Роль личности в истории петр 1 толстой. Роль личности в истории по роману алексея толстого петр первый. Все школьные сочинения по литературе

Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый".
Он всеобъемлящей душой
На троне вечный был работник
А.С. Пушкин
I Идейный замысел романа.
II Становление личности Петра I.
1) Формирование характера Петра I под воздействием исторических событий.
2) Вмешательство Петра I в исторический процесс.
3) Эпоха, формирующая исторического деятеля.
III Историческая и культурная ценность романа.
Созданию романа "Петр Первый" предшествовала длительная работа А.Н.Толстого над целым рядом произведений о Петровской эпохе. В 1917 - 1918 годах были написаны рассказы "Наваждение" и "День Петра", в 1928 - 1929 годах он пишет историческую пьесу "На дыбе". В 1929 году Толстой начинает работу над романом "Петр Первый", третья незаконченная из-за смерти писателя книга датирована 1945 годом.
Идейный замысел романа нашел свое выражение в построении произведения. Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композицияЕ, установление центраЕ зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".
Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость. Другой задачей он считал "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа.
В центре повествования романа - Петр. Толстой показывает процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: "Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи". Образ Петра в изображении Толстого очень многопланов и сложен показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр - долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол. Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра становится жизнь. Азовский поход приводит его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" - к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изображает важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, война со шведами, строительство Петербурга. Толстой отбирает эти события, чтобы показать, как они воздействуют на формирование личности Петра.
Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, презрев вековые устои, велит "знатность по годности считать". Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности! Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивает общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывает, что только Петр может встать во главе преобразований.
Но роман не становится биографией Петра I. Также Толстому важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создает многоплановую композицию, показывает жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян. Действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве. Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов, и с честью сражавшихся за дело Петра и России. Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служат молодому царю и его новым целям.
Роман А.Н. Толстого "Петр Первый" ценен для нас не только как историческое произведение, Толстой использовал архивные документы, а как культурное наследие. В романе множество фольклорных образов и мотивов, использованы народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ - Петр I - преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.

Задачи и тесты по теме "Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого Петр Первый."

  • Роль мягкого и твёрдого знаков - Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Именительный падеж имён существительных. Роль в предложении существительных в именительном падеже - Имя существительное 3 класс

Он всеобъемлящей душой
На троне вечный был работник
А.С. Пушкин
I Идейный замысел романа.
II Становление личности Петра I.
1) Формирование характера Петра I под воздействием исторических событий.
2) Вмешательство Петра I в исторический процесс.
3) Эпоха, формирующая исторического деятеля.
III Историческая и культурная ценность романа.
Созданию романа "Петр Первый" предшествовала длительная работа А.Н.Толстого над целым рядом произведений о Петровской эпохе. В 1917 - 1918 годах были написаны рассказы "Наваждение" и "День Петра", в 1928 - 1929 годах он пишет историческую пьесу "На дыбе". В 1929 году Толстой начинает работу над романом "Петр Первый", третья незаконченная из-за смерти писателя книга датирована 1945 годом. Идейный замысел романа нашел свое выражение в построении произведения. Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I". Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость. Другой задачей он считал "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа. В центре повествования романа - Петр. Толстой показывает процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: "Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи". Образ Петра в изображении Толстого очень многопланов и сложен показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр - долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол. Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра становится жизнь. Азовский поход приводит его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" - к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изображает важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, война со шведами, строительство Петербурга. Толстой отбирает эти события, чтобы показать, как они воздействуют на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, презрев вековые устои, велит "знатность по годности считать". Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности! Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивает общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывает, что только Петр может встать во главе преобразований. Но роман не становится биографией Петра I. Также Толстому важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создает многоплановую композицию, показывает жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян. Действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве. Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов, и с честью сражавшихся за дело Петра и России. Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служат молодому царю и его новым целям. Роман А.Н. Толстого "Петр Первый" ценен для нас не только как историческое произведение, Толстой использовал архивные документы, а как культурное наследие. В романе множество фольклорных образов и мотивов, использованы народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ - Петр I - преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.

