства Российского» Н.М. Карамзина. В 1803-1806 гг. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое кругосветное путешествие, а в 1821 г., также во время кругосветного путешествия, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли шестую часть света - Антарктиду.
Во второй четверти XIX столетия наша литература приобретает более самостоятельный характер и начинает сближаться с русской жизнью. Сатирическое направление достигает высокой степени развития в комедии А.С. Грибоедова (который был русским посланником в Тегеране и убит там возмутившеюся чернью в 1829 г.), в неподражаемых баснях И.А. Крылова и особенно в художественных произведениях Н.В. Гоголя. Эти три писателя выявляют темные стороны русского общества, особенно привычку скрывать недостатки и выставлять свою деятельность в лучшем свете.
Поэзия, основанная на западных образцах, нашла своих представителей в лице К.Н. Батюшкова, последователя германской романтической школы В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Пушкин своим удивительным поэтическим чутьем понял, какие богатства заключаются в народной словесности, которая в первобытной, наивной форме раскрывает дух народа, его помыслы, его радости и страдания. Он пытался найти источники вдохновения в народном эпосе, то есть в песнях, сказаниях и преданиях. Содержанием поэзии Пушкина было настоящее и прошлое русской жизни. В «Евгении Онегине» отразились черты современного дворянского быта; чтение «Истории» Н.М. Карамзина вдохновило поэта написать величественную историческую трагедию «Борис Годунов». Из других поэтов того времени выделяются М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский и А.В. Кольцов.
Для развития архитектуры того времени была характерна смена классицизма романтизмом, а затем реализмом. В стиле классицизма созданы Казанский собор (архитектор А.Н. Воронихин), Адмиралтейство (А.Д. Захаров), ансамбль Дворцовой площади, Михайловский дворец (К.И. Росси). В живописи традиции классицизма были представлены в работах Ф.А. Бруни, Ф.И. Толстого. Наиболее известные произведения К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина были пронизаны идеями романтизма. К тому же времени относится небольшая картина П.А. Федотова «Сватовство майора», положившая начало реалистическому направлению в русской живописи.

4. Русская культура второй половины XIX – начала XX в.

Рост российской экономики вел к заметному увеличению поступлений в госбюджет, что позволяло наращивать затраты на культуру и просвещение.
Развертывалось повсеместное строительство школ и детских учебных заведений, для чего использовались не только централизованные вложения, но и средства мести властей, общественные и частные пожертвования. Задача достижения всеобщей грамотности российского населения становилась вполне реальной.
Совершенствование образовательной системы шло параллельно с развитием российской науки. Начало XX века было временем важных научных и технических открытий, крупных достижений в области математики, физики, мни, биологии, геологии. Россия дала миру обширную плеяду выдающихся ученых, поднявших практические и теоретические знания на качественно новый уровень: математиков П.Л. Чебышева и С.А. Чаплыгина, химиков Д.И. Менделеева, И.А. Каблукова и Н.Д. Зелинского, физиков и механиков П.Н. Лебедева, П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, А.С. Попова, К.Э. Циолковского, Н.Е. Жуковского, биологов И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина, А.О. Ковалевского, И.П. Павлова, геолога А.П. Карпинского.
Продолжались географические открытия. П.К. Козлов исследовал Центральную Азию, Тибет. Отец и сын П.П. и В.П. Семеновы провели экспедиции на Алтай, Тянь-Шань, в Закаспий, на Урал и Приуралье, дав обширнейший материал для изучения России. Выдающимся русским путешественником являлся Г.Я. Седов, исследовавший Арктику и совершивший поход к Северному Полюсу.
Изменения, происходившие в социально- политической сфере, давали сильный импульс развитию общественной мысли. Резко увеличилось количество трудов по экономической, философской, исторической проблематике. Они отражали весь спектр мировоззренческих взглядов, партийно-политических направлений и пристрастий, представленных либералами, марксистами, народниками, консерваторами.
В России конца XIX – начала XX в. бурными темпами развивалось городское коммунальное хозяйство. Мостились улицы (обычно булыжником), улучшалось их освещение - керосиновые, газовые, затем электрические фонари. В 60-е гг. был построен водопровод в Петербурге (в Москве, Саратове, Вильне, Ставрополе он существовал до 1861 г.) и семи губернских городах (Риге, Ярославле, Твери, Воронеже и др.), до 1900 г. он появился еще в 40 крупных городах.
Коммунальное хозяйство обычно охватывало центральную часть городов. Окраины даже в столицах оставались неблагоустроенными. Отходила в прошлое полусельская жизнь больших дворянских усадеб. Европеизировался быт купечества. Трудовое население больших городов, жившее прежде в маленьких домиках, все больше стало скучиваться в каменных громадах, доходных домах, снимая там каморки и койки у хозяев квартир.

Литература

1. Долгий А.М. История России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
2. История России. Теории изучения. Книга первая, вторая / Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2006. – 304 с.
и т.д.................

Русская культура 13-17 веков.

Содержание и направление её развития в XIII – XV веках определялось борьбой с золотоордынским игом и борьбой за создание единого государства. Культурно-исторический процесс сер.
Размещено на реф.рф
XIII – сер.
Размещено на реф.рф
XIV вв. характеризуется упадком и стагнацией, которые были обусловлены монгольским нашествием. Его результаты: гибель и пленение тысяч людей; разрушение городов, архитектурных сооружений; исчезновение многих ремесел; прекращение на полвека каменного строительства; гибель литературных памятников, прерывание летописания.

