Проблема отношения к прошлому прощание с матерой. Распутин прощание с матерой. Символика в повести Распутина «Прощание с Матёрой»

Можно ли сказать, что человек и природа никак не связаны? Конечно же, нет. Человек — дитя природы. И он должен быть благодарен ей за все, что имеет. Но то, как мы к ней относимся, говорит о человеческом равнодушии к миру природы. Экологическую проблему взаимоотношений человека и природы поднимает в тексте русский журналист и писатель В. М. Песков.

Автор, вспоминая детство, проведенное на берегах реки Усманки, сожалеет о том, что постигло эту мелкую речку, так много значащую для него. Также В. Песков рассказывает о своем путешествии по Америке, после которого он сделал вывод о том, что загрязнение рек — это лишь один из примеров потребительского отношения человека к миру природы.

Писатель глубоко обеспокоен будущим не только своей страны, но и всего мира: «А что будет на Земле завтра?» — спрашивает он.

По его мнению, загрязнение планеты — результат бездумного поведения человека.

Нельзя не согласиться с В. Песковым. Как мне кажется, если люди не прекратят вести себя так по отношению к природе, человечество просто погибнет, у него не будет этого «завтра», над которым задумывается писатель.

Но иногда бывает и наоборот. В погоне за завтрашним днем, в стремлении к техническому прогрессу люди порой не обращают внимание на нечто более важное — на свои истоки. К этой проблеме обращается еще один русский писатель — Валентин Распутин в повести «Прощание с Матерой», где он описывает переселение жителей деревни попадающей в зону затопления в связи со строительством ГЭС.

Особо ярко проблема взаимоотношений человека и природы раскрывается через образ Хозяина, который является воплощением страдающей от воздействия человека природы. В. Распутин в своей повести просит жителей Земли остановиться и подумать, что же они делают и к чему их поступки могут привести.

Не остается равнодушным к окружающему миру и Чингиз Айтматов. Его роман «Плаха» — предупреждение о том, что может постигнуть наш мир в случае безразличного и потребительского отношения в природным силам. Эта мысль раскрыта во многих эпизодах, в том числе, и в финале романа, где мы видим, как Бостон своими руками убивает сына. В представлении Айтматова человек и природа — единое целое, но люди стали об этом постепенно забывать.

В конце концов, это приведет к гибели человечества, ведь разрушая природу, мы разрушаем себя.

«Мы часть природы. мы дышим ею, питаемся ею, мы погружены в нее целиком, погружены до конца. В одно мгновение оторванный от природы человек погибает,» — в размышлениях Александра Меня мы видим отражение мыслей В. Пескова. Связь человека и природы очевидна. Природа дает нам силы жить и двигаться дальше, поэтому не стоит пренебрегать своим отношением к ней. Потеряв связь с природой, мы, в конце концов, потеряем себя.

Человек и природа в повестях В.Распутина «Прощание с матерой» и «Пожар»

«ВЕК ЖИВИ - ВЕК ЛЮБИ»

(ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОВЕСТЯХ В. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» И «ПОЖАР»)

Перед человечеством в конце XX столетия остро встала проблема выбора: либо голый практицизм, признающий лишь материальное благополучие, либо установка на духонные ценности, на опыт предшествующих поколении, на любовь ко всему живому на земле. Валентин Распутин относится к тем авторам, которые ставят эту проблему выбора с максимальной откровенностью и жесткостью. И это понято: от того, каким путем пойдет человек в своих взаимоотношениях с окружающим миром, с природой, зависит его ближайшее будущее.

Повесть Распутина «Прощание с Матерои» можно назвать повестью-предупреждением. Предупреждением о реальности исчезновения человечества как рода.

Каждый из нас знает, что он смертен, и проблему небытия мы в большинстве случаев решаем оптимистически: я умру, но будут жить мои потомки. Сейчас же наряду с таким традиционным пониманием жизни и смерти формируется повое миропонимание: мысль о возможности космической катастрофы. о гибели всей человеческой цивилизации в связи с ядерной и экологической угрозои. «Прощание с Матерои» выражает в художественной форме именно эту эсхатологическую концепцию: для героев распутинской повести конец света как будто уже наступил

Казалось бы, речь идет о «немногом»: как организованно и быстро провести затопление острова, необходимое в связи со строительством ГЭС на одной из сибирских рек. Однако для жителей Матеры (в основном это старые люди) переселение из затопляемой деревни, где прошла вся их жизнь, на новое место равносильно смерти. будто свет «пополам переломился». Раньше деревня «худо-бедно», но все же держалась «своею места» на яру у левого берега, «встречая и провожая годы» «И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне: уходили на погост одни, нарождались другие.» Крестьянин осознавал себя звеном в вечной движущейся цепи времен, событии, человеческих судеб Теперь же, когда Матера «сошла с привычного хода», ясно видится неестественность происходящего

Человек не должен творить насилие над окружающим миром. так как он посягает нс только на нс принадлежащие ему души деревьев, зверей, птиц, но прежде всего на самого себя. Если людей, подобных старухам Дарье, Настасье, Катерине, занимавшихся каждодневным созидательным трудом: сеяли и убирали хлеб, воспитывали детеи, обиходили скотину - можно уподобить царственному лиственю, которым островная Матера кренится к речному дну, то пожогщики (дома прежде, чем затоплять, нужно предварительно сжечь) - скорее сорная трава, «перекати-поле», люди. -забывшие о душе и совести.

