Румынское и молдавское народное искусство,- сравнение. Бессарабия в составе Румынии

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Молдавская Советская Социалистическая Республика , Молдавия. Расположена на юго-западе СССР . На территории Молдавии найдены произведения искусства позднего палеолита (роговой "жезл" с рельефной фигурой, Институт археологии АН СССР, Москва) и неолита (орнаментированная керамика). К трипольской культуре (3-е - начало 2-го тысячелетия до н. э.) относятся сосуды со сложным живописным декором, фигурки людей и животных. В поселениях 2-1-го тысячелетия до н. э. найдены памятники культуры фракийцев (с IX в. до н. э.), металлические украшения и оружие, глиняные и бронзовые фигурки. В первой половине 1-го тысячелетия н. э. высоким художественным уровнем отличаются керамические сосуды, золотые, серебряные и бронзовые фибулы, серьги, браслеты и пряжки. К культуре древних славян относятся глиняные фигурки божеств и животных, керамика, ювелирные изделия.

Архитектура . Города (с X-XI вв.) имели деревоземляные и каменно-земляные укрепления. С середины XV в. города с крепостью и посадом быстро разрастаются, обносятся каменными стенами. В Сороках и Бендерах в XVI в. строились крепости с мощными башнями и арочными въездами. К XVI в. сложился местный тип однонефного бескупольного храма с притвором и апсидой (церковь Успения в Каушанах, середина XVI в.), а в XVIII в. - так называемая молдавская система перекрытий: 2 яруса арок, поддерживающих барабан (церковь монастыря Рудь, 1774). Снаружи храмы украшались плоскими нишами и арочными поясами. Деревянные церкви XVIII в. обычно имели прямоугольный или восьмигранный, крытый шатром сруб. Гражданские здания XIV-XV вв. чаще всего были деревянными или землебитными, позже каменными (остатки замка XIV-XV вв. в Старой Орхее). В конце XVIII в. сложился тип городского и сельского дома, в котором частично использовались формы русского классицизма . Во время турецкого владычества (XV-XVIII вв.) были разрушены многие архитектурные памятники Молдавии. От XVI-XVII вв. сохранились пещерные монастыри (в Сахарне, Жабке) и храмы (близ села Бутучены).

После присоединения Бессарабии к России (1812) быстро развиваются города, при участии профессиональных архитекторов строятся здания и ансамбли в стиле классицизма (собор в Кишинёве , 1830-35, архитектор А. И. Мельников; колонна в память битвы при Кагуле, 1845, архитектор Ф. К. Боффо; монастырь Цыганешты, 1846). В конце XIX - начале XX вв. в городах преобладала одноэтажная застройка, главным образом особняки, окружённые садами. В облике городов выделялись парадные обществ, здания и церкви из камня и кирпича (Греческая церковь в Кишинёве, 1895, архитектор А. И. Бернардацци). В сельских усадьбах разбивались парки (Цаульский близ Тырнова, 1902-15), строились церкви (в селе Верхние Кугурешты, ныне Флорештского района, 1912-16, архитектор А. В. Щусев).

В архитектуре оккупированной Румынией Бессарабии в 1920-30-х гг. преобладали постройки в стиле "модерн ". Во время фашистской оккупации (1941-44) города Молдавии были сильно разрушены; при восстановлении менялась их структура, прокладывались новые магистрали, сооружались социально-культурные учреждения и промышленные предприятия, многоэтажные жилые здания, в строительстве широко применялись местные светлые известняки, керамика и резьба по камню. В 60-х гг. в новых микрорайонах молдавских городов строятся типовые дома из местного известняка и железобетонных панелей. В 70-80-х гг. застройка новых микрорайонов сочетается с реконструкцией исторически сложившихся городских центров. В сёлах сооружаются комплексы общественных и производственных зданий (центральная усадьба совхоза-завода "Романешты", в том числе административный центр, 70-е гг., архитекторы Б. Д. Шпак и др.), школы, клубы, больницы, стадионы, дома отдыха. Сохраняются традиционные формы сельского дома (деревянный или каменный дом с крыльцом или галереей , богато украшенный резьбой и росписью) и строятся дома нового типа с большими окнами и верандами, иногда двухэтажные. В архитектуре жилых и общественных зданий 70-80-х гг. используются новые строительные материалы, цветовые эффекты, разнообразные ритмические акценты, живописней стали композиции новых микрорайонов, общественных и производственных комплексов (жилые дома в микрорайоне No 7 по проспекту Мира и ул. Бельского, 1978, архитектор М. Ф. Думих и др.; дворец "Октомбрие", 1974, архитектор С. Д. Фридлин; административное здание ЦК КП Молдавии, 1976, архитектор А. Н. Черданцев; гостиница "Интурист", 1978, архитекторы А. А. Горбунцов, В. И. Шалагинов; все - в Кишинёве). В 60-70-х гг. сооружён ряд мемориальных комплексов, посвященных героям Великой Отечественной войны 1941-45 (памятник в честь освобождения Молдавии от фашистских захватчиков, 1969, скульпторы Л. И. Дубиновский, Н. М. Эпельбаум, архитекторы А. В. Колотовкин, Ф. П. Наумов, И. С. Гриценко, А. А. Минаев; мемориальный комплекс в честь советских воинов, погибших при освобождении Молдавии, 1975, скульпторы А. Ф. Майко и И. И. Понятовский, архитектор Минаев; оба - в Кишинёве). В 1945 основан СА Молдавской ССР.

