Развить музыкальный слух онлайн. Теория музыки: как развить музыкальный слух. Программы и приложения

Музыка - неотъемлемая часть жизни многих людей, но не каждый человек музыкален от рождения. Бывает, слышишь любимую песню и так и хочется спеть вместе с любимым артистом, однако боязнь услышать неодобрительные комментарии уничтожает желание на корню. Однако даже музыкальный слух - всего лишь дело практики и усердных занятий.

Что такое слух?

Самое просто объяснение заключается в том, что музыкальный слух — это определенные навыки и способности, которые позволяют полноценно воспринимать музыку и слышать все ее невероятные звуки или даже мелкие погрешности. Без таких способностей не обходится ни один музыкант, звукорежиссер и даже продюсер.

Абсолютный музыкальный слух

Считается, что натренировать абсолютный слух невозможно, который живет с человеком с самого рождения, и шанс иметь абсолютный слух выпадает одному человеку из десяти тысяч. Что говорит о том, что многие поистине великие музыканты не имели абсолютного слуха. Абсолютный слух заключается в способности определять в точности высоту тона любого звука без помощи эталонов. Проще говоря, это врожденная способность улавливать структуру музыки.

Относительный, или интервальный, слух

Позволяет определять величину музыкальных интервалов, а также воспроизводить их. в данном случае определяется путем сопоставления с эталоном.

Внутренний слух

Данный вид слуха связан с мыслительной деятельностью. Проще говоря, представлять мысленно музыку и отдельные ее составляющие. Зачастую это происходит по нотным записям или просто по памяти.

Интонационный слух

Позволяет воспринимать музыку, определяя ее характер, экспрессию, тон. Самый эффективный способ - специализированный учебный курс сольфеджио. Важно, чтобы направлен он был на эстетическое воспитание, а не техническое.

Ритмический слух

Это способность чувствовать эмоциональную выразительность ритма. Каждый может научиться слышать и чувствовать ритм.

И это далеко не полный список известных человечеству однако это те важные составляющие, на которых базируется классическое понимание музыкального слуха. Натренировав их, человек обретает способность слышать и понимать мелодию. Однако вопрос, если ли музыкальный вкус у конкретного человека, остается открытым.

Человеческий мозг имеет определенные отделы, которые как раз и отвечают исключительно за музыкальный слух. Находится данный участок в слуховой зоне, и чем больше нервных окончаний в нем содержится, тем лучше развит слух у человека. Определить, как обстоит дело со слухом у конкретного человека, можно в домашних условиях, не прибегая к магнитной томографии. Для этого можно просто попробовать повторить услышанную мелодию, пусть это будет припев из любимой песни. Главное - держать ритм. И даже если первый раз оказался провальным, паниковать точно не стоит, лучше потратить силы на усердные занятия и больше тренироваться.

Как начать слышать музыку?

Развитие музыкального слуха - задача, с которой справиться гораздо проще, чем кажется. Идеальный вариант - отправиться на уроки сольфеджио к профессиональному преподавателю. Суть этого предмета как раз и заключается в том, чтобы развивать слух и музыкальную память. Однако, если такой возможности нет, стоит запастись тонной терпения и заниматься самостоятельно. Что же для этого нужно?

  • Первый способ - любой музыкальный инструмент. Этот вариант один из самых доступных и эффективных. Развивает все перечисленные выше виды слуха. Хотите натренировать их по максимуму? Учитесь играть на любом инструменте. С самого детства мечтали научиться играть на гитаре? Настало время сделать это. Благодаря занятиям вы не только на слух запомните, как должна звучать каждая нота, но и отлично натренируете чувство ритма и наконец-то начнете понимать музыку. Такой вариант подойдет для особо терпеливых и тех, у кого достаточно времени.