Для распутинских старух в окружающей их действительности нет ничего случайного Они хорошо ощущают свою сращенность с природным миром. Чувство природы для них-гораздо большее, чем простое любование ее красотами. Нс любование, а любовь движет распутинскими героинями. Поэтому домашние животные, будь то конь, корова, кошка, естественно включаются в систему семейных отношении и видят в человеке своего нокровителя, защитника, хозяина в самом полном и глубоком значении этою слова. Такое любовное, а не потребительское отношение к живой твари, постоянная забота о ней очищают и самою человеческую душу. вносят в нее спокойствие и уверенность. Через природу и Дарья в «Прощании с Матерой», и старуха Анна в повести «Последний срок» чувствуют приток живительных сил, понимают свою причастность к бытию Вселенной. Поэтому их кругозор не замкнут крестьянским бытом. Возникает парадоксальная на первый взгляд ситуация: героини, жившие просто и естественно, на одном месте, как деревья в лесу, знают и понимают больше образованных, поездивших по свету людей. В споре с внуком Андреем, склонным к «перемене мест», старуха Дарья так объясняет свое преимущество: «Я мало видала, да много жила. На че мне довелось смотреть, я до-о-олго на его смотрела, а не походя, как ты». К этому надо добавить, что на жизнь Дарья смотрит не только своими глазами, но как бы мудрым взором предшествующих поколений, твердо знавших свое место в жизни.

Отчуждение от земли, невосприимчивость к веками накопленным духовным ценностям - вот главная причина невосполнимых моральных потерь, взаимонепонимания, тех бед, которые обрушились на человечество с победой бездушной цивилизации.

Гонимые со своей земли, насильственно вырванные из привычных обстоятельств бытия, ставшие «квартирантами» люди теряют себя, живут не своей, а чужой жизнью. «Ты это или не ты? А если ты, как ты здесь оказался?» - горестно размышляет о своей судьбе сын старухи Дарьи Павел Пинигин. «Не своим ходом живем» - таков лейтмотив повести «Прощание с Матерой». А вот персонаж по имени Петруха, который, не дожидаясь пожогщиков, преднамеренно опережая их, собственноручно сжигает родную избу. Горящая изба символизирует всеобщий пожар, самосожжение, саморазрушение России. Не случайно показываемое в произведении событие характеризуется необычайной обобщенностью: «Пылало так. что не видно было неба. Далеко кругом озарено было этим жарким недобрым сиянием. »

Разрушая природу, разрушаем себя, свое прошлое, настоящее и будущее. Эта мысль остро звучит и в повести «Пожар», которую можно рассматривать как сюжетное и логическое завершение «Прощания с Матерой». В «Пожаре» мы видим уже последствия тех социально-нравственных метаморфоз, которые произошли в результате уничтожения Матеры и подобных ей поселений. Двадцать лет стоит выстроенный поселок, собравший жителей нескольких затопленных деревень. Но люди воспринимают свою жизнь в нем как временное, переходное, бивачное состояние. Поселок строился наспех, без расчета на детей и внуков, и хотя дети и внуки появились, ослабло не только чувство рода, по и чувство самого себя. Люди «так разошлись всяк по себе, так отвернулись и отбились от общего и слаженного существования», что им прежде всего «себя. недостает». Отсюда- та легкость, с которой нарушаются границы добра и зла: «Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть» Процесс жизни, осмысление своего пребывания на земле как формы проявления космической мудрости, свойственное распутинским старухам, вылилось здесь в «процедуру жизни», в жизнь навыворот, которая и не есть жизнь человека и природы Понадобилось несчастье, пожар, чтобы осознать это

«Век живи - век люби» - так называется один из рассказов Распутина Люби природу, народ, свой род - все это не только однокренные слова, но и сферы бытия, друг без друга невозможные Восстановление единой родственной основы всего существующего на земле - первоочередная задача наших дней Воспримем ли мы предупреждение писателя, жестко и однозначно сформулировавшего эту задачу?

Тема защиты природы в современной прозе (Распутин, Айтматов)

В наше время существует огромное количество проблем. Но одно из важнейших мест занимает экологическая проблема.

Уничтожая природу, мы уничтожаем наше будущее и будущее наших детей. Экологическая ситуация постоянно ухудшается из-за человеческой глупости, жадности, недальновидности. Тема защиты природы волнует многих писателей. Она является ведущей в произведениях В. Астафьева, Ч. Айтматова, В Распутина и других авторов.

Философское осмысление проблемы взаимоотношений человека и природы - в романе Ч. Айтматова “Плаха”. В романе олицетворением природы выступает семья волков во главе с синеглазой волчицей Акбарой. Именно они, хищники, избраны писателем для роли обреченных на смерть существ. Гармония жизни в Моюнкумской саванне была взорвана “хунтой”. На стада сайгаков была устроена облава. “Изначальное равновесие” было нарушено: волки и сайгаки мчались рядом, объединенные общим стремлением уйти от врага - человека. В этой ситуации человек и зверь поменялись местами. Акбара увидела лицо человека, которое “явилось так близко и так страшно, что она ужаснулась”. Волчица увидела в человеке страшного зверя с бессмысленной жаждой убивать. Бессмысленное массовое уничтожение животных - это угроза земному процветанию, предвестие гибели живого мира. Автор доказывает мысль, что уничтожение природы сочетается с уничтожением всего человеческого в людях.

Природа мстит человеку, но ее месть не целенаправленна. Из-за жестокости одних страдают невиновные люди. Трагична судьба Бостона, человека честного, надежного, высокодуховного. Бостон знает и понимает природу. Он понимает “изнемогающее от горя сердце Акбары”, которая три раза потеряла потомство по вине человека. Бостон пытается вернуть волчат, унесенных из логова пьяницей Базарбаем, но это ему не удается. Когда волчица уносит сына Бостона, трагедия Моюнкумской саванны завершается. Бостон, стреляя в волчицу, нечаянно убивает своего сына. Убив сына, Бостон убивает свое будущее. Волчица и ребенок умирают вместе, чем доказывается единство всего живого.