В XII-XIV вв. изобразительное и декоративно-прикладное искус- ство Молдавии испытало влияние ремёсел Византии и мусульманского Востока, отчасти древнерусской художественной культуры. Для книжной миниатюры XV-XVI вв. характерны орнаментированные заставки и гармоничные цветовые сочетания. К XVII в. миниатюры становятся более экспрессивными, цветочный узор заставок упрощается, часто напоминая вышивку. В росписях XVIII в. сочетаются элементы народного творчества с поздне- византийскими и балканскими традициями (росписи в церкви Успения в Каушанах с портретными изображениями ктиторов). В иконах конца XVIII - начала XIX вв. объёмная лепка лица сочетается с плоскостностью одежд и фона. Шитьё XIV-XVII вв. отличается обилием серебра и золота. В коврах XVIII-XIX вв. преобладают контрастные сочетания поля и каймы, геометризованные мотивы вазонов, цветов, листьев и побегов. В XIX в. с развитием светских жанров изобразительного искусства, прежде всего портрета (И. Краус), укрепились творческие связи молдавских художников с украинским и русским искусством. В конце XIX - начале XX вв. под влиянием передвижников молдавские художники создавали реалистические пейзажи , жанровые картины , психологические портреты (В. Ф. Окушко, Е. М. Мапешевская).

В искусстве Молдавской АССР (1924-40) нашёл отражение трудовой энтузиазм творцов нового общества (картины А. Ф. Фойницкого на темы строительства нового Тирасполя, плакаты и книжная графика Е. Н. Мереги). В искусстве оккупированной Бессарабии сильными были модернистские тенденции, однако в творчестве ведущих художников развивались принципы реализма (монументальная и жанровая скульптура А. М. Пламадялы; в живописи - сцены крестьянской жизни, выполненные М. Е. Гамбурдом, портреты и натюрморты А. И. Бальера; в графике - офорты Ш. Г. Когана). Во время Великой Отечественной войны 1941-45 патриотические произведения создавали Л. И. Дубиновский, Гамбурд, Б. Ю. Несведов. После 1945 молдавские художники обращаются к теме социалистических преобразований в республике, её историческому прошлому, в портрете раскрывают духовный облик советского человека. В 50-80-х гг. в скульптуре интересные монументальные, символико-аллегорические и жанровые композиции создали Дубиновский, Ю. А. Канашин, И. Д. Китман, Б. П. Марченко, Н. М. Эпельбаум, поэтические образы советских женщин - К. С. Кобизева. В живописи выделяются тематические полотна Н. И. Бахчевана, И. Д. Виеру, М. Г. Греку, И. Д. Жуматия, В. Д. Зазерской, С. К. Кучука, В. А. Обуха, В. Г. Руссу-Чобану, Д. К. Севастьянова, И. Ф. Степанова, сочетающие широкие образные обобщения и творческое переосмысление народных декоративных традиций; портреты, исполненные А. М. Зевиной, К. Д. Китайкой , О. Д. Орловой, Г. В. Саинчуком, пейзажи А. А. Васильева, М. П. Петрика, Э. Д. Романеску; в графике - станковые работы и иллюстрации И. Т. Богдеско, Г. Н. Врабие, Л. П. Григорашенко, В. А. Иванова, Э. И. Килдеску, В. Г. Коваля, В. В. Кожакару, А. А. Колыбняка, В. А. Корякина, И. Г. Кырму; политическая и сатирическая графика А. А. Грабко, Б. Н. Широкорада. Молдавские художники принимают участие в оформлении дворцов культуры, сельских клубов, административных и общественных зданий (роспись Богдеско и Л. Г. Беляева во Дворце культуры в селе Кицканы, 1969; мозаика В. А. Обуха на автовокзале г. Бельцы, 1976). В области театрально-декорационного искусства работали А. Е. Шубин и К. И. Лодзейский, интересные декорации создают С. Я. Булгаков, В. А. Коврига, А. И. Матер. В декоративно- прикладном искусстве развиваются ковроткачество, в котором молдавские художники продолжают традиции народного искусства, керамика, резьба по дереву, ювелирное искусство (С. С. Чоколов, Ф. М. Нутович, Н. И. Коцофан, Э. Л. Греку, В. К. Полякова, В. Е. Нечаева, Н. Н. Сажина, Л. И. Янцен, М. М. Рэчилэ, Л. И. Одайник, Е. 3. Ротару, С. Б. Врынчану). В 1945 основан СХ Молдавской ССР (устав утверждён в 1948).