Урок-спектакль

Тема: История и личность в романе А.Толстого «Петр I»

Цель: показать какую роль играет личность в истории, необходимость петровских преобразований;

Оборудование: мультимедийная система.

Наглядность: портрет писателя и Петра I.

Запись на диске: (о Родине) «… В жизни нет горячее, глубже и освящение чувства, чем любовь к тебе».

«Родина - это движение народа по всей земле из глубины веков»

Музыка: Мусоргский «Богатырские ворота»

Колокольный звон

Ход урока:

(Звучит музыка)

Учитель начинает урок.

Сего месяца 16 дня собрались мы в публичную ассамблею. Для сего дела определили мы хозяйку магистра словесности, а токмо учинили свободный доступ всех, какого бы чина и достоинства, кто ни был:

Матушка- государыня Наталья Кирилловна Нарышкина,

Самодержица всея Руси Софья Алексеевна;

Светлейший князь Александр Данилыч Меньшиков;

Адмирал Франц Лефорт;

Начальник стрелецкого приказа Д.Л. Шокловитый;

Князь Буйнов со своими дочерьми: Натой, Ольгой, Антонидой.

Люди подлого рода:

Иван Бровкин со своими сыновьями: Алешкой и Артомошкой и дочерью Санькой;

кузнец Жомов и Андрей Голиков;

учитель истории Степанова Н.В.

Учитель : Велено в ассамблее к пользе общего блага прилежное старание иметь и себя проявить. Гостей зело потчевать и речами умными занимать.

Сегодня мы собрались благодаря А.Толстому, который написал роман, ставший вершиной исторической романистики и его творчества. Взор к авторской теме он обратил в 1917 году, под влиянием событий, решительно менявших облик России. В 1929 году – первая книга вышла в свет, в 1934 году – вторая. В те годы он поставил одну из важных проблем: и о роли личности в истории, которая будет волновать и нас сегодня – это становление личности Петра I и его роли в судьбе страны.

Когда начинаешь читать роман, то видишь, что автор выражает свое отношение к Петру I через героев, их движения, действия, слово. Поэтому и мы не будем нарушать эту авторскую традицию, и сегодня на нашей ассамблее герои будут говорить сами, а мы только слушая их, постараемся понять, каким же был Петр I и закономерны ли и необходимы преобразования.И какова его роль в судьбе страны.

Меньшиков: Ваша правда, сударыня. Не раз говорил я Петру Алексеевичу: «Молчи, терпи». А он мне: «Они меня зарежут, я знаю». «Да зря Вы чай так-то думаете», - успокаивал я его. А он все одно: «Сонька, подколодная змея. Милославская саранча алчная. И сабли и копья не забуду. С крыльца меня скинуть хотели, да народ страшно закричал. Они меня ядом травили, с ножом подсылали, - и все повторял - Проклятые.»

Софья: Не успели оглянуться, подрос волчонок. Перевернуться бы ему на потешном корабле.

Шакловитый: Выходили волчонка, ему лихое дело начать. Ждите его на Москве А еще шепчут в Преображенском « мол сильный царь подрастает. А царевна моя только трет спиной горностай»

Софья: Сильный царь. Да какой же он царь, который бросает на полуслове читать Апостола, торопливо крестится запачканными в чернила пальцами и несется нетерпеливо по лестнице своими косолапыми ногами, пугая старух в темных углах Преображенского дворца.

Учитель истории:

Однако перемены мог осуществить только просвещенный монарх. Знавший наверняка, что и как нужно делать. Образованность и просвещенность Петра была двоякой. С одной стороны он лишь в 15 лет узнал о 4 правилах арифметики, а грамотно излагать на бумаге свои мысли затруднялся до конца жизни. Он не раз сокрушался о своем плохом образовании.

С другой стороны, лишенный тогдашнего хорошего, но строго церковного образования, ради того, чтобы не стал слишком умным, он самостоятельно воспитывал и образовывал себя на светский лад. Сам подыскивал себе учителей, сам находил нужный выход своим способностям, был сообразительным и достойным учеником, доходивший до всего своим пытливым умом.

Какую же Россию получил Петр в наследство?