Человек, по мысли писателя,- часть природы. Когда он перестает ощущать себя этой частью, нарушается гармония, что и ведет к катастрофе.

В повести В. Распутина “Прощание с Матерой” говорится о последних месяцах небольшой сибирской деревни. Старуха Дарья тяжелее всех воспринимает новость о том, что деревня, где прошла вся ее жизнь, должна быть затоплена. Дарья пытается сопротивляться, но плотина уже построена, и она не может ничего изменить.

Павел, сын Дарьи, задумывается о целесообразности решения, принятого “на верху”. Вспоминая, что затоплена будет “самая лучшая, веками ухоженная и удобренная” земля, Павел думает: “А не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы!”

Образ Дарьи напоминает об ином, более бережном отношении к жизни, природе, человеку, основанном на таких понятиях, как долг, помять, совесть. Ей понятно то, к чему многие остаются глухи. Она чувствует себя ответственной за все, что происходит вокруг, за Матеру, за землю, которая “всем принадлежит - кто до нас был и кто после нас придет”. Но главное беспокойство Дарьи - об утрате того, что человека делает человеком.

На наших глазах под воду уходит старая деревня, а с нею - вековой уклад, целый мир.

Уничтожение природы всегда влечет за собой последствия, одно из которых - необратимые духовные потери современного человека, оторванного от народных корней. Именно этой теме посвящено произведение В. Распутина “Прощание с Матерой”.

Человеку необходимо одуматься и понять, что без природы невозможна жизнь. А оберегать и защищать ее - это долг каждого. Именно этому и учит современная литература.

44307

Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В.Н.Распутина «Прощание с Матерой»)

Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой»(1976) описывает, казалось бы, самую обычную ситуацию – затопление маленькой старинной деревни на Ангаре. Но этот единичный случай приобретает в повести философский, общечеловеческий смысл. В произведении автор пытается найти решение многих проблем: судьба «малой родины», проблема взаимоотношений человека и природы, спор поколений, раздумья о нравственной судьбе народа.
Социально-философский смысл повести помогает понять разговор с чиновником, который звучит в начале произведения. Этот чиновник объясняет коренным жителям, почему необходимо переселение с острова: «У нас семьдесят точек под затопление и везде кладбища». Писатель В.Распутин посмотрел на эту «точку», ничем не выделяющуюся на карте, и показал, что с каждой подобной деревней уходит Россия. Простая человеческая судьба, пейзажные зарисовки получают здесь философское звучание.
Открывается повесть рассказом о прошлом Матеры. Неслучайно автор выбирает для деревни это название. Так зовется срединное течение реки в Сибири. Так определяется ее естественная, живая сила. Прилагательное «матерый» означает «старинный», «зрелый», «опытный». Корень этого слова – «мать». Все вместе эти понятия образуют единую систему. Задушевные авторские идеи звучат в устах одной из главных героинь повести – Дарьи. Она много прожила, повидала в жизни. Даже в старости ее отличает сильный, мужественный характер. Эта героиня ощущает себя частью природы, живой стихии. Она гармонично, целостно воспринимает мир. Старуха Дарья понимает, что вокруг происходит что-то не то, «свет переломился и переломился по старикам. Все сломя голову вперед бегут». Дарья еще не раз пожалеет современного человека за то, что он оторвался от своих корней, напрасно «жизнь раскипятил».
Человек думает, что победил природу, стал хозяином жизни. Но он уже давно не ее хозяин. Жизнь взяла верх, именно жизнь «погоняет человеком». В этих размышлениях Дарьи раскрывается важная философская проблема: люди становятся заложниками цивилизации, чужого способа мысли. Дарья не очерчивает этот вопрос целиком, но сердцем понимает, что в этом трагедия будущего поколения. Безоглядный век, беспамятство ведут к духовной смерти. Сама старуха живет памятью о родных и все свои действия соотносит с этой памятью.
С образом Дарьи связаны фольклорно-мифологические мотивы, придающие повести художественную многозначность. Природа в повести – источник нравственности, ответственности для человека. Показательна в этом отношении судьба Павла – сына Дарьи. Это не последний мужик в деревне, крепкий, хозяйственный. Но он даже не заметил, как пробежал в этой жизненной суете мимо самого главного. Форма монолога, исповеди показывает, в чем сын отошел от правды матери. Павел стоит на перепутье. Он утратил силу, опору, присущие Дарье, потерял связь с землей. Его несло прочь от природы вместе со всеми. Символично, что в конце повести он пытается отыскать Матеру в тумане, но так и не находит. Герои мечется не только внешне, но и душевно. Поэтому и его охватывает беспамятство.
Третий герой – Андрей, сын Павла. После армии он вернулся на Матеру, удивился здешней жизни и уехал в город работать на заводе. Свою позицию Андрей защищает так: «Нельзя на одном месте сидеть. Молодым хочется везде побывать, все посмотреть». Кажется, что его точка зрения оправдана, естественна. Но в споре со своей бабушкой он проигрывает. Именно у Дарьи есть нравственная сила, за ней стоит правда родной земли. Андрей пытается противопоставить свою позицию правде земли. Это и приводит героя к опустошению. Бегство человека с одного места на другое может привести к тому, что он потеряет свои корни. Так поступает Андрей. Он уезжает с Матеры и даже не оборачивается. Дарья не может так поступить. Она чувствует зов предков. Кульминация повести – ее монолог, который она произносит перед умершими людьми. За собой она чувствует строй многих поколений своих предков. Дарья ощущает себя лишь звеном в этой общей великой цепи. Итог ее размышлений: правда – в памяти.
Повествование открывается весенним пейзажем. Расколовшийся лед, пробудившиеся к жизни деревья, птицы, — все символизирует перемены. Но перемены эти далеко не к лучшему. Многие дворы в деревне заросли крапивой, остались заброшенными. Баба Настасья специально вновь посадила огород, «лишь бы отсрочить, обмануть себя». Природа и люди сосуществуют так близко, что подчас происходят неожиданные встречи: например, появление медведя на Матере.
Могучая вековечная лиственница, как дерево жизни, охраняет маленький мир деревни. Часто Дарья сравнивает жизнь человека с жизнью природы: «нет ничего на свете, когда что-то, будь то дерево или человек, доживает до бесполезности». Только Дарья видит Хранителя острова, «маленького, чуть больше кошки зверька». Во многом этот образ создан с помощью фольклорных мотивов. Каждую ночь Хозяин обходил свой остров. Он знал привычки, характер каждого обитателя деревни. Он прекрасно понимал, «что наскоро ставится, то скоро и старится», тому, кто не работал на этой земле, не жаль расставаться с ней. Так, в образе мифического Хозяина проявляется теснейшая взаимосвязь человека и природы.
Природа при этом показана как главенствующее начало, целостная стихия. Природа чувствует приближающееся несчастье. Хозяин острова видит суматоху, гибель бабы Катерины, но он понимает закономерности развития человека. Участь острова уже предрешена. Но его коренные жители не готовы, не понимают смысла новой жизни – вне острова, вне связи с землей. Они не привыкли жить на всем готовом, гнаться за наживой. Матера оживает лишь тогда, когда люди работают на земле, вкладывают в нее свою любовь и труд. Короткое оживление острова было связано с июньскими работами по хозяйству. Только в этот момент все жители почувствовали радость, отраду от того, что они делают сообща, вместе. Это было своеобразным прощанием с Матерой. А рядом с этим заповедным уголком уже шло наступление грозной, подчас разрушительной цивилизации. Она представлена в образе ГЭС. «Все на свете имеет смысл службы»,- говорят старожилы. Земля, опустевшая, одинокая, обречена в современном мире. Но не все жители готовы расстаться с землей, которая вырастила их. Старики не охвачены болезнью века – забвением, эгоизмом. Они чувствуют свою кровную связь с островом, не представляют своей жизни без него. Они сохраняют в себе «благость, человечность». Вместе с заповедной природой и обреченной деревней они глубоко переживают свое одиночество, ненужность в этом новом мире, где превыше всего ставится комфорт. Так, люди и природа разделяют одну трагическую судьбу. Сначала уничтожению подвергают могучий «листвень» с вековыми корнями – опору острова, так же легко рабочие разрушают и жизнь простых людей.
Заканчивается повесть символически. Петруха кричит в туман: «Ма-а-ать. Эй, Матёра-а!», прощальный тоскливый вой Хозяина сменяется звуком мотора, остров уже сгинул «в кромешной темноте тумана», а вместе с ним покинули людей память, покой и первозданная гармония.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Распутин В. / Прощание с Матерой / Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В.Н.Распутина «Прощание с Матерой»)