Народное искусство Молдавии традиционно славится резьбой по камню, резьбой по дереву, ковроделием (безворсовые ковры с контрастной каймой, цветным или чёрным фоном, геометрическим или растительным узором), вышивкой, керамическим производством (изготовление сосудов, часто с росписью, а также чёрная неглазурованная керамика с блестящим узором).

Лит.: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, т. 3, 7, 12 (кн. 1), Л.-М., 1966-75; ИИН СССР, т. 3-9 (кн. 1), М., 1974-82; А. Захаров, Народная архитектура Молдавии. Каменная архитектура центральных районов, М., 1960; К. Д. Роднин, И. И. Понятовский, Памятники молдавской архитектуры XIV-XIX вв., Кишинев, 1960; Изобразительное искусство Молдавской ССР, [М., 1972]; [М. Я. Лившиц], Искусство Молдавской ССР. [Альбом, Л., 1972] (на молд., рус., англ. яз.); его же, Декоративно-прикладное искусство Молдавии, Кишинев, 1980; А. В. Колотовкин, И. С. Эльтман, Г. А. Педаш, Архитектура Советской Молдавии, М., 1973; [Д. Д. Гольцов], Художники Советской Молдавии, М., 1978; Искусство Молдавии. 1924-1974. [Библиографический указатель], Кишинев, 1975.

– это всесторонне развитая страна, наполненная множеством важных исторических событий, которые связаны с ее культурой. Культура Молдавии становилась под влиянием Румынии. Также многое было перенято от древнерусского и турецкого населения.

Религия Молдавии

Исповедуемая Религия Молдавии не имеет единого направления, и ведущим является христианство, которое исповедует 90 % жителей. Христианство исповедуется сразу во всех трех направлениях: православии, католицизме и протестантстве. Кроме того в Молдавии присутствуют приверженцы иудаизма, ислама и индуизма. По данным переписи 33 000 жителей причислили себя к атеистам.


Экономика Молдавии

Национальная валюта Молдавии – Молдавский лей. Экономика Молдавии развивается в основном за счет развития сельского хозяйства, сферы услуг и промышленности. Кроме того Молдавия удачно занимается экспортом продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков, машин, оборудования и одежды.


Наука Молдавии

Молдавия является страной, которая проводит множество научных исследований. Развиваясь, спровоцировала строительство ведущего центра фундаментальных исследований. В учреждении занимаются исследованиями общественных и естественных наук.


Искусство Молдавии

Культура в стране формировалась из множества факторов. Выдающимся направлением искусства Молдавии является изобразительное искусство. Развивалось оно под влиянием Византии и с тех пор осталось множество фресок, миниатюр и икон. Самый ценный памятник архитектуры и живописи находится на территории города Кушэнь. Там находится церковь Рождества Богородицы, которая была расписана Войкулом, Раду и Станчулом. Именно эти достопримечательности и многие другие побуждают путешественников более внимательнее окунуться в туризм Молдавии , ведь понимая культуру, можно понять и народ.


Кухня Молдавии

Характерной чертой Молдавской кухни является обилие овощей, фруктов и мяса. Кухня Молдавии сложилась за счет влияния множества стран. Ведущими блюдами страны являются Сармале, Плацинда с творогом и Муждей. Сармале напоминает по своему виду и методики приготовления долму и голубцы. Плацинда представляет собой национальный пирог, больше напоминающий круглую или квадратную плоскую лепешку. Муждей представляет собой чесночный соус на овощном или мясном бульоне.


