Рубенс лучшие картины. Питер пауль рубенс - биография и картины

То в творчестве Рубенса проявились черты всех этих стилей: реалистическое изображение действительности, присущее венецианской школе ; чувственность барокко; богатство красок и жестов, свойственных маньеризму.
Не избегал Рубенс мифологических и религиозных тем, часто обращался к портрету и пейзажу – словом, был универсальным художником своего времени.

Из ранней биографии Рубенса

Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской.
Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне, и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии).
Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. У него было несколько учителей живописи, но особенное влияние на становление будущего художника оказал придворный художник Отто ван Веен. Благодаря его широкой эрудиции Рубенс познакомился с историей и мифологией античности, искусством итальянского Возрождения, искусством иллюстрирования и гравировки. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. В этой стране он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги (известный меценат, коллекционер, покровитель наук и искусств) в течение всего своего пребывания в Италии.
Герцог способствовал культурному расцвету Мантуанского двора: был ценителем театрального искусства, при его дворе действовал знаменитый придворный театр. В его дворце находилось богатейшее собрание произведений искусства, пользовавшееся мировой известностью. Здесь Рубенс впервые познакомился с античными памятниками, увидел работы Тициана, Веронезе, Корреджо, Мантеньи, Джулио Романо. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство.
Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Его начальное творчество как раз и представляет собой некоторое подражание художникам XVI в. Он освоил все жанры ренессансной живописи и затем стал самым универсальным художником своего времени.
В Мантуе Рубенс пополнил местную картинную галерею портретами придворных.

П. Рубенс «Портрет герцога Лермы»

Но художник не долго смог существовать в рамках придворного живописца, которые были ему тесны. Его тянуло к более масштабным формам творчества. Он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе, а вместе с ними получил славу и за пределами Мантуи.

Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). В Рим он был приглашён своим братом, библиотекарем при ватиканском кардинале Асканио Колонна. В Риме Рубенс выполнил алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла и для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Возвращение в Антверпен было связано со смертью матери.
Здесь он открыл просторную мастерскую, в которой работали подмастерья, выстроил себе прекрасный особняк, который постепенно наполнялся картинами, статуями и произведениями декоративно-прикладного и ювелирного искусства.

Дом Рубенса в Антверпене

В творчестве Рубенса этого периода, кроме картин с эпизодами библейской истории, стали чаще появляться сюжеты из античной мифологии («Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа»).

П. Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)

В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. В этом сюжете Рубенс проявил свои возможности художника в изображении пластики человеческих тел.
Сильными руками юноши подхватывают нагих женщин, чтобы посадить их на коней. Светлые тела обнажённых золотоволосых женщин искусно сопоставлены с загорелыми фигурами тёмнокудрых мужчин. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Композиционные решения Рубенса всегда отличаются разнообразием, а богатство красок и жестов на его картинах всегда впечатляют. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы.
Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни.
В 1610-е гг. Рубенс начал работу над новыми для фламандской живописи жанрами – охотничьими сценами, в которых показана динамика движения.

П. Рубенс «Охота на гиппопотама» (1618)

В 1622 г. вдовствующая королева Мария Медичи вызвала Рубенса в Париж, чтобы он заполнил картинами из её жизни два длинных перехода в новом Люксембургском дворце.

П. Рубенс. Галерея Медичи в Лувре

За два года он создал 24 полотна (21 картина из жизни королевы и 3 портрета). Впоследствии эти картины были перенесены в Лувр.

П. Рубенс «Коронация Марии Медичи» (1625)

В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, чтобы тот смог увидеть богатейшее собрание произведений своего кумира Тициана, а также копировать их. В 1629 г. Рубенс выполнил и роль дипломата – ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что он исполнил с блеском. В Лондоне Рубенс покрыл потолок зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора.
В поздний период творчества Рубенса всё больше стали привлекать пейзажи. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса к природе, и к жизни крестьян, которых он стал изображать.

П. Рубенс «Кермесса» (1638)

Картина изображает разудалую стихию народного праздника. Этот сюжет в Голландии называют «сельский праздник» или «ярмарочное гулянье в Нидерландах». У Питера Брейгеля Старшего также есть полотно на эту тему, но Рубенс перещеголял его бо́льшим накалом страстей и массовостью.

Питер Брейгель Старший «Кермесса»

В последние годы жизни Рубенс страдал от подагры, ему было тяжело работать. В 1640 г. он скончался.

О других работах художника

В 1609 г. Рубенс женился на 18-летней Изабелле Брант, дочери уважаемого антверпенского патриция и статс-секретаря Яна Бранта. Несмотря на знатное происхождение, это была женщина «невздорная и без обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная» (из письма Рубенса). У четы Рубенсов родились дочь и два сына. В 1626 г. она скоропостижно скончалась.

П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант (ок. 1609). Холст, масло. 178х136,5 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Эта картина создана Рубенсом вскоре после женитьбы и изображает супругов на фоне куста жимолости. Фигуры супругов изображены в одинаковом размере и рядом, что может означать равноправное их положение.
Новаторство этого портретного изображения состоит в том, что до сих пор в портретном жанре не изображались фигуры в столь непринуждённой и свободной позе. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа.
Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые.

