Рисование. Тема: «Иней покрыл деревья. Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе. Рисование «Иней покрыл деревья

ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: ”Ветка елки в инее”

В подготовительной к школе группе

Программное содержание:

I . Коррекционно-обучающие задачи:

    Закреплять знания детей о сезонных изменениях

    Закреплять навыки рисование восковыми мелками

    Закреплять умение зрительно-осязательного обследования предмета

II . Коррекционно-развивающие задачи

    Развитие навыка цветоразличения

    Развитие зрительных функций глаз

    Развитие остаточных анализаторов

    Развитие слуховых анализаторов

III . Коррекционно-воспитывающие задачи:

    Воспитание интереса к занятию

    Воспитание положительных эмоций

    Воспитание готовности помочь друг другу

Речевые задачи:

    Расширение словаря, развитие предметной соотнесенности слова и образа предмета

    Воспитание умения отвечать на вопросы

Методы и приемы:

    Наглядные:

Рассмотрение ветки елки, снежинки по парам,.

    Словесные:

Загадки, чтение стихотворения.

    Практические:

Тактильное обследование, рисование штрихами, наклеивание шариков пенопласта, рисование, .

Д/и “Найди пару для снежинки”

Оборудование:

Картинки, снежинки, восковые мелки, клей, пенопласт, кисточки

Ход занятия

Ритуал приветствия

Пожелаем друг другу “Доброго утра

Загадывание загадки.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом

Шьет пуховые перины

Разукрасил все витрины

Мини – беседа

Дети, о каком времени года в этой загадке говорится? Дети, а как можно узнать, что сейчас время года зима? Что происходит зимой с деревьями? А что бывает на ветках? (снег, иней)

Мотив занятия

Дети, сегодня сорока на хвосте принесла мне новость. Хотите узнать эту новость? Оказывается, Зимушка – зима приготовила нам письмо с просьбой, но хитрая лиса спрятала это письмо в лесу. Наверное, нам придется идти в лес за этим письмом, а чтобы нам не замерзнуть в лесу, мы проведем гимнастику.

Вокруг себя обернись в лесу окажись

Прослушивание аудиокассеты

Вот мы с вами и в лесу. Куда же нам теперь идти? Смотрите, а вот чьи- то следы. Рассмотреть с детьми следы птиц, человека и животных. Вспомнить, кто спрятал письмо, значит надо идти по следам животного.

Подбор картинок по сезону

Смотрите, лиса нам оставила задание. Вот большие картинки с разными временами года. Нам, ребята, надо найти к ним маленькие картинки. Дети выбирают каждый себе время года и среди всех картин отыскивают нужные маленькие картинки.

После выполненного задания по следам проходим к следующему заданию

Расслабляющая гимнастика

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками

И покажем дома маме

А вокруг лежат сугробы

Снегом замели дороги

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимаем выше ноги

Вот лисичка в поле скачет

Словно мягкий рыжий мячик

Ну а мы идем, идем

И к себе в детсад придем

Дидактическая игра “Найди пару для снежинки”

Дети, нам надо найти к снежинкам пару. Дети берут каждый по снежинке и ищут к ней пару.

Дети, а вот сундучок Зимушки – зимы. Воспитатель достает оттуда веточку елки в инее и рассматривает ее с детьми. В чем это она? С какого дерева эта веточка? Потом достает письмо от Зимушки – зимы

Чтение письма Зимушки – зимы

Здравствуйте, дети. Пишет вам Зимушка – зима. Я надеюсь, что вы уже рассмотрели веточку елки в инее. У меня к вам просьба, чтобы вы мне помогли. Нарисуйте, пожалуйста, веточку елки в инее и отправьте свои рисунки детям в Африку. Они никогда не видели иней и снег. Ну, что, ребята, поможем Зиме, нарисуем ветку и отправим свои рисунки в Африку?