Обычаи и традиции Молдавии

Молдавия страна, чей народ чтит свои традиции и их очень большое количество. Они передаются потомкам и хранятся каждым поколениям. Обычаи и традиции Молдавии связаны с гостеприимством. Молдаване празднуют такие же праздники, как и славянские народы. В том числе и Новый Год, но с добавлением своей изюминки. Первый день праздника сопровождается посыпанием дома зерном. На рождество колядуют, а после Пасхи через неделю все родственники навещают могилы близких и родных людей.


Спорт Молдавии

Молдавия ведет активную спортивную жизнь, главным доказательством того является участие страны в олимпийских играх. Спорт Молдавии составляют плавание, конный и велосипедный спорт, гребля, плавание, бокс, стрельба и лука, биатлон и футбол.

История

Развитие культуры Молдовы тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами.

Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества. Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи.

В 1812 г. территория современной Молдовы была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи , что оказало большое влияние на развитие культуры региона.

После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова- фильм» , развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.

Средние века

Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица» .

Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды, урэтуры, сноавы, многие из которых сохранились и по сей день.

Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие , что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины.

Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта.

Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV - первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства.

Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Из средневековых молдавских летописцев известны Григоре Уреке, Ион Некулче, Мирон и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы, Киева и Львова, откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.

XIX век

После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдовой, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана.

Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алеку Руссо, Михай Когэлничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. На молдавский язык были переведены произведения Державина, Жуковского, Лермонтова, Карамзина, Пушкина.

Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства , что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской. Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове, входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.

В течение 1812-1917 гг, когда Бессарабия в состав Российской империи, молдавская культура почерпнула многое из русской культуры .

Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников.

Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Еминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.

Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году.

До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее - 10,8 тыс. (0,3 %)

Молдавская АССР

На развитие культуры в левобережных регионах Молдовы , где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к 1926 году.

В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования , заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения.

Были открыты Тираспольский институт народного образования (1930), Тираспольский плодоовощной институт (1932), Балтский учительский институт (1939). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.

Молдавская ССР

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования.

Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке.

В 1940-41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое.

Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции , а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены, что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии.

Для развития сферы культуры , образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР.

В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.

Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдовы . Была создана киностудия «Молдова-фильм», выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов, компактно проживающих в южных районах Молдавии.

Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.

Живопись – создание реальных или воображаемых картин при помощи красок на плоской поверхности (дерево, холст, бумага, картон), придавая изображениям иллюзорное восприятие сюжетов. Живопись разделяется на следующие жанры: жанровая сцена, пейзаж, натюрморт, портрет, исторический, мифологический. Развитие её происходило в соответствии со стилями соответствующей эпохи (маньеризм, барокко, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм и т.д.), она также включает в себя различные формы (станковая, монументальная).

Живопись известна со времён верхнего палеолита (наскальная живопись в Альтамире, Испания и Ласко, Франция, 35.000-10.000 тыс. лет до н.э.), развиваясь в эпоху античности (египетская, месопотамская, греческая и римская цивилизации, IV в. до н.э. - II в.н.э.), византийскую, средневековую (IV-XV вв.), Возрождения (XIV-XVII вв.) и т.д. Живопись является не просто воспроизведением окружающей или воображаемой реальности, она предполагает её творческое переосмысление и воссоздание новой реальности при помощи искусства, что открывает возможности для появления новых специфических форм самовыражения и общения между людьми.

На исторической территории Молдовы живопись как область профессионального искусства появляется относительно поздно, в XIX-м веке. Именно в этот период в Молдове формируется светское искусство, и появляются жанры изобразительного искусства. Одним из тех, кто стимулировал этот процесс, был Г. Асаки, зачинатель образования в области искусства, основавший Михайлянскую Академию в Яссах в 1835-м году. Его деятельность была продолжена сыном, А. Асаки, автором литографий Портрет Штефана Великого и Битва Штефана Великого при Байе. Учениками Г. Асаки были Г. Панаитяну-Бардасаре, Г. Нэстэсяну, Г. Лемени, которые продолжив образование в Мюнхене, затем руководили деятельностью Академии. Особый вклад в развитие живописи во второй половине XIX-го века и связь её с французским искусством принадлежит Н. Григореску, продолжателями которого стали И. Андрееску, Штефан Лукиан и др. Обычно художники не ограничивались получением образования в Яссах или Бухаресте, продолжая обучение в центрах европейского искусства – Риме, Париже, Мюнхене, которые оказали влияние на творчество молодых художников начала XX-го века. Там учились Т. Паллади, Н. Тоница, Ф. Ширато, О. Бэнчилэ, Ж. Стериади, скульпторы Д. Пачуря, И. Жаля, К. Медря и др.

