Рисунки к поэме мертвые души. Иллюстрированные издания «Мертвых душ» Н.В.Гоголя. Как Марк Шагал оживил «Мертвые души


Цель: проследить жизнь поэмы Гоголя в иллюстрациях разных времен План: 1.Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век) 2. Иллюстрации художников XX века Иллюстрации художников XX века 3.Иллюстрации художников XXI векаИллюстрации художников XXI века 4.ВыводыВыводы 5.Словарь терминов


XIX век Иллюстрации к «Мертвым душам», от которых в 1846 году отказался Гоголь, были впервые сделаны Александром Алексеевичем Агиным и гравировались для печати на дереве Евстафием Бернардским. Александр Алексеевич Агин () русский художник. Главная работа 104 иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя, гравированные на дереве его постоянным сотрудником Е. Е. Бернардским. Бернардский Евстафий Ефимович () русский гравёр, рисовальщик. Наибольшую известность получила серия ксилографий к поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, гравированная в с рисунков А. А. Агина.ксилографий


XIX век Иллюстрации Агина не статичны. Сквозь них протекает динамика сюжета. Иные важные эпизоды разыграны в целых цепочках рисунков. В них Чичиков торгуется с Собакевичем, беседует с Плюшкиным, спорит с Ноздревым. За поведением агинского Чичикова следишь как за актером в роли.




XIX век Внимательный и умный читатель, Агин нашел для основных персонажей книги отчетливые зримые образы, которые воплотил не только в лицах, но и в особом складе каждой фигуры, в индивидуальной пластике движений и жестов. Строит образ не столько благообразно-округлое лицо Чичикова, сколько его скользящие движения, плавные полупоклоны, являющие совершенную светскость, однако с той ноткой развязности, которая и позволяет ощутить его настоящий характер.


Петр Михайлович Боклевский () Развивая традиции сатирической графики 1840-х гг., Боклевский выработал жанр психологически заострённого социального портрета литературного героя. графики XIX век






Еще один значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ» предпринял в начале 1890-х годов Петр Соколов. Соколов Петр Петрович () - русский живописец и график.график. XIX век




XIX век Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа и делает это иной раз даже в тех случаях, когда иллюстрируемый эпизод сам по себе не включает изображения народной жизни В сцене «Чичиков перед шкатулкой», где Соколов с большой убедительностью трактует образ главного героя, художник считает нужным показать на заднем плане и возникающие перед мысленным взором Чичикова образы «беглых» душ.




Плюшкин Живописец- передвижник В. Е. Маковский писал акварели на темы «Мёртвых душ» в годах, не предназначая свои работы на роль иллюстраций. XX век




Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович Михаи́л Васи́льевич Куприя́нов () Никола́й Алекса́ндрович Соколо́в () Порфи́рий Ники́тич Крыло́в () XX век


И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных Из 37 рисунков 10 штриховые, остальные - полутоновые, исполненные черной акварелью. Они выполнены в традиционной для кукрыниксов манере - в жанре карикатуры. Карикатуристом, как помнит читатель, был и Петр Михайлович Боклевский. Но в его психологических портретах героев «Мертвых душ» нет почти ничего от карикатуры. черной акварелью. карикатуры XX век




Собакевич. XX век Однако при первом взгляде на рисунки становится ясным, что в этом своем стремлении художники переступили границы, доступные иллюстратору, и не учли особенностей гоголевского стиля, что обусловило определенную односторонность иллюстраций». В образах, созданных Кукрыниксами, Демосфенова видит «элементы излишней карикатурности, что сильно мешает восприятию»


Шагал Марк Захарович, график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 векаавангарда Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923– 1930 годах островыразительные иллюстрации к "Мертвым душам» XX век




XX век Шагал не очень заботился и о зримом облике героев, о цельности их портретных характеристик. Даже Чичиков, переходя из одного листа в другой, будто меняет свои гротескные маски. Ноздрев и Чичиков. На одном из его рисунков мы видим огромного, нависшего над маленьким Чичиковым Ноздрева.