  • Второй способ - пение. Самый простой и очевидный метод развить музыкальный слух. Для этого понадобится наличие пианино, но не пугайтесь, если дома такового не имеется. К счастью, мы живем в современном мире, который дает нам возможность воспользоваться бесплатными онлайн-версиями, которых пруд пруди на просторах Интернета. Развитие слуха начинается с гамм, ежедневно играйте и пойте их вместе с фортепиано. Когда мастерство будет отточено и с гаммами вы будете чувствовать себя уверенно, приступайте к следующему этапу - интервалы, аккорды или мелодии. Важно побороть в себе стеснение, если от этого чувства не избавиться, то занятия будут бессмысленны. Выбирайте такое время для занятий, чтобы никого не было дома.
  • Третий способ - упражнения, которые очень напоминают медитацию. Такой способ отлично помогает развить именно внимательность к звукам, возможность вслушиваться в мелодии и понимать их. Привыкли бродить по улице в наушниках? Пора прекращать это занятие. Оставьте наушники дома, прогуляйтесь без них, стараясь прислушиваться ко всем доносящимся звукам. Неважно что это будет, обрывки диалогов, звуки большого города, шум лесных деревьев, хруст снега или шорох листьев. Только обращая внимание на все окружающие звуки, вы поймете, как их много вокруг. Такое упражнение можно проводить и в домашних условиях, не поленитесь потратить пять минут в день, чтобы послушать, как шумит вода, как жужжит холодильник, шум с улицы, лай соседской собаки.
  • Четвертый способ - вслушивайтесь в голоса. Пусть даже обычный разговор с человеком станет упражнением. Вслушивайтесь в голос вашего собеседника, старайтесь запомнить его звучание. Такую манипуляцию можно проворачивать и при просмотре фильмов, запоминая голоса актеров. После можно провести маленький экзамен, пытаться угадать актера только по голосу.
  • Пятый способ - думайте при прослушивании музыки, учитесь слышать ее. Почти каждый современный человек скажет, что слушает музыку каждый день, по пути на работу/учебу/в магазин. Для многих это способ отвлечься, и это здорово, что можно слушать музыку и не думать ни о чем. Но мы ставим цель развить музыкальный слух, поэтому теперь вам нужно не просто слушать музыку, а пытаться услышать ее, вникнуть в суть и структуру. Тренируйтесь отличать музыкальные инструменты друг от друга. Такое упражнение не только способствует развитию слуха, но и научит более тонко слышать музыку, замечая все детали, что подарит еще большее наслаждение при прослушивании. Впоследствии вам захочется более сложных композиций, и это здорово, ведь это значит только, что прогресс есть и вы не стоите на месте.
  • Шестой способ - учитесь чувствовать ритм. С этой целью отлично справляется такой прибор, как метроном. Работа с этим приспособлением крайне проста - отстукивайте пальцем или рукой ритм, который задает метроном. Как только с этим упражнением вы начнется справляться на отлично, следует перейти к распознаванию ритма в мелодиях. Начинать следует с композиций, в которых присутствуют барабаны, по этому музыкальному инструменту распознать ритм в разы проще. Самый сложный уровень в распознавании ритма - классическая музыка. Не менее эффективный ответ на вопрос, как развить музыкальный слух, - танцы. Практиковаться можно как и на занятиях с тренером, так и дома самостоятельно. Во время танца попробуйте словить ритм и двигаться в такт музыке.

  • Седьмой способ - поищите источник звука. В этом упражнении можно попросить поучаствовать кого-нибудь из домочадцев. Суть упражнения следующая: закройте глаза и попросите своего ассистента издавать звуки из разных частей комнаты. Ваша задача - угадать, откуда идет звук. Такое несложное задание больше похоже на детскую игру, однако задача в разы усложняется, если попросить помощника выходить за пределы комнаты и двигаться по всей квартире. Если ассистента не имеется, можно просто выйти на улицу, присесть на лавочку в оживленном месте, прислушиваться к окружающим звукам.

Проверка на наличие слуха

Для того чтобы достоверно определить, есть ли музыкальный слух у человека, следует обратиться к преподавателю, самостоятельно сделать это будет непросто. Наличие слуха диагностируется по следующим критериям:

  • Оценка интонации.
  • Развитость музыкальной памяти.

Упражнения

Проверка музыкального слуха и заключается в следующем упражнении: преподаватель отстукивает каким угодно предметом определенный ритм, а испытуемый должен его повторить максимально достоверно. Если ритм был воспроизведен без нареканий, это свидетельствует о наличии слуха. Упражнения можно усложнять, для того чтобы определить уровень развитости слуха.

Оценка интонации заключается в том, что педагог напевает знакомую мелодию и просит испытуемого ее повторить. Это упражнение позволяет также выявить вокальные способности. Но это упражнение не главный показатель в проверке слуха. Даже при слабом и не очень чистом голосе у человека может быть развит отличный слух, который позволит без проблем освоить игру на каком-либо инструменте.

Все еще задаетесь вопросом, как проверить музыкальный слух? Есть ответ: музыкальная память или так называемая игра в прятки. Упражнение крайне простое: испытуемый поворачивается спиной к инструменту, в то время как преподаватель нажимает любую из клавиш. Задача проверяемого - отыскать ту самую клавишу по памяти. Если человек способен в точности отгадать все ноты при нажатии на клавишу и прослушивания звука, он обладает отличным музыкальным слухом.