Культурно-исторический процесс 2 пол. XIV–XV вв. - ϶ᴛᴏ подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития, победой в Куликовой битве, ведущей ролью Москвы. Золотой век древнерусской культуры - ϶ᴛᴏ подъем культуры в XV в. ʼʼЗолотой векʼʼ русской иконописи – расцвет иконописи конца XIV–XV вв., связан с творчеством Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Андрею Рублеву принадлежат фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина – ʼʼСпасʼʼ, ʼʼАрхангел Михаилʼʼ, ʼʼАпостол Павелʼʼ. Для Троицкого собора в Сергиевом Посаде Андреем Рублевым была создана знаменитая икона ʼʼТроицаʼʼ, которая воплощает истину христианского понимания Единого Бога в трех лицах.

Русская культура XVI в. по-прежнему определяется христианским мировоззрением. Большую роль в данном сыграл Стоглавый собор 1551 года. Он утвердил образцы, которым надлежало следовать. В иконописи это было творчество Андрея Рублева, в зодчестве – Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинœения митрополита Макария. Формируется идеология ʼʼМосква – третий Римʼʼ. Она представляет исторический процесс как смену мировых царств. Первый Рим – ʼʼвечный городʼʼ погиб из-за ереси, второй Рим – Константинополь – по причинœе заключения унии с католиками, третий Рим – Москва – истинный хранитель христианства. Эти идеи воплотились в росписях Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (ок. 1530).

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Ощутимее проявляются светские элементы в культуре. Русская культура XVII в. завершает средневековый период истории, зарождаются элементы культуры Нового времени, для которой характерен процесс всœестороннего ʼʼобмирщенияʼʼ.

16. Преобразования в России в первой четверти 18 века: содержания, итоги, последствия.

В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны. Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфактурам, западноевропейская культура активно проникала в культуру России. Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны. Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счёт сил и средств всœего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич (1682–1725) .

Деятельность Петра можно условно разделить на два периода: 1695–1715 и 1715–1725 года.

Важной особенностью первого периода является решение задач внутреннего переустройства страны из-за Семилетней войны. Реформы проводились в основном силовыми методами и сопровождались грубым вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогов). Реформы не имели четкого плана и проводились как ответ на запросы текущего момента͵ не были подготовлены соответствующие люди для проведения реформ, шла борьба со старыми административными кадрами. По этой причине многие реформы были неудачными и недоведенными до конца.

Во второй период реформы стали более планомерные. Начали сказываться результаты реформ, появляться опытные люди (птенцы гнезда Петрова).

В целом петровские реформы были подчинœены интересам всœего общества. На этом основывалась вся деятельность Петра, хотя и носила насильственный характер.
Размещено на реф.рф
Что касается темпов реформ , то они зависели от срочности решения конкретной задачи. При этом некоторые реформы приводили к кардинальной ломке общественных отношений и переустройству структур и учреждений.

Во главе всœех реформ стояло создание боеспособной армии европейского образца, всœе остальные реформы были подчинœены этой главной заботе Петра. По инициативе Петра была создана регулярная армия и военно-морской флот, открыты военные учебные заведения (навигационная, инженерная и артиллерийская школы), принято военное законодательство, созданы органы управления армией и флотом. Армия комплектовалась на базе регулярных рекрутских наборов и была пожизненной.

Во внешней торговле активно проводилась политика меркантилизма (поощрение развитие собственного производства и экспорта͵ высокие налоги на импорт). Промышленность высокими ввозными пошлинами ограждалась от иностранной конкуренции (политика протекционизма ).

Но в первую очередь Петр заботился о тех отраслях промышленности, которые работали на снабжение армии. Владельцам мануфактур Петр разрешил покупать крестьян для работы на мануфактурах (посœессионные крестьяне ).

Реформа системы управления страной проводилась по западным, в основном протестантским моделям. В результате административных реформ сложился централизованный бюрократический аппарат, в целом сохранившийся до 1917 года. Возглавлялся данный аппарат самим царем, обладавшим всœей полнотой законодательной, исполнительной и судебной властью. Таким образом Россия вошла в период абсолютизма . В 1711 году окончательно деградировавшая Боярская дума заменяется Сенатом , члены которой назначаются царем. Функцией сената было издание указов, ему принадлежала исполнительная и судебная власть. За деятельностью Сената с 1722 года наблюдал генерал-прокурор с правом личного доклада царю и подчинœенная ему прокуратура. В 1717–1718 году Петр заменил старую систему приказов на отраслевые коллегии . Города подчинœены магистратам , в церкви упразднено патриаршество и созданСинод . Таким образом церковь стала частью государственного аппарата. В 1708–1710 годах прошлаобластная реформа : страна разделœена на 8 губерний во главе с губернаторами, которые обладали административной, судебной и военной властью. Губернии делились на провинции, провинции – на уезды.

В 1718–1724 годах проведена перепись населœения и введена подушная подать (налог на мужчин). Это привело к удвоению налогов и распространению крепостного права на ранее свободные слои населœения. В результате переписи крестьяне были разделœены на государственных и частновладельческих . Городское населœение разделœено на регулярных (купцы, промышленники, торговцы, крупные ремесленники) и нерегулярных (мелкие ремесленники и городская беднота). Это делœение позволило повысит экономическую активность купцов и ремесленников путем освобождения регулярных людей от многих казенных повинностей.

Привилегированным сословиями остались аристократия и дворянство . При этом их землевладение было поставлено в зависимость от государственной службы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, аристократия и дворянство окончательно было уравнено в правах. Продвижению по социальной лестнице способствовало введениеТабеля о рангах , что позволило расширить слой дворянства. Продвижение по служебной лестнице определялось профессиональными качествами человека.

ʼʼВоинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства (VIII класс) не из дворян, то когда кто получит вышеописанный чин, оный суть дворянин, и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить.ʼʼ

Русская культура 13-17 веков. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Русская культура 13-17 веков." 2017, 2018.