Возвращение в детский сад

Вокруг себя обернись, в детском саду окажись

Объяснение и показ работы

Еще раз рассмотреть ветку. Объяснить как штрихами можно рисовать иголочки. Дети, а вот иней мы сделаем из пенопласта, после того как нарисуем ветку, мы концы ветки намажем клеем и насыпим пенопласт

Пальчиковая гимнастика

Прослушивание аудиокассеты во время работы детей

Звучит аудиокассета “Зимний лес”

Работа с восковыми мелками

Помощь воспитателя детям

Гимнастика для глаз

Работа на тренажере

Работа детей с пенопластом

Дети клеят пенопласт на ветку елки

Итог

Дети, сегодня мы сделали доброе дело, помогли Зимушке – зиме. А дети из Африки нам прислали подарки - на тарелочке мандарины.

Мастер-класс по рисованию для воспитателей детского сада «Деревья в инее»


Цель: Научить воспитанников старших - подготовительных групп работе с ограниченной палитрой, познакомить с понятием «гризайль»
Задачи
1 Обучение воспитанников владению круглыми щетинными кистями разного размера при изображении деревьев.
2 Развитие любознательности. Знакомство с понятием инея.
3 Воспитание любви к родной природе.
Материалы:
Ватман, гуашь синего и белого цвета, кисти.
Предварительная работа
1) Задаемся вопросом: что такое иней? Ищем ответы, размышляем.



В словаре Ожегова определение такое:
ИНЕЙ - тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности в холодные ночи.
Интернет расширяет понятие: «В морозные зимние ночи, когда температура воздуха падает ниже точки замерзания воды (0°C), капельки воды, испаряющиеся с поверхности почвы, травы и деревьев, превращаются в крохотные кристаллики льда, и землю окутывает серебристо-сверкающее покрывало, которое ложится и на кустарники, и на ветви деревьев, и на электропровода».
2) Презентация
Рассматриваем фотографии белоснежных, покрытых инеем деревьев. Любуемся красотой зимних пейзажей.






3)Эксперимент
Искусственно создать иней можно самим. Как? Просто покрыть веточки клеем и обсыпать солью, сахаром или мелким пенопластом. Можно эксперимент провести: окунуть веточки в насыщенный солевой раствор. Позже, на воздухе, они покроются кристалликами соли, имитирующими иней.
Миниатюрные картонные деревья, обрастающие цветной «кроной» бывают в продаже. (Мы такие выращивали).
Вступление


Гризайль – это монохромная, однотонная живопись. Белый и черный цвет (так же, как белый и коричневый, белый и синий да и другие цвета) дает множество оттенков.
Мы на практике знакомимся с понятием «гризайль», используя только два исходных цвета. В процессе работы получаем много различных оттенков голубого и вполне реалистичный пейзаж.
Описание
Для подготовки понадобится два листа ватмана формата А3 или А4. Каждый нужно смочить водой и закрасить синим цветом. Гуашь берем широкой кистью и накладываем быстро. После окрашивания листов нужно положить их друг на друга окрашенными сторонами, слегка прижать и отлепить. В зависимости от скорости и направления движения на листах могут образоваться различные разводы, похожие на морозные узоры. Если листы получились не очень интересные, процесс можно повторить.
Вариант 2 – положить на закрашенный гуашью лист пищевую пленку, смять ее и оставить высыхать. После высыхания пленка легко снимается, а на листе появляются трещинки и разводы.
Вариант 3 – посыпать крупной солью, дать высохнуть и стряхнуть крупинки. Фон тоже станет неоднородным.
Варианты 2 и 3 растягивают процесс создания работы, поэтому первый вариант – предпочтительнее



Кистью, без предварительного рисунка, наносим изображения нескольких сугробов. Рисуем по свежевыкрашенному фону и получаем множество оттенков голубого цвета. Затем проводим вертикаль главного ствола. Дерево высокое, старое. Макушку его мы не видим.
Рисуя деревья, дети часто вместо стволов изображают столбы, как бы срезая верх. Первый способ «борьбы» с этим штампом – рисование деревьев на первом плане совсем без макушки (она остается за краем листа). Другой способ - рисование ствола двумя линиями, зигзагом вверх- вниз, без движения в сторону.