Тренировка слуха - это сложный процесс, который сопровождается включением мозга, а не бездумными упражнениями. Это значит, что даже получение элементарных знаний о музыке уже способствует развитию музыкальных способностей. Начните с простой нотной грамоты, изучайте классическую музыку. Богатство звуков, гармония, звучание инструментов - то, что так необходимо желающим развить музыкальный слух.

Все любят музыку, но далеко не каждый человек является музыкальным от рождения. Бывает, наступает момент, когда в эмоциональном порыве хочется исполнить пару строчек из свежего хита Майли Сайрус. Однако после перформанса приходится ловить на себе сочувствующие взгляды и слушать неодобрительные комментарии. Чтобы этого не допустить, нужно разобраться, что такое музыкальный слух и что делать, если у вас его нет.

Кому-то абсолютный слух дан от природы, кто-то воспитал его
со временем

Музыкальный слух - довольно широкое понятие, вмещающее в себя целый список способностей, позволяющих полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать её достоинства и недостатки. Хорошо развитый музыкальный слух является жизненно важной способностью музыкантов, продюсеров, звукорежиссеров. Кому-то он дан от природы, кто-то воспитал его со временем. Любому творческому человеку, даже и несвязанному с музыкой, не помешает добавить в свою копилку скиллов и этот. Недавно специалисты доказали , что музыкальный слух даже помогает осваивать иностранные языки.

Научно установлено, что в мозгу есть определённый участок, отвечающий за музыкальный слух. Этот пучок расположен в слуховой зоне: чем он объёмнее и чем больше нервных волокон содержит, тем лучше развит у человека слух. Как же определить, есть ли у вас слух и как обстоит дело с вашими нейронами в той самой области мозга? Для этого не обязательно идти и делать магнитную томографию, достаточно попытаться точно повторить услышанную мелодию, например, из припева песни Reflektor группы Arcade Fire, при этом стараясь удержать ритм. Не получилось с первого раза - не расстраивайтесь. Вероятно, у вас нарушена координация в работе слухового или голосового аппаратов, и вам нужно больше тренироваться.

Мне кажется, точно определить, есть ли у вас слух или нет, помогут профессионалы. Но, в любом случае, нет смысла отчаиваться, потому что это всё можно развить. Главное, чтобы было желание.

Существуют несколько разновидностей
музыкального слуха:

Абсолютный слух

Это способность точно определять высоту тона (музыкальную ноту) любого звука, не прибегая к сопоставлению его с каким-либо эталоном. Считается, что этот талант - врождённый и присутствует у 1 из 10000, и даже большинство из величайших музыкантов в мире не имеют абсолютного слуха.

Относительный (или интервальный)

Слух, способный определять и воспроизводить музыкальные интервалы в мелодиях, аккордах и т. д. При этом высота звука определяется путём его сравнения с эталоном.

Внутренний слух

Способность к ясному мысленному представлению (чаще всего - по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических построений.

Интонационный слух

Вид восприятия музыки, позволяющий понимать её характер, экспрессию.

Ладовый слух

Умение слышать, разделять и определять различия в аккордах, созвучиях и отрезках мелодии, например, их устойчивость и неустойчивость.

Ритмический слух

Способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

Также мастера вокала и музыковеды выделяют гармонический, полифонический, ритмический, фактурный, тембральный и архитектонический слух

Поставив себе серьёзную задачу - во что бы то ни стало натренировать свои уши, конечно, нужно обратиться к специалисту и найти преподавателя по сольфеджио (есть такая специальная дисциплина, предназначенная для развития слуха и музыкальной памяти).

Лучше всего пойти к опытному частному преподавателю и хорошо бы начать осваивать нотную грамоту вместе с желаемым инструментом. Вас научат различать ноты и интервалы, а далее и аккорды целиком, тональности и как с этим всем можно обращаться. Я пошёл на сольфеджио, когда у меня самого возник интерес. Каждое занятие мозг вспухает от новой информации и начинает её болезненно обрабатывать. Самое полезное в сольфеджио для музыканта - это практические занятия, когда тебя на слух натаскивают определять ноты и их соотношения - интервалы, аккорды и т. п.

Самое элементарное упражнение - это, наверное, просто пропевать гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си) в унисон под фортепиано. Также я бы посоветовал на слух подбирать на инструменте мелодии из любимых треков, пока не будет получаться один к одному. Вдвойне полезно заниматься под метроном и уделять отдельное время упражнениям на чувство ритма.

Позанимавшись некоторое время, начинаешь слышать структуру композиций на гораздо более тонком уровне. Просто слушаешь музыку и адски во всё врубаешься! Отмечаешь крутые ходы или, наоборот, простые, элементарные. В общем, воспринимаешь всё более проницательно.