Читает учитель литературы из произведения отрывки : «Царская казна пощады не знает. Что ни государственный наказ, новые деньги- кормовые, дорожные, дани и оброки. Себе много ли перепадет? И все спрашивают с помещика – почему ленив выколачивать оброк. А с мужика больше одной шкуры не сдерешь. Истощало государство при покойном царе Алексее Михайловиче, от войн, от смут и бунтов».

И вот ночь без сна… удивить- то он удивил, а что ж из того? Какой была, сонной, нищей, не поворотной, - такой лежит Россия.

Какой там стыд… черт привел царем в такой стране родиться!

Историк: Страницы романа красочно рисуют нам картины допетровской России.

Феодальная, крепостная, с отсталой экономикой, устаревшей системой государственного управления, лишенная выхода в Балтийское и Черное моря, не имеющая регулярной армии и флота, с патриархальной культурой- Россия требовала энергичных и незамедлительных перемен. Она ждала своего часа. И час России пробил в лице молодого, энергичного, не вписывающегося в привычные рамки, царя Петра.

Меньщиков: Эх! Все-таки я расскажу, как я с молодым царем впервые познакомился.

Сидел наш мин херц по лопухом. Помню, его тогда сказал он нам с Алешкой Бровки – «сижу от баб прячусь». Алешка шепнул мне тогда, что это царь. Сначала мы оробели и хотели бежать. А тут я возьми и скажи: « Ты не наш ли царь». А ты удивился нашей смелости. «Ну– царь. А тебе, что!» А я ему: «Раз царь, сбегай, принеси пряник - принесешь, одну хитрость покажу».

Я взял иглу и протащил ее через щеку. Пристально, не улыбаясь, глядел он на меня. И тут его любопытство взяло верх. Петр решил сам попробовать, смело сказав: «Дай-ка иглу!». Быстро это проделав, радостно закричал: «Не хуже тебя, не хуже!». Забыв о нас, побежал он к дворцу видимо учить бояр иглу протаскивать. Поистине, царское было любопытство.

Лефорт: О, молодой Петр Алексеевич хотел все узнать, это похвально! Помню, как при нашей первой встрече я показал, как работает мельничное колесо, ткацкий стан, музыкальный ящик Ивана Монса. Гер Питер смотрел на все широко округлившимися глазами, понял и спрашивает: «А это зачем? А это как устроено?» Да, молодой Петр Алексеевич хотел все узнать! Позже Петр Первый пригласил старика Картера Бранда, хорошо понимавшего морское дело и знавшего математику.

Буйносов: Математику «Поставлена Москва без математики, и жили слава богу 500 лет без математики лучше нынешнего». До чего знания царя довели. С подлым народом работал и жил бок о бок и за трапезой кусок хлеба делил. Не царское это дело! Вот давеча гонец с депешей прискакал. И думает, где его нашли. В кузне Жомова.

Жомов: Слышу про кузню мою речь.

Буйносов: Вот. Легок на помине.

Жомов: Жаден был до работы Петр Алексеевич. Бывало кричу ему: « Не ленись, подавай. Что же ты! Давай!»

А он мне: Есть. А глаза счастливые, подмигивает мне. Справный помощник был, да и силой бог его не обидел.

Шакловитый: Хорош государь! Потный, в грязной белой рубахе, в парусиновом фартуке, с мазками копоти на лице. Да еще с клещами.

Буйносов: Да, еще позволяет командовать собой, всякой черни.

Жомов: Я Вам так скажу: «Все равно Петр Алексеевич великий государь, а кузнечное дело знал, дай бог каждому»

Шакловитый: Хорош государь! С утра до вечера по верфям, кузням, мастерским мотается, да в чертежи глаза таращит. Мало ему самому жизни такой, да еще и за детей наших взялся. Вот указ: «50 лучших московских дворян собрать, отправить за границу учиться математике, фортификации, кораблестроению и прочим наукам» (оглядел всех, увидел Артомошку)

Бровкин: Намедне Петр Алексеевич зашел к нам и говорит: «Иван приведи сына». А Артамошка мой чуть побледнел. А потом без запинки, как горохом осыпал, (тащит сына) Ну скажи, что ты государю ответил

Артамошка: Разумею по – французски и по – немецки, пишу и читаю способно. Ich kann französisch und deutsch.Ich lese und schreibe begabt.

