Разница шестиструнная и семиструнная гитара. Какую гитару лучше купить, выбрать? Классические, акустические

Ни один музыкальный коллектив не может обходиться без этого предмета. Созданная много столетий назад, гитара (семиструнная) нашла свое место и в современном мире. Она звучит как аккомпанемент или сольный инструмент в разных направлениях и стилях, а созданная относительно недавно электрическая гитара и вовсе оказала весомое влияние на развитие массовой культуры.

С чего все начиналось

История создания гитары уходит корнями в прошлые века, а среди стран, в которых упоминается ее первое использование в качестве музыкального инструмента, называют Индию и Древний Египет. Тогда гитара имела округлый корпус с натянутыми на длинной шейке струнами. Сам корпус был достаточно прочным, и изготавливался из засушенной тыквы или панциря черепахи.

В России семиструнная гитара появилась в конце XVIII века. Примечательно, что исследователи не могут назвать точного времени и судьбы ее становления, однако упоминают имя Андрея Сихры. Он первым открыл гитарное искусство. Занимался обработкой народной музыки, издавал соответствующие журналы, преподавал в школах. Им же была добавлена басовая струна, отличавшая строй привычной гитары.

Благодаря этому в последующие столетия семиструнная гитара получила широкое применение, долгое время оставаясь ключевым музыкальным инструментом. В XX веке западная культура “перебралась” в нашу страну, а потому семиструнная гитара уступила место классической. По мнению исследователей, сегодня часто их сопоставляют, хотя каждой свойственен ряд признаков и свои художественно-технические особенности.

Применение в народных массах

Традиционно в России использовалась именно гитара семиструнная, когда речь шла об исполнении русских романсов или народных песен. Она нашла свое применение и в так называемом “цыганском” песенно-музыкальном жанре. Специально для нее многие композиторы, включая Алексея Агибалова и Игоря Рехина, создавали концертные сочинения.

Особенности строения

Конструкция семиструнной гитары состоит из стандартного “набора” основных составляющих. У каждого из них - свои функции. Сюда неизменно входят металлические струны, гриф и пружины. Последние, в частности, обязаны соответствовать разработанной системе Шерцера, согласно которой они располагаются параллельно друг другу.

Настройка семиструнной гитары в домашних условиях - особо интересное занятие для тех, кто увлекается музыкой, но не является профессионалом в этом деле. Стоит обрадовать всех любителей: ничего сложного в настройке нет. Запомните несколько простых правил.

Струны настраиваются, исходя из принципа соседствующих струн, когда сравнивается высота их звучания. Так, одна остается открытой, а вторую следует зажать на определенном ладу. Только так достигается их звучание в унисон. Первая гитарная струна всегда является опорной. Существуют рекомендуемые стандарты относительно повторов интервалов и тонов первой октавы, а также последующих полутонов. Наряду с этим известны различные вариации, не дающие точной настройки, связанные с толщиной струн. Так, к примеру, по сравнению с любыми другими басовые струны требуют более тщательной настройки.

Гитара (семиструнная) обладает собственным строем. Стандартно последовательность тонов определяется наивысшей струной по тону. Чаще всего таковой является "Ре" (первая октава). Известны смешанные строи, образованные по мажорному звучанию в иной тональности.

Современная гитара семиструнная разделяется по нескольким подвидам. Все они в одинаковой степени широко применимы, но непохожи по строю, нотации, длине и мензуре. Существуют большие, терц- и кварт-гитары. Последние, как правило, считаются ансамблевыми инструментами. Они позволяют расширять диапазон звуков, что в итоге обогащает весь гитарный ансамбль.

Классический вариант: чем мы хуже?

Как и семиструнная, шестиструнная гитара расценивается в качестве основного струнно-щипкового музыкального инструмента. Ее особенность заключается в больших исполнительских возможностях и богатом разнообразии тембров. Обратите внимание на несколько отличительных характеристик.

Являясь акустическим инструментом, шестиструнная гитара способна усилить звук благодаря деревянному корпусу. Чаще всего он изготавливается из прочных древесных пород - палисандр, красное дерево, кедр, ель. При этом используются струны разных материалов и составов: карбон, нейлон, а также металлические и жильные струны.

Классическая шестиструнная гитара не требует дополнительного применения усилителя или микрофона, хотя в большом помещении они все же могут использоваться. Для усиления звука вместо нижнего порожка устанавливаются контактные датчики. Для удобства игры на такой гитаре используется подставка для ног, которая сегодня чаще заменяется подставкой для колена.

