Пути поиска смысла жизни главными героями романа Л. Толстого «Война и мир. Смысл жизни в понимании главных героев романа Л. Н. Толстого”Война и мир” (на примере образов Андрея Болконского и Пьера Безухова)

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно стремящиеся к полной гармонии с миром, неустанно ищущие смысл жизни . Их не занимают корыстные цели, светские интриги, пустые и бессмысленные разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относятся самые яркие образы романа «Война и мир» - Андрей Болконский и Пьер Безухов . Они заметно выделяются среди героев русской литературы XIX века своей незаурядностью и интеллектуальным богатством. Совершенно разные по складу характера, князь Андрей и Пьер Безухов имеют много общего в идейных стремлениях и исканиях.

Толстой говорил: «Люди, как реки...» - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев писателя - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Средством раскрытия внутреннего мира героев Толстой избрал диалог. Споры Андрея и Пьера - не пустая болтовня и не поединок амбиций, это стремление разобраться в собственных мыслях и попытаться понять размышления другого человека. Оба героя живут напряженной духовной жизнью и извлекают из текущих впечатлений общий смысл. Их отношения носят характер просторной дружбы. Каждый из них идет своим путем. Они не нуждаются в повседневном общении, не стремятся узнать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Но они искренне уважают друг друга и чувствуют, что истина другого так же добыта страданиями, как и его собственная, что она выросла из жизни, что за каждым аргументом спора стоит жизнь.

Первое знакомство с Андреем Болконским не вызывает особой симпатии. Гордый и самодовольный молодой человек с сухими чертами лица и уставшим скучающим взглядом - таким видят его гости Анны Павловны Шерер. Но когда мы узнаем, что выражение его лица было вызвано тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно», к герою возникает интерес. Далее Толстой сообщает, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет князя Андрея и он всеми силами стремится разорвать порочный круг, в котором оказался.

Стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. «Ведь что же слава? - говорит князь Андрей. - Та же любовь к другим...» Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежал впереди всех со знаменем в руках, внешне выглядел очень эффектно: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но, совершив героический поступок, Андрей почему-то не испытывал никакого восторга и душевного подъема. Вероятно, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. Стремление к славе приводит Андрея к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для него символом высокого понимания жизни: « Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона.

На фоне этого чистого неба все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события - рождение ребенка, смерть жены - заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных - единственное, что ему остается. Но ум князя Андрея продолжал напряженно работать, он много читал и размышлял над вечными вопросами: какая сила управляет миром и в чем смысл жизни.

Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Но состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорили о том, что все преобразования не могли в полной мере занять его ум и сердце.

Иными жизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» - Пьер мучительно искал ответы на эти вопросы. В начале романа, на вечере у Анны Павловны Шерер, Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то «произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...». Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки. Достаточно вспомнить историю с медведем, вызвавшую в свете много шума. Но самой крупной ошибкой, совершенной Пьером в этот период, является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Дуэль с Долоховым открыла Пьеру новый взгляд на мир, он понял, что жить так, как он живет, дальше невозможно.

Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает «переродить порочный род человеческий». В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», поэтому, прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Но Пьер еще слишком наивен, чтобы понять, что все его преобразования ни к чему не ведут. Толстой, рассказывая о деятельности Пьера в имении, иронизирует над любимым героем.

Возвращаясь из поездки по имениям, Пьер заезжает к князю Андрею. Их встреча, имевшая большое значение для обоих и во многом определившая их дальнейший путь, произошла в имении Богучарово. Они встретились в тот момент, когда каждому из них казалось, что он нашел истину. Но если истина Пьера была счастливая, он недавно приобщился к ней и она переполняла все его существо настолько, что ему хотелось поскорее открыть ее другу, то истина князя Андрея - горькая и опустошающая, и ему ни с кем не хотелось делиться своими мыслями.

Окончательное возрождение Андрея к жизни произошло благодаря его встрече с Наташей Ростовой . Общение с ней открывает Андрею новую, неведомую ранее, сторону жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она, в отличие от Андрея, не была способна думать о чем-то другом, кроме любви.