В искусстве Молдавии, находящейся под властью Российской Империи, ситуация развивается по-другому. В истории искусства Республики этот период называется «бессарабским», по названию края в то время. Он охватывает 1812-1940 годы, на протяжении которых изобразительное искусство Молдавии пережило стремительные изменения. В рамках данного периода различаются три этапа развития, чётко различающиеся по своим особенностям. Первый этап приходится на 1812-1987-й годы, в которые продолжают развиваться основные формы средневекового искусства.

Второй период развития искусства в Молдавии отмечен преобладанием светского искусства и охватывает 1887-1918-й годы, когда в Кишинёве была основана вечерняя школа рисования Теринте Зубку и появляются первые профессиональные художники, получившие образование в Санкт-Петербурге, Москве, Мюнхене, Амстердаме и т.д. В этот период появляется и формируется современное искусство в Молдавии. Решающими в этом отношении были выставки в Кишинёве русских и украинских художников (начиная с 80-х годов XIX-го века) и специальное образование, полученное молдавскими художниками в России и Украине.

Спустя всего два года после основании Товарищества передвижных художественных выставок в 1873-м году, в залах 1-ой гимназии г. Кишинёва была организована выставка картин самых изветсных передвижнков – В. Маковского, В. Петрова, И. Шишкина, А. Саврасова и др. В рамках 19-й выставки, в 1891-м году, было организовано два вернисажа с участием русских и украинских передвижников. С 1892-го по 1900-й годы прошло ещё четыре выставки, а в 1903-м, вместе с И. Репиным, Н. Богдановым-Бельским и др. выставляются молдаване В. Блинов, М. Березовский, Н. Гумалик, П. Пискарёв, Е. Малешевский, В. Тарасов, Г. Шах, А. Климашевски и др. Целью художественных выставок было ознакомление публики с произведениями искусства, и соответственно, пропаганда искусства в целом, таким образом, создание определённой художественной среды. В то же время формируются все области и жанры изобразительного искусства: живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина), скульптура (бюст, памятник, миниатюра) и графика, которая состоит из тех же направлений, что и живопись.

В это период несомненно влияние русского искусства, в особенности передвижников, позднее, художественных объединений из Санкт-Петербурга (Мир искусства, Бубной валет) и др. В совместной выставке 1907-го года принимали участие представители молодого поколения российских художников, творчество которых не имело ничего общего с передвижниками – Н. Альтман, В. Фалилеев, А. Шевченко, к которым позднее присоединяется К. Петров-Водкин – довольно таки видные представители новых направлений в русском изобразительном искусстве. Начиная с 1910-го года, основное ядро выставляющихся в большинстве своём состоит из молдавских художников. О значимости Общества и профессиональном уровне его членов явно говорит тот факт, что в 1-ом Конгрессе российских художников в 1912-м году, участвовало 11 художников из Молдавии. В основной (предварительные) список были включены художники А. Баллиер, Е. Малешевски, В. Окушко, А. Райлян, В. Блинов и А. Климашевски. Последние выставки были организованы Обществом в 1915 и 1918-м году, на последней были выставлены также картины из частных коллекций, написанные известными старыми мастерами – Лука дела Робиа, Ф. Латур, М. Фальконе, и т.д.

Одновременно, в этот же период формируется ядро молдавских художников, что приводит к основанию, в 1903-м году, “Бессарабского Общества любителей изящных искусств”, которое занимается организацией в Кишинёве выставок совместно с русскими и украинскими художниками. Отличительной особенностью периода 1887-1918-го гг. является постепенное появление молдавского изобразительного искусства в таких значимых центрах развития искусства, как Санкт-Петербург и Одесса. Академия Искусств Санкт-Петербурга не только пропагандировала новые художественные ценности, но и взяла по свою опеку образование в области искусства в крае, оказывая помощь в подготовке преподавателей, приобретении обучающих материалов и т.д. Изучение материалов, относящихся к выставочной деятельности Общества любителей изящных искусств в Кишинёве, позволяет нам утверждать, что во второй половине первого десятилетия 20-го века «демократический реализм» уступает позиции новому русским художественным объединениям – Мир искусства и Бубновый валет, благодаря которым, частично, некоторые молдавские художники приобщаются опосредованно к западноевропейскому искусству.