Правильный подбор инструмента имеет первостепенное значение для начинающего музыканта, поскольку именно от этого фактора зависит темп обучения. В частности, многие новички сталкиваются с проблемой, связанной с выбором гитары в зависимости от количества струн, которых может быть 6 или 7. И перед тем, как делать окончательный выбор в пользу того или иного варианта, нужно разобраться в разнице между шестистрункой и семистрункой, связанной с особенностями звучания этих музыкальных инструментов.

Разница между шестиструнной и семиструнной гитарами

Шестиструнная (классическая или испанская) гитара появилась примерно в конце XVIII веке в Испании, что ясно из ее названия. После этот музыкальный инструмент претерпел определенные конструктивные изменения, в результате чего его современный облик был окончательно сформирован к XIX веку. Инструмент с 6 струнами имеет квартовый строй (за исключением одной пары струн, которые настроены в терцию). Подобный строй позволяет и аккомпанировать, и исполнять песни, отличающиеся легкостью игры полифонических произведений.

Семиструнная (русская или цыганская) - это гитара с одной дополнительной струной, которая появилась именно на территории России. Вследствие появления 7 струны изменился строй этого музыкального инструмента - он стал терцовым (исключение составляют две пары струн, которые настроены в кварту). Это повлияло на технику игры - брать аккорды стало еще легче, а акцент сместился в сторону аккомпанемента (как правило, романсов). Помимо этого, особый строй позволяет извлекать необычные призвуки - обертоны, которые очень схожи с народной русской музыкой.

Какая гитара лучше подойдет начинающему музыканту

Можно выделить 3 главных аргумента в пользу выбора именно шестиструнной гитары для новичка:

  • Большинство аккордов для наиболее популярных песен, а также примерно 98% музыкальных композиций известных рок-групп и исполнителей написаны именно для 6 струн.
  • Покупать струны и прочие запчасти для шестиструнки гораздо легче, снова-таки, по причине ее большей распространенности.
  • При необходимости продать прежнюю гитару могут возникнуть серьезные проблемы, если речь идет о семиструнке - сейчас они используется очень небольшим количеством исполнителей.

А если вы уже определились в пользу выбора акустической гитары с 6 или 7 струнами, самое время подумать о форме обучения. Наиболее удобной являются видеоуроки от авторской школы игры на гитаре, записанные на диски. С их помощью освоить азы и поднять уровень владения этим музыкальным инструментом можно максимально быстро и просто.

На ней исполняются сольные номера. А также она часто используется как аккомпанирующий инструмент.

Происхождение инструмента

Предком гитары считается киннор. Он состоял из резонирующего корпуса, струн и шейки. Самые ранние свидетельства о нём датированы 2 веком до нашей эры. Похожие инструменты существовали в Древней Индии, они назывались ситар и вина. Древнеегипетские аналоги - цитра, нефер и набла. В Древнем Риме и Греции популярностью пользовалась кифара, именно от её названия произошло слово «гитара». Корпуса этих музыкальных инструментов изготавливали из черепашьего панциря, высушенной тыквы, либо выдалбливали из куска дерева. В 3 и 4 веках нашей эры в Китае появились жуани. Они состояли из нижней и верхней деки, которые соединялись обечайкой. В 6 веке на основе жуани в Европе появились мавританская и латинская гитары. Затем родилась виуэла. А в 18 столетии - гитара.

Разновидности

На сегодняшний день существуют различные виды гитар. Их очень много, и классифицируются они все по разнообразным признакам.

Виды гитар в зависимости от способа усиления звука существуют следующие:

  • Акустическая (звук создаётся благодаря корпусу-резонатору).
  • Электрогитара (звучит благодаря электромагнитному звукоснимателю).
  • Полуакустическая (принцип тот же, что и в предыдущем случае, но плюс к этому у неё резонирующий корпус).
  • Электроакустическая (звучит благодаря полому корпусу, но имеет пьезо-датчик, который усиливает звук).
  • Резонаторная (акустическая со встроенными в корпус металлическими резонаторами).
  • Электроакустическая бас-гитара (состоит из полого корпуса, 4-х струн и пьезо-датчика).