П. Рубенс «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (1623-1626). Дерево, масло. 63,5х47,8 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)

Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета.
Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна.
Это погрудный портрет девушки. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.
Колорит картины довольно сдержан и построен на переходе от тёмного платья к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Большие светло-зелёные глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особую реалистичность портрету. Чуть болезненный румянец и едва заметная улыбка на губах придают портрету личный, интимный характер.

П. Рубенс «Снятие с креста» (1612). Дерево, масло. 450,5х320 см. Собор Антверпенской Богоматери (Антверпен)

Триптих

«Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Это одна из наиболее известных картин мастера и один из величайших шедевров живописи барокко.
Тело Христа осторожно и торжественно снимают с креста. Над крестом находятся два человека, один из них ещё поддерживает тело Христа, а апостол Иоанн, стоя внизу, принимает тело Христа. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. С противоположной стороны другой старец спускается по приставной лестнице, выпустив угол савана и передав свою ношу стоящему рядом Иоанну. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Знаменитый английский живописец XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его».

Питер Пауль Ру́бенс (нидерл. Pieter Paul Rubens; 28 июня 1577, Зиген - 30 мая 1640, Антверпен) - плодовитый южнонидерландский (фламандский) живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.

Рубенс провёл в Италии 8 лет, написав много заказных портретов и проявив свой выдающийся талант, внеся в этот жанр жизнь, экспрессию, колорит. Новшеством была и его манера тщательно прописывать пейзаж и детали фона портрета.

Вернувшись в Антверпен на похороны матери, он остаётся на Родине и принимает предложение стать придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы.

Он был молод, невероятно талантлив, обладал покоряющим обаянием и настоящей мужской красотой.

Его острый ум, блестящая образованность и природный такт делали его неотразимым в любом общении. В 1609 году он женится на дочери статссекретаря Изабелле Брант, по горячей, взаимной любви. Их союз длился до 1626 года, до безвременной смерти Изабеллы, и был полон счастья и гармонии. В этом браке родились трое детей.

В эти годы Рубенс плодотворно работает и его слава крепнет. Он богат и может писать так, как велит ему божественный дар.

Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Все тонкости переживаний, вся гамма человеческих чувств и эмоций были подвластны кисти Рубенса, соединяясь с мощной техникой художника в его творениях, большая часть которых счастливо сохранена до наших дней. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Не только художники, но и скульпторы, и гравёры обучались у Мастера. и продолжили его славу.

После смерти Изабеллы тяжко страдавший от потери Рубенс даже приостановил свою работу и отдал несколько лет дипломатии.

В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Семья живёт за городом, и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворён. Его зрелое мастерство становится величественным и близким к абсолютному совершенству.

Позже начинают сказываться годы непрерывного труда, Рубенса мучает подагра, руки отказываются подчиняться.

Болезнь быстро прогрессирует. Но и тогда природный оптимизм и ощущение полноты жизни не покидают его.

30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Его похоронили с невиданными почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.

ТВОРЧЕСТВО РУБЕНСА

Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно с . Первое десятилетие его творчества представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени.

Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять.

Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.

В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.

Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность.

Его непревзойдённое искусство владения кистью очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.

РУБЕНСОВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ

Нигде так явственно не чувствуется задорный, веселый, полный здоровой жизни дух Рубенса, как в картинах, изображающих обнаженную женскую натуру. Эротические, как и подобает быть всем «ню», но не пошлые, цельные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его сердцем прочувствованном, получаемом от жизни удовольствии.

Вряд ли можно назвать противоречием, что этот величайший религиозный художник своего времени был также еще и великим мастером женских форм.

По его мнению, тело человека до последней детали в такой же степени творение Божие, как и жизнь любого святого, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он рисовал их всегда с откровенной прямотой, что отражало его крепкие религиозные убеждения. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника.

Он рисовал пышных, полнотелых моделей не только потому, что они лучше отражали идеалы его времени, а еще потому, что тело с роскошной плотью, с его складками, выпуклостями и изгибами ему было куда интереснее рисовать.

Рубенс, вероятно, понимал лучше, чем любой художник в истории, каким образом можно достичь необычных, тончайших нюансов с помощью красной, голубой, белой и коричневой красок для точного воспроизведения цвета плоти.

Женщины у Рубенса, как говорили, кажутся «созданными из молока и крови».

Будучи блестящим колористом, Рубенс мастерски умел отражать тонкости текстуры и строения самого тела. Наравне со своим предшественником Тицианом и своим последователем Ренуаром он является непревзойденным художником форм человеческого тела.

Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Они являются отличными иллюстрациями к методам изображения обнаженной натуры, которыми пользовался Рубенс и которые подвергались изменениям от середины его творческой карьеры до более позднего периода жизни. На первой картине мифологические двоюродные братья Кастор и Поллукс похищают дочерей короля Мессены. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.

Написанная за год до смерти, картина «Три грации» представляет нам идеал рубенсовской женской красоты.

Ее композиция, представляющая собой вариант разработанной греко-римскими скульпторами позы и перенесенной на холст такими мастерами, как и , наделена энергией и силой, которые Рубенс обычно тратит на гораздо более сложные сюжеты. Здесь эти три обнаженные фигуры художник наполнил дивной жизненной силой…

РУБЕНС КАК СОЗДАТЕЛЬ БАРОККО

Очень немногие художники, пусть даже великие, заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс - исключение.

Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко.

Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах.

Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века , писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, - это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим… и кажутся рядом с ним ужасно смирными».

Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Все его предшественники тщательно изучали прирученных зверей и рисовали их в сценах вместе с людьми.

Такие работы обычно преследовали одну цель - продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.

На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов, изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины.

ПОРТРЕТЫ РУБЕНСА

Само собой, Рубенс был большим мастером портретной живописи, и хотя его работы по своему психологизму и степени постижения модели уступают портретам Тициана, все же, Рубенс по праву входит в число самых значительных портретистов в истории.

Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия.

За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую, испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи. Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным. Рисуя портреты или обсуждая заказы на монументальные декоративные украшения стен дворцов, Рубенс одновременно с этим зачастую вел с королями и принцами секретные переговоры.

Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко. Более 1000 картин художника - это монументальное достижение.

А ведь оно только одно из многих. Рубенс был поразительно начитанным человеком, его интересы простирались от философии стоиков до изучения редких гемм. Во время своих продолжительных путешествий, когда он старательно штудировал и зачастую копировал произведения искусства различных эпох, он на равных встречался со многими знаменитыми европейскими интеллектуалами. Среди них такие ученые-классики, как Никола Пейреск, Каспар Шиопиус и французский гуманист Пьер Дюпюи. Все они в один голос восхваляли его острый ум и вели с ним продолжительную ученую переписку.

«У Рубенса было столько талантов, - заметил один из его покровителей, - что его умение рисовать следует отнести к самому последнему».

РЕЛИГИОЗНАЯ И МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Рубенс был очень благочестивым человеком, который с большой радостью и энтузиазмом брался за создание религиозных заказов. Однажды он написал знаменательные слова:

«У каждого свой дар: мой талант таков, что как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил».

Эти слова как нельзя точнее отражают поразительную универсальность творчества мастера, ибо жанровый диапазон его искусства вместил почти все многообразие тем и сюжетов, получивших распространение во фламандской и европейской живописи XVII века. И хотя лишь немногие из них не нашли претворения в творчестве Рубенса, все они, даже такие далекие от непосредственных интересов художника, специфически «кабинетные» области живописи, как, например, изображение цветов, оказались втянутыми в круг его влияния, подчиненными задачам, поставленным его искусством. И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно, и стала религиозная и мифологическая живопись.


Для полного понимания ее значения для художника и общества важно вспомнить, что Рубенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки называют Контрреформацией, так как он характеризовался возрождением римско-католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия с целью подавления последствий протестантской реформации.

Это было время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью… И все же темперамент, свойственный Рубенсу, заставлял его обращать внимание на светлые стороны человеческой жизни, а не на одни лишь невзгоды.

Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье. Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Рубенс понял, что такое пламенное художническое выражение полностью соответствует его творческим убеждениям.

Он несколько остудил свой энтузиазм, который вызывала у него античность, и вложил собственное, глубоко затрагивающее душу благочестие в мощное живописное искусство, черпая вдохновение из языческих источников, чтобы придать новый масштаб отражению христианских тем, передавая мифологическим образам человеческую теплоту.

Подчиненное силе его воображения, такое слияние христианских и классических образов приводило в восторг и вдохновляло его современников. Ничего подобного прежде не мог добиться ни один художник.

ПЕЙЗАЖИ

Рубенс нечасто рисовал пейзажи - спрос на его работы заставлял его в основном заниматься живыми сценами, но все же он сделал множество набросков и этюдов своего любимого сельского фламандского пейзажа. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами).Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот, или моста, или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.

На закате жизни, когда Рубенс отошел от крупных заказов, он снова вернулся к пейзажной теме.

За последнее десятилетие жизни, как считают, Рубенс написал несколько десятков пейзажей на открытом воздухе, большая часть из которых не сохранилась. Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде. Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Кажется, что свет исходит из самой картины, из глубины. В этих работах Рубенс намного предвосхитил то, что впоследствии мы увидим только у импрессионистов.


При холеной внешности банкира и обладая благородными манерами дипломата, на своих картинах Рубенс преимущественно изображал обнаженных женщин с пышными формами.

Рубенс никогда не был педантом. У него было достаточно таланта и обаяния, чтобы попробовать себя в другом деле - в области политики. Много лет уже после того, как он стал общепризнанным художником, Рубенс, используя свою профессию в качестве прикрытия, усиленно выполнял работу дипломата, часто принимая участие в мирных переговорах от Испанских Нидерландов, его родины.

Свое умение держаться в обществе художник приобрел во время службы придворным пажом у графини де Лялен, обожавшей жесткие розыгрыши и игры для своих придворных.

Размер поместья, в котором жил Рубенс во времена процветания своего творчества, был таковым, что последующая за его кончиной опись имущества растянулась на целых пять лет.

Во времена проживания в Италии художник пользовался популярностью у итальянских актрис, часто заводя с ними любовные интрижки. Кроме того в тот же период он неоднократно пользовался услугами блудниц.

Излюбленной натурщицей Рубенса была его 16-летняя супруга, в брак с которой он вступил уже в возрасте 53 лет. Именно ее обнаженное тело запечатлено на большинстве картин великого художника.

Рубенс, несмотря на откровенные картины, изображаемые им, был любящим отцом всех своих детей, которых, к слову, у него было восемь.