Бровкин: Переведи, народу не понятно.

Артамошка: Я сказал, государю (повторить фразу)

Бровкин: Петр Алексеевич аж рот разинул, стал его целовать, хлопать ладонью пхать и тащить на себя (целует). Ну спасибо Иван за подарок… Вот теперь за границу едет учиться.(воет тетка)

Историк: С помощью учителей- иностранцев, образы которых предстают перед нами на страницах романа(Лефорта Тиммермана, Брандта) Петр усвоил основы арифметики и геометрии, артиллерийской и фортификационной наук! Узнал правила возведения крепостей, мог управляться с астролябией. Тяга к техническим знаниям, мастеровым, практическим занятиям была свойственна его натуре и крепла под влиянием деловых и практичных иностранцев.

Все это пригодилось ему впоследствии. Подобные знания и навыки он накапливал всю жизнь. Он подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того от других.

… Буйносов: Откуда вонище? Опять кофей варят?

Шакловский: (с иронией) Царь-государь приказал боярам и боярышням с утра кофей пить.

Буйносов: Знаю… Не скаль зубы…(под музыку Мусоргского «Богатырские ворота» вносят кофе).

Лефорт : Откушайте, гости дорогие!

Меньшиков: Мин херц не только кофей пить приказывал, а надысь приказал и зубы чистить.

Буйносов: Не буду!!! (Вскакивает)

(Появляются дочери - Наталья, Ольга и Антонида. Смеются, отдают реверанс.)

Антонида: Здравствуй, батюшка! (мать встает) Сядьте,мутер …

Буйносов: Чего сь кофей не хочу сегодня. Прихватило на крыльце, что ли …Крепкого бы сейчас.

Наталья: У вас, фатер, один разговор каждое утро – водки.

Буйносов: Молчи, кобылище.

Учитель: Культура! Вопрос, который всегда волновал Петра. Сударыни, я вижу уроки культуры Петра Алексеевича пошли вам на пользу. А ведь помнится мне, как господин Сидней говорил Петру Алексеевичу: «Жизнь русских женщин в теремах подобна жизни животных». Петр Алексеевич с иным уровнем культуры еще столкнулся в немецкой слободе. Вспомните, Алексей Данилович, как вы сказали, впервые посетив слободу:

« Мать честная! Вот живут чисто!»

Еще более резкий контраст культурного уровня обнаружил Петр при посещении курфюрстов. И здесь А.Толстой очень образно показал, что русскому царю не хватало должного культурного уровня в общении.

Но все же пишет А.Толстой… курфюрстины были в восторге...(зачитывается отрывок из текста)

Шакловский: В храме орал как в кабаке.

Учитель: Есть правда в ваших словах. Но правда и в том, что Петр видел эти недостатки и пытался бороться с ними. И все начинал с себя.

Санька: Бонжур, принцесс! (поведение семьи Буйносова см. в тексте) Надысь от моего Васи письмо получила (лезет в корсаж, достает письмо) .

Буйносов: Что пишет? Про государя что описывает?

(Санька читает письмо по слогам)

«Сашенька, здравствуй, мой свет, на множество лет…,У нас в Воронеже вот такие дела. Скоро флот будем спускать в Дон. Гер Питер тебе кланяется. Он во все дни в трудах. Работает на верфи как простой. Сам и гвозди, и скобы кует. Зело всех торопит, людей загонял. Но флот построил…»

Историк: (Историческая справка о русском флоте)

Учитель: Петр Алексеевич с детства был любознательным.

Наталья Кирилловна: Да, да! Петенька, сын мой и любознательным был и играть был горазд – мог сутки без сна, без еды играть во что ни попало, было бы шумно, весело потешно - стреляли бы пушки били барабаны. Помню! Как- то я выглянула в окно и увидела, как по двору бежал Петенька, спотыкаясь от торопливости. За ним- долговязые парни из дворцовой челяди,- с мушкетами и топориками на длинных древках.