7 программ и приложений

Если на преподавателя нет времени, можно попробовать натренировать музыкальный слух с помощью специальных веб-сервисов, программ и приложений, которых в последнее время появилось масса. Мы подобрали некоторые из них.

Чтобы натренировать слух и научиться различать и определять интервалы, аккорды, тембры, ритмы и другие базовые элементы музыки, необходимо много практиковаться. Для таких практических занятий просто необходимо иметь партнёра-аккомпаниатора, который играл бы на инструменте те самые интервалы и аккорды для угадывания. Сервис Ear Teach позволяет тренироваться самостоятельно, чётко отслеживая свой прогресс. Программа существует как в веб-версии, так и в виде отдельной программы (правда, пока только для Windows).


Theta Music Trainer - ресурс, включающий в себя несколько десятков флеш-игр для развития слуха, большинство из которых интуитивно понятны. В некоторые игры можно играть бесплатно без всякой регистрации, для доступа к другим придётся ввести свои данные. Для полноценного прохождения всего курса и доступа ко всем материалам сайта нужно завести платный аккаунт (за $7.95 в месяц или $49 в год).


EarMaster 6 - это последняя версия обучающей программы датских разработчиков. В ней вы найдёте 2000 уроков и упражнений, как для самых начинающих, так и для опытных музыкантов. Подключив к своему компьютеру микрофон, вы можете напевать мелодии по нотам, отображающимся на экране. Программа в свою очередь оценит ваш слух, выдав подробный отчёт о попаданиях в тона. Стоимость: €47.95


Auralia 4 - серьёзная программа, которая содержит 41 тему, охватывающую основы сольфеджио: интервалы и гаммы, аккорды и их последовательности, ритмы, гармонии и мелодии. Auralia позволяет устраивать самому себе мелодические диктанты, подключать MIDI-клавиатуру и микрофон. $99.00


Pitch Improver

Простой сборник базовых упражнений, предлагающих воспроизвести мелодии по слуху. Нажмите кнопку Play и попытайтесь повторить услышанное на виртуальных клавишах. Первая нота отмечена буквой, а остальные подсвечены зелёным. Чтобы пройти на следующий уровень, нужно безошибочно сыграть все ноты. Pitch Improver можно попробовать в сетевой версии, а также загрузить на смартфон

Фонематическим (речевым) слухом называют возможность уловить и идентифицировать звучание (фонемы) родной речи, определять смысловую нагрузку слов, предложений, текстов. Такая разновидность слуха позволяет отличить громкость разговора, интонацию, голосовой тембр.

Говорят, что ребенок получает с рождения абсолютный слух. Однако, не поддерживая и не развивая его, с возрастом «абсолютность» постепенно сходит на нет. Чтобы этого не произошло, слух необходимо всесторонне развивать.

Еще неродившийся ребенок способен слышать огромное количество звуков. Среди них – сокращения сердца матери, шум околоплодных вод, внешние звуки. При рождении малыш способен слышать даже то, на что взрослый человек вряд ли обратит свое внимание. Особенность взрослого – акцентировать внимание только на тех вариантах звука, которые в данное время ему необходимы, при этом совершенно игнорируя остальные. Только что родившийся ребенок еще не умеет сосредотачивать свое внимание и разделять звуки на нужные и ненужные. Этому он должен научиться.

Фонематический слух как раз и помогает выделить из обычного шума отдельные звуки. Для начала малыш начинает определять отдельные звуки, которые он слышит наиболее часто: это голоса родителей, собственное имя. Именно поэтому зачастую первым произнесенным словом малыша является слово, слышимое им чаще всего.

Если в раннем детстве ребенка окружают музыкальные звуки, в том числе и колыбельные, которые поет ему мама, можно говорить о том, что в будущем у малыша может закрепиться и музыкальный слух. Конечно, такой слух также нужно развивать: вместе с ребенком слушать и разбирать музыкальные произведения, осваивать ритмы, чего можно добиться простыми игровыми танцами с ребенком. Малыш должен научиться отличать добрую музыку от агрессивной, задорную от грустной и т. д.

Что ожидает ребенка, если не уделять внимания развитию его слуха? Приведем пример: в глухонемой семье появился малыш, способный как слышать, так и говорить. Разговор он слышит не так часто, как это необходимо, не понимает его значимость в социальном мире, он теряет способность различать звуки, тем более повторять их и использовать для собственного общения. Как правило, такие детки либо вовсе не умеют говорить, либо делают это недостаточно хорошо.