Смотрите также по произведению «Прощание с Матерой»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Проблема отношения человека к природе (ЕГЭ по русскому)

Природа – неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Однако каждый решает сам, как вести себя по отношению к ней. Так и Леонов в тексте задается вопросами: как человек относится к природе? Какие чувства она вызывает в нем?

Размышляя над поставленными вопросами, автор приводит в пример Ивана, для которого «нет ничего… томительней…, чем падение дерева, под чьей сенью посещали смутные грезы детства». Леонов отмечает трепетное отношение героя к окружающему миру. Автор хочет создать контраст, противопоставляя мальчику Кнышева, который «подзатягивает свое удовольствие», рубя сосну. Таким образом, Леонов хочет донести до читателя, что для одних уничтожение флоры – это трагедия, когда для других – обычное дело, не вызывающее никаких эмоций.

Действительно, одни люди чувствуют неразрывную связь с природой, стараются всячески помочь ей, а другие относятся к ней совершенно безразлично. Данную проблему не раз освещали в своих произведениях многие авторы. Например, Б. Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой Егор Полушкин – егерь, который ответственно и с любовью относится к своему делу. Он искренне забоится о лесе и озере. На собственные деньги герой покупает лебедей; прокладывая трубы, решает обогнуть муравейник, дабы не рушить его; не допускает произвола на доверенной ему территории. Полушкин искренне переживает за состояние природы. Предыдущий же егерь Бурьянов был полной противоположностью Егора.

Федор пускал браконьеров на охоту, воровал лесные богатства, продавал лыко, собранное там же. Этому герою чужда любовь к природе. Он ведет себя как потребитель, совершенно не переживая о том, что наносит большой ущерб. Таким образом, Васильев хотел показать, каким разным может быть отношение людей к природе.

Не оставил без внимания данную проблему и В. Распутин. В повести «Прощание с Матерой» он показал, как власти решили затопить остров ради строительства гидроэлектростанции. Им было все равно, что они лишают людей дома, а главное, губят целый мир Матеры с ее флорой и фауной. Местные пытались не допустить гибели острова, однако его всё равно затопили.