Они испуганно глядели на бегущего вприскочку царя, потому что забыли как нужно играть. Не по его - так убьет, в кого только был нрав у него горячий?

Софья: Волчонок!

Лефорт: (засмеялся) Помню, при обучении пот е шных войск Симоном Зоммером, который был строг, что даже Гер Питер вытягивался, со страхом выкатывал глаза, проходя мимо.

Да, шутки шутками, крепость- потешная, но при случае в ней можно было отсидеться.

Историк: А потешные полки со временем превратились в прекрасно обученных и профессиональных солдат. Ничем не уступающих европейским.

Именно эти потешные полки: Семеновский и Преображенский были единственными, кто не дрогнул при Нарве и не обратился в бегство. Поражение было сокрушительным. Но Петр из этого вынес хороший урок и укрепился в желании создать армию нового строя:

1.Он ввел систему рекрутских наборов. С 1699 – 1725 г. Провели 53 набора, давших более 284 тысяч человек.

2. Военно - морской и сухопутный уставы.

3. Перевооружение.

4. Мануфактуры.

Меньшиков: Всю зиму Петр провел между Москвой, Новгородом и Воронежем (где шла напряженная стройка кораблей для черноморского флота). В Москву было свезено 90 тысяч пудов колокольной меди. Начальником работ по отливке новой артиллерии назначен знаток горного дела старый думный дьяк Виниус. При литейном заводе в Москве он учредил школу, где 250 детей боярских, посадских и юношей подлого рода, но бойких, учились литью, математике, фортификации и гиштории. Не хватало красной меди для прибавки к колокольной,- Петр послал Виниуса в Сибирь – искать руду. В Льеже … закуплено было 15 тысяч новейших ружей, скорострельные пушки, подзорные трубы, страусовые перья для офицерских шляп. В Москве работали 5 суконных и полотняных мануфактур… От зари до зари шли солдатские ученья…

Буйносов: От этой войны, само собой, ждать нечего, кроме конечного разрушения… Как пить дать, швед побьет наше войско, и еще татары, давно этого дожидаясь, выйдут ордой из Крыма, полезут через Оку…

Историк: Северная война разрешила одну из важнейших исторических задач - был завоеван выход в Балтийское море. Это создало необходимые условия для дальнейшего экономического и культурного развития России и способствовало укреплению ее позиций в мире.

Учитель: Невольно вспоминаются строки из поэмы А.С. Пушкина. (учащийся читает отрывок из поэмы «Медный всадник» от слов …Далече грянуло ура… до слов…И счастья, баловень безродный, Полудержавный властелин…)

Меньшиков: Да, Мин Херц умел разглядеть в людях талант во благо Отечества. Мне пророчили должность шута.

Иной раз соберутся генералы, инженеры, думают, как сделать то-то и то-то, уставятся в планы, Петр от нетерпения грызет заусеницы, я уже тянусь из-за чьего-нибудь плеча и – скороговоркой, чтобы не прогнали:

Так это же надо вот так делать- проще простого.

У Петра вспыхнут глаза:

Верно!

А возьмите вы подполковника Бровкина. А ну, Алексей Иванович, расскажи с чего ты начал.

Бровкин: Я никогда не забуду этот день, когда ты привел меня к Петру Алексеевичу и сказал «прикажи показать барабанную ловкость… Петр Алексеевич только сумел произнести «ух ты!» С этого все и началось.

(На фоне панорамы битвы через мультимедийную систему)

Голиков: И я благодарен Петру Алексеевичу за все, что он для меня сделал. Долго искал я с ним встречи и показал таки я свое искусство.

Изобразил я как-то углем на штукатурной стене на завитых пеной волнах 2 шведских корабля в пушечном дыму, окруженные лодками, с которых русские солдаты лезли на абордаж. Все было изображено правильно. Петр Алексеевич разобрал даже Александра Даниловича с пистолетом и шпагой, лезущего по штурмовому трапу. И узнал себя, стоял он тогда под самой неприятельской кормой, на носу лодки, кричал и кидал гранаты.

«Ну и ну,» - проговорил он тогда и сказал: «Эдак я тебя в Голландию пошлю – учиться.»