Несмотря на тяжелое и нерадостное детство, художник сумел добиться больших высот и признания. Он имел рыцарское звание, а также был хорошим другом Марии Медичи и папы Римского Павла V.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Рубенс, Петер-Пауль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907
  • Рубенс, П. П. Письма / пер. А. А. Ахматовой; коммент. В. Д. Загоскиной и М. И. Фабриканта; вступ. ст. В. Н. Лазарева; ред. и предисл. А. М. Эфроса. - М.; Л.: Academia, 1933
  • Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников. Москва, 1977
  • Jaffé, Michael (1977). Rubens and Italy. Cornell University Press.
  • Belkin, Kristin Lohse (1998). Rubens. Phaidon Press.
  • Vlieghe, Hans. Flemish Art and Architecture 1585-1700. Yale University Press, Pelican History of Art, New Haven and London, 1998.
  1. Художники
  2. "Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…

  3. Первую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на…

  4. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели... Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно…

  5. Делакруа так начинает исторический очерк о художнике: "Жизнь Пуссена отражена в его творениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для всех, кто решил посвятить себя искусству". "Его творения служили для наиболее благородных умов примерами, коим…

  6. Основатель собственного абстрактного стиля - супрематизма - Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 (по другим данным - 1879) года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Позднее художник вспоминал: "Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь…

  7. В историю мировой живописи Тёрнер вошел как родоначальник принципиально нового отношения к цвету, создатель редких свето-воздушных эффектов. Знаменитый русский критик В.В. Стасов писал о Тёрнере: "...Будучи около 45 лет от роду, он нашел свою собственную дорогу и совершил тут великие чудеса.…

  8. Блистательному, самобытному художнику XIX - начала XX века М.А. Врубелю были подвластны монументальные росписи, станковая живопись, графика, скульптура. Судьба художника трагична: он много страдал и даже годы находился на грани безумия. Врубель много экспериментировал с красками, и поэтому часть его полотен…

  9. И.Е. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". "Большой русский художник - и с русской душой", - сказал о нем другой известный живописец - М.В. Нестеров. А вот что пишет Н.А. Саутин: "Кустодиев - художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в…

  10. Тинторетто (настоящее имя - Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто - "маленький красильщик". Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих…

  11. Творчество Тьеполо продолжало великие традиции венецианской живописи. Но только в двадцатом столетии он вновь получил то признание, которого заслуживает. Сегодня искусство Тьеполо считается самым значительным явлением в живописи позднего барокко. Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции 5 марта 1696 года. Его…

  12. Французский критик Эдмон Абу писал в 1855 году: "Месье Коро - единственный и исключительный художник вне всяких жанров и школ; он ничему не подражает, даже природе. Сам он неподражаем. Ни один художник не наделен таким стилем и не умеет лучше передать…

  13. (1401 - ок. 1429) Творчество Мазаччо открывает XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства. Не будет преувеличением сказать, что наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо дал решающий импульс развитию ренессансного искусства. "...Флорентиец Томазо, прозванный Мазаччо, показал своим…

  14. Маковский - один из популярнейших русских художников-жанристов второй половины XIX века. Он известен как автор многочисленных картин, правдиво и разносторонне показывающих жизнь самых различных слоев русского общества своего времени. Владимир Егорович Маковский родился 7 февраля 1846 года в семье Егора Ивановича…

  15. П. Элюар называл Руссо большим художником, который "заставил жить тучи и листья на деревьях и в то же время умел писать мечту". "К счастью для нас, - добавлял Элюар, - Руссо был убежден, что он должен показывать то, что он видит.…

  16. Известный критик Поль Юссон писал в 1922 году о Модильяни: "После Гогена он, несомненно, лучше всех умел выразить в своем творчестве чувство трагического, но у него это чувство было более интимным и обычно лишенным какой-либо исключительности. ...Этот художник носит в себе…

  17. Выдающийся мастер барокко Л. Бернини считал Рафаэля первым среди великих и уподоблял его "большому морю, вбиравшему в себя воду всех рек". "Природа сделала миру этот дар, когда, будучи побеждена искусством Микеланджело Буонарроти, она захотела быть побежденной одновременно искусством и любезностью Рафаэля.…

  18. Джованни Беллини (ок. 1433-1516) - выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из основоположников Высокого Возрождения. "В течение пятидесяти лет, - писал Бернсон в 1916 году, - Джованни вел венецианскую живопись от победы к победе. Он застал ее в тот момент,…

Питер Пауль Рубенс


«Питер Пауль Рубенс»

Знаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!"

В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски, лица, платья!"

Отец Питера Пауля Рубенса был юристом, советником антверпенского магистрата. Но после введения в 1567 году в страну испанских войск, когда начался жестокий террор, установленный герцогом Альбой, Ян Рубенс бежал в Кельн. В изгнании, в немецком городе Зиген и родился 28 июня 1577 года будущий великий художник. Детство мальчика прошло в Кельне.

Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс возвращается с детьми в Антверпен. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу. Он изучает иностранные языки, начинает знакомиться с античной историей и литературой.