Властям было все равно на чувства жителей и гибель природы. Для них она являлась лишь источником ресурсов. Так, Распутин показал, как бездушное отношение к природе губит ее, несмотря на протесты тех, кто неравнодушен к ней.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать, что люди могут и не любить природу, но они не должны относиться к ней потребительски, ведь она является частью нашей жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Проблемы нравственности в современной литературе. Для Распутина труд человека на земле, живущего в согласии со своей совестью, - основа мировой гар­монии. Автор касается многих нравственных вопро­сов в своей повести, рассматривает проблемы связи поколений, истории и памяти народа, но судьба Ма­теры - ведущая тема этого произведения. Прощание с миром праведников, с матерью-прародительиицей вырастает в миф о гибели крестьянского мира. Крое тьян никто не спрашивает, хотят ли они переселить­ся в другую деревню. Все вещи, необходимые на Ма- тере, в городе не понадобятся. Надо бросать все нажитое и уезжать.

Жители по-разному отреагировали на такое реше­ние. Матера стоит на Ангаре триста лет. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут представить, как это - расстаться с Матерой. Им до­рог каждый уголок, здесь похоронены их предки. Де­ревня вымирает. На Ангаре строят плотину для элек­тростанции, и деревня вместе с кладбищем будет затоплена. Это для многих как конец света. Главная героиня повести, старуха Дарья, не может покинуть свою избу, украшает ее перед тем, как уйти. Все ком­мунальные удобства в городе не стоят того, чтобы убить память о родной земле.

Дарья осуждает других, прежде всего своего сына Павла и невестку, грозится молодежи, что они еще пожалеют, что забыли свою историю и покинули землю. Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он считает, что наука важнее природы и они долж­ны переселиться. Только старики понимают, что им суждено утратить, молодежь же радуется же пересе­лению.

Связь поколений нарушается. Сама природа про­тив грубого, бесцеремонного вторжения; могучий царский листвень не смогли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Но природа не вечна. Разрушая ее, человек Творит зло, которое оборачивается против него само­го. Остров Матера - это символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет в согласии с Бо­гом и с природой.

Старухи во главе с Дарьей отказываются пересе­ляться в новый поселок и остаются до смертного часа охранять свою святыню - крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни, потому что перед затоплением санитарная бригада должна сровнять кладбище с землей. Они становятся свидетелями того, как поджигают дерев­ню, но не верят, что это был поджог. В голове у них не укладывается, что хозяин может сам сжечь свой дом. Избы для них - живые, старухи обряжают их, как покойников перед смертью.

Павел понимает, что плотина - это необходи­мость, но не может понять, как можно такое сотво­рить с поселком. Он навещает Дарью в смутной на­дежде узнать истинный смысл бытия, но этот мир уже погибает. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин острова, отчаянный крик которого завершает повествование.

Отношение к природе, к родным местам - это от­ношение к Родине, к своей истории. Строится новый поселок, но в нем нет силы, которой питала крестьян родная земля. Вырастает поколение безответствен­ных, безнравственных людей, не понимающих, что они творят.

Размышления над социальным аспектом повести Прощание с Матёрой

В повести (1976) ведётся рассказ о событиях 50-60-х гг., когда по решению руководства страны на реке Ангаре, что в Сибири, возводилась Братская ГЭС. Этому грандиозному строительству сопутствовало ещё одно. Плотина, перегородив путь Ангаре, вы­нуждала людей на шаг, грандиозный по размаху и значимости: нужно было затопить разлившейся водой сотни километров пригодной для жизни территории, создав искусственное море.

В повести освещена жизнь островной деревни Матёры, ко­торая была расположена на острове посреди Ангары и имела то же название. В деревне и вокруг базировался совхоз, в котором десятилетия трудились и молодые, и старые жители. Жизнь текла своим порядком: старшие поколения сменялись моло­дыми, старые дома уступали место вновь построенным; и дома, и подворья богатели трудами своих хозяев. Судьба деревни показана через судьбу старшего поколения, стариков и старух, в чьей жизни запечатлелись черты биографии страны. Это старухи Дарья, Настасья со своим стариком Егором, Катерина с беспутным сыном Павлом. Есть и пришлые: безответная Сима с угрюмым внуком, к которому присохла душой. И дед Богодул, немногословный, суровый нравом, проживающий в заброшен­ном после колчаковцев бараке. Многие из старшего поколения не дождались своих сыновей после войны, а некоторые уже взрослые дети и внуки были настигнуты смертью из-за болез­ней и жизненных неурядиц. И остались старики, одинокие и се­мейные, доживать в Матёре в ожидании её последнего срока. Они возились с ребятишками, присматривали за огородами, по вечерам собирались для мирных бесед, для обсуждения своего житья-бытья. А среднее и молодое поколения трудились на большой земле, в городе и леспромхозовском посёлке, утверж­даясь в новых профессиях, осваивая иной, городской быт. Время было летнее, забот, связанных с землёй, множество. Нужно было убрать картошку на личных огородах и совхозном поле (в пер­вую очередь!), провести сенокос. Затопление предполагалось в середине сентября, и нужно было сделать очень многое: за­пастись сеном для коров, если удастся их пристроить на новом месте, собрать урожай, упаковать вещи, отделив необходимое от лишнего, а вещи приросли к людям, будь то нелепое корыто, или ружьё для охоты, или ненужная в эту пору гармонь.

Да, технический прогресс в обновлении жизни - процесс, объективно необходимый, но какой ценой он может быть до­стигнут? Вот и мудрая Дарья приходит к выводу, что торопли­вые, жадные до работы люди спешат, суетятся и в суматохе дней не могут остановиться и осмотреться, чтобы осмыслить счастье бытия, насладиться бесконечно дорогими моментами жизни. Да и не ясно, думает старуха, люди ли управляют работой или работа управляет людьми.

Переправлять на новое место людей, скот, вещи из домаш­него обихода дорого и хлопотно. Рушится сложившийся в те­чение десятилетий семейный уклад, разбредаются в поисках лучшей доли люди, ослабевают семейные связи.