В этот период только Е. Малешевски, Ш. Коган, Л. Арионеску и А. Баллиер имели возможность в течение долгого времени соприкоснуться с европейским искусством в Париже, Риме, Мюнхене и Амстердаме, где они продолжали обучение. Первые десятилетия 20-го века отмечены появлением произведений таких художников, как П. Пискарёв, Н. Гумалик, В. Блинов, А. Климашевский, Г. Реммер, М. Березовский и др., которые очертили основные тенденции: влияние передвижников и демократического реализма. На этом этапе заложены основы современного изобразительного искусства Бессарабии, которое будет и дальше развиваться, со значительными изменениями, перейдя на качественно новый уровень. На всех выставках, организованных с 1903 по 1915-й год молдавские художники выставляли пейзажи, натюрморты, жанровые скены и портреты, отсутствовало только декоративное искусство.

Живопись была преобладающим жанром в течение третьего периода, который продолжался с 1918-го по 1940-й. Основание Школы Искусств в 1918-м году и деятельность преподавателей А. Плэмэдялэ, А. Баллиера, Е. Малешевски, П. Константинеску-Яшь вписало новую страницу развитии национальной художественной культуры. Продолжаются основные тенденции развития изобразительного искусства, основываясь на достижениях предыдущего периода. Происходит качественно новый скачок, который выражается в появлении новых тем и сюжетов, новых подходов в творчестве молдавских художников того периода. В произведениях художников явно очерчиваются поиски новых художественных средств выражения, характерных для постимпрессионизма, модернизма, экспрессионизма и т.д., которые существовали параллельно с демократическим реализмом. В области живописи, скульптуры, сценографии, книжной и станковой графики создаются работы, которые являются высшей точкой развития молдавского изобразительного искусства.

Е. Малешевски, П. Пискарёв, Г. Фюрер, В. Дончев, Ш. Коган, в особенности А.Баллиер обозначили своим творчеством основные тенденции развития изобразительного искусства в Молдавии в период до конца 40-х годов, представляя собой явное доказательство эволюции художественного процесса в крае.

Центром художественной жизни Молдавии остаётся Школа искусств, при которой в 1921-м году основывается "Общество изящных искусств", которое играло значительную роль в бессарабской культуре.

В 1920-м прошла выставка промежуточного периода (вне какого-либо общество, которых на тот момент не существовало) при совместном участии молдавских художников и сценографа Г. Пожедаева, эмигранта из России, на которой присутствовали и работы самых талантливых учеников Школы изящных искусств (И. Бронштейн, Е. Лузановский, Г. Мишозник, И. Небесов и др.). В это же время радикально меняется состав участников кишинёвских выставок. Если на рубеже веков в выставках участвовали только русские, украинские художники и молдавские художники, которые обучались в России, в 20-40-е годы в большинстве своём выставляющиеся были выпускниками кишинёвской Школы, которые затем обучались в различных европейских странах. Начиная с выставки в Бухаресте в 1922-м году, наряду с О. Баллиером, Н. Гумаликом, Ш. Коганом, В. Дончевым, на том же профессиональном уровне выставляются М. Сахаров, Ю. Булат, Х. Марнянски. следующая выставка, организованная в 1927-м году, под эгидой нового Общества изящных искусств Бессарабии (1921) знакомит нас с целой плеядой талантливой молодёжи – Т. Кирьячев, Б. Несведов, Л. Ростовский, М. Коношенко, Н. Колядич и т.д. 5-я выставка, организованная в 1930-м году была единственной совместным мероприятием молдавских и молдавских художников, в котором участвовали К. Куцеску-Сторк, С. Поп, Ф. Ширато, Жан Стериади, О. Хан, Ф. Сторк и др.