По этим же причинам изучать иностранный язык намного легче, находясь в среде, где все окружающие общаются на данном языке. У любого человека присутствует природный дар подражания и улавливания звуковых отличий.

Упражнения на развитие речевого слуха необходимо проводить, начиная уже с того момента, когда ребенок начинает реагировать на звуки, сначала показывая ему источник звучания, в дальнейшем объясняя, что и как позволило воспроизвести данный звук. Как определить, достаточно ли развивается фонематический слух у вашего малыша? Мы приведем вам несколько занятий, которые можно применять как в качестве диагностики развития, так и в развивающем плане. При выполнении упражнений учитывайте возраст ребенка: трехлетний малыш может не справиться с последним упражнением, но если это происходит в 6-7 лет, развитию его слуха необходимо срочно помогать.

Во-первых, следует научить ребенка разделять речь среди остальных звуков.

  • Что за звук?

Это занятие предполагает три варианта сложности:

  1. Звук погремушки, звонка или свистка?
  2. Звук ключей от квартиры, стук ложкой по тарелке или перелистывание книги?
  3. Коробок со спичками, с песком или с камушками?
  • Какая погода?

Занятие в форме игры, проходящее во время прогулки в погожий день. Взрослый тихонько пошатывает погремушкой (хорошая погода), затем резко встряхивает её, издавая сильный звук (пошел дождь) и просит малыша подбежать и якобы укрыться от мнимого дождика. Необходимо объяснить ребенку, что он должен прислушиваться к звукам погремушки и, в зависимости от интенсивности звуков, «прогуливаться», либо «спрятаться».

  • Отгадай действие.

Несколько деток сидят на стульях. Ручки лежат на коленках. Взрослый сильно ударяет по барабану, детки поднимают ручки вверх. Если удар слабый, ручки поднимать не нужно.

  • Отгадать инструмент.

Взрослый должен ознакомить деток с популярными музыкальными инструментами. Это может быть свисток, гитара, свирель, барабан, пианино. Необходимо воспроизвести звук каждого из них. Затем взрослый прячется за перегородку и издает инструментальные звуки, при этом детки должны отгадать, какой именно инструмент звучал.

  • Отгадать направление звука.

Ребенок зажмуривается, а взрослый в это время свистит в свисток. Малыш должен определить, откуда раздается звук. Не открывая глаз, он должен развернуться и ручкой указать направление.

Лишь тогда, когда малыш научиться разделять звуки, можно переходить к дальнейшим упражнениям. Теперь настал черед объяснить, что одинаковый звук может иметь различное звучание:

  • а-а-а – показываем доктору горлышко;
  • а-а-а – убаюкиваем куклу;
  • а-а-а – что-то болит;
  • о-о-о – бабушке тяжело нести сумку;
  • о-о-о – удивление;
  • о-о-о – поем песенку.

Для начала малыш учится повторять звуки самостоятельно, затем пытается угадать, что данным звуком хочет сказать взрослый.

Чтобы малыш легко ориентировался в многообразии различных звуков, взрослый должен рассказать, как воспроизводится тот или иной звук. Для этого необходимо продемонстрировать важность губ, языка, зубов: лучше для этой цели использовать зеркало. Малыш учится распознавать и произносить звуки, начиная с гласных, постепенно усложняя употреблением согласных звуков.

После усвоения таких знаний необходимо приступать к разработке слуховой памяти – возможности составлять из звуков слова. Здесь важно не только слышать набор звуков в словах, но и запоминать их порядок. Начинать следует с простых коротких слов, произносимых в следующем порядке:

  • бим-бом-бум;
  • рок-рак-рык;
  • так-ток-тук;
  • рука-мука-щука;
  • лоза-коза-гроза;
  • банка-манка-ранка.

Можно предложить малышу после прослушивания ряда слов выделить из него лишнее (так разрабатывается чувство рифмы):

  • гора-нора-перо;
  • смех-снег-солнце.

Можно поупражняться в разгадывании загадок, ответ на которые должен звучать в рифму. К примеру: с двух сторон брюшко и четверо ушек, а как зовут её? По-душ-ка!

Представляйте, что вы находитесь на детских соревнованиях и болеете за какую-нибудь команду. Хлопаем в ладоши и с расстановкой произносим: мо-ло-дец, по-бе-дим, ве-се-лей, до-го-няй. Таким способом можно обучить малыша разделять слова на слоги.

Такие простые игровые занятия не только обязательно понравятся малышу, но и расширят его фонематический слух. Начиная с несложных упражнений, таким образом можно подготовить ребенка к более сложным занятиям.