А было ли должное внимание со стороны руководящих ра­ботников к жителям Матёры, а также к жителям ещё семидесяти деревень, подлежащих затоплению? Именно они и явились не­посредственными исполнителями государственных планов по преобразованию этих мест. Они - строители ГЭС, работники совхозов и леспромхоза, рабочие городских предприятий. Вот и построенный посёлок расположен на негодной для посевов земле. А где выращивать хлебные культуры? Ведь посёлок воз­ведён в пяти километрах от планируемого моря, которое могло бы сослужить добрую службу людям в будущем, если бы они жили рядом, а не вдали от него.

И экология посёлка не продумана: в подвалах домов полно воды, подворье в полторы сотки крохотное - где держать ко­рову и иную привычную живность? И хотя одинаковые дома и дворы создают картину порядка и стройности, не все пере­селенцы рады тому новому, что приходит в их жизнь. Выходит, бесценная Матёра, что вскормила не одно поколение, земля лишняя? Но ведь Бог, создавая землю, никому ни пяди не дал лишней. Значит, в этом величайшем по замыслу деле есть вто­рая, недобрая для людей сторона.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Прости нам, господи, что слабы мы,
непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он,
с человека же спросится”.
В.Г.Распутин

I. Орг. момент

II. Мотивация

Ребята, я хочу вам напомнить просмотр и обсуждение фильма “Мы из будущего”. (Просмотр коротких фрагментов).

При обсуждении этого фильма мы все обратили внимание на проблемы, поднятые его авторами. Сформулируйте их: (Слайд 1)

  • проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;
  • проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;
  • проблема истинного патриотизма;
  • проблемы совести, нравственности и чести.
  • Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши современники. Скажите, а в русской классической литературе поднимались подобные проблемы? Приведите примеры произведений (“Война и мир”, “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Слово о полку Игореве” и т.д.)

    Итак, мы выяснили, что есть проблемы, которые волнуют человечество на протяжении веков, это так называемые “вечные” проблемы.

    На прошлом уроке мы говорили о творчестве В.Г. Распутина, дома вы читали его повесть “Прощание с Матерой”. А какие “вечные” проблемы поднимает В.Г. Распутин в этом произведении? (Слайд 2)

  • Проблему человека, осознающего себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющего права порвать эту цепь.
  • Проблемы сохранения традиций.
  • Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти.
  • III. Сообщение темы урока, работа с эпиграфом

    (Слайд 4) Тема нашего сегодняшнего урока “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. Посмотрите на эпиграф к уроку. В уста какого своего героя Распутин вкладывает эти слова? (Дарьи)

    IV. Сообщение учащимся целей урока

    Сегодня на уроке мы не только поговорим об этой героине, (Слайд 5) но и

    • Проанализируем эпизоды повести, ответим на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока.
    • Охарактеризуем героев произведения и дадим им оценку.
    • Выявим особенности авторских и речевых характеристик в повести.

    V. Изучение нового материала

    1. Беседа с учащимися

    В повести показана деревня в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?

    Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом? (Может потому, что гибель Матёры - это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто?). Давайте рассмотрим образы героев произведения.

    2. Анализ образов повести

    Какой мы видим Дарью в начале повести? Почему к ней тянутся люди?

    (“Дарья имела характер, который с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за себя”. В каждом нашем поселенье всегда были и есть еще одна, а то и две старухи с характером, под защиту которого стягиваются слабые и страдательные.” Распутин)

    Почему характер Дарьи не измяк, не повредился? Может потому, что она всегда помнила заветы отца? (О совести стр.446)

    Просмотр видеосюжета о посещении Дарьи сельского кладбища.

    Что беспокоит Дарью? Не дает ей покоя? Какие вопросы ее мучают?

    (А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет). Дарья ощущает себя частью единой цепи поколений. Ей больно, что цепь эта может порваться.

    (И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?). Дарью можно назвать народным философом: она всерьез задумывается о смысле человеческой жизни, о его назначении.

    (И уже с трудом верилось Дарье, что она жива, казалось, что произносит она эти слова, только что познав их, пока не успели ей запретить их открыть. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни). Она находит свою жизненную правду. Она в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни. И это для Дарьи не просто слова. Сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один видеосюжет, а вы, просматривая его, подумайте: как этот поступок Дарьи подтверждает ее жизненную философию, прокомментируйте его.

    Видеосюжет “Прощание с избой”.

    Вывод. (Слайд 6) Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого нет памяти, у того нет жизни".

    б) Образы неравнодушных и безразличных к происходящему героев повести.

    Кто из героев произведения близок по взглядам и убеждениям Дарье? Почему? Приведите примеры из текста. (Схожи взглядами на жизнь, на происходящее, близки Дарье по духу баба Настасья и дед Егор, Екатерина, Симка, Богодул, так как они переживают происходящее, чувствуют ответственность за Матеру перед своими предками; они честны, трудолюбивы; живут по совести).

    А кто из героев противопоставлен Дарье? Почему? (Петруха, Клавка. Им все равно, где жить, их не коробит от того, что избы, построенные предками сгорят. Земля, возделываемая многими поколениями будет затоплена. У них нет связи с Родиной, с прошлым).

    (По ходу беседы заполнятся таблица)

    Работа с публикацией

    Откройте вторые страницы ваших публикаций. Посмотрите на речевые и авторские характеристики персонажей. Что вы можете сказать о них?

    Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и безразличные) (Слайд 7)

    О таких, как Клавка и Петруха Распутин говорит: “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”. - О подобных Дарье можно сказать, что они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. (на слайде после таблицы). Дома вам предстоит продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы.

    3. Анализ эпизода разорения кладбища (гл.3), заполненение СЛС.