Изменение политического, культурного и экономического статуса Молдавии в 1918-м году внесло серьёзные изменения в процесс обучения в области изобразительного искусства. Молдавские художники получили возможность совершенствовать своё мастерство как в школах живописи в Яссах и Бухаресте, так и в европейских центрах искусства. В Париже, например, обучаются О. Хржановски, И. Бронштейн, Х. Мишозник и И. Дубиновски; в Брюсселе – Н. Брэгалия, Е. Ивановски, Е. Барло, К. Кобизева, М. Гамбурд; в Дрездене – Г. Чеглоков; в Мюнхене – братья Моисей и Ш. Коган и т.д. Рассматриваемый период сыграл важную роль в появлении талантливых представителей молодого поколения, которые в подавляющем большинстве получили образование за границей. Творчество М. Сахарова, А. Кудинова, Т. Кирякова, Б.Несведова и других представляло в молдавском искусстве традиции современного европейского искусства – от символизма до модерна, переосмысленная в духе молдавской культуры того времени. Именно на этот этап, 30-40-е годы, приходится высшая точка развития молдавского периода изобразительного искусства и его закат, что подтверждает появление незаурядных талантов, которые, в подавляющем большинстве, продолжили свою деятельность вне территории Молдавии. Путем стилистического поиска и его интерпретации, творчество художников отражало молдавскую реальность, с её проблемами, оставаясь при этом составной частью западного искусства.

Творчество молдавских художников заложило основы современного молдавского искусства, оказав значительное влияние на его развитие в 60-70-е годы 20-го века. Произведения К. Кобизевой, Б. Несведова, Д. Севастьянова, П. Пискарёва, А. Климашевского, Л. Дубиновского, М. Гамбурда, В. Иванова и т.д., представителей двух поколений бессарабских художников, заложили фундамент современного изобразительного искусства послевоенных десятилетий, сохраняя непрерывность связи поколений. Изобразительное искусство с 1945-го по 1980-й годы в Республике Молдова несёт на себе печать «социалистического реализма». Среди тех, кто покинул в 1940-м Румынию и продолжил свою деятельность в Кишинёве были М. Греку, В. Русу-Чобану, В. Иванов, К. Кобизев, Л. Дубиновски, З. Синица и Г. Саинчук, которые в большинстве своём поступают в Кишинёвскую Школу искусств. С 1941-го по 1944-м годами некоторые из художников были эвакуированы или депортированы в Россию и Среднюю Азию, другие – отправлены в отряды, которые укрепляли траншеи в за линией фронта.

В послевоенные годы, в Кишинёве появляется Союз художников МССР (1944), по образцу других республик СССР. Одновременно, для пополнения местных кадров, были приглашены многочисленные художники, обладавшие опытом работы в стиле «социалистического реализма». Немногих оставшихся в Кишинёве после второй мировой войны художников обязали работать по устаревшим образцам, адаптированным к требованиям новой идеологии. Единственной возможностью творить становится «ангажированное» искусство, что приводит к появлению произведений, посвящённых вождям русской революции, передовикам и героям социалистического труда, революционерам и подпольщикам, изначально отмеченным печатью шаблонного натурализма и чрезмерного патриотического пафоса.

В первое послевоенное десятилетие (1945-1960) создаются произведения, в которых заметны эстетические и идеологические изменения в изобразительно искусстве, получают приоритет определённая форма, трактовка и тематика выставок. Картины Д. Себастьянова («Призыв к социалистическому соревнованию», 1947, «Штефан Великий перед битвой под Бырладом»), М. Гамбурда («Проклятье»,»Ликвидация безграмотности», 1945), Б. Несведова («Клятва Штефана Великого», 1947), И. Жумати («Возвращение награждённых», 1948), пейзажи А. Климашевского, С. Чоколова только обозначают основные тенденции, ещё не являясь ярко выраженными проявлениями влиянии идеологии. Изменения касаются и реалистического подхода к последним историческим событиям, так, М. Греку создаёт картины «Татарбунарское восстание», «Поднятие целины» и «Нефтяники Молдовы» (1954,957, 1959), А. Васильев – «О нас пишет «Правда» (1950), Д Севастьянов – «На вечное землепользование» и «Жояна» (1954), Г. Саинчук – «Виноделы» и «На молочной ферме» (1954,1957), И. Жумати – «Утро на е» (1957) и В. Русу-Чобану «Танец» и «Штефан Великий после битвы под Рэзбоенами» (1957, 1959), отдельно стоят произведения в жанрах портрета и пейзажа, которые присутствуют в творчестве всех художников.