Упражнения для развития музыкального слуха

Поддержка музыкальной формы слуха требуется каждому человеку, который любит и уважает музыку либо занимается активным творчеством. Разберемся в понятиях относительного и абсолютного слуха.

Ноты, собственно, являются определенными звуковыми сигналами, которые различаются по частоте звучания. Наличие у человека абсолютного слуха позволяет без ошибки отделить из многочастотного воспроизведения основную тональность.

Относительная форма музыкального слуха позволяет определить сравнительные характеристики нот и их соотношение между собой. Говоря более простым языком, чтобы назвать необходимую ноту, такому человеку необходимо услышать другую, желательно рядом стоящую ноту.

Огромная роль в изучении музыкального развития детей принадлежит известному советскому педагогу В. В. Кирюшину, который вместо скучных и малопонятных занятий сольфеджио читал детям ряд придуманных им сказок. Дети с удовольствием не только слушали, но и запоминали рассказанное, ведь в сказках было столько интересного: приключения добрых зверушек-интервалов, МИшка, который выращивал РЕпку, борьба диссонанса и консонанса, драконы-септимы с семью головами и многое другое. Такие сказки оказались крайне действенными и позволяли ребенку с легкостью и удовольствием осваивать музыкальную грамоту.

Начинать занятия по схеме Кирюшина возможно практически с первых дней жизни ребенка. В интернете представлено достаточно много материала о системе знаменитого педагога: сборники его сказок, музыкальные произведения для детей, занятия по самостоятельной игре на музыкальных инструментах.

Хорошо воспринимается детьми и система обучения Иланы Вин. Так, её книга «Как ноты познакомились» получила позитивные оценки многих музыкальных педагогов.

В домашней практике можно применять некоторые простые упражнения, подсознательно развивающие слух:

  1. Когда прогуливаетесь по улицам, прислушивайтесь к тому, что говорят прохожие. Короткие выдержки из фраз, обрывки слов – все это поможет вам в дальнейшем запоминать звуки и быть внимательным к ним.
  2. Пытайтесь запоминать тембр голоса тех людей, с которыми вам приходится общаться. В чем суть такого упражнения? Каждый голос индивидуален, он имеет свои присущие только ему черты и манеру, интонацию и произношение. Это позволит вам идентифицировать и запоминать варианты звучания. Некоторые люди, едва услышав чужую речь, могут без ошибки определить, откуда человек родом, и даже угадать многие его личные качества.
  3. Хороший эффект наблюдается при угадывании говорящего человека по голосу. Это своеобразная игра, и даже довольно любопытная.
  4. Попробуйте определять знакомых и друзей по звуку шагов.
  5. Прослушайте фрагмент музыки и постарайтесь напеть её по памяти, максимально попадая в ноты.
  6. И, наконец, заучивание песен: это развивает музыкальную память. Заучивая музыкальное произведение, повторяйте неудавшийся участок мелодии до тех пор, пока не станете повторять его без ошибок.

Также известно множество компьютерных программ, направленных на развитие музыкальной формы слуха: это «Музыкальные аркады», «Ear Master Pro», «Музыкальный экзаменатор», «Ухогрыз» и пр. Такие программы не стоит рассматривать, как основной инструмент для саморазвития, а всего лишь, как дополнение к общему обучению.

Относительно музыкального развития ребенка следует отметить, что зачастую даже наиболее способные с точки зрения педагогов дети неохотно соглашаются заниматься музыкой. В таких случаях посоветовать можно лишь одно: никогда не заставляйте малыша заниматься насильно (мол, подрастет, сам «спасибо» скажет). Постарайтесь заинтересовать ребенка, продемонстрировать ему наиболее привлекательные и забавные стороны таких занятий: у ребенка должна появиться мотивация и личный интерес к музыке.

Упражнения для развития фонетического слуха

Крайне необходимо развивать ребенка после 4-х лет, активизируя его речь, расширяя словарный запас, делая речь более выразительной, тренируя связность высказываний и изложение своих эмоций и ощущений. Необязательно для этого заставлять малыша выполнять какие-либо упражнения: достаточно ненавязчиво общаться и играть с ребенком.

Применяйте в своих играх все то, что малыш наблюдает вокруг себя в повседневной жизни. Ребенок должен знать не только, что такое автобус, но и то, что у автобуса есть руль, колеса, двигатель и выхлопная труба; у домика есть фундамент, стены, крыша и подвал. К тому же, дети должны хорошо ориентироваться не только в цвете предметов, но и в их оттенках: темно-синий, пастельный, бордовый.