XX век Шагал был слишком субъективным, глубоко погрузившимся в свой собственный, фантастически преображенный мир художником, чтобы покорно следовать даже за таким мощным автором, как Гоголь. Точнее будет сказать, что это шагаловская Россия, поставленная в параллель гоголевскому миру «Мертвых душ». Чичиков и Манилов


С.А. Алимов написал 16 картин к произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». Тема гоголевских произведений – одна из основных в творчестве художника. Работая над гоголевским циклом, Алимов проникся идеей нового прочтения классики. Он обратился к литературоведческим трудам, письмам Н.В. Гоголя для полного погружения в личность писателя. XX век Али́мов Серге́й Алекса́ндрович (25 апреля 1938) российский художник мультипликационного кино, график.












Сам Сергей Чайкун так говорил о произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» и своем увлечении к нему: «Для меня Николай Васильевич Гоголь - абсолютный гений. Я "заболел" Гоголем еще в школе... Позже в студенческие годы, планомерно и жадно поглащая всего Гоголя, каждое его произведение, читанное и перечитанное, меня ошеломляло, как и при первом знакомстве». XXI век








XXI век На этой картине мы видим Чичикова, сидящего в бричке, но видим не прямо, а через колесо этой самой брички. Колесо символизирует замкнутость, невозможность что-либо изменить, бесконечность и повторяемость событий. Все это напрямую связано с Чичиковым, его судьбой, жизненным путем.




"Птица-тройка Русь" (2009) XXI век


Выводы: Поэма Гоголя «Мертвые души» во все времена привлекала художников. И работы выполняли художники разных течений: реализма, авангарда, сюрреализма. Иллюстрации выполнены в разных техниках: ксилография, акварель, черная акварель, компьютерная графика. Иллюстрации написаны в разных жанрах: портрет, бытовые картины, карикатура. А прием, который использовали многие художники, - гротеск. Изображали художники как отдельных персонажей, так и многофигурные композиции, не забывая о пейзажах и интерьерах. Привлекал художников и образ дороги и птицы-тройки.


Словарь Ксилография гравюра на дереве, древнейшая техника гравюры Графика вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Литография способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Торцовая гравюра -способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева


Акварель - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи и графики. Черная акварель - живописная техника, использующая специальную акварельную краску черного цвета. Карикатура - жанр изобразительного искусства, в сатирической или юмористической форме изображающий какие-либо социальные, общественно- политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.


Авангард - (фр. Avant-garde «передовой отряд») обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически- боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Словарь


Сюрреализм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов..


Компью́терная гра́фика область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности.


Е.Л.Немировский. Иллюстрированные издания «Мертвых душ» Н.В.Гоголя (Н.В. Гоголь в изобразительном искусстве (Иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"


(Агин 1) (Агин. У Коробочки) (Агин. Плюшкин) (Боклевский. Ноздрев) (Болевский. Собакевич) (Боклевский. Коробочка) (Боклевский. Манилов)


Ache/img_1600x1600/02_14.jpg (рамка) ache/img_1600x1600/02_14.jpg (Чайкун) (сайт художника Чайкуна) istorija/006-Illjustratsii.html (Чичиков перед шкатулкой. Соколов) istorija/006-Illjustratsii.html File/foto/9.jpg (Шагал) File/foto/9.jpg b.jpg Пластинина Птица - тройка b.jpg

Агин Александр Алексеевич (1817-1875) – российский рисовальщик. В основном иллюстрировал книги и различные издания, является основоположником российской жанровой иллюстрации. «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“» выходили в 1848–1847 годах тетрадями по четыре гравюры на дереве в каждой. Полностью вся серия (104 рисунка) была опубликована в 1892 году и фототипически повторена в 1893 году. Книга с включёнными в текст иллюстрациями Агина, гравированными Бернардским, вышла в 1934 году.