История с Анатолем Курагиным разрушила возможное счастье Наташи и князя Андрея. Гордый и самолюбивый Андрей не смог простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, посчитала себя недостойной такого благородного, идеального человека и отреклась от всех радостей жизни. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, вступил в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сблизился с солдатско-крестьянской массой, научился ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. С этого момента он начал смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев- патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Так Андрей Болконский пришел к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате.

После встречи в Богучарово Пьера, как и князя Андрея, ожидали горькие разочарования, в частности в масонстве. Республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями». К тому же Пьер понял, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это привело Пьера к разрыву с масонами и к очередному душевному кризису. Так же как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом для Пьера стала (хотя он сам еще не понимал и не осознавал этого) любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с Элен. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» - эти вопросы не переставали тревожить Безухова.

В этот период состоялась вторая встреча Пьера и Андрея. На этот раз местом для встречи своих героев Толстой избрал Бородино. Здесь произошло решающее для русской и французской армий сражение, и здесь состоялась последняя встреча главных героев романа. На данном периоде князь Андрей воспринимает свою жизнь как «дурно намалеванные картины», подводит ее итоги и размышляет над теми же вечными вопросами. Но пейзаж, на фоне которого даны его размышления («...и эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров, все вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожа- ющим»), признак того, что в его опустошенной душе продолжает жить нечто поэтическое, вечное и непостижимое. При этом он продолжает думать и молчать. А Пьер жаждет узнать, стремится слушать и говорить.

Пьер задает Андрею вопросы, за которыми стоят серьезные, еще не оформленные мысли. Князь Андрей не хочет вступать в разговор. Сейчас Пьер не только чужд ему, но и неприятен: на нем лежит отблеск той жизни, которая принесла ему много страданий. И опять, как в Богучарово, князь Андрей начинает говорить и незаметно для себя втягивается в разговор. Это даже не разговор, а монолог князя Андрея, который произносится неожиданно, страстно и содержит смелые и неожиданные мысли. Он говорит по-прежнему злобно-насмешливым тоном, но это не озлобленность и опустошенность, а гнев и боль патриота: «Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву, так как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло».

Пьер слушал друга, стыдясь своего невежества в военном деле, но при этом ощущал, что переживаемый Россией момент - это нечто совсем особенное, и слова друга - профессионального военного, убедили его в истинности своих ощущений. Все, что он видел в этот день, он чем думал и размышлял, «осветилось для него новым светом». Расставание Пьера и Андрея нельзя назвать теплым и дружеским. Но как и в прошлый раз их разговор изменил прежние представления героев о жизни и счастье. Когда Пьер уехал, князь Андрей с новым чувством начал думать о Наташе, «долго и радостно», с чувством, что понимал ее, нанесшую ему серьезное оскорбление. В разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным. Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.

После встречи с Пьером князь Андрей переходит в новую, совершенно новую для него, фазу жизни. Она созревала давно, но оформилась лишь после того, как он высказал Пьеру все, о чем так долго и мучительно размышлял. Но с этим новым чувством, по мнению автора, он не мог жить. Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой оборвал его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для князя Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Для Пьера разговор с Андреем стал начальным этапом его духовного очищения. Все последующие события: участие в Бородинском сражении, приключения в занятой неприятелем Москве, плен - приблизили Пьера к народу и способствовали его нравственному перерождению. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» - такое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Но и на этом Пьер не успокаивается.

В эпилоге Толстой показывает Безухова столь же деятельным и напряженно думающим, как и в начале романа. Ему удалось пронести через время свою наивную непосредственность, он продолжает размышлять над вечными неразрешимыми вопросами. Но если раньше он думал о смысле жизни, то теперь размышляет над тем, как защитить добро и правду. Пути исканий приводят Пьера в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества и самодержавия.

Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни отражают внутреннюю борьбу в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие - это душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами он наделил главных героев романа «Война и мир». На примере князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни - в единении с родным народом, в любви к этому народу.