По конструкции корпусов различают следующие виды гитар:

  • Классическая (резонирующий корпус с 6-ю струнами).
  • Фолк (схожа с предыдущим видом, но при этом приспособлена к тому, чтобы использовать струны из металла).
  • Флэттоп (подвид фолк-гитары, но верхняя дека у неё плоская).
  • Арктоп (передняя дека выпуклая, а по краям её располагаются два резонаторных отверстия в виде буквы f, корпус напоминает скрипку).
  • Дредноут (корпус увеличенный, прямоугольный, что даёт повышенную громкость, а в тембре благодаря этому преобладают низкие частоты).
  • Добро (вместо резонирующих отверстий предусмотрен конус из металла, в некоторых случаях может быть квадратный гриф с большими ладами).
  • Джамбо (увеличенный вариант гитары типа фолк).
  • Цыганская джазовая (деки выпуклые, в корпусе расположены пружины, как у мандолины, струны из металла).

Также существует ещё несколько классификаций для этого музыкального инструмента: по типу ладов, в зависимости от диапазона, по жанру исполняемой на ней музыки, по месту рождения, по количеству струн.

Существуют ещё такие виды гитар, как укулеле, безладовая, тэппинговая, синтезаторная, стик Чапмена, гитара Уорра и т.д.

Испанская гитара

В эпоху Средневековья Испания была центром развития гитары. В 15 веке там изобрели модель, у которой было пять сдвоенных струн. Такая гитара получила название "испанская". К концу 18 века она претерпела ряд изменений. Количество струн изменилось на шесть одиночных. Несколько видоизменился и корпус. В 18 веке испанская гитара пришла в Россию.

Акустическая гитара

Появилась она в 19 веке. Её создатель - гитарный мастер Антонио Торрес. Он изменил размер испанской гитары, форму её корпуса и так далее. Благодаря чему звук инструмента несколько изменился. В наше время акустические гитары бывают двух видов: с деревянным барабаном и с пластиковым. От материала изготовления зависит качество звучания. Лучшие акустические гитары - с барабаном из дорогих пород дерева. У такого инструмента насыщенный и приятный звук.

Русская семиструнная

В начале 19 века получила распространение в России 7-струнная гитара. Она родилась в результате соединения особенностей английского и испанского инструментов. Такая гитара получила название «русская». Популярность она приобрела благодаря композитору, музыканту и педагогу Андрею Сихра. Он написал большое количество произведений для семиструнной гитары.

Электрогитара

Появился данный музыкальный инструмент в 20 веке. Первую электрогитару запатентовала компания «Рикенбекер» в 1936 году. У неё был металлический цельный не имеющий резонатора корпус, а звучала она при помощи электромагнитного звукоснимателя. В 1950 годах Лес Пол изобрёл электрогитару, корпус которой состоял из цельного куска дерева. Но не сразу она стала популярной. Конструкция современных электрогитар по прошествии стольких лет с момента изобретения нисколько не изменилась.

Джаз-гитара

Такой инструмент представляет из себя нечто среднее между акустической и электрогитарой. Он может воспроизводить звук как с усилителем, так и без него. Это 6-струнная гитара, которая внешне напоминает большую скрипку. Она гораздо крупнее акустической и имеет выпуклую деку. Также у джаз-гитары существуют отверстия резонатора, выполненные в форме буквы f, какие есть у скрипок. За счёт всех этих признаков инструмент имеет особое звучание.

Стоимость гитары

Тот, кто решит освоить данный музыкальный инструмент, безусловно, захочет узнать, сколько стоит гитара. Цена зависит от вида инструмента, от того, из каких материалов сделан корпус, струны, поскольку это обуславливает качество звука - чем оно выше, тем дороже инструмент. Лучшие акустические гитары делают из красного дерева, палисандра или клёна. Соответственно, и стоят они дорого. Цены на разные виды гитар в России варьируют от 1000 до 200000 рублей.


Ранее я уже писал о связи звука, цвета, чакр и семь оболечек человека (аур), а также их связи с частотами вибраций - Квантовый Переход - как он произойдет?

Также есть хороший отрывок из мультфильма "Аватар: Легенда об Ааанге", просто и доступно объясняющий работу с чакрами Как открыть все свои семь чакр - пособие для детей

Теоретические основы

Звук

Как вы знаете, музыка имеет дело со звуками. Звук создаётся колебаниями какого-либо тела, например струны. Звук обладает следующими свойствами:

Высота - частота колебания.

Тембр - присутствие обертонов (призвуков), зависит от источника звука.

Длительность - продолжительность звучания.

Громкость - амплитуда колебания.

Музыкальные звуки образуют музыкальную систему. Звуки используемые в музыке называются тонами. Самым важным свойством звука в музыке является высота: чем чаще колебания - тем выше звук. Высота звука (тона) измеряется в герцах (Гц) и определяет тональность.

Например нота A (Ля) первой октавы имеет частоту 440 Гц. Таким образом, любой звук музыкальной системы имеет свою высоту. Иногда колебания настолько быстрые, что мы можем не услышать производимый звук, например, очень высокий звук собачьего свистка. Но далеко не все звуки используются в музыке.

Наш слух способен различать музыкальные и шумовые звуки. Шумовые звуки не имеют точной высоты, например скрип, гром, шорох, стук колёс поезда и т.п., поэтому они не используются в музыке. (Уже используются в современной - к примеру, направление ambient).

Музыкальная система. Звукоряд. Ступени и их названия.

Музыкальная система представляет собой ряд звуков расположенных между собой по определённой высоте. На гитаре музыкальная система представлена виде суммы всех звуков расположенных на грифе.

Звуки расположенные между собой по высоте в восходящем или нисходящем порядке образуют звукоряд, а каждый звук является ступенью звукоряда. Двигаясь в восходящем (нисходящем) порядке мы как бы

поднимаемся (опускаемся) по ступеням лестницы, поэтому звуки и называются ступенями, каждая ступень звукоряда нумеруется и имеет своё название.

Полный звукоряд музыкальной системы включает в себя 88 различных звуков, но мы не придумываем для каждого звука своё название, а используем семь названий нот входящих в одну октаву.

Вот эти названия: C (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си). На фортепьяно эти звуки соответствуют белым клавишам. Cтупени имеют слоговые обозначения, они соответствуют названиям нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), и числовое (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).


1. C (До)

2. D (Ре)

3. E (Ми)

4. F (Фа)

5. G (Соль)

6. A (Ля)

7. H (Си)

Для всех звуков мы используем одни и те же названия нот, но при этом делим звукоряд на октавы, чтобы различать звуки по высоте.

Октавы имеют следующие названия:

Суб - контр - октава

Контр - октава

Большая октава

Малая октава

Первая октава

Вторая октава

Третья октава

Четвёртая октава

Пятая октава

Важно отметить, что частота колебаний (высота) первой ступени одной октавы и первой ступени следующей за ней октавы (такое расстояние называется октавным интервалом), будет отличаться ровно в 2 раза . Например, нота A первой октавы имеем частоту 440 герц, а нота A второй октавы 880 герц.


Полутон и целый тон. Название производных ступеней. Бемоль и диез.

В музыкальной системе каждая октава делится на двенадцать равных частей, они называются полутонами. Расстояние в два полутона образует целый тон. Лишь между двумя парами нот не может быть целого тона это E, F и B, C. Таким образом, между основными ступенями звукоряда имеется пять целых тонов и два полутона.

Как было написано выше, существует 7 основных ступеней, на фортепьяно они представлены белыми клавишами, так же существуют производные ступени, чёрные клавиши фортепьяно, они образуются путём повышения или понижения основных ступеней на полтона. Этот процесс называется альтерацией. Для понижения или повышения основных ступеней применяются знаки альтерации: бемоль (♭) - понижение на полтона и диез (#) - повышение на полтона.

Таким образом получаем 12 равных полутонов: A, A# | Bb, B, C, C# | Db, D, D# | Eb, E, F, F# | Gb, G, G# | Ab. Помните, что между E, F и B, C полутон, поэтому C и F не может быть C♭ и F♭, а E и B не может быть E# и B#.

В музыке кроме этих нот больше никаких нет и каждая песня написана с использованием комбинаций из них в различных октавах, поэтому мелодия это просто последовательность нот с определённым ритмом.

Ноты на грифе гитары.

Также необходимо знать, где все эти ноты расположены на грифе гитары. Зная ноты, которые играются с помощью открытых струн, вы сможете найти все остальные, используя знания полученные ранее. Открытая струна - это струна, которая во время игры не прижимается к ладам левой рукой. Закрытая струна - это когда мы играем ноту, при этом левая рука прижимает струну между ладами, заставляя струну оставаться неподвижной относительно лада и играть более высокую ноту.

Итак, что такое открытые струны? Начиная с самой высокой (и самая тонкая) струны и поднимаясь выше (вы смотрите на гитару сверху), ноты располагаются следующим образом: E, B, G, D, A, E - запомните это! Также у каждой струны есть порядковый номер. Тонкая струна E (ми) называется первой струной, струна B (си) называется второй струной и так далее до 6-ой струны E (ми).

(мне одному показалось с)

А теперь о том, как сыграть другие ноты, очень просто… Правило очень простое. Перемещение лада подразумевает перемещение полутона. Давайте сыграем ноту G (соль) или 3-ю струну, но есть много других вариантов и вы можете сыграть одну или больше нот G (соль) на каждой струне. Возьмём первую струну. Мы знаем, что это открытая струна E (ми), поэтому на первом ладу это F помните, что нет E#. 2ой лад будет F#. 3ий лад будет G! Попробуем другой способ. Начинаем со струны B (си) - B, C (а не B#), C#, D, D#, E, F, F#, G - 8-ой лад.

Мне одному показалось странным, что одну из нот выбросили? Или я еще не совсем вкурил, почему все именно так?

В общем то мне, как человеку далекому от музыкальных премудростей (люблю только слушать музыку, но уже есть желание научиться играть на каком либо музыкальном инструменте) факт использования шести струн, вместо семи (ведь семь нот же! ) кажется довольно странным.

Потому узнаем больше о семиструнной гитаре - разве не логичнее было бы использовать модель: одна струна - одна нота? Или я все же чего то не понимаю?

Русская семиструнная гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент из семейства гитар. Получила распространение в России с конца XVIII века. Её основной особенностью является строй, отличный от строя классической шестиструнной гитары.

Русская семиструнная гитара появилась в России в конце XVIII века. Точная судьба её становления неизвестна. По версии некоторых исследователей (М. А. Стаховича, М. И. Пыляева, А. В. и С. Н. Тихонравовых) изобретателем русской гитары является Андрей Осипович Сихра (1773—1850) — основоположник гитарного искусства в России, который написал для неё около тысячи музыкальных сочинений и обработок народной и академической музыки. Первый опыт создания и игры на русской гитаре был произведён им в Вильне (Вильнюсе) в 1793 году, с её последующим усовершенствованием в Москве. Андрей Сихра концертировал, издавал популярные гитарные журналы, много преподавал.

Учитывая тот факт, что строй по мажорному трезвучию известен в Европе с XVI века и использовался на английской гитаре (в тональности До, струны: {g1, e1, c1}, {g, e, c}), можно предположить, что Андрей Сихра заимствовал этот принцип строя для своего изобретения с добавлением седьмой (басовой) струны Ре (струны: {d1, h, g}, {d, H, G}, D). Также известно, что на английской гитаре играл автор первой в истории Школы игры на русской семиструнной гитаре, изданной в 1798 году, Игнац фон Гельд (Игнатий Францович Гельд, 1766—1816).

Что касается формы корпуса инструмента и конструктивных особенностей, то семиструнная гитара в целом схожа с таковыми классической шестиструнной гитары.

В общем - в музыке я не силен. Может кто то может просто и понятно объяснить, а не так как ниже (слишком много специфической терминологии)

Звучание открытых струн образует строй гитары. Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ре (первой октавы); Си, Соль, Ре (малой октавы); Си, Соль, Ре (большой октавы). Этот строй является для русской гитары стандартным, академическим.

Строй смешанный — терцово-квартовый, образованный по мажорному трезвучию в тональности Соль: {d1 ← h ← g}, {d ← H ← G}, D} (буквенная нотация по Гельмгольцу). Всего в строе содержится два однотональных трезвучия, образованных группами струн 3—1 и 6—4, с интервалами в октаву между соответствующими ступенями трезвучий. Группа струн 7—5 образует Соль мажорный квартсекстаккорд (второе обращение Соль мажорного трезвучия) с утроенной квинтой Ре, удвоенными примой Соль и терцией Си[КИ 1][КМ 2].

Интервалы между соседними струнами: d1{м.3}h{б.3}g{ч.4}d{м.3}H{б.3}G{ч.4}D (м.3 и б.3 — малая и большая терции, ч.4 — чистая кварта). Таким образом, строй содержит в себе две одинаковые группы интервалов: {м.3, б.3, ч.4}{м.3, б.3, ч.4} — всего 2 кварты и 4 терции.

А пирамида на рисунке в начале поста приведена не зря.
Семь чакр человека являются как бы семью ступенями частот его вибраций - от самых низких до высочайших.
От Муладхары к Сахасраре.

Картинка ничего не напоминает?

Верно - пирамиду, ту самую. Только вверху поста она усеченная, без Сахасрары так сказать. Т.е. без высоких частот, Божественного Начала.