    В сцене разорения кладбища мы видим столкновение жителей Матеры с рабочими-вандалами. Подберите нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы противопоставить героев повести и развести их по разные стороны. (Ответы учащихся)

    Т.о. мы видим, что автор противопоставляет рабочих жителям деревни. В связи с этим мне хотелось бы привести пример высказывания критика Ю. Селезнева, который говорит о земле как о земле-Родине и земле-территории: "Если земля - это территория и только, то, и отношение к ней соответственное". Землю-Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин на земле-территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая "всем принадлежит - кто до нас был, и кто после нас прейдёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…". Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…".

    Кто из героев относится к Матере как к земле-Родине, а кто как к земле-территории”? (По ходу беседы заполняется СЛС) (Слайд 8)

    Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.

    В.Распутин. Что в слове, что за словом?

    4. Возвращение к эпиграфу и работа с ним.

    (Слайд 10) Давайте вспомним эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    Я думаю, вы согласитесь со мной, что жители Матеры в этой ситуации – невинные жертвы. Жук и Воронцов – исполнители. Так с кого же спросится за эти бесчинства? Кто виноват в трагедии Матеры и ее жителей?

    (Люди, наделенные властью, с них и спросится).

    А понимают ли эти люди то, что делают? Как сам автор оценивает их действия?

    (Вспоминаем эпизод блуждания в тумане в поисках Матеры. Как будто автор говорит о том, что эти люди заблудились и не ведают, что творят).

    5. Вопрос об актуальности проблем, поднятых Распутиным.

    Ребята, посмотрите еще раз на тему урока: “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. О вечных проблемах мы сегодня говорили. Что это за проблемы? (учащиеся их называют).

    А что означает слово актуальные? (Значимые, важные и сейчас для нас)

    А какие актуальные проблемы поднимает Распутин в повести? (Экологические проблемы (защиты окружающей среды), проблемы “экологии души”: важно, кем чувствует себя каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений). А эти проблемы нас касаются? Насколько остро перед нами стоят проблемы защиты окружающей среды? (можно вспомнить эпизод с засыпанием нашего озера).

    Значит проблемы, поднятые Распутиным по праву можно назвать и вечными и актуальными? Я еще раз хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    За все дела и поступки наши обязательно спросится с каждого из нас.

    VI. Подведение итогов

    Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

    VII. Домашнее задание

    1. Написать сочинение-миниатюру: “Память и ее нравственные проявления в юношеском возрасте”.
    2. Заполнить таблицу “Символы, помогающие раскрыть авторский замысел”.
    3. Продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы (стр.2).

    В своей повести "Прощание с Матерой" В. Распутин исследует национальный мир, его систему ценностей и его судьбу в кризисном ХХ веке. С этой целью писатель воссоздает переходную, пограничную ситуацию, когда еще не наступила смерть, но и жизнью это назвать уже нельзя.

    Фабульно произведение нам рассказывает об острове Матера, который должен затонуть в связи с построением новой ГЭС. А вместе с островом должна будет исчезнуть и та жизнь, которая складывалась здесь в течение трехсот лет, то есть сюжетно эта ситуация изображает гибель старой патриархальной жизни и воцарение жизни новой.

    Вписанность Матеры (острова) в бесконечность природного миропорядка, ее нахождение "внутри" него дополняется включенностью Матеры (деревни) в движение исторических процессов, не столь согласованных, как природные, но наряду с ними являющихся органической частью человеческого существования в этом мире. Триста с лишним лет Матере (деревне), видела она казаков, плывших ставить Иркутск, видела ссыльных, арестантов и колчаковцев. Важно, что социальная история деревни (казаки, ставящие Иркутский острог, торговые люди, арестанты, колчаковцы и красные партизаны) обладает в повести длительностью, не столь протяженной как природный миропорядок, но предполагающей возможность существования человека во времени.

    Соединяясь, природное и социальное вводят в повесть мотив естественного существования Матеры в (острова и деревни) в едином потоке природного и исторического бытия. Этот мотив дополняется мотивом вечно повторяющегося, бесконечного и устойчивого в этой повторяемости круговорота жизни (образ воды). На уровне авторского сознания открывается момент прерывания вечного и естественного движения, а современность предстает как катаклизм, преодолеть который невозможно, как смерть прежнего состояния мира. Таким образом, затопление начинает означать не только исчезновение природного (Матеры-острова), но и этического (Матеры как системы родовых ценностей, рожденных и нахождением в природе, и нахождением в социуме).

    В повести можно выделить два плана: жизнеподобный (документальное начало) и условный. Ряд исследователей определяет повесть "Прощание с Матерой" как мифологическую повесть, в основе которой лежит миф о конце света (эсхатологический миф). Мифологический (условный) план проявляется в системе образов-символов, а также в сюжете повести (название острова и деревни, Листвень, хозяин острова, обряд проводов покойника, лежащий в основе сюжета, обряд жертвоприношения и т.д.). Наличие двух планов - реалистического (документально-публицистического) и условного (мифологического) является свидетельством того, что автор исследует не только судьбу конкретной деревни, не только социальные проблемы, но и проблемы бытия человека и человечества вообще: что может служить основой существования человечества, современное состояние бытия, перспективы (что ждет человечество?). Мифологический архетип повести выражает представления автора о судьбе "крестьянской Атлантиды" в современной цивилизации.


    В своей повести В. Распутин исследует прошлую национальную жизнь, прослеживает изменение ценностей во времени, размышляет над тем, какую цену заплатит человечество за утрату традиционной системы ценностей. Основные темы повести - темы памяти и прощания, долга и совести, вины и ответственности.

    Семья воспринимается автором как основа жизнедеятельности и сохранения родовых законов. В соответствии с этой идеей писатель выстраивает систему персонажей повести, которая представляет собой целую цепочку поколений. Автор исследует три поколения, родившихся на Матере, и прослеживает их взаимодействие между собой. Распутин исследует судьбу нравственных и духовных ценностей в разных поколениях. Наибольший интерес Распутин испытывает к старшему поколению, потому что именно оно является носителем и хранителем народных ценностей, которые цивилизация пытается уничтожить, ликвидировав остров. Старшее поколение "отцов" в повести - это Дарья, "самая старая из старых", старуха Настасья и ее муж Егор, старухи Сима и Катерина. Поколение детей - это сын Дарьи Павел, сын Катерины Петруха. Поколение внуков: внук Дарьи Андрей.

    Для старух неминуемая гибель острова - это конец света, так как они не мыслят ни себя, ни своей жизни без Матеры. Для них Матера - это не просто земля, но это часть их жизни, их души, часть общей связи с теми, кто ушел из этого мира и с теми, кто должен прийти. Эта связь и рождает у стариков ощущение того, что они - хозяева этой земли, а вместе с тем и ощущение ответственности не только за родную землю, но и за умерших, которые им эту землю доверили, а они не смогли ее сохранить. "Спросют: как допустила такое хальство, куда смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальет, навроде тоже как я виновата", - размышляет Дарья. Связь с предыдущими поколениями прослеживается и в системе нравственных ценностей.

    Материнцы относятся к жизни как к службе, как к некоему долгу, который нужно нести до конца и который они не вправе перекладывать на кого-либо другого. Существует у материнцев и своя особая иерархия ценностей, где на первом месте стоит жизнь в согласии с совестью, которую раньше "сильно отличали", не то, что в нынешнее время. Таким образом, основами такого типа народного сознания (онтологического миропонимания) становятся восприятие природного мира как одухотворенного, признание своего определенного места в этом мире и подчинение индивидуальных устремлений коллективной этике и культуре. Именно эти качества помогали нации продолжать историю и существовать в гармонии с природой.

    В. Распутин отчетливо осознает невозможность такого типа миропонимания в новой истории, поэтому он пытается исследовать и другие варианты народного сознания.

    Период тяжелых раздумий, смутного душевного состояния переживают не только старухи, но и Павел Пинигин. Его оценка происходящего неоднозначна. С одной стороны, он тесно связан с деревней. Приезжая в Матеру, он чувствует как за ним "смыкается время". С другой стороны, он не чувствует той боли за родной дом, которой переполнены души старух. Павел осознает неизбежность перемен и понимает, что затопление острова необходимо для всеобщего блага. Свои сомнения по поводу переселения он считает слабостью, ведь молодым "и в голову не приходит сомневаться". Этот тип мироощущения еще хранит в себе существенные черты онтологического сознания (укорененность в труде и доме), но в то же время смиряется с наступлением машинной цивилизации, принимая заданные ею нормы существования.

    В отличие от Павла, по мнению Распутина, молодые совсем потеряли чувство ответственности. Это можно увидеть на примере внука Дарьи Андрея, который уже давно покинул деревню, работал на заводе и теперь хочет попасть на строительство ГЭС. У Андрея своя концепция мира, согласно которой будущее ему видится исключительно за техническим прогрессом. Жизнь, с точки зрения Андрея, находится в постоянном движении и от нее нельзя отставать (стремление Андрея ехать на ГЭС - передовую стройку страны).

    Дарья же в техническом прогрессе видит гибель человека, так как постепенно человек будет подчиняться технике, а не управлять ей. "Маленький он, человек", - говорит Дарья. "Маленький", то есть не набравшийся мудрости, далекий от безграничного ума природы. Он еще не понимает, что не в его власти управлять современной техникой, которая раздавит его. В этом противопоставлении онтологического сознания Дарьи и "нового" сознания ее внука открывается оценка автором технократических иллюзий переустройства жизни. Симпатии автора, безусловно, на стороне старшего поколения.

    Однако не только в технике видит Дарья причину гибели человека, но, главным образом, в отчуждении, удалении его от дома, родной земли. Не случайно так обидел Дарью отъезд Андрея, который даже не взглянул ни разу на Матеру, не прошелся по ней, не простился с ней. Видя ту легкость, с которой живет молодое поколение, попадая в мир технического прогресса и забывая нравственный опыт предыдущих поколений, Дарья задумывается над истиной жизни, пытаясь найти ее, потому что чувствует свою ответственность и за молодое поколение. Эта истина открывается Дарье на кладбище и заключается она в памяти: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".

    Старшее поколение в современном обществе видит размывание границ между добром и злом, соединение этих начал, несовместимых друг с другом, в единое целое. Воплощением разрушенной системы нравственных ценностей явились так называемые "новые" хозяева жизни, разрушители кладбища, которые расправляются с Матерой, как со своей собственностью, не признавая права стариков на эту землю, следовательно, не считаясь с их мнением. Отсутствие ответственности у таких вот "новых" хозяев просматривается и в том, как был построен поселок на другом берегу, который строили не с расчетом на удобство жизни для человека, но с расчетом быстрее закончить стройку. Маргинальные персонажи повести (Петруха, Воронцов, разрушители кладбища) - следующий этап деформации народного характера. Маргиналы ("архаровцы" в "Пожаре") - это люди, у которых нет почвы, нет нравственной и духовной укорененности, поэтому они лишены семьи, дома, друзей. Именно такой тип сознания, по мнению В. Распутина, рождает новая технологическая эра, завершающая позитивную национальную историю и означающая катастрофу традиционного уклада и его системы ценностей.

    В финале повести происходит затопление Матеры, то есть разрушение старого патриархального мира и рождение нового (поселок).