Рисуем широко раскинутые ветви. Изображаем их не от самого края ствола, а отступая за край, на разном расстоянии друг от друга, в различных направлениях.



Меняем кисть и прорисовываем тонкие веточки. Затем добавляем в пейзаж молодое тонкое деревце и куст. На стволе старого дерева накладываем еще один слой белил, подчеркивая объем.



На дальнем плане вертикальными штрихами прорисовываем горы, покрытые хвойным лесом. Приступаем к рисованию инея. Как бы мы не старались, тончайшие веточки, покрытые инеем, изобразить нам не получится. Да и не стоит. Берем большую щетинную кисть, набираем белой гуаши и резкими движениями от тонких веточек к середине куста или дерева, изображаем множество пушистых веточек одновременно.




Детские работы:



Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности
по рисованию на тему: «Иней покрыл деревья» для детей подготовительной к школе группы
Задачи.
Формировать умение детей изображать картину природы, передавая строение и пропорции разнообразных деревьев.
Актуализировать и обогатить представления детей о зиме.Развивать эстетическое восприятие, вызывать желание любоваться красотой зимнего пейзажа.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к объектам природы.
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин русских художников о зиме и зимних развлечениях, чтение стихотворений С. Есенина «Белая береза», Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою», рассматривание репродукции картин художников: А. М. Каманин «Река стынет», К. Ф. Юон «Русская зима», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», «Иней», слушание музыки, рассматривание иллюстраций о зиме, наблюдения на прогулке, загадывание загадок, тонирование альбомных листов в голубых тонах.
Материалы: альбомные листы, гуашь, восковые мелки черного и коричневого цвета, кисть широкая, кисть щетина, баночка с водой, палитра на каждого ребёнка, салфетка, презентация «Деревья зимой», музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель читает стихотворение:
Слышишь? Вьюги говорят: «У зимы – хозяйки нашей, – Для деревьев есть наряд Всех нарядов зимних краше».
- У каждого времени года свой наряд. Весна и остальные времена года как одевают деревья? (Ответы детей: весна- в молодую зелёную листву, лето добавляет еще зеленых красок, осень - раскрашивает листья на деревьях в оранжевые, красные и желтые цвета. А зимой на деревьях нет листьев.)
Воспитатель. Да, дети, но зимой на деревьях есть необычное одеяние. Послушайте загадку.
Серебристой бахромой На ветвях висит зимой. А весною на весу Превращается в росу. (иней)
И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберёт. (иней)
- Правильно это иней.
Посмотрите, какие разные деревья растут в лесу, как они красивы в зимнем уборе.
Показ презентации «Деревья зимой». (информационно-коммуникационные технологии)
Воспитатель. Как называется наряд, в который зима укутала все деревья? (Ответы детей)
Давайте вспомним, репродукции картин каких художников мы с вами рассматривали, какие картины вам понравились? (Ответы детей) Как называется картина, если на ней изображена природа?
Дети. Пейзаж.
Воспитатель. Давайте сегодня, как художники попробуем изобразить зимний пейзаж, а точнее, деревья в инее.
Физминутка «Зимушка – зима» (здоровьесберегающие технологии)
Наденем на ножки
Теплые сапожки. (наклоняются, указывают на ноги)
Этот – с правой ножки, («надевают сапожок» на правую ногу)
Этот – с левой ножки. («надевают сапожок» на левую ногу)
На руки – рукавички, (поднимают руки вверх)
Теплые сестрички. (крутят ладошками)
В эту – правый кулачок, (показывают правую руку)
В эту – левый кулачок. (показывают левую руку)
Пальтишки меховые, (надевают пальто)
Сапожки меховые. (показывают на сапоги, наклоняются)
Воспитатель. Ребята, я предлагаю пройти в нашу творческую мастерскую. Чтобы зимний пейзаж у вас получился такой же красивый как у художников, подумайте, какие деревья будут расти у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. (Ответы детей: Вначале лучше нарисовать деревья и кусты, которые находятся близко к нам, поэтому изображать их нужно на листе ниже и больше, потом дальние объекты, которые будут располагаться на листе выше и меньше.) Правильно. Рисование любого дерева лучше начинать с изображения ствола. Какой ствол у дерева? (Ответы детей: Ствол может быть прямым или искривленным.) Потом изобразим ветви-руки, затем маленькие веточки-пальчики. А затем оденем наши деревья в иней. Иней я предлагаю вам нарисовать жесткой кистью щетиной методом тычка, чтобы передать воздушное кружево инея на ветвях.
Рисование детей под музыку П. И. Чайковского «Времена года». (информационно-коммуникационные технологии)
Дети вывешивают свои работы на магнитную доску. Вместе рассматривают работы, рассказывают о своих впечатлениях.
Воспитатель. У вас получились чудесные картины. Как будто мы оказались в зимнем лесу. Деревья в красивых зимних нарядах. Иней, словно бахрома, окутывает веточки на берёзках, и ёлки припорошены снегом. Вот в какую красивую одежду одевает зима деревья.