Учитель: (читает отрывок из текста) Здесь, на краю земли, у отвоеванного морского залива, за столом у Меньшикова сидели люди новые,- те,что по указанию царя Петра: « отныне знатность по годности считать»- одним талантом своим выбились из курной избы, переобули лапти на юфтевые тупоносые башмаки с пряжками и вместо горьких дум: «За что обрекаешь меня, господи, выть с голоду меня на холодном дворе?» - стали, так вот, как сейчас, за полными блюдами, хочешь не хочешь,думать и говорить о государском. Здесь были братья Бровкины, Федосий Скляев и Гаврило Авдеевич Меньшиков – знаменитые корабельные мастера,Терентий Буда, якорный мастер, да Ефим Тараканов – преславный резчик по дереву и золотильщик.

За столом были и не одни худородные: по левую сторону руки Петра Алексеевича сидел Роман Брюс – математик и читатель книг, так же как и брат его Яков»

Поистине, перед нами национальный герой, подчинивший всю свою жизнь и деятельность судьбе державы. Жизни людей порой он не щадил, но он не щадил и своей жизни. И причиной - то его тяжелой болезни и смерти явилось спасение утопающих в ледяной воде моряков. И, наверно, не случайно, как Пушкин так и А. Толстой видели в Петре Первом прежде всего героя – реформатора и преобразователя России.

Действительно, « в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе»(к Родине)

Итог урока: (беседа с учащимися) Каким был Петр, можно ли назвать его личностью и национальным героем?

Учитель: Итак, перед нами неординарная,своеобразная личность, которая формировалась в труднейших исторических условиях и тем не менее сумевшего сделать великие преобразования.

Нашу ассамблею мне бы хотелось закончить вновь колокольней звонницей, символизирующей мир, счастье, очищение души человеческой.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по теме «Почему Петру Первому удались все его преобразования?»


Создавая роман, А. Н. Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: “Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция… , установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I”.
Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость.
Другой задачей он считал “выявление двигающих сил эпохи” – разрешение проблемы народа. В центре повествования романа – Петр. Толстой показал процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: “Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи”.
Образ Петра в изображении Толстого очень многоплановый и сложный, показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр – долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол.
Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра стала жизнь.
Азовский поход привел его к мысли о необходимости создания флота, “нарвская конфузия” – к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изобразил важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, войну со шведами, строительство Петербурга.
Толстой отобрал эти события, чтобы показать, как они воздействовали на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он сам активно вмешивался в жизнь, изменял ее, презрев вековые устои, велел “знатность по годности считать”.
Сколько “птенцов гнезда Петрова” объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности!
Используя прием контраста, противопоставляя сцены с участием Петра сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивал общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывал, что только Петр мог встать во главе преобразований.
Но роман не стал биографией Петра I. Толстому также важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создал многоплановую композицию, показал жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян.
Действие развернулось в разных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве.
Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России.
Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служили молодому царю и Отчизне.
“Петр Первый” был начат Толстым в 1929 году, работу над ним прервала смерть писателя в 1945 году. Роман ценен для нас не только как историческое произведение, но и как культурное наследие. С одной стороны, Толстой использовал архивные документы; с другой – множество фольклорных образов и мотивов, народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ – Петр I – преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Роль личности в истории. (По роману А. Н. Толстого “Петр Первый”)

Яркий, сильный образ Петра I во все времена вызы­вал громадный интерес со стороны историков, публи­цистов и писателей. Биографии, эссе, исторические романы - разные авторы в разное время пытались ос­мыслить роль этой незаурядной личности в истории Российского государства. Нельзя сказать, что харак­тер великого царя, его деяния оцениваются однознач­но. Одни считают Петра великим реформатором, спасшим Россию, открывшим ей новые перспективы развития, другие - взбалмошным самодержцем, на­рушившим плавный ход истории. Изучением проти­воречивой натуры российского императора в свое вре­мя занимался и А. Н. Толстой - автор нескольких произведений, в разной степени раскрывающих коло­ритный характер Петра I, являющихся своеобразным экскурсом в эпоху могущественного императора. Впервые «царь-революционер» появляется у А. Н. Толстого в рассказе «День Петра». Здесь Петр I предстает перед читателем как противопоставленный народу, да и всей России, самодур, взявший на себя непосильную задачу - в одиночку перекроить Рос­сию по европейскому образцу. Далее автор создает пьесу «На дыбе», трактовка образа главного героя в которой, мало чем отличается от данной в предыдущем произведении: Петр по-прежнему одинок в своем стремлении к реформаторству, государственным пре­образованиям. Интерпретируя таким образом лич­ность царя, писатель выражает свое мнение по поводу его деятельности: все стремления и начинания Пет­ра - неуместны, несвоевременны. Но, видимо, в глу­бине души А. Н. Толстой сомневался в бесспорности своих выводов и, по свидетельству современников ав­тора, продолжал кропотливую работу над документа­ми XVII-XVIII веков. В результате чего и вышел в свет роман «Петр I», где Петр предстает перед читате­лем уже не самодержцем-одиночкой, а масштабной личностью, «народным царем». Писатель не ставит перед собой цель познакомить нас с биографией импе­ратора, не поет ему дифирамбы, но и не клеймит его, как приспешника запада. Автор берет на себя задачу объяснить историческое значение петровской эпохи, раскрывает образ главного героя, показывая всю его многогранность и противоречивость. С одной сторо­ны - подача нелицеприятных черт и поступков, при­сущих Петру: детальные описания пьяного разгула, грубости, жестокости. С другой - искреннее стремле­ние к преобразованию великого государства, целеуст­ремленность, демократичность, самоотверженность. Обучаясь ремеслу за пределами России, Петр удивлял знатных иностранцев своим пренебрежением к импе­раторскому статусу, общепринятым устоям: «После работы он посещает невзрачную портовую харчевню, где, сидя за кружкой, курит трубку и весело беседует с самыми неотесанными людьми и смеется их шуткам, нисколько в таких случаях не заботясь о почтении к себе». Но умеет он быть и покладистым, по-царски благолепным и чинным: «Царь, одетый в русское пла­тье, в чистых ручках шелковый платочек, был сми­рен, голова опущена, лицо худое. Третью неделю не брал в рот трубки, не пил вина...». «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник...»,- так писал о Петре Великом А. С. Пушкин, и именно это - много­плановость характера, не оставляющую место одно­значным суждениям, постарался донести до читателя А. Н. Толстой. Но ведь характер формируется под воз­действием определенных условий: социальный ста­тус, мера ответственности, отношение окружаю­щих - все это создает предпосылки для развития тех или иных качеств, заставляет человека вырабатывать у себя определенные навыки. Исходя из этого, жизнь Петра Первого можно представить, как постоянную борьбу, начиная с отстаивания права на единовластие и, заканчивая стремлением изменить косный уклад жизни боярской России. У человека, противопоста­вившего себя большинству и при этом ответственного за судьбу страны, народа, должен быть твердый ха­рактер и жесткая рука. В романе Толстого есть три пе­реломных момента, формирующие личность Петра: посещение Архангельска, первый Азовский поход и разгром под Нарвой. Во всех перечисленных случаях Петр поступается своей гордостью, добровольно про­ходит сквозь стыд ради государства. И поражения его оказывают гораздо большее влияние на формирова­ние характера, чем последующие победы. «Конфу­зия - урок добрый...»,- говорит он после разгрома русской армии, создаваемой им в течение десяти лет. «Славы не ищем... И еще десять раз разобьют, потом уж мы одолеем...».

При чтении романа отмечаешь высокое мастерство автора, который сумел точно и ярко передать дина­мичный характер главного героя через, казалось бы, незначительные детали - жесты, выражения: «...Петр вырвал у конюха кнут и бешено застегал...», «...насупясь, Петр Алексеевич ударил коня и опять запрыгал в седле», «загорелый, худой, коротко стри­женный, в узкой куртке черного бархата, в штанах пузырями он несся по лестницам...». Стремительный, решительный, уверенный в себе - именно таким представляется человек, описываемый подобным об­разом. Человек, к чьему имени по праву добавили эпитет Великий.

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А. С. Пушкин «Медный всадник»