Раннее увлечение рисованием и интерес к искусству приводят четырнадцатилетнего Рубенса в мастерскую художника-пейзажиста Тобиаса Верхахта. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. В 1594 году Рубенс попадает в мастерскую придворного живописца Отто Вениуса - одного из крупнейших в то время нидерландских романистов. После четырехлетнего пребывания в мастерской Вениуса Рубенс в 1598 году был принят в гильдию художников св. Луки. Это дает ему право работать самостоятельно, но еще два года Питер Пауль оставался в мастерской ван Веена, участвуя в подготовке к торжественному въезду в Антверпен новых испанских правителей - эрцгерцога Альберта и его супруги Изабеллы.

В 1600 году Рубенс едет в Италию, где по издавна существовавшей традиции завершали свое художественное образование нидерландские живописцы.

Вскоре после приезда туда художник поступил на службу к герцогу Мантуанскому Винченцо Гонзага. Заказов он получил от Винченцо досадно мало, но герцог, распознав в молодом человеке задатки дипломата, отправил его в 1603 году с поручением к королю Испании.

После этого Рубенс провел несколько лет в Риме, где получил, по его собственным словам, "наперекор притязаниям всех лучших римских художников" крупный заказ - запрестольный образ для главного алтаря Кьеза Нуова.

Кроме алтарных композиций он постоянно выполнял заказы итальянской знати, много работает как портретист, написал такие картины как "Автопортрет с мантуанскими друзьями" (около 1606), "Маркиза Бриджида Спинола-Дориа" (1606-1607).

Вскоре после успешного завершения алтарной композиции в Кьеза Нуова художник возвращается в Антверпен.


«Питер Пауль Рубенс»

Его внезапный отъезд из Рима объяснялся известием о серьезной болезни матери. Как он ни торопился, ему так и не удалось поспеть к умирающей.

Вернувшись в Антверпен осенью 1608 года, Рубенс увидел, по образному выражению одного из современников, "большой город - большую пустыню". В результате многолетней войны с Испанией и Голландией Антверпен разорен, обескровлен. Но весной 1609 года было объявлено перемирие, продлившееся двенадцать лет. Фландрия, наконец, смогла вздохнуть свободно. Рубенс отразил в своем искусстве это счастье мирного бытия. Вскоре он женится на юной горожанке Изабелле Брандт.

"Когда он вернулся на родину, - сообщает первый биограф художника, - слава его стала уже повсеместной, и эрцгерцоги Альберт и Изабелла, желавшие, чтобы он их писал, назначили его придворным художником и привязали к себе золотыми цепями, дабы он не возвратился в Италию, куда его могли привлечь высокие цены на его картины".

Рубенсу предложили хорошие условия - помимо годичного оклада в 500 флоринов ему полагалось особое вознаграждение за любую работу, которую ему заказывали его августейшие покровители, за исключением их портретов. Положение придворного художника освобождало его также от налогов, равно как от всевозможных поборов.

Одним из первых заказов, полученных Рубенсом по возвращении из Италии, было крупномасштабное полотно "Поклонение волхвов" для большой антверпенской ратуши. В следующем году Рубенс приступил к первой из двух монументальных алтарных композиций, упрочивших его репутацию в Антверпене, - "Водружению креста" для церкви св. Вальбурги, следующей большой алтарной композицией явилась "Снятие с креста".

Обе алтарные композиции, приведшие к подлинной революции в антверпенской живописи, считаются характерными иллюстрациями обеих сторон рубенсовского искусства - "барочной" и "классической". Это, конечно, чрезмерное упрощение, но бесспорно и то, что оба триптиха основываются на различных принципах. "Водружение" с его остродраматической диагональной композицией со всей силой живописует происходящее действие, в то время как "Снятие", хотя действие, изображаемое в нем, еще не закончено, словно фиксирует мгновение покоя, выхваченное из потока времени.

"Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: "Страшный суд", "Малый Страшный суд", "Падение грешников", "Битва амазонок" (1610-е годы), - отмечает Т.П. Каптерева. - Стихия первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложной игре ритмических созвучий.


«Питер Пауль Рубенс»

Яростная схватка людей с дикими животными воплощена в сценах охоты - новом, созданном Рубенсом, жанре фламандской живописи, который отличался то более условным характером ("Охота на крокодила и гиппопотама", "Охота на кабана", 1615, "Охота на львов", 1615-1618), то приближением к реальности, сочетанием анималистического жанра и пейзажа ("Охота на кабана", около 1618-1620). Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника ("Возчики камней", около 1620)".

В первые же годы пребывания Рубенса в Антверпене возникла его мастерская. Со всех концов страны стекаются в нее ученики. "Я до такой степени осажден просителями, - пишет Рубенс в 1611 году, - что многие ученики уже несколько лет ждут у других мастеров, чтобы я мог принять их к себе. Я принужден отклонить более ста кандидатов". Из мастерской Рубенса выходят не только живописцы, но также архитекторы, скульпторы, граверы.

Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Вот что писал по данному поводу немецкий художник Иоахим фон Зандрарт, один из первых биографов Рубенса: "Он всегда сам сочинял композицию будущей картины на эскизе в две-три пяди высотой, по этому эскизу его ученики... писали картину на большом холсте, который он потом проходил кистью или сам исполнял наиболее важные места". Причем, как отмечал Зандрарт, Рубенс "тщательно обучал" своих учеников и "использовал их в соответствии с их склонностями и способностями".