Конспект НОД

в подготовительной к школе группе

по художественному творчеству

«Иней на деревьях»

Тема недели: «Зима»

Тема: «Иней на деревьях» (рисование манной крупой).

Интеграция образовательных областей : «Художественно-"эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности : художественная, познавательно-исследовтельская, коммуникативная.

Задачи : Продолжать давать детям знания о явлениях природы временах года, через рассматривание иллюстраций - уточнить представление о зиме, через знакомство с инеем. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы. Развивать умение договариваться и работать в коллективе. Развивать внимание и наблюдательность. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству и желание узнавать новое. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению полученных представлений в творчестве.

Возраст: подготовительная к школе группа.

Материалы : репродукции картин с изображением зимнего леса (иней на деревьях, снег на деревьях для сравнения), альбомные листы с заранее нарисованными деревьями, клей, манная крупа, гуашь, кисти мягкие и жесткие, мелки восковые, акварель, цветные карандаши, непроливайки, салфетки.

Педагог включает звук «Снег хрустит под ногами»

В .: Как вы думаете, кто к нам идет?

Д.: ответы детей (если не отгадают, можно загадать загадку про зиму, можно включить композицию«Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди, и наводящими вопросами подвести детей к правильному ответу).

В.: Вы конечно же правы! К нам идет зима и уже через несколько дней начнется первый месяц зимы декабрь. Что же она нам принесет?

Д.: ответы детей (много снега, мороз, новый год, деда мороза, мы будем кататься на лыжах, санках, кидаться снежками).

В.: Ребята послушайте загадку про явление, которое мы часто видим зимой:

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весной на весу

Превращается в росу (Иней)

Д.: ответы детей (если дети не могут отгадать, педагогу необходимо наводящими вопросами подвести к правильному ответу).

В.: Как вы думаете, в какое время года можно увидеть иней?

Д.: ответы детей (зимой, осенью, весной).

В.: Всё правильно! И зимой, и весной, и осенью и даже летом у нас на Севере можно увидеть иней. А где можно увидеть иней?

Д.: Ответы детей (на земле, на домах, на деревьях и т.д.).

В.: Совершенно верно, а также можно увидеть на стекле в окне и даже в холодильнике. А откуда берется иней?

Д.: Ответы детей.

В.: На самом деле иней образуется тогда, когда на улице мороз. Капельки воды, которые находятся в воздухе, превращаются в кристаллы льда и покрывают все поверхности на улице - деревья, дома, траву и т.д. сегодня мы с вами отправимся в мастерскую волшебника Мороза и будем учиться изображать иней на рисунке (входят в зал, где репродукции картин с изображением зимних пейзажей, фотографии лесных пейзажей (деревья, ветки в инее и одна картина деревья в снегу).