От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Н. Толстой унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян. Начинается пора исканий Толстым цели в жизни. Он то собирается ехать в Сибирь, то отправляется в Москву, затем в Петербург, то решает поступить в Конногвардейский полк. В эти же годы Л. Н. Толстой серьезно занимается музыкой, педагогикой, философией.

В мучительных поисках приходит он к главному делу своей жизни — литератур ному творчеству. Всего великий писатель создал свыше 200 произведений, в том числе роман-эпопею «Война и мир». По мнению Тургенева, «ничего лучшего у нас никогда не было написано никем». Достаточно заметить, что текст романа переписывался семь раз, его композиция поражает своей сложностью и стройностью.

Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило Толстому стать глубоким психологом. В созданных им образах, особенно в образах главных героев романа, обнажается внутренняя жизнь человека — сложный противоречивый процесс, обычно скрытый от посторонних глаз. Толстой, по словам Н. Г. Чернышевского, раскрывает «диалектику человеческой души», то есть «едва уловимые явления... внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой».

Толстой говорил: «Люди, как реки...», подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой лич-ности. Духовная красота любимых героев Толстого — князя Андрея Болконского и Пьера Безухова — проявляется в неустан-ных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя Анд-рея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя каждый из них идет к добру и правде своим путем. Желая выбраться из ада надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Бол-конский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, меч-тает совершить подвиг. «Ведь что же сла-ва? — говорит князь Андрей. — Та же лю-бовь к другим...»

Но во время Аустерлицкого сражения стремление к славе приводит его к глубо-кому духовному кризису. Небо Аустерли-ца становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконеч-ного неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. Дальнейшие собы-тия — рождение ребенка, смерть жены — заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных — единст-венное, что ему остается.

Но деятельная натура Болконского, ко-нечно, не могла ограничиться этим. Начи-наются опять поиски смысла жизни, и первой вехой на этом пути является встреча с Пьером и беседа с ним на паро-ме. Слова Безухова «Надо жить, надо лю-бить, надо верить» указывают князю Анд-рею путь к счастью. Встреча с Наташей Ростовой помогает ему ощутить радость бытия, возможность приносить пользу людям. Князь Андрей пытается теперь уже найти смысл и цель жизни в любви, но это счастье оказалось кратковременным.

Наиболее знаменательной вехой в жиз-ни Андрея явились события 1812 года. Высочайшей целью его жизни становится защита Родины от врага. Мечты о личной славе его уже не волнуют. Жить, помогая и сочувствуя людям, — вот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для Родины испытаний. Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к собы-тиям, он говорит, что его мысли созвучны народным: «И так же думает Тимохин и вся армия». Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются еди-нением с народом, борющимся за род-ную землю.

Иными жизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же пробле-мы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» — на эти вопросы мучительно искал ответ Пьер, чей образ был задуман Толстым как образ будущего декабриста. Сначала Пьер защищает идеи француз-ской революции, восхищается Наполео-ном, желает то «произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...». Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечет-ся, совершает ошибки, одной из которых является его женитьба на низкой и пороч-ной красавице Элен Курагиной. Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает «переро-дить порочный род человеческий». В уче-нии масонов Пьера привлекают идеи «ра-венства, братства и любви», поэтому прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел наконец цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Этот вывод помогает Пьеру най-ти настоящий путь в его дальнейших ис-каниях. Но скоро наступает разочарова-ние и в масонстве, так как республикан-ские идеи Пьера не разделялись его «братьями» и к тому же Пьер видит, что и среди масонов существует ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами. Так же как и для князя Андрея, целью жизни, идеа-лом становится для Пьера любовь к Ната-ше Ростовой.

Но его жизнь лишь со стороны казалась спокойной и безмятежной. «К чему? За-чем? Что такое творится на свете?» — эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное воз-рождение в дни Отечественной войны 1812 года. Огромное значение имело для Пьера соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в за-нятой неприятелем Москве, и в плену. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Вой-ти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их таки-ми»»— вот какое желание овладело Пье-ром после Бородинского боя.

Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счас-тья». Но люди вокруг Пьера страдают, и в эпилоге Толстой показывает Пьера напряженно думающим, как защитить до-бро и правду. Пути исканий приводят Безухова в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества и са-модержавия.

Проблемы, поднятые Толстым в романе «Война и мир», имеют общечеловеческое значение. Этот роман, по словам Горько-го, «документальное изложение всех ис-каний, которые предприняла в XIX веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело».

Текст сочинения:

Рано или поздно любой из нас вдруг задумывается: А для чего я живу? Так ли надо жить? Может быть, я только существую? В чем вообще смысл жизни? И окажется, что эҭи вопросы интересуюҭ не только героев классических романов, но и нас, простых смерҭных. Романы лишь помогаюҭ правильно ответить на некоторые вопросы нашей жизни. Для русского человека, несомненно, таким сводом ответов на философские вопросы является роман Война и мир.
Надо сказать, что это произведение Л. Н. Толстого играет важную роль в духовном развиҭии всего прогрессивного человечества, а не только россиян.
Итак, все человечество в равной степени интересует, есть ли внутренняя необходимая мера в человеческой жизни, есть ли между ее явлениями, между людьми целесообразная связь, или связь эта хаотична, случайна? В чем смысл человека, его жизненная стезя? Вопросы эҭи решаюҭся всем романом Л. Н. Толстого, каждым его эпизодом. Путь, который проходят в романе важнейшие герои его, это поиски, не только разумом, а жизнью, судьбой.
В центре романа стоиҭ образ Пьера Безухова. Известно, что его судьба послужила основой замысла романа Война и мир. Другой герой князь Андрей Болконский. Князь Андрей, как человек глубоко индивидуальный, многими чертами отличается от своего друга Пьера. Однако и в образе Пьера, и в образе князя Андрея великий писатель показал единую, думающую и страдающую душу русского человека той поры.
Пьер и князь Андрей впервые появились в романе на фоне великосветского общества Анны Павловны Шерер. Салон Шерер олицетворял собой весь великосветский круг. Его определяющая черта всепроникающая фальшь поведения. Поведение открытого, благородного Пьера внушает страх этому обществу. Пьер выражает свои мысли искренне, убежденно. Его высказывания отличаюҭся смелостью и крайностью взглядов.
Пьер в своей жизни проходиҭ через ряд сменяющих друг друга этапов, через множество увлечений и разочарований. Восхищение Наполеоном сменяется масонством. Одновременно духовная независимость сначала сменяется великосветской жизнью, а затем вспышками отвращения и презрения к этому кругу людей. Появляется глубокая и чистая любовь к народу, мечта о личном подвиге и убийстве Наполеона. В конечном счете Пьер приходиҭ к идеям декабризма. Он живет чаяниями и интересами своего времени. Пьер это натура ищущая, он стремиҭся прожить жизнь не зря.
На всем пуҭи Пьером руководят непосредственность, простота, искренность, что и родниҭ его с народом.
Не менее философичен и ярок образ князя Андрея. Этот герой романа Толстого более всех мучился постижением смысла человеческой жизни. В своих размышлениях он дошел до осознания гармонии между человеком и природой. Вспомним две встречи князя Андрея со старым дубом по дороге в Отрадное.
Князь Андрей, как и его друг Пьер, прошел искушение славой, жаждой подвига. Был распростерҭ со знаменем в руках на поле брани, и сам Наполеон с восхищением высказался о его смерҭи.
Но все это оказалось карточным домиком, романҭическим ҭуманом. О настоящем смысле жизни князь Андрей задумался впервые за несколько часов до своей смерҭи. С поразительной простотой и глубиной описан Л. Толстым моменҭ предсмерҭных видений князя Андрея, когда смерть стояла за дверью и дверь вот-вот должна была открыться...
Видимо, писатель полагал, что человек всю свою жизнь лишь накапливает материал о смысле своего существования, в основном в вопросах. Полный ответ на этот мучающий его всю жизнь вопрос человек, как видно, получает в последние свои мгновения на земле. Так произошло с князем Андреем.
Эта смерть, в общем-то придуманная писателем, напомнила мне другую, настоящую, и я поверил в догадку Л. Н. Толстого относительно полного ответа на вопрос о смысле человеческой жизни. Мы все помним воспоминания очевидцев кончины великого русского поэта А. С. Пушкина; как преобразилось и просветлело лицо умирающего гения в последние мгновения жизни! Словно Пушкин вдруг и сразу осознал всю свою жизнь и понял, что она была прожита не зря.
С героиней романа Война и мир Наташей Ростовой читатель также может связать нравственные устремления всех русских женщин того времени, и не только того...
Сцена танца Наташи у дядюшки показывает ее любовь и близость ко всему народному. Она танцует, как настоящие русские женщины. Она восхищается и русской обстановкой, царящей в доме, и деревенской едой. И простой костюм дядюшки, на который она раньше смотрела с удивленьем и насмешкой, кажется ей не хуже фраков и сюрҭуков.
Наташа не понимает всей фальшивости, неискренности окружающего ее общества. Ей, в отличие от Пьера и князя Андрея, кажется, что все одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга. Наташе хочется всеобщей любви и дружбы. Она совершает в жизни немало опрометчивых поступков, но и в ее судьбе произошли собыҭия, открывшие для нее истинный смысл жизни. Во время войны 1812 года Наташа отдает подводы раненым, она самоотверженно ухаживает за князем Андреем. Наташа предстает перед читателем патриоткой, но не той, которые преобладаюҭ в салонах придворных дам, а истинной патриоткой России.
В эпилоге Наташа показана уже не той веселой, наивной девочкой. Она любящая и любимая жена, мать четверых детей. Она, бывшая модница, не обращает никакого внимания ни на свою одежду, ни на прическу. Это ее более не интересует. Думается, суть ее поведения в том, что женщина приблизилась к ответу на вопрос о смысле быҭия человеческого.
Так или иначе все герои Толстого стремились к духовному обновлению. Именно в годы всенародного бедствия проявились их лучшие человеческие и национальные черҭы, и они стали понимать, что главное назначение человека в служении людям, и только смерть обрывает его нравственные искания.