"С постоянным стремлением Рубенса приобщить национальную фламандскую культуру к общеевропейской связан и интерес его к античности, традиционный для искусства Западной Европы того времени, - пишет Н.С. Прийменко. - Рубенс - блестящий знаток античности, античного искусства, античной мифологии. Восхищение жизнью, стремление передать красоту живого человеческого тела сближают его с древними мастерами. Однако, изучая памятники античного искусства, Рубенс никогда не повторял буквально созданный древними мастерами идеал прекрасного. Он переосмысливает классический идеал в соответствии с национальным фламандским идеалом, стремясь передать красоту здорового, сильного, цветущего человеческого тела, его теплоту и трепетность. Не столько классическая строгость и красота пропорций волнуют художника, сколько телесная физическая мощь человека, движение, воплощенное в живой плоти. Примером тому могут служить многочисленные картины Рубенса на античные сюжеты, созданные в первое десятилетие работы художника в Антверпене: "Статуя Цереры", "Союз Земли и Воды" (около 1615), "Похищение дочерей Левкиппа" (1615-1620), многочисленные "Вакханалии", "Венера и Адонис", "Возвращение Дианы с охоты", "Битва амазонок" (1615), "Персей и Андромеда" (1620-1621) и др."

"Картина "Союз Земли и Воды" - это как бы грандиозная аллегория мировой гармонии в слиянии основных сил, на которых зиждется мир.


«Питер Пауль Рубенс»

Красота композиции, образующей роскошную пирамиду, красота колорита, бесчисленными нюансами передающего как бы самый трепет жизни, красота человеческого тела и покойная величавость жестов и поз создают на полотне эту гармонию, убеждают нас, что она возможна в мире.

Но гармонии предшествует борьба: в борьбе с темными силами природы, в борьбе со злом мужает человеческая личность и вырастает герой. Какой безудержный вихрь борьбы, какая воля к победе в эскизе "Охота на львов", где с силой, равняющей его с Микеланджело, Рубенс возвеличивает человеческую отвагу!

А вот и воплощенный герой в картине, несомненно одной из самых совершенных в его творчестве, - "Персей и Андромеда". Персей, сын Зевса и Данаи, убивает морское чудовище, полонившее красавицу царевну Андромеду, и освобождает ее. Рубенс обращается к античному миру, чтобы запечатлеть мужественный героизм и вечную женственность. Как чудесны голубоватые тени на розовеющей белизне нежного тела пленницы со стыдливо опущенными глазами и как обаятелен в своей легкой победной поступи юный герой! А над ним сияющая богиня славы. Маленькие амуры держат за уздцы крылатого коня Пегаса, быть может, самого прекрасного коня, когда-либо рожденного кистью художника. А кисть эта создает здесь красочную гамму, которая своими переливами, воздушной прозрачностью, незаметно переходящей в самые глубокие, насыщенные тона, сливающиеся в едином полноцветном потоке, вероятно, ставит Рубенса наряду с Тицианом выше всех колористов Италии и Фландрии" (Л.Д. Любимов).

В двадцатые годы XVII века он создает огромные по размерам и сложные по построению композиции, а также целые серии полотен. В 1624 году Рубенс пишет "Поклонение волхвов" (Антверпен). "Большой размер картины, - говорит художник, - придает нам гораздо больше смелости для того, чтобы хорошо и правдоподобно выразить наш замысел".

Эта картина поражает свободой композиционного решения и яркой, мажорной красочностью. Традиционная тема христианского искусства в интерпретации Рубенса преображается в радостное, земное зрелище. Кисть художника уверенно лепит мощные фигуры людей и животных, определяет очертания развевающихся складок одежд. Каждая линия исполнена напряжения, каждый мазок несет в себе заряд творческой энергии мастера.

Из портретов этого периода надо особо упомянуть прелестный "Портрет камеристки эрцгерцогини Изабеллы" (около 1625).

Громкая слава сопутствует художнику. Его называют "королем живописцев" и "живописцем королей". В 1624 году испанский король дарует Рубенсу титул дворянина с последующим правом наследования этого сословного звания.


«Питер Пауль Рубенс»

В двадцатые годы художник выполняет ряд заказов крупнейших европейских дворов. Его заказчиками становятся герцог Баварский Максимилиан, испанский король Филипп IV, английский король Карл I, королева Франции Мария Медичи.

По заказу Марии Медичи Рубенс в 1622-1625 годах пишет большую серию исторических полотен, посвященную жизни королевы. Он создает особый тип исторической картины.

"В двадцати с лишним больших картинах он должен был представить различные эпизоды жизни и правления королевы, - пишут М.В. Доброклонский и Н.Н. Никулин. - Эпизоды сами по себе малозначительны, но гений Рубенса позволил ему разрешить эту неблагодарную задачу с исключительным художественным мастерством. Он сочетает в своем цикле элементы подлинной исторической живописи со всевозможными мифологическими фигурами, аллегориями, иносказательными намеками. Так, в сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, два крылатых гения, олицетворяющих любовь и супружество, держат перед восхищенным королем идеализированное изображение принцессы. Стоящая рядом женщина - аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Монументальный строй композиций, эффектные архитектурные или пейзажные фоны, богатство колорита определяют несравненные декоративные качества этих больших картин, выполненных при широком участии помощников Рубенса. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции, изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)".