Еще при жизни художника, закончившего свой путь учителем рисования в Киевском кадетском корпусе, затворившегося в казарменных дортуарах от славы, голода и творчества, даже будто бы забывшего о великих своих свершениях – эти иллюстрации сравнивали с гольбейновской сюитой «Пляска смерти». Белинский называл Агина «великим художником», а Валериан Майков утверждал, что замечательный график в черно-белом своем цикле «понял картинность описаний Гоголя, бездну красок, потраченных на эти описания, и все достоинства его поэмы».

Легендарные сто рисунков Агина к поэме Гоголя были решены в очень определенном графическом ключе: Агин выбрал линейный рисунок для голов и рук персонажей, словно бы люди эти не имеют объема. И плотную черную заливку – для их костюма и обуви. Как если бы одеяние помещено на манекене, на плоской картонной фигурке. Серым туманом возникали на стенах агинских интерьеров тени персонажей – причудливые, странные и страшные клубы «пузырей земли».

Чичиков и Собакевич

Тонким рассыпающимся во прах штрихом рисовал художник столы, двери, гнутые стулья, занавеси, люстры – обреченные исчезнуть вещи, двоящиеся в своих отражениях. И только ключ от кладовой Плюшкина, который тот держал в руках, имел фактуру, объем, как бы большую, чем у хозяина, телесность… Бесконечно интересно вникать в пластический язык Агина, раскрывая для себя все новые детали и оттенки смысла в его рисовании. Вот руки Плюшкина и беседующего с ним Чичикова. Здесь художник воспользовался вдруг светотенью, захотел дать эти руки не линейно, но объемно. Но как он это сделал? Правая рука Плюшкина лежит под левою, изображенною почти только линией. И правая рука – тяжелая, со скрюченными в хватательном движении пальцами, а если вглядеться в рисунок – здесь вовсе и не пять только пальцев, из-за вещественности тени кажется, что пальцев по крайней мере десять. А левая «говорящая» рука Чичикова? Он как-то вытянул ее ее вперед, доказывая и рассуждая, но словно бы протягивает длань, прося подаяния. А остывшее черное жерло камина, куда заглядывает Плюшкин в поисках исчезнувшей четвертки? «Вот погоди-ко: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками!» – говорит он Мавре, но кажется, что сам увидал чертей под золою и прахом.

Чичиков и Плюшкин

Агинский Плюшкин – центр иллюстраций к «Мертвым душам». В этом лице соединяются черты самых разных персонажей – и Чичиков в старости, и Манилов, разуверившийся в «дружбе», и взявшийся за ум Ноздрев, и чиновники канцелярии, разыскивающие сакраментальное «дельце № 368», – могут оказаться схожими с эти мертвым жильцом российского захолустья.

«Одолжите, Федосей Федосеевич, дельце за № 368!»

Плюшкин, получивший от Чичикова деньги… Помните? «Которые тот принял в обе руки и понес их в бюро с такою же осторожностию, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее». Плюшкин этого мгновения изображен Агиным в полуфас. Мы видим только один светящийся алчностью глаз, странно живой на мертвом лице, не на лице – обтянутом кожей черепе. Раскрыты ладони с купюрой, и нам ощутимо дрожание этих рук, в которых художник словно бы пересчитывает косточки, как анатом. А Павел Иваныч за спиною Плюшкина – только плоская тень в эти секунды, он дан штрихом, как мебель в других картинах.