Часто предлагайте ребенку описать выбранный предмет, придумать, для чего он может быть применен, из чего сделан и пр. Задавайте малышу вопросы: «Что может быть большим?» - «Гора, слон, дом…» - «Может ли слон быть больше, чем дом? В каких случаях?». Либо: «Что может быть холодным?» - «Зима, мороженое, лед…». Таким образом ребенок научится сравнению, обобщению.

После того, как взрослый прочитает ребенку сказку, следует задавать наводящие вопросы, которые не только будут тренировать его память, но и сформируют связь слов и словосочетаний, определят последовательность фраз и действий. К примеру, спросите: «Куда отправилась Красная Шапочка? Что она несла с собой в лукошке? Серый волк, который встретился ей на пути, плохой или хороший? Почему?». Точно так же можно попросить пересказать мультипликационный сюжет, содержание детского спектакля.

Хороший эффект наблюдается от придумывания собственного сюжета, составленного, например, по картинке или игрушке. Сравнивайте картинки: «Здесь нарисован мальчик, он улыбается. А здесь нарисован щенок, он играет. Мальчик радуется, что у него есть щенок, с которым можно играть».

Полезно записывать разговор ребенка на диктофон, а затем вместе с ним прослушивать запись. Слова, которые малышу не удаются, необходимо повторять заново.

Упражнения для развития слуха помогут не только разумно воспроизводить звуки, но и развить слуховое восприятие, идентифицировать практически неуловимую разницу в звуках. Помните, что такой дар присутствует у огромного большинства детей: задача взрослых – сохранить и поддерживать эту способность.

Музыкальный слух не является исключительно врожденной способностью . Его можно сформировать и уже в зрелом возрасте , разница лишь в том , что дети легче и быстрее обучаются . Приложив достаточно усилий и терпения , вы сможете научиться слышать музыку , главное – перестать навязывать себе , что у вас ничего не выйдет только потому , что нет таланта с рождения .

Слух , как и другая способность , развивается тогда , когда ей активно пользуешься . Это значит , чем больше вы будете заниматься , тем сильней будет совершенствоваться ваш слух . Чтобы развить музыкальный слух , нам необходимо выработать в себе чувство ритма , воспитать мелодичность и открыть внутренний слух .
Тренируем ритмичность и ощущения темпа , начинаем с легких ритмов и медленно , затем ускоряем :
  1. Читаем стихи по слогам под музыку.
  2. Хлопаем под любимую и хорошо знакомую мелодию.
  3. Создаем ритмический рисунок, маршируем при этом. Счет 1-4, на первый и третий удар притопываем сильнее, потом сменяем и делаем ударение на второй и четвертый. Тренируйтесь под разную музыку.
  4. Слушайте мелодии со сложными ритмами.


Чтобы сформировать в себе мелодичность , необходимо понимать структуру мелодии , движение музыки . Различать , когда мелодия идет вниз , а когда вверх и насколько . Для развития мелодичного слуха нужно заняться сольфеджио . Если у вас нет возможности заниматься с профессиональным педагогом , воспользуйтесь специализированными сайтами или программами (например, – тренажер для развития музыкального слуха ). Внутренний слух – это ваше восприятие и воссоздание музыки в голове , мыслях , фантазии . Как вы представляете себе музыку , как ее ощущаете и запоминаете . Для этого необходимо развивать память , воображение и музыкальный вкус . А так же вам поможет сольфеджио . Вам необходимо на слух научится определять интервалы , ритмы , ноты , аккорды .


Если у вас отсутствует согласование голоса и слуха , грубо говоря , поете фальшиво , то это уже свидетельствует о том , что музыкальный слух у вас точно есть . Вы же слышите , что поете мимо нот . Но научится поспевать за музыкой реально . Что необходимо для этого ? Во –первых , перестать думать о слонах и медведях , которые прошлись вам по ушам . Слух у вас есть . Во –вторых , тренировать координацию . Первым делом нужно выучить музыкальную грамоту и учиться петь в ноты в пределах одной октавы :
  1. Поем гамму : до , ре , ми , фа , соль , ля , си , до и наоборот . Повторять не меньше 20 раз , пока не зафиксируете в памяти звучание каждой ноты .
  2. Хроматическая гамма – движение по полутонам или состоящая из полутонов . Полутона – самые близлежащие звуки . Нажимаем подряд все клавиши . Чтобы чисто их пропеть , нужна колоссальная концентрация и внимательность .
  3. Изучайте классическую музыку , в ней самая выразительная и богатая мелодия .
готовы тренироваться каждый день . Вам предстоит перевести свои навыки в умения и довести их до автоматизма .
Успехов вам и вдохновения !