Права на сочинение "Герои Л. Н. Толстого в поисках смысла жизни" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на


Лев Николаевич Толстой говорил: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость".

Именно по этому высказыванию можно понять долгие поиски смысла жизни некоторых героев из романа-эпопеи "Война и мир".

Вопрос о смысле жизни волнует двух героев этого произведения - Андрея Болконского и Пьера Безухова: "Что дурно? что хорошо? что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, что такое я? Что такое жизнь, что смерть?.."

Сначала рассмотрим жизненные искания Андрея Болконского. С самых первых страниц романа мы видим огромное желание князя Андрея - служить родине. Он завидует превосходству Наполеона над многими и мечтает о своём Тулоне, о славе, подобной наполеоновской. "Ведь что же такое слава? - говорит князь Андрей. Та же любовь к другим". Величайшей целью его жизни становится не только слава, но и защита Родины от врага.

Жить, помогая людям, - вот идеал, пробудившийся в его душе. "...Я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать; но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу...я всех их (семью) отдам сейчас за любовь к себе людей..." Но после ранения ему приходит осознание того, что эта цель не та, к которой ему нужно стремиться. Когда его ранили, он упал, взглянул на небо и понял: "Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба..."; "...как же я не видел прежде этого высокого неба?"

После Аустерлицкого сражения Андрей твёрдо решил никогда более не служить. Теперь он был всецело поглощён семейными и хозяйственными делами и заботами.

У Болконского теперь другое отношение к жизни:"... я жил для славы... Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя". Но разговор с Пьером поменял отношение Болконского в другую сторону. Его светлый ум, сильный характер не давали Андрею жить размеренно, нму нужно было хоть что-то делать.