Чичиков и Плюшкин

Но вот и Чичиков обретает объем в знаменитой сцене перед зеркалом. Заглядевшись на себя, он произносит: «Ах ты, мордашка эдакой!» Черная плотная фигура с выпяченным задом стоит перед свечой, освещающей ноздри и подбородок, а в зеркале отражается плоскорукий манекен, чурбак деревянный, одетый в белое, как покойник…

Чичиков у зеркала

Есть у Агина и еще один Чичиков в объеме – после бала, окончательно скомпрометировавшего Павла Ивановича. Будто даже нечто человеческое является на обтекаемом пустом лице – страдание, отчаяние. Но это все-таки не человек – муляж. Поднял руки кверху, словно шарниры перевернулись, едва может согнуть деревянные ноги. А фрак его Агин штрихует крест-накрест – в мельчайшую сеть пойман Чичиков. «Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы!»

Чичиков и Ноздрев

Чичиков и Ноздрев. «Ну послушай: хочешь метнем банчик?..»

В раме обложки агинского альбома рисунков к «Мертвым душам» шли прописью гоголевские фразы: «Смерть поражает нетрогающийся мир. И еще сильнее, между тем, должна представиться читателю мертвая бесчувственность жизни». Эту мертвую бесчувственность художник передал почти исключительно в портрете, ибо ситуации и сцены поэмы Гоголя также были для него лишь средством еще в одном ракурсе, еще с одной стороны показать героев «Мертвых душ».

Чичиков и Коробочка. «Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?..»

Иногда он, что называется, «списывал их с натуры». Крупным чиновником, принимающим капитана Копейкина, изобразил он николаевского министра финансов Вронченко. А в сплетниках, перешептывающихся на бале, современники искали сходство с Булгариным, которого Агин окарикатурил еще в соллогубовском «Тарантасе»: в балетной пачке и дамской шляпе плясал на книгах жирный фигляр, описывая круги возле чернильницы…

Чичиков и Манилов. «Нет, я не то, чтобы совершенно крестьян, — сказал Чичиков, — я желаю иметь мертвых…»

Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.

К портретам персонажей "Мёртвых душ" Боклевский приступил, по-видимому, в середине 50-х годов, когда началось его сближение с кружком Островского. Публикация гоголевских типов из "Мёртвых душ" началась в 1875 году с журнала "Пчела". В 1882 году впервые появился в печати "Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского". Иллюстрированию Гоголя художник посвятил всю свою жизнь. Наиболее полно представлены рисунки П.М.Боклевского в Полном собрании сочинений Н.В.Гоголя, вышедшем в 1912 году под редакцией Овсяннико-Куликовского .

Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.

В многочисленных портретах Чичикова Боклевский сумел передать и мягкую вкрадчивость Павла Ивановича и твёрдость его характера, скрытого под этой кажущейся мягкостью. Круглое лицо, цветущие щёки, полный подбородок, волосы, гладко и аккуратно зачёсанные, почтенные, лысеющие височки говорят о степенности благонамеренного человека. Плавные, круглые линии овала лица Павла Ивановича находятся в контрасте с острыми, косыми штрихами, резко вычерчивающими хищный нос, тонкие брови, хитрые глаза Чичикова. На губах "херсонского помещика" застыла заученная, любезная улыбка. Так художник создаёт образ осторожного хищника, человека, ведущего двойную игру.

Приторную любезность отъявленного плута замечательно передает эскизный портрет Чичикова во весь рост . Павел Иванович идет на зрителя. Он склонился в почтительном полупоклоне, на лице улыбка, в знак приятности он снял картуз и держит его в левой руке. Правая – у сердца, причем мизинец жеманно отставлен, так как Павел Иванович не чужд изящных манер. Коварные замыслы Чичикова выдают только походка да глаза в узких щелках. Павел Иванович едва переступает, он крадется, соблюдая осторожность вора. Его глаза, окруженные сетью морщинок, явно смеются над простаками, которые так легко доверяются ему.

Манилов представлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле. Манилов – деликатный, образованный барин. Поэтому пуховики располагают его к мечтательности. Он завёл глаза, запрокинул голову – унёсся фантазией под облака. Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности, и зрителю ясно, что фантазии Манилова так же эфемерны, как дым, выходящий из его трубки.