Многие люди, особенно новички, которые хотят научиться петь, задают вопросы: "А стоит ли мне вообще начинать учиться петь, если у меня нет музыкального слуха, если медведь наступил мне на ухо и я, хоть убей, не попадаю в ноты!?"

Задам встречный вопрос: А как Вы определили, что не попадаете в ноты? Уж не на слух ли?? Вот-вот.

А это уже говорит о том, что слух у вас есть! Ведь ни один новичок без слуха не станет утверждать, что идеально попадает в ноты, потому что слышит это "непопадание" при пении.

Так в чем же причина? Почему мы, новички, берем ноты фальшиво, раз у нас есть слух?? А все дело в отсутствии координации между слухом и голосом . И эту координацию надо развивать так же, как малыш развивает координацию движения: учится ходить, бегать и т.д.

Первое, что необходимо сделать - это осознать, что музыкальный слух можно развить. И тот факт, что на данный момент у Вас нет слуха, еще не является для Вас приговором.

Здесь я собрал действенные советы и упражнения, которые помогут развить музыкальный слух новичку. Для некоторых упражнений Вам понадобится пианино или midi-клавиатура.

Если у Вас нет ни пианино, можете воспользоваться пианино-онлайн - Pianoplays.com. Кто не знает названий и расположений нот на пианино - вот картинка:

1. Пение гамм

Сыграйте на пианино одну октаву от ноты До:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

Теперь пропойте эту гамму, каждую ноту в отдельности. Можно пропеть по названиям нот, а можно на любую удобную гласную. Не думайте о том, чтобы голос звучал красиво - наша с Вами задача на данном этапе состоит в том, чтобы голос попадал в ноты.

Теперь пропойте все в обратном порядке, одновременно, конечно, с пианино (или гитарой):

до-си-ля-соль-фа-ми-ре-До.

Старайтесь петь ноты с опорой на дыхание (см. урок "Как самостоятельно поставить голос? ").

Вначале голос не будет попадать в ноты, и это нормально. Ведь мы только начали развивать музыкальный слух . Повторяйте это упражнение столько раз, пока не начнете более-менее попадать в ноты, играемые на пианино.

После того, как Вы почувствовали, что начало получаться, попробуйте пропеть всю гамму уже самостоятельно, без помощи клавиш пианино. Сверьте последнюю пропетую ноту с соответствующей клавишей пианино - ну, что, звук более-менее одинаковый - уже лучше!

2. Пойте в "унисон" с любимым певцом

Включите любимую песню и начинайте петь ее в унисон с исполнителем. В унисон - это значит, что голос должен как бы слиться с исполнителем. Возьмите, например, припев любимой песни, послушайте его несколько раз, а потом пойте этот припев уже вместе с Вашим кумиром до тех пор, пока Ваш голос не начнет "сливаться" с ним.

3. "Подъезжаем" к ноте

Еще один способ, касающийся вопроса "", состоит в следующем. Возьмите на пианино какую-нибудь ноту, например, "Соль". И голосом "подъезжайте" к этой ноте, например, на гласной А. Тяните эту гласную все выше, как сирена, пока не услышите, что слились в унисон с нотой "Соль".

Теперь попробуйте другие ноты, попробуйте также поменять гласную:

4. Играем и поем интервалы от "До"

Мы не будем сейчас вдаваться в подробности теории музыки (об этом будет отдельный раздел), просто скажу, что интервалом в музыке называется "промежуток между нотами" .

Итак, мы будем играть и, соответственно, пропевать следующим образом (играем только по белым клавишам, черные в данном уроке рассматривать не будем, дабы не запутаться).

Берем ноту "До", рядом "ре" и возвращаемся опять к "До".

"До-ре-до "

(Здесь мы будем всегда возвращаться к До). Пропели.

Теперь играем и поем:

"До-ми-до "

"До-фа-до ",

"До-соль-до ",

"До-ля-до ",

"До-си-до "

Соответственно, пропеваем эти ноты вместе с тем, как играем.

Если у Вас не получается попадать голосом в играемые ноты, попробуйте использовать метод "подъезда" к ноте (см. пункт 4.). То есть, "подъезжаете" к каждой отдельной ноте, запоминаете, как они должны пропеваться, и выполняете упражнение заново.

Заключение

Надеюсь, я просветил Вас немного о том, как развить музыкальный слух . Тренируйтесь и упражняйтесь. Я всегда говорю в своих уроках, и скажу еще раз: Самое главное в любом деле - это практика, опыт и, конечно же, непреодолимое желание научиться любимому делу!

Переходим к следующему уроку, где Вы узнаете много интересного, а также некоторые секреты, которые я открою только Вам!