Пережив смерть жены и многие тягости жизни, которые случились с ним натот момент, князь Андрей решает переменить свой образ жизни и отправляется в Петербург. Там он сближается со Сперанским.

Через некоторое время Андрей едет на бал и встречает там Наташу Ростову. Эта милая девочка ассоциируется у него с правдой, чистотой души, и все государственные дела, как и Сперанский, кажутся ему мелкими и ничтожными по сравнению с чувством, которое он испытывал к Наташе. "Весь мир разделён для меня на две полоины... Одна - она и в этом всё счастье, надежда, свет, - другая половина - всё, где её нет, там всё уныние и темнота". Андрей пытается найти счастье в любви, но счастье это оказалось кратковременным.

Наиболее знаменательной вехой в жизни князя Болконского стала война 1812 года. Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единении с народом.

Параллельно с князем Андреем смысл жизни искал и другой персонаж - Пьер Безухов. Вначале его жизнь была полна развлечениями, пьянством и кутежами.Он совершает ошибку, женясь на Элен. Пьер поздно это понимает, их брак начинает разлаживаться и в итоге они разводятся. Но Пьер болезненно переживает разрыв с супругой. С этого момента он не реагирует на происходящее округ него.

По пути из Москвы в Петербург он встречает представителя масонства, рассказы об этом сообществе привлекают Пьера идеями "равенства, братства и любви". "жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться, этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу для других, только теперь я понял все счастие жизни".

Но позже Безухов осознаёт, что в масонстве присутствует ханженство, лицемерие, карьеризм.

Так же, как и для Андрея Балконского, кульминационным моментом в жизни Пьера Безухова становится война 1812 года. Попав в плен, он знакомится с Платоном Каратаевым - обычным крестьянским мужиком. Именно этот человек помогает понять Пьеру, что "... человек сотворён для счастья". Теперь многое меняется в отношении Пьера к жизни, он находит смысл жизни.

В эпилоге мы видим совершенно другого Безухова. Он пытается что-то предпринять для людей, избавить от крепостничества и самодержавия.

Оба героя мечутся из стороны в сторону, пытаясь найти ответ на мучавший их вопрос: в чём смысл жизни? Каждый из них ошибался, разочаровывался, боролся и искал своё место в жизни. Каждый в конечном итоге пришёл к своему видению смысла жизни. И каждый из них стал счастлив потому, что им удалось ответить на вопрос, так долго не дававший им покоя.

Огромного, поистине всемирного масштаба, и предметом его исследований всегда являлись человек, человеческая душа. Для Толстого человек - часть вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в попытках познать самое себя. Не случайно при чтении Толстого мы вспоминаем и термин, впервые введенный в литературоведческий обиход Н. Г. Чернышевским, - «диалектика души». По его словам, писателя больше всего интересует сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души...

Как показан этот процесс в бессмертном романеэпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»? Главная проблема, которую ставит в своем романе писатель, - проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, люди ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. Самый любимый и близкий писателю герой - Пьер Безухов. Подобно Андрею Болконскому, Пьер честен и высокообразован. Но если Андрей - рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов «на" тура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться». Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен;м извилист. Вначале из-за безрассудства молодости и под влиянием окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость иного пути.

В этот критический момент Безухов встречает масона Баздеева. Этот «проповедник» ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозномистического общества, которое призывало к нравственному совершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на улучшение жизни крепостных. Он собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы.

Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона. Так расставляет силы в этот момент автор.

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля во время знаменитого сражения. Здесь он понял, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Вид оживленных и потных мужиковополченцев, с громким говором и хохотом работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты». Еще более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им и молодости клятве: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

Так же неспокойны душевно и другие герои романа Толстого: Андрей Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на Бородинском поле, Наташа - когда становится женой и матерью, Николай - сделав карьеру военного. Судьбами героев романа Толстой подтвердил основную свою мысль: «Человек есть все... есть текучее вещество». В своем творчестве Л. Н. Толстой сумел выполнить главную задачу - уловить и показать момент текучести жизни.