Собакевич – помещик-кулак. В соответствии с фамилией художник придал его физиономии угрюмую свирепость цепного пса. Из-под нависших бровей на нас подозрительно глядят маленькие звериные глазки. Губы сложены в брюзгливую гримасу. Таков Собакевич в ряде погрудных изображений. Акварельный же портрет Собакевича в коричневом костюме с ногами, повёрнутыми носками внутрь, заставляет вспомнить о сходстве нашего героя с "медведем средней величины".

Коробочка – "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов". Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках. Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы. Боклевский часто придаёт гоголевским персонажам наружность, сходную с тем или иным животным. Это создаёт у зрителя дополнительные ассоциации, которые способствуют лучшему пониманию сущности образа. Так, не случайно Собакевич похож на медведя, а Чичиков – на хитрую лису. Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые всё, что ни увидят, тащат в свою норку. В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.

Плюшкин изображён у Боклевского высохшим, беззубым стариком с запавшим ртом, провалившимися щеками, одетым в лохмотья. Вместе с тем художник сумел придать фигуре скупца нечто грозное и зловещее. Это воплощение бесчеловечной, мертвящей алчности. Плюшкин живёт отшельником, в каждом человеке видит вора. На всех рисунках Боклевского он повёрнут спиной к зрителю, смотрит искоса, через плечо, брови настороженно подняты, мышиные глазки сверлят собеседника. Лучше всяких слов эта поза и этот взгляд рассказывают об отчуждённости от людей "заплатанного". Линии крючковатого носа и выступающего подбородка у Плюшкина почти сливаются. Это придаёт его физиономии нечто колдовское, страшное.

/ Творчество / Иллюстрации к «Мертвым душам»

Как Марк Шагал оживил «Мертвые души»

Амбруаз Воллар, французский торговец произведениями искусств и издатель, хотел заказать у Шагала книжные иллюстрации. Воллар предложил иллюстрировать книгу графини де Сегюр «Генерал Дуракин», но Марк предлагает свой вариант - «Мертвые души» Гоголя. Художник давно полюбил творчество Гоголя. Еще в 1917 году Шагал написал картину «В честь Гоголя», а в 20-х годах делал костюмы и макеты для постановки «Ревизора» в Московском государственном еврейском театре . Помимо этого, Шагалу была ближе русская литература - он сильно чувствовал связь с родиной . Воллар принял предложение художника.

С 1923-го по 1925-й год Марк Шагал трудился над гравировкой 107 досок, используя технику офорта в сочетании с гравюрой сухой иглой, акватинтой и механическими способами обработки досок. Редко кто из художников брался за такие сложные с технической точки зрения проекты. Сложной техникой работы с деревом Шагал овладел еще в Берлине.

Шагал не отходил от сюжета - практически все иллюстрации последовательно описывают действия книги. Образы гротескны: персонажи предстают в необычном виде в фантастических и уродливо-комических обликах. Образы одного героя на разных иллюстрациях настолько сильно отличаются, что их бывает непросто узнать с первого взгляда: например, лицо Чичикова постоянно меняется. А город N, в котором происходят события «Мертвых душ», напоминает родной провинциальный Витебск. К концу 1924 года он выполнил около 60 офортов, а в январе количество сделанных офортов достигло 100. Работа окончена - дело за Волларом.

Печать иллюстраций Шагала к «Мертвым душам»

В 1927 году был отпечатан первый тираж серии иллюстраций.

Одновременно с этим Анри Монго перевел текст поэмы на французский язык.

Несколько комплектов получили Воллар и Шагал, основная часть оттисков предназначалась для книги.

Но Воллар не спешил печатать, хотя для этого и была выбрана лучшая французская типография. Этого не произошло и в 30-х годах. В июле 1939 года Воллар погиб.

Лишь после Второй мировой войны в 1947 году изданием занялись дочь Шагала Ида и французский издатель Эжен Териад.

Впервые книга «Мертвые души» с иллюстрациями Шагала вышла в свет осенью 1948 года . Тираж составил 368 экземпляров. Издание представляло собой два массивных несброшюрованных тома, упакованных в футляр. Иллюстрации располагались на вкладных листах. В том же году иллюстрации были удостоены Гран-при Венецианского биеннале.

Сегодня полные серии из 96 офортов находятся лишь в трех музеях России и стран бывшего СССР: Третьяковской галерее, Эрмитаже и в музее Шагала в родном городе Витебске .

Галерея Иллюстраций

Швейцар не позволяет Чичикову посетить губернатора
Безпаспортный и полицейский
Спрашивая про дорогу
Банкет в доме начальника полиции
Банкет переходит в драку
Чичиков бреется
Ямщик кормит лошадей
Спор Плюшкина и Мавры
Встреча крестьян
Гоголь и Шагал
Иллюстрация к поэме «Мертвые души»
Иллюстрация к поэме «Мертвые души»
Копейкин и Наполеон
Птичник Коробочки
Госпожа Коробочка
Мадам Муано
Госпожа Собакевич
Манилов и Чичиков на пороге
Утренний чай
Ноздрев
Ноздрев и Чичиков
На пути к Собакевичу
Петрушка
Плюшкин угощает Чичикова
Комната Плюшкина
Деревня Плюшкина
Смерть прокурора
Прошка
Полулежащая на диване
Откровения Ноздрева
Селифан
Селифан отрывает Петрушку от уборки
Собакевич за столом
Собакевич у кресла
Дом Собакевича

Еще при жизни художника, закончившего свой путь учителем рисования в Киевском кадетском корпусе, затворившегося в казарменных дортуарах от славы, голода и творчества, даже будто бы забывшего о великих своих свершениях – эти иллюстрации сравнивали с гольбейновской сюитой "Пляска смерти". Белинский называл Агина "великим художником", а Валериан Майков утверждал, что замечательный график в черно-белом своем цикле "понял картинность описаний Гоголя, бездну красок, потраченных на эти описания, и все достоинства его поэмы".
Легендарные сто рисунков Агина к поэме Гоголя были решены в очень определенном графическом ключе: Агин выбрал линейный рисунок для голов и рук персонажей, словно бы люди эти не имеют объема. И плотную черную заливку – для их костюма и обуви. Как если бы одеяние помещено на манекене, на плоской картонной фигурке. Серым туманом возникали на стенах агинских интерьеров тени персонажей – причудливые, странные и страшные клубы "пузырей земли". Тонким рассыпающимся во прах штрихом рисовал художник столы, двери, гнутые стулья, занавеси, люстры – обреченные исчезнуть вещи, двоящиеся в своих отражениях. И только ключ от кладовой Плюшкина, который тот держал в руках, имел фактуру, объем, как бы большую, чем у хозяина, телесность... Бесконечно интересно вникать в пластический язык Агина, раскрывая для себя все новые детали и оттенки смысла в его рисовании. Вот руки Плюшкина и беседующего с ним Чичикова. Здесь художник воспользовался вдруг светотенью, захотел дать эти руки не линейно, но объемно. Но как он это сделал? Правая рука Плюшкина лежит под левою, изображенною почти только линией. И правая рука – тяжелая, со скрюченными в хватательном движении пальцами, а если вглядеться в рисунок – здесь вовсе и не пять только пальцев, из-за вещественности тени кажется, что пальцев по крайней мере десять. А левая "говорящая" рука Чичикова? Он как-то вытянул ее ее вперед, доказывая и рассуждая, но словно бы протягивает длань, прося подаяния. А остывшее черное жерло камина, куда заглядывает Плюшкин в поисках исчезнувшей четвертки? "Вот погоди-ко: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками!" – говорит он Мавре, но кажется, что сам увидал чертей под золою и прахом.

Агинский Плюшкин – центр иллюстраций к "Мертвым душам". В этом лице соединяются черты самых разных персонажей – и Чичиков в старости, и Манилов, разуверившийся в "дружбе", и взявшийся за ум Ноздрев, и чиновники канцелярии, разыскивающие сакраментальное "дельце № 368", – могут оказаться схожими с эти мертвым жильцом российского захолустья.

Плюшкин, получивший от Чичикова деньги... Помните? "Которые тот принял в обе руки и понес их в бюро с такою же осторожностию, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее". Плюшкин этого мгновения изображен Агиным в полуфас. Мы видим только один светящийся алчностью глаз, странно живой на мертвом лице, не на лице – обтянутом кожей черепе. Раскрыты ладони с купюрой, и нам ощутимо дрожание этих рук, в которых художник словно бы пересчитывает косточки, как анатом. А Павел Иваныч за спиною Плюшкина – только плоская тень в эти секунды, он дан штрихом, как мебель в других картинах.
Но вот и Чичиков обретает объем в знаменитой сцене перед зеркалом. Заглядевшись на себя, он произносит: "Ах ты, мордашка эдакой!" Черная плотная фигура с выпяченным задом стоит перед свечой, освещающей ноздри и подбородок, а в зеркале отражается плоскорукий манекен, чурбак деревянный, одетый в белое, как покойник...
Есть у Агина и еще один Чичиков в объеме – после бала, окончательно скомпрометировавшего Павла Ивановича. Будто даже нечто человеческое является на обтекаемом пустом лице – страдание, отчаяние. Но это все-таки не человек – муляж. Поднял руки кверху, словно шарниры перевернулись, едва может согнуть деревянные ноги. А фрак его Агин штрихует крест-накрест – в мельчайшую сеть пойман Чичиков. "Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы!"

Чичиков и Собакевич

Чичиков и Ноздрев

В раме обложки агинского альбома рисунков к "Мертвым душам" шли прописью гоголевские фразы: "Смерть поражает нетрогающийся мир. И еще сильнее, между тем, должна представиться читателю мертвая бесчувственность жизни". Эту мертвую бесчувственность художник передал почти исключительно в портрете, ибо ситуации и сцены поэмы Гоголя также были для него лишь средством еще в одном ракурсе, еще с одной стороны показать героев "Мертвых душ". Иногда он, что называется, "списывал их с натуры". Крупным чиновником, принимающим капитана Копейкина, изобразил он николаевского министра финансов Вронченко. А в сплетниках, перешептывающихся на бале, современники искали сходство с Булгариным, которого Агин окарикатурил еще в соллогубовском "Тарантасе": в балетной пачке и дамской шляпе плясал на книгах жирный фигляр, описывая круги возле чернильницы...
Разумеется, портретами персонажей невозможно исчерпать бесконечные глубины поэмы Гоголя. Ведь гениальный писатель не только ведет свой "детективный" сюжет. Здесь важнейшую роль играют лирические отступления, размышления о родине, освещенные гневом и любовью, горестные заметы сердца и ума. Здесь легенды и анекдоты, обычаи и судьбы. В первых листах иллюстрационного цикла Агина к "Мертвым душам появился "карточный стол, тешащий всю Россию". Именно этот – символический – стол, хоть и изображенный в связи с вистом у полицмейстера, где Чичиков знакомится с Ноздревым. Странное дело – в рисунке Агина вовсе и нет этих двоих. Здесь больше анонимы, жирные и лысые господа, погруженные в низкую свою страстишку. Бесконечные планы этого рисунка: первый, где вистует прокурор и внимательно разглядывает взятки жандармский полковник. Второй, где беседуют дамы. Третий со сплетничающими гостями. Четвертый, шестой... Какой-нибудь десятый, где в далекой перспективе будто еще один карточный стол и за ним сутулые оплывшие фигуры "патриотов", криво повешенные зеркала, картины, люстры...