В.: Посмотрите ребята на картины и найдите ошибку

Д.: ответы детей (воспитатель вместе с детьми приходят к выводу о том, что на одной из картин деревья в снегу).

В.: Иней на деревьях похож на кружевное платье, легкое и воздушное, а снег похож на меховую шубу. А как вы думаете, каким материалом лучше изображать иней на рисунке?

Д.: ответы детей.

В.: воспитатель предлагает разделиться на подгруппы и попробовать нарисовать разными материалами. Дети делятся на подгруппы и пробуют нарисовать иней - каждая группа разным материалом - восковыми мелками, цветными карандашами, гуашью, акварелью и т.д. Потом сравнивают и приходят к выводу, что этими материалами сложно изображать иней. Необходимо приложить много усилий, чтобы добиться лучшего результата.

В.: Я вам открою секрет о том, что иней лучше всего рисовать манной крупой. Для этого нам понадобится клей, манная крупа, кисточка. Сначала мы тонкой линией обводим ветки дерева, а потом посыпаем всё манной крупой, пока клей не засох. Всю лишнюю крупу стряхиваем. Теперь мы возвращаемся на свои места и начинаем работать. (По ходу работы воспитатель побуждает детей дополнить свои рисунки деталями -солнце, птицы, животные и т.д.).

В конце деятельности или в свободное время дети вместе с воспитателем оценивают работы, обсуждают, что получилось, что было сложно, что еще можно изображать таким способом и т.д.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе

Тема НОД: «Деревья в лесу»

Цель: развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с новыми видами рисования
  • развить интерес к творческой деятельности
  • воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: Альбом, акварельные краски, трубочки для коктейля, стаканчики для трубочек, бумажные салфетки.

Ход НОД:

Прослушивание песни из к/ф "Незнайка с нашего двора"

Воспитатель: - Где водятся волшебники?
В фантазиях твоих!
С кем водятся волшебники
А с тем, кто верит в них!

Воспитатель: - Ребята, вы послушали замечательную песню о волшебниках. А вы верите в волшебство?

(ответы детей)

В оспитатель: - Сегодня мы с вами тоже будем волшебниками, а поможет нам в этом обыкновенная палочка для коктейля. Я вам предлагаю с помощью волшебной палочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок. Но сначала я хочу предложить вам отправиться путешествовать в лес, в котором растут очень красивые деревья.

Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою?...

Все открой, не утаи.

Ты же видишь мы свои.

Воспитатель: - Ребята, а что такое лес? (много деревьев)

Воспитатель: - А какие деревья растут в лесу? (ответы детей)

Отгадывание загадок.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.

Дети: Елка

Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

Дети: Береза.

Что за дерево стоит

Ветра нет, а лист дрожит.

Дети: Осина.

Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.

Догадались? Это…

Дети: Клен.

Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это…

Дети: Дуб.

Игра «Чего не хватает»

Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их, затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку и задает вопрос: «Чего не хватает?» Игра повторяется несколько раз.

Упражнение «Покажи и назови части дерева» .

Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, крону, листья, затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.

Физкультминутка:

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания - руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд -

Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

(Дети выполняют движения, повторяя за педагогом.)

Воспитатель: - Сегодня мы будем с вами рисовать деревья не совсем обычным способом. Мы будем рисовать деревья с помощью нашей волшебной палочки-трубочки. Сначала мы возьмем краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать, создавая ствол. Далее рисуем крону дерева с помощью салфетки. Берем салфетку, сминаем ее и, обмакнув в краску, рисуем крону дерева.

Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?

Дети: - Нужно постараться и выполнить рисунок аккуратно.

Самостоятельная деятельность детей.

В оспитатель объясняет, показывает, проводит индивидуальную работу.

Воспитатель: - Вот и готовы наши рисунки, яркие, нарядные!

Если кто-то из детей не успел дорисовать, дорисовывают. По окончании занятия - Выставка получившихся работ.