60-е годы прошлого века отличаются от предыдущего периода тем, что всё чаще появляются отклонения от тем и подходов, навязанных в послевоенные годы. Первым резко изменил ситуацию М. Греку, в своей картине «Девушки из Чадыр-Лунги» (1960), которая написана в декоративном стиле, который затем был продолжен в работах «Проводы» (1964) и «Гостеприимство» (1967), которые представляют собой прекрасные образцы раскритикованного «формализма». Эта тенденция продолжается и в работах В. Русу-Чобану «Посадка деревьев» (1961), «Молодость» и «Жажда» (1967), в которых наряду с декоративизмом колорита используется символ и метафора. Похожие тенденции можно отследить и в произведениях другого молдавского художника – И. Виеру. В картинах «Весенние хлопоты» (1960), «Двое» (1968), декоративизм дополняется монументальностью подхода. Те же особенности отличают и картины «Полдень» (1960) А. Барановича, «Маса маре» Г. Саинчука (1960), «Асфальт» Р. Окушко, «Полдень» (1964) А. Давида, традиционные деревенские пейзажи М. Петрика, «Дорога в кодрах» (1950), декоративные и звонкие пейзажи Е. Романеску («Родной край», «Осенние пахоты» 1968, 1969), С. Кучука («Сельские праздники» 1965). В середине 60-х годов появляется и получает развитие триптих как художественная форма, вначале используемая только М. Греку в произведениях («История одной жизни», 1967) и И. Виеру («Счастье Иона», 1967), которые входят сегодня в золотой фонд современного искусства.

В особой ситуации находится творчество историка искусства и художника А.Зевиной, известной как автор многочисленных обзорных монографий, почвящённых изобразительному искусству МССР и одновременно как автор картин („Автопротрет”, 1959; „Жемчуг”, 1967; „Гагаузка”, 1972; „Осенние цветы”, 1993), в которых реалистизм композиции сочетается с экспериментом в области колорита - феномен, характерный для творчества молдавского мастера М. Греку.

В произведениях художников 70-х годов прослеживаются две тенденции, мало связанные между собой: с одной стороны продолжаются традиции реалистичного искусства в творчестве большинства художников, а с другой стороны появляются элементы эксперимента в живописи, которые проявляются в собственной стилистической манере, естественно, отличающейся от «социалистического реализма».

Мало кто из местных художников смог избежать обязательных шаблонов эстетики, подчинённой идеологии. Одним из них был М. Греку, чьё нонконформистское искусство постоянно подвергалось критике лидеров ЦК партии. Среди общего застоя, его творчество развивается нетрадиционным образом, художник экспериментирует с цветовой гаммой, формами и текстурой, а в последние годы использует новые техники, связанные с появлением новых красителей. Одной работ, из знаковых для творчества художника, является «Трагическая Венеция» (1970), рядом с которой стоят „Родник” (1973), „ над Бутученами” (1975), „Стол из камня” (1976), „Генезис” (1977) и „День рождения” (1979) - картины с глубокой символикой. Другая грань поисков новых художественных методов представлена в творчестве В. Русу-Чобану.

Композиционная структура произведений, колорит и сюжеты отмечены несомненной индивидуальностью художницы, склонной к «фотографическому реализму» изображения („Дети и спорт”, 1971; ”Дружба”, 1974; „ и люди”, 1975; „Воспоминания”, 1976; „Цитаты из истории искусств”, 1978; в портретах „Веры Малевой”, „Иона Друцы”, „Григоре Виеру”, 1972; „Иона К. Чобану”, 1973; „Автопортрете”, 1974). Живописная красота нашего края открывается в произведениях И. Виеру („Июльская ночь”,1971; „Кое-что о людях и водах”, 1982), М. Петрика („Виноградники”, 1974; „Днестр возле Спеи”, 1975; „Золотая осень”,1983), В. Пушкаша („Улица Диогена”,1977) и Е. Романеску („Туристы”, 1972; „Цветущая Молдова”, 1974; „Вечер в Леушенах”, 1978), В. Нашку („Тишина”,1978), Е. Бонтя („Маланка”, 1973). Творчество этих художников вызывало постоянный интерес историков искусства, которых интересовал их оригинальный подход к передаче самобытного пейзажа республики. В 90-х годах 20-го века в Кишинёве появляется новое поколение художников, выступающих за возрождение художественных методов, следуя примеру М.Греку и В.русу-Чобану: Д. Пейчев, М. Статный, Т. Бэтрыну, П. Жирегя, Л. Тончев, М. Жомир, И. Ципин, А. Сырбу, М. Цэруш, А. Мудря, Ю. Матей и др.