В 1626 году скончалась его любимая жена Изабелла Брант. В одном из писем Рубенс с болью напишет: "Я потерял превосходную подругу... Эта утрата поражает меня до самых глубин моего существа, и так как единственное лекарство от всех скорбей - забвение, дитя времени, придется возложить на него всю мою надежду". За три года до этого горестного события Рубенс пережил другую тяжелую утрату - смерть двенадцатилетней дочери Клары-Сарены.

После смерти Изабеллы Рубенс неожиданно для многих оставил живопись и в ранге полномочного посла Испанских Нидерландов принял на себя ведение сложных дипломатических переговоров. В 1630 году он едет в Лондон и там подготовляет мир между Испанией и союзницей Голландии - Англией. Конец дипломатической карьеры в том же году совпал с женитьбой Рубенса на шестнадцатилетней Елене Фаурмент, дальней родственнице покойной Изабеллы.

В письме к другу художник писал: "Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе, но я испугался этого бедствия знатности и особенно надменности...

Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти..."

Несмотря на разницу в возрасте, поздний брак Рубенса был счастливым союзом красоты и таланта.

В. Алексеев пишет:

женских образах Рубенса всегда соединялись черты Изабеллы и Елены: "в первой он как бы предвосхищал черты второй; во вторую вложил как бы неизгладимое воспоминание о первой". Почти ни одно полотно позднего Рубенса не обходится без Елены: он писал ее Магдалиной и Вирсавией, в шубке, едва прикрывающей наготу, в чопорном платье фламандской дамы...

Перед вами - портрет Елены с детьми (около 1636 года), "прелестный набросок, едва обозначенная мечта, оставленная случайно или намеренно незаконченной" (Фромантен).

На склоне дней Рубенс покинул двор, забросил мастерскую; он жил теперь за городом, среди своих коллекций и картин, в замке Стеен, окруженном прекрасным парком. Замок походил на прижизненный музей, но Елена внесла в него тепло домашнего очага. Привычек своих Рубенс не изменил: даже больной, он каждый день работал, но манера его изменилась. Он стал писать проще, но пронзительнее, в его картинах прибавилось света и воздуха".

Рубенса мучает болезнь. Когда перестает работать правая рука, он продолжает писать левой, упорно, героически сопротивляясь неизбежности.

Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми: "Радуга" (1632-1635), "Возвращение с поля" (1636-1638). Художник изображает полные жизнерадостной стихии народные праздники - "Крестьянский танец" (1636-1640), "Кермесса" (около 1635).

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

РУБЕНС (Rubens ) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия - 30 мая 1640, Антверпен), фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко.

Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Снятие со креста", около 1611-1614, "Персей и Андромеда", около 1620-1621), историко-аллегорические полотна (цикл "История Марии Медичи", около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни ("Возвращение жнецов", около 1635-1640), полные живого обаяния портреты ("Камеристка", около 1625). Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций. В мастерской Рубенса работали А. Ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс.

Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. По мощи таланта и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры 17 века. Современники называли его королем художников и художником королей.

Родился в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию. После смерти отца в 1589 мать Рубенса с детьми вернулась в Антверпен, где Рубенс окончил латинскую школу, получив прекрасное гуманитарное образование. Рано заинтересовавшись живописью, учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. 1591-99), О. Вениуса (ван Вена; ок. 1594-98). В 1598 принят в Антверпене в гильдию живописцев св. Луки.

Итальянский период

В 1600-08 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). В 1600 он стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзага, пославшего его в 1603 с дипломатическим поручением в Испанию. Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами ("Автопортрет с мантуанскими друзьями", ок. 1606, музей Вальраф-Рихартц, Кельн; "Маркиза Бриджида Спинола-Дориа", 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо, Караваджо, современных ему болонских живописцев.

Антверпенский период. Мастерская Рубенса

Быстро завоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцем испанских наместников Южных Нидерландов, брак по любви с Изабеллой Брант ("Автопортрет с Изабеллой Брант", 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) открывают блестящий период его творчества 1610-20-х гг. Уже в первые годы пребывания Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, своего рода художественная Академия, примечательная не только колоссальным числом созданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии и других столиц Европы, но и тягой молодых талантов к совместной работе с Рубенсом. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюры, воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга.

Техника письма

Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины, нанося на светлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовую композицию при помощи немногочисленных светлых красок. Эскизы Рубенса - великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) - писались быстро, запечатлевая замысел мастера; после того как картина при помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Рубенс нередко придерживался старонидерландского обычая писать на деревянных досках, покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем и создававших эффект зеркально полированной сияющей поверхности.

Темы и жанры

Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых, к античной мифологии и историческим сюжетам, к аллегории, бытовому жанру, портрету, пейзажу. Великий живописец, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки; сохранилось около 300 рисунков). Искусство Рубенса, отличающееся живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Свойственные барокко черты условности и внешней, иногда ложной, экзальтации отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности.

Живопись 1610-х гг.

Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: "Страшный суд", "Малый Страшный суд", "Падение грешников", "Битва амазонок" (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). Стихия первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложной игре ритмических созвучий. Яростная схватка людей с дикими животными воплощена в сценах охот - новом, созданном Рубенсом жанре фламандской живописи, который отличался то более условным характером ("Охота на крокодила и гиппопотама", Художественная галерея, Аугсбург; "Охота на кабана", 1615, Музей истории искусств, Марсель; "Охота на львов", 1615-18, Старая пинакотека, Мюнхен), то приближением к реальности, сочетанием анималистического жанра и пейзажа ("Охота на кабана", ок. 1618-20, Картинная галерея, Дрезден). Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника ("Возчики камней", ок. 1620, Эрмитаж).

Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью ("Статуя Цереры", между 1612 и 1614; "Венера и Адонис", 1615; "Союз Земли в Воды", ок. 1618 - все в Эрмитаже; "Возвращение Дианы с охоты", ок. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден; "Венера перед зеркалом", 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены "Вакханалий", прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли ("Вакханалия", 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; "Шествие Силена", 1618, Старая пинакотека, Мюнхен).

Живопись 1620-х гг.

В 1620-е гг. Рубенс достигает единства цветового звучания картин, которое строится на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок ("Персей и Андромеда", 1620-21, Эрмитаж). Совместно с мастерской "художник королей" выполняет крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Он посещает Францию, создает цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-25, Лувр). Это новый тип исторической картины, достоверной по изображению обстановки и конкретных персонажей, но облаченной в пышную аллегорическую форму. В 1620-е гг. Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж).

Тяжело пережив смерть Изабеллы Брант в 1622, Рубенс ищет отвлечения в активной дипломатической деятельности, посещает Испанию, Англию, Голландию.

Поздний период

Женитьба Рубенса в 1630 на шестнадцатилетней Елене Фаурмент стала новым этапом его жизни, исполненным безмятежного семейного счастья. Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода - "стеновский"). Разочаровавшись в придворной карьере и дипломатической деятельности, он целиком отдается творчеству. Мастерство позднего Рубенса с блеском проявляется в сравнительно небольших, собственноручно исполненных произведениях. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, как Елена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, в зримое воплощение этого идеала. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры ("Суд Париса", ок. 1638), одной из трех граций (ок. 1639), включает ее изображение в картину "Сад любви" (ок. 1635 - все в Прадо), словно наполненную смехом и возгласами молодых пар, собравшихся в парке, шелестом шелковых платьев, трепетом света и воздуха. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой ("Шубка", ок. 1630-40, Музей истории искусств, Вена).

Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми ("Радуга", 1632-35, Эрмитаж; "Возвращение с поля", 1636-38, галерея Питти, Флоренция). Художник изображает полные жизнерадостной стихии народные праздники ("Крестьянский танец", 1636-40, Прадо; "Кермесса", ок. 1635, Лувр).

Творчество Рубенса - основополагающее в развитии национального искусства Фландрии - не раз становилось знаменем в борьбе с безжизненными академическими канонами.

Пи́тер Па́уль Ру́бенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: [ˈpitər "pʌul "rybə(n)s]; 28 июня 1577, Зиген - 30 мая 1640, Антверпен) - нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко , дипломат, коллекционер. Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис ван Дейк . По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.

Творчество Рубенса - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников, использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размеру.

Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс») происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Представители семейства его отца - Яна Рубенса - были кожевниками, москательщиками и аптекарями, предки матери - урождённой Пейпелинкс - занимались ковроткачеством и торговлей. Оба семейства были зажиточными, владели недвижимостью, но, судя по всему, совершенно не интересовались культурой и искусством. Отчим Яна Рубенса - Ян Лантметер - держал бакалейную торговлю и определил пасынка на юридический факультет Лувенского университета. В 1550 году Ян Рубенс перешёл в Падуанский университет, а в 1554 году - в Римский на отделение гражданского и канонического права. В 1559 году он вернулся на родину и почти сразу же женился на Марии Пейпелинкс, а в 1562 году поднялся из бюргерского сословия, будучи избран эшевеном. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства. К 1568 году эшевен Рубенс не скрывал симпатий к кальвинизму и принял участие в подготовке оранжистского восстания. Семья к тому времени была уже большой: в 1562 году родился сын Ян Баптист, в 1564-1565 годах дочери Бландина и Клара, а в 1567 году - сын Хендрик. Из-за террора герцога Альбы Рубенсы переехали к родственникам Марии в Лимбург, а в 1569 году обосновались в Кёльне.

Ян Рубенс продолжал исполнять обязанности юриста, не оставлял он и симпатий к кальвинизму, что выражалось, в частности, в том, что он не ходил к мессе. Семейство жило поблизости от резиденции Вильгельма Оранского, с женой которого - Анной Саксонской - Рубенс-старший вступил в близкие отношения, что закончилось нежелательной беременностью. В марте 1571 года Ян Рубенс был арестован за незаконную связь и провёл два года в заключении в Дилленбурге, а после суда был сослан в небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности». Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Жить приходилось в бедности: Ян Рубенс не имел права работать по специальности, Мария занималась огородничеством и сдавала комнаты в доме, предоставленном родственниками. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок - Питер Пауль. После того, как в том же году умерла Анна Саксонская, род Нассау отказался от преследования семьи Рубенсов. В 1581 году Рубенсы смогли вернуться в Кёльн, сняв большой дом на Штернегассе, который впоследствии был резиденцией Марии Медичи. В этом доме родился седьмой ребёнок - сын Бартоломеус, проживший недолго. Ян Рубенс покаялся и вернулся в лоно католической церкви, после чего вновь смог практиковать как юрист. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →