Разбираемся в искусстве быстро и с удовольствием. Почему эффективны шпаргалки, написанные искусствоведом. Натурализм — запах навоза и скошенной травы

Если ты только про "Девятый вал" Чайковского слышал(а), а соответствовать надо:))
Интилихента, например, из себя построить, человека грамотного, просвещенного и утонченного...
То этот пост будет суперполезен.
Здесь тебя научат тонко разбираться в живописи и поражать всех эрудицией.
Придется правда умишко слегка напрячь...
Но тут немного, выучишь быстро.

На этой репродукции - Тициан.
Как понять, что это именно он и отличить от других - читай дальше.

Давным давно, на первом курсе ещо, была у нас история искусств. Сам предмет - жутко интересный, но препод - говно, какое днем с фонарем не отыщешь. Насколько я знаю, нет ни одного студента, которому бы он нравился. Лекции он проводил в субботу, в 8 утра и с безпяти стоял у двери, а потом закрывал ее на замок. И все. Не успел до восьми - пропуск. А много пропусков - большое горе. Щас расскажу почему. Весь год он показывал нам слайды картин, скульптур, мозаик и прочего-прочего, начиная от наскальной живописи и заканчивая русскими художниками 80х годов. И все эти слайды были у него в виде открыток. Воттакенная пачка. А в конце года, как водится, экзамен. Сначала два вопроса, а потом доп. экзекуция в индивидуальном порядке. По количеству твоих пропусков за год (!) он доставал из пачки открытки. Вразнобой. И надо было назвать автора и название или хотя б автора ну или хотя б название. Мону Лизу и еще парочку все запомнили быстро. А с остальным мульёном надо чето делать. Особенно потому, что все сходили на пересдачу уже по разику. И вот, для угадывания автора мы в группе вывели классификацию. И знаете, в 97 случаях из ста оно работает! До сих пор!

Запомнив несколько нехитрых пунктов, в компании не слишком близкой к изо, вы сможете прослыть знатоком и вообще. Итак:

1. Если видишь на картине темный фон и всяческие страдания на лицах - это Тициан .


Исключение - вот эта голожопая особа без признаков мысли на лице.
Уж одну-то можно запомнить.
Венера, не Венера, но что-то венерическое в ней есть.

2. Если на картине воттакенные жопы и целлюлит даже у мужиков - не сумлевайтесь - это Рубенс .



3. Если на картине мужики похожи на волооких кучерявых баб или просто на итальянских педиков.
Вне сомнений - это Караваджо .


Баб он вообще рисовал полтора раза.
На следующей картине - женьщина.
Горгонян Медуза Арутюновна.
Почему она похожа на Джонидепа - загадка почище улыбки Монылизы.

4. Если на картине много маленьких людишек - Брейгель .



5. Много маленьких людишек + маленькой непонятной фигни - Босх .



6. Если к картине можно запросто пририсовать пару толстожопых амуров и овечек, не нарушив композиции.
Или они уже там есть в различной комплектации, то могут быть:

а) Буше


б) Ватто



7. Красиво, все голые и фигуры как у культуристов после сушки - Микеланджело .


8. Видишь балерину - говоришь Дега . Говоришь Дега - видишь балерину.


9. Контрастно, резковато и у всех вот такие тощие бородатые лица - Эль Греко .


10. Если все, даже тётки, похожи на Путина - это ван Эйк .



Оригинальная подборка и текст: .
Я лишь репродукции кой-какие поправил, да мат убрал.

В данной публикации рассмотрим такие направления в искусстве, как Реализм, Импрессионизм, Фовизм, Моде́рн, Экспрессиони́зм, Куби́зм, Футури́зм, Абстракциони́зм, Дадаи́зм, Супремати́зм, Метафизическая живопись, Сюрреали́зм, Активная живопись, Поп-а́рт и Минимали́зм.

Но сначала коллаж:)

Нажмите на картинку для увеличения

Теперь кратко рассмотрим указанные направления искусства.

Реализм - (лат. вещественный, действительный) – направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Фовизм - направление во французской живописи конца XIX - начала XX века, характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.

Моде́рн - художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

Экспрессиони́зм - течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905-1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника.

Куби́зм - авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Футури́зм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Главные художественные принципы - скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали,скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение - так называемый принцип симультанности .

Абстракциони́зм - направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации

Дадаи́зм , или дада - модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д.

Супремати́зм - направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Метафизическая живопись – направление в итальянской живописи начала XX века. В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.

Сюрреали́зм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Активная живопись - ташизм (разновидность абстрактного искусства: нанесение красок по интуиции ) - течение в западноевропейском абстракционизме 1950-60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.

Поп-а́рт (англ. pop-art , сокращение от popular art , этимологию также связывают с англ. рор - отрывистый удар, хлопок) - направление в изобразительном искусстве 1950-1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.

Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:

  • изменяются масштаб и материал;
  • обнажается приём или технический метод;
  • выявляются информационные помехи и др.

Минимали́зм - художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. Искусство минимализма обычно включало в себя геометрические формы, повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления.

Для многих кажется непосильной задачей запомнить художников и их картины. За сотни лет история вписала имена многих художников, имена которых на слуху, в отличии от картин. Как запомнить особенность художника и его стиль? Мы подготовили краткую характеристику для тех, кто хочет разбираться в изобразительном искусстве:

Если на картинах изображены люди с большими задницами, будьте уверены – это Руббенс

Если люди в красивых одеяниях отдыхают на природе – Ватто


Если мужчины похожи на кудрявых женщин, с волоокими глазами – Это Караваджо

Если на картине с темным задним фоном изображен человек с блаженным выражением лица или мученик – Тициан

Если картина содержит многофигурные композиции, множество людей, объектов, христианские и сюрреалистические мотивы – это Босх

Если картина содержит многофигурные композиции и сложные сюжеты, но выглядят они реалистичнее чем картины Босха, будьте уверены – это Брейгель.


Если вы видите портрет человека на темном фоне в тусклом, желтом свете – Рембрант

Библейские и мифологические сюжеты с изображением нескольких пухленьких амуров – Франсуа Буше


Голые, накачанные тела, идеальные формы- Микеланджело

Нарисованы балерины, это – Дега

Контрастное, резкое изображение с изможденными и бородатыми лицами – Эль Греко

Если на картине изображена девушка с монобровью – это Фрида

Быстрые и светлые мазки, яркие краски и изображение природы – Моне


Светлые краски и радующиеся люди – Ренуар


Ярко, цветасто и насыщено – Ван Гог

Смурые цвета, черные контуры и грустные люди – Мане


Задний фон как из фильма “Властелин Колец”, с легким синим туманом. Волнистые волосы и аристократический нос Мадонны – Да Винчи

Если тело изображенное на картине имеет необычную форму – Пикассо


Цветные квадраты, как exel-евский документ – Мондриан

Здравствуйте!

Меня зовут Мухиддин. Я из Узбекистана. Читаю статьи на вашем сайте. Очень нравятся. Весьма интересные и креативные.

Хотя я много читаю, но все равно не могу понять некоторые ситуации. Можно ли я вам задам вопрос?

Как мы все знаем, в мире много музеев и дворцов. Каждый из них уникален и неповторим. Я посещал музеи в России, Франции, Бельгии, Голландии, Германии, США и т.д. Когда я смотрю картины Средневековья, стараюсь понять, что вообще там изображено. К сожалению, не всегда получается: очень разная тематика. Говорят, что для понимания картин нужно очень хорошо знать Библию. С этим я согласен.

Пожалуйста, если у вас есть очень умные люди, которые осознают важность этого вопроса, напишите статью об этом. Как вообще нужно посещать музеи мира, как знать без Google, что там ценного (например Часы Павлин в Эрмитаже) и как понять сюжет и историю картины? Как вообще человек должен смотреть и толковать живопись? Какие легкие способы существуют?

С надеждой увидеть ответы на мои вопросы в скором будущем и с уважением, Мухиддин.

Ответ

Конечно же нам можно задавать вопросы, разве не за этим ты нам написал? Кстати, огромная тебе благодарность: одно удовольствие - отвечать на такое. Хотя некоторые моменты нам кажутся чересчур наивными. Все гораздо проще, чем ты думаешь. Кто-то очень умный придумал аудиогиды и экскурсоводов, которые все объясняют. А чтобы разбираться глубже, нужно проявить заинтересованность. А легко это или нет - решай сам.

Современная цивилизация создала такое чудо, как интернет, который значительно облегчает жизнь. Вбиваешь в поисковике название музея, - и вуаля - все основные достопримечательности в кратком изложении перед тобой. Там же можно посмотреть историю создания картины, сюжет, какие-то тонкости. Очень удобно, особенно если времени на посещение не так много. Останавливаться на каждой картине нет времени, поэтому приходится включать крейсерскую скорость, пробегать аллюром мимо менее значимых картин, чтобы остановиться на признанных шедеврах. Хотя иногда картина в дальнем углу впечатляет больше, чем главный шедевр музейной коллекции. Например Сикстинская Мадонна: безусловно гениальное и прекрасное произведение, но в дрезденской галерее есть более впечатляющие вещи меньшего размера.

Некоторые считают, что черпать знания из интернета, тем более когда речь идет о таких высоких материях, - моветон. Для них это все равно что променять ночь музеев на концерт «Пошлой Молли» в «Ионотеке»: вроде бы тоже культурное мероприятие, но с едким привкусом дерьма. Потому что культура бывает разная.

Для таких людей вот уже сотню лет издаются книги, энциклопедии классического искусства, в которых представлены репродукции картин с краткой информацией о них. Чаще всего такие сборники разделяются по определенной тематике, например, на шедевры русского изобразительного искусства, лучшие работы конкретного художника, или коллекции определенного музея.

Я вот полюбил русское изобразительное искусство благодаря картинам Карла Брюллова. А в творчество Карла Павловича я влюбился благодаря шикарной книге с репродукциями, изданной в еще лохматые советские времена. Тут была и биография художника, и комментарии о том, как он писал свои гениальные итальянские пейзажи, и что обозначают жесты людей на картине «Последний день Помпеи».

Если хочется разбираться еще глубже, то придется читать монографии и книги всемирно известных искусствоведов. В свое время меня до глубины души впечатлила работы Элеоноры Пастон про творчество Виктора Васнецова. Могу еще порекомендовать монографию Светланы Альперс «Искусство описания: голландская живопись в XVII веке». Мы все любим замечательную, отдающую уютом голландскую живопись, великих Ван Дейка, Брейгеля, Рубенса. Но автор утверждает, что анализ невозможен без оптики. Интересная, хотя и не бесспорная теория. Получается, культурные люди европейского севера на картины смотрели, в отличие от итальянцев, которые старались распознать в рисунке аллегорический, философский или политический смысл.

Чудо как хороша книга почившего ныне искусствоведа Даниэля Арасса «Истории картин». Она состоит из небольших рассказов, посвященных проблемам перспективного изображения. Проще говоря, объясняет, что обозначают жесты архангелов, пейзаж за спиной Джоконды, огромные улитки на картинах Франческо дель Косса.

Обязательно почитай книгу «Живопись и социальный опыт в Италии XV века». Уже из названия ясно, что она про Италию и взгляды людей разных сословий на искусство. Элементарно, у купца и ремесленника глазомер был разный, и потому их видение полотен отличалось. Художники, само собой, учитывали этот факт при написании.

Положа руку на сердце одни из по искусствоведению были написаны в советские времена. Чего только стоит восхитительная серия «Очерки истории и теории изобразительных искусств». Книги сами по себе небольшие, но в них доступным красивым языком, без лишних слов описываются основные вехи и лучшие мастера того или иного исторического периода или народа. Как известно, лучшая книга - это книга с картинками. Все нормально, репродукции и фотографии памятников архитектуры здесь есть. Честно говоря, не знаю, издается ли она сейчас, но думается, что даже в Узбекистане не составит труда найти старые издания. Может быть, они есть в библиотеках, или кто-то вздумает их перепродать.

Молодые авторы в своих новых книгах пытаются докопаться до истины, приписывают картинам полудетективные истории, пытаются взглянуть на известные шедевры новым взглядом, хотя все уже давно известно. Так что не смотри на дату выпуска книги.

Найти хорошие книги не составляет труда. Они не просто расширяют кругозор, но и учат воспринимать хорошо известные полотна иначе. Думаю, как-нибудь мы сделаем подборку книг по искусствоведению.

Чтобы разбираться в искусстве еще лучше, необходимо интересоваться биографией мастеров. Например, картины Караваджо становятся понятнее, когда понимаешь, что он нечаянный убийца, который почти всю жизнь провел в бегах. Картины и выходки Сальвадора Дали видятся несколько иначе, когда узнаешь про его окружение и нюансы семейной жизни.

Ну и конечно же искусство не может идти вразрез с историей. Именно она, голубушка, дает понять, какой общественно-политический заказ выполняли монахи, оставшиеся в истории под звучными именами Фра Анджелико, Фра Бартоломео и т.п. Появление авангардизма, кубизма и импрессионизма неразрывно связано с безумствами ненормального и революционного ХХ века. Когда вспоминаешь, что в те времена наркотики были лекарствами, технологии пошли вперед семимильными шагами, а нравы сильно поменялись, то находишь оправдание провозглашенной популярности и величию Модильяни. Ведь по сути, когда ты смотришь на фрески или полотна, ты читаешь исторический документ.

Иногда мы видим совсем не то что нам кажется. Например, масоны своей архитектурой оставляли целые послания. Каждый вензель, каждая кариатида, колонна и даже местоположение дома имеют значение. А непосвященный видит просто красивый дом XIX века. Искусство - тонкая вещь.

Читай книги, смотри документальные фильмы, они научат тебя видеть больше, чем просто красоту. Ну и заодно узнаешь, в каком музее что находится. Кстати, истории самих музеев порой интереснее их коллекций, так что если будет интересно, то изучи их.

Но это не все. Если хочешь стать искусствоведческим монстром, тренируйся. Например, учись отличать школы не глядя на авторов. Просто открой книгу с репродукциями и назови временной период, школу автора и в каком направлении он писал. Высший балл - имя художника. И старайся сам объяснить, что изображено на холсте, без подсказок. Даже если это абстрактная картина, хотя в них много смыслов. Ну а глубже разбираются только критики и культурологи.

Ну и наконец любое дело воспринимается иначе, если ты сам им занимаешься. Так же и с живописью: если ты сам рисуешь, то смотришь на холст другим глазом, как профессионал. Замечаешь такие нюансы, как линия, объем, цвет. Мы, простые смертные, видим что-то интересное, а художник - собранный пазл. Прими это к сведению, даже если не собираешься тратить время на курсы по рисованию. Тонкости художественной кухни, терминология и процесс создания значительно меняют восприятие. Это все равно что смотреть футбол и учить футболистов бить и давать пас, ведь коллегами вас не назовешь.

Мы уже писали о том , Теперь поговорим о расшифровке картин.

Прочитайте название. Подойдите максимально близко к изображению. Всмотритесь в мазки, особенно, если это масляная фактурная живопись. Затем опять отойдите на некоторое расстояние, чтобы смог сложиться целостный образ для удобного восприятия. Далее следуйте нашей инструкции.

1. Узнайте год написания картины, биографию художника и направление, в котором он работал.

2. Отметьте «точку входа» в картину .

Это место, на которое сразу падает взгляд, с него начинается осмотр произведения. “Точка входа” несет важную эмоциональную и смысловую нагрузку. Все знают картину А.И. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Луна – “точка входа”, главный образ и центр картины.

3. Прислушайтесь к своим эмоциям.

Посмотрим на гравюру Альбрехта Дюрера “Меланхолия”. Что Вы чувствуете? Горе, печаль, уныние – меланхолию. Анализируя работу, мы видим, что перед нами 3 уровня познания. Двигаемся из правого нижнего угла влево: гвозди, пила, линейка – символы ручного труда. Завершает “физический уровень” шар – в XV веке вершина мастерства рабочего. Смотрим в центр картины: ангел читает книгу, перед нами уровень познания. И, наконец, верхний уровень – истина и просвещение, к котором приходит автор. Чем больше знаешь, тем глубже видишь. Многие знания преумножают скорбь – вот причина душевной раны девушки. Но о душевной ране мы понимаем и из эмоционального анализа картины.

4. Мысленно начертите диагонали картины.

Просто выделите главные образы и проведите линии сквозь них. Получился крест? Отлично! Перед Вами смысловой центр картины, обычно в него вкладывается важный смысл. Теперь смотрите на композицию. Какая геометрическая фигура лежит в изображении? Круг – символ гармонии, бесконечности, космического единства. Квадрат – 4 стихии, мистическая символика земли. Треугольник – единство, жизнь, триада богов (Отец, Сын, Святой Дух), воскрешение.


Смысловые диагонали в картине Сурикова “Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге”

6. О чем говорит колорит или цветовая гамма?

У каждого цвета есть значение, смысл. До начала XX века цвет связан с формой: яблоко красное или желтое, море синее, облака белые или серые. Казимир Малевич своим “Черным квадратом” совершает революцию. Теперь цвет самодостаточен, он имеет самостоятельное содержание. Появляется целое направление – супрематизм. Например, красный – страсть, динамика, кровь, революция. Голубой – спокойствие, чистота, небо.

7. Обратите внимание на время дня и года.

Зима символизирует застой, возможно, смерть. Весна – начало жизни, надежда. Ночь – всегда тайна, мистика, чувственность.

Видите библейский, литературный или исторический контекст? Узнайте всю историю. Это крайне важно для понимания картины.

9. Расшифруйте аллегории.

Просто перечислите все образы картины: ночь, луна, дым, скалы и подумайте, что значит каждый из них. Воспользуйтесь справочной литературой, например, словарем символов Трессидера.

10. Исследуйте картину на наличие надписей и чисел.

Ни один художник не будет рисовать слова и числа просто так. Переведите непонятные выражения, узнайте, что значит каждое число. Ведь вы знаете, что каждое число имеет скрытый смысл? Все часы Сальвадора Дали, например, показывают 6 часов. А 6 – это совершенство, истина, удача.